Краткие методические указания
о статусе уполномоченного представителя группы избирателей
кандидата в Президенты Российской Федерации
в порядке самовыдвижения
(процедура уведомления ЦИК РФ и последующий сбор подписей)

г. Москва 05 декабря 2011 года

В соответствии со статьями 33, 34, 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 34 и 36-39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", самовыдвижение кандидата в Президенты Российской Федерации производится путем уведомления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

Уведомление ЦИК РФ и последующий сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата осуществляется в следующем порядке:

1.  

Статус уполномоченного представителя группы избирателей особо закреплен в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации", специально оформляется и регистрируется в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Согласно пп.3) п.5 ст.34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - ФЗ-19), уполномоченные представители группы избирателей назначаются решением собрания группы избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей).

Решение собрания группы избирателей оформляется соответствующим протоколом собрания группы избирателей, в котором перечисляются все уполномоченные представители и сведения о них.

Согласно пп.2) п.5 ст.34 ФЗ-19, в ЦИК РФ предоставляется список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя.

К указанному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность (образец письменного согласия прилагается).

Согласно п.11 ст.34 ФЗ-19, при представлении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации ходатайства о регистрации группы избирателей и прилагаемых к нему документов кандидат (уполномоченный представитель группы избирателей) предъявляет также доверенности на уполномоченных представителей группы избирателей (образец доверенности прилагается).

Копии указанных доверенностей изготавливаются в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в присутствии кандидата (уполномоченного представителя группы избирателей), заверяются подписью лица, принявшего ходатайство, и прилагаются к ходатайству.

Согласно п.14 ст.34 ФЗ-19, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления вышеуказанных документов принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства.

Таким образом, статус уполномоченного представителя является весьма важным и юридически значимым. Он наделяет гражданина особыми полномочиями, предоставляет ему в каждом соответствующем регионе широкие права представительства кандидата в Президенты РФ, а также возлагает ответственность за соблюдение законодательства и выполнение поручений кандидата в Президенты РФ, в том числе по представлению документов для регистрации кандидата и по сбору подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

2.  

Права и обязанности уполномоченного представителя в период выдвижения и регистрации кандидата в Президенты Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.36 ФЗ-19, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать не менее двух миллионов подписей избирателей.

При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.

Следовательно, каждый региональный уполномоченный представитель является куратором по сбору подписей в своем регионе, с ориентировочным результатом - около 50 тысяч подписей жителей своего региона.

Сбор подписей осуществляется путем оформления (заполнения, подписания и заверения) подписных листов (образец подписного листа прилагается).

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность.

В подписном листе также должны быть указаны номер специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, и наименование субъекта Российской Федерации, в котором проводится сбор подписей избирателей.

Согласно пп.3-5 ст.36 ФЗ-19, подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

Согласно п.1.1 ст.37 ФЗ-19, оформленные подписные листы с остальными регистрационными документами кандидата подаются в ЦИК РФ не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (4 марта 2012 года).

Следовательно, днем начала сбора подписей является день оплаты изготовления подписных листов, а днем окончания сбора подписей - ориентировочно 10 января 2012 года (с учетом времени на подведение и оформление итогов сбора подписей).

Согласно пп.8-13 ФЗ-19, сбор подписей осуществляется по следующим правилам:

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет.

Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата.

Кандидат обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (образец списка прилагается).

В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.

Указанные данные вносятся только от руки, при этом использование карандашей не допускается.

При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе политической партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, или его доверенном лице ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

После окончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, а также общее количество подписей избирателей.

По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, каждый экземпляр которого подписывается уполномоченным представителем политической партии либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом (образец протокола прилагается).

Следует обратить особое внимание на проверку Центральной избирательной комиссией РФ всей процедуры оформления документов по регистрации кандидата в Президенты РФ:

Согласно п.3 ст.38 ФЗ-19, для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также иные лица в соответствии с пунктом 19 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Условия признания подписей недостоверными или недействительными:

Согласно п.10 ст.38 ФЗ-19, недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта.

Согласно п.11 ст.39 ФЗ-19, недействительными считаются:

1) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых расположено за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта;

7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или его доверенного лица, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названным уполномоченным представителем, кандидатом или его доверенным лицом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, или о его доверенном лице указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

9) подписи избирателей, собранные с нарушением законодательных запретов (помощь и участие госорганов и любых иных организаций и фирм, принуждение и подкуп избирателей, сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи; сбор подписей в запрещенных законами местах);

10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта;

11) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует установленному образцу, и (или) в который не внесены сведения о кандидате, и (или) который изготовлен без оплаты из избирательного фонда кандидата;

12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, зарегистрированный в ЦИК РФ;

13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом;

14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи уполномоченного представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или его доверенного лица.

Таким образом, уполномоченный представитель группы избирателей является ключевой фигурой в процедуре уведомления ЦИК РФ, в сборе подписей в поддержку самовыдвижения кандидата в Президенты РФ.

От его общественных, организаторских и профессиональных качеств напрямую зависит уровень оформления своей деятельности, и как следствие - законность процедуры самовыдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации.

Данные методические указания носят справочно-информационный характер. Они составлены для первичного ознакомления и не являются исчерпывающими.

В процессе тесного сотрудничества и соратничества будут решаться и иные вопросы, связанные с организацией и проведением процедуры самовыдвижения кандидата в президенты РФ (информирование избирателей и предвыборная агитация, финансирование выборов, участие в голосовании и в определении результатов выборов, обжалование незаконных действий и решений, защита прав избирателей и т.д.).

Также будут решаться и разъясняться любые иные вопросы (а их немало), связанные с выборами Народного Президента Российской Федерации.

Победа будет за нами!

Штаб поддержки генерала Л.Г. Ивашова

 

Контактные телефоны:
По общим вопросам:
По организационным вопросам:
По юридическим вопросам:
Эл.почта:


(925) 871-50-52 (Лермонтов Михаил Юрьевич)
(926) 534-48-93 (Бутов Евгений Леонидович)
(926) 100-54-91 (Кошелев Алексей Валерьевич)
vybori2012@gmail.com

 

Приложение (электронные файлы с образцами высылаются дополнительно):

1) образец письменного согласия уполномоченного представителя;
2) образец доверенности уполномоченного представителя;
3) образец подписного листа;
4) образец списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
5) образец протокола об итогах сбора подписей избирателей.