Алексей Фактор:Алексей Фактор: "Патриотизм - понятие узкое"
В редакцию пришла мама одного
из кадет-михайловцев и рассказала о своих почти двухлетних мытарствах по воронежским
депутатам и чиновникам с просьбой передать денежные средства, выделяемые государством
и муниципалитетом на школьное обучение ее ребенку, в то учебное заведение, которое
они с сыном выбрали по своему усмотрению - Михайловский кадетский корпус. Но
успехом ее хождения так и не увенчались. За комментариями по этому и другим
вопросам, касающимся судьбы Михайловского кадетского корпуса, я обратилась к
председателю комитета образования администрации Воронежа Алексею Моисеевичу
Фактору.
- Корпус не финансируется ни государством,
ни муниципалитетом в надлежащем объеме, родители и опекуны должны платить за
образование. Почему бы не передать полагающееся на их детей финансирование корпусу?
- Прежде всего, Михайловский кадетский корпус есть негосударственное образовательное
учреждение, по подчиненности относящееся к компетенции главного управления образования.
Требовать финансирования из бюджета города для негосударственного образовательного
учреждения в то время, когда муниципальная (государственная) система обеспечена
на треть от потребности, некорректно. Кстати, бюджетное финансирование, которое
выделено, они получают. Вы знаете, что они получают зарплату из наших рук? Сегодня
в городе действуют еще шесть негосударственных учреждений, которые имеют такие
же права на получение бюджетных денег, как и михайловцы. Комитет неоднократно
подавал и будет подавать заявки в проекты бюджетов на частичное финансирование
всех негосударственных учреждений, ведь в них обучаются дети воронежцев, таких
же налогоплательщиков.
Михайловский кадетский корпус является
негосударственным образовательным учреждением. Он имеет право на финансирование.
Не финансируется, а имеет право. Разницу понимаете? Корпус прошел аттестацию
и аккредитацию. Получает средства на зарплату. И помещение корпус бесплатно.
Но я боюсь, раз его руководство так себя ведет, может встать вопрос еще и по-другому:
а на каком основании помещение получено бесплатно?..
-Комитет образования администрации Воронежа неоднократно предлагал Якову Евсеевичу
(начальник главного управления образования администрации Воронежской области
Я.Е.Львович - авт.) и Королевой Наталье Александровне (заместитель Я.Е.Львовича
- авт.) передать компетенцию муниципальным управлениям образования. Говорю:
поручайте мне, и я буду заниматься. И совершенно правильно в вашей же статье
Сергей Николаевич Воробьев, депутат гор. Думы, заявил: аттестовали и аккредитовали
- отходит к компетенции главного управления образования. Пусть профинансирует.
А мы уж проконтролируем.
- Что вы под этим подразумеваете?
- Заставлю руководителя - Александра Ивановича
Голомедова работать в системе госпрограмм, отчетность пойдет по всем статьям,
будем программу контролировать, вмешиваться в учебный процесс в соответствии
с отданной нам компетенцией. Но захочет ли этого капитан Голомедов?
- Имеет ли значение звание для человека,
который одухотворен великой идеей?
- Вы знаете, у многих тоже были великие идеи.
Но я ни в коей мере не сравниваю! Мне Александр Голомедов симпатичен. Он энтузиаст!
Подвижник.
- Может, ему стоит помочь? А вы-то душите...
- Кто душит? Мы всего лишь не разделяем идеологию,
которая есть в Михайловском кадетском корпусе. Но это не значит, что она плохая.
Считаю, что чем больше у нас будет взглядов на одну и ту же проблему, тем будет
лучше и для людей, и для общества. Лично мне ближе идеология суворовцев. Там,
несомненно, тоже проблемы есть: и в воспитании, и в обучении, и с материально-технической
базой (имеется в виду созданная при активном участии А.М.Фактора муниципальная
кадетская школа-интернат - авт.). Но этими проблемами я обязан (по должностной
инструкции) и хочу (как личность) заниматься. В кадетской школе-интернате я
практически раз в две недели бываю и вмешиваюсь: чем детей кормят, во что их
одевают, кто учит, чему и как. Создали попечительский совет - вошел в него-
А к михайловцам... Они заняли свою нишу - и пусть живут, пусть работают. Мы
им дали то, что можем дать. Вы говорите - им тесно, но кто А.И.Голомедова заставлял
двести человек набирать? И как он получил лицензию, если нельзя создать нормальные
условия для жизнедеятельности?
- Там конкурсы большие. В этом году шесть человек на место.
- Ну и что? Пусть хоть двадцать человек. В муниципальной
кадетской школе-интернате было четыре человека на место, но мы взяли тридцать
- и ни одного больше. Отобрали лучших. И нужно отбирать лучших. Это же будущие
офицеры! У меня есть данные по Михайловскому кадетскому корпусу - кто приходил
учиться и уходил потом. И родители жаловались, но я же об этом не говорю, потому
- Почему вы против преподавания Закона Божего кадетам-михайловцам и
как относитесь к идее преподавания православия в российских школах?
- Осмелюсь напомнить, что в соответствии с законом
об образовании школа есть светское заведение. В связи с этим ни о каком преподавании
православия в школе и речи быть не может. И это не только моя позиция. Россия
- многонациональное государство. И здесь может быть изучение православия только
факультативно. Если ребенок, его родители, опекуны любой конфессии, любой национальности
хотят - то да. Но если ребенок приходит и видит в расписании, что ему необходимо
идти, грубо говоря, на Закон Божий, то я против этого. Я тоже человек православный,
но это мне не мешает занимать такую позицию. В вопросах воспитания не должно
быть насилия.
Идеал Михайловского кадетского корпуса - "За веру, за царя, и отечество" - сильно
устарел. Мне симпатичнее другой - "Жизнь - Родине, честь - никому". И кадетов
из муниципальной школы-интерната мы будем воспитывать в духе лучших традиций
российской армии, советской армии. Если хотите - Красной армии тоже.
- То есть Красной армии все-таки. А русская - это та, которую вы не
приемлете, потому что она с Христом во главе шла?
- Уточним. Российская армия была создана в 1878
году посредством реформ. До 1878 года была русская армия, потому что в ней служить
и "продвигаться по чинам" могли как раз только православные, хотя служили в
ней и лютеране, и католики, мусульмане и др. С момента создания российской армии
в военные училища стали принимать всех. Кстати, и кадетские школы появились
- Но как можно разрушать традиции?
- Вот они-то (имеются в виду А.И.Голомедов и сподвижники
- авт.) и разорвали. Они сказали, что все, что было после 17-го года - незаконно.
История сослагательного наклонения не знает. Никто не знает, что было бы с государством,
по какому пути оно пошло бы, не будь 17-го года. Осталась бы империя? Жило бы
православие? И историю страны тоже не выбирают, ее не изменить - она такая...
- Какой должна быть идеология в нашем обществе, на ваш взгляд?
- Это очень сложный вопрос, ответ на который,
думаю, пока не вызрел. Но есть один из аспектов, о котором можно высказать собственное
мнение. Это проблема патриотического воспитания. Я не против воспитания патриотов,
но патриотизм - понятие узкое. Давайте порассуждаем. Кто лучше всех в наше время
патриотов воспитывает? Русское Национальное Единство (РНЕ). Не так ли? А еще
лучше патриотов воспитывали в фашистской Германии- На мой взгляд, нам необходимо
воспитывать гражданина. Поймите, патриотизм имеет две крайности, одна из них
- национализм, а другая - шовинизм. И чем лучше процесс воспитания будет организован,
тем быстрее мыслящий юноша займет полярную нишу. Говорю о том, что патриотизм
как составная часть системы воспитания не может рассматриваться без комплекса
других, не менее значимых частей системы, где на первое место должны стать общечеловеческие
ценности-
- Что плохого в том, что человек обладает исторической памятью, хранит
верность традициям своего народа?
- А шовинизм?.. Национализм - это норма. Формирующееся,
развивающееся, подымающееся из пепла государство обязательно проходит стадию
национального самосознания, возрождения. Наше государство - в начале этого пути.
Но куда мы денем десятки миллионов украинцев, татар, куда пречислить народы
Кавказа, Поволжья, Дальнего Востока?.. В русские запишем? Нет, они россияне,
и в этом, наверное, сила России. Помните у Куприна: "...русский с татарской
кровью - трижды русский-"
А вот воспитание гражданственности - это воспитание человека, прежде всего преданного
государству- Повторюсь, лучше всех патриотов воспитывают в РНЕ, и в принципе
я бы записался в РНЕ, если бы они только убрали одно предложение из своей программы:
"Россия для русских". Вот если бы они только согласились поменять это предложение
на другое: "Россия для тех, кто работает на благо России", я был бы одним из
активистов РНЕ.
- Вы с ними говорили на этот счет?
- Конечно.
- И что они ответили?
- Конечно, нет. Но лучше их никто не воспитывает
патриотов. Значит, в чем проблема? Посылка неправильная. Нужно воспитывать гражданина
- человека, работающего на благо государства, понимающего политику государства,
поддерживающего государство.
Беседовала Людмила Тореева.
Постскриптум. Та же самая мама кадета-михайловца,
которая стала невольным инициатором этого интервью, узнав о создании муниципальной
кадетской школы-интерната, позвонила ее директору - Н.А.Прудникову, чтобы справиться
об условиях приема. Николай Андреевич ответил, что две группы по пятнадцать
человек уже набраны и что ее сын может быть зачислен только в том случае, если
мэр вынесет решение о финансировании еще одного кадета из расчета 56 тысяч рублей
в год. В выданной мне комитетом образования администрации Воронежа справке фигурирует
та же цифра. Кроме того, полтора миллиона рублей запланировано на капремонт
здания муниципальной кадетской школы-интерната, 451 тысяча рублей предусмотрена
на приобретение оборудования. Чем же, спрашивается, кадеты-михайловцы хуже?
И потом. Откуда такие суммы, коль школы Воронежа, по словам А.М.Фактора, финансируются
всего лишь на пятьдесят процентов от потребности, и в абсолютно исчислении на
каждого школьника заложено в 2003 году лишь 6,5 тысяч рублей?
Кадет - это состояние русской души
Возмущен и шокирован чиновничьим беспределом,
чинимым в отношении воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского
корпуса, описанным в статье Людмилы Тореевой "Кадеты - в Рамонь, традиции -
в архив?", опубликованной в газете "Берег" от 11 июля 2003 года. Кадетские корпуса
- интереснейшая и наиважнейшая страница в истории отечественной системы образования.
Именно в России кадетские корпуса были задуманы "...подчеркнуто не как специализированные
военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан,
пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни"
(как пишет автор книги "Российские кадеты" капитан второго ранга, председатель
МОО "Кадетское братство" В.М.Меньшов). Выпускники кадетских корпусов оставили
ярчайший след в самых разных областях общественной, политической и культурной
жизни России и мира. Вы только послушайте: "Капитан не может командовать подобным
учебным заведением (!). Должен командовать не меньше чем полковник". А вы-то
сами, тов.Фактор, какого чину-звания будете - по военному билету или табелю
о рангах? Нет места для корпуса в Воронеже? Смех! Сколько уже зданий продано
на сторону? И сколько выставлено на продажу? Нет денег? Боже праведный! Мы же
считаем Россию правовым государством! Возрождаем ее! И флаг возродили, и герб,
и царские останки захоронили на самом высоком уровне, и канонизировали царя.
Вот только с возвратом собственности что-то туго! Но это еще не все! Тов.Фактор
с тов.Воробьевым решили осуществить невиданную в мире педагогическую реформу,
соединив несоединяемое. И совершили, создав уникальное, невиданное еще в истории
учебное заведение, с ласкающим их слух названием: муниципальная кадетская (!)
школа-интернат. А старейшему кадетскому корпусу России - воронежскому Михайловскому
- предложили влиться в него! Ни тебе "устаревших традиций русской армии", ни
боевого двухвекового знамени, ни заслуженного мирового авторитета. Тем паче:
ни высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной
и общественной жизни. По поводу антисанитарии. Вы, тов.Е.Н.Воробьев (начальник
управления по взаимодействию с административными и военными организациями администрации
области - ред.), откажитесь от всего, что имеете, придите к нашему памятнику
времен Великой Отечественной войны - разрушенной областной больнице и попробуйте
восстановить ее голыми руками, возродить, да так, чтобы заработала. Примерно
с этого начинал руководитель корпуса Александр Иванович Голомедов, после того
как ему отдали рухнувший, забытый Богом детсадик под забором у железобетонного
завода в медвежьем углу Воронежа. Голомедов днюет и ночует в казарме с ребятами,
учит подшивать подворотнички, погоны, помогает готовить уроки, укладывает спать.
А еще сам белит, красит, ремонтирует. Водит на службу в церкви, монастыри, театры,
экскурсии. По большому счету, отношение к Михайловскому корпусу в наше время
является мерилом патриотизма и желания возродить Россию, возвратить ее былое
могущество и процветание. Кому как не мэру да губернатору быть главными попечителями
воссозданного старейшего заслуженного учебного заведения России, как это было
в старые добрые времена! Потомки оценят и отдадут должное таким руководителям!
Как уже отдали должное воронежскому помещику, генерал-майору в отставке Николаю
Дмитриевичу Черткову, который в 1836 году, "желая по возможности сил от него
зависящих быть сопричастным к военному образованию дворянства", пожертвовал
капитал в один миллион рублей и имение в две тысячи душ крестьянства в пользу
будущего воронежского кадетского корпуса. Несмотря на драматическую судьбу кадетских
корпусов России после октября 1917 года, кадеты показали удивительную жизнестойкость,
верность традициям российской армии и русского народа в нелегких условиях эмиграции.
И верили: вернемся в Россию и возродимся. Вернулись, возродились. Что дальше?
Игорь Астридинов.