Воспитание
благородного
юношества
есть
первейшее
и
наилучшее
средство
к
заведению
хороших
офицеров...Нет
ничего
пагубнее,
как
вверять
оное
частным
людям,
даже
и
самим
родителям;
живые
примеры
сие
подтверждают.
Один,
проведя
все
свое
время
в
гражданской
службе,
препятствует
своему
сыну
вступить
в
военное
поприще
и
весьма
часто
вопреки
его
наклонностям
готовит
его
в
судьи
или
дипломаты.
Другой,
служа
век
свой
капралом
и
офицером,
взяв
крест
на
приступе,
и
обязан
будучи
своим
именем
одной
своей
храбрости,
мнит,
что
науки
бесполезны
для
его
сына.
Мать
же,
ежели
она
старинного
века,
то
морит
своего
сына
над
часовником...
и
другими
тому
подобными
книгами.
Новомодная
барыня
наряжает
своего
сына
купидончиком
или
еще
в
женское
платье,
как
будто
бы
русское
недостойно
дворянина;
одна
кричит:
я
не
хочу,
чтобы
мой
сын
был
ученый
педант,
и
учит
его
танцевать
и
болтать
по-французски.
Другая:
я
хочу,
чтоб
мой
сын
был
военный,
учит
его
фехтовать,
ездить
верхом
и
сим
образом
готовит
его
в
генералы.
Наконец
есть
и
такие,
которые,
разрядившись
в
кружева
и
в
тонкое
прозрачное
платье,
намазав
лице
свое
и
шею
белилами
и
опрыскав
себя
духами,
говорят:
я
хочу,
чтоб
мой
сын
был
светской
человек;
чтоб
он
был
любезен;
я
терпеть
не
могу
этих
странных
ученых;
к
чему
математика,
геометрия,
фортификация?
я
не
хочу
его
отдать
в
пушкари...
Вот
какое
бывает
домашнее
воспитание,
которое
почти
всегда
препоручается
иностранцам;
но
что
это
за
люди?
Редкий
из
них
вынужден
оставить
свое
отечество
каким-нибудь
истинным
несчастьем.
Большая
же
часть
оставила
оное
единственно
оттого,
что
по
недостатку
истинных
достоинств
не
могут
в
нем
снискать
пропитания,
или
для
избежания
какого-нибудь
заслуженного
ими
наказания.
Ребенок
слышит
от
него,
что
русское
все
дурно
и
глупо,
отец
его
восхищается
английскими
сапогами,
мать
французскими
кружевами,
и
оба
клянут
Россию
за
то,
что
она
не
производит
таковых
драгоценностей.
Послали
слугу
купить
ребенку
шляпу,
шляпа
куплена
в
русских
рядах:
какой
дурак,
говорит
мать,
может
ли
быть
что
порядочное
в
русских
рядах?
Дома
все
говорят
по-французски
или
по-немецки,
ребенку
запрещают
говорить
по-русски...
Ребенок
не
слышит
никогда
про
Отечество
и,
пока
живет
дома,
едва
ли
знает,
что
значит
сие
священное
слово.
Нет!
ребенок
принадлежит
не
родителям,
а
Отечеству;
Отечество
должно
быть
для
него
святее
всего
на
свете,
все
воспитание
его
должно
клониться
к
тому,
чтоб
его
сделать
не
только
годным,
но
и
отличным
слугою
своим
согражданам,
добрым
сыном,
добрым
отцом;
без
любезных
государство
обойтися
может,
а
без
сынов
Отечества
—
никогда…
Итак,
правительство
не
может
поверить
частным
людям
воспитание
дворянства.
Одному
правительству
подлежит
воспитание
благородного
юношества.
В
каждой
губернии,
где
народный
язык
есть
русский,
должна
быть
дворянская
школа,
в
которую
неотменно
входили
бы
все
дворянские
дети
десятилетнего
возраста....
Те,
которые
выдержат
вышепомянутый
[по
окончании
школы
-
прим.] экзамен,
должны
поступать
в
государственные
военные
школы
или
в
так
называемые
кадетские
корпуса.
Я
желал
бы,
чтоб
все
военные
школы,
как
губернские,
так
и
государственные,
были
под
управлением
коренных
русских
дворян…Все
чиновники,
определяемые
в
сии
школы
для
присмотру
за
поведением
детей,
должны
быть
военные
люди;
не
молодые;
страстями
не
порабощенные;
но
заслуженные
и,
преимущественно,
на
войне
изувеченные.
|
В
губернских
военных
школах
никаких
строев
не
заводить:
ибо
дети
должны
там
быть
слишком
малолетни, |
|
в
строях
же
государственных
военных
школ
или
кадетских
корпусах
за
унтер-офицерров
отправлять
самим
воспитанникам,
отличающимся
в
науках,
а
за
обер-офицеров
тем
кадетам,
которые
уже
выдержали
экзамен
в
чистой
математике,
артиллерийской
и
инженерной
науке
и
остались
в
училище
для
выслушания
курсов
смешанной
математики,
физики,
химии
и
проч.
Сим
кадетам
носить
офицерский
мундир,
и
кончив
им
предназначенное
учение,
они
должны
поступать
в
гвардию; |
в
камерах
одному
воспитаннику
над
другим
не
надсматривать,
ибо
ребенок
за
ребятами
смотреть
не
может:
ежели
он
добр,
то
он
сам
шалить
с
ними
станет;
ежели
ж
он
строг,
то
сие
значит,
что
он
зол,
а
злых
не
должно
терпеть
ни
в
каком
обществе...
Теперь
у
нас
два
пути
ведут
к
чинам,
старшинство
и
отличие.
Опыт
показал,
что
государство
только
тогда
имеет
великих
полководцев,
когда
отворен
сей
последний
путь
...надо
поощрять
храбрость,
ибо
хотя
и
говорят
некоторые,
что
храбрость
без
ума
ни
на
что
не
надобна;
но
военному
человеку
и
ум
без
храбрости
ни
на
что
не
нужен:
однако
же
познания
должны
быть
столь
же
поощряемы,
сколько
и
храбрость,
но
разным
образом.
Познания
должны
быть
поощряемы
чинами,
а
храбрость
–
орденами;
ибо
для
каждого
чина
потребна
особая
степень
сведений,
а
храбрость,
хотя
и
необходима
для
всех,
однако
же
не
должна
без
помощи
сведений
доставлять
чины...
Итак,
главнейшие
средства
к
заведению
офицеров
со
сведениями
суть:
|
хорошее,
общее
и
единообразное
воспитание
благородного
юношества |
|
просвещенное
начальство;
|
|
употребление
при
всякой
войне
сколь
возможно
более
офицеров
и |
|
производство
за
отличие
в
науках. |
«Военный
журнал»,
кн.11.
Спб.,
1811 |