Полковник запаса Сергей КНЯЗЬКОВ,
выпускник Московского СВУ 1976 года.

 

СВУ ОПРЕДЕЛИЛО ЕГО ЖИЗНЬ

 

          В отечественной истории найдется не так уж много примеров, когда выпускник суворовского военного училища, перед которым открывалась блестящая военная карьера, резко изменял свою судьбу и становился народным артистом России. Именно так сложилась жизнь у Герарда Вячеславовича Васильева, которому 24 сентября 2010 года исполнилось 75 лет.

          Герард Васильев родился в селе Терско-Орловское (Онежский район Архангельской области) в семье метеорологов. Он долгое время не мог понять, почему родители нарекли его столь экзотическим именем. Мать умерла в конце 1942 года, когда Герарду было 7 лет, отец погиб на Ленинградском фронте в марте 1943 года. Но однажды, уже в зрелые годы, ему попались на глаза старинные карты Севера, из которых он узнал о существовании Герарда Меркатора, нидерландского картографа, еще в XVII веке составившего многие карты, которыми пользуются и сегодня. Герард Вячеславович полагает, что именно в честь нидерландца родители и дали имя сыну, ведь отец много работал с картами.

          После смерти родителей Герарда и его родного брата Анатолия, младшего на три года, взяла на воспитание в Горький родная бабушка, мать их погибшего отца. В квартире на улице Дунаева,2 было полно других родственников, и потому в 1944 году бабушка решила отдать Герарда во вновь открывшееся 1 октября 1944 года Горьковское суворовское военное училище.

          В своей книге "Роли, которые нас выбирают" (М., Вагриус, 2004) Герард Вячеславович так вспоминает об этом событии: "Осенью 1944 года меня отдали в Суворовское училище. Попасть туда оказалось не так просто. Незадолго до начала учебного года меня положили в госпиталь вылечивать неправильный обмен веществ. Когда я подлечился, учебный год уже начался, и в списках учащихся меня не оказалось. Я ушел на "гражданку" и целый месяц ходил в обыкновенную школу. Однажды бабушка встретила друга своего детства, который работал в обкоме партии, и пожаловалась, что меня не берут в Суворовское. Он кому-то позвонил, и все пошло как по писаному.

          Когда бабушка привела меня в Суворовское училище, в вестибюль совершенно случайно вошел подполковник в шинели внакидку. Красивый, лихой, блестящие сапоги. Он спросил бабушку, зачем она пришла. "Привела внука", - ответила бабушка. "Ну что ж, мать, привела, значит будет суворовцем", - сказал он и, прикрыв меня полой шинели, повел в каптерку, где распорядился переодеть и определить в первый класс нового ученика. Меня переодели в суворовскую форму, привели в дортуар - так называлась спальня, - показали мою кровать, табуретку и тумбочку, потом отвели в класс. В это время шел урок чтения. За учительским столом стояла красивая светловолосая женщина, по-моему, ее звали Анна Павловна. Я обратил внимание на белый свитер, который очень выразительно обтягивал ее фигуру. Она ласково потрепала меня по голове и усадила за парту…

          Вот так началось мое знакомство с воинской службой и женщинами. Я стал суворовцем. Это и определило мою жизнь. Всю, до сегодняшней минутки".

          В СВУ Васильеву пришлось учиться 10 лет (это был единственный такого рода набор в суворовские училища, в последующие годы суворовцы учились 7 лет, как, кстати, и сейчас). По его воспоминаниям, жизнь тех лет воспринималось им как во сне. "Я не был лишен семейного тепла, но слишком рано стал самостоятельным и довольно самодостаточен в своей армейской жизни. Погоны, устав, строй, товарищи, чувство локтя, дружба. Трудно определить эмоции, которые вызывают у меня эти понятия, они сбивчивы, смутны, но формально о них можно сказать как о положительных".

          В училище использовались традиции старых кадетских корпусов. Утром обязательная физзарядка. Летом суворовцы выбегали на зарядку в трусах, в межсезонье - в брюках, но с голым торсом, зимой - в гимнастерке. Преподавались такие предметы, как этика и логика. С первого по десятый класс - английский язык, который, к сожалению, Васильев (по его словам) так в должной мере и не овладел. Суворовцев учили, как вести себя за столом, как пользоваться ножом и вилкой, обязательными были полотняные салфетки.

          Существовал такой предмет, как танец. Суворовцы танцевали польку, мазурку, полонез, гавот, миньон, па-де-грас, па-де-па-де-не - настоящие бальные танцы. В училище проходили вечера, где играл духовой оркестр, была хорошо организованная самодеятельность. Можно было обучаться пению или игре на рояле.

          Хор возглавлял главный хормейстер Горьковского оперного театра Петр Соломонович Скаковский. Герард Васильев так активно участвовал в художественной самодеятельности, что однажды в концерте выступал чуть ли ни в пяти номерах: запевал в хоре, читал стихи, играл на домре в оркестре народных инструментов, танцевал лезгинку и пел соло. Еще в первых классах обнаружилось, что у Васильева звонкий голос, так он стал запевалой и в хоре, и в строю.

          -Мы пели "Бородино", "Ласточку-касаточку", "Студенточку", - вспоминает Герард Вячеславович. - И товарищи, и офицеры-воспитатели относились к моему голосу с уважением. В десятом классе его назначили вице-старшиной выпускной строевой роты.

          Однажды Иван Яковлевич Струков, народный артист РСФСР, солист Горьковской оперы, похвалил Васильева и сказал, что он обязательно должен учиться пению дальше. "Я возразил, - вспоминает Герард Вячеславович, - что учусь для того, чтобы стать офицером и служить Родине. Он ответил: " Да, конечно, но Бог дал тебе голос, чтобы ты радовал людей своим пением. Если Родина призовет тебя, ты будешь ее защищать, это обязанность каждого, а голос - явление редкое".

          Когда через год, в 1954 году Васильев окончил Горьковское СВУ, он собирался поступать в консерваторию. Но… выбрал Московское Краснознаменное общевойсковое училище имени Верховного Совета РСФСР. Рассуждал так: учась в Москве, можно будет консультироваться с педагогами по вокалу, ходить в Большой театр, на концерты и потом поступлю в консерваторию.

          Будучи курсантом-"кремлевцем" Герард Васильев сполна прошел все этапы подготовки офицера. За три года учебы он участвовал в шести парадах на Красной площади 1 мая и 7 ноября.

          - Воинская служба и учеба - это особая жизнь. Мне, проучившемся десять лет в Суворовском училище, жить этой жизнью было легко, - вспоминает Васильев свои курсантские годы. - С детства меня приучили к хождению строем, к знанию и пониманию воинского устава, умению обращаться с оружием. На первом курсе нас, выпускников Горьковского суворовского училища, было четверо: Эдик Гомза, Слава Швецов, Саша Коровин и я. Поэтому даже на первых порах в училище нам было уютно. Там вообще было много выпускников-суворовцев, поэтому мы прекрасно понимали друг друга.

          Навсегда Герард Вячеславович сохранил теплые воспоминания о своем командире взвода старшем лейтенанте Олейнике - высококлассном командире, хорошо знающем свое дело.

          Конечно, Васильев продолжал активно участвовать в художественной самодеятельности, пел в хоре, запевал в строю.

          В 1957 году для продолжения военной учебы Герард Васильев был переведен на Ленинградские автомобильно-тракторные курсы, который он окончил в 1958 году, получив звание лейтенанта, диплом техника-механика по ремонту автомобилей и тракторов. Перед ним открывалась офицерская карьера, но юноша уже точно знал: его призвание - петь со сцены.

          -Получив назначение в разные уголки страны, все ушли в отпуск. Меня решением главкома Сухопутных войск маршала Гречко временно оставили в резерве Ленинградского военного округа. На другой день я должен был держать экзамен в консерваторию, - свидетельствует Васильев в своей автобиографической книге.

          Его приняли на вечернее отделение вокального факультета Ленинградской государственной консерватории. Через некоторое время лейтенант Васильев получил должность командира взвода учебных и строевых машин на тех же самых курсах, которые только что окончил. Он отвечал за тридцать единиц боевой техники: ГАЗы, ЗИСы, бронетранспортеры, артиллерийские тягачи, снегоходы. Днем служил, а вечером учился в консерватории. А какая учеба могла быть после того, как весь день проводил на морозе, занимаясь с солдатами? Частенько засыпал на лекциях - не потому, что было скучно, а потому, что не мог не спать.

          В 1960 году лейтенант Васильев "по сокращению Вооруженных Сил" снял военную форму и ушел на "гражданку". В 1967 году Герард был принят в труппу Новосибирского театра оперетты , где за восемь месяцев работы сыграл шесть главных ролей. Уже на следующий театральный сезон (в 1968 году) Герард Вячеславович приглашен солистом в Московский театр оперетты, где работает и по настоящее время. В 1981 году ему присваивается почетное звание "Народный артист РСФСР".

          Сегодня имя Герарда Васильева - это целая эпоха не только для театра "Московская оперетта", но и для российского музыкального театра в целом. Театральные герои Васильева - это всегда характеры цельные и значительные, сильные, смелые, благородные. Для зрителей они всегда становились идеалами настоящих мужчин, образцами подражания и преклонения, да и что там говорить: женского воздыхания. Впрочем, едва ли благодарные поклонники, рукоплеская своему кумиру, задумывались о том, что в основе выбранных сценических образов Васильева лежит прекрасное нравственное и физическое воспитание, полученное Герардом Вячеславовичем в военных училищах, но это именно так. Честь, достоинство для него не пустые слова. В одном из своих интервью Васильев привел весьма интересный случай, говорящий сам за себя:

          "Я с любовью и с большим терпением отношусь к своему зрителю, всегда желаю ему добра. Единственное, что мне важно, - чтобы зритель не только понял моего героя, но и почувствовал: что актер увидел в этом персонаже, отчего играет именно его. Потому что если мне персонаж не нравился - я не играл.

          - Отказывались?

          - Было. Вот у нас ставили спектакль "Холопка". Там есть такой персонаж - Никита Батурин. Я всю жизнь пел его "Гусарскую песню": "Эй, гусар! Пей вино из полных чар! И песню пой!" В этой же постановке по замыслу режиссера он оказался горьким пьяницей, который проиграл в карты своего брата, не помешал ложной свадьбе, хотя понимал, какой подлог устраивает Кутайсов! И я отказался: написал обстоятельное письмо на нескольких страницах на имя директора театра. Писал: не могу спекулировать симпатией зрителей, пропагандируя пьяное подонство. Честь дороже!

          - Ваше военное детство - Суворовское училище, военное училище имени Верховного Совета РСФСР - оставило любовь к военным картам?

          - У меня до сих пор на почетном месте стоит учебник военной топографии. Есть, кстати, очень хороший анекдот про карты: "Бабушка, смотри, военные карту развернули! Сейчас дорогу будут спрашивать".

          Пик популярности артиста пришелся на 70-е годы, - тогда ни один официальный концерт или "Голубой огонек" были просто немыслимы без его участия. И ему вовсе не обидно, что подчас оперетту называют легким жанром.

          - Легкий - значит, нас воспринимают легко, к нам идут отдохнуть: за чистыми чувствами, за сентиментальностью, за любовью, за добротой, - улыбается Герард Вячеславович. - Об оперетте еще говорят: "Этот легкий трудный жанр".

          То есть прямо по Суворову: тяжело в ученье - легко в бою.

          Знаете Владимира Атлантова?, - продолжает мастер. - Выдающегося драматического тенора, спевшего Хозе, Отелло, Германа. Мы с ним оба учились в ленинградской консерватории в классе Натальи Болотиной. Но судьба нас развела - он стал оперным певцом, я пошел в оперетту. И вот однажды в Кремлевском дворце съездов был концерт нашего театра "Оперетта! Оперетта!" Декорацией этого концерта служила огромная лестница. И мне надо было с обратной стороны (чтобы меня не видели зрители, сидящие на балконе) быстро подняться наверх и сразу же начать петь вместе с хором.

          Атлантов поймал меня после выступления: "Как после такой пробежки ты поешь, не сбив дыхания? Когда я в "Пиковой даме" после пения читаю письмо в казарме, а потом вновь начинаю петь - мне надо очень серьезно сосредоточиться".

          - "Такая специфика, Володя, - легкий жанр!" - ответил я".

          Народный артист России гордится тем, что "легкий трудный жанр" стал его судьбой. И не только… Чтобы сохранить и развивать жанр оперетты он создал собственный Фонд, а также организовал Международный конкурс молодых артистов оперетты "Оперетта Land".

          - Герард Вячеславович, вы считаете, что так велико воздействие оперетты на публику?

          -Во время Великой Отечественной войны в Оренбурге выпускники военных училищ перед отправкой на фронт обязательно посещали театр музыкальной комедии, традиция такая существовала. В театр хотели попасть все. Однажды дедушка моей жены, который в то время был то ли главным администратором, то ли заместителем директора театра, был вынужден отказать какому-то генералу в контрамарке: мест не было. Тот обиделся, снял с деда бронь и отправил на фронт.

          Сегодня оперетта нуждается в массовой рекламе, - продолжает артист. - Хотя бы для того, чтобы не говорили, что оперетта умирает. Потому что если весь город обклеен, обвешен рекламными растяжками, а об оперетте ни слова, то создается впечатление, что ее как будто бы и нет. А для того, чтобы знать правду, надо просто прийти в переполненный зрительный зал Театра оперетты.

          Сегодня Васильев по-прежнему ведет активную творческую деятельность. В театре "Московская оперетта" он поет главные партии в спектаклях: И. Кальмана "Мистер Икс" и в "Джейн" А.Кремера. Так же много гастролирует по России и за ее пределами. В Пражском музыкальном театре "Karlin" поет партию Беринкая ("Цыганский барон" И.Штрауса), а в Японии, где ежегодно артист дает целый ряд выступлений, поклонниками его таланта даже создано "Общество Герарда".

          Одна из несомненных удач артиста - роль Графа Тасилло в оперетте "Марица" И.Кальмана, поставленной в 1999 году театральным агентством "Арт-ПартнерXXI" (реж. С.Кутасов).

          В настоящее время, кроме работы в Московском театре оперетты, Герард Васильев много гастролирует по России с антрепризными спектаклями: опереттой Жака Оффенбаха "Рыцарь Синяя Борода" и мюзиклом Кола Портера "Целуй меня, Кэт?". Он не только исполняет в этих спектаклях главные роли, но и является продюсером.

          К 75-летию маэстро на сцене театра "Московская оперетта" поставлен мюзикл "Цезарь и Клеопатра", в котором Герард Вячеславович играет роль Цезаря. Композитор Александр Журбин взял как будто всем известную историю любви Цезаря и Клеопатры. Но источником для либретто выбрал известную пьесу Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра", что определило угол зрения: ирония, парадоксальность, неожиданные завихрения сюжета и просто абсурд гениального драматурга сделали свое дело. Пьесу превращала в либретто со стихотворными фрагментами не новичок в жанре Жанна Жердер, супруга Герарда Васильева, - она же работала как режиссер - постановщик. Как и положено самому главному Цезарю Московской оперетты, Клеопатру он выбрал сам - звезду отечественного мюзикла Валерию Ланскую.

          Народный артист России Герард Васильев в роли Цезаря возвращает на сцену "Московской оперетты" уже подзабытые ее труппой образцовые традиции классики жанра и жанровых амплуа. Это харизматичный персонаж, непростой по характеру, но цельный и возвышенный, истинное воплощение сценической мужественности и одновременно чувственности, свойственной оперетте.

          Цезарь - аристократический и интонационный камертон спектакля. И все невольно, хотя и с разной степенью убедительности, стараются ему соответствовать. Тонкая и такая еще сценически юная Валерия Ланская - Клеопатра, мастеровитые Фтататита (ее няня) - заслуженная артистка России Инара Гулиева и Сфинкс - народный артист России Александр Маркелов, молодой, но уже признанный столичной публикой и критикой Александр Каминский (жрец Потинус)...

          Спектакль получился легкий, красивый, что во многом определено художественными идеями Александра Васильева, стилистически связывающего нас с остроумной костюмной комедийной французской киносерией об Астериксе и Обеликсе.

          Несомненно, "Цезарь и Клеопатра" - лучший бенефис для Герарда Васильева и прекрасный подарок для его поклонников. Именно в этом мюзикле выступал Васильев 24 сентября 2010 года в день своего 75-летия.

          По окончанию спектакля была зачитана приветственная телеграмма Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева следующего содержания:

          "Уважаемый Герард Вячеславович!

          Примите мои поздравления с 75-летием, пожелания здоровья и благополучия.

          Вы посвятили себя служению искусству, связав творческую судьбу с Московским государственным академическим театром оперетты. На его сцене раскрылся Ваш яркий певческий и актёрский талант, пришли и профессиональное признание, и любовь зрителей.

          Народный артист России, сегодня Вы многое делаете для сохранения и развития лучших традиций оперетты, популяризации этого жанра в России.

          Добра и удачи Вам и Вашим близким.

          К моим поздравлениям присоединяется супруга".

          - Есть роль, которую вы, Герард Вячеславович, не сыграли, и жалеете об этом?

          - Этот спектакль не шел в Московском театре оперетты. Поэтому думаю, что еще сыграю эту роль - Грека Зорбу ("Грек Зорба" - мюзикл Микиса Теодоракиса). Когда-то я видел этот спектакль в Праге, где Зорбу замечательно играл Йозеф Бек.

          - Вы постоянно удивляете публику: создали Фонд по сохранению и развитию жанра оперетты, выпускаете журнал Оперетта Land. Что дальше?

          - Продолжать работать, воспитывать сына Сережу, который непременно станет театральным человеком.

          …В 1960 году Герард Васильев сделал свой выбор. Покинув армейский строй, он стал выдающимся артистом, на примере своих сценических героев воспитал не одно поколение отечественных зрителей. Но в душе, мне кажется, он остался таким же храбрым мальчиком, который в 1944 году переступил порог Горьковского СВУ. Мне однократно приходилось видеть Герарда Вячеславовича на различных встречах со своими однокурсниками по военным училищам, слушать его выступления по проблемам военного образования, воинской службе. Суждения его четкие, аргументированные и не подверженные конъюктурным соображениям. Он свой среди лейтенантов и генералов: и действительно, не каждый военачальник заслужил за свою военную карьеру ордена Дружбы, Почета, "За заслуги перед Отечеством" IY степени. А 27 сентября 2010 года вышел указ Президента РФ Дмитрия Медведева о награждение Герарда Васильева "за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность" четвертым орденом, на этот раз "За заслуги перед Отечеством" III-й степени!

          - В первую очередь Герард хороший товарищ и друг, - говорит его однокурсник по Горьковскому СВУ кандидат исторических наук, автор многочисленных публикаций и книг об истории кадетских корпусов Российской Империи, полковник в отставке Владлен Гурковский. - Он с большим уважением относится к тем, с кем вместе учился в СВУ. Он всегда приходит на встречи в училище. Никогда и нигде не кичился, что вот он такой весь из себя. Я знаю Герарда с 1944 года. Дружил с ним еще в Горьком, потом в МКПУ и так по жизни. Крепкий и достойный человек. Да еще и на коне скачет. Он ведь в СВУ освоил конную подготовку. Лошадиную "восьмерку" чистил, как все. А сейчас у него есть добрый конь в Тверской губернии, где Васильев отдыхает летом.

          Доброго Вам здоровья и творческого долголетия, "товарищ суворовец Васильев"!

 


Фотографии, сделанные автором 24 сентября 2010 года, после окончания мюзикла "Цезарь и Клеопатра",
когда Герарда Васильева поздравляли коллеги по театру "Московская оперетта".
Видео из театра "Московская оперетта"