Л. А. Тихомиров
Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность
Раздел III СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Вернуться к оглавлению
XVIII Недостаток
сознательности
Если судить по чистоте и правильности
государственных основ, заложенных у нас
историей, то Россию должно бы признать самой
типичной на свете монархической страной. Можно
было бы ожидать видеть в наших учреждениях
замечательные образцы монархической
государственности. На самом деле ничего
подобного не замечается. Причина этого состоит в
том, что в отношении политической
сознательности Россия всегда была и остается
до крайности слаба. От этого в русской
государственности чрезвычайно много смутного,
спутанного, противоречивого и слабого.
Этот недостаток сознательности,
самопонимания бросается в глаза уже в
"стихийности" нашей истории, которая
отмечается всеми историками, а иными даже
считается чем-то очень сильным. На самом деле это
весьма печальная сторона нашего политического
существования.
Без сомнения, сила инстинкта в
русском народе очень велика, и это само по себе
ценно, ибо инстинкт есть голос внутреннего
чувства. Прочность чувства, создающего идеалы
нравственной жизни, как основы политического
существования, качество драгоценное. Но им одним
нельзя устраивать государственных отношений.
Для сильного, прочного и систематического
действия политическая идея должна сознать себя
как политическая. Она должна иметь свою
политическую философию и систему права. Этого у
нас никогда не было.
В политике древняя Россия выработала
общую идею самодержавного царя. Сообразно с ней
царь имеет всю власть, не может быть ничем
ограничен, кроме религии, царь
священнонеприкосновенен в своей личности,
царская династия имеет исключительные права на
престол, перед царем все равны, царь о всех равно
заботится и т. д. Этими и тому подобными
представлениями ограничивалась наша
политическая философия. Но этого недостаточно,
нужно знать, чем сохраняется такая власть, каковы
удобнейшие способы ее действия, каково должно
быть устройство управительных учреждений,
каковы удобнейшие отношения подданных к
Верховной власти и граждан к правительству,
каковы npaвa граждан и личности и т. д. Ничего этого
у нас не разбиралось, не определялось сознанием.
За самодержавную власть народ стоял
твердо, как скала. Без царя он не представлял себе
своей страны. Народ вынес все казни Грозного не
только без протеста, но даже умел почувствовать в
этом царе то, чего и доселе не понимают многие
ученые историки и юристы: действительно великого
устроителя земли русской.
Царской идее Верховной власти народ не
изменял с тех пор до сего времени никогда.
Попытки явного ограничения самодержавия у нас
доселе никогда не удавались. Но если такое
убеждение народа дает очень прочную опору
государственности, то все же не создает для
государственной устроительной деятельности
никаких ясных путей. Царь может делать все. Но
есть действия практичные и непрактичные,
сообразованные с природой этой формы власти и
несообразованные, и даже ее подрывающие... Во всех
этих вопросах русское политическое сознание не
давало Верховной власти никаких ясных указаний,
никакой помощи.
Этот недостаток политической
сознательности, политически просвещенной мысли,
сказывался вредными последствиями уже и в
Московской России, главным образом в виде
нестройности действия учреждений, проникнутого
характером оппортунизма во всем, что не касалось
непосредственно прав верховной власти. Ее одну
мы оберегали систематически. В отношении
управительном системы не было. От этого в
Московской Руси административное управление
отличалось крайней нестройностью. В отношении
судебном Верховная власть по случайным
соображениям удобства чуть даже не подорвала
своей основной идеи. Под прикрытием того же
оппортунизма - всегдашнего следствия отсутствия
ясной системы - уже в Московской Руси широко
развилась борьба бюрократии против земства, и
это обстоятельство, бес сомнения, угрожало бы
очень опасными последствиями, если бы их не
устранила временно реформа Петра I. Однако и в
новый период, Петербургский, недостаток
политической сознательности не только не
уменьшился, а стал угрожать, еще большим злом:
трансформацией самодержавной власти в
абсолютистскую. Тут уже перед русской
государственностью явилась опасность
принципиального перерождения, влекущего за
собой потрясение самого монархизма.
На этом мы остановимся ниже. Сначала
необходимо еще бросить взгляд на политическую
практику Московской Руси. |
XIX Шаткость
политического строения
Петр Великой говорил, что его задачу
составляет "восстановление разрушенных
храмин". Это было не пустое слово.
Действительно, в Московской России, после
восстановления самодержавия, с окончанием
смутного времени, государственное строение,
столь счастливо поставленное в основаниях, было
далеко не гладко. То же самое можно сказать и о
временах предшествовавших. Но в России времен
Романовых сложность государственных функций
стала заявлять себя все более настоятельно, а
потому и недостаток продуманной политической
системы сказывался болезненнее.
Вообще Россия Московского периода
представляла лишь первые наброски
государственности, в которой ясно определились
лишь характер Верховной власти, да общинный быт
народа. Все промежуточное, вся система
управительных органов слагались кое-как, по
вдохновению, по случайным обстоятельствам
текущего дня.
Образец этого составляют даже
тогдашние "министерства", то есть приказы.
Специализация высших управительных учреждений
происходила или по случайным исторически
обстоятельствам, или по еще более случайному
приказу царя. Не существовало даже отделения
военного управления от гражданского, по
характеру тогдашней системы обороны
государства. Приказы разделялись не по разрядам
дел, а по лицам, которым государь приказывал
ведать свои государевы дела. Иногда совершенно
различные отрасли управления сосредоточивались
в одном Приказе такого-то боярина, иногда отрасли
одного и того же дала разбивались по разным
приказам. Так, например, приказ тайных дел при
Алексее Михайлович, ведал: 1) секретные сношения
государя, 2) его переписку, 3) соколиную охоту, 4)
изготовление грамот. Но лечение царя относилось
уже к другому приказу, аптекарскому. Дело
правосудия было раздроблено, но по нескольким
приказам: разбойный ведал уголовными делами, а по
гражданским делам существовало два особых
приказа - московской судный и владимирской
судный. Военное дело было разбито по множеству
приказов, но зато приказ разрядный одновременно
ведал назначениями лиц по военной и гражданской
службе. Финансовое дело было разбито, можно
сказать, по всем приказам, каждый из которых
должен был сам добывать себе средства. Для этого
приказам давались особые города или области или
специальные доходные статьи. Сверх такого общего
"порядка" по финансовым делам существовало
еще четыре особых приказа: казенный двор, большая
казна, большой приход, счетный приказ. Наконец,
особые приказы существовали для управления
некоторыми областями.
Это несистематизированное, путаное
управление сложилось случайным нарастанием
функций личного хозяйства великих князей,
присоединением новых областей или просто
случайными приказаниями великих князей и царей,
поручавших различные дела лицам, которым они
доверяли. Понятно, что в конце концов управление
60 и более приказов, столь случайного характера
делалось почти недоступным для контроля и давало
обширное поле всевозможным злоупотреблениям. Да
особого контроля и не существовало. Должности
давались по доверию государя. Никому не
воспрещалось жаловаться, и нарушители царского
доверия иногда жестоко наказывались. Но во всей
системе государственного управления менее всего
думали о предупреждении преступлений, не имели
средств для пресечения их, а усердно
практиковали только кару. Наказания были
страшны, способы пресечения слабы, а способы
предупреждения совершенно отсутствовали. При
таких условиях, для всякого преступления всегда
жила надежда, что дело до наказания дойдет не
скоро или вовсе не дойдет.
Несовершенство управительных
учреждений в Москве очень хорошо сознавалось
правительством, и оно их беспрерывно
переделывало. Но для этого не имелось
руководящих административных и юридических
принципов. Действовали ощупью, по глазу, по
случайным условиям.
У Верховной власти, благодаря ее чисто
самодержавному характеру, было одно драгоценное
свойство: готовность и даже особая наклонность
пользоваться в деле управления имеющимися
социальными силами, поскольку они казались
подходящими к этому по своим свойствам. Но для
оценки свойств этих социальных слоев и сил не
существовало никакого принципа, никакой ясной
системы. Отношение к ним поэтому было очень
неровно, непостоянно. А этим не могли не
подрываться способности социальных слоев
государственному делу.
Без сомнения, лучшим государственным
слоем для дела управления был княжеский и
боярский. Но несомненно также, что в этом слое
были сильны те тенденции, которые в соседней
Польше подорвали королевскую власть и создали
нечто вроде дворянской республики. Наши государи
справедливо держались на стороже против этих
тенденций знати. Но борьба Грозного против
аристократии при всей своей пользе по существу
несомненно заходила за пределы необходимого. Он
замыслил не только смирить аристократию, но
вырвать ее с корнем из народа. Таков был смысл его
опричнины, как хорошо выяснил профессор Платонов
[С. Ф. Платонов, "Очерки по
истории смуты в Московском государстве". Спб.
1899 г.].
Царь систематически брал в опричнину
именно те области, в которых с удельных времен
была глубоко вкоренена аристократия, крепко
сросшаяся с народом, Этих извечных владельцев
своих земель и "подданных" Иоанн Грозный
выбрасывал из насиженных гнезд и наделял другими
поместьями, но уже как своим жалованьем, и притом
в местах, где эти аристократы не имели ничего
общего с народом и даже падали к нему на шею как
непривычная и нежелательная тягота. Особенно
усердно переводились они на окраины, где народ
состоял по преимуществу из беглых, вольницы,
ненавидевших "господ" и ушедших подальше
именно для того, чтобы от них избавиться. Тут уже
Грозный не мог бояться влияния новых владельцев,
которые среди ненавидящего их населения только и
могли держаться помощью царя. На прежние же места
царь сажал новых людей, своих любимцев, большей
частью не родовитых, чуждых населению. Сверх
того, Иоанн Грозный всемерно поощрял народное
самоуправление.
Эта страшная система, действительно
глубоко задуманная и выполненная с железной
энергией, сломала княжеско-боярскую
аристократию бесповоротно. Но такая революция не
могла не порождать страшного социального
расстройства. Чрезвычайная неразвитость
народной массы была причиной того, что народ не
мог хорошо поставить своего самоуправления
именно с той стороны, которая всегда особенно
важна для государства. Народ - демократия - не
умел разумно согласовывать своих местных
интересов с общегосударственными потребностями.
Это искусство, можно сказать, специально
принадлежало аристократии, которую так
радикально подорвал Грозный царь.
Что касается демократического
самоуправления, то его малую способность
согласовал свои интересы с общегосударственными
тогда же показало казачество, которое
превосходно сплачивалось для своих дел и целей,
но в отношении государства и земщины сплошь и
рядом являлось силой чисто разрушительной, почти
анархической.
Россия земская, в принципе глубоко
государственная, фактически по невежеству не
умела вести "дел государевых". Множество
возмущений, потрясавших Россию в разных местах,
постоянно связаны с самыми дикими,
фантастическими мотивами и стремлениями. В
народе было слишком мало людей, которые по своей
развитости и кругозору могли бы успешно служить
делу государеву.
Таким образом, подрывая аристократию,
царская власть не могла находить в земщине
достаточно сил для исполнения социальной роли
аристократии.
Правда, что на место крупной
аристократии московская власть очень охотно
поддерживала среднее служилое сословие,
впоследствии составившее главную массу нашего
дворянства. Это поместное дворянство составляло
и тогда важную часть земщины. Но и оно редко
стояло на высоте, достаточной для надежной
местной службы. Ляпуновы еще были редким
явлениям, и только после Петровской реформы
дворянство развернуло все свои силы.
В Московской Руси верховная власть не
имела достаточно соображений для того, чтобы
разобраться в сложном вопросе о наилучшей
комбинации аристократических, демократических и
бюрократических начал в постановке управления. А
сами они, естественно, боролись между собой и
готовы были на всякие захваты каждый раз, когда
не замечали сдержки и регуляции Верховной
власти.
В этой борьбе сословий в XVII веке и
начала делать видные успехи приказная
бюрократия. |
XX Появление
бюрократии
При неразвитости земщины и недоверии
власти к аристократии бюрократический элемент
приказов получил широкую почву для развития. В XVII
веке бюрократия стала вытеснять аристократию в
высшем управлении, и земщину в низшем. Дьяки
начали играть огромную роль даже в боярской думе,
а в то же время ослабевшие родовитые фамилии
начали усваивать бюрократической характер. В
этой бюрократии уже тогда являются замашки
сделаться единственным органом управления.
С самого смутного времени бюрократия,
с одной стороны, стремится уравнять служилые
права знатных и незнатных, уничтожить
местничество, а в то же время уничтожить и
местное самоуправление. Ни аристократия,
скомпрометированная в смутное время, ни земщина,
спасшая тогда Россию и самодержавие, не уступали
своих прав без борьбы, но в общей сложности
перевес оставался за бюрократией. Постепенно,
каждое десятилетие, возвышение приказного
чиновничьего элемента насчет остальных
характеризует наш семнадцатый век.
Политика Верховной власти была не
одинакова. Поддержка самоуправления со времен
Грозного составляла традицию при Феодоре, Борисе
и даже при самозванце. Царь Борис поддерживал в
ущерб боярству и народным массам среднее
служилое сословие, но оно было не
бюрократическим, а земским сословием. При
Василии Шуйском началось возвышение знати, а
вместо губных старост начали ставить воевод.
Вероятно, необходимость считаться с боярством
заставила и Михаила Феодоровича, царя,
поставленного земскими людьми, продолжить на
первое время политику Василия Шуйского. По
Соловьеву, известно до 33 городов, в которых при
Михаиле были назначены воеводы, вместо губных
старост, выборных судей и городовых приказчиков.
Известны тоже многочисленные жалобы царю на этот
новый порядок, и Михаил в удовлетворение
жалобщиков восстановил самоуправление.
Так, в 1614 году, жаловались, что
"Устюжны Железнопольской посадские люди,
старосты и целовальники, сотские и десятские и
все крестьяне лучшие, средние и младшие люди от
волостного суда и от его пошлинных людей
оставлены". На эту жалобу было приказано:
"Быть у них в судьях их же посадским людям,
которых выберут всем своим посадом" [Соловьев, т. IX, стр. 1327].
В 1622 году Устьянские волости
жаловались на новоявленных у них приказных,
людей и просили о самоуправлении. Просьба также
была уважена. "В 1627 году государь указал во
всех городах устроить губных старост, дворян
добрых..." Иногда города просили, чтобы
воеводам у них не быть, а быть одним губным
старостам. Государь обыкновенно соглашался и на
это, и тогда губной староста получал наказ,
одинаковый с воеводским. Иногда города, напротив,
сами просили о назначении воевод, но при этом
указывали лицо, которое желали бы иметь
воеводой... Так сделали Дмитров в 1641 году, Углич в
1641 году, Кашин в 1644 году.
Но, несмотря на это, внимание царя к
желаниям народа, процесс утеснения земщины шел
поступательно, и служило-бюрократические
элементы вызвали громкие жалобы Собора 1642 года.
На Соборе Никита Беклемишев и Тимофей
Желябужский говорили, чтобы сбор денег
совершался не приказными.
"Для сбора денег на жалованье ратным
людям пусть государь прикажет выбрать из всех
чинов человек добрых по два и по три, да чтобы
государь пожаловал - сделал при сборе денег
разницу между богатыми и бедными: указал бы брать
с больших мест, с монастырей и с пожалованных
людей, за которыми поместий и вотчин много, а у
иных за окладами много лишней земли, да они же
ездят по воеводствам, и бедным людям с такими
пожалованными людьми не стянуть". Городские
дворяне - суздальцы, юрьевцы, переяславцы,
костромичи, смольняне, галичане, арзамазцы,
новгородцы, ржевцы, зубцовцы, торопчане,
ростовцы, пошехонцы, новоторжцы, гороховцы -
просили брать людей с "обогатевших и
отяжелевших" и сказали:
"Твои государевы дьяки и подьячие
твоим денежным жалованиьм, поместьями и
вотчинами пожалованы, а будучи беспрестанно у
твоих дел и обогатев многим богатством
неправедным, от своего мздоимства, покупили
многие вотчины, и дома свои построили многие,
палаты каменные такие, что неудобь сказуемые. При
блаженной памяти, при прежних государях у
великородных людей таких домов не было". Далее
дворяне просят сделать точную роспись вотчинам и
поместьям у всяких чинов людей, в том числе у
дьяков и подьячих и составить уложение, со
скольких крестьян служить без жалованья, а у кого
окажутся лишние против этого крестьяне, то брать
деньги за это в казну на жалованье ратным. Нужно
также, говорили они, произвести учет приказным,
дьякам, подьячим, таможенным, "чтоб казна без
ведомости не терялась". "А ту свою
государеву казну вели собирать своим
государевым гостям и земским людям". "А
которые люди теперь в твоих городах по
воеводствам и приказам - вели им быть на твою
службу против басурманов".
То же самое сказали южные дворяне,
прибавивши: "А разорены мы пуще Турских и
Крымских басурманов - Московскою волокитой, от
неправд и неправедных судов"... Против той же
бюрократии в пользу самоуправления говорили на
Соборе и торговые люди:
"А в городах всякие люди обнищали я
оскудели до конца от твоих государевых воевод"...
При прежних государях в городах ведали губные
старосты, а посадские люди судились сами между
собой. Воевод в городах не было: Воеводы
посылались с ратными людьми только в украинские
города для бережения от Турских, Крымских и
Ногайских татар". То же самое говорили и
жаловались на разорение и "черных сотен и
слобод сотские и старостишки и все тяглые
людишки"... Земщина от дворян до черни вся
жаловалась на бюрократию.
Но любопытно, что и тогда уже
бюрократия умела подносить на Высочайшее
воззрение только то, что хотела пропустить ее
цензура: "В выписях, сделанных из речей,
вероятно, дня государя, - говорит С. Соловьев, - жалоб
на злоупотребления не находится" [Соловьев, т. IX, стр. 1256-1259].
Эти жалобы земщины и стремление
восстановить самоуправление в прежних размерах
относятся уже к концу царствования Михаила
Феодоровича. Он скончался в 1645 году. Но больших
результатов жалоб не заметно при "тишайшем
царе". Уложение Алексея Михайловича,
составленное в 1649 году, вообще "враждебно
самоуправлению" [История
России, том ХIII, стр. 659], по выражению С. М.
Соловьева, и вполне предоставляет суд воеводам и
приказным людям, хотя для составления Уложения
созывался особый земский собор. При Алексее
Михайловиче же было снова воспрещено обращаться
к царю с челобитными помимо установленных
учреждений, хотя, несмотря на это, государь
иногда производил и личный суд" [Хартулари, стр. 89].
При царе Феодоре Алексеевиче
бюрократия сделала новые успехи. В 1679 г. отменены
были все городельцы, сыщики, губные старосты,
ямские приказчики, сословные головы, и все дела
их ведено сдать воеводам. Происшедшее тут же
уничтожение местничества при всей разумности и
пользе этого усиливало бюрократию насчет
аристократии.
Впрочем, при Феодоре Алексеевиче,
знать, со своей стороны, сделала попытку укрепить
свое шатающееся положение путем создания
наследственных сатрапий. Попытка едва не
увенчалась успехом, но Монархия была выручена
Церковью. .Возник именно проект учредить по
областям наместников из великородных бояр, и
притом "навечно", дав этим сатрапам "титла
тех царств", то есть, например. Казанского,
Астраханского и т. п. Знать успела уже получить
согласие государя на свой проект, но делу ее
помешал патриарх Иоаким, который сделал государю
представление об опасности затеи.
Как бы, говорил патриарх, "по
прошествии нескольких лет, обога-тясь и
пренебрегши Московских царей Самодержавством,
не отступили и единовластия не разорили" [Соловьев, том ХIII, стр. 880-881].
В результат из этой затеи ничего не
вышло, как не вышло ничего в XVII веке из замыслов
верховников. Знать пропустила свое время, да
впрочем, времени для нее и никогда не было на
Руси. В данную же эпоху росла более всего
бюрократия.
Господство воевод и приказов, как
известно, далеко не шло впрок управлению, которое
при Алексее Михайловиче и Феодоре Алексеевиче
было весьма неудовлетворительно и вызывало
самые опасные смуты в стране. Царствование
Алексея Михайловича буквально наполнено бунтами
- в Москве, в Новгороде, в Поволжье (Стенька Разин),
и все эти мятежи повсюду находятся в связи с
народным протестом против воевод и приказных.
Недоверие и даже ненависть к бюрократическому
элементу проявлялись всюду, а между тем эти
бюрократические учреждения, немедленно же по
кончине царя Феодора при возникших смутах
оказались ниже всякой критики по малодушию
бюрократии, ее неумелости и своекорыстному
забвению государственных интересов.
Так наступила эпоха неслыханного в
России двоевластия Иоанна и Петра, и даже
троевластия, если считать царевну Софью, время,
когда горсть бунтующих стрельцов могла держать в
руках носителей Верховной власти. Несомненно,
что механизм управления, унаследованный Петром,
был почти негоден к употреблению и требовал
радикальной ломки.
Но в Московском государстве за то же
время назревали и более глубокие явления,
ставившие Верховной власти самые серьезные и
трудные запросы. |
XXI Кризис
московского миросозерцания. Церковный раскол
Времена полного установления
самодержавного принципа были в России в XVI и XVII
вв. эпохой также очень сложных внутренних
духовных запросов.
Россия, стертая с лица земли татарами,
восстала в необычайной силе, почти чудесной и не
знавшей себе равной. Основами этого величия,
основами спасения России оказались православная
вера и единоличная власть царя. Эти две силы
Россия свято чтила как свой палладиум, как
источник своего бытия, как основу своего долга и
даже какой-то своей мировой миссии. Россия тех
времен, подводя себе итоги, сознала себя третьим
Римом, наследницей миссии Рима и Византии...
Но в чем эта миссия, в чем смысл
существования страны, избравшей себе
руководительство Божие за высший закон и чудесно
возвышенной из праха на необычайную, неожиданную
высоту? Русский народ не был бы достоин ни
настоящего, ни будущего, если бы в такое время
перед ним не поднялся вопрос самосознания: что
такое мы, как нам жить, куда идти? И действительно,
с освобождением и возвышением России возникают
вопросы веры отчасти на почве еретической,
отчасти на почве споров православных людей
относительно идеалов веры, отношения их к
мирской жизни, отношение Церкви и государства и
т. д. Это были века стригольников [89],
Башкиных, святых Нила Сорского и Иосифа
Волоколамского, века церковных Соборов, миссии
между инородцами, учреждения патриаршества,
возвеличения патриаршества, споров боярства с
патриархами, это были века Филиппа митрополита и
патриарха Никона, начала сближения с Европой и
наконец вечнопамятного прискорбного раскола
Церкви русской.
Множество вопросов национального
самосознания не могли не возникнуть в эпоху
национального воскресения, как они возникли в
эпоху национального крушения. Но эпоха татарщины
требовала решения более простых: требовалось
покаяние, крепкое единение около веры и царя и
борьба с басурманами. При освобождении,
приходилось понять, как жить достойно
великой милости Божией. Этот вопрос стал перед
Россией XVI и XVII веков со страстной
настойчивостью. Сверх того - освобождение от
татар привело Россию и волей и неволей в
немедленное соприкосновение с Европой. Мы искали
Европы, но она и сама к нам шла, и перед русскими
возникало сопоставление цивилизации и точек
зрения своих и чужих - сопоставление, которое не
могло не возбуждать работы мысли и критики.
Это последнее обстоятельство, то есть
критика своего, не могла не явиться очень скоро.
В России было очевидно поразительное
противоречие: она глубоко верила в свои основы,
имея явное доказательство их спасительной силы.
Она считала себя выше всех народов, третьим
Римом, после которого уже не будет четвертого. И,
однако, малейшее наблюдение показывало русскому
человеку полное несоответствие его наличной
культурной силы с этим идеальным величием. При
всех столкновениях не только с Западной Европой,
но и с Польшей, и даже с Турцией, русские не могли
не видеть, что они круглые невежды, дикари, не
имеют ни технических, ни философских знаний,
ничего не умеют сделать, оказываются даже
плохими организаторами и не понимают глубоко
даже тех основных истин, обладание которыми
давало России претензию на значение третьего
Рима.
Русские были крайне отсталы, но они не
были неспособными, а готовность к самокритике и
самоосуждению составляет даже черту русского
характера. И вот у нас является стремление к просвещению.
О том, что у нас явилось тогда стремление к
улучшению своей жизни на основах просвещенной
веры и точного знания, свидетельствует вся
внутренняя история России XVII века. Особенно это
стремление проявилось после Смутного времени,
неожиданно низвергшего Россию в такую пучину
бедствий и позора, с которой едва ли могла
сравниться и былая татарщина.
Смутное время завершилось решимостью
восстановить во всей полноте наши основы, то есть
самодержавие и церковность, а сверх того развить
русское просвещение, к чему нам дали некоторые
новые средства Киевские русские, в эту эпоху с
Москвой все более сближавшиеся.
Однако в общей сложности стремление к
сознательному и просвещенному существованию
давалось России очень туго. В своих основных
идеалах она пришла к тяжкому раздвоению.
Православие, кроме чистоты догмата, в
глубочайшей своей сущности состоит в правильном
понимании церковности. В этом состоит отличие
Церкви православной от Римско-католической и
протестантской.
Православна и оживотаоряюща та
Церковь, которая представляет организованное
единство иерархии и мирян, причем миряне
составляют живую часть церкви, но в то же время
нравственно неразрывны с иерархией" [Об этом см. мою книжку "Личность,
Общество и Церковь"].
Но русские в своем церковном
существовании не умели разобраться в вопросе об
этих соотношениях. В иерархии явились тенденции
господства над мирянами. Явился даже вопрос о
том, какая власть выше - светская или духовная? С
другой стороны, миряне, несомненно, не сумели
уважать авторитета пастырей, и, чтя ризы да
благословения, не чтили достаточно самого
учительного слова. Отсюда возник раскол на
небывалой в христианстве почве: вопрос о
исправлении книг и обрядов, казалось бы, столь
простой, и во всяком случае не такой, чтобы из-за
него расходиться, вызвал ожесточенный раскол,
взаимные проклятия и т. п. В русском народе, как
православной, так и старообрядческой стороны,
проявилось здесь очень грубое понимание веры. На
первом месте поставили не догмат, веру, любовь и
единение, а ту или иную формулу, знак,
материальный элемент вообще. Сложение перстов
или число просфор сочтено более важным, нежели
вера и любовь. Это, конечно, было проявлением
страшной религиозной неразвитости.
Насильственное же изменение того, что следовало
бы терпеть, пока умы не просветятся, - это,
конечно, означало забвение того, что иерархия
вовсе не "начальство", как у
римско-католиков, и не может требовать
бессознательного повиновения мирян.
Если миряне по невежеству стоят за
внешность с упорством фетишистов, то дело
пастырства - развивать их, учить, а не приказывать
и оскорблять хотя бы и воображаемую святыню. Да
впрочем, и патриарх Никон обнаружил такое же
преувеличенное преклонение перед "греческим
обрядом". Вообще эпоха раскола обе стороны
спорящие показала не в идеальном свете.
Апологеты обеих сторон стараются
теперь оправдать, одни новообрядных, другие
старообрядных, от обвинения в религиозной
неразвитости. Они стараются вложить в ссоры того
времени более осмысленную идею. Павел Любопытный
(старообрядец) пустил в ход мысль, будто дело
иерархии - догмат, а обряд - дело мирян. Само собой,
это совершенно неверно вообще. И догмат, и обряд
совершенно одинаково составляют достояние всей
Церкви. Академические защитники раскола говорят
о его национальности, а Никона обвиняют в
подражательности. Все это показывает лишь плохое
понимание веры и церковности. Да сверх того
никаких таких идей и не было в те времена. Вот
каковы были религиозные понятия того времени:
"Егда же Никон на новгородской митрополии
утвердися, повествует старообрядец ["История Выговской старообрядческой
пустыни". Рукопись Ивана Филиппова. Спб. 1862]
- первее повеле написати образ Благовещенья
Пресвятой Богородицы необычным новшеством...
нача крестное знамение на себе неистово тремя
персты изображати... и народ пятью перстами
благословляти... Видя же сие его действо, диакон
Пимен весь страхом и ужасом объят бысть" и
т. д. Все обличения старообрядцев были такого
рода: "Никон уставы и обычаи перемени:
трисоставный крест отложи, небывалое
пятиперстное сложение на всероссийское народа
чело воздвиже, пятипросфорное служение
дерзостно устави, преслтадкое Христа Спасителя
имя Исус - Иисусом переименова" и т. д. Далее
идут поклоны земные в пост, молитва Иисусова и пр.
Служители Церкви и православные
миряне нередко обнаруживали такую же
неразвитость, как и раскольники. А между тем
раскол раздробил силы православного народа как
раз в самое трудное время, когда Россия сошлась
лицом к лицу с европейскими влияниями так близко,
так интимно, как никогда.
В такую-то минуту мы, расколом своим
обнаружили, что сами не знаем во что веруем, и, чтя
одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую
церковь, считаем друг друга погибшими,
отлученными, преданными анафеме или Антихристу...
Это было роковое обстоятельство для эпохи
петровской реформы. Может быть, оно именно и дало
ей столь подражательный, почти рабский характер.
Вместе с тем плачевный раскол в церкви
не мог не отразиться очень вредными
последствиями и на характере государственной
власти.
Самодержавная власть имеет свой
источник в вере; ее нравственным регулятором
является только вера, которая свой голос
оформливает в церкви. И вот русские именно в вере
увидели в себе рознь, то есть потеряли
бесспорное, абсолютное мерило правды.
Но поскольку это мерило
вероисповедной правды затуманивалось для
России, постольку и власть царская становилась
уже не руководимой им, а это придавало ей
характер не выразительницы народного идеала, не
Божия служителя, а просто абсолютной власти.
Власть царя в церковных делах не могла
не возрастать до чрезмерности, когда Церковь
сама раскололась, не находила в себе единой
власти, и когда положение некоторое время имело
даже такой вид, как будто церковь раскололась на
иерархию и народ. Новый, Никоновский, обряд имел
на своей стороне царскую власть, иерархию и
верхние служилые слои, а старый обряд - народную
массу. Во время стрелецких волнений при Софии
Алексеевне не святительство стало опорой
царской власти, как бывало прежде, а царская
власть - опорой архипастырства. Естественно, что
власть царская могла принимать значение очень
преувеличенное. |
XXII Банкротство
сознательности. Появление абсолютизма
Об этом критическом моменте очень
сильно высказывался Владимир Соловьев [В. Соловьев. История и будущность
теократии. Собрание сочинений, том IV, стр. 215 и
след.]. "Основной вопрос, над которым
пришлось и ныне работать религиозным мыслителям
России, - говорит он, - был поставлен здесь уже
более двух веков тому назад. Великая в этом
отношении важность того церковного раскола,
который возник в Москве в половине XVII века, не
подлежит сомнению..."
"В нашем домашнем расколе дело шло
не о тех частных пунктах, которые выставлялись
(впрочем, совершенно искренне) спорящими
сторонами, а об одном общем вопросе весьма
существенного значения. Чем определяется
религиозная истина: решениями ли власти
церковной или верностью народа древнему
благочестию? Вот вопрос величайшей важности,
из-за которого на самом деле произошла жестокая и
доселе непримиренная распря между
"никонианами" и староверами. Обе стороны
признавали истину только в Церкви, но
спрашивалось: где же сама Церковь, где
заключается ее сипа, где у нее центр тяжести - во
власти или в народе? Старообрядцы, обвиняя всю
иерархию в отступничестве от истинного
благочестия православной церкви, тем самым
признавали, что вся Церковь в них самих - в
благочестивом и правоверном народе.
Греко-российская иерархия, помимо народного
согласия и даже против воли народной, изменяя
прежний образ благочестия и жестоко преследуя
всех непокорных этому изменению, тем самым
заявила, что вся сила Церкви сосредоточивается в
ней одной, что власти церковной принадлежат
безусловно и исключительно все права, а народу
только обязанность послушанья". На жалобы
старообрядцев отвечали: преследуют за то, "что
не повинуетесь Церкви". "Очевидно, - говорит
Владимир Соловьев, - здесь под святой церковью
разумелась только местная церковная власть".
"Наш церковный спор, продолжает он,
неразрешимый на узко национальной почве,
произошел как раз перед появлением Петра
Великого и заранее оправдывал (?) его
преобразования". Обе стороны ошибались. Обе
были наказаны последствиями: старообрядцы дошли
до полной бесцерковности, с признанием только
невидимой Церкви или к самым фальшивым способам
добывания священства. Точно так же "правда
Божия обнаружилась в судьбе исключительных и
беспощадных защитников иерархического начала.
Во власти своей полагали они всю силу Церкви:
власть их была у них отнята"... "Едва успел
Стефан Яворский в своем богословском трактате с
такою решительностью присвоить Церкви два меча,
как уже должен был отдать их оба в руки
"мирского начальника". Из блюстителей
праздного престола патриаршего он волей-неволей
делается бесправным представителем учрежденной
Петром Великим духовной коллегии, в которой наше
церковное управление явилось как отрасль
государственного управления, под Верховной
властью Государя - "крайнего судии сей
коллегии" и под непосредственным начальством
особого государственного сановника, избранного
"из офицеров доброго человека, кто бы имел
смелость и мог управление синодского дела
знать"...
Делая эту жестокую характеристику
церковного переворота, В. Соловьев решается даже
защищать его.
"Беспристрастный и внимательный
взгляд на исторические обстоятельства,
предшествовавшие учреждению Синода и
сопровождавшие его, - говорит он, - не только
удержат нас от несправедливых укоров великой
тени Преобразователя, но и заставит нас признать
в сказанном учреждении одно из доказательств
провиденциальной мудрости, которая никогда не
изменяла Петру Великому в важных случаях.
Упразднение патриаршества и установление Синода
было делом не только необходимым в данную минуту,
но и положительно полезным для будущего России.
Оно было необходимо, потому что наш
иерархический абсолютизм обнаружил вполне ясно
свою несостоятельность и в борьбе с
раскольниками, и в жалком противодействии
преобразовательному движению: патриаршество,
после раскола лишенное внутренних основ
крепости и оставшееся при одних чрезмерных
притязаниях, неизбежно должно было уступить
место другому учреждению, более сообразному с
истинным положением дела..." (220)
В этом "вердикте" проявляется
обычное свойство Владимира Соловьева - все
доводить до крайности. Нашу иерархию и народ он
порицает с преувеличенной страстью апологета
римского первосвященника, каким он в то время
был. Но основные черты ошибок обеих сторон в
понимании Церкви намечены им правильно.
Отсюда, действительно, шло обессиление
Церкви и смута мировоззрения, отсюда
податливость на подражание. Отсюда и
страстно-подражательный характер реформы Петра.
Что касается ломки церковного управления с
подчинением Церкви государству, то это была идея
протестантской Европы, которой во всем подражал
Петр. Оправдать его ни в каком случае нельзя. Но
факт истории состоит в том, что без церковной
смуты такая ломка была бы невозможна даже и для
Петра. В данную же минуту она стала возможна,
во-первых, психологически, т. к. понимание Церкви
подорвалось и у самого Петра; и у него, как у
множества других, стал вопрос: где Церковь? Ломка
стала возможна, во-вторых, и материально, ибо
разделившийся в верованиях народ, растерявшийся
в понятиях, не мог защищать энергично управление
Церкви, понятие о которой было в нем столь
потрясено,
Для самой же Верховной власти ломка
церкви создала страшную опасность: эволюцию в
абсолютизм.
Наверх
Вернуться к оглавлению |
Далее
Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность
|