Сорокалетие первого Кадетского съезда
В наступающем 2007 году исполняется
40-летие Первого Кадетского съезда в Русской
эмиграции, состоявшегося в августе 1967 года в Монреале, в Канаде. С тех пор,
за эти сорок лет, состоялось 18 Кадетских съездов, на разных континентах мира:
в Северной Америке, в Южной Америке, в Западной Европе и в России. На Кадетских съездах всегда собиралось
много кадет, в том числе поначалу и старых русских императорских кадет, еще
учившихся в славных русских царских Кадетских корпусах. Кроме того, в этих
Съездах принимали участие жены, вдовы, (?дети?)
институтки и близкие друзья кадет, хотя они и не участвовали в закрытых
кадетских собраниях. Самым многочисленным Кадетским съездом был 12-ый Съезд,
состоявшийся в 1990 году в городе Санта Роза, в Калифорнии, под
председательством вице-фельдфебеля
23-го выпуска ПРВККККК И. А. Козлова. В этом Кадетском съезде приняло участие
более 400-от человек, в том числе Первоиерарх и два
архиепископа РПЦЗ (учившихся в русских кадетских корпусах), княжна Вера Константиновна
(дочь Великого Князя Константина Константиновича), внук императора Александра Третьего Тихон Николаевич Куликовский-Романов
и несколько Георгиевских Кавалеров. В строю стояло более 140 кадет, приехавших
из всех стран мира. За этих 40 лет постепенно вымирающие
русские кадетские кадры в Зарубежье прошли длинный и тяжкий путь. На этом пути
они не смогли сделать всё, что считали нужным, но все-таки сделали очень
многое. Перед ними с самого начала встал один
трудный организационный вопрос: на основании каких
принципов и норм организовать свое существование и свою деятельность, в
условиях эмиграции и без каких бы то ни было пополнений своих рядов. Поначалу этот вопрос казался довольно
простым, ибо всем невольно приходило на ум, что для этого существуют ясные и
простые военные принципы старшинства. Ведь в русских кадетских корпусах
довольно твердо действовал всеобщий военный принцип старшинства, во всех смыслах: старшинства по чинам,
старшинства по производству, старшинства по классу, старшинства по возрасту,
старшинства по полученному приказу. Помнится, что, во время одной из первых
послевоенных местных кадетских встреч в Мюнхене, именно об этом тогда так и
говорилось: кто будет старшим на этой встрече, чтобы
ею руководить? Однако, очень скоро оказалось, что один
лишь принцип командования по старшинству
на практике абсолютно недостаточен. Под влиянием тогда модных увлечений,
преобладающих в окружающем нас современном мире, некоторые стали предлагать
применение западноевропейского, так называемого демократического принципа подсчета голосов. Однако,
такой способ решения сложных общих вопросов, путем арифметического выяснения
большинства хотя бы в один голос, нигде не может дать положительных
результатов, а тем паче в среде русских воинов. Ведь, уже в 19-ом веке, наш великий
русский православный мыслитель Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860)
установил, что это не наш русский, а «немецкий
обычай считать голоса, как будто бы
мудрость и правда всегда принадлежали большему числу голосов, тогда как действительно
большинство зависит весьма часто от случаев». («К сербами, послание из
Москвы». Избранные сочинения. Изд. им. Чехова). К сожалению, а может быть, и к счастью,
среди русских зарубежных кадет тогда не было практически ни одного юриста,
который бы мог заняться подыскиванием абстрактных
идеологических формул для разрешения этих вопросов. Очень быстро русские
кадеты, среди которых тогда еще были также и офицеры-ветераны старой Русской
Армии, естественным практическим путём, можно даже сказать, интуитивно и
стихийно, воссоздали в своей среде наш древний славянский вечевой, соборный или казачий правопорядок. (Среди русских кадет
всегда были казаки). В выше указанном произведении А.
Хомякова основной принцип такого соборного правопорядка сформулирован ясно и
кратко: «Желательно, чтобы сход решал дела приговором единогласным».
Этот принцип дополняется рядом не менее
важных сентенций: «Сход мирской есть для
народа училище, которое… никакою книжною мудростию не
заменяется… Да будет у вас правда выше всего… Вы создали у себя власть. Повинуйтесь ей и
укрепляйте ее, дабы не впасть в
безначалие и бессилие… Не допускайте никаких
законов, никаких мер… никаких обычаев, которые бы могли разрывать братство… Имейте всегда в виду значение и достоинство Веры… Вера проникает
все существо человека и все отношения его к ближнему; она как бы невидимыми
нитями или корнями охватывает или переплетает все чувства, все убеждения, все
стремления…». (Там же). Конечно, такое выше указанное единогласие нельзя понимать опять же
чисто арифметически, то есть абсолютно. На практике абсолютного единогласия
можно достигнуть весьма редко, но единодушия
можно достигнуть практически всегда, по вопросам, которые этого действительно
заслуживают. Посему, в Резолюциях Кадетских съездов никогда не говорится ни об
абсолютном единогласии, как в тоталитарных режимах, ни о большинстве (которое
может быть случайным или подтасованным), как в псевдодемократических системах,
а об единодушии,
с которым были утверждены те или иные решения. Такой правопорядок нагляднее всего
проявляется в нашем русском казачьем строе, где равноправие всех участников казачьего круга дополняется полноправием выборных атаманов и
старшин, выбираемых на определенный срок, для ведения всех дел. Казачий строй
одного порядка с нашим славянским вечевым и соборным строем, весьма древнего
происхождения, ибо он до сих присутствует в жизни также и южных славян. Больше
того, присутствие этого начала можно легко проследить и у других
индоевропейских народов, в том числе у древних греков и римлян. Например,
описывая правопорядок Римского государства, Цицерон особенно подчеркивает, что «для сохранения свободы всех, мы даем
авторитет наилучшим». (Законы). Состоявшиеся за этих сорок лет 18 Кадетских Съездов соборне выработали устойчивую и прагматическую
организационную кадетскую структуру во всем мире. Ввиду такого внушительного
срока, а также учитывая сильное поредение кадетских
рядов в Русском Зарубежье, сегодня не будет лишним кратко напомнить основные
контуры этой организационной структуры, ибо только она обеспечивает полную
авторитетность и легитимность голоса
русских кадет в Зарубежье, в их сегодня арьергардных условиях: 1. На 5-ом Кадетском Съезде, в 1976 году, в
Монреале, в Канаде, было решено, что все «Объединения
кадет Российских кадетских корпусов» в мире имеют одинаковые названия, лишь
с добавлением географического определения местонахождения каждого из них.
Согласно толкованию покойного секретаря Кадетского Объединения в Аргентине и последнего традиционного атамана Донского Кадетского
Корпуса, А. В. Алфёрова, этим была создана «постоянно
действующая структура одного единственного
в мире Объединения кадет,
подразделённого на местные Объединения», наподобие поместных Православных
Церквей, вместе образующих единую Православную Церковь. («Кадетское письмо» №
9, март 1997 года). Например, «Кадетская перекличка», вот уже тридцать пять
лет, является периодическим журналом «Объединения
кадет Российских кадетских корпусов за рубежом», хотя и с местом издания в
городе Нью-Йорке. 2. На 12-ом Кадетском Съезде, в 1990
году, в городе Санта Роза, был создан «Центр кадетской связи». Затем 13-ый
Кадетский Съезд, состоявшийся в начале 1992 года в Венесуэле, подробно
определил функции этого Центра кадетский связи и постановил, что в его
Правление входят председатели Кадетских объединений и председатель Кадетского
президиума. Председатель Центра кадетской связи полномочен
назначать в случае необходимости технических сотрудников Центра, из кадет,
друзей и единомышленников. 15-ый Кадетский Съезд, состоявшийся в 1996 году, в
городе Санта Роза, США, объединил
Президиум и Центр связи, постановив «дела и функции Центра передать в ведение Президиума» (7-ой пункт Резолюции). 3. На 15-ом Кадетском Съезде было
создано «Совещание председателей
Кадетских объединений, председателей предыдущих
Съездов и редакторов кадетских печатных органов», в помощь Кадетскому президиуму, выбранному на
этом Съезде. Также было поручено Президиуму создать из
представителей Объединений специальную Организационную Комиссию для координации
устройства следующего Съезда. 4. 17-ый Кадетский съезд, состоявшийся
в 2000-ом году в Канаде, подтвердил: «Члены
Президиума последнего Съезда и все председатели Объединений образуют Кадетское Совещание, решающее все
вопросы, возникающие в промежутках между Съездами» (пункт 4-ый Резолюции). Таким образом, высшим кадетским органом
являются Кадетские съезды, которые решают все вопросы общим согласием всех кадет, без посторонних влияний. На Съездах
выбираются председатель, вице-председатели, секретари и члены Кадетского
президиума, который руководит кадетскими делами как на
самом Съезде, так и после Съезда, до следующего Съезда. Кадетский президиум
может, по мере необходимости, обращаться за советом к Кадетскому совещанию. В
результате, действует система трёх органов:
Кадетский съезд, выбирающий Кадетский президиум, и Кадетское совещание,
являющееся постоянным советом старшин, состоящим из председателей предыдущих
Съездов и председателей поместных Объединений. В заключение, необходимо особенно
отметить, что Кадетские съезды никогда не отменяли постановлений предыдущих
Съездов, в согласии с принципами и практикой русского соборного строя. Тем
более, что сегодня главной целью русских кадет в
Зарубежье является сохранение в полном
и неповрежденном виде полученных для передачи Суворовских заветов. Суворовская символика была передана
десять лет тому назад вновь возрождающимся в России кадетским корпусам при
вручении Знамени Донскому Императора Александра Третьего
Кадетскому Корпусу, во время 15-го Кадетского съезда, в Санта Розе, в 1996
году. Заветы были переданы на последних двух Кадетских съездах в Канаде, в 2000
и 2004 годах. Игорь Андрушкевич, Председатель 15-го Кадетского Съезда.
ЭЛЕКТРОННОЕ КАДЕТСКОЕ ПИСЬМО. № 42. Декабрь 2006 г. |