ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ХРИСТИАНСТВАДВА ВЕЛИКИХ ПРОЦЕССАВ последние годы, с приближением 2000-летия Рождества Христова, с ускоряющимися темпами расло ощущение предъюбилейной атмосферы. Однако, подлинная суть этой большой круглой годовщины слишком затемнялась двумя довольно пошлыми темами: приготовлениями к сенсуальному празднованию самой по себе календарной даты (которой даже придавался некий магический характер, несмотря на ее хронологическую условность), омрачаемыми "компьютерными" заботами, связанными со своевременно недостаточно предвиденными технологическими последствиями скачка натри нуля в цифре нового года, и вызванными этим колоссальными расходами. Любая историческая дата является кратким моментом времени, в котором пересекается вся предыдущая история с перспективами на будущее. С человеческой точки зрения исторические перспективы еще отнюдь не предопределяют будущую историю, хотя и могут в смутных контурах перечислить некоторые варианты общих направлений ее возможных движущихся во времени сценариев (на подобие кинематографических). Однако, перспективы Христианства, указанные в самом его начале, имели существенно иной характер. Сам Господь Иисус Христос, чье Рождество отмечается в двухтысячный раз (к чему и сводится, в конечном итоге, этот юбилей), указал: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам." (Матф. 24, 14). Но, "... возстанут лжехристы и лжепророки и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам." (Матф. 24, 24 - 25). В данном случае, предвидение предопределяет две перспективы: вселенской проповеди Евангелия и реакционных восстаний против этой проповеди, "чтобы прельстить". Однако, само по себе "прельщение избранных" не предопределяется: оно лишь "возможно", ибо зависит также и от свободной воли прельщаемых, а не только от прельстителей. Длинная цепь этих "прельстительных возстаний" началась одновременно с началом проповеди Евангелия. Апостол Павел точно указывает: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь." (2 Солун. 2. 7). Тогда "пошлет им Бог действие заблуждения, так что он и будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду". (2 Солун. 2, 11 и 12). Так и произошло в течение прошедших двух тысяч лет Христианства - вся история человечества двигалась между этими двумя основными историческими процессами: проповеди Евангелия Царствия Божия во всей вселенной и указанной реакцией на эту проповедь. История этой проповеди и этой реакции на нее (путем "возстаний и заблуждений", в общих рамках "тайны беззакония") и является историей этих двух тысяч лет, каковую и нужно отметить в эту годовщину. МЕСТО ЗАРОЖДЕНИЯТаким образом, прежде чем предполагать и программировать перспективы на будущее, необходимо правильно понять уже свершившиеся пути прошлого. Оно состоит из трех элементов: изначальной позиции, последующих процессов и современного положения. Исходная, конкретная историческая обстановка, в которой явилось Христианство две тысячи лет тому назад. складывалась из трех объективных реальностей: еврейского народа, эллинистической культуры и римского государства. Начало проповеди Христианства и начало реакций на эту проповедь и произошли в рамках этих исторических обстоятельств. После первых фарисейских гонений, вскоре начались гонения на Христианство и со стороны римского государства. И почти одновременно начались первые умственные "прельщения", возникшие в общей интеллектуальной атмосфере тогдашней эллинистической культуры. За гностицизмом, появились и другие ереси, самая распространенная из каковых была арианская. Однако, несмотря на это, вселенская проповедь Евангелия началась именно в среде еврейского народа, главным образом в его сильно элленизированной диаспоре, рассеянной по всей Римской Империи. И получилось так, что эта Империя, неоднократно преследовавшая явившееся в ней Христианство, сама оказалась в чрезвычайной необходимости спасения через преображение. И только Христианство могло преобразить тогда - как и сегодня - сгустившееся до нетерпимости кризисное положение в тогдашнем цивилизованном мире. Это преображение привело к установлению нового синтеза предыдущих положительных достижений человечества в рамках новой Христианской культуры, в рамках преображенного святым Константином Великим Римского государства. Одновременно была ниспровержена и страшная ересь арианства и окончательно определен Христианский Символ Веры, как оплот Православия от будущих проявлений старых и новых ересей. Учреждение Христолюбивого Воинства, а затем и созыв Вселенских Соборов святым Константином Великим, предшествовали установлению Христианской Макроконституции святым Юстинианом Великим через сто лет. В своей Шестой Новелле о благой симфонии (благосозвучии) между священством и государством, Юстиниан Великий синтетизирует эллинскую политическую теорию с римской государственной юридической и политической практикой и терминологией. От священства он требует "верности Богу и непорочности", а от государства "правильного политического режима" (по Аристотелю) и "порядочности и компетентности правителей" (по Платону). Только после достижения этих пяти условий, наступает благая симфония, на "благо роду человеческому". Но, фактически, он одновременно возвращается на почву ветхозаветной симфонии, учрежденной пророком Моисеем, раздвоившем свои функции и передавшем первосвященство своему брату Аарону и его наследникам. (Именно в этом назначении царь Иоанн Грозный метко подметил историческое начало"братской" симфонии между священной и государственной властями). После Катастрофы 1917 года в России, в мире до сих пор нет больше "благой симфонии". Таким образом, Христианская Церковь вступила на свой исторический путь в лоне Римской Империи. "В этом провиденциальная роль Римской империи Августа, и благодатная память о ней Церкви Православной так внушительно запечатлелась для нас в стихирах Рождества Христова". (А. В. Карташев. Вселенские соборы. Париж, 1963, стр. 533.) Другой русский писатель (Д. С. Мережковский) отметил тот факт, что сам Господь Иисус Христос в своей проповеди, сохраненной Евангелиями, упомянул лишь одно историческое имя (кроме, конечно, ветхозаветных авторов); Кесаря. Однако, как было сказано, два основных исторических процесса последних двух тысяч лет были вселен* сними, то есть всемирными. Хотя они и зародились в исторических и географических рамках Империи, они всеже никак не могли навсегда остаться заключенными только лишь в ее границах. Правда, Империя сама себя тоже зачастую называла вселенской, но это было лишь одно из значений - наиболее узкое - этого слова. Ведь, кроме двуязычных граждан греко-римской "экумени" (имперской вселенной), на ее окраинах жили и другие "языки", а вне ее - варвары. Исторические же процессы после Рождества Христова должны были охватывать "все народы". ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИВсемирное распространение этих двойственных процессов (проповеди Евангелия Христова и антихристианских восстаний и прельщений) происходило разнообразными путями. Для упрощения, можно отметить следующие главные направления: 1. Вторжение варваров на территорию Империи, с последующими созданиями новых государств и наций. Так были созданы практически все западно-европейские страны, как на территориях бывших имперских провинций, так и вне их, причем все эти новые государства брали для себя прообразом Империю святого Константина Великого, ее мировоззрение и ее символику, в первую очередь символику Креста Господня. Все они унаследовали, в той или иной мере. те или иные достижения античной цивилизации. Христианство к ним пришло тоже из Империи, но, к сожалению, в сопровождении антихристианских ересей и расколов, каковые и начали, уже тогда, постепенно и подспудно подтачивать это наследие и мировоззрение. А сегодня, уже открыто, стали подменять также и еще сохранившуюся христианскую символику гностическими и антихристианскими знаками. 2. Откол целых областей Империи сперва от Православия, а затем и от самой Империи. Именно те провинции Империи (Египет, Сирия), где особенно утвердились в середине шестого века монофизитская и несторианская ереси, подпали сравнительно легко через сто лет под власть Ислама, возникшего вне Империи, в Аравии. Возможно, что без помощи этих ересей, экспансия Ислама никогда бы не достигла такого размаха, захлестнув навсегда и всю цветущую православную Римскую Северную Африку, оставившую нам свое непреходящее наследие в виде постановлений и правил Карфагенских Соборов. Однако, пути Господни неисповедимы. Через покоренные арабами Сирию и Египет, и даже несмотря на гибель Александрийской библиотеки и университета, античная культура, в христианском преломлении, так или иначе вошла в состав тогдашней арабской цивилизации. Больше того, именно через арабскую цивилизацию и перевод на арабский язык античных мыслителей и ученых (в Византии переведенных с греческого на сирийский язык), многие их философские и научные труды были спасены для Человечества. В том числе и сам Аристотель попал в Западную Европу из мавританской Испании по цепи этой культурной эстафеты четырех языков: греческого, сирийского, арабского и, наконец, латинского. В частности, сам Фома Аквинат писал в 13-ом веке свои комментарии на Аристотелевскую философию на основании таких многоступенчатых переводов. Конечно, потеря восточных и североафриканских провинций была трагедией для Христианства, но Восточная Римская Империя сумела тогда не только восстановить свое внутреннее равновесие после этих потерь, но и с большой политической мудростью добиться известного "статус-кво" ("сосуществования") с Арабским миром, в том числе и на территории Святой Земли. Каковой был резко нарушен лишь так называемыми "крестовыми" походами Запада, уже после его отпадения от Православия в 1054 году. Эти походы не потеснили и не нанесли никакого исторически значительного ущерба Исламу, но были началом устремления Западной Европы на Православный Восток для уничтожения последнего. Этот каинов комплекс Запада, продолжающийся и поныне, был затем назван по-немецки "Drang nach Osten". За 14 лет до Первого похода, начавшегося в 1096 году, Западом была предпринята и первая попытка захвата Албании, как плацдарма для дальнейшей агрессии на Восток. 3. Отступление Римской Церкви от Православной Империи и от церковного и имперского закона о "доброй симфонии между священством и государством" во второй половине 8-го века. В 756 году папа римский стал также и земным князем, получив незаконно от франков имперские территории в Италии. В 778 году папа Адриан просит у франков еще больше территорий, обосновывая эти претензии на подложном документе, исходившем, якобы, от самого императора святого Константина Великого. А в 781 году папы впервые начинают чеканить монеты с собственным изображением, вместо изображения царствующего императора, и помечать папские документы годами правления данного папы. Повидимому именно этот момент имеет ввиду английский историк Арнолд Тойнби, когда он пишет в начале своего многотомного исторического исследования, что Западноевропейская цивилизация начинается с конца восьмого века: "До этого, мы еще видим на ее территории имперские структуры". В свою очередь, Ф. М. Достоевский, в "Легенде о Великом Инквизиторе" в "Братьях Карамазовых", указывает те же времена, как начало попытки Рима "объявить лишь себя царями земными, царями едиными", через поклонение "страшному и премудрому духу". Для этого "мы должны будем лгать", предвозвещает Великий Инквизитор. За таким идеологическим креном последовал и крен геополитический, вплоть до наших дней. 4. Присоединение к Христианской Культуре новых народов, сразу после выше отмеченных утрат и отступлений. Символически, в самый год основания Русского Государства в Новгороде в 862 году, в Византии начинается перевод Евангелия на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, каковой перевод ведет к созданию Церковно-славянского языка. (Сегодня намеренно неправильно называемого на Западе, даже самим папой Римским, "старо-славянским". Старо-славянский язык был общим языком всех славян до их расселения и разделения на Западных, Южных и Восточных.) Крещение Руси в 988 году в Киеве ведет к созданию 61-ого митрополичьего округа Константинопольского Патриархата, уже тогда названного по-гречески "Росией". и к просвещению Руси. В результате этого христианского просвещения, Россия со временем явила миру величайшую культуру, каковая и доселе стоит заслоном на путях антихристианской реакции и нравственного регресса, несмотря и наперекор многим и разнообразным каиновым походам. И другие славянские земли были тогда просвещены светом Евангелия из Константинополя. Сегодня Сербия и Болгария крепко держатся этого просвещения, хотя труды святых Кирилла и Мефодия и их учеников в Чехии, Словакии и даже Польше были затем присвоены себе Западом. : 5. Открытие "новых земель" западными христианскими государствами, вскоре после падения Константинополя. Первые проявили почин Испания и Португалия, из всех отколовшихся от Православия западных стран тогда еще больше всего сохранявших подлинную суть Христианства. Именно эти две страны разнесли по всей вселенной, по всем народам, имена христианских праздников и христианских святых, давая их новооткрываемым странам и создаваемым в них новым городам. Эти имена городов и доселе красуются на картах вселенной, и в большинстве своем сохраняют испанский и португальский языки, являющиеся прямыми отпрысками латинского. У этих языков и сегодня имеется большое будущее. А затем и другие западно-европейские народы, главным образом Англия и Голландия, тоже вступили на путь присоединения всей всемирной вселенной к тогда еще в значительной мере христианской европейской "вселенной". Конечно, на этих путях было совершено и немало злых дел, но именно через эти процессы было достигнуто сегодняшнее общее положение в мире, каковой поистине стал "одним миром". Россия тоже приняла очень важное участие в этих процессах смычки всего мира, начиная с присоединения Сибири при царе Иоанне Грозном, и кончая Аляской, с продвижением до Калифорнии, тогда еще испанской. (Что дало повод Горбачеву сказать, во время его посещения Испании, что Россия и Испания тогда имели в Америке общую границу.) А также и открытием Антарктики. При этом необходимо, правды ради, подчеркнуть, что православная Россия в этих процессах вела себя более по-христиански, чем Западная Европа. 6. Создание совершенно "новых" государств в новых землях, начиная с Соединенных Штатов Северной Америки в 1776 году. Эти государства уже не были "константиновскими", хотя они и не смогли обойтись без некоторых политических понятий и терминов греко-римского права, но в неогностическом преломлении. В Декларации независимости США все же упоминается Бог, а в Аргентинской конституции указывается, что Бог является "источником всякой правды и всякого разума". Отделение испанских вице-королевств и территорий в Америке от Испанской Монархии в начале 19-го века, в результате процессов вызванных Французской революцией, тоже вписывается в создание этих "новых государств", у которых также были подрублены их исторические корни, хотя и сохранились те или иные юридические прецеденты. Именно эта ампутация корней и вызвала необходимость написания новых конституций, являющихся на самом деле "новым началом" (по-испански "borron y cuenta nueva", буквально: "зачеркивание прежнего и новый счет"). Ту же цель преследовал и все новые искусственно писаные (или списываемые подсунутых чужих шпаргалок) конституции в России закрепить произведенные ампутации и самозванно упразднить нашу историческую конституцию, органически развивавшуюся в течение одинадцати веков. В результате всех этих, весьма сложных и длинны, процессов, к 2000-му году и создался "новый мировой порядок", называемый также и глобальным. Сегодняшний мир можно условно, для более удобного анализа современного положения, подразделить на четыре части: часть, состоящую из иных, не христианских религий (мусульманской, индусской, буддийской и т. д.), западное христианство (римо-католичество, протестантство и некоторые христианские и псевдохристианские секты), православные страны и области, и, наконец, антихристианскую часть, вкрапленную по разному и в разных размерах во все три первые части. Какие перспективы (и планы) на будущее стремятся осуществить сегодня эти части мира? Антихристианские силы сегодня объединились политически уже совсем открыто. Их планы довольно ясно выражает Трехсторонняя комиссия. Этим планам посвящен перевод в этом номере "Кадетского письма " статьи из югославянского свободного эмигрантского журнала "Искра", выходящего в Англии. "НРАВСТВЕННАЯ НОЧЬ"О планах Римской Церкви, тайными узами частично связанной с планами Трехсторонней комиссии, уже давно открыто говорится. Во время чрезвычайной консистории кардиналов Римской Церкви, состоявшейся 1994 году, папа Иоанн Павел Второй предложил собравшимся 114 кардиналам ряд юбилейных встреч и актов в связи с приближавшимся 2000-ым годом. Эта годовщина уже тогда стала привлекать больше внимание. Тысячу лет тому назад, в Западной Европе, тогда еще православной, первое тысячелетие Христианства тоже вызывало большое волнение. Уже древние римляне торжественно отмечали столетия, считая, что каждый человек может праздновать "исполнение века" лишь один раз в своей жизни, как о этом каждые сто лет возвещали трубачи на улица Рима, приглашая всех жителей принять участие в "секулярных празднествах". Древние евреи отмечали "юбилеи", то есть пятидесятые годы, следующие за исполнением "семи годовых седмиц", после которых наступав пятидесятый, юбилейный год: "И насчитай себе сем субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет... и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ея: да будет это у вас юбилей". (Левит. 25, 8,10.) В 1300 году папа римский, Бонифатий Восьмой учредил первый юбилейный год в Римской Церкви, каковые с тех пор именуются "святыми годами". Только по римской традиции, тогда было установлено, что праздноваться они будут не каждые 50, а каждые 100 лет. Но, уже ближайшие его преемники сократили это число на 25 лет, для того чтобы не лишать целые поколения возможности принять участие в таких редких событиях. В 1994 году пала заявил, что "кульминационным моментом" приготовлений к "началу третьего тысячелетия Христианства" уже был состоявшийся 30 лет до этого Второй Ватиканский собор (1962-1965). Осуществление указаний этого собора и является "основным критерием" для подготовки наступающего юбилея, ибо "экуменический диалог является одной из фундаментальных задач (Римской) Церкви в перспективе 2000-го года". В своем слове перед кардиналами, папа уже тогда отметил необходимость "смелого признания виновностей и упущений" Римо-Католической Церкви. В ответ, собравшиеся кардиналы высказали мнение, что глубокое размышление о "нравственной ночи", в которой находится современное общество, является более необходимым, чем самокритика Римской Церковью своих ошибок в прошлом. Англоязычные кардиналы подчеркнули, что "гораздо легче сожалеть об ошибках прошлого, чем анализировать ошибки настоящего". Поэтому, в дебатах кардиналов преобладала ориентация отдать предпочтение "анализу светлых и теневых сторон современности", вместо того. чтобы "пересматривать критически историю Церкви". Как сообщило итальянское агентство печати из Ватикана, кардиналы считают, что "2000-ый год должен быть, прежде всего, оказией для того, чтобы приблизить католический мир к миру православных христиан". Однако, именно для этого Римской Церкви все-же будет невозможно обойтись без критического анализа своих, упомянутых папой, "виновностей и упущений", ибо из них как раз и вытекает отчуждение "католического Запада от православного Востока". Наступлению сегодняшней "нравственной ночи" предшествовали нравственные сумерки. "Анализ ошибок настоящего" предполагает предварительный анализ предыдущих ошибок, из которых и вытекают сегодняшние ошибки. "Наступление нравственной ночи в мире", на которое жалуются римские кардиналы, вообще стало возможным благодаря расколу 1054 года, а еще до этого, отходу папства от Православной Империи и от Симфонии. Эта ночь последовала за гибелью православной Восточной Римской Империи, а затем, уже в наши дни, за падением православного Русского Царства. К обоим падениям так или иначе имела какое-то отношение и Римская Церковь. Авторитетными византинологами давно установлено, что основным толчком к упадку Византийской Империи послужило предательское нападение Четвертого "крестового" похода на Константинополь в 1204 году. Святыни, храмы и дворцы Константинополя тогда были осквернены и основательно разграблены западными "союзниками" и "братьями" по вере. До сих пор в Венеции над входом в собор святого Марка красуется колесница вывезенная тогда из Царьграда, а в южно-итальянском порту Амальфи гиды местного собора и сегодня с гордостью похваляются его художественными металлическими воротами, "снятыми амальфскими "крестоносцами" с одного константинопольского храма". Вскоре после этого, в 1242 году, римо-католический Орден тевтонских меченосцев предательски вонзил свой меч в спину России, только что подвергшейся татарскому нашествию. В 1380 году генуэзские отряды сражались в татарских рядах на Куликовском поле, а в 1612 году польские интервенты, под иезуитским руководством, даже заняли Москву. Через двести лет после этого, святыни и храмы Москвы подверглись осквернению и грабежу со стороны "двунадесяти языков", главным образом римо-католического Запада, под руководством его императора, коронованного папой. А во время крымской войны, парижский архиепископ Мария Доминик Огюст Сибур заявил в своем окружном послании, что эта "война... не есть война политическая, но война священная... все другие основания, не более как предлоги, а истинная причина есть необходимость отогнать ересь Фотия, укротить, сокрушить ее;... такова же была скрытая цель и всех предыдущих походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом". А уже после большевицкой революции, Леонид Федоров, римо-католический экзарх в России, утвержденный палой Бенедиктом Четвертым, заявил, что "когда произошла октябрьская революция, весь католический клир, в конце концов, свободно вздохнул". Действительно, конвергирующие походы Ленина из Берлина и Троцкого из Нью-Йорка, по своим результатам, оказались самыми гибельными для России. Сегодня, в год 2000-летия, никак нельзя избежать необходимости установить, какие процессы второго тысячелетия были положительными, а какие отрицательными. Христианство не может обойтись без Истины. ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЮЗИ, наконец, необходимо также предначертать и наши, неизбежно естественные, логичные и для нас жизненно важные перспективы на будущее. Во-первых, необходимо спешно и неотлагательно восстановить Всероссийский Союз, Союз "Великия и Малыя и Белыя Руси", как всегда гласили исторические государственные титулы наших великих князей, царей, митрополитов и патриархов. Во-вторых, надо создать Всеправославный Союз, Византийский Союз всех православных народов. Сегодня в мире существует много таких региональных союзов: Мусульманский Союз, Арабская Лига, Западно-Европейский Союз (упорно называемый "Европейским", сиречь "Всеевропейским" или "Паневропейским", агрессивно претендующим на продвижение "до Урала"), Организация Американских Государств, и т. д. Нам надо объединяться и вступать в союзы не только исключительно на основании рассовых, племенных и соседских признаков (в чем заключалась слабость и несостоятельность славянофильства, ибо не все славяне - православные), а в первую очередь на основании религиозных, духовных, нравственных, культурных и бытовых признаков. Все православные народы, даже не славянские, нам ближе, чем не православные славянские народы, которые на практике в большинстве случаев проявляли к нам лишь свой каинов комплекс. Всероссийский Союз, в рамках Византийского Союза, является нашей единственной спасительной перспективой. Все остальное - от лукавого. Игорь Андрушкевич ("Кадетское письмо' № 22, январь 2000 г.) |