Общероссийское движение поддержки флота

Два интервью
Председателя Общероссийского Движения
Поддержки Флота

1. Из журнала "Мурманская миля"
общественно-политический журнал, Мурманская область
№ 3, май 2011 г.

"Через развитие края к самоуважению"

Интервью с депутатом Государственной Думы РФ от Мурманской области Михаилом Петровичем Ненашевым мы собирались сделать давно. Мы хотели побеседовать обстоятельнее, чем принято в рамках традиционно коротких его встреч с журналистами. Но от депутатских помощников получали регулярно информацию о том, что не получается - Михаил Петрович уехал то на два дня на Терский берег, то ушел на теплоходе "Клавдия Еланская" в Островной, то на встрече в Печенге или в Коашве, Алакуртти, Гаджиево…

- Михаил Петрович, мы знаем, что после избрания вас депутатом вы поставили себе задачу посмотреть, как живут мурманчане во всех отдаленных поселках, селах, как бы далеко они ни находились от областной столицы. Ну и как живут люди? И, кстати, удалось везде побывать?

- Еще есть ряд очень отдаленных сел, где из-за погодных условий не был, но планирую в ближайшее время и там побывать. Как люди живут? По-разному, естественно. Приспособились или приспосабливаются к тем условиям, которые сложились. Но вопросы к властям всех уровней справедливо становятся все требовательнее, все жестче. Хотя степень открытости, доброжелательности, несмотря на трудную жизнь, высокая. Многие жители во время многочисленных встреч по-человечески удивляются тому, что депутат Государственной Думы приехал к ним, и задают вопросы серьезного общероссийского уровня. Так что народ наш интересуется не только проблемами местного значения. Но после каждой такой встречи приходится звонить различным областным начальникам, встречаться с руководителями соответствующих региональных структур по вопросам медицинского обеспечения, образования, транспортного сообщения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, трудоустройства населения и по другим направлениям.

Многое из этих встреч беру для себя, как говорится, в большую политику. Посмотрите, какие проблемы от имени мурманчан поднимаю в своих выступлениях в стенах Госдумы. Эти и подобные вопросы обсуждаю во время постоянных рабочих встреч в правительственных, министерских кабинетах уже в Москве.

- Да, резонанс и в нашей области, и за пределами был огромный после одного из первых ваших выступлений на пленарном заседании Государственной Думы, где вы заявили, что мурманчане, Мурманская область не получают достойного дохода от добываемых на Кольском полуострове природных ресурсов - все идет владельцам компаний. В том же выступлении вы сказали, что государство не создает соответствующих условий для развития нашего и других северных регионов. Откуда смелость? Из вашей правящей фракции в Думе мало знаю храбрых. Покритиковать могут начальника какой-нибудь жилконторы, а вы на такое замахнулись?

- Откликов от поддерживающих людей было много, но были и анонимные кидальщики "грязью", конечно, по заданию определенных лиц. Были организованы клеветнические, информационные вбросы. А смелость моя проистекает от жизни, от людей, голосовавших за меня. Ведь первая и главная функция депутата - представлять интересы избирателей. Если бы во время предвыборной кампании мурманчане, руководство региона не поддержали, то этого депутатского мандата наша область не получила бы.

- Но вот недавно я слышала Вы опять эту проблему, проблему действительного развития Северов подняли в своем выступлении в Государственной Думе.

- Север результативно работает на всю страну, наши воины на севере в особых условиях защищают Отечество. Но качество жизни мурманчан, всех северян не соответствует вкладу в общий бюджет страны. И это надо властям, в первую очередь всех уровней срочно исправлять. Из-за депрессивности люди покидают Север.

- Общаясь в среде моряков Северного флота, воинов сухопутных войск, ПВО, других воинских частей не раз слышала ссылки на вашу работу, точнее борьбу за интересы наших военных, членов их семей. Особенно по получению для них квартир, а для судоремонтных заводов получение финансов, погашение долгов. Вам-то, естественно, спасибо, за исполнение депутатских обязанностей, но когда государство нормально будет содержать наш флот и армию?

- Мы, к сожалению, находимся после многих лет поиска и неподготовленных экспериментов только в начале выстраивания разумной и эффективной военной организации государства. Могли раньше эту систему сделать? Конечно, могли. Но в силу, в первую очередь, кадровых проблем всех уровней, проблемы постоянно идущей военной реформы еще некоторое время будут негативно сказываться. Для обороны и безопасности нашего Отечества необходимы новые корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты, вооружение и техника высокого качества для всех родов Вооруженных Сил и других силовых структур государства, нужна соответствующая инфраструктура. Но положительные изменения есть - и корабли наши постоянно начали находиться в морях-океанах, и налет часов летчиками и штурманами наших ВВС позволяет уже реально усиливать профессиональную боевую подготовку.

- А что с жильем для военных?

- Денег, которые выделяет Государственная Дума на приобретение жилья для военнослужащих по запросам Министерства обороны, других ведомств, должно хватить для предоставления нашим военным и членам их семей достойных по нынешним временам квартир. Эта жилищная проблема должна быть решена для северян в основном в нынешнем году и полностью в течение следующих года-двух. Так нас заверяют руководители соответствующих ведомств. Рассчитываю, что в течение уже ближайших месяцев финансы в объеме 2 млрд. 200 миллионов рублей, которые направила в мае Государственная Дума, реально пойдут на приобретение жилья для военнослужащих, уволенных в запасе еще в 90-е (!) годы. Этой проблемой все три с половиной года занимаюсь - не перечесть, сколько проводил рабочих встреч, сколько выступлений на разном высоком уровне по данному острому вопросу. К решению жилищного вопроса 90-х на завершающем этапе подключились и другие представители ряда органов власти.

- Многим в нашей области импонирует не только ваша энергичная и конкретная депутатская работа, но и настрой, который вы создаете в регионе через привлечение внимания к истории Кольского края, русской Арктики. А на этом направлении удается потеснить невежество в познаниях нашими людьми Севера России?

- И здесь главные проблемы в эффективности работы государственных, научных, ведущих общественных, культурных институтов. Незнание своей истории еще доминирует. Приходится в различных аудиториях просто рассказывать, что русские начали осваивать Кольский край более тысячи лет назад и что мы живем в нашей области не 75 лет, а уже 12-й век, и Северный флот основал Петр Великий, а не в 1933-м году он вдруг появился…

Регулярно сам перечитываю книги о мурманском крае наших выдающихся краеведов Ивана Федоровича Ушакова, Алексея Алексеевича Киселева и другим их настоятельно рекомендую. Еще будучи курсантом училища полюбил нашу северную историю благодаря книгам великого русского писателя Валентина Пикуля. А особенно благодарен за настоящее знакомство с мурманской историей нашему писателю-самородку Борису Полякову за роман "Кола". И от нынешних подвижников краеведения, ревнителей большой кольской истории Михаила Григорьевича Орешеты и Галины Тимофеевны Лагуновой узнаю все новое и новое из огромной летописи мурманского края.

Как могу помогаю вместе с Мурманским региональным отделением Общероссийского Движения Поддержки Флота развитию морского просвещения. В этом деле большие возможности у туризма в нашей области. Через познание края надо идти к самоуважению, а тогда и психологии, поведению временщиков не будет места. Верю - мы будем, несмотря ни на какие обстоятельства, развиваться успешно. Добивались же наши предки и старшие поколения побед, и мы докажем, что достойны быть их наследниками.

ОТ РЕДАКЦИИ

Михаил Петрович часто цитирует слова Валентина Пикуля: "Я не знаю ничего прекраснее русского Севера" и хотя он родом из Воронежской области, но с 1978 года связан накрепко с Мурманской областью, когда был призван на срочную службу матросом на Северный флот. Сначала учебный отряд в Североморске, потом матросом на сторожевом корабле, старшина 2 статьи в Лиинахамари, Печенгский район. После окончания Высшего военно-морского политического училища (г. Киев) лейтенантом вместе с женой и сыном вернулся на Северный флот в Порт-Владимир, где три года служил заместителем командира морского тральщика по политической части. Далее его перевели в Полярный, в штаб Кольской флотилии, потом поступление в Академию, служба в различных государственных структурах, организация в 1991 году Общероссийского Движения Поддержки Флота. Теперь Михаил Петрович Ненашев - наш депутат.

Беседовала Мария Коробова журнал "Мурманская миля"
май 2011 г.


2. журнал "Морской пехотинец"

29 июля 2011 г.

издается всероссийской общественной организацией морских пехотинцев "Тайфун"

Интервью с Депутатом Государственной Думы России М.П. Ненашевым, которое посвящено современным проблемам флота, армии и другим актуальным темам

"Мысли вслух"

Более трех веков военный флот надежно стоит на страже национальных интересов России. В его огромной истории есть и яркие страницы побед, и полно драматических событий. Благодаря мужеству и отваге многих поколений военных моряков наша страна завоевала славу великой морской державы. И в наши дни корабли, суда ВМФ выполняют сложные и ответственные задачи. О том, в каком состоянии находится сегодня ВМФ России, рассказал нашему корреспонденту накануне Дня ВМФ России Депутат Государственной

Думы РФ, председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Корр.: Михаил Петрович, в каком сегодня состоянии находится наш Военно-Морской Флот? Какие первоочередные задачи перед ним стоят?

М.П.Ненашев: Если коротко, несмотря на постоянно идущие в Вооруженных Силах России перемены, Военно-Морской Флот несет свою вахту. При большом количестве проблем, задачи по основным направлениям выполняются. Судите сами, если сравнивать состояние ВМФ России десять лет назад и сейчас, то - корабли, подводные лодки - в морях, океанах, морская авиация в воздухе.

Существующие же проблемы относятся, прежде всего, к качеству военного управления и к обеспечению флотов и флотилий всем необходимым. В первую очередь - это недостаточность на флоте новых (отремонтированных) кораблей, подводных лодок, самолетов, вертолетов, другой боевой техники и отсутствие во многих базах полноценной военно-морской инфраструктуры. Хотя все это давно можно было сделать. Ведь деньги последние четыре года государство выделяет на флот в том объеме, в котором запрашивается министерство

обороны. Надо только эффективно их использовать и контролировать их целевое предназначение.

Следующий блок проблем связан с тем, что творится у нас в военной организационно-штатной сфере - сегодня, образно говоря, вводят должности, а завтра их сокращают?! У людей нет уверенности в завтрашнем дне. Они

не знают, что будет с их частью, что будет с их подразделением через месяц, через год. Все это шараханье отражается на самочувствии человека в погонах, на самочувствии членов его семьи. Естественно, и в комитете по обороне, и у меня, как Депутата Государственной Думы России от Мурманской области, где и




М.П. Ненашев

морская пехота, и основные силы Северного флота находятся, накопилось очень много острых вопросов в связи с таким характером военного реформирования. Поэтому, в нашем думском комитете по обороне, в ходе встреч с министром обороны, с его заместителями, с командованием флотов, с представителями морской общественности регулярно и объективно обсуждаю сложившуюся ситуацию.Что-то учитывается руководителями военного ведомства, что-то, к сожалению, игнорируется, но я упрямо провожу политику того, что без мощного флота не может быть надежной обороны и безопасности страны, не может быть достойной экономики у России.

Когда говорю флот, подразумеваю наряду с ВМФ - еще и морскую пограничную охрану, судостроение и судоремонт, морской - транспортный и речной флот, рыбопромысловый флот и морскую науку.

Особо подчеркну, флоту сейчас очень нужны новые или модернизированные корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты и многое другое. Судостроительные, судоремонтные заводы готовы, несмотря также на наличие внутренних проблем, строить, ремонтировать и модернизировать корабли и лодки. И только в силу ненадлежащего взаимодействия, низкого качества управления в этом деле внутри самого министерства обороны и по линии других ведомств создана дискомфортная обстановка в области выполнения госпрограммы вооружения. Все это приводит к вопиющим недостаткам, которые негативно сказываются на боевой подготовке Военно-Морского Флота, и морской пехоты в особенности. Поскольку встают главные вопросы: на чем нужно ходить в моря-океаны, если не хватает кораблей и другой техники и вооружения? Как в таких условиях можно организовать полноценную боевую подготовку и формировать профессионализм? Приведу маленький, но значимый пример. Наши морские пехотинцы Северного флота нуждаются в настоящем спортзале. Спортивный зал, спортивная инфраструктура для них - это не роскошь, это необходимая составляющая профессиональной боевой подготовки морпеха. Вот уже два года тормошу тыловые и другие структуры Минобороны для того, чтобы они сделали для морских пехотинцев все, что положено. Год, второй проходит, а изменения, к сожалению, малозначимые. Деньги государство выделяет, целевым образом они

направляются на те статьи расходов, которые предусмотрело военное ведомство, но до дела, до людей это в реальности в малых объемах доходит. Ключевая и общероссийская тема сегодня - это вопрос ответственности, спроса с тех руководителей, которые заявляли год назад, три года назад, что они исправят ситуацию к лучшему, но не выполнили заявленных программ. Поэтому, кто не справился, тот должен реально ответить. Только тогда мы сможем двигаться по пути преобразований, по пути решения тех задач, которые ставит жизнь.

Корр.: Михаил Петрович, а какова на сегодняшний день существующая потребность флота в оснащении?

М.П.Ненашев: Потребность такова, что на ближайшие десять лет нам необходимо построить более 100 кораблей и подводных лодок, причем основных рангов - первого, второго,

третьего. Эти корабли составляют основу нашего флота. У нас потребность более чем в тысячи самолетов и вертолетов. Все эти вопросы очень серьезные по финансовому и технологическому содержанию, достаточно жесткие в исполнении по времени. Но если мы не будем в этом и последующих годах планомерно поставлять корабли, лодки, самолеты, вертолеты - у флота возникнут острейшие проблемы с решением задач по обеспечению национальной обороны, безопасности на морях, в океанах. Ныне всем понятно, что мировое судоходство, возможно, только если мы вместе с другими странами защитим его от пиратства. А сколько сил необходимо для обеспечения

безопасности в российской экономической двухсотмильной зоне! А задачи в Арктике! Как мы эти вопросы будем решать, если мы не имеем достаточного количества кораблей, подводных лодок, самолетов, вертолетов и необходимой оборонной, военно-морской инфраструктуры?! И поэтому, когда мы говорим, что на десять лет выделено для вооружения Флота, Армии 20 триллионов рублей и цифра кажется огромной, действительно - это два годовых бюджета страны, но они распределены по годам на десять лет. Точнее, уже девять остается.

Корр.: Что можно сказать о подготовке современной морской пехоты?

М.П.Ненашев: Я могу сказать, что из всех родов ВМФ морская пехота за последние двадцать лет не понизила уровня своей боевой подготовки, и эта боевая подготовка была проверена в боях и сражениях. Мы помним две антитеррористические кавказские операции, в которых морская пехота потеряла своих лучших парней, но выполнила в тяжелейших условиях все задачи, которые возлагало руководство нашего государства. И сегодня, несмотря на идущие преобразования, морская пехота набирает обороты в боевой подготовке. Но развитие морской пехоты может идти результативнее, если штабы соответствующих уровней будут планировать масштабные перспективы, а не непонятно что за сокращения или что за расширения. Морской пехоте как и всему Флоту необходимо новое вооружение, техника, связь, полноценные полигоны. Необходимо увеличивать количество "черных беретов". Нам нужны не только полки, а бригады и дивизии морской пехоты с учетом прогнозов, с учетом тех задач, которые могут возникнуть перед нашими Вооруженными силами, перед нашим Флотом в будущем.



Во время встречи с морскими пехотинцами

Корр.: В завершении беседы задам пару личных вопросов, первый: что для Вас Флот?

М.П.Ненашев: Так сложилось в жизни - для меня флот, это почти все. Когда мы говорим о флоте, мы переживаем за само наше Отечество. Начиная с древних времен, а особенно с Петра Великого, государство Российское развивалось только с опорой на Флот - речной, военно-морской, торговый, рыбопромысловый… Именно Петр I подчеркивал и его слова стали истиной, что то государство, которое имеет армию, имеет одну руку, а, которое имеет флот имеет вторую руку, то есть, государство становится полноценным. Без флота Россия достойно не может существовать, это доказано историей и современностью.

И поэтому для меня, моих единомышленников по Общероссийскому Движению Поддержки Флота, флот - это и будущее России.

Корр.: Какие наиболее яркие события, впечатления связаны у вас со службой в ВМФ?

М.П.Ненашев: Они начались с самого призыва на матросскую службу в мае 1978 года. Призываясь с Воронежской области и увидев Баренцево море, суровые скалы русского Севера, естественно, сразу проникся этим и на всю жизнь. А когда в первый раз вышел на корабле в море и эта бездна морская вокруг, то почувствовал как человек в одиночку мал - надо держаться экипажа. Вот такие первые ощущения молодого тогда североморца.

А офицерская, после окончания училища, служба наиболее полна множеством событий и когда на корабле и когда в управлении Кольской флотилии Северного флота служил. После поступления в Академию в 1990 году, когда оказался в столице, начался новый

этап моей и семьи жизни и службы, еще более насыщенный…

Корр.: Да, это время всем нам знакомо. Если кратко, что Вы можете о том периоде состояния флота сказать?

М.П.Ненашев: Начало девяностых - это время всеобщих изменений и время надежд на лучшее, а для флота - середина больших проблем.

И переживая за флот, за страну, желая помочь Отечеству со своими друзьями-единомышленниками создали Движение Поддержки Флота. Тогда же и начали взаимодействовать и с организацией морских пехотинцев. Практически все двадцать лет мы активно и результативно сотрудничаем с активом "Тайфуна" - Валентином Алексеевичем Яковлевым, Павлом Сергеевичем Шиловым, Виктором Сергеевичем Табачковым. Все эти годы по многим позициям мы совместно делали и продолжаем делать нужную для страны работу.

Сегодня - как политик и как человек уже через призму прожитого, спрашиваю себя - а какова польза от твоих трудов? И когда понимаешь, что последние десятилетия в обществе жил и старался работать в атмосфере уныния - какой там сильный флот!? Какая там сильная армия!? Лишь бы выжить! А ты с командой стремишься людей, общество настраивать на позитив то, это все, естественно, много сил забирает, хотя рассчитываешь на результат. Все начинания мои проистекают из напоминания истории: как было в стране, в мире сто лет назад, двести, триста… Наши люди проходили через все эти разрухи, кризисы. Сколько народ российский всего терял после войн, но ведь и восстанавливал! И сейчас идет время восстановления морских мускулов у государства. И ты к этому причастен, ты способствовал этому общенациональному

успеху - это тоже своего рода впечатления после пройденного пути.

Корр.: В этом году исполняется пятнадцать лет редакции журнала "Морской пехотинец". Что можно пожелать редколлегии?

М.П.Ненашев: Многие номера вашего журнала в течении этих пятнадцати лет удается читать. В свое время Движение Поддержки Флота в течение двух лет издавало газету "Служба", и мы знаем, как это тяжело заниматься издательским делом, как это проблемно подбирать редакционный коллектив, ведь в нем должны быть люди пишущие, мыслящие, с совестью. Знаю, что издавать журнал, находить средства для того, чтобы журнал выходил приличным тиражом, приличного качества - это большой, порой подвижнический труд. У журнала "Морской пехотинец" уже получается большая биография. Из военных общественных журналов мало кого можно поставить в один ряд с вами. Поэтому, желаю вашему учредителю и редакционному коллективу интересного долголетия! Чтобы мы встретились с вами и на двадцатилетие, и на пятидесятилетие, и чтоб журнал отметил свой полуторавековой рубеж, как в свое время отмечал "Морской сборник"! И главное пожелание - чтобы было за то ценить журнал! Идите и далее творческим курсом, формируйте лидирующую информационную площадку для общества, для Флота и Вооруженных Сил России.

Рад буду видеть больше объективных и глубоких материалов, материалов, которые можно считать интеллектуальными, мировоззренческими. И, конечно же, пишите статьи, которые стимулируют людей в службе, в добрых делах, заряжают их верой, волей и желанием служить России и Флоту.

интервью подготовила

Светлана Калинина

29 июля 2011 г.