Интервью Командующего войсками ДВО Героя России генерал-полковника Владимира Васильевича Булгакова-Товарищ командующий, вы прибыли в Дальневосточный военный округ, обладая огромным боевым опытом - и афганским, и чеченским. Что из опыта боевых действий в этих и других "горячих точках", по вашему мнению, имеет для современной Российской армии непреходящую ценность и требует внедрения в боевую подготовку? - Жизнь дала действительно богатый опыт, и я до сих пор продолжаю его осмысливать. Остановлюсь только на некоторых, ключевых моментах. Во-первых, и в главном, войска должны учиться тому, что необходимо для ведения боевых действий с непременной нацеленностью на победу. Это, в общем-то, знают все и порой повторяют к месту и не к месту. Но далеко не все от слов готовы перейти к делу, преодолеть инерцию сознания мирного времени. Нужно, чтобы и солдат, и офицер были профессионалами. То есть учить нужно все уровни: от рядового и до самого высокого командира. Солдату все равно, в какой операции он участвует: во фронтовой ли, в армейской, или же ведет бой в составе взвода. Он выполняет свои функциональные обязанности. Если он наводчик, значит, эти обязанности одни, если механик-водитель - другие, заряжающий - третьи. Но он должен отточить свои действия до автоматизма. Должен быть настолько обучен и, следовательно, уверен в себе, чтобы свободно чувствовать себя на поле боя. Тогда он ничего не будет бояться. Разведку знать - тоже необходимо. Любой военнослужащий на поле боя должен уметь вести разведку. Я не говорю о разведорганах, которые работают в глубине и выполняют свои специфические задачи. Обнаружит на поле боя и определить важность цели, дальность до нее, чтобы назначить исходные установки и поразить с первого выстрела, и командир, и солдат должны уметь обязательно. Маскировка - безусловно. Если ты умело используешь местность, маскируешься, укрываешься, тебя намного труднее поразить. Если ты хотя бы обучен азам разведки минных полей, поскольку МВЗ применяются довольно часто, то сможешь обезвредить растяжку, а если серьезная, коварная мина - наложить на нее накладной заряд и уничтожить. Это тоже должен уметь каждый, потому что сапер не всегда окажется рядом. Если ранило тебя или товарища, то, зная, как оказать первую помощь, ты тоже будешь более уверен и не растеряешься на поле боя. Вопрос взаимозаменяемости, оказания взаимопомощи на поле боя - это все не просто слова. Физическая выносливость также важна на войне. Даже приготовить пищу в полевых условиях, используя плащ-палатку для того, чтоб костер не был заметен, но в то же время грел и дал возможность обсохнуть в сырую погоду, все это надо уметь. А когда полученные знания и навыки сложены в одну "копилочку", из этих слагаемых и создается комплекс того, что необходимо знать и уметь на поле боя. И когда сумма знаний получена, действия отработаны каждым солдатом, у него появляется уверенность. Уверенность же - это залог победы. Примеров я могу привести много. Первый бой, как правило, никто не понимает. Во втором бою солдат уже проявляет великую осторожность и побаивается, если не уверен в себе. А если уверен, как правило, после второго-третьего боя человек уже неузнаваем. Даже разговариваешь с ним и видишь, что это - опытный, уверенный в себе мужик, способный выполнить любую задачу. Разумеется, чувство страха присуще каждому из нас. Кто уверен в себе, может его подавить, загасить. Если неуверен, а неуверен неподготовленный военнослужащий, то он начнет паниковать. Чувство страха перерастает в ужас, панику. Человек не воспринимает того, что ему говорят, советуют, требуют. Поэтому сейчас задача стоит в ходе боевой учебы обратить внимание на индивидуальную подготовку каждого солдата по его предназначению. Довести его действия до автоматизма, создать профессионала. Не на словах (мол, набрали контрактников - вот и готовы профессионалы), а на деле. Не оболочка должна быть, а содержание. Командиры всех степеней, от командира отделения и выше, должны, во-первых, уметь управлять своим непосредственным подразделением, частью, соединением, т.е. всеми силами и средствами, которые находятся в его распоряжении. Грамотно использовать их возможности. Не ставить им непосильные задачи, а именно выполнимые, чтобы добиться наибольшего эффекта. Для этого необходимо хорошо знать все их боевые возможности, грамотно и понятно ставить задачу каждому подчиненному. Это позволит наносить удар не в четверть, не в полсилы, а в полную силу. Во-вторых, я считаю, командир любого уровня должен учиться проявлять в бою творчество, избегать догм и шаблонов. Требования уставов и наставлений надо, безусловно, хорошо знать и понимать - это фундамент любого дела. Но над этим фундаментом надо надстраивать и свою, оригинальную конструкцию каждого боя. Ведь противник порой не хуже нас знает эти наставления и способен предугадать наши возможные действия. А когда ты отошел от шаблона, ему гораздо сложнее просчитать твой замысел, определить, где, когда и какими силами ты наносишь главный удар. Не даром ведь говорится: удивить, ошеломить - значит наверняка победить. В-третьих, одна из основ успеха в любом деле - организация теснейшего взаимодействия всех родов войск, всех воинских формирований, всех должностных лиц, выполняющих единую задачу. Чтобы движение шло не как в басне Крылова "Лебедь, рак и щука", а в едином направлении, слаженно и синхронно. Ведь что такое отсутствие взаимодействия, скажем, в боевых условиях? Это когда твой сосед бьет метко, но не по противнику, а… по твоим войскам, потому что ты прорвал вражескую оборону с опережением временных показателей, но не поставил никого об этом в известность. Опыт боевых действий наглядно свидетельствует и о том, что важнейшей из целей и задач командирской и боевой подготовки должно стать воспитание у всех должностных лиц инициативности и самостоятельности. На войне нянек не бывает… - Офицерская служба во все времена считалась наиболее трудной и ответственной. С высоты прожитых лет и накопленного опыта, что вы считаете важнейшими качествами профессионального военного, которому доверено не просто руководить десятками, сотнями и даже тысячами солдат, но и вести их в бой, порой на смерть? - Командир должен, прежде всего, думать. Причем думать не только за себя, но и, что не менее важно, за противника. И быстро, порой почти мгновенно принимать решения, которые к тому же должны быть грамотными, то есть опираться на правильную оценку обстановки, на глубокие профессиональные знания, на богатый жизненный опыт. Как хороший шахматист, офицер должен продумывать все наперед, учитывать каждую мелочь, держать в уме множество возможных комбинаций - вариантов развития боевой обстановки. Не менее важны для офицера волевые качества. Он должен не бояться ответственности, уметь, что называется, плыть против течения, не подчиняться обстоятельствам, а их подчинять своей воле, твердо и неукоснительно добиваться воплощения в жизнь принятых решений. В бою командир, как хирург, работает там, где много крови. Но это должна быть кровь врага. Именно за счет профессионализма, выверенности каждого решения офицер обеспечивает сохранение жизней как можно большего числа своих подчиненных, за которых он несет особую ответственность - перед их родителями, перед страной. Вести людей в бой, посылать на смерть может только тот командир, который сам находится рядом с подчиненными, в боевых порядках. Именно такие офицеры, при наличии у них всех прочих, указанных мной качеств, и добивались успеха - как в годы Великой Отечественной войны, так и в ходе недавних боевых действий на Северном Кавказе. Одним словом, офицер должен быть профессионалом, в том числе знать методику обучения своих подчиненных на всех уровнях, знать возможности своих подчиненных и своего оружия. Это все изучается до войны. Он должен быстро, мгновенно ориентироваться в обстановке, оценивать ее и принимать решение. Четко, быстро поставить задачу своим подчиненным и управлять ими в ходе боя. Меняется обстановка - он должен реагировать. А сможет он это делать, если знает сущность боя, тактику вероятного противника. Если я вышел на какой-то рубеж и знаю, что на этой глубине меня должны контратаковать, либо занял какой-то рубеж и знаю, что противник обязательно попытается его отбить, восстановить положение, навязывая мне активную фазу действий, я приму адекватные меры - подтяну резервы, перегруппируюсь, чтобы парировать удар и навязать ему свою волю. Да, уровни у командиров разные. И на каждом уровне офицеру нужно учиться. - Одна из наиболее актуальных задач сегодня - формирование профессионального костяка будущих, комплектуемых в основном на контрактной основе, Вооруженных сил. Еще маршал Г.К. Жуков неоднократно подчеркивал, что армией, образно говоря, руководят представители двух главных командирских категорий - Военачальник и Сержант. Что вы считаете наиболее важным в процессе ратной выучки, воспитания, взращивания сержантского состава? - Формируемая сегодня в России преимущественно контрактная армия невозможна без создания в ней профессионального сержантского ядра. Если офицерский корпус можно сравнить с мозгом, с нервной системой армии, то сержанты - это ее опорный костяк. За формирование сержантского корпуса в Вооруженных силах сейчас взялись всерьез, но проблем у нас по-прежнему немало. Они связаны и с тем, что в мирное время многие офицеры вместо того, чтобы настойчиво учить младших командиров, привыкли их подменять. Плохая черта! В боевых условиях совсем иначе. Там воюют не только батальонами и ротами, но и отделениями, боевыми двойками, тройками. Каждого командира отделения, каждого сержанта подменять в бою и опекать просто невозможно. Он должен уметь самостоятельно решать широкий спектр боевых задач. Тем более, если офицер выбыл из строя. А ведь в боевых условиях это обычное дело, и боевики в Чечне старались в первую очередь выводить из строя офицеров. Именно в боевых условиях проявляют себя люди, в том числе и в солдатской среде, имеющие способности лидера. К сожалению, на войне это порой стоит большой крови. А значит подбором, обучением, закалкой сержантов нужно заниматься еще в мирное время. Кстати, именно в Чечне выковывался тип настоящего, в жуковском понимании, сержанта. Большинство из них - это профессионалы не по названию, не по формальному статусу, а по своей сути. Среди них были и контрактники, и "срочники", то есть 19-20-летние парни, способные взять на себя всю полноту ответственности за других, поднять отделение, взвод и даже роту в атаку, грамотно организовать оборону против превосходящих сил боевиков. - Товарищ командующий, а каково положение с финансированием боевой подготовки? Достаточно ли в округе средств для проведения полнокровной боевой учебы? - По сравнению с предыдущими годами финансирование постоянно увеличивается. И в настоящее время если правильно, рационально подходить к вопросам организации боевой подготовки, ее планированию, использованию, в первую очередь, всех средств технического обучения, то выделяемых материальных ресурсов будет достаточно. А если кто-то говорит, что не хватает, к примеру, горючего, то это значит, человек просто ищет причину, чтобы не заниматься в полную силу боевой подготовкой. Сейчас можно проводить ее полнокровно - вплоть до учений полкового звена. А если по-умному сэкономить, то можно проводить и дивизионные учения. Но сложность в том, что пока еще уровень подготовки руководителей и обучаемых довольно низок. Звено командиров взводов у нас слабое, потому что нет сильного звена командиров рот и батальонов, которые должны учить их. Объясняется это тем, что была нарушена преемственность. Когда мы, молодые взводные, приходили в войска, нас ротные и комбаты учили, что и как нужно делать. Написал я конспект для проведения занятия, мой ротный всегда меня приглашал и спрашивал, мол, товарищ лейтенант, доложите, пожалуйста, как вы будете его проводить. И я рассказывал, а он объяснял, что правильно, а что нет, и почему. Это было обучение. И так было на каждом уровне. Становился ты командиром роты - на твои занятия приезжал командир батальона… А сейчас в связи с тем, что иной начальник сам не знает, как организовать занятие, и вместо того, чтобы обучать, он лишь ругает подчиненного, мол, у тебя все плохо. А что плохо - объяснить не может. И что сделать, чтоб плохо не было - тоже сказать не может, потому что сам этого не знает. Не он виноват. Он прошел такой период времени, когда не было боевой подготовки, и войска занимались выживанием. Его никто не учил. Присваивали звание, назначали на должность… Вы смотрите, сейчас мы не можем создать толковый резерв для выдвижения на вышестоящие должности. И поэтому мое требование: все, кто будут записаны и учтены в этом резерве, будут заниматься на сборах по предназначаемой должности, во-вторых, с ними будут работать наставники, и выдвигать будем только тех, кто проявит себя в этом резерве. Это необходимо для того, чтобы других заинтересовать и личную подготовку повысить. Таким образом, боевая подготовка будет тесно увязана с подготовкой кадров. А, исходя из финансирования, мы можем заниматься и на более высоком уровне, но для этого нужно подготовить офицеров. Вот почему и в прошлом, и в позапрошлом году главным было требование учить взводных, ротных, комбатов, а дальше органы управления. Если мы добьемся высокого уровня обучения подразделений и частей, и органы управления у нас будут обучены, можно будет спокойно проводить учения любого уровня. Главное - подготовить офицеров. Сейчас положение уже сдвинулось с мертвой точки, но работы впереди еще много. - Ожидается ли поступление в войска округа новой техники? Ведь физический износ боевых машин, поступивших в 80-е, уже сказывается. Или по-прежнему ставится задача беречь то, что имеем? - Да, поступление техники планируется. Выступая в СМИ, министр обороны рассказал о предстоящих закупках уже в этом году. Возможно, это произойдет не в таких количествах, как хотелось бы, но, по сравнению с прежними временами, когда вообще ничего не приобретали, сейчас новейшую технику, соответствующую самым последним требованиям, будут закупать батальонными комплектами. Хотя и старая техника, если ее содержать, как положено, ухаживать за ней, может прослужить долго. Афганистан мы оставили в 89-м году, а наши танки и БМП там до сих пор бегают и воюют, хотя и запчастей нет. Запас прочности очень большой. Фактически сейчас выполняется приказ, который существовал и раньше, когда техника четко делилась на боевую и учебно-боевую группы. Боевую группу могли снимать с хранения по тревоге для выполнения боевых задач, либо на батальонные и выше учения с боевой стрельбой. А обучение шло только на машинах учебно-боевой группы. И сейчас каждый командир должен разделить технику без всякого напоминания на две группы. Первая - боевая, и к ней никто не имеет права прикоснуться. Она технически исправна, обслужена, поставлена на хранение. Вторая - учебно-боевая, которая повседневно эксплуатируется. А некоторые командиры что делают? Загубят одну машину, предположим, по причине необученности механика-водителя, бросают ее, и вместо того, чтоб восстановить и снова на ней заниматься, берут другую машину. И так выстраивается целый парк металлолома. Так что не техника "сыплется", а такое неграмотное отношение к эксплуатации выводит ее из строя. Сейчас я поставил задачу начать проверку состояния учебно-боевой группы, причем контроль провести по заводскому номеру, чтоб подставок не было. Не дай Бог на занятиях будет задействована техника из боевой группы. Только учебно-боевая группа и не больше. Когда мы этого добьемся, то, естественно, в какой-то степени поправим положение. - Одна из острейших проблем в округе - жилищная. До недавнего прошлого в очередях на получение жилья стояли 5500 человек. Удалось ли сократить это количество? - Сейчас государством принимаются серьезные меры для сокращения количества бесквартирных. Во-первых, финансируется капитальное строительство жилья, во-вторых, начинает работать ипотечная система. Система ГЖС, несмотря на то, что некоторые ее побаиваются, тоже хорошее подспорье. Плюс ко всему будет меняться политика: все, что будет строиться для офицеров, прапорщиков, солдат-контрактников, станет служебным жильем. А по окончании службы уволившийся будет получать постоянное жилье, а служебное сдавать тому, кто придет ему на смену. Это решение правильное и его давно надо было принять. Наши бывшие союзники по Варшавскому договору - ГДР, ЧССР, ПНР - давно применяли этот способ обеспечения военнослужащих жильем. Все квартиры были служебными, а по выслуге офицер ехал в тот город, который выбирал, и там получал жилье за счет того, что в течение всей его службы с него удерживались деньги на строительство квартиры по договору, в котором определялось место строительства, количество комнат, этаж. Рассчитывалась сумма, и он знал, что по окончании службы ему вручат ключи с ордером именно на трехкомнатную квартиру на таком-то этаже в таком-то городе. Эта проблема действительно очень насущная и болезненная. Больше всего склок и жалоб именно по жилью. Приходят письма, мол, прослужил 25 лет, квартиры нет. А сколько таких, кто может уволиться, освободить должность? Человек честно свое отслужил и говорит: "Отпустите!". Но согласно законодательству, он должен быть обеспечен жильем. И поэтому отпустить его мы не можем, офицер находится в распоряжении, ждет год, два. Понятно, что в полную силу он работать не будет. А Министерство обороны деньги на его содержание тратит. Не случайно эту проблему, наконец, взялись решать. И в округе перемены происходят. На данный момент очередь на получение жилья составляет 3054 военнослужащих, из которых 1939 нуждаются в служебном жилом помещении и 1115 - в жилье на общих основаниях. В прошлом году новоселье в новостройках справили 155 семей военнослужащих, в нынешнем планируется заселить уже 400 новых квартир. Кроме того, в 2005 году свое право воспользоваться государственным жилищным сертификатом реализовали 343 семьи военнослужащих, в нынешнем уже оформлено 188 сертификатов. - Что можно сказать о состоянии дисциплины и правопорядка в войсках округа? Какие приоритеты, на ваш взгляд, должны быть в воспитательной работе? - К сожалению, многие наши командиры не обучены работать с личным составом. И даже с приходом контрактников они не делают различия между контрактниками и "срочниками". А незнание работы по воспитанию подчиненных приводит порой к негативным последствиям. С 90-х годов, когда пошел развал страны, понизилась ответственность командиров за увечья и гибель подчиненных. Когда существовала Советская Армия, за каждый подобный случай с командира спрашивали по всей строгости: и по партийной линии, и по служебной - снимали с должностей, уголовные дела возбуждали. В 90-е требовательность ослабла, и люди стали безразличнее. Но ведь каждое увечье или гибель пополняет стан тех, кто негативно относится к Вооруженным силам. Кроме морального горя, которое каждая трагедия приносит семье, она имеет и политическую подоплеку. Привезли погибшего или изувеченного солдата, передали родителям. Что же, его знакомые, родственники и друзья после этого армию будут любить? Вот и появляются потенциальные противники службы в армии. В соседних семьях будут делать все, чтобы "отмазать" очередного призывника от призыва, вплоть до того, чтоб его условно осудили. Будут искать нерадивых работников военкоматов, чтоб дать взятку за отсрочку. К сожалению, некоторые командиры не понимают последствий таких ЧП. И при ведении боевых действий с каждого командующего, командира спрашивали за потери. С меня спрашивали, я со своих командиров. Кто воевал в Афганистане или в Чечне, знает, что сразу после боя проводится разбор, анализ каждой потери. И командиров, которые несли неоправданные потери, убирали. Ведь так можно вообще всех положить и не выполнить задачу. Так что на войне ответственность была даже выше, чем в мирное время. И офицеры, которые прошли "горячие точки", к вопросу жизни подчиненных относятся совсем по-другому. Они более принципиальны и не допускают подобного, потому что уже насмотрелись смертей. Поэтому мы будем всеми силами добиваться искоренения "неуставщины" и прочих уродливых явлений в войсках. Спрос с командиров будит самый жесткий. - Дальний Восток - зона относительно спокойная в плане террористической опасности. Но войска должны быть готовы отреагировать на угрозы терактов. Будет ли и как совершенствоваться взаимодействие с другими силовыми структурами с учетом вашего боевого опыта? - Тихих мест не бывает. США, казалось бы, омываются с двух сторон океаном. И все равно до них добрались. От террориста спрятаться нельзя. Да и не надо. Его надо искать и уничтожать. В плане подготовки - все, кто служил в Северо-Кавказском регионе, имеют богатый опыт организации взаимодействия, создания объединенных группировок, организации управления и на учениях, и в ходе боевых действий. Естественно, весь положительный опыт мы будем внедрять, тем паче, что я и защищался по теме создания объединенных группировок и планирования операций объединенными группировками. Будем проводить и совместные учения. - Любой офицер и генерал, прошедший горнило войны, отлично понимает, что важнейшей составляющей боевых успехов являются не только наличие профессионально подготовленных воинов, боеготовность и исправность техники, бесперебойный подвоз материальных средств, но и состояние ратного духа армии. Все выдающиеся полководцы с древности и до наших дней уделяли особое внимание вопросам морально-психологической закалки войск. Что в связи с этим вы считаете необходимым внедрять как в боевую подготовку, так и в повседневную жизнедеятельность войск? - Российский солдат во все времена отличался способностью не бояться трудностей и лишений войны, способностью превозмочь все и выстоять против самого сильного врага. И если к этим его качествам, всегда удивлявшим иностранных полководцев, добавлялась еще и твердая уверенность в том, что он воюет за правое дело, за Отечество, то победа была обеспечена. Это особенно важно сегодня, когда неотъемлемым элементом современной войны становится информационно-психологическое противоборство. Одна из главных составляющих успеха в бою - дух боевого товарищества, готовность к взаимовыручке. В здоровом воинском коллективе отступают на второй, даже на третий план личные различия, в том числе религиозные и национальные. Подразделение становится единым целым, сплоченным, объединенным стремлением к достижению общезначимой цели. Самый наглядный тому пример - боевые действия в августе-сентябре 1999 года в Дагестане. Наши солдаты и дагестанские ополченцы прикрывали друг друга, делились последним цинком патронов и куском хлеба, потому и смогли выстоять против многократно превосходящих сил чеченских ваххабитов и арабских наемников. А ведь еще в первую чеченскую кампанию тех самых дагестанцев считали, чуть ли не вражеской "пятой" колонной в нашем тылу! Воспитание ратного духа - это и воспитание причастности ко всей российской и советской военной истории. Надо не просто знать воинские деяния наших выдающихся предков, но и брать с них пример, чувствовать себя частичкой в неразрывном с ними строю защитников Отечества. - Благодарим вас за беседу. Интервью провели полковник Александр ПАСМУРЦЕВ и подполковник Владимир ПЫЛАЕВ |