ЗАВЕТЫ И ТРАДИЦИИ
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ НАИМЕНОВАНИЯ "РУССКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС"
"Русские кадетские корпуса поставляли русскому государству кадры молодежи,
хорошо подготовленной религиозно, морально, интеллектуально и физически, для
жертвенного служения Родине. Кадетские корпуса были военными общежитиями, с
военной дисциплиной, в которых был военный дух. Вместе с тем, кадетские корпуса
давали хорошее общее среднее семилетнее образование, чтобы их питомцы могли
потом служить государству и народу на любом поприще. Религия вообще и Православие
в частности занимали исключительно важное место в этой педагогической системе.
Закон Божий стоял на первом месте. В согласии с завещанием Суворова, все наше
национально-патриотическое воспитание основывалось, в конечном итоге, на Христианских
Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на
уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии
чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не
надо. Буэнос Айрес, декабрь 1995г."
Граф Алексей Александрович Коновницын
Председатель Комиссии Кадетского Объединения в Аргентине для определения
предпосылок для наименования "Русский Кадетский Корпус". (Кадет Пажеского Его
Императорского Величества Корпуса, правнук героя Великой Отечественной войны
1812 года).
ТРАДИЦИИ РУССКОГО ОФИЦЕРСТВА
(Доклад И. Андрушкевича на курсах "Выстрел", под Москвой, 3 сентября 1992
г.)
Слово "традиция" взято из латыни. Оно образовано от латинского сложного глагола
tradire, передавать (dire - давать, tra - пере). Традиция - это передача
заветов предков по неразрывной цепи, как на эстафетном беге. Любая традиция
имеет отправную точку, из которой она исходит. Затем она развивается,
обогащается или беднеет, прекращается или останавливается. Так как это слово
латинского происхождения, то можно взять для иллюстрации пример того же Рима.
Римляне были очень традиционным народом. Вряд ли в истории человечества можно
найти более консервативный в этом отношении народ. Они свои основные традиции
выводили из самих зачатков Римского государства. Об этом говорит Цицерон в своих
произведениях. Он утверждает, что основные римские государственные традиции
идут с основания Рима, когда Ромул создал два первых учреждения Рима: авгуров
и Сенат. Социологически, традиция - это не только то, что передается, но это
также определенная социальная сила, социальный фактор, цементирующий
общество на протяжении поколений. В западном мире некоторые философы посвящали
специальные работы этой теме. Например, испанский философ Гаррагори (Paulino
Garragori) ученик философа Ортега-и-Гассет (1883 -1955).
Ортега-и-Гассет говорит, что общество зиждится на нравах. Социологически,
нравы - это сумма обычаев, в рамках которых мы рождаемся. Мы рождаемся в рамках
своего языка, песен, фольклора, обычаев и привычек, в рамках определенного быта.
Эти обычаи, плюс верования (но не только религиозные верования, а вообще коллективные
верования) составляют сердцевину любого народа и любого государства. Ортега
подчеркивает, что счастлив тот народ, который сохраняет свои собственные
верования и свои собственные нравы. Кроме верований и нравов есть еще разные
домыслы, но человек в них не верит, потому что сам их и создает.
В свою очередь, Гаррагори говорит, что традиции - это нечто среднее между верованиями,
с которыми мы рождаемся, и домыслами, которые мы сами себе создаем. Традиции
являются как бы связующим звеном между этими двумя общественными факторами.
Традиции нашего русского офицерства начинаются, как и в Риме, с самого начала
нашего государства. Первым шагом для учреждения нашего государства была вечевая
сходка в Новгороде, на которой ее участники, как говорит летописец, "сами по
себе реша" призвать общего князя для всех восточнославянских племен. Значит,
это было народное суверенное волеизъявление. (Славяне до этого имели своих местных
князей, по племенам и родам. Это было племенное и родовое устройство, но еще
не государственный строй.) Так у нас впервые появляется надродовой и надплеменной
народно-государственный строй. Всем известна фраза: "Поищем себе князя".
Но не все обращают внимание на вторую часть этой фразы, хотя она является учредительной
отправной точкой наших традиций: "Дабы правил нами по праву". Нас часто
поучают, что мы должны брать примеры из каких-то тридевятых земель, чтобы создавать,
якобы впервые, правовое государство. У нас государство и было создано с первого
момента с этим идеалом. Наше государство было создано для того, чтобы нами правили
по праву. Это и есть наша первая отправная традиция.
Когда наше первое государство переносит свою столицу из Новгорода в мать городов
русских - Киев, когда распространяется этот надплеменной союз на все восточно-славянские
племена, значит, не только на кривичей и новгородских славян, но и на полян,
на древлян и на всех других, и когда начинается становление нашего Российского
государства, то тут впервые появляются первые зачатки того, что мы можем назвать
офицерством. Интересно, что оно появляется в том же Новгороде. Есть даже известный
новгородский род, к которому принадлежали Свенельд, воевода князей Игоря и Святослава,
Остромир, воевода и посадник новгородский, Вышата и Ян Вышатич, воеводы киевские.
Эти первые наши дружинники и их начальники, старшая дружина, служили не только
своему князю, но всей стране. Тот же Ян Вышатич рассказывал, а летописец
это записал, что он и его отец и его дед служили и в Новгороде, и в Киеве, и
на Русском море, и на Азовском море, служили там, куда их посылал князь, то
есть государственная власть. Служили они не князю, а руководству страны. Они
служили всей русской земле. Значит, уже тогда возникала традиция единства
нашей страны и традиция службы этому единству. Правнук первого нашего
князя Рюрика, Святой Владимир, положил фундамент нашей государственности. Он
заложил основы того, что сейчас называется конституцией. Конституция - это строй,
структура, установление, устав. В этой государственной структуре он отводит
особое место воинству. Согласно летописцу, Святой Владимир заявил, что он ничего
не будет делать без совета с Церковью и без совета со старшей дружиной. В первую
очередь, Владимир Святой начал составлять, вместе с Церковью и со старшей дружиной,
"уставы земли". Старшая дружина - это было военное начальство, дружинники,
которые уже вышли из молодого возраста, которые управляли военным делом и были
политическими советниками князя. Из этой старшей дружины со временем развилась
Боярская Дума ("бояре" = воины). Святой Владимир решил, и летописец записал,
что никаких великих государственных дел он не будет делать без совета этого
военного начальства, которое выкристаллизовалось в процессе военной службы.
Об этом говорили и российские послы в Польше во время Смутного времени. На
них нажимали, чтобы они подписали то, что они не хотели подписывать (это посольство
возглавлял будущий Патриарх Филарет, отец первого царя из рода Романовых), и
их даже морили голодом. Но Филарет отвечал: "Это бесполезно, я решить ничего
не могу, я не имею на это полномочий. И даже царь не мог бы ничего решить сам,
потому что все великие государственные дела в России должны решаться соборно,
вместе с Боярской Думой и Священным Собором, с церковными руководителями".
Таким образом, наши военные традиции с самого начала состояли в том, что военные
должны служить всей земле и быть советниками высшей власти для более успешной
защиты нашей Родины.
При этом я хочу отметить еще одно очень важное обстоятельство, которое сильно
влияло на наши традиции, а именно характер нашего государства. Наш великий мыслитель
19-го века, Алексей Хомяков, говорил, что все государства в истории человечества
учреждались разными путями, но все эти методы учреждения государств можно
свести к трем группам.
Первая - это завоевание. Вот, например, в Англии есть Палата Лордов, потомков
норманских завоевателей. Там, в XI веке (через двести лет после основания Русского
государства) высадились норманы, завоевали страну и отняли землю у прежнего
саксонско-кельтского населения, и стали "хлебодателями" (лордами, от слова "глафорд"
на древнеанглийском языке). Завоеватели стали хлебодателями чужого хлеба.
Это первый тип аристократии и военного сословия, состоящего из потомков завоевателей,
защищающих свои привилегии, завоеванные их предками. "Общества Запада лежат
на беззаконной основе завоевания". (А. С. Хомяков).
Другой тип государства - это новосозданные государства, возникшие в
процессе колонизации, как, например, в Америке. Какая-то территория завоевывается
и заселяется новыми колонизаторами, которые со временем, в процессе этой колонизации,
учреждают в своей среде новый строй. Из такого нового учреждения нового строя
в учредительном собрании рождаются писаные конституции, как пишутся статуты,
когда основывается новая коммерческая фирма. Назначаются люди для охраны границ
и порядка. Эти охранники находятся в полном подчинении у политической власти,
но в ней не участвуют. При этом, зачастую уничтожаются и искореняются остатки
прежнего коренного населения, и тогда начинается "новая демократическая жизнь".
Третий вид государств - говорит Хомяков - это органические государства,
которые не были учреждены путем завоевания и не были наново созданы в процессе
колонизации. Он приводит два крупных примера в истории: Рим и Россия.
Он говорит, что наше военное сословие никогда себя не чувствовало завоевателями
в своей стране или потомками завоевателей. Его целью было служить этой стране
и ее народу. Таким образом, русский офицерский корпус был продуктом народной
селекции, о чем нам и говорит наша летопись.
В древней Руси были четко очерченные сословия: хлеборобы, купцы, князья, клир,
и военные, ратные люди. В эти ратные люди мог поступить любой: и хлебороб, и
купец, и нищий, и даже изгой. Изгой - это был человек, которого его сообщество
почему-то изгнало из своей среды, и ему не давали никакого обеспечения, никакой
помощи. И вот даже изгой мог поступить в дружину князя, если он физически и
умственно был к этому годен. Князь его выбирал (селекционировал), если он подходил
для этой роли. Затем, из общей дружины отбиралась Старшая Дружина. Про нее пишет
наша Летопись: "Бе бо Володимер любя дружину, и с ними думая о строи землене
и о ратех и о суставе землене".
Таким образом, наша российская военная традиция с самого начала требует селекции.
И одновременно требует, чтобы военный класс, военное сословие не чувствовало
себя привилегированным сословием, с какими-то правами, которые происходят от
какого-то завоевания или от какого-то действительного или мнимого превосходства.
Превосходство заключается в самой селекции и в последующей жертвенной
службе.
Я не могу делать подробный обзор нашей истории, но хочу остановиться на одном
большом воине и одновременно князе - Владимире Мономахе. К сожалению, он мало
известен. Константин Мономах, греческий император, был дедом нашего Владимира
Мономаха. Он выдал свою дочь за отца Владимира Мономаха и дал ей в приданое
"шапку и бармы Мономаха", затем ставшие частью русских царских регалий.
Владимир Мономах оставил завещание своим детям. Это поучение воина - русским
воинам. Оно и нам сегодня могло бы пригодиться, ибо принципы остались те же.
Он говорит своим детям: "Когда вы будете в походе командовать войском, то никогда
не спите, а если заснете, то не спите без оружия, потому что беда появляется
очень легко, враг не спит - не спите и вы. Вместо того, чтобы спать, проверяйте
начальников войска, проверяют ли они караульных. Все дело в охране, в разведке,
в бдительности. Будьте бдительны. И всегда молитесь". В этом поучении
Владимир Мономах дает своим сыновьям множество практических советов, которые
можно и сегодня применить. Но при этом он дает также и ряд моральных, нравственных
поучений. Он говорит: "Вы носите оружие, но не обижайте безоружных, вам не для
этого дано оружие. Особенно не обижайте вдовиц, нищих, бедных, помогайте им".
Дальнейшие вехи наших военных традиций связаны с личностью Святого Александра
Невского. Когда наша страна была разграблена и разрушена татарами, Западная
Европа попыталась нам всадить нож в спину. Почему Александр Невский святой?
Потому что он спас русский народ от самоубийства. Он ясно увидел, что
перед нами есть две опасности: самоубийство физическое, в случае продолжения
борьбы с татарами, и самоубийство духовное, если пойти в культурное и интеллектуальное
рабство Западу, что еще хуже. Александр Невский показал нам правильный путь.
"Не в силе Бог, а в правде" - это был его девиз, и это был девиз Кадетского
Корпуса, где я учился. Когда правда на нашей стороне, если даже сил у врага
и больше, мы должны выстоять, и силы найдутся. В Библии сказано: "В обилии Правды
- великая сила". Святой Александр Невский был очень милостивым. Если враг, попав
к нему в плен, обещал, больше не воевать с ним, он его миловал. Но в Летописи
указано, что Святой Великий князь Александр Невский отпускал на волю пленников,
лишь "перевешав всех изменников".
Дальше мы должны вспомнить Святого Дмитрия Донского. Он тоже выполнил свой
долг, по благословению Церкви, заразив своим примером всех других.
Ближе к нашему времени - генералиссимус и победоносец А. В. Суворов. Вы называете
себя суворовцами. Но мы тоже являемся суворовцами, потому что мы его любим не
меньше, чем вы. В своем Завещании всем русским воинам, Суворов нам заповедует:
"Чудо-богатыри. Покой, опора, слава отечества. С нами Бог. Молись Богу
- от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли
Бога о нас. Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай.
Всякое дело начинать с благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю
и Отечеству. Избегать роскоши, праздности и корыстолюбия. Искать славу через
истину и добродетель. Дух укрепляй в вере отеческой православной. Безверное
войско учить - что перегорелое железо точить. Что дерево без корня - то почитание
ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь небу, а потом
земле. Люби истинную славу, отличай честолюбие благородное от надменности и
гордости. Научись заранее прощать ошибки других, но никогда не прощай себе своих.
Победи себя - будешь непобедим. Не презирай никогда неприятеля, каков бы он
ни был. Военные добродетели суть: храбрость для солдата, неустрашимость для
офицера, мужество для полководца. Все они должны быть управляемы порядком, дисциплиною,
неусыпностью, прозорливостью. Зри в части - семью, в начальнике - отца, в товарищах
- братьев. Нога ногу укрепляет, рука руку усиляет. Солдат и в мирное время -
на войне. Смотри на дело в целом - верный взгляд военный. Два воинских искусства:
первое - глазомер, второе - быстрота. Умей пользоваться местностью. Набеги отбивать
по обыкновению наступательно. Кто напуган - тот наполовину погиб. Воюют не числом,
а умением. Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию. Стреляй редко,
да метко. Пуля дура, а штык молодец. У неприятеля те же руки, да русского штыка
не знают. Широкий шаг ведет к победе. Работать быстро, скоро, по-русски. Штыки
- быстрота, внезапность. Неприятель нас не чает. Атакуй, с чем Бог послал. Конница,
начинай: руби, коли, гони, отрезывай, не упускай. Ура. Чудеса творят братцы.
Не употреблять команды "стой". Это не на учении, а в сражении. Атака - руби,
коли, ура, барабан, музыка. Преследуй денно и нощно, доколе истреблен не будет
неприятель. Недорубленный лес опять вырастает. Казаки везде пролезут, их быстрота
завершит победу. Неприятель сдался - пощада. К пленному быть милосерду - солдат
не разбойник. Грех напрасно убивать, они такие же люди. Поражать неприятеля
человеколюбием. Бог нас водит, он нам генерал. Вот вам, братцы, воинское учение.
Господа офицеры, какой восторг. Здравствуйте, братцы, чудо-богатыри. Любезнейшие
друзья мои, старые товарищи, здравствуйте. Помилуй Бог, мы -русские. Восстановим
по-прежнему веру в Бога милостивого. Очистим беззаконие. Везде фронт. Равнение
по передним. От начальников не отставать, неприятель от вас дрожит. Вы -русские.
Во языцех оружию российскому вековечная слава. Слава, слава, слава."
В этом Завещании Суворова сконденсированы лучшие традиции русского офицерства.
Во всем этом мы видим красную нить. В наших традициях всегда говорится о доблести,
о долге, о чести. Еще в "Слове о полку Игореве" наш певец поет, и воины вместе
с ним, что "князю слава, а нам честь". Князю - это государству. Вот в чем смысл
воинского служения: Слава - государству, чтобы самим себе стяжать честь.
Что такое честь? Средневековые французские рыцари имели четверостишие: "Моя
любовь принадлежит Богу, моя жизнь принадлежит королю, мое сердце принадлежит
моей даме, но моя честь принадлежит только мне". Здесь очень ясно выражена мысль:
честь - это абсолютная категория. Она не зависит от того, что сегодня
называют условиями. Нет ни условности, ни относительности в этом понятии, оно
абсолютно, оно сливается с абсолютным "я" каждого отдельного человека. Оно не
подчиняется другим категориям, потому что оно же и направляет все другие категории
в правильном направлении. "Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом
в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело".
(2 Тимофею, 2, 21).
Между прочим, один из самых крупных ученых по истории древней Греции, Вернер
Иегер, написал большое исследование о характере древнегреческой культуры, которое
на Западе употребляется во многих университетах, как один из главных трудов
на эту тему. Он утверждает, что вся культура Греции, с ее литературой, с ее
философией, зародилась под влиянием понятия чести первых греческих воинов,
тех, которые завоевывали этот полуостров. Идеалы чести, которые были воспеты
в Элладе, отразились не только на её мифологии, но и на её позднейшей литературе,
на философии, на медицине и вообще на всей культуре Греции. Если бы не было
этих понятий чести и доблести у первых греков, то мы вообще не имели бы этой
эллинской культуры.
Вопрос чести - это вопрос очень важный и с точки зрения общекультурной. Не
может быть никакой культуры в обществе без того, чтобы во главе этого общества
стояли люди чести. Между прочим, об этом очень много говорилось и в другой
исторический период, во времена Маккиавелли, когда заговорили, что цель оправдывает
средства, что важен лишь успех, и так далее. Но, в это же время, некоторые писатели
и художники рассуждали о том, что такое добродетель. Они даже разработали, по
тогдашней моде, теорию, что количество добродетели в человечестве всегда одинаково,
в любой момент. Вся разница между разными периодами, говорили они, в том, где
эта добродетель находится. Если люди с честью находятся наверху - тогда все
счастливы. Если же людей с честью загоняют вниз, а наверх пролезают люди без
чести - вот тогда всем становится плохо. Эпоха познается, хорошая она или плохая,
по тому, наверху ли или внизу находятся добродетельные, честные люди.
Между прочим, за последние годы в философии и истории появилась новая проблема:
человеческие права, о которых стали говорить и писать довольно много. Пять лет
тому назад я присутствовал на международном философском конгрессе в Аргентине,
где была комиссия, посвященная этой теме. На чем основываются человеческие права?
Откуда они исходят? Председатель комиссии заявил: "Мы знаем, где соблюдаются
человеческие права, где нет, но мы не знаем, как они появились, откуда они происходят".
Я тогда ответил:
"Человеческие права происходят от самого человека и его понятия чести. Они
всегда были в истории, эти человеческие права. В Риме монархический строй был
свергнут в 510 году не только потому, что Тарквиний Гордый, последний царь,
был иностранцем, чужеродцем, но потому, что его сыновья обесчестили римскую
женщину, и она наложила на себя руки, и тогда военная молодежь Рима восстала
и решила: мы всё терпели от этого человека - несправедливость, унижения, ненужные
войны, но бесчестья мы не можем терпеть, потому что оно затрагивает наше
самое насущное право - право на человеческое достоинство, на человеческую честь".
Первое право - это право на жизнь, его имеют и животные, но у человека, кроме
права на жизнь, есть другое неотъемлемое право - право на собственную честь.
В "12-и Заповедях Товарищества" Великого Князя Константина Константиновича
определена квинтэссенция традиций русского офицерства:
"Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется
перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается
бесчестным." (Заповеди 4, 5 и 6).
Итак, исторические традиции русского офицерства увенчаны традициями чести.
Они являются тем объективным историческим стержнем, который должен устоять и
в эти тяжелые времена. Когда все становится относительным, должен быть какой-то
не относительный якорь. Волны, по которым плывет корабль, относительны, ибо
они то поднимают, то опускают корабль, но у корабля есть свой руль, свои паруса,
свой якорь и свой компас. И мы тоже должны обладать объективными средствами
для нашего спасения. Этими спасительными средствами являются наши традиции,
они не относительны, они не условны, они исторически конкретны и абсолютны.
Они являются корнями, которыми мы связываем себя с нашей родной исторической
почвой. Без этих корней мы не сможем устоять, ибо без них мы не можем крепко
стоять на этой нашей почве. +
Игорь Андрушкевич ("Кадетское письмо' № 33")
|