Л. А. Тихомиров
Л.А. Тихомиров Монархическая
Государственность
XX Монархическое
начало в связи с явлениями социального строя
Вернуться к оглавлению
Человеческие представления о правде и
справедливости находятся в тонкой внутренней
связи с верованиями и представлениями
религиозными. Но наряду с этим фондом верований,
в выработке понятий о справедливости, правде и
праве играют огромную роль условия исторической
национальной жизни, отношения междуплеменные,
социальные и бытовые, которые - даже при всем
влиянии верований - никогда не определяются
исключительно ими, а имеют своей причиной также
влияния и соображения чисто житейские,
практические, соображения о возможности или
невозможности, удобстве или неудобстве, пользе
или вреде.
Весь этот громадный слой влияний и
условий чисто политических, социальных,
экономических, также играет могущественную роль
в определении формы и характера Верховной
власти, а в частности отражается и на монархии.
Он может быть неблагоприятен для ее
возникновения, может быть, наоборот, и очень ей
благоприятен. Но вообще должно заметить, что
между этим слоем влияний историческо-социальных
и слоем влияний религиозных вовсе нет полного и
необходимого совпадения. Они действуют отдельно,
иногда совпадая, иногда противодействуя один
другому. Так у нас, в России, эти два слоя влияний,
вообще говоря, совпадали весьма гармонично,
порождая этим особенно хорошо выдержанный тип
монархии. В Византии, например, наоборот, влияния
историко-социальные во многих существенных
пунктах расходились с религиозными, вредя
развитию чистого монархического типа. В Риме
расхождение этих слоев влияний было еще сильнее.
То же самое можно сказать и о монархиях западной
Европы.
Оставляя в стороне слой религиозных
влияний, в сфере влияний историческо-социальных
мы можем заметить следующие явления.
В отношении собственно социальном
человечество переживает вообще две стадии
развития: быт патриархальный [Эпоха
матриархальная слишком мало изучена, чтобы ее
вводить в рассуждение] и быт гражданственный,
незаметными ступенями переходящие из одного в
другой. Быт патриархальный, есть быт разросшейся
семьи, члены которой связаны не только общим
происхождением, но и всей нравственной и
дисциплинарной силой его. Патриархальный быт
существует лишь до тех пределов, пока семья,
сильно разросшаяся, еще не настолько однако
велика, чтобы члены ее потеряли возможность
личного постоянного общения, личного знакомства,
совместного труда и защиты. На этом
непосредственном, личном влиянии все построено в
патриархальном быту, и тем более прочно, что
место каждого члена определяется не выбором, не
желанием и даже не заслугами, а естественным
нарастанием одного поколения на другое.
Патриархальная семья есть плод, так сказать,
растительного социального процесса, действия
естественных сил рождения, симпатии, подчинения
сильнейшему, привычке... Сознательность
участвует в этом очень мало, лишь в частностях и
подробностях. Но тем сильнее связь привычная и
инстинктивная, усиливающаяся еще более тесным
единством культа, который всегда или состоит в
культе предков или тесно с ним связан.
Власть патриархальная есть по
существу своему монархическая. Она проникнута
тем же нравственным духом, той же самородностью
(spontaneite), независимостью от желания или избрания;
она проникнута совершенной ясностью прав и
обязанностей, задач как управления, так и
подчинения. Эта власть чисто монархическая по
характеру, но представляет собой лишь зародыш
монархии, точно так же как патриархальная община
представляет собою лишь зародыш общества.
Власть патриархального владыки в
высшей степени ясна внутри его семейной общины.
Но как он объединит хотя бы две такие общины? В
отношениях этих двух-трех семейных общин нет
ничего того, что объединяет внутренне каждую из
них в отдельности. Разрастающийся
патриархальный быт превращается в родовой,
построенный уже лишь по инерции, по естественной
аналогии, на началах патриархального, но уже без
той реальной, непосредственной, личной связи и
власти, которая составляет всю красу и силу
патриархального быта. Внутренняя стройная
самоудовлетворенность, и потому незыблемый
порядок патриархального строя, посему не может
повториться в родовом. Этот родовой быт всюду
характеризуется неясностью общей связи,
усобицами. "Возста род на род": это явление
общее.
Между тем родовой быт - это именно та
ступень, та фаза эволюции патриархального быта, с
которой племя переходит к строю гражданскому, т.
е. к строю, когда является вопрос уже о власти политической,
основанной на отношениях не семейных, не
родственных, не экономических, не нравственных
или религиозных, прямо и отдельно взятых, но на
отношениях гражданских, отношениях людей, родных
и чужих, богатых и бедных, злых и добрых, и не
однородного культа, но принужденных и желающих
жить в одном гражданском союзе.
Это гражданское состояние,
гражданской союз, ничуть не упраздняет других
союзов и связей, и даже без существования их он
невозможен, то есть без существования их для него
невозможно найти авторитетные основы. Но
все-таки сам по себе, по существу своему, он
отличен от них. Понятие же о Верховной власти
только и является при переходе в это гражданское,
политическое, состояние.
Каковы же при этом условия для
возникновения различных форм Верховной власти?
Сам по себе, чисто патриархальный быт вообще
весьма благоприятен для развития именно монархической
власти, которая по характеру аналогична
привычной и всеми любимой патриархальной власти.
Поэтому если патриархальные семьи, не
разросшиеся еще в укоренившийся родовой строй,
получают потребность некоторого совместного
действия, как для общей самозащиты или нападения,
у них естественно выделяется в качестве общей
власти - монархия. Но если необходимость общей
власти является при уже развитом родовом строе,
возникновение монархии труднее.
Владыки родов слишком могущественны
для того, чтобы дать место монархии, и развитой
родовой быт естественно выдвигает аристократический
принцип, при котором князь, rex, конунг является
лишь как primus inter pares [22]. В этом
случае монархический принцип может выдвинуться
лишь позднее, при том условии, если
аристократический строй начинает, по
собственному ли разложению, или по очень
быстрому приливу новых народных слоев, случайных
и сбродных, оказываться уже бессильным сохранить
свой престиж. Тогда усиливающаяся масса,
демократически настроенная, в борьбе с принципом
аристократии, может снова дать почву для
появления монархии, примиряющей эти две
враждующие силы в некотором общем единстве.
Таким образом и здесь монархия
является представительницей некоторого общего
примиряющего принципа, признанного обеими
сторонами, каковым принципом может явиться
только некоторый нравственный идеал. Вообще, с
развитием гражданского состояния, монархия
является тем легче, чем элементы гражданской
жизни сложнее и чем сильнее они каждый порознь
развиты. Не желая и не видя оснований к взаимному
подчинению, ощущая каждый в отдельности свой
собственный raison d'etre, все эти элементы способны к
объединению только некоторым высшим принципом,
отвлеченным от их отдельного существования, но
не отрицающем их. Таким принципом является легче
всего нравственный, человеческий, исходящий из
идеи личности, ее прав, ее блага, ее
потребностей и т. п. Являясь с таким характером,
он выдвигает власть монархическую, как по
существу нравственную.
Наоборот, пока объединяющим началом
остается идея государства, республики, родины -
основой Верховной власти естественно остается
аристократия или демократия, допуская
единоличную власть только в качестве диктатуры,
т. е. в качестве хотя и абсолютной, но все-таки
делегированной власти.
Отсюда происходит явление так
называемой абсолютной монархии, имеющей более
видимость монархии, нежели ее сущность. Условия
чисто социальные и политические вообще способны
создать только этот единоличный, избирательный
или даже, наследственный абсолютизм, который
держится явным или предполагаемым избранием
народной воли. Но это не есть еще признанная
верховная, самородная власть, это не есть власть
выше народной воли. Для довершения
монархического дела на помощь социальным
условиям должны явиться религиозные верования, и
только тогда абсолютизм превращается в
настоящий монархизм. Точно также в истинной
монархии, при отнятии религиозного верования,
останется только абсолютизм, который затем может
легко уступить место демократии или
аристократии. |
XXI Влияния внешней
и внутренней политики
Влияния религиозные и социальные
можно назвать органическими, наиболее глубокими
и основными. Помимо них, существуют однако еще
очень сильные влияния государственной
практической жизни, т. е. влияния внешней и
внутренней политики.
Монархия есть единоличная власть,
поставленная в качестве верховной. Поэтому ее
возникновению и поддержанию способствуют все
обстоятельства, при которых выдвигается
единоличная власть, и те, которые создают в нации
живое сознание некоторого общепризнанного
нравственного идеала, охватывающего все стороны
общественной жизни.
Значение этих внешних условий, текущих
политических обстоятельств, должно однако
оценивать лишь в настоящую меру. Они чаще всего
сбивают наше понимание сущности монархии.
Иногда в народах возникает самый
жгучий практический интерес, который всех
объединяет, всех связывает общим, всех
охватившим желанием... В этих случаях перед
жгучестью потребности или желания стушевываются
все идеалы, и данный интерес имеет вид
национального идеала. Но этот временный идеал не
должно смешивать с тем, который живет в глубинах
народной психологии.
В народной борьбе за существование,
требующей сосредоточения сил, легко возникает
потребность единого вождя, который и делается
царем. Эпохи национальной самообороны, или эпохи,
когда одна нация, подчиняя себе ряд других,
должна господствовать над ними с напряжением
всех своих сил - также могут требовать высшей
единоличной власти во главе национальных сил.
Так выдвигаются диктаторы, так создаются условия
и для монархии. Но большая ошибка сводить суть
монархии к такой единоличной власти. Если
монархия опирается только на такие временные
исторические потребности, она не прочна и даже не
полна, не есть истинная монархия.
Можно иметь единоличную власть и без
монархии. Наоборот, можно и при монархии
пользоваться всеми силами коллективных властей
повсюду, где они нужны. Петр Великий широко
развил коллегиальное начало во всем своем
управлении, да и вообще история, полна такими
примерами.
Вообще, выдвигая какое-нибудь начало
власти в верховный, гармонизирующий принцип,
нация этим не уничтожает других форм власти,
которые продолжают в ней существовать, и только
переходят в значение сил служебных, которые
допускаются Верховной властью в разных сферах
управления. Посему, когда политика выдвигает
потребность в единоличной власти, как силы
служебной, отсюда еще нельзя заключать о том, что
она выдвигает монархию.
Так, например, в древнем Риме
единоличная власть составляла потребность не
только внешнюю, но и внутреннюю. Сам Тит Ливии,
поклонник республиканского переворота,
совершенного Брутом, говорит:
"Не подлежит сомнению, что тот же
самый Брут, прославленный изгнанием Тарквиния
Гордого, совершил бы дело роковое для
государства, если бы, стремясь к преждевременной
свободе, вырвал скипетр у кого-либо из
предшествовавших царей. Действительно - что
сталось бы с этим сбродом пастухов и изгнанников
всех стран, если бы они были сразу избавлены от
страха перед царем, были предоставлены всем
бурям трибуната? Что было бы, если бы эти
пришельцы в чужом городе вступили в борьбу с
сенатом прежде чем брачные союзы, родство, любовь
к новой родине - не скрепили сердца взаимной
привязанностью? Раздоры разрушили бы это едва
зародившееся государство" [Тит
Ливий. "Римская история", кн. II, гл. I].
Однако потребность в единоличной
власти в это время была столь же сильна, как и
раньше. Это доказывается не только абсолютизмом
Тарквиния, но и тем, что по изгнании царей сама
Республика, по замечанию Тита Ливия,
"нисколько не уменьшила прерогатив власти".
Момент истории, на который указывает
Тит Ливии, очень любопытен. Верховная власть была
изменена, а управительная осталась почти та же.
Что это означает? Исчезло нечто, благодаря чему
держалась монархия, и на смену ее выступил другой
верховный принцип - аристократия (впрочем
неудачно). Исчез патриархальный царь,
представитель патриархальной общины и служитель
ее общего культа. И все это произошло - несмотря
на продолжающуюся потребность в единоличной
власти.
Но и аристократия не удовлетворяла уже
идеалу Верховной власти. Аристократия, с первых
времен Рима, боролась против монархии. Не
подлежит сомнению, что Ромул был убит сенаторами,
и из Тита Ливия известно, что те же сенаторы
возможно долго затягивали избрание нового царя.
Они даже пытались править по очереди, и только
народное настояние вынудило к восстановлению
монархии. "По смерти Ромула, говорит Тит Ливии,
сто сенаторов приняли такое решение: они
разделились на 10 декурий, каждая декурия
поставила одного члена, назначенного для власти.
Таким образом для царствования было 10 человек, но
лишь один получал знаки власти и ликторов. Власть
оставалась у него в течение 5 дней, а потом
поочередно переходила к другим". Такой порядок
продолжался целый год. "Но народ возроптал: его
порабощение стало более тяжело, он имел не
одного, а сто господ". И вот сенаторы, видя это
волнение умов, предпочли сами предложить то, что
у них готовились взять силой, то есть нового царя.
Переворот, неоднократно
замышлявшийся, удался наконец аристократии при
Тарквинии. Правда, что ей все-таки не удалось
удержать в своих руках Верховную власть, которая
быстро принимала в Риме демократический
характер, но управительная власть почти всецело
осталась в руках аристократии.
И эта управительная власть, вырастая
из аристократии, под Верховной властью демократии,
сохранила тот же единоличный характер. Царя
изгнали, но вместо него создали двух консулов
такой же силы власти. "Задача удержать
абсолютную власть в праве и в то же время
фактически ограничить ее, говорит Момзен [Момзен. Римская история, часть 1,
гл. VI], была решена совершенно по римски, резко
и просто: решение состояло в ограничении времени
власти и в назначении двух равноправных и равно
абсолютных властителей". Если же не хватало
для действия и такой власти, то назначали уж
абсолютнейшего и единого диктатора.
Верховная же власть осталась за
римским народом.
Точно также истинная монархия,
сознающая свое верховенство, почти не может
существовать без присутствия, около себя
"голоса земли", каких-либо "советных
людей", той или иной формы "земского
собора". Когда этого нет - это верный признак
начинающегося падения единоличного
верховенства. А между тем земский собор -
учреждение "демократическое". И однако,
составляя для монархии огромную потребность, он
ничуть не дает Верховной власти - демократии.
В русской истории мы имеем явление,
когда, демократическая управительная сила, даже
став на минуту верховною, не изменила
монархического верховенства. Смутное время
совершенно разрушило монархию, которая даже не
имела законного представителя. Политическая
необходимость заставила прибегнуть к действию
народного самодержавия для спасения страны от
врагов внешних. Чисто демократическое временное
правительство освободило вооруженной силой
столицу. Собор, созванный для восстановления
государственности, имел совершенно
учредительные права. Наконец в сфере
управительных властей заявили себя такие
идеальные народные герои, как князь Пожарский и
гражданин Кузьма Минин Сухорукий. И что же? Мы
видим, что не только эти всемогущие
управительные силы не захватили Верховной
власти, но что сам собор употреблял свою
самодержавную роль только в качестве служебной
силы монархии, и немедленно восстановил ее во
всем ее самодержавии.
Итак, одна потребность в известной
управительной власти не создает еще и не
упраздняет монархии. Для монархии нужны, кроме
случайных потребностей политики, известные
нравственно-психологические условия. В них вся
сущность дела. Но тем не менее долгая практика
известного управления может постепенно
подготавливать почву для той или иной Верховной
власти.
Поэтому потребность национальной
самообороны, и вообще, обстоятельства, требующие
сосредоточения власти и ее особой энергии,
благоприятны для учреждения монархии. Это
происходит путем воспитания народного ума и
чувства в привычках и вкусах, благоприятных для
представления себе единоличной власти, как
верховной.
Но точно также и наоборот, практика
демократических начал, при известных условиях,
может постепенно привить уму народа
демократический идеал народного самодержавия.
Пример этого мы имеем в русской же
истории. Совершенное ничтожество княжеской
власти в Великом Новгороде, ее отсутствие, ее
постоянная переменчивость, при постоянно
растущем и сравнительно совершенствующемся
народном управлении веча и посадников, в
несколько столетий воспитали уже принцип, что
"Великой Новгород волен и в князьях и в
посадниках". Новгород развил идею народного
самодержавия настолько, что Москва только силой
подавила эту идею и заставила признать Великого
Князя - "Государем".
В соседней Польше практика
аристократического управления мало-помалу
совершенно истребила идею монархической
Верховной власти и заменила ее идеей речи
посполигой - республики, в которой король имел
уже только служебную роль национального
представительства, и главного руководителя
общенациональных дел.
Не подлежит сомнению, что по всей
Европе практика абсолютизма чрезвычайно
способствовала росту демократической идеи,
подготавливая этим замену монархии республикой
или близкой к ней так называемой
"ограниченной" монархией, которой
ограниченность уже показывает, что она не есть
власть верховная. Вообще практика внутренней
политики, постепенно воспитывая в народе любовь
и доверие к тем или иным принципам власти,
несомненно имеет огромное значение для того,
чтобы тот или иной из этих принципов получил
мало-помалу значение верховное, сначала в умах, а
затем и фактически. |
XXII Политическая
сознательность
Изо всех областей социального
творчества государственность есть в наибольшей
степени область сознательности, она создается в
наибольшей степени действием преднамеренности и
рассуждения человека. Поэтому на
государственное строение, как в хорошем так и в
дурном смысле, имеет огромное влияние все, что
относится к области разума: состояние наших
знаний, логическая развитость, способность
критической оценки и т. д. Поэтому же для
государственности народа огромное значение
представляет глубина и характер развития
образованного класса, степень его образования,
степень развития и самостоятельность науки
данной страны.
Всякое начало власти, для
существования и действия, должно понимать, в чем
источник его силы, для того чтобы его хранить и
развивать.
Так, например, демократия, выражающая
мнения, дух и стремления количественной силы
нации, естественно должна поддерживать все
условия, при которых количественная сила
большинства сохраняет способность преобладать
над силой качественной или
нравственно-идеальной. Масса народа в демократии
должна быть как можно выше. Все проявления
аристократии умственной или какой бы то ни было -
опасны для демократии (как Верховной власти).
Господство над умами и совестью кого-либо
всеобъемлющего нравственного идеала, способного
стать более авторитетным, нежели народная воля -
столь же опасно. Политика уравнения существенно
необходима для сохранения демократии в качестве
власти Верховной.
Аристократия, чтобы оставаться
государственной верховной силой, должна и в
действительности поддерживать качественное
превосходство свое. Одни привилегии и
фактическое господство не могут упрочить ее, и
она должна в политике своей преследовать цель
оставаться качественно высшей силой, как
сословие гражданское, военное или промышленное.
В свою очередь и монархия, для развития
и поддержания своего, должна опираться на силы,
именно ей свойственные. Так, например, и для
монархии нужна могущественная организация
управления, высокого технически, соединяющего
единство действия с совершенством специальных
властей и т. д. Но прежде всего монархии
приходится заботиться о своей способности быть
выразительницей высшего нравственного идеала, а
следовательно заботиться больше всего о
поддержании и развитии условий, необходимых для
сохранения в народе этих высших идеальных
стремлений, и тех условий, которые для самого
монарха наиболее облегчают возможность чуять и
наблюдать душу народную, чтобы быть всегда с ней
в единении.
История полна примерами падения
монархий, не сознающих первенствующей важности
условий этого порядка. Известно, как часто
подрывает монархию допускаемая или даже
разделяемая ее носителями распущенность
придворных нравов. Так же обычна ошибка -
устремление всего внимания на развитие
безусловности власти и организацию
правительственного механизма в таком
направления, чтоб эта централизованная
правительственная машина могла взять на себя
исполнение всех жизненных функций нации. Между
тем, эта идея правительственного всевластия есть
именно глубоко демократическая и увлечение ею
монархическими правительствами более всего
подготовила почву для социальной демократии.
Задача самосознания всякого
политического принципа очень не легка, и в полной
мере даже невозможна без той
усовершенствованной и вооруженной умственной
работы, которую называют научной. Только такая
работа выясняет нации и самим правителям - что в
текущей жизни должно приписать данному принципу,
его содержанию и вытекающей из него внутренней
логике развития, и что лишь внешне привносится к
нему исторической средой, случайными условиями
внутренней или внешней политики.
Если мы плохо знаем внутреннюю логику
развития данного принципа власти, а познаем его
только по внешним проявлениям, то мы будем
относить на счет его собственного содержания
многое, на самом деле ему чуждое или даже ему
противное, созданное не им, а только при нем и
вопреки ему. Наоборот, мы можем приписать ему
многое благотворное, что в действительности
вовсе не им создано.
Вообще для сознательного действия мы
должны знать не одну историческую практику, но
самый идеал данного принципа, его внутреннее
содержание, должны знать не только то, что им или
при нем сделано, но главнее всего то, что он
способен сделать по своему внутреннему
содержанию. Мы также должны знать обстановку,
необходимую для полного развития его
созидательных способностей, понять - что ему
помогает или мешает действовать. Этот ряд
вопросов разрешает задачи: что должно делать,
чего должно избегать, что составляет обязанность
власти и что, наоборот, нарушение ее
обязанностей, каковы наилучшие средства
действия, сообразные ее природе. В разрешении
всего этого удача зависит от степени
самопонимания, сознательности данного принципа
власти, как в ней самой, так и в нации.
Наука имеет, поэтому, огромное
значение для политического творчества. И
недостаточно, для разумности ее влияния, чтобы
она обладала средствами общечеловеческого
научного наблюдения. Наука должна быть, сверх
того, самостоятельной, непосредственно
наблюдать свою страну. Именно огромное значение
доктрины, теории и вообще идеи для политического
творчества может сделать влияние
несамостоятельной науки крайне вредным и
роковым. В области идеи легче всего
заимствование, ибо наука общечеловечна. А между
тем доктрина чужая может исходить из совершенно
иной комбинации условий. Не соответствуя
условиям данной нации, доктрина может однако
влиять на ее рассудок и приводить к деятельности
совершенно нецелесообразной.
Все это относится и к монархическому
принципу. Когда имеются органические условия,
его выдвигающие, это лишь начало, исходный пункт
развития монархии. Религиозное миросозерцание
нации порождает инстинктивное стремление к
монархической власти. Органические социальные
условия дают многое для ее устроения. Но всем
этим должно еще разумно воспользоваться, при
помощи сознательности, и знания действия
политических сил. Значение сознательности и ее
недостатка в высшей степени велико; политический
разум есть такая громадная сила, что может
бороться даже с сильнейшими влияниями
органических и психологических условий в пользу
или во вред нации и ее государственности.
Должно заметить, что в истории
значение этой научной сознательной мысли
приносило не только много благ, но едва ли не чаще
еще было вредно, вследствие того, что наука
социальная и государственная - этот цвет
человеческих знаний, доселе была и остается на
очень низкой ступени развития, не овладела еще
полнотой своего предмета, и чаще знает частности
явлений, нежели их основы, вследствие чего -
недостаток знания заменяется в обобщениях
гипотезами, большей частью крайне слабыми. А
между тем ошибочная научная мысль и ошибочное
сознание производят на умы и творчество в
политике не меньше влияния, чем правильные.
Правильное или ошибающееся сознание всегда
представляет могущественную силу, полезную или
вредную, но силу. Ее роль в истории
государственности была громадна с тех пор, как
явилась у людей идея государственности. |
XXIII Разновидности
монархической власти
Под влиянием различной комбинации
перечисленных условий появляется, развивается,
крепнет или упадает монархическая власть. По
разнообразию этих условий, она естественно
представляет немало разновидностей, которые в
мелочных оттенках очень многочисленны. Но в
наиболее существенных чертах, в мировой истории
играли роль три разновидности монархического
принципа.
Из них, собственно, один основной,
идеальный, истинно монархический. Два другие
представляют его извращение.
Говоря о чистом, идеальном, типе какой
бы то ни было формы Верховной власти, я
подразумеваю под этим тот тип, который вполне
выдержан в своем смысле и содержании. Всякая
власть имеет свои сильные стороны, и они
действуют тем лучше, чем более обладают своими
собственными свойствами, не ослабляясь ни
какими-либо урезками ни вторжением действия
других элементов, с противоположными свойствами.
В этом смысле истинная монархия может быть
только одна. Это именно есть та монархия, в
которой одно лицо получает значение Верховной
власти: не просто влиятельной силы, а власти
верховной. Это же может случиться, во вполне
чистом виде, только при одном условии: когда
монарх, вне сомнения для нации и самого себя,
является назначенным на государственное
управление от Бога.
Власть монарха возможна только при
народном признании, добровольном и искрением.
Будучи связана с Высочайшей силой нравственного
содержания, наполняющего веру народа и
составляющего его идеал, которым народ желал бы
наполнить всю свою жизнь, монархическая власть
является представительницей не собственно
народа, а той высшей силы, которая есть источник
народного идеала.
Признавать верховное господство этого
идеала над своей государственной жизнью нация
может только тогда, когда, верит в абсолютное
значение этого идеала, а стало быть возводит его
к абсолютному личному началу, т. е. Богу. Истекая
из человеческих сфер - идеал не был бы абсолютен.
Истекая не из личного источника - он не мог бы
быть нравственным. Таким образом, желая
подчинить свою жизнь нравственному началу, нация
желает подчинить себя Божественному
руководству, ищет Верховной власти Бога.
Это составляет необходимое условие
для того, чтобы Единоличная власть перестала
быть делегированной от народа и могла стать
делегированной от Бога, а потому совершенно
независимой от человеческой воли, и от каких-либо
народных признаний. При этом единоличная власть
становится верховной.
Но для того, чтобы она могла быть
действительно Верховной властью Божественного
нравственного начала, эта монархия должна быть
создана истинной верой, верой в истинного,
действительно существующего Бога.
Религия, связанная с истинным
Богопочитанием, открывает людям действительные
цели их жизни, открывает природу человека и
действие Промысла, указывает несомненные основы
социальной жизни, и всем этим подготавливает
среду, в которой может действовать
государственность, подчиненная верховенству
нравственного идеала. Когда все это имеется -
может возникать истинная, идеальная монархия.
Тут монарх - не деспот, не самовольная власть,
руководствуется не своим произволом, и властвует
не для себя, и даже не по своему желанию, а есть
Божий Слуга, всецело подчиненный Богу на своей
службе, подобно тому, как и каждый подданный, в
своем долге семейном и общественном, исполняет
известную малую миссию, Богом назначенную. Так и
монарх несет в своем царствовании лишь службу
Богу.
Такой власти народ подчиняется
безгранично, в пределах ее Божия служения, т. е.
пока монарх не заставляет подданного нарушать
воли Божьей и, следовательно, перестает сам быть
слугой Бога. За этой же оговоркой - Верховная
власть монарха безгранична. Это не значит, чтобы
народ отдавал ему свою, народную, власть. По
теориям государственного абсолютизма. Верховная
власть Государя зависит от того, что будто бы
народ отрекся, в его пользу, от своей Верховной
власти. Это неверно. Народ отказывается от
практики своей власти не в пользу монарха, а в
пользу Бога, то есть просто отлагает в сторону
свою власть, и требует над собой власти Божией.
Для конкретного же исполнения этой власти Божией
в государственности Богом создается монарх.
В народе, обладающем истинной верой,
имеется особо важное обстоятельство, при котором
только и возможна идеальная монархия. Дело в том,
что Бог пребывает с народом, верующим в Него. Он
пребывал с Израилем. Он пребывает с христианской
церковью, с совокупностью верующих. Этому Богу,
пребывающему в народе, служит монарх. То же, что
называется духом народа, в данном случае
выражает настроение, требуемое самим Богом. Так
служение Богу совпадает у монарха с единением с
народным духом. Этой полной независимостью от
народной воли и подчиненностью народной вере,
духу и идеалу характеризуется монархическая
власть, и этим она становится способной быть
верховной.
В историческом конкрете, народный
идеал жизни, а стало быть и управления, создается
двумя условиями: во-первых, он вытекает из
области религиозно-метафизической, во-вторых, из
области той практической жизни, в которой люди
данного народа применяют на практике свои
понятия о правде и их сообразуют с
необходимостью, с условиями из области
социальной жизни. Под влиянием этих двух
категорий явлений вырабатывается народный
нравственный тип, народный нравственный идеал
борца, героя и деятеля. Носителем этого идеала и
является единоличная Монархическая власть.
В виду различия практических условий,
среди которых вырабатывается этот идеал Царя, в
виду оттенков нравственных понятий, и самых
способов появления Царской власти, монархия
может представлять многочисленные оттенки. В
одном случае в ней может преобладать влияние
социального строя, в другом - религиозное, в
третьем - по преимуществу борьбы международной и
т. д. Эти различия, не устраняющие совокупности
всех элементов, создающих монархическую
Верховную власть - не препятствуют ни одному из
таких конкретных типов монархии принадлежать к
числу истинных, чистых, идеальных проявлений
монархического принципа. Но есть два проявления
монархического начала, качественно отличных от
монархии истинной, и потому являющихся ее
искажением.
Это два очень распространенные типа: 1) монархии
деспотической и 2) монархии абсолютной.
Монархия деспотическая, или
Самовластие, отличается от истинной монархии
тем, что в ней воля монарха не имеет объективного
руководства. В монархии истинной воля монарха
подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет
своим руководством Божественное учение,
нравственный идеал, ясный долг, и все это
существует не только как учение, но и как
реальное содержание народной души, с которой
пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии
произвол Верховной власти принципиально
невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но
как исключительное и недолговременное явление.
Его существованию противодействуют все силы,
какими живет нация и сам Монарх.
Но есть монархии, которых личная
Верховная власть основана на ложных религиозных
концепциях, и они тогда порождают из этой личной
власти произвольную, то есть деспотическую.
Зависит это от того, что эти ложные религиозные
концепции связаны или с личным обожествлением
монарха, или с божеством, сознаваемым только как
некоторая огромная сила, без нравственного
содержания, и не живущая в самой душе людей,
составляющих данную нацию.
Понятно, что при личном обожествлении
монарха, он не имеет никакого внешнего закона
своей воли. Что он хочет, то и есть закон, не
имеющий других мотивов, кроме его желания, не
имеющий никаких мерил, не допускающий никакой
критики и проверки. Это - власть Верховная, но
совершенно произвольная.
Равным образом, в этом случае не может
быть и речи о каком-либо нравственном единении
власти с подданными. Оно может возникнуть
случайно, но не предполагается и невозможно как
правило. Сам монарх об этом не заботится, а
подданные даже не могут знать заранее, что именно
пожелается их повелителю.
При концепции некоторого неведомого,
всесильного божества, которое выдвигает данную
личность во владыку народа - получается также
власть верховная. Но она также деспотична, ибо
содержание и направление воли божества,
покровительствующего монарху, и заставляющего
всех ему подчиняться, остается неизвестным, и
ничего не говорит совести и разуму народа.
При этой форме власти какое-либо
тесное общение Монарха с народом также нимало не
предполагается принципиально необходимым. Народ
не является местом хранения идеала, божество не
обитает в душах людей. Это неведомое божество, не
родственное людям, не составляющее источника их
нравственного мира, является в отношении их
только силой, которой они покоряются поневоле, из
страха, по сознанию невозможности
сопротивляться. Раз эта неведомая
сверхчеловеческая сила поставила над людьми
Повелителя-Монарха, остается только рабски
повиноваться ставленнику, пока неведомое
божество само его не уничтожит и не заменит
другим деспотом.
Кроме этой деспотической монархии,
есть еще одна очень распространенная форма
монархии, так называемая, абсолютная.
Монархия истинная, то есть
представляющая Верховную власть нравственного
идеала, неограничена, но не абсолютна. Она имеет
свои обязательные для нее начала
нравственно-религиозного характера, во имя
которых только и получает свою
законно-неограниченную власть. Она имеет власть
не в самой себе, а потому и не абсолютна. Властью
абсолютной обладает только та сила, которая ни от
чего, кроме самой себя, не зависит, истекает из
самой себя. Таковой является власть
демократическая, которая есть выражение
народной воли, властной по тому самому факту, что
она есть воля народа, власть сама из себя
происходящая, и тем самым абсолютная.
Абсолютизм, как по смыслу понятия, так
и по смыслу исторического факта, означает власть
ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя
не зависящую, ничем, кроме самой себя, не
обусловленную. Когда народ сливается с
государством - власть государственная, выражая
самодержавие народа, делается абсолютной. Это не
форма правления, но его характер, свойство,
подобно тому, как "либерализм" или
"деспотизм". Абсолютизм, как тенденция,
фактически может проявляться при всех началах
власти, но лишь по недоразумению или
злоупотреблению. По духу же своему, по природе,
абсолютизм свойственен только демократии, ибо
народная воля, ничем кроме самой себя не
обусловленная, создает власть абсолютную, так
что если народ сливается с государством, то и
власть последнего становится абсолютной.
Государство, сливаясь с массой, не
признающей над собой, по нравственному состоянию
своему, никакой власти выше собственной массовой
силы - абсолютно по природе. Если все, имеющиеся в
государстве средства действия и управления,
передаются одному лицу, то это лицо становится
обладателем власти абсолютной, суммой всех
государственных властей. По единоличности такой
формы власти она считается и называется
монархией. Однако в сущности это вовсе не
монархия, а некоторая диктатура.
Тут монарх обладает всеми властями,
все их в себе сосредоточивает, но власти
верховной не представляет. Все власти, у него
сосредоточенные, суть власти народные, ему
только переданные временно или на веки, или
наследственно. Но как бы ни давалась эта власть,
она все-таки есть народная, по тому самому, что
она абсолютна. Если бы это была власть
Божественная, она не могла бы быть абсолютной,
ибо подчинялась бы Богу и истекала бы от Него. Но
если она не Божественная, то и не может быть
верховной над народом. Народ от своего
верховенства не может отказаться, так как оно
составляет часть его природы, а может только
подчиниться какой-либо высшей, нежели он, силе. Но
один человек не может быть сильнее его. Народ
может ему доверить делегировать свою власть, но
сама эта власть, как свойство, как элемент,
принадлежит все-таки народу и, следовательно, он,
если вздумается, всегда может начать проявлять
это свойство, и в тот же момент делегированная
власть упраздняется, и возвращается к своему
источнику, то есть к народу. Вообще, Верховная
власть по существу неотчуждаема.
Посему-то все разновидности
монархической власти абсолютистского типа, по
существу, не монархичны, имея недостаток самого
существенного свойства монархии - значения
Верховной власти. Эти разновидности, как бы ни
сосредоточивали у себя все функции, все-таки
остаются лишь высшей управительной властью.
Формула Sic volo, sic jubeo: sit lege regis voluntas [24]
- на вид пышная и высоковластная, лишена главного:
реальной основы верховенства, то есть выражения
нравственно-религиозного источника. Эта формула
абсолютизма выражает голос народа, который один
может сказать: "Так хочу, и моя воля - закон".
Воля же Монарха есть верховна для народа и дает
закон только тогда, когда изрекает Волю Божию.
Общий ход развития абсолютистских
монархий исторически состоит в том, что они
возникают из демократии, как ее делегация
(цезаризм) и к ней же ведут, как случилось в
Европейской монархии.
Итак, монархия имеет три главные формы:
1) монархия истинная, составляющая Верховенство
народной веры и духа в лице Монарха. Это -
монархия Самодержавная.
2) монархия деспотическая, самовластие, дающая
Монарху власть верховную, но без обязательного
для него и народа известного содержания.
3) монархия абсолютная, в которой Монарх по
существу имеет только все власти управления, но
не имеет Верховной власти, остающейся у народа,
хотя без употребления, но в полной потенциальной
силе своей.
В исторической действительности эти
формы монархической власти смешиваются в
различных комбинациях. Влияние религиозной идеи
может придавать абсолютизму оттенки истинно
Верховной власти. По-тускнение
религиозно-нравственных идеалов может
превращать монархию Самодержавную в
деспотическую или, наоборот, просветление
религиозных идей может повышать деспотию до
истинного Самодержавия. Влияние доктрины
особенно часто низводило Самодержавие к
простому абсолютизму. Все эти комбинации
оттенков могут проявляться в истории одной и той
же монархии, образуя случайные моменты ее жизни
или укрепляясь в прочную ее эволюцию.
Понятно, что такая эволюция может
иметь или прогрессивный характер, который
состоит в приближении искаженных форм, к
истинному самодержавному типу монархии; или
наоборот, регрессивный характер, создавая
постепенный ход от Самодержавия к деспотизму или
абсолютизму. Прогрессивная эволюция ведет к
усилению и расцвету монархии. Регрессивная - к
уничтожению ее и переходу государства к другим
формам верховной власти, то есть к аристократии
или демократии. |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
РИМСКО-ВИЗАНТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Вступление
В нижеследующих главах изложены
исторические проявления тех законов
государственности, теоретическая формула
которых дана в первой части книги, а практические
выводы даются в четвертой.
Как сказано, монархическое начало
представляет три главных типа: самодержавный,
абсолютистский и деспотический.
В настоящей части книги излагается
развитие монархий римской и византийской, причем
в пояснение условий, определявших их тип, введен
общий очерк монархии израильской, как
предшественницы идеи христианской монархии, а
для обрисовки новейшего абсолютизма - очерк
влияния западно-католической и протестантской
церковной идеи на характер европейской монархии.
Монархии обрисовываемых эпох
представляют различные степени колебания между
типом абсолютизма и самодержавия, причем тип
Римский выражает наиболее чисто выработанный
абсолютизм, византийская же государственность -
нечто переходное от абсолютизма к самодержавию.
Наиболее чисто развился самодержавный
тип в Московской Руси. Его обрисовке посвящена
третья часть книги.
Эти два типа монархии наиболее важны в
нашей культурной истории. Что касается монархии
деспотической, ограничиваюсь в разных местах
общими указаниями, не входя в специальные
подробности. Допускаю этот пробел, впрочем, не
потому, чтобы считал его не важным, а потому что
его пополнение слишком надолго затянуло бы
окончание моей работы, для общих выводов которой
достаточно и обрисовки типов, наиболее важных в
истории монархической государственности. |
Раздел I РИМСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ
I Римская
историческая идея. Первоначальный строй
республики
Римская республика почти совсем не
имела нужды считаться с чисто монархической
идеей. Хотя первоначальная история застает Рим
при царях, но эта форма Верховной власти
досталась ему скорее по исторической традиции,
от времен более древних, где царская власть
развилась на почве патриархальной, с сильным
участием религии, в древности без сомнения
основанной на культе предков [Фюстель
Куланж определяет древнего греко-римского царя,
как "жреца общественного очага". "Подобно
тому, говорит он, как в семье власть была не
разделена от священства я отец, как глава
домашнего культа, был в то же время и господином,
так точно и верховный жрец гражданской общины
был в то же время политическим главой".
(Древняя гражданская община, стр. 159, 160, 162). Я уже
отмечал односторонность Фюстсль Ку-ланжа в
отношении влияний религии. Значение домовладыки
определялось также и привычным фактом ею
владычества, и его опытом, и его силой]. Но в
Риме ни религиозные, ни социальные условия уже не
делали царскую власть необходимой. Значение
Юпитера было не очень велико среди небесной
республики многобожия, и давало мало опор
всенародному выразителю божественных велений.
Кователи царской власти, Ромул и Нума, так и
Тарквинии, старавшиеся ее воссоздать, воздавали
особенный культ именно Юпитеру. Но уже Тулл
Гостилий, как оказывается, не умел правильно
вспомнить тайных молитв Нумы Юпитеру [Тит Ливии XXXI]. Формула объявления
войны гласила: "услышь Юпитер, услышь Юнона,
Квирин (т. е. Ромул), боги неба, боги земли, боги
преисподней, - услышьте". Такое обилие
покровителей не дает особенной власти ни одному,
и не видно, почему бы их сонму нужен был один
выразитель, тем более, что римские боги требовали
лишь культа самим себе.
В отношении социальном, мы застаем Рим
уже в строе скорее родовом, чем патриархальном.
Это не семейная община, а союз родов. Сильная
патрицианская аристократия давала мало места
единоличной Верховной власти, а постепенно
возрастающий плебс, чуждый патрицианской
родовой организации, а равно чуждый и культа
патрициев, не давал возможности этой
аристократии вырасти во власть верховную. Под
влиянием этих условий, в Риме очень рано видно
убеждение в том, что Верховная власть, в сущности,
есть власть всенародная. Моммзен довольно тонко
замечает, что и древнейшее римское устройство
представляло как бы конституционную монархию
навыворот. В конституционной монархии (так
думает Моммзен) король олицетворяет собою всю
полноту власти, между тем как управляют
государством представители народа. Римский же
народ был почти то же, что король в Англии, и все
управление принадлежало его главе - царю [Римская история, часть I, глава VI]. У
римских царей были действительно сильны
управительные функции, но недоставало таких
признаков верховной власти, как власть
законодательная или право помилования, которое
(очень характеристично) принадлежало народу.
Изгнание Тарквиниев и уничтожение
царской власти было делом рук патрициев, но
присвоить верховную власть им не удалось.
Нуждаясь в плебеях, они не только пополнили сенат
всадническими фамилиями, но признали закон
Валерия Публиколы, допускавший апелляцию к
народу на решения всех должностных лиц. Это было
формальным признанием Верховной власти народа.
При составлении Десяти Таблиц законов,
всемогущие децемвиры, облеченные этой миссией,
не только подвергли проект законов публичному
обсуждению и затем исправили свои таблицы
сообразно указаниям народа, но в заключение эти
таблицы были приняты на всенародных comitia centuriata [25]. Таким образом, этот основной
акт учредительного законодательства состоялся с
таким правом referendum [2] , какое
признается лишь в немногих наших современных
демократиях.
Итак, в Римской республике никогда не
было сочетанной Верховной власти, не
принадлежала Верховная власть ни царю, ни
аристократии, а всегда принадлежала
самодержавному Римскому народу, т. е. была
демократической. Все сочетания принципов
происходили только в области власти
управительной, которую патрицианская
аристократия всемерно старалась захватить и
удержать в своих руках. Вся борьба между
патрициями и плебеями происходила, переводя на
современный политический язык, по вопросу о
цензе для избираемых, но самого верховенства
народа патриции не отрицали.
Консул Квинтиус, уговаривая плебеев не
слушать подстрекательств трибунов, прекрасно
очертил, как внимательно патриции исполняли волю
народа. "Ради богов, - восклицает он, - чего вам
еще нужно? Вы хотели народных трибунов: мы вам их
дали, из желания мира. Вы требовали децемвиров: мы
допустили вас их назначить. Вам надоели
децемвиры: мы заставили их отказаться от власти...
Вы захотели восстановить трибунов: они были
восстановлены. Вы пожелали иметь консулов - и это
исполнено"... Правда, что все должности
попадали в руки патрициев, но они исправляли их
превосходно, они были полны доблести,
патриотизма и политической мудрости, и сам плебс
это сознавал и чувствовал [Крепкое
родовое начало есть основание истинной
аристократии, обеспечивая ей традиционный дух и
доброе воспитание. О силе же римских
патрицианских родов можно судить по тому, что
Фабии, например, могли выставить на войну из
одной своей фамилии отряд в 306 человек,
"поголовно патрициев", не без гордости
замечает Тит Ливии. Это крепкое родовое начало
могуче поддерживало политический и
патриотический дух. Во время войны с Лавиконами
между военными трибунами возник скандальный
спор: все хотели, для получения отличия, идти
против неприятеля и никто не хотел остаться для
менее блестящей задачи охраны города. Конечно,
такой спор компрометировал военных трибунов
(заменявших консулов). И вот выступает старик
Квинт Сервилий, отец одного из споривших. "Так
как здесь, - заявил он, - не уважают ни Сената, ни
республики, то пусть моя отеческая власть
прекратит дебаты". И он приказал своему сыну -
высшему сановнику государства - остаться в
городе, не допустив его даже до выжгли жребия.
(Тит Ливии, кн. IV, гл. XLV)]. Повинуясь неизбежно
логике демократической идеи, он боролся с
патрициями за уравнение прав на избрание в
должности, но патриции так умели вести народ, что
и при уравнении прав, первые 150 лет республики на
все должности (кроме, конечно, трибунов) не было
избрано ни разу ни одного плебея, и это несмотря
на все подстрекательства трибунов, упрекавших
народ в том, что он не уважает самого себя.
Римской плебс очень долго имел
достаточно здравого смысла, чтобы понимать все
превосходство патрициев. Он стремился к
равенству в принципе, он держал патрициев под
вечной угрозой, но фактически предоставлял
им делать то, что они делали лучше его самого [Само собой разумеется, это
достигалось не одним благоразумием народа, а
также всеми средствами политической ловкости
патрициев, включительно до подкупа трибунов].
Так было в лучшие времена республики,
хотя, конечно, исходя из принципа верховенства
народа, естественно было, под влиянием трибунов,
идти к уравнению служебных прав сословий. Трибун
Канулей прекрасно формулировал это, говоря, что
они, трибуны, желают лишь осуществить для народа
право, "которое ему принадлежит", а именно -
"вверять должности тому, кому он
заблагорассудит".
Как бы то ни было, в типичной своей
форме государственная идея республики была
такова. Верховная власть принадлежала
народу, причем однако демократия пользовалась
своей властью лишь там, где безусловно
необходимо непосредственное проявление
Верховной власти: в законодательстве, в
последней инстанции суда, в назначении высших
должностных лиц, в акте помилования. В области же управительной,
в Риме, существовало очень искусное сочетание
власти единоличной и коллегиальной, по
преимуществу аристократической. С этим строем
республика прожила всю эпоху своего истинного
величия. |
II Падение
патрициата. Господство узурпации
Величие Римской республики держалось
на соединении самодержавия народа со
служилой ролью аристократии. Но вся эволюция
Римского государства постепенно делала такое
соединение сил невозможным.
Прежде всего постепенная эволюция
чисто политической идеи вела к попыткам непосредственного
правления самодержавного народа. Постоянными
возбудителями этой идеи были трибуны (т. е.,
конечно, народные трибуны [Так
называемые военные трибуны были аналогичны
консулам и хот" их учреждение было победой
демократической идеи - непосредственного
агитационного значения оно не имело]). Это
римское "народное представительство" было,
конечно, необходимым дополнением народного
самодержавия, и в этом смысле составляло
совершенно разумное звено римской конституции.
Но как и все прочие виды представительного
политиканства, трибунат только и жил раздорами, и
постоянно зажигал их, все дальше и дальше проводя
идею равенства граждан и народного
вмешательства в правление. Служебная роль
аристократии юридически подрывалась. В той же
речи, Квинтиус жестоко упрекает народ за
систематическое притеснение патрициев. "Вы,
говорит он, захотели иметь консулов, всецело
преданных народной партии, и, жертвуя самими
собой, мы допустили эту чисто патрицианскую
должность сделаться опорой народа. Вы имеете
трибунат, апелляцию к народу, всенародные
голосования, обязательные голосования. Под
предлогом равенства, вы нас притесняете во всех
наших правах, а мы все переносили и переносим" [Тит Ливии, кн. III, гл. LXVII].
Патрицианская аристократия хлопотала
о правах, как хлопочут о них министры монарха: для
служения ему же самому. Вообще правительственная
идея Римской республики, давшая ей всю силу,
состояла в том, что Верховная власть
принадлежит народу, а служебная "лучшим
людям", людям родового патрицианского ценза.
Трибунат же был органом надзора Верховной власти
за управительной.
Нужно заметить, что эта идея была
далеко не только патрицианская, но также
разделялась и плебсом. Разрушителями ее были
трибуны. Не сразу им удалось разрушить эту основу
Римской конституции, но, под их систематическими
подстрекательствами народа, римская
аристократия постепенно упразднялась. Канулей,
выставляя право народа назначать на должности
"кого ему заблагорассудится" - подрывал
возможность патрицианского, да и какого бы то ни
было ценза. Тиберий Гракх провозгласил право
народа низвергать до срока всех должностных лиц.
Это юридическое упразднение своей привилегии на
должности - патриции могли парализовать фактически,
пока имели на то силу, даваемую родовым
социальным строем. Но постепенное
законодательное расширение прав личности,
характеризующее римскую историю, тем самым
подрывало сословно-родовой строй, ибо выводило
личность из-под дисциплины этого строя. Вместо
прежней дружной сплоченности патрициата, мы
начинаем замечать патрициев в рядах народа,
вожаками демократических движений. При таких
условиях патрициат уже не мог и фактически
делать того, что у него все более отнималось
юридически.
Внешняя история Рима, с другой стороны,
производила еще более глубокое изменение в
социальном строе римской нации. Завоевания
расширяли территорию государства и вводили в его
состав новое население. Это изменяло состав как
высшего, так и низшего класса.
Окончание Пунических войн, вынесенных
на плечах главным образом последними усилиями
благородной патрицианской аристократии, в этом
патриотическом подвиге окончательно
надорвавшей свои силы, - было моментом
превращения Рима во всемирное государство,
orbis terrarum Romanus. Катон конечно не подозревал, что,
проповедуя delenda est Carthago [27], он
тем самым предсказывал Югуртовское "mature
perituram" [28] по адресу старого
Рима. С Ганнибалом нельзя было справиться, не
приняв в состав Рима итальянское население.
Покорение Карфагена неизбежно влекло за собой
покорение чуть не всего известного тогда мира. Urbs
Roma [29] превращался в orbis terrarum
Romanus. A раз история приводила к этому, то ревнители
старины, от Катона до Брута, могли оплакивать
прежний Рим лишь по непониманию смысла событий.
Рим новый явился потому, что по содержанию своему
перерос старые устои, которые во всемирном
государстве были уже невозможны. Но этот процесс
крушения старого и рождения нового был очень
тяжек, так тяжек, что не раз патриотам могло
казаться, что Рим окончательно погибает.
Звание римского гражданина перешло за
пределы Италии и за все нормы старого
социального строя. Государство становилось
всемирным. Физическая и даже нравственная сила
его перестала сосредоточиваться в Риме, а
разлита уже была вокруг всего Средиземного моря.
Провинции становились сильнее Рима, а
демократическая идея, все более развивавшаяся в
самом Риме, не могла отрицать прав других, вне
Рима находящихся граждан, да и сами они этого не
позволяли. Все положение дел влекло к тому, что
значение люди получали не вследствие того, что
они были римляне, а потому что они были нужны для
борьбы, были силой. Во время войны, и особенно
междоусобий, самим же римлянам приходилось
опираться на всякую силу, какая попадалась под
руку. Войска стали пополняться не только
инородцами, но даже рабами. Это особенно
пришлось практиковать во время войн Пунических.
Таким образом, скоро Марий, в борьбе с Суллой,
прямо обратился к рабам, призывая их к
восстанию.
В минуту торжества, он окружил себя 4000
толпой рабов, которые свирепствовали над
знатнейшими гражданами. В свою очередь
"аристократ" Сулла точно так же окружил себя
отрядом в 10000 рабов, которым дал свободу и права
римского гражданства. В борьбе призывали на
помощь всех. Воин, посланный убить Мария, был из
тех самых Кимвров, от которых Марий только
что спас Рим. По смерти Мария, главную силу его
партии составляли жители Италии, тогда как
Сулла представлял верховенство старого Рима.
Покоряя мир, Рим таким образом волей-неволей сам
расплывался среди обитателей всего мира, и его
государственность силою вещей принимала
универсальный характер.
Соответственно этому процессу,
изменялись и экономические условия
существования народа. Древний Рим был населен
народом земледельческим и трудовым. Сами
Цинцинаты ходили за плугом, и плебей не мечтал ни
о чем, кроме земли, на которой мог бы добывать в
поте лица хлеб свой. Мало-помалу Рим становился
центром промышленным и торговым. Прежняя родовая
организация, с патронажем домовладыки, с
многочисленными клиентами, становилась ненужной
и невыгодной. Наилучшие пути к богатству были уже
иные: промышленные спекуляции или грабеж
провинций, да наконец и при крупном сельском
хозяйстве, выгоднее были рабы, чем клиенты. И
вот начинается усиленное распускание клиентов
на волю. Вольноотпущенники, выбитые из старой
колеи - declasses [30], - занимают
главное среди римского плебса, а патрицианские
фамилии отчасти перемешиваются с выскочками
счастья и спекуляции, отчасти беднеют и
переходят в ряды недовольных и бунтующих
элементов.
Таким образом, в общей сложности,
различие между патрициями и плебеями стирается
как в политическом, так и в
социально-экономическом отношении. Становится
видно и чувствительно лишь различие между
"оптиматами" и "пролетариями", людьми
сильными, богатыми, влиятельными, с одной
стороны, и голытьбой- с другой стороны.
И в таких-то условиях самодержавный
народ должен был уследить за порядком сам, не
имея уже своих доблестных, старых патрициев,
которых права сам же уничтожил. Ясно, как все это
обостряло дальнейший ход процесса социального и
политического расстройства.
Римские правители провинций делают
что хотят. Они царьки. Им платят дань подчиненные
Риму цари. Они грабят провинции. Не лучше было и в
Риме. Главную основу состояния Красса составили
спекуляции во время проскрипций Суллы и
опустошений Мария. Красе скупал задешево имения
проскриптов и опустошенные пожарами дома, а
потом перепродавал их. Выгодную спекуляцию
составлял также торг невольниками, обогативший,
между прочим, Катона. Откуп государственных
налогов создал также множество богачей. О
грабеже провинций нечего и говорить. Красе в
одном иерусалимском храме награбил на 15
миллионов рублей. Помпеи получал с
каппадокийского царя ежемесячно по 37000 руб. [Шлоссер, Всемирная История]; о
добыче его во время войны с Митридатом можно
судить по тому, что он во время своего триумфа
подарил каждому солдату своей армии по 327 руб.
Громадные состояния, таким образом составленные,
помогали захватывать власть. Искатели
должностей и поили, и кормили, и потешали
зрелищами "самодержавных" нищих
избирателей, издерживая на это миллионы.
Должностные лица закупались и продавали не
только справедливость, но и самый Рим. Масса
граждан развращалась подкупом и кормежкой, но,
конечно, жила в виде полунищего пролетариата.
Сама столица Рим, - которого население фактически
узурпировало власть "самодержавного
народа" Римского государства, была
сосредоточием этого контраста двух классов. О
размерах низшего класса самодержавной голытьбы,
скитавшейся в столице, можно судить по тому, что
до Юлия Цезаря 320.000 человек пользовались даровой
раздачей хлеба от республики [Светоний,
Юлий Цезарь, гл. XLI].
Рим стал государством всемирным.
Достоинство гражданина этого всемирного
государства выросло в понятиях очень высоко.
Необходимость править множеством народов
выработала тонкие понятия права, справедливости
и политического искусства. Для этого управления,
внутреннего и внешнего, была наконец веками
практики создана искусная организация
судебно-административных властей. Но управлять
этой организацией с падением патриотической
аристократии было уже некому. Народ имел все
права: выбирал, сменял, контролировал все власти.
Но это было пустым звуком. Громадному населению
римских граждан, рассеянных по всей Италии и
далеко за ее пределами, невозможно было уже даже
собраться в одну толпу, на одном месте. Это был
владыка слепой, глухой и даже немой. Все его
выборные делали что хотели и обманывали его, он
ни за чем не мог уследить: обычное положение
всякой демократии, взявшей на себя Верховную
власть в великом по объему государстве.
И вот наступила эпоха всевозможных
узурпации, господства партий, всеобщего грабежа,
всеобщей продажности. Уже история Югурта
показала, что все можно делать в Риме за деньги,
ибо в Риме не было уже глаза за правлением: народ
не имел для того органов. В провинции полководцы
делали что хотели, даже воевали друг с другом. В
самом Риме происходила невообразимая анархия и
достаточно вспомнить историю Милона и Саллюстия,
чтобы понять невыносимость этого положения. В
Риме порядок уже мог поддерживаться только
узурпаторами, но это обходилось очень дорого.
Марианские грабежи и насилия ужаснули Рим, но их
могли устранить только еще более страшные
насилия Суллы, когда во время одних проскрипций
(не считая войн) погибло 40000 человек, в том числе
тысячи всадников, 90 сенаторов, и 15 консулов [Шлоссер, Всемирная история, т. I, стр.
719]...
Urbem venalem et matureperituram si emptorem invenerit [31], пророчил Риму Югурт. Но Рим ждало,
по всей видимости, еще худшее. Он, видимо,
разлагался во взаимных усобицах и шел прямо к
гибели, если бы государственная конституция не
изменилась. Но она изменилась. По невозможности
прежнего строя, по невозможности
непосредственного правления народа явилось
искание единоличной власти.
Она была выдвинута последовательным
рядом узурпации, но сознание народное поняло
наконец ее необходимость, как законной основы
порядка.
Наверх
Вернуться к оглавлению |
Далее
Л.А. Тихомиров Монархическая
Государственность
|