ЦЕНА СТРОИТЕЛЬСТВА
Все не так легко, как кажется. Следствие 1 из "Законов Мэрфи"
Первое, с чем сталкивается в России потенциальный инвестор,
это поразительная дороговизна капитального строительства по сравне-
нию с любой страной мира.
Очень хорошо это видно, например, на карте промерзания грун-
тов, которая построена на основе исходных данных, приведенных в
СНиП - "Строительных нормах и правилах" (Илл.4).
Понятно, что глубина промерзания впрямую зависит от силы и
продолжительности морозов, то есть особенности климата влияют не
только на развитие плодоводства.
Согласно СНиП у нас необходим фундамент, подошва которого рас-
положена глубже границы промерзания, а ведь чем глубже он залегает,
тем такой фундамент дороже, и цена его растет более чем пропорци-
онально глубине. Вдвое более глубокий фундамент стоит дороже мини-
мум втрое-вчетверо. У нас на юго-западной границе России глубина
промерзания 110 см, а ближе к Поволжью - уже 170. Стоимость даже
простого фундамента под легкий садовый домик составляет у нас 30 %
от общей стоимости строительства.
Думаете, заводские корпуса всегда строятся массивными, и фун-
дамент везде делается глубоким ? Не скажите. Чтобы построить завод,
например, в Ирландии или Малайзии, достаточно заасфальтировать пло-
щадку и поставить каркасную конструкцию типа выставочного павиль-
она. Фундамента на непромерзающем грунте практически не нужно, дос-
таточно срезать дерн.
Именно такими современные заводы и строятся, одноэтажными.
Ведь если земля не дорога, то при одинаковой полезной площади мно-
гоэтажные здания дороже одноэтажных и существенно сложнее, одни пе-
рекрытия сколько стоят. По моей просьбе мои знакомые поинтересова-
лись, как строятся двухэтажные здания в Баварии - оказалось, что на
твердом грунте - вообще без фундамента. В английском руководстве по
индивидуальному строительству приведены разрезы типичных особняков
- там без фундамента строятся и трехэтажные здания.
А сколько стоят инженерные коммуникации? В Англии водопровод и
канализация идут практически по поверхности земли, а у нас? Со сто-
роны кажется, что копка канав - наша национальная забава, но это
для нас неизбежно. По тем же СНиП трубы должны идти не мельче глу-
бины промерзания, даже газовые, чтобы не выперло на поверхность.
Естественно, зимой любые строительные работы трудны и дороги.
Те же канавы обходятся минимум в три раза дороже. Для дорожного
покрытия даже нынешние гнилые зимы смертельны - колебания темпера-
туры вокруг нуля, с таянием и замерзанием воды в трещинах асфальта,
как раз и добавляют впечатлений водителям и хлопот дорожникам. Для
западноевропейцев эти проблемы непонятны. Помню, трассу в Домодедо-
во строили немцы - получилась, как стол, едешь, как на месте сто-
ишь. Но через пару лет дорожное покрытие "обрусело" полностью, так
что дело не в немецкой аккуратности.
То же самое касается крыш - из-за снеговой нагрузки. Верно го-
ворят, что человеческий разум берет одну преграду за другой, а глу-
пость вообще не знает препятствий. Сколько денег вылетело в трубу
из-за идиотского пристрастия Хрущева к субтропической архитектуре!
Сколько невозобновляемых ресурсов сожжено из-за тонких бетонных
стен! Горький опыт постепенно отучает от плоских крыш, введенных
этим "оттепельщиком". Не знаю статистики строительных катастроф, но
они есть, мне приходилось видеть одноэтажные здания, сплюснутые до
фундамента после снегопада. И по мере старения несущего каркаса
зданий опасность этого повышается.
В любом случае, даже при плоской кровле, ее устройство у нас
сложнее, чем в Западной Европе. Особенно это касается уникальных
конструкций, наподобие крыш над спортивными сооружениями. Разница в
их стоимости у нас и в Европе - примерно на порядок - нагрузка
по-другому рассчитывается. Кстати, кровля в снежных регионах должна
быть совсем другая, чем там, где только дождь - всякие желоба и
ложбины нежелательны, и т. д.
Остекление. Не только на юге Норвегии оконные рамы - одинар-
ные. В Лондоне двойные рамы являются предметом роскоши и всегда
упоминаются при продаже квартиры или сдаче внаем. А в Финляндии,
хотя она и гораздо теплее России, делают и тройные рамы. Это доро-
же, но позволяет существенно экономить на другом. На чем? Увидим
впоследствии.
Но где деньги текут буквально струей, так это при кладке стен.
В Англии достаточна толщина стены в 1 кирпич (английский кир-
пич - 20 см). Там стены выполняют только несущую функцию. А вот в
средней полосе России нужно минимум 3,5 кирпича (90 см). Конечно,
это зависит от района, от материала, но и на Кубани 2 кирпича (50
см) - не роскошь.
А вот в Малайзии и Таиланде, при средней температуре января и
июля - +28 град.С - стены нужны только от ветра, и делаются они из
металлического, шиферного или пластикового листа.
Под массивную стену нужен и более прочный, а значит, и дорогой
фундамент. Наш одноэтажный кирпичный дом весит как английский тре-
хэтажный.
Посмотрите на последствия очередного урагана в Штатах или Япо-
нии - по ветру летят стены, по капитальности сходные со стенами ку-
рятника. Не надо быть Терминатором, чтобы, разбежавшись, пройти та-
кой дом насквозь. Главное лишь не споткнуться о кошку. Такой дом в
Штатах может быть втрое больше, но дешевле нашего дома для постоян-
ного проживания. Обратите, кстати, внимание, что после "улета" та-
кого особняка не остается печки и дымовой трубы. Как вы думаете,
почему?
В современных городских домах и заводских корпусах у нас с
60-х годов более тонкие стены делаются из бетона, но это не облег-
чает нашу ситуацию, а осложняет. И без того огромные затраты энер-
гоносителей из-за бетонных стен стали еще чудовищней, об этом - в
следующих главах.
И инженерное оборудование - водопровод, канализация, отопле-
ние, электроснабжение - все в России дороже.
Конечно, применительно к конкретным условиям России, при орга-
низации нового производства можно некоторое время использовать ра-
нее построенные здания и сооружения, что иногда и делается. Но надо
выплачивать амортизационные платежи, да к тому же все изнашивается,
а любой ремонт или переделка, отвечающие природным условиям, стоят
в России дороже. Ведь перепад в 70-90 градусов - не для всякого ма-
териала. Даже морозостойкие краски и конструкционные металлы стоят
дороже обычных. Вот у нас тут "новые русские" сгоряча заменили в
своих квартирах оконные блоки на импортные из ПВХ. Хорошие, удоб-
ные, дорогие... но простояли до первого мороза. А если ставить из
того же ПВХ, но морозостойкого, то это еще дороже.
Это касается и других видов капитального, да и временного,
строительства. Оборудование скважин, инфраструктура нефтяных и дру-
гих сооружений в Сибири и на Севере - это сумасшедшие по мировым
критериям деньги. Все это построено в советские времена, но сей-
час нет охотников повторять наши подвиги.
Подведем итог.
В зависимости от вида строительства его стоимость выше, чем в
Западной Европе, в 2-3 раза. По сравнению с субтропиками - в нес-
колько раз. Соответственно выше и амортизационные выплаты, а здания
менее долговечны. Построить здание или арендовать уже построенное в
России существенно дороже, чем в других странах мира.
|