ЗАВЕЩАНИЕ СУВОРОВА
КАДЕТСКИЙ КЛУБ
Зарегистрировано:
2761
вход
регистрация
ТАК КАДЕТ ИЛИ КАДЕТОВ?Правильно говорите и пишите слово КАДЕТ
Пресса о кадетах
Алексей Фактор:

Алексей Фактор: "Патриотизм - понятие узкое"


В редакцию пришла мама одного
из кадет-михайловцев и рассказала о своих почти двухлетних мытарствах по воронежским
депутатам и чиновникам с просьбой передать денежные средства, выделяемые государством
и муниципалитетом на школьное обучение ее ребенку, в то учебное заведение, которое
они с сыном выбрали по своему усмотрению - Михайловский кадетский корпус. Но
успехом ее хождения так и не увенчались. За комментариями по этому и другим
вопросам, касающимся судьбы Михайловского кадетского корпуса, я обратилась к
председателю комитета образования администрации Воронежа Алексею Моисеевичу
Фактору.



- Корпус не финансируется ни государством,
ни муниципалитетом в надлежащем объеме, родители и опекуны должны платить за
образование. Почему бы не передать полагающееся на их детей финансирование корпусу?



- Прежде всего, Михайловский кадетский корпус есть негосударственное образовательное
учреждение, по подчиненности относящееся к компетенции главного управления образования.
Требовать финансирования из бюджета города для негосударственного образовательного
учреждения в то время, когда муниципальная (государственная) система обеспечена
на треть от потребности, некорректно. Кстати, бюджетное финансирование, которое
выделено, они получают. Вы знаете, что они получают зарплату из наших рук? Сегодня
в городе действуют еще шесть негосударственных учреждений, которые имеют такие
же права на получение бюджетных денег, как и михайловцы. Комитет неоднократно
подавал и будет подавать заявки в проекты бюджетов на частичное финансирование
всех негосударственных учреждений, ведь в них обучаются дети воронежцев, таких
же налогоплательщиков.


Михайловский кадетский корпус является
негосударственным образовательным учреждением. Он имеет право на финансирование.
Не финансируется, а имеет право. Разницу понимаете? Корпус прошел аттестацию
и аккредитацию. Получает средства на зарплату. И помещение корпус бесплатно.
Но я боюсь, раз его руководство так себя ведет, может встать вопрос еще и по-другому:
а на каком основании помещение получено бесплатно?..



-Комитет образования администрации Воронежа неоднократно предлагал Якову Евсеевичу
(начальник главного управления образования администрации Воронежской области
Я.Е.Львович - авт.) и Королевой Наталье Александровне (заместитель Я.Е.Львовича
- авт.) передать компетенцию муниципальным управлениям образования. Говорю:
поручайте мне, и я буду заниматься. И совершенно правильно в вашей же статье
Сергей Николаевич Воробьев, депутат гор. Думы, заявил: аттестовали и аккредитовали
- отходит к компетенции главного управления образования. Пусть профинансирует.
А мы уж проконтролируем.


- Что вы под этим подразумеваете?


- Заставлю руководителя - Александра Ивановича
Голомедова работать в системе госпрограмм, отчетность пойдет по всем статьям,
будем программу контролировать, вмешиваться в учебный процесс в соответствии
с отданной нам компетенцией. Но захочет ли этого капитан Голомедов?


- Имеет ли значение звание для человека,
который одухотворен великой идеей?



- Вы знаете, у многих тоже были великие идеи.
Но я ни в коей мере не сравниваю! Мне Александр Голомедов симпатичен. Он энтузиаст!
Подвижник.


- Может, ему стоит помочь? А вы-то душите...


- Кто душит? Мы всего лишь не разделяем идеологию,
которая есть в Михайловском кадетском корпусе. Но это не значит, что она плохая.
Считаю, что чем больше у нас будет взглядов на одну и ту же проблему, тем будет
лучше и для людей, и для общества. Лично мне ближе идеология суворовцев. Там,
несомненно, тоже проблемы есть: и в воспитании, и в обучении, и с материально-технической
базой (имеется в виду созданная при активном участии А.М.Фактора муниципальная
кадетская школа-интернат - авт.). Но этими проблемами я обязан (по должностной
инструкции) и хочу (как личность) заниматься. В кадетской школе-интернате я
практически раз в две недели бываю и вмешиваюсь: чем детей кормят, во что их
одевают, кто учит, чему и как. Создали попечительский совет - вошел в него-
А к михайловцам... Они заняли свою нишу - и пусть живут, пусть работают. Мы
им дали то, что можем дать. Вы говорите - им тесно, но кто А.И.Голомедова заставлял
двести человек набирать? И как он получил лицензию, если нельзя создать нормальные
условия для жизнедеятельности?


- Там конкурсы большие. В этом году шесть человек на место.


- Ну и что? Пусть хоть двадцать человек. В муниципальной
кадетской школе-интернате было четыре человека на место, но мы взяли тридцать
- и ни одного больше. Отобрали лучших. И нужно отбирать лучших. Это же будущие
офицеры! У меня есть данные по Михайловскому кадетскому корпусу - кто приходил
учиться и уходил потом. И родители жаловались, но я же об этом не говорю, потому


- Почему вы против преподавания Закона Божего кадетам-михайловцам и
как относитесь к идее преподавания православия в российских школах?



- Осмелюсь напомнить, что в соответствии с законом
об образовании школа есть светское заведение. В связи с этим ни о каком преподавании
православия в школе и речи быть не может. И это не только моя позиция. Россия
- многонациональное государство. И здесь может быть изучение православия только
факультативно. Если ребенок, его родители, опекуны любой конфессии, любой национальности
хотят - то да. Но если ребенок приходит и видит в расписании, что ему необходимо
идти, грубо говоря, на Закон Божий, то я против этого. Я тоже человек православный,
но это мне не мешает занимать такую позицию. В вопросах воспитания не должно
быть насилия.
Идеал Михайловского кадетского корпуса - "За веру, за царя, и отечество" - сильно
устарел. Мне симпатичнее другой - "Жизнь - Родине, честь - никому". И кадетов
из муниципальной школы-интерната мы будем воспитывать в духе лучших традиций
российской армии, советской армии. Если хотите - Красной армии тоже.


- То есть Красной армии все-таки. А русская - это та, которую вы не
приемлете, потому что она с Христом во главе шла?



- Уточним. Российская армия была создана в 1878
году посредством реформ. До 1878 года была русская армия, потому что в ней служить
и "продвигаться по чинам" могли как раз только православные, хотя служили в
ней и лютеране, и католики, мусульмане и др. С момента создания российской армии
в военные училища стали принимать всех. Кстати, и кадетские школы появились

- Но как можно разрушать традиции?


- Вот они-то (имеются в виду А.И.Голомедов и сподвижники
- авт.) и разорвали. Они сказали, что все, что было после 17-го года - незаконно.
История сослагательного наклонения не знает. Никто не знает, что было бы с государством,
по какому пути оно пошло бы, не будь 17-го года. Осталась бы империя? Жило бы
православие? И историю страны тоже не выбирают, ее не изменить - она такая...



- Какой должна быть идеология в нашем обществе, на ваш взгляд?


- Это очень сложный вопрос, ответ на который,
думаю, пока не вызрел. Но есть один из аспектов, о котором можно высказать собственное
мнение. Это проблема патриотического воспитания. Я не против воспитания патриотов,
но патриотизм - понятие узкое. Давайте порассуждаем. Кто лучше всех в наше время
патриотов воспитывает? Русское Национальное Единство (РНЕ). Не так ли? А еще
лучше патриотов воспитывали в фашистской Германии- На мой взгляд, нам необходимо
воспитывать гражданина. Поймите, патриотизм имеет две крайности, одна из них
- национализм, а другая - шовинизм. И чем лучше процесс воспитания будет организован,
тем быстрее мыслящий юноша займет полярную нишу. Говорю о том, что патриотизм
как составная часть системы воспитания не может рассматриваться без комплекса
других, не менее значимых частей системы, где на первое место должны стать общечеловеческие
ценности-



- Что плохого в том, что человек обладает исторической памятью, хранит
верность традициям своего народа?



- А шовинизм?.. Национализм - это норма. Формирующееся,
развивающееся, подымающееся из пепла государство обязательно проходит стадию
национального самосознания, возрождения. Наше государство - в начале этого пути.
Но куда мы денем десятки миллионов украинцев, татар, куда пречислить народы
Кавказа, Поволжья, Дальнего Востока?.. В русские запишем? Нет, они россияне,
и в этом, наверное, сила России. Помните у Куприна: "...русский с татарской
кровью - трижды русский-"

А вот воспитание гражданственности - это воспитание человека, прежде всего преданного
государству- Повторюсь, лучше всех патриотов воспитывают в РНЕ, и в принципе
я бы записался в РНЕ, если бы они только убрали одно предложение из своей программы:
"Россия для русских". Вот если бы они только согласились поменять это предложение
на другое: "Россия для тех, кто работает на благо России", я был бы одним из
активистов РНЕ.


- Вы с ними говорили на этот счет?


- Конечно.


- И что они ответили?


- Конечно, нет. Но лучше их никто не воспитывает
патриотов. Значит, в чем проблема? Посылка неправильная. Нужно воспитывать гражданина
- человека, работающего на благо государства, понимающего политику государства,
поддерживающего государство.


Беседовала Людмила Тореева.



Постскриптум. Та же самая мама кадета-михайловца,
которая стала невольным инициатором этого интервью, узнав о создании муниципальной
кадетской школы-интерната, позвонила ее директору - Н.А.Прудникову, чтобы справиться
об условиях приема. Николай Андреевич ответил, что две группы по пятнадцать
человек уже набраны и что ее сын может быть зачислен только в том случае, если
мэр вынесет решение о финансировании еще одного кадета из расчета 56 тысяч рублей
в год. В выданной мне комитетом образования администрации Воронежа справке фигурирует
та же цифра. Кроме того, полтора миллиона рублей запланировано на капремонт
здания муниципальной кадетской школы-интерната, 451 тысяча рублей предусмотрена
на приобретение оборудования. Чем же, спрашивается, кадеты-михайловцы хуже?
И потом. Откуда такие суммы, коль школы Воронежа, по словам А.М.Фактора, финансируются
всего лишь на пятьдесят процентов от потребности, и в абсолютно исчислении на
каждого школьника заложено в 2003 году лишь 6,5 тысяч рублей?


Кадет - это состояние русской души


Возмущен и шокирован чиновничьим беспределом,
чинимым в отношении воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского
корпуса, описанным в статье Людмилы Тореевой "Кадеты - в Рамонь, традиции -
в архив?", опубликованной в газете "Берег" от 11 июля 2003 года. Кадетские корпуса
- интереснейшая и наиважнейшая страница в истории отечественной системы образования.
Именно в России кадетские корпуса были задуманы "...подчеркнуто не как специализированные
военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан,
пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни"
(как пишет автор книги "Российские кадеты" капитан второго ранга, председатель
МОО "Кадетское братство" В.М.Меньшов). Выпускники кадетских корпусов оставили
ярчайший след в самых разных областях общественной, политической и культурной
жизни России и мира. Вы только послушайте: "Капитан не может командовать подобным
учебным заведением (!). Должен командовать не меньше чем полковник". А вы-то
сами, тов.Фактор, какого чину-звания будете - по военному билету или табелю
о рангах? Нет места для корпуса в Воронеже? Смех! Сколько уже зданий продано
на сторону? И сколько выставлено на продажу? Нет денег? Боже праведный! Мы же
считаем Россию правовым государством! Возрождаем ее! И флаг возродили, и герб,
и царские останки захоронили на самом высоком уровне, и канонизировали царя.
Вот только с возвратом собственности что-то туго! Но это еще не все! Тов.Фактор
с тов.Воробьевым решили осуществить невиданную в мире педагогическую реформу,
соединив несоединяемое. И совершили, создав уникальное, невиданное еще в истории
учебное заведение, с ласкающим их слух названием: муниципальная кадетская (!)
школа-интернат. А старейшему кадетскому корпусу России - воронежскому Михайловскому
- предложили влиться в него! Ни тебе "устаревших традиций русской армии", ни
боевого двухвекового знамени, ни заслуженного мирового авторитета. Тем паче:
ни высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной
и общественной жизни. По поводу антисанитарии. Вы, тов.Е.Н.Воробьев (начальник
управления по взаимодействию с административными и военными организациями администрации
области - ред.), откажитесь от всего, что имеете, придите к нашему памятнику
времен Великой Отечественной войны - разрушенной областной больнице и попробуйте
восстановить ее голыми руками, возродить, да так, чтобы заработала. Примерно
с этого начинал руководитель корпуса Александр Иванович Голомедов, после того
как ему отдали рухнувший, забытый Богом детсадик под забором у железобетонного
завода в медвежьем углу Воронежа. Голомедов днюет и ночует в казарме с ребятами,
учит подшивать подворотнички, погоны, помогает готовить уроки, укладывает спать.
А еще сам белит, красит, ремонтирует. Водит на службу в церкви, монастыри, театры,
экскурсии. По большому счету, отношение к Михайловскому корпусу в наше время
является мерилом патриотизма и желания возродить Россию, возвратить ее былое
могущество и процветание. Кому как не мэру да губернатору быть главными попечителями
воссозданного старейшего заслуженного учебного заведения России, как это было
в старые добрые времена! Потомки оценят и отдадут должное таким руководителям!
Как уже отдали должное воронежскому помещику, генерал-майору в отставке Николаю
Дмитриевичу Черткову, который в 1836 году, "желая по возможности сил от него
зависящих быть сопричастным к военному образованию дворянства", пожертвовал
капитал в один миллион рублей и имение в две тысячи душ крестьянства в пользу
будущего воронежского кадетского корпуса. Несмотря на драматическую судьбу кадетских
корпусов России после октября 1917 года, кадеты показали удивительную жизнестойкость,
верность традициям российской армии и русского народа в нелегких условиях эмиграции.
И верили: вернемся в Россию и возродимся. Вернулись, возродились. Что дальше?

Игорь Астридинов.


АРХИВ ГЛ.СТРАНИЦЫ

ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
СБОР СРЕДСТВ НА ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ СВО
См. фотографии сайта
Торжественный выпуск кадет и вручение Ежегодной премии 23.06.2012

Сайт РОО Московские суворовцы

Сайт ветеранов войны в Афганистане 101 мсп 5 гв.мсд

Пошив формы для кадет
Сайт Василия Левченко "Кадетская энциклопедия" Сайт Cоюза Кадет Урала





Сайт выпускников Киевского СВУ


СЛАВЯНКА
Сайт выпускников Питерской КАДЕТКИ

Сайт телеканала ЗВЕЗДА
Сайт выпускников Уссурийского СВУ

Сайт «Они защищали Отечество»

Фонд содействия кадетским корпусам

Сайт Минского СВУ

Информационный  портал журнала Русский Дом Журнал для тех, кто любит Россию





Военный шансон
ПРИГЛАШАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сайт кавказского кадета из Ростова на Дону - очень интересный сайт
Заслуженный артист России Ян Осин

Отличный патриотический ресурс


Яндекс цитирования

Поиск по сайту
● "Кадетский вестник России" №6.
● "Кадетский вестник России" №5.
● "Кадетский вестник России" №4.
● "Кадетский вестник России" №3.
● "Кадетский вестник России" №2.
● "Кадетский вестник России" №1.
● Кадетское письмо №1
Сайт Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет. kadetrossii@mail.ru