ПРОРОЧЕСТВА
Сейчас
всякий средний человек, обладающий средним
человеческим разумом, не придавленный цитатами и
не загипнотизированный министерствами
пропаганды, может подвести некоторые самые общие
итоги относительно Германии и относительно
России.
В Германии:
В области гуманитарных наук
Германия, вне всякого сомнения, и вне какой бы то
ни было конкуренции, стояла на первом месте в
мире. От Гегеля до Розенберга шла одна и та же
философская традиция, разрабатывавшаяся в
мельчайших ее деталях германской философией
истории и историографией, юриспруденцией и
геополитикой, политической экономикой и Бог
знает чем еще — до “славяноведения”
включительно, в чем немцы считали себя
окончательными специалистами. Все это работало
для победы и все это организовывало победу. Все
это было научно уверено в победе — в двух
победах, двух Мировых войн. В 1916 году 93 крупнейших
ученых Германии обратились ко всему культурному
миру с призывом, не противодействовать
исторически неотвратимой германской Победе: Wir
gehen der herrlichen Zukunft entgegen. — как писал в те времена
проф. Шиман.. Угол ошибки равнялся ста
восьмидесяти градусам.
В России:
В области гуманитарных наук
Россия стояла па одном из последних мест мира, но
русская интеллигенция была самой образованиой
интеллигенцией мира — образованнее даже и
германской. В течение по меньшей мере ста лет,
начиная, примерно, с Белинского, с его
маратовской любовью к человечеству,
интеллигенция эта работала для социалистической
революции — десятки тысяч томов были списаны с
немецких источников*; десятки
томов были посвящены собственным конструкциям
колхозов, партии, чрезвычайке и вообще
социализации и национализации. Стотысячные
стада русской интеллигенции ходили на водопой то
к Гегелю, то к Канту, то к Руссо, то к Марксу. Они
зубрили истории всех революций мира. И они
готовили собственную — величайшую в истории
мира. И, вот, эта величайшая пришла.
Русская профессура оказалась
глупее даже и германской. Германскую, все-таки,
разбили враги, русскую
расстреляли или выгнали вон ее же собственное
детище — ее же выученики, питомцы и
последователи. Германская профессора сидит,
все-таки, дома и никто ее по подвалам не таскает —
русская бежала на чужбину, или погибла на родине
трудящихся всего мира. У германской есть,
все-таки, некое философское убежище: если бы
не Розенберг, с его восточным министерством, — мы
бы все-таки выиграли войну. У русской нет
даже и такого убежища. У проф. Люмана остался хоть
его участок — если даже вилла и разбита. У
русского профессора Бердяева не осталось ничего,
кроме органов усидчивости, которые он кое-как
унес из пожара, зажженного им самим. Здесь провал
полный, абсолютный, стопроцентный. Провал, после
которого, при малейшем запасе
совести и совестливости, надо бы надеть
покаянное рубище, пойти в Каноссу и заняться там
подметанием уборных. Но русская профессура
рубища не надела, в Каноссу не пошла и уборных, к
сожалению, не подметает. Она продолжает
пророчествовать. Она продолжает давать научные
прогнозы.
М. Алданов является наиболее
интересным русским писателем современности — по
крайней мере, после смерти Горького, — Бунин это,
все-таки, второй сорт. М. Алданов пишет блестяще и
его эрудиция, Поистине, чудовищна. В
одной из своих книг: “Юность Петра Строганова”
(стр. 186) М. Алданов говорит:
“Достаточно ясно, что Рыкова,
Каменева, Зиновьева и Бухарина Сталин не
расстреляет”.
“Достаточно ясно”. Сталин
расстрелял, как раз: и Рыкова, и Каменева, и
Зиновьева, и Бухарина.
Проф. Р. Випперт является
крупнейшим русским авторитетом в истории
Западной Европы — это по его учебникам эту
историю зубрили русские студенты и это его тома
красуются в каждой уважающей себя библиотеке. В
1923 г. появилась его книга: “Круговорот Истории”.
Там он на стр. 29 дает сводку своих прогнозов
относительно ближайшей истории Европы:
“Новый взрыв империализма на
западе невозможен. Немыслимо провести
мобилизацию вроде 1914-15 годов. Вероятно, всеобщую
воинскую повннностъ придется отменить... Служить
в качестве повинности не захотят не только
рабочие, но и остальные классы”.
Как видите: ровно сто
восемьдесят градусов. Проф. П. Милюков
восторженно приветствовал бескровность русской
революции. Проф. Новгородцев почти в то же
время преdcказывал окончательную гибель
социализма.
Капитальный труд проф.
Новгородцева — одной из крупнейших величин
нашей социологии — был впервые напечатан в
журнале — “Вопросы философии и психологии”,
потом, уже во время революции, вышел двумя
отдельными томами. Эта книга, совершенно
исключительная по своему интересу — читать ее,
конечно, нет никакого смысла. Интерес же
заключается в прогнозах самого выдающегося:
русского специалиста но социологии. Прогнозы
очень просты: социализм умирает. Бердяев, Струве,
Лассаль, Лабриола и прочие и прочие “сменили
вехи”, — одни отошли от ортодоксального
социализма, другие ушли от социализма вообще. То,
что осталось, раздробилось на массу
социалистических сект, пропитанных ненавистью
друг к другу.
Все это доказывается черным по
белому: цитатами. И все цитаты — подлинны. И
выводы из этих цитат — последовательны и
логичны. Вопроса же о том, что человеческая жизнь
цитатами не ограничивается — профессору
Новгородцеву и в голову не пришло.
Однако, самое интересное
начинается дальше. Книга проф. Новгородцева была
переиздана в Берлине в 1923 году — уже в эмиграции.
В это время в России утвердилась одна
социалистическая республика — советская, и в
Германии другая социалистическая республика —
веймарская. В Италии пришел к власти Муссолини —
тогда социалист-интернационалист; в Польше —
Пилсуdcкий, член польской социалистической
партии; во Франции сколачивались силы
“народного фронта” — вся Европа была на пути к
ее сегодняшнему положению. И к беженскому
изданию книги профессор дает предисловие: он не
находит нужным вносить какие бы то ни было
поправки в это издание, ибо все его положения
правильны, ибо он следовал единственному
возможному истинно научному методу работы.
Точка.
Еще один пример. Самый
выдающийся философ России В. Соловьев, писал о
самом выдающемся философе мира — Гегеле (статья
в Энц. словаре Брокгауза и Ефрона):
“Нельзя было, конечно,
требовать, чтобы Гегель, хотя и претендовавший на
абсолютное знание (курсив мой. И. С.),
преdcказывал будущие исторические события... но
по праву можно было ожидать, что гегелева
философия истории оставит место для будущего, в
особенности для будущего развития таких явлений,
важность которых уже отчасти обозначилась при
жизни философа. Но в то время, как современник
Гегеля граф Красинский, силой поэтического
вдохновения, предугадал и с поразительной
точностью и яркостью нарисовал картину
Парижской Коммуны и нынешнего анархизма (в своей
“Небожественной комедии”) — в философии
Гегеля не оставлено никакого места
ни для социализма, ни для национальных движений
нынешнего века, ни для России, ни для
славянства”.
О другом немецком философе
Гердере, проф. Випперт пишет: невнимательный к
настоящему, философ так же глубоко ошибся и в
отношении ближайшего будущего (“Круговорот
истории”, стр. 36). Преdcказания самого проф.
Випперта “в отношении ближайшего будущего” я
уже приводил: они никак не лучше гегелевских и
гердеровских. Что же касается преdcказаний В.
Соловьева — то это именно он был автором теории
желтой опасности.
Вы видите: от самых
завалящих зауряд-профессоров, до самых вершин
человеческой мысли — люди городят вздор. Этот
вздор кажется достаточно складным, пока он
находится вне какой бы то ни было проверки. Но как
только наступает момент проверки фактами —
реальностью живой жизни — все — все
философско-научные, историко-социологические
конструкции рушатся, как карточные домики,
неумело построенные из крапленых карт. Все
оказывается вздором. Творец философии истории —
Гегель, оказывается, не видал ничего дальше
собственного носа, да и на этой дистанции, может
быть, тоже не видал ничего. Специалист по истории
Европы городит форменный вздор относительно
самого близкого будущего. Специалист по истории
французской революции и русской революции пишет
“достаточно ясно, что русская
революция избежит судьбы французской —
взаимоистребления ее вождей. Специалист по
социологии, судорожно цепляясь за свои цитаты, не
хочет видеть того, что уже совершилось:
победоносного хода европейского социализма.
Германский специалист по русской истории (проф.
Шиман), на самом пороге полного разгрома
Германии, пророчествует о “великолепном
будущем”. Девяносто три самых крупных ученых
Германии — самой ученой в мире страны — накануне
того же разгрома, обращаются ко всему
человечеству с утверждением о неотвратимости
германской победы. Вся книжная, цитатная,
ученая русская интеллигенция сто лет роет яму и
себе и русскому народу и все сто лет пребывает в
полной уверенности в том, что именно она, ученая
интеллигенция, всеми четырьмя своими копытами
стоит на незыблемой платформе “теории науки”.
Что же это такое?
|