Электронное № 76. Буэнос-Айрес, июль 2012 г. 1700 лет христианским знамёнам1700 лет тому назад, 28 октября 312 года, римский император святой Константин Великий приказал начертать на щитах воинов римской армии изображение Креста, которое он увидел до этого на небе, вместе со всей возглавляемой им армией. В этот самый день, войско императора Константина Великого одержало победу, в бою у Мальвийского моста, в Северной Италии, над войском Максенция, другого римского императора, из тогдашней "тетрархии" (четверовластия) в Римской Империи. На следующий день после этой битвы, император Константин Великий приказал изготовить новый императорский крестообразный стяг Римской армии, увенчанный греческой монограммой Христа, со словами "сим победиши". Этот стяг назывался "лабарум", по-видимому от латинского слова laureum (увенчанный лаврами), и был сделан из позолоченного копья, с перекладиной, так что получался крест. С пререкладины спускался пурпурного (багряного) цвета квадратный флаг, вышитый золотом. Над перекладиной был прикреплён золотой венок, внутри которого была помещена греческая монограмма Христа, состоящая из букв "Х" и "Р", вписанных одна в другую. Разные описания лабарума немного расходятся в деталях, ибо, по-видимому, подобные боевые знамёна получили со временем все римские легионы, возможно не всегда абсолютно одинаковые. Кроме того, сохранились римские монеты с изображением императора Константина на одной стороне и с изображением лабарума на другой, древко которого пронзает змею. На одном диптике изображён консул Пробо, с таким стягом, с надписью по-латыни: "In nomine ХРI vincas semper". На одном изображении, император Гонорий держит вариант лабарума с этой латинской фразой на ткани "INNOMINE XPI VINCAS SEMPER", означающей: "Именем Христа (передано греческими буквами XPI) всегда победишь". Со времени святого Константина Великого, labarum стал знаменем Римской империи. Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция († 320), согласно которому образ лабарума явился св. Константину во сне накануне битвы у Мальвийского моста. Одновременно он услышал голос, произносящий слова по-гречески , то есть "сим победиши" (по-латыни in hoc signo vinces, "с этим знаком победишь"). Со слов св. Константина, передаваемых Евсевием Кесарийским, лабарум явился императору перед битвой у Мальвийского моста, когда огромный крест закрыл собой солнце в присутствии 40-тысячной римской армии. Этому соответствует свидетельство дукса Египта Артемия, бывшего очевидцем события и казненного впоследствии Юлианом Отступником: "Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звёздами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нем. И ныне в войске есть еще много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами." Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но, судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени в подробностях была разнообразна. Ближайшие преемники Константина сохранили его лабарум, но император-язычник Юлиан Отступник снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа Схоластика, первоначальный labarum, как реликвия, хранился, в его время (около 430 года) в константинопольском дворце, а если верить Феофану, его видели там еще в IX веке. Возможно, что он был уничтожен в 1204 году, во время повального грабежа Константинополя лжекрестоносцами Запада. От этого стяга св. Константина Великого происходит большинство флагов христианских государств. Однако, с конца XVIII века и до сегодняшних дней можно наблюдать антихристианскую реакцию, с тенденцией к глобальному внедрению символики иного религиозного происхождения. + К 20-летию первой встречи зарубежных кадет с суворовцами и нахимовцами в РоссииЦели и задачи встречиВ сентябре этого 2012 года исполнится двадцать лет с первой встречи русских зарубежных кадет с суворовцами и нахимовцами в Москве и в Санкт-Петербурге. Этой встрече предшествовали сложные приготовления, начавшиеся немедленно после XII Кадетского Съезда, состоявшегося в 1990 году в г. Санта Роза, в Калифорнии. На этом XII Съезде был учрежден "Центр кадетской связи", которому было поручено установить связь с суворовцами и нахимовцами в России. Приблизительно через полтора года, в январе 1992 года, в г. Каракасе, столице Венесуэлы, состоялся следующий XIII Кадетский Съезд, на котором главной темой было обсуждение этой связи. Тогда же и были намечены первые организационные меры для проведения, в том же 1992 году, встречи в России. Сегодня, через двадцать лет, уже нет в живых большинства зарубежных организаторов и участников этой встречи. Да и многих её участников из России тоже уже нет среди нас. Среди них можно вспомнить незабываемого полковника Е. П. Исакова, генерала А. А. Друкарева, генерала А. Р. Чувакина и О. К. Ястремского. Вообще, время летит, и скоро уже будет некому свидетельствовать для истории тогдашние радости, заботы и надежды. Посему необходимо, хотя бы вкратце, вспомнить по поводу этой 20-летней годовщины некоторые обстоятельства отмечаемой встречи, а также и резюмировать её главные результаты. В первую очередь, необходимо вспомнить стоявшие тогда перед русскими зарубежными кадетами задачи и цели. В "Кадетском письме" № 71, от июля 2011 года, было указано: "Стратегической задачей русских зарубежных кадет было всемерное содействие расцвету идеи кадетского воспитания и возрождению русских кадетских корпусов в России, для их соучастия в возрождении России, а не увековечение Русской Эмиграции в Изгнании. Сегодня важно напомнить, что с самого начала имелось ввиду именно сердечное содействие, помощь и сотрудничество русских зарубежных кадет в процессах возрождения в России, без никаких претензий на руководство или лидерство. Так-же полностью исключалось любое вмешательство зарубежных кадет во внутренние дела кадетских организаций в России. В результате тогда было положено начало трём одновременным процессам: установлению товарищеских кадетских контактов и связей с суворовцами и нахимовцами, участие в возрождении русских кадетских корпусов в России и возвратная передача русских кадетских традиций, заветов и девизов в Россию." Русская программаОднако, нельзя упускать из виду, что эта специфическая задача русских зарубежных кадет возникла на фоне тогдашней политической ситуации в мире. Во время Съезда и сразу после него, в США проходило общее собрание Организации Объединённых Наций, на котором весьма пространно и туманно выступал по ТВ министр иностранных дел СССР Шеварнадзе. На XII Кадетском Съезде было немало кадет с большой политической культурой, которым тогда бросилось в глаза странное частичное совпадение между терминологией и тоном выступлений Шеварнадзе и некоторых лидеров Запада. Незадолго до этого, во всем мире широко рекламировались заявления А. И. Солженицына о желательности частичного расчленения всероссийского государственного пространства, созданного Всероссийской Империей в течение веков, а затем, после Катастрофы 1917 года, переименованного в "СССР". Причём это расчленение намечалось по искусственным швам, созданных после революции т. н. "советских республик", до этого никогда не существовавших. Сама советская конституция повторяла постулат программы коммунистической партии о "самоопределении вплоть до отделения", включенных в неё под австро-венгерским влиянием, согласно Мельгунову. За год до XII Кадетского Съезда, в Риме, в здании Итальянского парламента проходил "семинар по расчленению СССР", организованный некоторыми членами Верховного Совета СССР и членами итальянской компартии. Известные идеологи США Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский выступали тогда в печати с заявлениями, что ликвидация СССР не должна остановиться на 1917 году, а должна идти в глубь истории, дабы отбросить Росиию в её предыдущие доимперские исторические периоды, до Ивана Грозного и даже до Святого Владимира. Збигнев Бжезинский тогда поехал в Киев, чтобы "поговорить о будущем Украины" с тогдашними лидерами советской Украины. Таким образом, тогда в воздухе висело несколько антирусских геополитических программ для расчленения нашей страны. Одновременно можно было предполагать, что тогда уже находились в последних фазах приготовления разные варианты политических переворотов, в соответствии с этими программами. Если сегодня хорошо вспомнить всю эту тогдашнюю обстановку, то можно будет лучше понять глубинный смысл "Обращения XII Съезда всем соотечественникам на Родине и, в первую очередь, соотечественникам воинского звания". Это Обращение содержало идею русского варианта для наступавших тогда крупных геополитических перемен, практически единственного русского варианта. Этот русский вариант был тогда предложен русскими зарубежными кадетами, и с тех пор он был многократно опубликован в печати. Среди зарубежных кадет, связанная с этим вопросом проблемматика была особенно болезненной, ибо в Русских кадетских корпусах всегда было много кадет самых разных этнических происхождений, что отнюдь никогда не было препятствием для их полной и подлинной духовной, культурной и политической идентификации с Россией. К сожалению, политические аспекты этого Обращения русских зарубежных кадет тогда формально не были приняты во внимание, но они потенциально продолжают быть программой для настоящего и для будущего. Тем более, что смена государственной символики в России, предлагавшаяся в этом Обращении, в значительной мере уже состоялась. Зарубежные кадетыДругим важным обстоятельством, с самого начала довлевшим над всеми тогдашними акциями и усилиями русских зарубежных кадет, был вопрос о национальности и гражданстве русских зарубежных кадет. Они сами чувствовали и определяли себя русскими, как их отцы и деды, и ставили своим принципиальным условием требование, чтобы их считали и признавали русскими. До сих пор они считают себя русскими, избегая по мере возможности расплывчатое и не всегда ясное выражение "соотечественники". Их Объединения во всём мире официально назывались "Объединениями кадет Российских кадетских корпусов" уже тогда, когда в самой России слово "российский" еще подменялось словом "советский". Однако, некоторые советские и постсоветские бюрократы считали, что русские зарубежные кадеты являются "иностранцами". Один русский зарубежный кадет даже получил от правительства РФ медаль с граммотой, за его участие в мероприятиях по случаю 300-летия Санкт-Петербурга, в которой специально отмечается, что он "иностранец". (Он эту медаль тогда принял с оговоркой, что он не "иностранец", а русский, лишь незаконно лишенный "де факто" своего русского гражданства). Во время Встречи в 1992 году, некоторые журналисты из РФ даже задавали зарубежным кадетам вопрос: когда они вернуться в Россию? Один кадет тогда ответил: нас никто официально не приглашал возвращаться, а если бы и пригласил, то нам бы вряд ли дали визу, ибо власть придержащие нас считают иностранцами. Многие кадеты тогда имели затруднения с получением виз для поездки на эту Встречу, а одному зарубежному кадету даже не хотели дать визы на 30 дней, а дали на пару дней меньше. Когда Министр иностранных дел РФ И. С. Иванов прибыл в 2000 году на XVII Кадетский Съезд в Канаде, этот вопрос был поднят перед ним. Обсуждались разные варианты возможных решений, в том числе и двойное гражданство. Тогда Министр обещал в первую очередь выдать многоразовые и многолетние визы тем кадетам, которые этого попросят, через Консульство в Монреале. Некоторые кадеты подали такую просьбу вместе с фотокопиями своих паспортов, но до сих пор никакого ответа ни от кого не получили, несмотря на прошедшие с тех пор многие года. ХХ Съезд, состоявшийся в 2009 году в Вашингтоне, в Первом пункте своей Резолюции постановил: "Обратиться к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву с просьбой объявить недействительным унизительный диктат Ленина, от 15 декабря 1921 года, которым все русские политические эмигранты и их потомки были незаконно лишены Российского гражданства". Это обращение было передано по назначению, по поручению Кадетского Президиума, Председателем ОС СНКР ген. А. И. Владимировым, через Счётную палату Российской Федерации. В своем ответе, Председатель Счётной палаты С. В. Степашин указал, что "документы, подобные упомянутому Декрету, останутся достоянием истории и не могут быть препятствием для развития и укрепления отношений между людьми, считающими Россию своим отечеством". Таким образом, нам ставили на вид, что этот "декрет де факто" сегодня уже был "де факто" недействительным. Затем, юристы дали пояснения, что этот декрет был объявлен недействительным также и "де юре" принятой в 1994 году Конституцией Российской Федерации. Cтатья 6, пункт 3 этой Конституции гласит: "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". Кроме того, Статья 15 Конституции, в пункте 4, указывает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора." Всеобщая декларация прав человека ООН определяет в статье 15: "1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство." Значит, распоряжение Совнаркома от 15 декабря 1921 года (т. е. до образования СССР), о лишении русских эмигрантов и их потомков гражданства, уже с 1994 года ipso facto недействительно, ибо оно несовместимо с Конституцией РФ. В июле 2012 г. президент РФ В. В. Путин заявил, что все потомки подданых Российской Империи могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке. "Русский кадетский корпус"Так как главной задачей русских зарубежных кадет было всемерное содействие расцвету идеи кадетского воспитания и возрождению русских кадетских корпусов в России, в первую очередь было необходимо определить понятия кадетское воспитание и русский кадетский корпус. Объединение кадет Российских кадетских корпусов за Рубежом опубликовало несколько официальных документов на эту тему. Была учреждена специальная "Комиссия для определения предпосылок для наименования Русский кадетский корпус". Ее председатель, кадет Пажеского корпуса граф А. А. Коновницын, сформулировал это определение следующим образом: "Русские кадетские корпуса поставляли русскому государству кадры молодежи, хорошо подготовленной религиозно, морально, интеллектуально и физически, для жертвенного служения Родине. Кадетские корпуса были военными общежитиями, с военной дисциплиной, в которых был военный дух. Вместе с тем, кадетские корпуса давали прекрасное общее среднее семилетнее образование, чтобы их питомцы могли потом служить государству и народу на любом поприще. Религия вообще и Православие в частности занимали исключительно важное место в этой педагогической системе. Закон Божий стоял на первом месте. В согласии с Завещанием генералиссимуса А. В. Суворова, всё наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на Христианских Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не надо". Объединение Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине, на своем Общем Годовом собрании от 4 июня 2000 года, постановило обратиться ко всем возрождающимся и вновь образующимся Кадетским Корпусам в России со следующими Заветами: 1. Русские Кадетские Корпуса должны иметь своими Небесными Покровителями святых Православной Церкви... Праздники этих Небесных Покровителей каждого Корпуса, по православному календарю, являются Корпусными праздниками. В этот день не должно быть занятий. Этот день должен отмечаться в Корпусе общей молитвой всего Корпуса, а затем должен быть торжественный парад, с Зарей с церемонией, в согласии с историческими традициями Русской Армии... 2. В Русских Кадетских Корпусах необходимо преподавание Закона Божьего всем кадетам. Кадетам православного вероисповедания Закон Божий должен преподавать православный священник. Если этот предмет еще не фигурирует в официальной программе, его нужно преподавать отдельно. 3. Также необходимо строго следить за правильным преподаванием подлинной русской истории... 4. Желательно преподавать в Русских Кадетских Корпусах Государствоведение... или, по крайней мере, делать на эту тему отдельные доклады... 15-ый Общекадетский Съезд, состоявшийся в городе Санта Роза, в Калифорнии, от 14-го до 23-го сентября 1996 года, обратился к государственным руководителям и к общественному мнению России и Русского Зарубежья со следующим заявлением: "После всех исторических событий в России в этом веке и перед лицом наступающего нового Тысячелетия, подлинное и полноценное возрождение России немыслимо без одновременного возрождения традиционного русского воспитания молодежи в нашей стране. Можно с уверенностью заявить, что судьба России неразрывно связана с воспитанием ее молодёжи и с соответствующей подготовкой будущих поколений руководящих кадров России. Российские Кадетские Корпуса были оптимальным воплощением еще в древности установленных принципов целостного, интегрального и гармонического воспитания и образования. Они поставляли Русской Армии и Русскому Государству кадры молодёжи, хорошо подготовленной во всех отношениях, для служения Родине. Через Русские Кадетские Корпуса прошли многие великие люди и вожди России, многие творцы русской славы. Русские Кадетские Корпуса были смешанными учебными заведениями. Они были военными общежитиями, со специально отобранными и педагогически подготовленными начальниками и воспитателями из кадровых офицеров. Они давали полное общее среднее семилетнее образование... Самой главной отличительной характеристикой Русских Кадетских Корпусов была их педагогическая система, обеспечивавшая нравственное, этическое воспитание молодежи, в согласии с Христианской этикой и с общечеловеческим культурным наследием. Религиозное и нравственное воспитание обеспечивали правовое и моральное самосознание будущих служителей государства и народа. Стержнем этого воспитания были заветы великих русских людей, в том числе генералиссимуса А. В. Суворова и Великого Князя Константина Константиновича... 15-й Общекадетский Съезд заявляет с уверенностью, что возрождение этих наших заповедно-традиционных принципов национально-патриотического воспитания сегодня необходимо более чем когда-либо. В новых Кадетских Корпусах необходимо учить прежде всего жить по Правде и твердому желанию служения своему народу. Для этого кадеты должны узнать правду о нашей истории, культуре и о Русской Православной Церкви... Закон Божий и история Русской Православной Церкви должны найти свое место в программе обучения..." 17-ый Кадетский Съезд, состоявшийся в сентябре 2000 года в Канаде, в своей Резолюции постановил: "Издать брошюру, состоящую из Резолюций и Обращений всех Кадетских Съездов, начиная с 12-го Съезда... для руководства кадетам, посещающим Кадетские Корпуса в России и руководителям этих корпусов". Эта брошюра была издана в России "Фондом содействия кадетским корпусам имени Алексея Иордана", под редакцией полковника Е. П. Исакова, под названием "Честь родного погона". 17-ый Кадетский Съезд также рекомендовал книгу полковника Е. П. Исакова "Военная быль: о Доблести, Добре и Красоте", в качестве необходимого учебного пособия для средних учебных заведений России. III Общекадетский Съезд ОС СНКР, состоявшийся в 2011 году в г. Екатеринберге, постановил считать днём зарождения кадетских корпусов в России 25 января 1701 года, день Высочайшего Указа императора Петра Великого об основании "Школы математических и навигацких наук, во избаву и пользу Православнаго Христианства". + Летопись XXI Заключительного кадетского съезда в СербииВ США вышла в свет Летопись XXI Заключительного кадетского съезда русских зарубежных кадет в Сербии. Летопись была составлена и издана председателем XXI Заключительного кадетского съезда Г. А. Денисенко. Летопись вышла в формате 21 см. на 27 см. и имеет 208 страниц, на хорошей бумаге, с многими очень хорошими фотографиями. Эта прекрасно изданная книга имеет 24 главы, которые в основном группируются в две части: XXI Заключительный кадетский съезд в Сербии и Резолюции и документы русских зарубежных кадет. В Летописи воспроизведены тексты всех Резолюций и Обращений Кадетских Съездов русских зарубежных кадет после 1990 года и много дополнительных материалов. Таким образом, Летопись является ценным справочником по истории русских зарубежных кадет и по вопросам кадетского воспитания. Она также является свидетельством жертвенного служения России малой горсточки русских зарубежных кадет. Было бы хорошо включить текст этого ценного издания в кадетские сайты, в том числе и в сайт "Кадетской переклички": www.kadetpereklichka.org
|