С генерал-лейтенантом Чиковани я познакомился в мае
этого года на московской встрече нахимовцев разных лет. Когда разговорились,
то оказалось, что за плечами у Владимира Окропировича, выпускника Тбилисского
нахимовского военно-морского училища 1956 года, не только многолетняя
служба в Вооруженных Силах СССР, но и не менее длительная - в структурах
МВД и вооруженных силах Республики Грузия. В Москве в далеко неоднозначные
времена он представлял грузинские ВС и был заместителем начальника Штаба
по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. Одновременно
ему предписали исполнять обязанности военного атташе Грузии в странах
Содружества.
После увольнения в запас генерал-лейтенант Владимир Чиковани получил российское
гражданство. Сейчас работает консультантом в ведомственных организациях,
использующих телекоммуникационные системы и предназначенных для поддержания
безопасности. Кроме этого, Владимир Окропирович стал одним из организаторов
Международного клуба министров обороны государств - участников СНГ. В
настоящее время является советником президента клуба - руководителем исполнительного
аппарата международной общественной организации. Помимо этого, он участвует
в работе ветеранов кадетского движения. Избран председателем совета старейшин
и главным старейшиной «Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и
кадет России».
На одном из сайтов, посвященных нахимовцам, прочитал чье-то примечание,
что Владимир Окропирович Чиковани - это «нахимовец с неимоверно сложной
служебной судьбой», вобравшей в себя без малого половину минувшего столетия...
ДЕТСТВО Володя Чиковани провел в Грузии, куда родители Окропир
Ивлианович и Нина Михайловна, познакомившиеся во время учебы в Саратовском
государственном медицинском институте, получили свое распределение.
Непродолжительное время они работали в Арамянцевской больнице в самом
Тбилиси, где и родился Чиковани-младший. Однако вскоре руководство страны
провозгласило лозунг "Врач на деревню", и молодых специалистов направили
в Абхазию: сначала в деревни Адзюбжа, Кодори и Варча Бабушерского района,
а затем - в приморский город Очамчире, расположенный в пятидесяти километрах
от столицы Абхазии - Сухуми.
С началом Великой Отечественной
войны курортный район стал фронтовым тылом, его больницы - военными
госпиталями, а Чиковани-старший, военврач 3 ранга, - их главным врачом.
Окропир Ивлианович пользовался большим авторитетом среди местного населения.
В характеристике на отца, подготовленной так называемой "тройкой", состоявшей
из председателя исполкома, уполномоченного НКВД и судьи, это подчеркивалось
особо. Отмечали также, что "для приобретения лекарств доктор Чиковани
часто оставлял бедным семьям свои деньги".
Мать, также военный врач, работала
главврачом в гарнизонной поликлинике в местечке Кодори, близ деревни
Варча в Сухумском районе, где дислоцировалось большое количество воинских
частей. Нина Михайловна пользовалась там таким же авторитетом, как и
ее супруг. После ее скоропостижной смерти по просьбе варчинских жителей
"оставить любимого доктора с ними" ее похоронили на местном кладбище.
Володе в то время было всего лишь пять лет.
Прошло время. Отец женился во
второй раз на удивительно доброй и прекрасной души женщине Нали Михайловне
Маргания, которую и сегодня Владимир Окропирович избегает называть мачехой:
настолько близким человеком она для него оказалась. И отец, и мать были
людьми очень образованными, оставили сыну прекрасную библиотеку, из
которой много позднее он передал в дар Главному клиническому военному
госпиталю имени Бурденко ряд раритетных медицинских изданий академического
профиля.
Вскоре судьба нанесла восьмилетнему
мальчику очередной удар: в 1946 году Володя стал сиротой. Его забрали
к себе на воспитание отцовские родители - бабушка и дедушка. Время было
трудное и голодное, поэтому они обратились с письмом в ЦК ВКП(б) с просьбой
определить внука, "сына, как они написали, замечательных людей", в суворовское
военное училище. И в 1950 году Владимир стал воспитанником Нахимовского
военно-морского училища, еще в 1943 году созданного в Тбилиси, находившегося
в глубоком тылу, по распоряжению Правительства СССР.
Великая Отечественная война стала
для Советского Союза тяжелейшим испытанием. Однако наш великий народ
в очередной раз выстоял и победил! Но высокую цену заплатили мы за низвержение
фашизма. И одним из страшных последствий войны было большое количество
детей-сирот. Еще не минуло лихолетье, а руководство страны, заботясь
об их дальнейшей судьбе, решило создать специализированные военные учебные
заведения для таких детей: нахимовские военно-морские и суворовские
военные училища. Еще значительная часть территории нашей страны была
оккупирована, еще шла смертельная бойня, а освобожденные города и села
лежали в руинах. Народ в неимоверном напряжении изыскивал средства для
обеспечения побед на фронтах. И тем значительнее исторический эффект
от принятого решения. Более того, от его быстрого и качественного претворения
в жизнь.
НАРОДНЫЙ
комиссар Военно-морского флота адмирал Николай Герасимович Кузнецов,
исходя из решения Совнаркома и ЦК ВКП(б) "О неотложных мероприятиях
по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов"
(в нем предписывали создать девять суворовских военных училищ), по представлению
начальника военно-морских учебных заведений контр-адмирала Рамишвили
и с одобрения Правительства СССР принял решение о создании военно-морских
подготовительных училищ, которым присвоили имя легендарного отечественного
флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова. Приказ наркома ВМФ от
16 октября 1943 года "Об организации НВМУ" предписывал сформировать
к 1 января 1944 года в городе Тбилиси Нахимовское военно-морское училище
численностью до 600 воспитанников. Срок обучения - восемь лет. Цель
- подготовка мальчиков к поступлению в высшие военно-морские училища
и последующей службе в ВМФ страны в офицерском звании. В училище решили
принимать подростков с десятилетнего возраста и с образованием не ниже
двух классов средней школы.
28 октября 1943 года в город Тбилиси
прибыли заместитель начальника военно-морских учебных заведений генерал-майор
А. Татаринов и помощник начальника ВМУЗ по учебной части капитан 1 ранга
Н. Изачик. И уже 13 декабря 1943 года было принято постановление СНК
и ЦК ВКП(б) Грузии о передаче Нахимовскому ВМУ зданий и помещений бывшей
средней школы № 2, где в годы войны находился военно-морской госпиталь
№ 40. А 1 января 1944 года приказом начальника ВМУЗ ВМФ училище получило
официальное наименование - Тбилисское нахимовское военно-морское училище.
За этими сухими строками скрыт
тот неимоверно тяжелый и напряженный организационный труд коллектива
людей, которые, проникнувшись идеей спасения пострадавших от ужасов
войны и обездоленных ею мальчишек, объединили патриотический порыв с
государственным делом подготовки кадров профессиональных военных моряков.
Работу вели одновременно по всем направлениям: готовили материально-техническую
базу для создаваемой воинской части; формировали кадры для служб училища
- учебного отдела, строевой части, снабжения и тыла, медицинской службы.
Особое внимание уделяли преподавателям и воспитательскому составу.
Одновременно набирали воспитанников.
По всем войсковым частям действующих армии и флота развернулась работа
для откомандирования на учебу в НВМУ прежде всего сынов полков, экипажей
кораблей. Военкоматы страны подбирали кандидатов из осиротевших в войну
детей. Их состав был очень "разношерстным": случалось, ребят привозили
из очень глухой глубинки и они никогда не видели городов, городского
транспорта. Мало кто до училища бывал в театрах, да и кино видели очень
немногие.
Наименьшим учебным подразделением
был класс (взвод) численностью в 25 воспитанников. И первоначально очень
многие взводы младших классов состояли в основном из 12-14-летних мальчишек
независимо от ступени обучения - это было прямое следствие войны: кто-то
учился, а кто-то был в составе воевавших частей. В каждом взводе были
офицер-воспитатель и помощник офицера-воспитателя (мичман либо старшина
сверхсрочной или срочной службы).
- Среди первого набора тбилисских
нахимовцев, - вспоминал Владимир Окропирович, - были мальчишки, имевшие
награды за проявленную доблесть и отвагу в бою. Например, Вася Осадчий
имел три награды, а Боря Сафонов и Вася Петров - по две медали. Были
и другие ребята, гордо носившие на флотской "форменке" боевые награды.
ИЗ ВМФ в училище на должности
офицеров-воспитателей и их помощников отбирали наиболее опытных и грамотных
офицеров, мичманов и старшин. Ведь перед ними стояла неимоверно трудная
задача: не только отогреть мальчишеские сердца, хлебнувшие горя и нечеловеческих
лишений в самой ужасной войне человечества, заменить им потерянных родных,
но и зажечь стремление все преодолеть и стать на путь служения Родине
в самом непосредственном смысле. И при всем этом дать мальчишкам то,
что безжалостно отняла война - ощущение любви и заботы честных, добрых
и близких людей!
О том, что воспитательский состав
всех уровней и рангов блестяще справлялся с трудными и многочисленными
задачами, красноречиво говорит тот факт, что часть офицерского корпуса
ВМФ, носящая на груди нахимовский значок, всегда открывает списки Героев
Советского Союза и России, занимает ведущие командные и управленческие
должности. Их имена неизменно среди тех, кто первым торит дороги в освоении
новой техники и образцов оружия, горизонтов службы во славу флота Родины.
Много их и среди тех, кто не задумываясь совершал подвиги, служа по
чести, совести и правде!
Тщательно отбирали для НВМУ и
преподавательский состав. Ведь программа обучения в училище была шире,
чем в обычной средней школе. Конечно же, большое внимание также уделили
физической и общевойсковой подготовке, основам военно-морского дела.
По каждой из учебных дисциплин был подобран коллектив педагогов-фанатов
в лучшем смысле слова. На каждом учебном цикле были свои педагоги -
"звезды", на некоторых же циклах блистали целые "созвездия"!
И преподавательский состав Тбилисского
НВМУ справился со всеми задачами обучения будущих защитников Отечества
выше всяких похвал. Свидетельством тому стало, во-первых, то, что в
каждом выпуске было множество медалистов - от 7 до 27 человек! Во-вторых,
в дальнейшем многие из воспитанников стали не только военными, но и
известными учеными, конструкторами, преподавателями вузов с учеными
званиями и степенями. Ряд выпускников удостоен Государственных премий
и орденов. Те же, кто прошли полную дорогу по флотской стезе, стали
либо блестящими командирами современных кораблей и выросли в опытных
военачальников ВМФ, получивших высокие командные должности, либо стали
на флотах флагманскими специалистами разных степеней, чьи достижения
также отмечены страной.
Но это было уже гораздо позже.
А тогда, в 1943 году, работы по созданию первого Нахимовского военно-морского
училища в городе Тбилиси широко развернулись сразу же после объявления
приказа наркома ВМФ СССР. 13 декабря к новому месту службы прибыл начальник
училища контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский. Потомственный моряк,
окончивший в 1910 году Морской корпус, грамотный офицер и человек высоких
душевных качеств, он подобрал группу надежных помощников и обеспечил
эффективную реализацию всех организационных мероприятий. С июня 1944
года училище возглавил капитан 1 ранга Игорь Алексеев, так как контр-адмирал
Владимир Рыбалтовский вступил в должность начальника ВВМУ имени Фрунзе.
Несмотря на все еще сложную обстановку
на фронтах Великой Отечественной, страна обеспечила обмундированием
нужных размеров всех воспитанников училища. Многое просто перешивали
по детским меркам. А нормы довольствия нахимовцам установили по нормам
обеспечения подводников.
И вот к установленному сроку все
уже было сосредоточено на складах училища. Прибывающих ребят направляли
вначале в Кобулети: в первый лагерь в селе Кикеты (около курорта Сурами),
где воспитанники НВМУ получали первые уроки морской этики и воинских
правил поведения. Здесь обретались навыки уставной жизни и несения служебных
нарядов. Это было все, что входило в курс молодого краснофлотца и обеспечивало
функционирование военно-морской части. Здесь же зарождалась любовь к
морской форме и гордость за принадлежность к славному ВМФ!
- Все усилия командования были
направлены на то, чтобы выполнить главную поставленную задачу: с 1 января
1944 года начать в НВМУ сам учебный процесс, - рассказывал генерал-лейтенант
Чиковани. - К этому дню создали и укомплектовали воспитанниками, офицерами
и помощниками офицеров первые пять классов: 231, 241, 251, 311 и 321-й.
А к 10 января - еще девять классов: 232, 233, 242, 243, 252, 301, 322
и 323-й. Так в Тбилисском нахимовском военно-морском училище началась
своя кипучая жизнь.
Хотя еще длительное время в НВМУ
проводились разные мероприятия, направленные на развитие и совершенствование
учебного процесса. Начались и регулярные строевые занятия в составе
взводов и рот, а позже и в составе училища. Именно такие занятия придавали
нахимовцам достойный воинский вид - это и красивое движение, и четкое
исполнение команд, образцовый и безукоризненный флотский лоск. Обучение
этим премудростям проводили начальники всех ступеней и рангов. И воспитанники
усердно этим занимались, хотя, конечно, достаточно большому количеству
мальчишек это не так уж и нравилось.
Но не меньшее значение придавали
в НВМУ укреплению здоровья воспитанников и совершенствованию их физической
выносливости. С первых же дней пребывания всех приучали к ежедневной
утренней физической зарядке - исключений не было! Подъем, короткий утренний
туалет и бегом на зарядку. Суточный наряд "отслеживал" погоду и устанавливал
форму одежды на зарядку - как правило, это были трусы и голый торс,
в непогоду - брюки и тельняшка. Зарядку отменяли лишь в сильную непогоду
и по праздничным дням: ведь надо же было успеть подготовиться к построению
по "Большому сбору". Хотя самой зарядкой обычно руководили старшины
- в составе роты очень часто проводились общеучилишные зарядки под руководством
специалистов цикла физической подготовки и под... звуки духового оркестра
училища.
ОСОБОЕ внимание физической
выносливости уделяли также и в летних лагерях. 11 мая 1948 года на Черном
море в местечке Фальшивый Геленджик (ныне это Дивноморск, расположенный
под Геленджиком) организовали первый летний лагерь НВМУ. Его начальником
стал капитан Бользин, а командиром лагерного сбора - старший лейтенант
Ченчик. Цикл физической подготовки использовал этот период для закаливания
ребят - ежедневные купания в море, совершенствование выносливости и
спортивного мастерства. В лагере проводили различные соревнования по
спортивным играм, кроссы, товарищеские встречи с командами воинских
частей, расположенных поблизости. Но, естественно и безусловно, основной
упор в лагере ТНВМУ все же делали на закреплении и отработке навыков
по военно-морской подготовке, которые прививали теоретически весь учебный
год. Львиная доля времени отдавалась практическим занятиям шлюпкой -
гребле и парусу. При этом нахимовцев, конечно же, под руководством офицеров
и старшин, учили самостоятельно управлять шлюпкой и ее командой. Порой
это происходило в довольно свежий ветер.
А на берегу их ждали флажный семафор,
азбука Морзе и боцманское дело во всех проявлениях: от вязания простых
узлов и соединения "концов" до производства сложных "изделий" - огонов,
кранцев, матов и тому подобного.
Повседневный комплекс мер по привитию культуры "детям войны"
также был многообразен. Их строго обучали правилам пользования салфеткой
и столовыми приборами, норма этикета, правильной и образной речи. Знакомили
с сокровищами культуры: музыкой, живописью и музеями Грузии. Посещения
театров города Тбилиси - от ТЮЗ до Академического театра оперы и балета
имени Палиашвили - были регулярными и постоянными во все годы обучения.
Нахимовцам показывали и мировую классику, и грузинскую, например балет
"Горда", созданный по историческим мотивам. На уроках в НВМУ их учили
рисовать, а в музеях показывали творения художников. Видимо, неспроста
многие нахимовцы в зрелые годы отдавали свой досуг живописи и маринистике.
Леонид Николаевич Потапов так много сил и своего педагогического таланта
отдал мальчишкам, что некоторые из них всю жизнь, будучи уже специалистами
суровой мужской профессии защитника нашей Родины, не расставались с
мольбертом и кистями. А преподаватели танцев из вчерашних деревенских
увальней и нескладных мальчишек делали вполне блестящих кавалеров, владевших
бальными и современными па. Нахимовцы и их не забыли. Так самозабвенно
эти педагоги отдавались работе с нахимовцами.
К СОЖАЛЕНИЮ, в сентябре 1955 года
директивой главкома ВМФ Тбилисское нахимовское военно-морское училище
было расформировано. Этим же решением оставшиеся роты (9-й и 10-й классы)
общей численностью 315 человек перевели в Ригу во 2-е Высшее военно-морское
училище подводного плавания, которым до 1956 года командовал контр-адмирал
Безпальчев, а позже - контр-адмирал Федоров. Из двух классов тбилисских
нахимовцев в ВВМУПП сформировали подготовительное отделение. Им также
сохранили морскую форму с нахимовскими знаками отличия. Знамя ТНВМУ
сдали на хранение в Центральный Военно-морской музей в Ленинграде...
О времени учебы в Тбилисском нахимовском
военно-морском училище Владимир Окропирович вспоминает с особой теплотой.
По его словам, эти детские годы были подарком, о котором только и может
мечтать юноша. Как в самом училище - в Тбилиси, так и в легендарной
бухте с названием Фальшивый Геленджик - скрытой морской базе торпедных
катеров Черноморского флота, где у училища был свой летний учебный центр,
их воспитывали и закаляли, как настоящих моряков. С малых лет им прививались
славные традиции Российского флота, культура, любовь к книгам и искусству,
этика и нормы поведения будущего морского офицера, давалось прекрасное
среднее образование. Воспитатели - офицеры и старшины, в недавнем прошлом
- участники сражений на фронтах Великой Отечественной войны, обучали
нахимовцев практическим навыкам хождения в море на торпедных катерах,
были стажировки на эсминцах и линкоре "Новороссийск". А на историческом
парусном корабле "Дунай" юные моряки помимо освоения азов такелажного
дела, введенного в предмет обучения еще Петром Первым, заходили в порты
боевой славы ВМФ: Туапсе, Новороссийск, Севастополь и Одессу - где они
обязательно посещали места сражений и отдавали почести погибшим за Родину
ее защитникам.
- Большое внимание в нашем обучении
в ТНВМУ уделяли общевойсковой подготовке, - рассказывал Владимир Окропирович.
- Стреляли из всех видов стрелкового оружия, разыгрывали боевые действия
в обороне и наступлении взводов и рот в прибрежных лесах местечка Джанкой,
что под Геленджиком.
Но одними из самых неизгладимых
впечатлений, по словам генерал-лейтенанта Владимира Чиковани, остались
у него от участия Тбилисского нахимовского военно-морского училища в
военном параде в Москве на Красной площади 7 Ноября 1952 года. Парадом
командовал Маршал Советского Союза Георгий Жуков, а принимал парад войск
лично Генералиссимус Иосиф Сталин.
Кстати, о заботе, проявляемой
к детям-нахимовцам, говорил и тот факт, что подготовка к параду, которая
началась за месяц до его начала, сопровождалась регулярными посещениями
театров, музеев, памятников и исторических мест столицы. В дальнейшем
все это, привитое в Нахимовском училище с самого детства, очень пригодились
Владимиру в его становлении как профессионального военного, офицера,
командира-воспитателя, защитника Отечества.
Кстати, рассказывая о генерал-лейтенанте Чиковани, нельзя не
отметить один эпизод, который произошел с Владимиром на площади перед
Речным вокзалом, где перед парадом проходила строевая подготовка тбилисских
нахимовцев. Красивая женщина в парадной форме офицера речного флота
в перерыве между занятиями раздавала маленьким морякам конфеты и лимонад.
Доставались лакомства и четырнадцатилетнему Володе. И, конечно же, не
мог тогда даже и предположить нахимовец Чиковани, что пройдет еще тринадцать
лет и эта дивная женщина - Зинаида Михайловна Грибкова - окажется мамой
Светланы, жены Владимира Окропировича.
НО ГЛАВНОЕ, что дало Тбилисское
Нахимовское военно-морское училище воспитаннику Чиковани и его однокашникам-сверстникам,
другим питомцам училища разных лет, осиротевшим в годы страшнейшей войны,
не по-детски испившим горькую чашу лихолетья, - это надежду на достойную
жизнь в будущем, на то, что страна и государство не отбросят их на обочину
вновь зарождающейся жизни.
- Нас спасли в прямом смысле этого
слова, - говорил Владимир Окропирович. - Нас воспитали настоящими людьми,
защитниками Родины. Мы всегда были готовы на самопожертвование ради
нее. Я часто мысленно сравниваю свою жизнь с историей спартанцев: они
были щитом своего общества. А мы - своего, естественно. И я очень горд
и доволен тем, что в свое время был нахимовцем, офицером. Однако самая
главная заслуга Нахимовского военно-морского училища, я считаю, в том,
что стал полноценным человеком общества. Как, впрочем, и многие мои
однокашники - тбилисские нахимовцы.
Например, контр-адмирал Станислав
Петров служил на Тихоокеанском флоте, побывал во всех "горячих точках"
от Красного моря и Баб-Эль-Мандебского пролива до порта Манагуа в Никарагуа,
объездил и облетел все континенты от Канады и Новой Зеландии до Виргинских
островов, кавалер многих государственных наград. А контр-адмирал Евгений
Горожин командовал атомной подводной лодкой и военно-морской базой,
дислоцированной на архипелаге Новая Земля.
Капитану 1 ранга Юрию Филипьеву
за освоение новой техники и проявленное при этом мужество присвоили
высокое звание Героя Советского Союза. Капитан 1 ранга Алексей Полетаев
за поход на атомоходе к Северному полюсу был награжден орденом Красного
Знамени.
Лев Ашчьян стал кандидатом технических
наук. Окончил МАИ и Академию внешней торговли, работал сотрудником внешней
торговли, в свое время объездил все социалистические страны, а также
побывал в ФРГ, США, Мексике, Иране и Афганистане. Анатолий Баркалая
стал биофизиком и старшим научным сотрудником Министерства здравоохранения
России. Геннадий Зубченко и Сулико Чутксрошвили также получили степень
кандидата технических наук. И этот перечень можно продолжать еще долго...
В 1956 году по завершении учебы
Владимира Чиковани без экзаменов зачислили в Военно-морское техническое
училище связи в Кронштадте. Командование, характеризуя тогдашнего курсанта
Чиковани, отмечало в первую очередь его высокую подготовленность, скромность
и хорошие организаторские способности. Его избрали секретарем комсомольской
организации, а за успехи в учебе и общественной работе наградили ценным
подарком от министра обороны СССР и грамотой ЦК ВЛКСМ.
В 1959 году лейтенант Владимир Чиковани
успешно окончил военное училище, стал дипломированным специалистом дальней,
радиорелейной и проводной связи. Получил назначение на Краснознаменный
Черноморский флот в город Севастополь, где вступил в должность командира
группы 18-й подводно-кабельной партии, обеспечивавшей связью порт и
корабли.
Однако это уже совсем другая история...
.
На снимках: Контр-адмирал Юрий ЕФИМОВ (слева) и генерал-лейтенант
Владимир ЧИКОВАНИ с московскими морскими кадетами; Поход на шлюпках;
На уроке географии; Выпускники Тбилисского НВМУ: (слева направо) контр-адмирал
О. ЧЕФОНОВ, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Ю. ФИЛИПЬЕВ, контр-адмирал
С. ПЕТРОВ, капитан 1 ранга В. АЛЕКСЕЕВ, генерал-лейтенант В. ЧИКОВАНИ,
капитаны 1 ранга В. ШЕВЧЕНКО, И. ЧЕФОНОВ, В. СИДЕНКО.