25.07.2010: XXI КАДЕТСКИЙ СЪЕЗД
   
   «Помните, чье имя носите» - под таким девизом в Сербии с 25 июня по 5 июля 2010 года проходил XXI заключительный съезд объединений кадет русских кадетских корпусов за рубежом. Он посвящался светлой памяти короля мученика Александра I Карагеоргиевича. Благодаря выпускнику Пажеского корпуса, королю Александру I, десятки тысяч русских беженцев, среди которых были воспитанники кадетских корпусов, в годы Гражданской войны нашли приют в Королевстве Сербов, Хорватов, Словенцев. Вот почему в программе съезда кадет русского зарубежья было посещение усыпальницы короля Александра I в Опленце.
   

Торжественная Заря с Церемонией
   


   Торжественное открытие съезда состоялось 26 июня 2010 года в городе Белая Церковь, где с 1920 до 1929 года располагался Крымский кадетский корпус, а с 1929 года до 1944 года Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Заключительное заседание съезда прошло в городе Белграде.
   Председатель Объединения русских кадет в Аргентине И.Н. Андрушкевич рассказал «Русскому Вестнику», что в съезде участвовали около трех десятков русских зарубежных кадет практически со всего мира со средним возрастом около 85 лет. Включая сопровождающих родственников, на съезд прибыло из Русского Зарубежья около 100 человек.
   Из России в Сербию приехали представители Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет (председатель - Лавринец Ю.М., почетный председатель - генерал-майор Владимиров А.И.), Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет (председатель - Чечков А.И.). В рамках XXI съезда проходил Третий сбор кадет России. Для участия в обоих мероприятиях прибыли около 50 воспитанников Московского кадетского музыкального корпуса в составе духового оркестра и Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса, а также 17 директоров кадетских корпусов из различных регионов России.
   Традиционная торжественная Заря с Церемонией состоялась в бывшем помещении корпусного храма в Белой Церкви, в бывшем здании Крымского, а затем Первого Русского кадетского корпуса, специально предоставленного для этого Министерством обороны Сербии. Перед Зарей с Церемонией митрофорный протоирей Петр Бурлаков и протоиерей Василий Тарасьев отслужили молебен.
   Знаменщики вынесли и пронесли перед строем кадет, суворовцев и нахимовцев боевое знамя Сумского кадетского корпуса, русский и сербский флаги и знамя XXI кадетского съезда. Весь строй пропел «Отче наш» и «Спаси Господи люди Твоя». Кадетский военный оркестр исполнил, вместе со строем, исторические гимны Сербии и России «Боже правды» и «Боже, Царя храни!», кадетский гимн «Наш полк» и «Песнь дворянского полка». Было освящено знамя съезда и передано Московскому музыкальному оркестру. Зарей с Церемонией командовал председатель XXI кадетского съезда Г. А. Денисенко, а принимал посол Российской Федерации в Сербии А. В. Конузин.
   После перерыва в том же помещении состоялось официальное открытие Съезда. После минуты молчания в память короля Югославии Александра 1 и пения всеми молитвы «Вечная память» от имени русских зарубежных кадет выступил И. Н. Андрушкевич со словом в память короля мученика Александра I. Затем выступили посол РФ в Сербии А. В. Конузин. «Россия зарубежная, Россия Советская долгие десятилетия существовали параллельно, - сказал посол. Мы - дети одной страны, судьба которой всегда была нелегкой, часто драматичной. История Советского Союза оказалась противоречивой, как непростой была история русской эмиграции. Нас многое разделяло, нам многое претило. Но было у нас одно общее - любовь к нашей матери России. Чувство принадлежности к великой русской культуре, к огромному племени русских». С приветственным словом выступили мэр города Белая Церковь Желько Црногорац и ряд других видных гостей.
   На первом рабочем заседании XXI кадетского съезда председатель Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России (ОС СНКР) А. И. Чечков выступил с официальным заявлением, что суворовцы, нахимовцы и кадеты России принимают русские исторические кадетские и военные традиции и считают себя правопреемниками старых русских кадет. XXI кадетский съезд признал ОС СНКР своим правопреемником. Съезд особо подчеркнул, что поддерживает суворовцев, нахимовцев и кадет России в их усилиях «возродить полностью русскую педагогическую доктрину кадетского воспитания и образования».
   

Расстрелянная икона
   


   XXI кадетский съезд единодушно постановил и указал в своей Резолюции, что этот Съезд является «законным и легитимным заключительным кадетским съездом кадет росийских императорских и зарубежных кадетских корпусов». Все последующие кадетские собрания и встречи не будут иметь статуса Съездов. Съезд подтвердил все резолюции, обращения и постановления всех предыдущих кадетских съездов.
   XXI кадетский съезд выбрал Кадетский президиум, в который вошли председатели предыдущих кадетских съездов И. Н. Андрушкевич (Буэнос-Айрес), Д. В. Горбенко (Нью-Йорк), А. Г. Денисенко (Вашингтон) и А. И. Перекрестов (Монреаль) и, кроме того, А. М. Ермаков (Сан-Франциско), Н. Л. Корсаков (Париж) и В. М. Ротов (Виннипег). Председателем Кадетского президиума был выбран председатель съезда Г. А. Денисенко, а секретарем - секретарь съезда Г. В. Лукьянов. В случае необходимости Кадетский президиум имеет право кооптировать в свой состав дополнительных членов из кадет.
   В связи с предстоящим в 2012 году 200-летием Отечественной войны 1812 года и по инициативе одного суворовца из Санкт-Петербурга, съезд постановил обратиться к Президенту и правительству России с предложением восстановить Праздник Победы в Отечественной войне 1812 года, отмечавшийся 25 декабря, отмененный после 1917 года.
   Документы съезда будут опубликованы позднее.

+ + +


   Ряду участников съезда удалось побывать в знаменитом Цетинском монастыре в Черногории. Здесь в церкви Рождества Пресвятой Богородицы находятся безценные православные святыни - десница св. Иоанна Предтечи и частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также мощи свт. Петра Цетинского и другие святыни.
   Здесь же расположена резиденция черногорских митрополитов, в которой нас принял нынешний митрополит Черногорский и Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский Амфилохий (Радович) - один из виднейших иерархов Сербской Православной Церкви.
   Обратило на себя внимание, что в приемной митрополита висит небольшая икона Спасителя, изрешеченная пулями. Как сказал нам сам Владыка, он обнаружил ее в одном из храмов во имя пророка Ильи, а в стрельбе по иконе «упражнялись» югославские коммунисты.
   В кабинете митрополит Амфилохий с интересом выслушал наше сообщение о XXI съезде русских кадет и затем сам рассказал об истории приезда русских беженцев в Сербию.
   Владыка отметил, что как среди жителей Белой Церкви, так и по всей Сербии и Черногории сохранились самые теплые воспоминания о тех временах, когда у нас жили русские эмигранты и учились их дети. Кадетские корпуса были открыты в Сербии по распоряжению короля Александра I Карагеоргиевича, который очень любил Россию. Он и сам учился в Петербурге в Пажеском корпусе. Под его покровительством в Сербии плодотворно работали русские военные, ученые, врачи и представители других профессий.
   Русские эмигранты поражали чувством огромной любви к Родине и тоской по ней. Я знал, сказал владыка, одного преподавателя, бывшего полковника Русской армии, который всегда ходил в военной форме, правда, без погон. Он обладал обширнейшими знаниями по истории, которыми щедро делился с нами. Когда он шел по улице, все оглядывались ему вслед, настолько он был статным и представительным. Так вот, я знаю, что он каждый день перекладывал вещи в своем чемодане в надежде, что вот-вот последует известие о том, что можно возвращаться на Родину, в Россию. И таких людей среди русских эмигрантов было очень и очень много. Они жили надеждой на возвращение.
   Мне радостно было услышать, продолжил митрополит Амфилохий, что русские кадеты на своем последнем съезде почтили память короля мученика Александра I. Его убили в Марселе в 1934 году хорватские усташи, возглавляемые Анте Павеличем, и болгарские террористы. Не исключено, что в заговоре участвовали либералы и коммунисты. Король Александр I стал первой жертвой международного фашизма. Он готовил антифашистское объединение балканских стран. И эти его планы сильно мешали фашистам.
   Мы знаем, что русские эмигранты были очень благодарны королю Александру I за то, что он принял их в Сербии, которая стала центром русского зарубежья. Не случайно ему были переданы бесценные православные святыни, вывезенные из большевистской России, где им, возможно, грозило уничтожение, - десница Иоанна Крестителя, частица Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, которые до этого дочери императрицы Марии Феодоровны вручили митрополиту Антонию (Храповицкому). Во время войны в 1941 году король Петр II, сын Александра I, спрятал их в Острожском монастыре. В 1952 году коммунисты забрали эти святыни, но после всех событий конца двадцатого века десница Иоанна Крестителя и частица Животворящего Креста Господня были возвращены Церкви. Филермская икона Божией Матери, к сожалению, до сих пор находится в национальном музее г. Цетинье.
   На просьбу поведать о личных воспоминаниях в связи с отношениями с Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью, создававшейся в Сербии, владыка сказал:
   Наша Сербская Церковь никогда не прерывала связей с Русской Православной Церковь Заграницей. Это не совсем приветствовалось Московской Патриархией. Однажды Патриарх Алексий 2 высказал претензию: «Почему вы сослужите с раскольниками?» Наш старейший в то время архиерей Стефан Жичский ответил ему: «Ваше Святейшество, это все наши друзья, мы вместе учились богословию». Ведь Зарубежная Церковь при митрополите Антонии (Храповицком) оформилась у нас, в Сремских Карловцах, их принимали и Патриарх Варнава, и король Александр I.
   Большие воспоминания меня связывают с митрополитом Лавром, при котором произошло воссоединение Русской Церкви. Это был удивительный архиерей, молитвенник за Россию и русский народ. Воссоединение Русской Церкви невозможно представить без тех усилий, который приложил для этого митрополит Лавр, так же, как и Патриарх Алексий II.
   Мне радостно сознавать, что и я как-то причастен к этому событию. Меня пригласили в Сан-Франциско на IV Всезарубежный съезд, чтобы я участвовал в нем от имени Сербской Православной Церкви. Я делал доклад об отношениях Сербской и Русской Православных Церквей, а также об отношении Сербской Церкви к экуменическому движению и отвечал на многочисленные вопросы. Эта была подготовка к предстоящему объединению.
   Мое участие в этом Всезарубежном съезде проходило с ведома Патриарха Алексия II. У него была просьба, чтобы мы не сослужили с представителями Зарубежной Церкви, что поставило меня в затруднительное положение, ведь священнослужители Сербской Церкви всегда сослужили с представителями Русской Зарубежной Церкви с 1920-х годов. И я лично сослужил Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Филарету (Вознесенскому).
   Когда я приехал в Сан-Франциско, то меня встретили с необыкновенной теплотой и, конечно же, принесли все необходимое облачение для службы. Я не мог сказать о том, что не могу сослужить, и решил принять участие в службе.
   Когда по результатам Всезарубежного съезда была принята Резолюция, в которой была высказана решимость епископата, духовенства и паствы Зарубежной Церкви установить евхаристическое общение с Матерью-Церковью, то в кулуарах многие говорили, что на ее принятие во многом повлияло мое участие в богослужении с иерархами Зарубежной Церкви.
   В Москве же, когда я участвовал в принесении в Россию из Черногории десницы Иоанна Крестителя, что происходило очень торжественно, я в алтаре подошел под благословение к Патриарху Алексию II и рассказал ему о своем участии во Всезарубежном съезде. Святейший посмотрел на меня и, махнув рукой, сказал: «Ну, вы, сербы, всегда были такими». А спустя год после этого был подписан Акт о воссоединении Русской Церкви.
   

Митрополит Амфилохий, С.П. Штин (слева) и А.А. Сенин
   

+ + +


   Митрополит Амфилохий родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 г., в небольшом селе Баре Радовича в Нижней Мораче в семье потомков воеводы Мины Радовича, одного из знаменитых черногорских вождей XIX века, и был крещен с именем Ристо (Христос).
   Владыка является одним из виднейших современных православных богословов мирового значения. Его богословские труды известны во всём мире, однако на русском языке издан только небольшой сборник работ. Научная деятельность владыки проникнута дыханием св. отцов церковного предания, ведь его духовное возрастание и становление проходило под влиянием таких столпов Православия, как прп. Иустин (Попович) и старец Паисий Святогорец.
   В мае 1985 г., после избрания его епископом Банатской епархии, переезжает в Цетинье. 30 декабря 1991 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.
   Митрополиту Амфилохию (Радовичу) с помощью духовенства и народа удалось восстановить большое количество церквей и монастырей, построить новые. Увеличилось число священников и монашествующих. С 1992 г. в Цетине начинает издаваться журнал Митрополии Черногорско-Приморской «Светигора». Издательство «Светигора» осуществляет активную издательскую деятельность. Также с 1992 г. в Цетине возобновляет свое существование Духовная академия, закрытая коммунистами в 1945 г. В 1998 г. начинает свою работу радио «Светигора».
   Духовно-миссионерская служба митрополии открывает духовные центры, магазины духовной литературы. Создано несколько церковных хоров по всей Черногории. Начато восстановление знаменитого монастыря Подмаине, более 150 лет находившегося в запустении; монастыря святого Архангела Гавриила близ города Тиват и множество других. Все это делается во многом благодаря архипастырским трудам Преосвященного Амфилохия, митрополита Черногорского и Приморского.
   

Подготовил А.А. СЕНИН

 
  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
технический дизайн ALBION