АЛЕКСАНДР СУВОРОВ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ С НАМИ БОГ
Репринтное и издание 200 - летию перехода русской армии под водительством А.В.Суворова через Альпы посвящается По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Суворовская "Наука побеждать" относится к наиболее ярким шедеврам не только отечественной, но и мировой военной культуры. Аналогов ей нет ни в одной армии мира. Труд великого русского полководца в своей философской основе исключительно точно отражает христианские нравственные истоки русского воинства и воинского духа. Именно они рождали суворовских "чудо-витязей" - офицеров и "чудо-богатырей" - солдат для победных сражений во славу Веры, Царя и Отечества, Адресуется офицерам российской Армии и Флота. © Издательский центр "Анкил-Воин" 1996 © Вступительные статьи: А.Григорьев, В.Дукельский, 1996 © Храм во имя Преображения Господня (Москва, Тушино)
Анатолий Григорьев
* Отрывок из книги А.Б. Григорьева "Вера и Верность - Ред. При изучении отечественной истории невольно задаешь себе вопрос: а есть ли какая-либо зависимость между верой русских полководцев и их деяниями на военном поприще? Подробное знакомство с их жизненным кредо позволяет увидеть, насколько православная вера содействовала их успехам. Существует прямая связь между глубиной и твердостью их веры и результатами на поле боя. Не подлежит сомнению одно — православная вера формировала нравственные идеалы и наложила свой отпечаток на характер военных деятелей. Имя Александра Суворова было уважаемо в народе во все времена. Служба Богу и Отечеству была для него единым и неразрывным понятием. По мере своих сил он познавал Бога, покорял ему свою волю и сердце, исполнял христианские заповеди и с любовью внимал духовным пастырям, укреплявших его в вере и нравственности. Он стремился творить добро и избегать зла. Вот в чем секрет его успеха. Именно свой верой и преданностью отечеству был велик русский солдат. В вере черпал он несокрушимую силу, на вере основывалась его необыкновенная стойкость в бою. Лучшие военачальники всегда опирались на нравственные качества русского воина. Александр Васильевич Суворов мог смело сказать: "Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские !" — и сердца солдат наполнялись гордостью от этих слов. А девизы, ставшие непреложными истинами для российского воина "русские не сдаются" или "русские не отступают", или "отступления не будет' возбуждали духовное достоинство воинов. Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Именно вера пробуждала в солдатах благородные чувства, без которых душа черствеет в жестокостях войны. И в становлении самого полководца церковность была на первом месте — с малых лет он отличался набожностью и благочестием, любил размышлять над Библией, изучил в совершенстве все церковные службы. Издавна повелось на Руси, что защита Отечества отождествлялась с защитой Православия. Прекрасно сознавая цену истинного благочестия русского солдата и будучи сам глубоко верующим, Суворов всеми силами поддерживал в воине религиозное настроение. Свидетельство тому — словесные поучения великого полководца, призывающие солдата к благочестию: "Бог нас водит. Он наш генерал", "От Него победа". Он учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за "Дом Богородицы", какою всегда виделась русскому человеку родная земля. Суворов строил церкви, а для солдат составил молитвенник и краткий катехизис. Религиозность Суворова проявлялась в укладе повседневной жизни. Он был скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие. Он вел простую жизнь солдата не из какого-либо расчета, но лишь потому, что находил ее для военного человека единственно подходящей и твердо верил: военному не нужно многого имущества, ибо оно отнимает у него мужество. Еще в бытность Суворова командиром полка один из офицеров-сослуживцев его вспоминал: "Этот полковник таков, что как взглянет на человека с солдатским сердцем, то и покорит на век. Он и говорит, и ходит, и смотрит, и ест, и пьет, и спит не так, как другие люди. Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами! Ему ничего не надобно, говорит он, — был бы солдат доволен". Христианские чувства не позволяли Суворову жестоко относиться к пленным. Он приказывал содержать их "ласково и человеколюбиво", кормить хорошо, "хотя бы сверх надлежащей порции", будучи убежден, что "благоприятие раскаявшихся возмутителей пользует больше нашим интересам, нежели пролитие их крови". Особую ревность имел полководец к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь, где молился на утренней и обедней. Во время службы сам читал и пел, усердно клал земные поклоны. Биограф Суворова А. Петрушевский отмечал, что в этих поклонах "не было никакой утрировки, а выражалось - обычное благочестие Суворова и ревностное исполнение церковных обрядов". Во время пребывания в ссылке в Кончанском опальный полководец вел особо аскетический образ жизни, а по утрам и после обеда пел духовные концерты. Церковную музыку он любил особенно. Биограф также сообщает, что "в Великий пост в его комнате почти ежедневно совершались церковные службы, при атом Суворов служил дьячком". Благочестие великого полководца проявлялось и в его постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. "Я и всех своих оброков на этот предмет ни мало не жалею, — повторял Александр Васильевич. Наряду с хлопотами о церковных зданиях, утвари и разном благолепии, Суворов обеспечивал и денежное содержание церковного причта. Один из иностранцев спросил его однажды: — " Много ли в вашей армии истинно верных и преданных солдат?". — "Много, очень много, не сосчитать," — ответил Суворов. — "Сотня — мало, корпуса — мало, вся, вся армия! У меня, когда чудо-богатырь поцелует крест, то доколь дышит — своему долгу не изменит. Пошли его в огонь — идет, ставь против него десять штыков — идет; сел за кашицу, и закричи: "Вперед!" — кашица в сторону и он идет, ноги еле тащутся, то приударь в барабан — идет. Службу он любит, присяге не изменяет, везде готов положить свою голову, только умей начальник его развеселить, только не опрокинься и иди прямо, солдат же сам по себе никогда с прямой дороги не собьется, для Веры и Государя он всегда, везде и на все готов, и целый свет подобного ему не представляет". Знаменательно, что перед штурмом Измаила Суворов отдал приказ: "Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа или смерть!". В то же время со смирением писал Потемкину: "Обещать нельзя. Божий гнев и милость зависит от Его провидения". Время Суворова примечательно тем, что впервые за боевые заслуги на поле брани стали отмечать военных священников — до того ничего подобного история не знала. После взятия Измаила было совершено благодарственное молебствие, при громе орудий служил священник Трофим Куцинский, отличившийся при штурме крепости. Именно он полез первым на стену бастиона, воодушевив примером гренадеров своего полка. Две пули угодили отцу Трофиму в наперсный крест, третья ранила в ногу, но он продолжал взбираться вверх. За Измаил священник получил наперсный крест на георгиевской ленте, украшенный бриллиантами, был возведен в сан протоиерея. За подобный же подвиг во время штурма был награжден священник Филофей Владевич. С возрастом Суворов все более укреплялся в вере. Еще строже он стал соблюдать посты, в течение первых трех дней страстной седмицы не принимал никакой пищи. Глубоко верующий человек Суворов отворачивался от атеизма и считал заблуждениями всякие не христианские учения. Но именно поэтому из всех войн, в которых Суворову пришлось участвовать, только компанию 1799 г. он поставил в неразрывную связь с религией, так как в революционной Франции атеизм и вольнодумство приобрели государственное значение. Александр Васильевич показал твердую веру в промысел Божий и, выполняя возложенную на него миссию полководца-христианина, доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога — воины непобедимые. Для него, христианина и полководца, было важно поэтому добиться от солдат при напряжении духовно-нравственных сил строгого контроля и чистоты в жизни, что является главным средством достижения успеха на войне. А перед тем в ссылке, когда его натура не могла смириться с вынужденным бездействием, религиозное чувство вызвало в нем потребность уединиться в монастыре и предаться в руки Божьи. "Со стремлением спешу предстать чистою душою перед престолом Всевышнего, — писал он тогда — Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь в иноки". И просил Павла: "Ваше Императорское Величество, всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности мои прости, милосердный Государь". Но вместо монастыря судьба уготовила ему знаменитый Швейцарский поход. Получив царский рескрипт, полководец отслужил молебен в сельской церкви и стал собираться. О предстоящей поездке он высказался в свойственной ему манере: "Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом". Только горячая вера в покровительство Всевышнего помогла Суворову и его воинам вынести и преодолеть те превышающие человеческие силы испытания, что выпали на их долю в ту кампанию. В Россию полководец возвратился покрытый бессмертною славою, но одолеваемый тяжелой болезнью. И он обратил свои мысли к Богу, а так как шел Великий пост, то проводил его со всей строгостью, предписанной церковным уставом. Это не нравилось врачу полководца, но все его протесты не имели успеха. Суворов ревностно посещал службы, пел на клиросе, читал, бил бесчисленные земные поклоны. Близость смерти усилила его благочестивые устремления. И во время богослужения и в остальные часы дня обращался он к Богу, размышляя о вечности. К сожалению, сохранились лишь заключительные слова составленной им в то время записки: "Будь христианин. Бог Сам даст и знает, что когда дать". Замечательные слова! Жизнь выдающегося полководца угасала подобно лампаде. Выполнив последний долг христианина, исповедавшись и причастившись, он простился со всеми, а затем произнес: "Долго гонялся я за славой — все мечта, покой души — у престола Всемогущего". 6 мая 1800 г. его не стало. В день празднования 100-летия со дня кончины великого полководца Александр Васильевич Суворов был назван "РУССКИМ архистратигом". И это вполне справедливо, поскольку он всегда ставил на первое место веру в Бога, которая накрепко связала его с "витязями-офицерами" и "чудо-богатырями" солдатами. Все они верили в Того, Кто "един творяй чудеса". Призывы русского архистратига "За Пречистую Владычицу Богородицу! За Дом Богоматери!" были понятны всем и многое говорило сердцу русского солдата. Совершенно очевидно, что между солдатом и командиром должна существовать прочная связь — истинно религиозное чувство. Надо учитывать, что верующий чувствителен ко лжи и тем более к напускной религиозности. Даже если он не поймет этого рассудком, то все равно почувствует сердцем. Александру Васильевичу Суворову отечественная история отвела место несравненно более высокое, чем другим полководцам, прославившимся своими подвигами. Народу он дорог, как вождь, которому Россия была обязана целым рядом побед, и как солдат, делившей с другими солдатами их труды, лишения, ставшим для них примером, и как человек с искренним, добрым, отзывчивым сердцем, умеющий вникать во все нужды народа, и как глубоко верующий православный христианин, учивший своих солдат побеждать врагов с верой в Бога и молитвой. СУВОРОВСКИЙ КАТЕХИЗИС Речь пойдет, конечно, о книге А.В.Суворова "Наука побеждать". О ней знают практически все, многие охотно цитируют ее. Хотя издавалась она всего дважды и то небольшими тиражами. Правда, в советское время Политиздат и Воениздат публиковали отдельные выдержки из книги. Трудно сказать почему судьба была так неблагосклонна к труду великого русского полководца. Оригинальная форма изложения, собственноручные рисунки генералиссимуса, попытка формализовать отдельные положения и выразить математическим языком законы войны делают его весьма интересным. И тем не менее книгу не издавали. А вот подражателей "А ля Суворов" находилось всегда много. Лавры Александра Васильевича не дают спокойно спать некоторым генералам даже в наше время. Рубленные фразы, солдатские афоризмы с потугами на оригинальность в их трудах еще не ставят бравых вояк на одну доску с Суворовым. Они забывают, что при всей своей эксцентричности, Суворов был чрезвычайно образованным человеком: знал семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, военную историю, отлично владел математикой и т.п. И не проиграл ни одного сражения ... Суворов приобрел за свою жизнь редкую награду: любовь народа и звание народного героя. За выдающиеся боевые заслуги он был награжден высшими российскими и зарубежными орденами: — Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия 1-й степени. Св. Владимира 1-й степени. Св. Александра Невского, Св. Анны 1-й степени. Св. Иоанна Иерусалимского большого креста, австрийского Марии Терезы 1-го класса, прусских — Черного Орла, Красного орла и "За достоинство", сардинских — Благовещения и Св. Мавриция и Лазаря, баварских — Св. Губерта и Золотого Льва, французских — Камельской Богородицы и Св. Лазаря, польских — Белого Орла и Св. Станислава. Суворов носил титулы: Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, сардинского королевства гранд и принц королевской крови. Очень большое значение он придавал нравственному элементу в воспитании солдата. Всякий тактический прием приобретал у него свою характерную особенность, изобличавшую мастера. Свой военный талант великий Суворов сумел отобразить в "Науке побеждать" двести лет тому назад. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не использованы во всей полноте. Эта книга не только является памятником военной культуры, в ней содержатся полезные рекомендации для сегодняшних военных армии российской. Конечно, над чем-то читатель улыбнется, над чем-то задумается, но польза книги будет зримой, не говоря уже о том, что как исторический документ она представляет значительный интерес для широкого читателя. Капитан I ранга В.Дукельский Предисловие Основные принципы военнаго искусства незыблемы и изучение их не представляет большого труда. Другое дело понять эти принципы и уметь применить их в каждом данном случае. Вот почему так ценна всякая попытка упростить теорию военнаго искусства, привести ее к нескольким наглядным, легко воспринимаемым образам, доступным умственному кругозору обыкновенного грамотнаго человека. Подобная работа редко кому по плечу, требуя совершенно особых способностей и обширнаго боевого опыта. На всем протяжении нашей военной истории нет учителя военнаго искусства, могущаго соперничать с Суворовым. Каждая строчка его „Науки побуждать" имеет для нас значение, выдерживающее какую угодно современную переоценку. Мы знаем эту „Науку", изучали ее в молодые годы, продолжаем справляться с ней ж в дальнейшем жизненном пути. Переживаемое нами время искания новых методов обучения и воспитания бойца призывает всех труженников строевой службы к усиленной деятельности, к небывалому напряжению нервной энергии, к серьезной затрате физических сил. Современный бой неумолимо требует от каждого воина понимания своего маневра. Это требование от времен Суворова и до наших дней возрасло настолько же, насколько с тех пор изменились все боевыя условия, но, к сожалению, никому, кроме Суворова, не удавалось просто и образно объяснить солдату суть боевых „маневров". Не мудрено, что появление в печати новых материалов, относящихся к „Науке побеждать", а в особенности опубликование собственноручных чертежей Суворова, поясняющих его мысли, строевые люди встречают с радостью. Ведь это—сокровищница, из которой каждый из нас почерпнет богатый материал для бесед с начальствующими нижними чинами. Можно се6е представить, какое оживление внесет подобная беседа в занятия унтер-офицерских школ, учебных команд. И не только разъяснение основ военнаго дела найдется в этой „Науке", но и сердечный призыв русскаго воина к развитию чувств религиозности и преданности своему Монарху. Нечего и говорить несколько ценен этот призыв маститаго полководца земли русской, насколько желательно усвоение Суворовской науки современной строевой средой.
ОТ ИЗДАТЕЛЯ. „Наука побеждать" составлена по материалу, заключающемуся в записках и копиях с собственноручных чертежей и рисунков Генералиссимуса Суворова и его же надписей к ним на различные интересные и важные вопросы военнаго дела. Означенный материал сохраняется в роду К. Л. Нонненман и ныне передан для издания Военному Книгоиздательству В.Жукова.
Подлинныя слова Суворова и его надписи к рисункам отпечатаны жирным шрифтом и заключены в кавычки “ ”. Пояснительный текст К. Л. Нонненман отпечатан обыкновенным шрифтом Здесь мудрость правды вековая, Здесь крепость мощная сердец, Здесь то, чего душой желая, Для сына сбережет отец! „С НАМИ БОГ" „Без БОГА ни до порога!"—говорит народная мудрость. Лучшие люди нашего отечества постоянно держались этого. Суворов в своем завещании потомству пишет: “Все начинайте с БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ и до издыхания будьте верны Государю и отечеству". ИМЯ БОЖИЕ упоминалось и в служебной переписки суворовцев не только при его жизни, а и по смерти, что свидетельствует об естественной искренности этого явления.—Так Кульнев, донося о победоносном переходе по льду, как известно, пишет: „Я с войском в Гриссельгаме воспеваю: „ТЕБЕ БОГА хвалим"... а в приказе перед самым походом писал: БОГ с нами, я перед вами, а князь Багратион за вами... Море не страшно, кто уповает на БОГА!"… Багратионa и других, ему подобных, Суворов приветствовал: „БОГ на помощь!", на что они обыкновенно отвечали: "Помилуй нас БОГ!" или „ГОСПОДИ, помилуй!". "Помилуй БОГ!" было обычным восклицанием Суворова. Тетрадь "капральских бесед" начиналась советом: "Молись БОГУ: от НЕГО победа!", а далее приводилась обязательная для каждаго воина МОЛИТВА: "ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!" и пояснялась так: “Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!". Плодотворность этого совета особенно выразилась в италийскую кампанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат. Победа православнаго князя над богатырем Редедею, целые годы сплошных побед КОНСТАНТИНА ДУКИ, победы СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКАГО, прошедшаго всю Финляндию до Норвежской границы, и несчетное множество побед иных вождей были одержаны воззванием к БОГОМАТЕРИ и заступничеством СВЯТЫХ БОЖИИХ. Так и СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ—ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОЙ ЗАСТУПНИК наш, ХОДАТАЙ об нас перед БОГОМ, а не наименование бездушного явления, называемаго слепым счастьем, удачею или случайностью, чего и вовсе нет, как удар молнии не случайность для знающаго. Когда при обороне Севастополя решено было загородить узкий и мелкий вход в бухту нашими судами, затопив их, то один корабль („СВ. ЕВСТАФИЙ"), весь изрешеченный выстрелами, никак не мог затонуть. Вспомнили, что на нём забыта была ИКОНА СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, и как только ЕЕ взяли с корабля, корабль затонул. СВЯТЫМ КРЕСТОМ, а не тем, что неверно именуется слепым счастьем, победил Великий Император греческий СВЯТОЙ КОНСТАНТИН врага христиан Максенция. Видение СВ. КРЕСТА и надписи на небе: „СИМ ПОБЕДИШИ!" единогласно засвидетельствовано историками, как несомненное событие, а не плод фанатическаго настроения. В капральских беседах говорится: „Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть; БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящаго в бою пощады—помилуй: кто мститель—тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник; воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоруженных поражать!". Воинские чертежи 3-х правил стратегии и семи законов войны указывают, как именно сокрушать мощь врага. С поразительною простотою и краткостью Суворов очертил основныя три правила „стратегии на все времена". Первое: „Никаких "исключительно-демонстративных" действий не предпринимать". Второе: „Действовать всегда, сосредоточиваясь в быстром движении на главныя силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангам и тылу". Третье: „Никаких обособленных коммуникационных операций для обезпечения тыла не производить". Для неграмотных начальников правила эти изображались рисунками с пояснительными надписями для грамотных. “СТРАТЕГИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА:
Эти четыре рисунка составляют 1-е Правило: “Никаких исключительно демонстративных действий не предпринимать”. То есть быть всегда готову напасть, а не дразнить по пустому; демонстрация же должна быть в активной боевой связи со всею операциею одного и того же боя, а не особым предприятием. Надписи таковы: „Медведя буди на рогатину". „Волка не спугивай без облавы". Они значат, что „исключительно-демонстрирующая" часть может легко быть разбита сильнейшим врагом, не имея опоры (т. е. рогатины) на взаимодействие прочих своих сил, либо упустить, не разсеяв, слабейшаго врага, имея задачею лишь демонстрирование*). Напротив, когда демонстрация соединяется с главною операциею, она весьма полезна там, где нельзя проявить полную внезапность, и помогает охватить фланги врага, устремившагося на демонстрирующую фронтальную часть, и даже обойти в тыл, что изображено капканом и западнею на рисунке № 1. •) Неустранимо исключающее внезапность, которая есть лучший залог успеха. 2-е Правило: “Действовать всегда сосредоточиваясь в быстром движении на главныя силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангам и тылу”. Второе правило стратегии изображено метлою с надписями: „Метлу вяжи на ходу; ломок прут, а метлою человека повалишь"... „Метла вперед метет, с боков прихватывает и сзади захватывает!”".
3-е Правило: “Никаких обособленных коммуникационных операций для обезпечения тыла не производить”. Третье правило стратегии изображено волчком с небольшим приливом, не мешающим волчку вращаться, что означало близкую, временную, сливающуюся с войсками на время боя, переменную коммуникацию, а волчек с большим приливом, вовсе затрудняющим вращение, изображает собою постоянную, длинную, неподвижную коммуникацию, прикрывающую тыл, не сливающуюся с войсками на время боя. Вот какими чертами охарактеризованы у Суворова три основы тактики: „Глазомер: Оттеснен враг—неудача; отрезан, окружен, разсеян—удача! Быстрота: Атаковать неприятеля, где бы он ни встретился; вся земля не стоить даже одной капли безполезно пролитой крови; посему: где тревога, туда и дорога, где „ура", туда и пора; голова хвоста не ждет! Натиск: Сам погибай, а товарища выручай! решимость у БОГА получай... а как? свой пай съедай, а солдатский—солдату отдавай". Семь законов суворовской войны, для выполнения коих и существует учение о войне и бое, также изображались рисунками. Генерал - поручик Прево-де-Люмиан записал семь законов войны под диктовку Суворова в такой редакции: “1) Действовать не иначе, как наступательно, 2) В походе быстрота, в атаке стремительность, холодное оружие. 3) Не нужно методизма, а верный взгляд военный. 4)Полная власть главнокомандующему. 5) Heприятеля атаковать и бить в поле, т. е. не сидя в укрепленных районах, а перемещаясь за врагом. 6) В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц (случится); иногда наблюдательный корпус (приставить над крепостью врага), иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь. 7) Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель—тем лучше: он сам идет на поражение”.
Звено, например, человек в шесть, поспешив к переправе, может задержать неприятеля часа на два, дав возможность своим обойти врага в это время или подойти на перерез.
Подробное разсмотрение применения к делу семи законов войны, трех правил стратегии и трех основ тактики—не входить в состав этой книги, имеющей целью подчеркнуть главенствующее значение воспитательнаго отдела в армии, который „наукою побеждать" был разработан до мельчайших подробностей и не без основания: чтобы неутомимо нападать на врага с малыми силами, извиваясь вокруг него постоянно, чтобы отрезывать его по частям и разсеивать, имея только один фактор обезпеченности—быстроту передвижения, сбивающую врага с толку, зачастую имея только хлеб в обозе и ранце врага, но с твердой верой и надеждой на БОГА—необходим крепкий, глубоко разработанный дух, приученный не только к исполнительности, но прежде всего к самодеятельности; дух единый во всей армии, с однородными воззрениями на все, и этого-то именно достигал Суворов в своей „науке" изумительно просто. И "наука побеждать" не напрасно называлась наукою: она время от времени пополнялась новым материалом. Выкладки ея нередко пояснялись образными чертежами и математическими уподоблениями даже в области „духа". Был-ли Суворов автором "науки побеждать" или только комбинатором чужого материала из старинных книг, судя по обороту речи, слава его не умаляется от этого. Нередко доводилось нам видеть людей умных, подмечающих сразу изъяны службы, но не имеющих стойкаго духовнаго равновесия, необходимаго для наилучшаго, терпеливаго использования в подчиненных преданности долгу. Это равновесие в высокой степени отличало Суворова, который, как говорится, „сердцем чуял" не только, где что плохо, но, что гораздо важнее,—"чему и как помочь", и часто из людей, отверженных его современниками, воспитывал героев, снисходя, ободряя, поддерживая, упрощая формы и сближаясь до сердечно-непринужденной откровенности, а не угрожая только и карая. Умные люди искусны культивировать ум, но не сердце, которое подчиняется только духу, более мощному. Развитие „духа"—первая необходимость для войск: кому не известно, что при робости духа парализуется ум и слабеет тело, и наоборот! Градации духа указаны в „табелице доблестям", составленной Суворовым. А теперь разсмотрим те чертежи, которыми Суворов укреплял в памяти неграмотных понятия о правдивом благородстве русскаго государственнаго строя, о ненормальности строя иных правительств, о характере отношений начальников к подчиненным своим, о служебных обязанностях и проч. Будучи раз пояснены грамотными, чертежи эти напоминали потом прочим постоянно сущность дела, распаляя в них желание совершенствоваться, а желанием упражнялось терпение в достижении умения применять знания. „Символ доблестной благосклонности Самодержавной Императорской власти". (Иначе: Относительность прав при Самодержавии). Треугольник АВМ, надписанный словом "богатырь", величиною площади изображает личныя права солдата; трапеция ВМНГ, надписанная словом „старик", состоит из трех треугольников, равных порознь треугольнику "богатыря", что означает втрое большия права "старика-дядьки" по поговорке „грамотей троих стоит"; трапеция ГНОД, "капрала" имеет уже пять правовых клеток; трапеция ДОПЕ, "офицера"—7; ЕПРЖ, "ротнаго"—9; ЖРСЗ, "полковника"—11; 3CTI, "бригадира"—13; IТУК, "генерала"—15; КУФЛ, "вождя"—17; ЛФХЦ, "Императора"—19; далее расходящиеся в пространство стрелки Б и Ч означают безконечно великия права БОЖИИ надо всеми и надо всем. Общая сумма всех правовых клеток:
Это выражается в торжественных случаях пушечной пальбой, состоящей из ста выстрелов, к которым придается еще один в знак безконечной власти ЕДИНАГО БОГА над всякими правами, почему и надпись сбоку схемы гласить: „пальба сто" и „один", а не просто: „сто-один"; союзом "и" оттеняется особое значение выстрела в честь БОЖИЮ! Линия АБ, надписанная фразой: „скатность успешности восхождения к правосудию", означает удобство достичь возстановления нарушенных кем-либо прав, когда права высших начальников возрастают равномерно. Пунктирная линия АЩ, надписанная фразой: „начертание строгостей в восхождении", означает, что и при строгих порядках можно добиться правосудия, подобно тому как и на крутую гору можно взойти, когда склон ровный. Пунктирная линия АЭ, надписанная фразой: „скатность кроткая", означает легкость достижения правосудия при кротких властях. Солдат в "треухе" ( В треугольной шляпе.) изображает наглядность восхождения к правосудию. Ниже (рис. № 12) три схемы иного рода правлений (ограниченнаго, кастоваго и деспотическаго) наложены одна на другую для удобства сопоставления. Внизу подписаны инстанции схем. Крестовидным пунктиром обозначена схема ограниченнаго правления, пунктиром точками—деспотическаго, а черточками—кастоваго. Сплошною линиею аб проведен верхний край схемы самодержавнаго правления. Верхняя крестопунктирная линия, указывающая относительную высоту прав в инстанциях ограниченнаго правления, заметно вздулась над верхнею линиею схемы самодержавнаго правления, выраженной сплошною чертой. Вздутость эта получилась от надменнаго расширения инстантных прав, при чем заметно такое явление, что права увеличиваются не так, как при самодержавном правлении, где каждая высшая инстанция превышает права низшей равномерно, но, как показывают крестопунктирныя горизонтальныя линии, чем выше власть, тем меньше вознесены ея права над непосредственно подчиненною ей инстанциею. (Так, например, линия dM, показывающая высоту власти капрала над старшим солдатом, почти втрое больше линии Зh, выражающей высоту власти генерала над полковником). Это делает слабою высшую власть в проведении добраго новаго начала, если оно требует уступки со стороны подчиненных; тоже следует сказать и о безсилии их вступиться за праваго подчиненнаго. Наконец, вздутая линия ав высоты прав ограниченнаго правления, пересекаясь в точке „г" с линиею
аб самодержавнаго правления, идет уже под последнею в пространстве власти БОЖИЕЙ, свидетельствуя, что ограниченное правление мало считается с БОЖИИМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ. Пунктиром точками изображена схема деспотическаго образа правления, которое представляет собою противоположную ненормальность: чем выше начальник, тем больше права его над непосредственным его подчиненным, и наоборот; вследствие этого в верхних слоях правления господствует самоуправство, а в нижних—безсилие провести доброе начало. Эта схема на чертеже только соприкасается с областью БОЖИЕЙ ВЛАСТИ, свидетельствуя, что деспотический порядок правления признает лишь номинально зависимость правительства от БОЖИЕЙ ВОЛИ. Пунктиром черточками (афутсрпод) обозначена схема кастоваго правления. Несомненно, что этот пережиток глубокой древности приводим был Суворовым только как ненормальность, постоянно вторгающуюся в любой образ правления, что видно из надписи над линией: „касты—спотыкание сословное". Небезынтересно сравнить клетки личных прав при правлениях разнаго рода. Так клетка старшаго солдата при ограниченном правлении почти равновелика клетке полковника при самодержавном и вождя при деспотическом. Это не покажется странным, если припомнить, как безапелляционно (хотя, конечно, и заслуженно) деспот-султан повесил великаго визиря за Прутский поход, и как, при ограниченном правлении короля Понятовскаго, к польскому солдату начальники обращались с выражением: "пане жолнеж" (то-есть: господин солдат), тогда как при самодержавном, даже к офицеру начальники не обращаются со словом: "господин", но просто называют подчиненнаго по чину, что и естественно, так как в соприкосновении с начальником подчиненный может ли быть господином? Весьма большого внимания заслуживают надписи на сравнительной схеме: внизу написано: "Превышение (т. е. возвышение) БОЖИЕЙ ВЛАСТИ (над человеческой) не значно (т. е. незначительно) при власти малой (т. е. ограниченной); деспоты попирают БОЖИЮ ВЛАСТЬ, а касты ее забывают". Действительно: кастовая линия (ауфтсрпод) даже не соприкасается с линией „хв", изображающей предел светской власти. Верхняя надпись указывает, что ненормальности правления вытекают из индеферентнаго (небрежнаго) отношения правящих сфер к религии.
Подтверждается это и особой схемой, озаглавленной: „Республика" и подписанной так: „ПЕРСТА БОЖИЯГО, путь правый указующаго, вовсе чужда. Народ там сам себе кланяется. Генерал там, что у нас пирожник, а глава народа, что лакей перед Императором Российским". Если скинуть дымку покладистаго международнаго этикета, то оно так и есть. В схеме этой не десять правовых клеток, а девять: солдат, капрал, офицер, капитан, полковник, генерал, корпусной генерал, вождь, глава. Клетка "трона" отсутствует, а на месте ея надпись: „БОЖИЙ ПЕРСТ", свидетельствующая, что подобное явление—кара за пренебрежение народа к БОЖИЕМУ ЗАКОНУ.
Есть и еще схема в том же роде, озаглавленная: „Зло с 1789 года", изображающая наглядно нарушение правового равновесия во Франции перед революциею 1789 года. Тогда купцы, мещане и ремесленники пользовались фактически наибольшею высотою прав, затем: переменныя власти, льстецы, царедворцы, комиссары, дворяне и войска, а королевская власть, скованная интригою, едва превышала высоту правовой клетки крестьянина.
Необходимо еще обратить внимание на солдата в „треухе" (См. рисунок № 12), изображающаго собою восхождение к правосудию (при сравнительной схеме). Над головою его изображена стрелка с надписью: „стрела мольбы прошений", обозначающая трудность в достижении внимания высших инстанций при ограниченном правлении: надменная вздутость линии мешает прямому полету стрелы: ее надо пустить вверх с таким разсчетом, чтобы опустилась она только на желаемую инстанцию. Линия же самодержавия прямизною способствует доставке прошения через все инстанции.—Кастовая „скатность" выступами своими еще более задерживает "стрелу мольбы прошений". Даже деспотическая "скатность" доступнее, чем кастовая. Суворов учил пользоваться самостоятельностью смело, разумно, без произвола и пристрастия, но в духе закона, без рабской угодливости, а доблестно, стойко, свободно, чему пояснением служили следующие чертежи и рисунки:
„Подвода (то-есть рычаги—ломы) управительности". С правой стороны изображен обелиск закона, с левой—скала произвола. В обелиске закона есть выбоина, означающая неполноту закона. В эту выбоину вставлен „Подвод (то-есть лом) роскошества лести", иначе: "рычаг самооболыцения и ослепленности изысканной лестью подчиненных", опираясь на скалу произвола, пытается опрокинуть закон в каждом частном случае. Справа „подвод законный" (то-есть рычаг закона) пытается, в свою очередь, опрокинуть скалу произвола (например, среди подчиненных), опираясь на закон. Под рисунком подпись: „Победи себя, будешь непобедим!" В самом деле: надо победить себя, чтобы льстеца не приблизить к себе, а правдолюбиваго за резкую истину не оттолкнуть.
Рисунок, изображающий собою деревенские флюгера, содержит ту же мораль, но касается уже отношений подчиненнаго к начальнику; внизу подпись: „Угождай начальникам верною службою, а не кривою дружбою, не по пословице: куда ветер, туда и петел; куда петелок, туда н конёк!". Рисунок озаглавлен: “Служба в подобострастии". Малая уступка чужому принципу влечет за собою полное порабощение, чему имелись характерныя уподобления в "науке побеждать": так рисунок № 18, изображающий пса, вытаскивающаго из норы лисицу за хвост, надписан: „В малом неверный и в большом не верен"; “не спрячь лиса только хвост, и всю лису схватить пес".
Другое уподобление представляет собою факел, а при нем надпись: „Малая искра опаснее пламеня: не углядишь, куда (ее) занесет". Третье уподобление вреда от равнодушия к мелочам изображалось так:
Обелиск закона; над обелиском круг с короною, увенчанной КРЕСТОМ, и надписанный „Солнце тронное"; у подножия обелиска—колосья, с надписью: „Добрые посевы"; между „солнцем трона" и "добрыми посевами" широкий круг с надписью: „Устроения бюрократства и аутократства на основании законном" означает побочныя требования, опирающияся на закон, но фактически противныя духу закона (таким требованием в старину было, например, воспрещение дышать в строю заметно). Над схемой пояснение: „Аутократ, что медведь: дерет добычь одиночно; бюрократы, что волки: рвут добычь в стае". Под рисунком подпись, означающая в переводе на современный диалект следующее: "Бюрократы" "на основании законном" делают широкия надстройки, затрудняющия доступ благотворным лучам "солнца престола" к "добрым посевам" "благоустройства". К вышеприведенным схемам разнаго рода правлений есть еще и другие чертежи:
„Панцирная чешуя благой брони духа сердечнаго" представляет собою девять панцырных пластинок, из которых каждая покрывает собою не только соседнюю пластинку, но и все последущия, означая, что начальники должны простирать свою внимательность на всех, включая и последняго подчиненнаго. „Панцырная чешуя кастовой брони духа сердечнаго" означает, что чины каждой касты простирают заботливость свою на всю касту, но с низшей кастой имеют общение только через меньшаго чина своей касты, почему (как показано остриями стрелы и копья) в этих местах панцырь имеет слабое скрепление, а в самой касте только три сталки, а не девять, противостоят прямому удару. „Панцирная чешуя гордой брони духа сердечнаго", имея чешую, расположенную только в одну сталку, свидетельствует о непрочности скрепы духовной в том войске, где начальник внимателен только к непосредственно-подчиненному. Понятно, что причина подобнаго отношения—эгоизм, порождающий и жестокость обращения, которая не сплочивает, а разъединяет, что показано развивающейся стрелкой на рисунке № 24, с надписью: „Стремление жестокости". „Палка бьет по всем без разбору,—сила средогонная" (центробежная).
Грустную картину средогоннаго отношения к делу изображает известное стихотворение, которое, несмотря на искаженность, охотно переписывается солдатами, как близкое их сердцу по сюжету. В нем новый денщик разсказывает землякам, как барин приказал ему заварить немедленно чай, а сам ушел. Спрашивать некого и некогда, а не исполнить приказания нельзя. Денщик вскипятил воду, накрошил луку, картошки, всыпал чай и подал вернувшемуся барину. Барин обозвал его скотиной и долго водил дубиной по его спине.
Умышленно несправедливая строгость—та же жестокость. Где нет справедливости, там необходимо к произволу противоядие—снисходительность. При справедливости же строгость хотя горькое, но полезное лекарство.
Схема справедливости—стрела, свивающаяся внутрь, надписанная: „Стремление справедливости". „Преданность сердечная, что сила средовкружная (т. е. центростремительная) — живой водоворот: и нерадиваго завертит в дело".
Водоворот не тишина застоя и похож на строгость, но заботливую, настойчивую, как показано на рисунке, надписанном: „Безмен, держа к весу ближе,—вертеть легче: тако упрямаго от рук не пускай" (т. е. от себя не отпускай). На рисунке № 27-м изображено отмороженное ухо, а при нем надпись: “Уши оттирай снегом; труса лечи опасностью: где страшно вдвоем, туда пошли одного;—вдвоем потом веселее будет; где страшно с оружием, пошли сперва без оружия!". Этот краткий, но ясный совет, много полезнее модной морали о храбрости, морали пространной и, однако, не указывающей прямых способов развивать храбрость. Но начальник, произвольно посылая подчиненнаго в опасность для гимнастики духа, должен быть и сам образцом, достойным подражания; облик такого начальника, долженствующаго быть скромным, верным в дружбе и надеющимся только на помощь БОЖИЮ, и того, чем не следует быть начальнику, и как вести дело, изображены на последующих рисунках, содержащих, помимо этого, и общую воинскую мораль, как, например, на рисунке № 28.
Яблоко означает, что во всяком предприятии необходима предварительная сортировка людей, ибо годный для одного дела, не дозрел еще для другого, либо и вовсе не пригоден для него. Кто сам напрашивается на дело до вызова желающих, того не брать: он, что червоточное яблоко, которое само падает до поры, а толку от него нет. Ненадежны и те, которые не откликаются на вызов: они не дозрели еще; они и в бою нерешительны будут. Те же, кто откликается на вызов, но сами не напрашиваются, способны и в бою не выскакивать и не отставать, что характерно очерчивается надписями рисунка.
Соседнее изображение поясняет смысл перваго, подчеркивая безотлагательную необходимость в каждом деле вызывать передовиков: костер подписан поговоркой: „При сухих щепках и сырое дерево разгорается". (То-есть: "кучный" пример лучших товарищей—одушевляет всю массу). Разбросанные же по всему костру сухия щепки не принесли бы пользы. Между тем в наше время вызов охотников хотя и применяется, но не во всех случаях и не обязательно.
Выше изображена нога с мозолью и кнут при надписи: „Фронтировкой не мозоль: где мозоль, там и боль; не увлекайся местною горячностью (то-есть частными требованиями); ретиваго не погоняй". Это означает: что, подобно намозоленной ноге, солдат, забитый настойчивыми, частными требованиями (да и не только солдат) часто „сдает", когда коснуться наболевшаго места, теряется, делается неправоспособным, хотя в прочих отношениях кругом молодец. Кнут поясняет особенность наседать иногда на старательных, чтобы припугнуть нерадивых.
Рисунок, изображающий поющего петуха, надписан так: „Не будь самохвал! петух сам себя победителем возглашает, а хитрец, других хваля, кажет себя!" то-есть: лишь для того других хвалить, чтобы косвенно указать на свои заслуги.
Рисунок „Стена заступления" подписан так: „Начальник верный—стена твердая, от ветров клеветы честью заслоняет правдиваго до точности". Это значит, что дело чести каждаго начальника отстаивать праваго подчиненнаго, независимо от личной выгоды. Схема эта—обозначает степень правоты каждаго начальника в этом отношении. Стена заступления имеет разную высоту для разных чинов: стена старика (нынешняго учителя) так невысока, что только лежачаго и умалившагося закрыть может от ветра клеветы, обозначеннаго стрелой справа. (Всмотритесь в рисунок и отыщите высоту стены старика и других инстанций). Высота стены ротнаго, полковника, бригадира и генерала превышает и сидящаго богатыря, но тоже умалившагося, а высота стены вождя превышает и стоящаго, не умаляющагося. (Малый рост означает умаленность, а молодыя лица—неопытность в борьбе). Словом: старик в силах отстоять только такого, который „затихнет",—ротный такого, который „присядет", вождь и такого, который отстаивает сам свою правоту, а Император даже такого, который превышает свою власть. Например, Суворов, приговоренный к казни за самовольное взятие крепости, был не только помилован Императрицей, но и награжден. (Выражения: "умри, присядь, не выскакивай"—дошли и до нас).
на рисунке № 34 щеткой изображена армия при надписях: „Тонка щетинка, да не переломить: так „чудо-богатыри"—покой, опора и слава отечества! „С нами БОГ!". Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет! „Разумейте, языцы, яко с нами БОГ!". Но щетка крепка только тогда, когда каждая щетинка ея плотно притянута проволокою к доске, что означает необходимость неослабнаго внимания к настроению „духа" войск, дабы не забывался неодолимый залог побед: „С нами БОГ!"; ибо будет ли БОГ с тем, кто утопает в распутстве?—Под щеткой изображен язык, с надписью на нем „языцы" и подписанный: „Во языцех оружию Российскому вековечная слава!". Сабельный клинок и точильный брусок надписаны: „Войско необученное, что сабля неотточенная... закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ: безверное войско учить, что железо перегорелое точить". Далее изображен купол походнаго ХРАМА при надписи: „СВЯТЫЙ ХРАМ—ТВЕРДЫНЯ доблестям НЕОДОЛИМАЯ; что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко ВЛАСТИ БОЖИЕЙ!. Воздай честь НЕБУ—потом земле". Войдя во дворец, Суворов обыкновенно прикидывался, будто не видит Императрицы, подходил ко СВЯТОЙ ИКОНЕ, троекратно кланялся в землю, становясь каждый раз на колени и КРЕСТЯСЬ; потом, встав и круто повернувшись к Государыне, чем выказывал, что видел Ее и до того, быстро подходил к ней и приветствовал Ее одним земным поклоном, на что Она с смущением отвечала: "Что вы, Александр Васильевич!"-И несомненно правы те, кто и в наше время, входя в дом, кланяются сперва СВЯТЫМ ИКОНАМ, а в ХРАМЕ БОЖИЕМ во время БОГОСЛУЖЕНИЯ не раскланиваются ни с кем, пока не поклонятся СВЯТЫНЕ. Суворов сделал для войск осязательным восклицание СВЯТАГО ПРОРОКА ИСАЙИ „С нами БОГ!" ибо при войсках учредил передвижные СВЯТЫЕ ХРАМЫ, чтобы каждый солдат имел возможность укрепляться перед боем ПРИОБЩЕНИЕМ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ, подобно своему вождю. Так личным примером Суворов развивал „дух" войска. Ибо ясно, что в жизнь воина доблести нельзя провести одним только образованием, которое развивает лишь „ум"; нельзя и одним обучением, развивающим лишь "душу";—но необходимо господствующее внимание обратить на воспитание „духа сердечнаго";—а это, к сожалению, обстоит не только в наших войсках, но и вообще в отечестве нашем весьма плохо, безсистемно, противоречиво, неопределенно,—и потому это так, что оставлен в стороне главный источник совершенствования „духа"—ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ, развивающая разумно и мощно укрепляющая "дух". Верит-де всяк по своему, говорят обыкновенно, чтобы замаскировать свое равнодушие к ВЕРЕ. История же нашего по-истине БОГОспасаемаго отечества—сплошной ряд проявлений великаго заступничества БОЖИЯ за нас! „БОГ нас водит: ОН нам—генерал!" недаром говорил и Суворов. Поэтому, чтобы научиться сознательной любви к отечеству, надобно не чуждаться его РЕЛИГИИ: привыкнув пренебрегать УСТАВОМ ЦАРЯ НЕБЕСНАГО, легким, как соблюсти устав Царя земного, гораздо труднейший во многих отношениях?! Надобно воина приучить к постоянному посещению ДВОРЦА ЦАРЯ Царей—ХРАМА БОЖИЯ, посылая к БОГОСЛУЖЕНИЮ не по десять или двадцать человек, а всех свободных людей. Как купающийся неохотно бросается в воду, но потом бодростью бывает вознагражден, так во СВЯТОМ ХРАМЕ ОЖИВЛЯЕТСЯ наш „дух" сердечный, УКРЕПЛЯЕТСЯ СВЯТЫМ ПРИОБЩЕНИЕМ ТЕЛА и КРОВИ ХРИСТОВЫХ. Необходимо чтобы люди во время БОГОСЛУЖЕНИЙ стояли шеренгами, в устранение толкотни и разговоров, что и принято в некоторых полках; не выходили бы до окончания БОГОСЛУЖЕНИЯ (как солдат, ставший для отдания чести во-фронт, не имеет права повернуться и уйти преждевременно), тихо подходили бы к ЕВАНГЕЛИЮ, становились бы на колени во время молитв: „БОГОРОДИЦЕ ДЕВО..." „ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕЕ…" „ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ..." „СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ..." за ВСЕНОЩНЫМ БДЕНИЕМ, а за ОБЕДНЕЮ во время: „ХЕРУВИМСКОЙ", СОВЕРШЕНИЯ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ („ТЕБЕ ПОЕМ.”") „ОТЧЕ наш..." "Да исполнятся уста наша ХВАЛЕНИЯ ТВОЕГО ГОСПОДИ..." Дома же утром и вечером один земной поклон с молитвою: „ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, помилуй меня грешнаго!". Внушать это и подобное солдату должен не один только Священник, но и каждый начальник по смыслу требований устава внутренней службы. Существует мнение, что религиозная дисциплина похожа на деликатную инквизицию; но сходство не тождество: слово „ИСКУПИТЕЛЬ" только одною буквою отличается от имени искусителя, но „ИСКУПИТЕЛЬ" НАЙВСЕПРЕСОВЕРШЕННЕЙШИЙ ТВОРЕЦ, а искуситель-тварь, невообразимо худшая всякаго ничтожества.. „ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ нудится—и НУЖДНИЦЫ ВОСХИЩАЮТ E!" сказал ГОСПОДЬ. (Это значить, что ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ усилием достигается). Горьким лекарством приобретается сладкое здоровье. Так как начальник должен быть первым помощником Духовнику части и развивать примером "дух сердца", то естественно, что в число начальников не должно допускать людей распутных, хотя бы и умных, бойких, смышленных, аккуратных... Позволяющий ce6е кощунствовать в среде равнодушных к религии товарищей, неужели не нарушит верности к Царю земному, когда увидит, что это столь же безопасно, как и его издевательство над законом ЦАРЯ НЕБЕСНАГО?.. Служебныя достоинства и ум распутных будут использованы разумнее начальниками скромными (хотя бы и менее одаренными), чему „наука побеждать" приводить образныя указания.
„Вескость повиновения" (иначе: „правовой рычаг'') наглядно изображает, как даже бездарный может властвовать. Примерно: отделенный командир, имея 20 подчиненных, отдален на 20 плечевых делений от оси вращения рычага. Чтобы успешно противиться власти отделеннаго командира, необходимо поэтому иметь силу духа в 20 раз большую, чем у начальника. Отсюда и мораль: „у сильнаго всегда безсильный виноват". Для того-то и надобно повышать нравственных и преданных, чтобы виноватыми оказывались действительно худшие. Слово „повиновение", происходя от слова "вина", прямо указывает именно на этот характер подчиненности. Но когда и ум и дух начальника, помимо правового рычага, господствуют над умом и духом каждаго из подчиненных, то для такого начальника не опасна и фамильярность. Таковыми были: Суворов,—преодолевавший победно даже стоплечий правовой рычаг автократов и бюрократов—начальников своих, куря с солдатами общую трубочку и разделяя повсюду с ними их служебныя тяготы; Петр Великий,—инкогнито чернорабочий на чужбине; Скобелев,—подававший руку вольноопределяющимся и георгиевским кавалерам-солдатам даже в присутствии офицеров; князь Багратион,—здоровавшийся за руку с пьяницей Прошкой, крепостным камердинером Суворова, чего Милорадович не мог ему простить; гроза горцев Ермолов,—бывший на „ты" с безусыми прапорщиками, из которых один, побившись об заклад, прокатился на его мощной спине через весь зал в разгаре бала. (Отсюда и у нас инстинктивное недовольство собою, когда перед нами слишком тянутся, а мы не находим способа упростить отношения). Среди рядовых роты всегда есть заслуженно уважаемые товарищами: их-то и надо производить в ефрейтора, не считаясь со степенью грамотности, что и разрешено законом. Хотя они не сами (или плохо) будут вести свои постовыя ведомости, но за то спать в карауле не будут. Инстинктивно чует преданный долгу начальник кого из умников приблизить к себе, не давая, однако, ему распорядительнаго права, и как уследить за ним. Польза этого явления наглядно изображена на рисунке № 36.
„Сень советника безправнаго на пользу"; иначе говоря: оградительная польза от безправнаго советчика. Солнце (з)— начальник; большой шар (а)—опытнейший начальника советчик; если он отдален, то более узский сектор сферы защищает от зноя (то-есть от неопытности начальника), если приближен, то тем больший, чем ближе к солнцу он, сектор сферы покрывает тенью своею ( Широта тени шара "а" выражается (сравнительно) разстоянием "еж"; тень шара "6", отстоящаго на отрезок ,lк" далее шара "а", уменьшилась от этого на отрезок "ед", а шар "в", еще далее отстоящий, дает еще 6oлее узкую тень "гж"). („Я ищу советников умнее Меня", говорил Государь-Миротворец; а известно, что весьма трудно примирять и, однако, Ему это удавалось). Петр Великий, имея власть миловать, пощадил даже заговорщика ради дипломатических его талантов, чтобы иметь умнаго, хотя безправнаго, советчика. Меньший же, чем солнце, шар дает тем худшую тень, чем ближе он к солнцу, указывая, что надо отдалять плохих советчиков. До нас дошло выражение: „тень пользы", означающее именно эту советливость. Одним из добрых советчиков Суворова был штаб-лекарь Велопольский. Когда испытанный искусами советник, кроме ума, проявлял и преданность долгу, то великий полководец восторженно восклицал: "Помилуй БОГ! да он хитрее меня!". Мы не Суворовы и поэтому тем более не должны пренебрегать его советами, особенно при выборе людей в начальники.
Чертеж „вернопреданности", изображая остроконечный меч, центр тяжести котораго находится у самой рукоятки, выражает легкость и быстроту управления ротою, если в ней старшинство чинов прямо пропорционально степени их преданности долгу. Военное дело имеет целью использование в самой широкой степени не ума, не хозяйственности, а беззаветной преданности; и посему „вернопреданность" (то-есть преданность в духе ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ), религиозная, нравственная преданность должна быть "всегда" решающей датой при выборе в начальники.
Прочее же придет само-собою, если начальник будет не только советливым, но и доступным, как указано на рисунке № 38, которым образно выражена свободовольная самоогражденность начальника от ошибок умными, опытными советниками, имеющими доступ к нему, помимо прав. Средний шар изображает начальника, большие шары—умнейших и опытнейших, чем сам он, советников, с которыми он „советом" соприкасается, независимо от их прав, общественнаго положения и даже преданности. Например, у Петра Великаго, среди многих иных, таковыми были: высокодоблестный князь Яков Долгоруков, шарлатан Брюсс, шут Балакирев, денщик Бутурлин и боярин-крамольник, фамильярно похлопывая котораго во время пирушек, Царь говорил: „Голова, голова! кабы ты была не так умна, то давно была б отсечена!". Петровския пирушки имели целю „советливость": на них даже с Царем разрешалось говорить смело, при чем не в меру дерзкие или завравшиеся должны были выпивать залпом кубок "большого орла", который сразу выводил „охальников" из строя, чем и оканчивалась кара, чтобы не отбить охоту к откровенности, облегчающей преданным долгу ознакомление с делом. Умные и сноровистые должны подчиняться преданным, а не наоборот. Дед разсказывал, что однажды, когда некованных лошадей переволокли за связанный ноги через лед, ободрав им бока шершавиной, один из солдат критически заметил: "Надо было из обоза взять от саней лубки, на лубках и переволочь! Кабы я начальником был, лучше бы распорядился". Умника высекли: зачем не доложил во-время, ибо хорош только тот воин, который не за награду, не из страха, а из побуждений совести исполняет служебный долг, при довольстве, конечно, и личным положением своим, которое русскому человеку улыбается более, чем соседям его. В Германии, напр., за неправильно показанную пулю три года тюрьмы, а не десять часов под ружьем (и не более четырех часов в день с промежутком в два часа); мягче русских законов нет, как военных, так и гражданских.
Большой палец сжатаго кулака (а) —начальник—крепко обхватывает прочие пальцы в знак твердой власти; но при ударе он же принимает на себя силу толчка, покрывая соседние пальцы. Кулак подписан: „Власть твердая". Другой кулак (б) подписан: „Власть робкая". Большой палец его запрятан в середину; при толчке в таком кулаке всем пальцам больно: малым от удара, а большому от меньших; в самом деле: когда начальник прячется за спины подчиненных, то последним плохо приходится от неестественности положения, а начальнику больно от неуважения со стороны подчиненных, несмотря на внешние знаки почитания с их стороны.
"Монета рубль" и "полушка" надписаны: “Что поле без солнца, то дух без похвалы: от дождя всё повымокнет. Лениваго жури чаще, хвали кратко; радиваго жури мало, хвали много, дабы не было по присловию: „хвалят на грош новый, тузят на целковый". Выражение „грош новый" означает похвалу, брошенную вскользь с высоты блистающаго величия, как милость. Между тем, похвала имеет огромное примирительное значение в положении солдата, ибо ни чинов, ни пенсии, ни комфорта для него нет. У него нет ничего, чем для других скрашивается личное положение, и вся его отрада в том, что КРЕСТ доблестной ограниченности его прав видят, высоко ценят и хвалят. Суворов называл солдат "чудо-богатырями" и снимал шапку, когда благодарил за победы. Постоянным подражателем его в этом отношении был Скобелев. В ответ на снятую „белым генералом" фуражку взлетали вверх из строя солдатския шапки; грубо нарушалась форма подчиненности, но доблестно выигрывала сущность. Когда завистники упрекнули Скобелева, что он на дешевинку играет в популярность, он ответил: "Попробуйте и вы!". Они не попробовали, потому что достойно похвалит труднее, чем победить, и не напрасно рубль и грош напоминали суворовцам о необходимости упражняться в этой доблести. А другой рисунок—солнца и свечи—учил их скромности.
Надпись: „От высоты подсвечника не прибывает свету, тако чванному ранги не приносят разума"—открывала честолюбцам глаза на несоответствие их стремлений. Надпись другая: „Солнце от свечи не светлеет, тако разумный от рангов не чваннеет"—напоминала получившим повышение об их обязанности оставаться по прежнему скромными. Рисунок 42-й указывает необходимость быть осторожным в выборе друзей и союзников. На переломившейся под ногою доске написано: „Трусливый друг". Внизу подпись: "Трусливый друг опаснее врага, ибо врага остерегаешься, а на друга опираешься; тако и ожидание сикурса" (то-есть поддержки в бою). Далее нарисована рука, опирающаяся на расколовшуюся трость, а под рукою написано: „Надломленная трость в руку впивается; тако изменчивый союзник во врага обращается. Вверху надпись: „БОГ-СОЮЗНИК НЕИЗМЕННЫЙ". Те же, кто мало надеются на БОЖИЮ ПОМОЩЬ, изощряются не трудом, а изворотливостью снискать внимание и похвалу начальника, изображено на схеме № 43, озаглавленной "Служба лукавая".
У глаза надпись: „Око начальника высокаго ранга"; лукавая рука так близко подносит "свое малое" ко глазу начальника, что совсем закрывает от него "чужое большое" (прочтите надписи на рисунке). Рядом изображен карточный домик с надписью: „Худой прок службы лукавой".
Шар, изолированный от прочих пространством, означал необходимость удалять людей вреднаго направления из строя, особенно начальников. Надписью пояснялось: „Кои долгохвостой стратегии, сикурсной тактики и парадирнаго строя крепко держатся, таковых нарочито прочь на особыя неважныя дела усылать". То-есть: кто сторонник длинной коммуникации, прикрывающей тыл, или убежден в пользе выжидания поддержек, того нельзя оставлять в строю, как начальника. Но и хорошие стратеги, смелые тактики могут быть не на должной высоте в отношении внутренняго строевого распорядка: например, если федьдфeбeлю, либо взводным унтер-офицерам на время отсутствия моего передам я право ставить провинившихся под ружье, то я уже глубоко погрешил против воинской правды.
Рисунок № 46, подписанный „Власть про время" (то-есть временная) указывает, что лишь непосредственному подчиненному полезно передавать свое право, отсутствуя. Справа зубцы означают градации власти, пониженныя только на одну ступень. Bepxний зубец надписан: „Царская власть вождю" и приходится против зубца "вождя", а нижний—"стариковская власть богатырю". (Прочтите по рисунку все ступени). Отношение начальников к подчиненным характерно выражалось нижеследующими рисунками.
Гиря означает тяготу службы; с правой стороны гиря висит на одной только петле, означающей ближайшаго начальника, и одним только крючком, который означает самаго старшаго из подчиненных: лишь через него они имеют право обращаться к недоступному начальству, когда последнее степенью недоступности ошибочно определяет высоту своей чести. Рисунок надписан: "Непрочность зависимости недоступной". Смерть Валленштейна, низложение Наполеона—два яркие примера из множества подобных, где армия, даже при желании помочь вождю своему, оказывается безсильною, вследствие сложности отношений, вызываемых недоступностью начальника. С левой стороны изображен крюк с надписью: „подчиненные"; крюк девятью зубцами держится за девять петель, изображающих собою начальство, что означает допустимость свободной беседы подчиненных с начальством, независимо от служебнаго положения, на досуге. Надпись: "Прочность зависимости доступной". Но лучшие русские люди не довольствовались и этим. Так, Петр Великий, Суворов, Государь Николай I, зная, что открыто им не обо всем говорят, переодевались в разное платье, случалось даже, что бывали биты, но благодарили БОГА за то, что не остались в неведении о доле подчиненных, ответственность за которых часто по-долго не давала покоя их совести, чуткой к своим обязанностям. Пример Нахимова, к которому не только офицеры, но и матросы на службе и в бою обращались без титула, называя его просто Павлом Степановичем, далеко не редкий в русской армии и весьма полезный, ибо для чего матросу добиваться завистливо высшаго служебнаго положения, когда для него сам адмирал всего только Павел Степанович!
Но есть начальники недоступные, которые на совет подчиненнаго обыкновенно говорят: "не твое дело, тебя не спрашивают". На образном чертеже показано, что он, боясь проиграть при сопоставлении своих знаний служебных с умом и опытом лучших людей, маскируется всезнайством, соприкасаясь с подчиненными через людей одннаковаго с собою или низшаго уровня в деле соприкосновения. (Обратите внимание на соприкосновение средняго шара с равными и меньшими). Не смея обезпокоить его чуткое самолюбие, решают обыкновенно дела на свой страх, за что от него же и гроза бывает; "почему не доложили?". Гроза переносится довольно равнодушно, как давно ожиданная, а докладывать все-таки не докладывают, чтобы не прогнали: „зачем-де по пустякам безпокоят?" или: "как смеешь обращаться не по начальству!".
На чертеже № 49 надписи: "Непрочная зависимость" „отвес законный", где гиря—тягота службы, петля—подчиненный, а крюк—непосредственный начальник; довольно сорваться с этого крюка, чтобы упасть. Напротив, доступность, послужившая основанием к инспекторским смотрам, освобождает подчиненных от тяготы служебной даже и тогда, когда гневается непосредственный начальник, или боится вступиться, или просто отсутствует, а новый еще не назначен.
Девять очков петли на рисунке „преданной, прочной зависимости" „отвеса законного" означают правовой доступ подчиненнаго к высшим начальникам, изображенным девятью крюками в напоминание их обязанности "поддерживать правых": сорвется с восьми, на девятом удержится (прочтите по чертежу надписи). Подобной обличительной точностью положений "наука побуждать" нажила ce6е много врагов, но солдаты еще более любили за это великаго полководца и говорили, что он знает "планиду БОЖИЮ". Чертеж „меча отрицательнаго влияния" (на рисунке № 37 б) изображает, как самочинец-фельдфебель, злоупотребляя безграничным доверием неопытнаго, либо безпечнаго начальника, выбирает сам людей на должности, приближая к себе единомышленников, отчего центр добраго моральнаго влияния перемещается все дальше от командной руки. В старину были такие мечи, да ломались от тяжести конца; поднимать их тоже было трудно, как трудно управлять и неблагонадежною ротою. Ненадежна и та рота, где повышают только за выправку (на рисунке № 37в), да за ум и хозяйственность (таковою была та гренадерская дивизия, которую Суворов не взял с собою на штурм Измаила, считая ее ненадежною за неуверенность в себе). Но где правдолюбивая, а не суеславная преданность службе чаще предпоставляется учености при выборе в начальники, там при обучении войск равномернее развивается "ум", "дух сердца" и "душа" подчиненных. Преимущественное же господство "ума" вносит односторонность даже в основныя определения: так нынешнее объяснение ПРИСЯГИ говорит, что ПРИСЯГА есть клятва, данная перед ЛИЦЕМ БОЖИИМ служить ВЕРОЮ и правдою Царю и отечеству до последняго издыхания, и кажется слабодушным поэтому только целью, приковывающею их насильно к исполнение долга. Суворовское же объяснение о присяге говорило прямо к сердцу: „Один десятерых своею силою не одолеешь, ПОМОЩЬ БОЖИЯ нужна! она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому, так и останешься, чтобы не загордился"... Кто не испытывал или не наблюдал этого необъяснимаго на первый взгляд явления? Правдивая безыскуственность истолкования присяги весьма ободряла слабодушных, которые узнавали, что в бою получат и храбрость, и силу, как в торжественные дни парадную одежду и чарку. ВЕРА и начальник—вот два основные столпа единодержавной государственности, поднимающей высоко дух войска правильным воспитательным началом. О других же способах величайший из начальников Суворов сказал: "Будь проклято педантство и мелочное копанье!" (то-есть служебное подкапывание друг под друга, под начальника или подчиненнаго). Грустно выслушивать модное мнение, будто "наука побуждать" устарела. Устаревают буквы, но не звуки; так и в "науке побеждать" устарела форма, но не сущность. На форму Суворов смотрел и сам, как на меняющуюся вибрацию дела сообразно с обстановкой: так французов, воевавших колоннами, он бил колоннами же. В первом же десятилетии по кончине Суворова была героически приобретена Финляндия целым рядом блестящих побед меньшинства над большинством, пока еще помнились твердо заветы "науки побеждать". Отечественная война оказалась уже ниже; Крымская 1854—55 гг. и Турецкая 1877—78 гг. еще ниже, а о Японо-Русской и говорить нечего: чем дальше от суворовской "науки побеждать"—тем плоше, хотя академическое, стрелковое и техническое образование все возрастало и возрастает. Образование и техника развились в ущерб духу, который становится либо безпечным, либо надменным и самоуверенным от обилия познаний, а для побед нужен дух не самомнения, а преданности долгу и самопожертвования, ибо дух, а не ум дает решимость победить, либо умереть! Ум же не более как книга, с растерянными временем и разрозненными памятью страницами. Хотя учиться советовал и Суворов, так как не только среди младших офицеров, а и среди генералов его встречались неграмотные, как уже сказано было вначале, но для образования не отрывали тогда от прямого дела, а "наука побеждать" вполне обезпечивала должную высоту воспитания духа, которым побеждали врагов так, как ныне уже не побеждаем, хотя имеем не одно, а несколько аналогичных "наук побеждать" позднейших руководств"... Не напрасно говорит пословица: "Старый друг лучше новых двух!". |