Электронное
Кадетское письмо

№ 66. Буэнос-Айрес, август 2010 г.


"Русскіе безъ Россіи"

 

Меня, русского гражданина, лишили русского гражданства, но я стал гражданином міра.

Фёдор Шаляпин

 

"Русскіе безъ Россіи", так - и с такой дореволюционной орфографией - называется сериал "Дирекции президентских программ Российского фонда культуры". Ведущим сериала является Никита Михалков, автором и руководителем проекта - Елена Чавчавадзе.

Первая часть этого сериала называется "Русский выбор", в которой Никита Михалков рассказывает о "драме Белого движения". В этой части сериала имеются также и кадры о Версальском Кадетском Корпусе, как уже было отмечено в "Кадетском письме" № 42, от января 2005 года. Необходимо отметить хорошую историческую интуицию Никиты Михалкова (и его сотрудниц): кадетская тема его глубоко затронула, и он часто к ней возвращается. (В "Кадетском письме" № 62, от января 2010 года, дана обстоятельная заметка о его фильме "Кадетская перекличка", и описывается многолетняя кропотливая работа его команды по сбору документального материала для этого фильма).

Во второй части сериала, которая называется - как и весь сериал - "Русскіе безъ Россіи", Никита Михалков рассказывает:

"Как строилась жизнь русских изгнанников на чужбине и что помогало им выжить. Каким может быть русский образ жизни, не изуродованный революционными преобразованиями? Каким может быть русский язык, сохраненный в благородном своем качестве и звучании, и самое главное - каковой может быть вера в Россию?"

В этом названии и описании сериала заключа-ется парадоксальная загадка ХХ века: как могли "русские без России" сохранить не только "русский образ жизни… и русский язык", но также и "веру в Россию"?

Никита Михалков дает ответ на этот вопрос: оказывается, у этих "русских без России" - была "другая Россия". Эту "другую Россию" можно также назвать "Зарубежной Русью", которая возникла после Катастрофы 1917 года.

Наподобие легендарного Града Китежа, оказавшегося недосягаемым для его врагов, Зарубежная Русь уклонилась от запрограммированной насильной ликвидации русской православной культуры, русской символики и русских традиций. Она в значительной мере смогла сохранить эту культуру, эту символику и эти традиции, но не для самой себя, ибо она сама никогда не была самоцелью для себя, а для России. Параллельно, подобный же процес происходил, в не меньших масштабах, и на территории самой России: рецепт внушенный образом Града Китежа помог преодолевать насильно внедряемые процессы ликвидации русскости.

Таким образом, когда срок действия программы уничтожения русскости в России неумолимо иссяк - ибо все исторические процессы ограничены своими собственными противоречиями и, следовательно, своими собственными "пробегами" - оказалось, что заготовленная модель "построения новой нации" (Nation building) на геополитическим месте России не обладает полной монополией, ибо историческая Россия всё-таки продолжает жить. Не без значительного соборного соучастия и Зарубежной Руси.

Ядром Зарубежной Руси была Русская Белая Эмиграция, которой в этом 2010 году исполняется 90 лет. "Кадетское письмо" № 63, от июня сего года, посвящено этому 90-летию Русской Белой Эмиграции. Эта годовщина была затем неоднократно затронута и во время 21-го Кадетского Съезда, состоявшегося в июне сего года в Сербии. В России эта годовщина тоже привлекает к себе внимание.

Вскоре после 21-го Кадетского Съезда, в июле сего года, по российскому центральному телевидению был показан новый фильм Никиты Михалкова, касающийся "русских в Аргентине", то есть Русской Эмиграции в Аргентине, в том числе и русских кадет в Аргентине.

Сегодня Русская Эмиграция, в силу естественных исторических и биологических процессов, органически перерастет в Русскую Диаспору. Понятие диаспоры (буквально "рассеяния") гораздо шире эмиграции, ибо диаспора включает в себя всех: политических эмигрантов, иммигрантов и переселенцев, а также и потомков всех этих категорий. Сегодня в міре существует много разных диаспор. Можно назвать армянскую, греческую, сербскую и т. д. В Сербии сегодня даже существует специальное "Министерство сербской диаспоры", а в Греции, кроме правительственных ведомств, греческой диаспорой также занимаются и специальные парламентские комиссии.

Однако, в случае Русской Диаспоры эта нейтральная техническая деноминация усиленно продолжает подменяться ничего не значащим выражением "соотечественники", причем в основном без указания ни ссылки на умалчиваемое отечество.

Как известно, термин "соотечественники" стал применяться еще во время коммунизма, особенно в политической пропаганде коммунистического режима в Русском Зарубежьи.

Это было необходимо, ибо коммунистический режим всячески избегал употреблять выражение "эмигранты", даже без приставки "политические".

Кроме того, после введения в июле 1923 года новой конституции нового государства, с новым именем, без ссылки на его историческое имя "Россия", автоматически возникло своего рода некоторое "табу" и по отношению к имени самого русского народа, создававшего в течение 11-и веков это русское государство. Следственно, выражение "русский" практически оказалось под частичным запретом. В замен, по началу муссировался термин "советский". Со временем, особенно заграницей, было пущено в оборот слово "соотечественники".

Таким образом, этот идеологический монтаж компартии привел к систематической подмене выражения "эмигрант" термином "иммигрант", а выражения "русский" - термином "соотечественник". Однако, "соотечественники", оказавшиеся за рубежом новообразованного в 1923 нового советского государства, формально перестали быть таковыми, ибо они были незаконно лишены советской властью уже в 1921 году своего русского гражданства, от чего они не перестали этнически и культурно быть русскими, а советского они никогда не имели.

К сожалению, эта дискриминация до сих пор не исправлена, несмотря на многочисленные петиции в этом смысле, в том числе и ХХ Кадетского Съезда, состоявшегося в 2008 году в Вашингтоне.

При "перестройке" и "гласности", в 1991 году, при Горбачеве, впервые был созван в Москве так называемый "Конгресс соотечественников", без указания этнического имени этих соотечественников, на который были приглашены также и некоторые представители Русской Эмиграции из Аргентины, каковые однако публично отказались принять в нём участие, в том числе и по этой причине.

После коллапса советского гоударства, через 68 лет после его основания, были ликвидированы также и многие его политические термины. Однако, анонимный термин "соотечественники" до сих пор сохранился, по не совсем ясым причинам.

Получается некая терминологическая смута: искусственное и неопределённое понятие анонимных "сотечественников" как бы вытесняет естественное и правильное понятие "русских" (в эмиграции, в диаспоре, в Аргентине, в Австралии, в міре).

В современном міре можно наблюдать присутствие во многих государствах значительных национальных меньшинств, особенно в американских странах, формировавшихся с помощью больших иммиграционных волн. Например, говорят, что в Аргентине почти половина сегодняшнего населения - итальян-ского происхождения. Затем, на втором месте стоят потомки испанцев, начавших колонизовывать эту страну еще в 16-ом веке. (Город Буэнос Айрес был основан впервые в 1536 году). Аргентинских граждан немецкого происхождения имеется около одного миллиона (из 40 миллионов жителей страны), согласно недавнему заявлению местного немецкого посла. Никто из них не отказывается и не скрывает своего этнического происхождения, и даже регионального, ибо имеется много "землячеств" (галисийцев, каталанцев, калабрийцев, шваб и т. д.).

Число потомков выходцев, эмигрантов и иммигрантов с территории Государства Российского, в Аргентине возможно достигает несколько сотен тысяч. В Канаде, согласно некоторым источникам, потомки граждан Государства Российского занимают третье место по численности среди сегодняшнего населения этой страны, после потомков выходцев из Франции и с Британских островов.

Эти иммиграционные волны в американские страны имели главным образом экономический характер, хотя иногда присутствовали и политические мотивы. В таким случаях эти "иммигранты" сами себя называли "эмигрантами", желая подчеркнуть этим свой не добровольный, а вынужденный характер перемещения. Дело в том, что все "иммигранты" являются также и "эмигрантами", ибо для того, чтобы "иммигрировать" в новую страну, сперва надо "эмигрировать" из своей собственной. Однако, каждый волен ставить акцент над одним или другим понятием в своем частном случае, в первую очередь в зависимости от личных и общественных причин своего перемещения. Никто не нуждается в том, чтобы его бюрократически квалифицировали и обозначали тем или иным термином, а тем паче лишали его своей этнической принадлежности, природно унаследованной от своих предков.

Поэтому, нужно быть особенно благодарными "Дирекции президентских программ Российского фонда культуры", а также Никите Михалкову, Елене Чавчавадзе и их сотрудникам, за их правильную терминологию в таком важном для России вопросе, помимо, конечно, благодарности за всю их работу.

А. Васильев

Электронные "Кадетские письма"

№ 01. Март 2003. К 300-летию Санкт-Петербурга.

№ 02. Май 2003. Санкт-Петербургские проекты. Никейский и Григорианский календари. Европа, Азия, Евразия и просто Россия. Политические перспективы.

№ 03. Июнь 2003. Акт 300-летия Санкт-Петербурга в Аргентине. Синодик петербуржцев в Аргентине.

№ 04. Июль 2003. Макрополитика в историософской перспективе. Мировая атлантическая гегемония в исторической перспективе.

№ 05. Июль 2003. Семена и плоды имперского периода России.

№ 06. Сентябрь 2003. Постимперский период. Многокультурная модель. Три обращения русских зарубежных кадет.

№ 07. Ноябрь 2003. Наш долг. Россия до Катастрофы по Менделееву. Каноническое сближение?

№ 08. Январь 2004. Русский традиционный общевоинский праздник. 950-летие разрыва Запада с Православием, 800-летие разграбления Константинополя и 550-летие его падения.

№ 09. Январь 2004. Русская Белая Эмиграция (историческая справка). Политические перспективы. Кадетский Обзор.

№ 10. Февраль 2004. Кадетская Перекличка (Периодический журнал Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов за рубежом, Нью-Иорк, США.) Cимфония, учение Святого Императора Юстиниана Великого о доброй симфонии (благосозвучии) между священством и государством.

№ 11. Апрель 2004. Русская национальная идея. Политические перспективы. Искаженные даты праздников.

№ 12. Май 2004. Кажущиеся противоречия глобализации.

№ 13. Июнь 2004. Кадетский Праздник в Аргентине. Актуальная программа Святого Царя Константина Великого: Светлая символика, анафема злу, соборное согласие, симфония государства с народными верованиями.

№ 14. Август 2004. О путях России. Многосторонняя система "больших экономических пространств".

№ 15. Август 2004. Национальная идея России.

№ 16. Сентябрь 2004. О воспитании русской молодёжи в Кадетских Корпусах.

№ 17. Октябрь 2004. Резолюция 18-го Кадетского Съезда. Наше завещание.

№ 18. Ноябрь 2004. Вашингтонский Розенберг.

№ 19. Ноябрь 2004. Россия, Византия и Запад.

№ 20. Декабрь 2004. Технология натиска на Восток.

№ 21. Декабрь 2004. Технология натиска. 3 Годовщины. Вашингтонский Розенберг.

№ 22. Декабрь 2004. С Рождеством Христовым. Молитва Святого Владимира.

№ 23. Январь 2005. Реальные противоречия современной цивилизации.

№ 24. Апрель 2005. Цветные перевороты. Конец глобальной гегемонии доллара?

№ 25. Май 2005. Христос Воскресе. Многокультурная глобализация.

№ 26. Июнь 2005. Симфония. Учение Святого Императора Юстиниана Великого о доброй симфонии (благосозвучии) между священством и государством.

№ 27. Июль 2005. Воспитание русской военной молодежи.

№ 28. Июль 2005. Христолюбивый воин. Е. П. Исаков.

№ 29. Август 2005. "Кадетская перекличка" № 76. Русские флаги под Южным Крестом.

№ 30. Август 2005. 56 лет Кадетскому Объединению в Аргентине.

№ 31. Сентябрь 2005. Указ Ленина от 15 декабря 1921 года должен быть неотлагательно отменён.

№ 32. Октябрь 2005. Аргентинский Кадетский Корпус. Древние и современные истоки идеи кадетского воспитания.

№ 33. Ноябрь 2005. Казачий строй Древнего Рима.

№ 34. Декабрь 2005. Периодические циклы в природе, истории и экономики.

№ 35. Январь 2006. С Р. Х. От холодной войны к войне культур? Тупики в международном положении в свете теорий двух русских учёных.

№ 36. Апрель 2006. Х. В. 35 лет "Кадетской перекличке".

№ 37. Май 2006. Республика и демократия по классификации Аристотеля.

№ 38. Июль 2006. Историческая миссия Русской эмиграции.

№ 39. Август 2006. Новая "холодная война" или старый каинов комплекс?

№ 40. Октябрь 2006. Историческая инициатива России. (К столетию Второй Гаагской мирной конференции). Два полюса на одной оси? История 15-летней связи зарубежных кадет с суворовцами и нахимовцами.

№ 41. Ноябрь 2006. Киносериал "Кадетство" (Заявление российских кадет в Зарубежье).

№ 42. Декабрь 2006. С Р. Х. Сорокалетие первого Кадетского съезда. Партократия и клептократия заводят демократию в тупик.

№ 43. Апрель 2007. Не в силе Бог, а в правде. Европейские мифы.

№ 44. Июнь 2007. Геополитическая шизофрения сербов: столкновение "двух принципов".

№ 45. Июнь 2007. Русская периодика в Аргентине в ХХ веке. История политических учреждений, культурные мутации и аристократия. (Письмо зарубежного кадета суворовцу).

№ 46. Июнь 2007. Кратчайший толковый политический словарь.

№ 47. Июнь 2007. Многоярусная историческая конституция России.

№ 48. Июнь 2007. Теория легитимности.

№ 49. Июнь 2007. Правовой строй.

№ 50. Июнь 2007. Кадетский некрополь.

№ 51. Июнь 2007. Вся жизнь в эмиграции.

№ 52. Июль 2007. Помним, чье имя носим. Соборность: симфония с предками и сердечность между современниками.

№ 53. Октябрь 2007. Исторический XIX Кадетский Съезд зарубежных кадет.

№ 54. Январь 2008. Элита для "суверенной демократии".

№ 55. Май 2008. Земские соборы в истории России. 90-летие страшного злодеяния. Экономические потрясения. Международный калейдоскоп.

№ 56. Июль 2008. Лицом к России. Роль воспитания.

№ 56 бис. Август 2008. Комплекс неполноценности.

№ 57. Октябрь 2008. ХХ Кадетский Съезд.

№ 58. Январь 2009. Превосходство идеи кадетского воспитания.

№ 59. Апрель 2009. Общерусский юбилей.

№ 59 бис. Апрель 2009. Интервью: Новая общественная роль кадетских корпусов в России.

№ 60. Июль 2009. 60 лет Кадетскому Объединению в Аргентине.

№ 61. Октябрь 2009. Второй Общекадетский Съезд в России.

№ 62. Январь 2010. Реформа военного воспитания - дело военных.

№ 63. Июнь 2010. 90-летие Русской Белой эмиграции.

№ 64. Июль 2010. XXI Заключительный Кадетский Съезд русских зарубежных кадет.

№ 65. Август 2010. Хроника XXI Кадетского Съезда.

№ 66. Август 2010. Русские без России. Список электронных "Кадетских писем".

Содержание и нумерация электронных "Кадетских писем" до номера 51 включительно не совпадают обязательно с содержанием и нумерацией печатного издания "Кадетское письмо". Начиная с № 52 содержание и нумерация электронной и печатной версии "Кадетских писем" совпадают.

Все номера электронных Кадетских писем можно заказать по электронному адресу: kadetpismo@hotmail.com

Электронное Кадетское письмо. № 66.

Буэнос Айрес, август 2010 г. XIV год издания.
Издатель и редактор: Игорь Андрушкевич. Выходит на правах рукописи.
При использовании материалов, сылка на источник обязательна.
Электронный адрес:kadetpismo@hotmail.com
Почтовый адрес: Casilla de correo 51, 1653 Villa Ballester, Argentina