ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ КАДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ОТКРЫТОЕ СОДРУЖЕСТВО СУВОРОВЦЕВ, НАХИМОВЦЕВ И КАДЕТ РОССИИ

Москва, ул. Заречная д. 7 тел. (495)1452000 e-mail:info@kadet.ru
тел/факс. (495)1452242 сайт: www.cadet.ru
Приложение № 1

Служебная записка


О создании национальной системы формирования национальных элит России в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной стратегии развития России

 

Проблема необходимости принципиального изменения качества управления страной является сегодня общеизвестной, и неоднократно поднималась в выступлениях высших лиц государства.

Эта тревога является отражением того факта, что сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы.

Государство, испытывая "кадровый голод" пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что на наш взгляд, является практикой порочной, так как одни из этих институтов российского общества не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторван от реальной практики и жизни населения страны (то есть образование без воспитания и патриотической социализации), другие - просто никак не образованы и выращиваются в духе уличных манифестаций.

Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны - ущербны и эффективно решить проблему формирования национальных элит России не способны.

При этом, представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

Закономерен вопрос: "кто и каким образом сможет, и будет принципиально изменять к лучшему управление государством?".

Также закономерно выглядит и ответ на это вопрос: "изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть - образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества".

Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества.

Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации.

О необходимости создания системы подготовки национальной элиты
и ее начальной ступени - системы кадетского образования России

Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально и ответственно управлять бытием державы.

Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни, и мер социального обеспечения.

Исторические примеры и образцы эффективного решения проблемы
воспитания национальных элит России

Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса "естественного отбора".

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи - с отсутствием оного.

При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии - политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., …

Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт:

она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника.

Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще.

И именно это все и дало России наше великое прошлое.

Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть - тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом - успешны. Так было.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения.

Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты - дворянство, переставало служить Отечеству "не щадя живота своего", и становилось рантье.

Так было в конце XIX века - когда дворянство, развратившись необязательностью службы "ушло в себя", а государством правили жаждущие богатства и славы "разночинцы", явления подобного свойства мы наблюдали и в советское время, к сожалению подобное есть и сегодня.

В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава - в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы.

Основа Армии - ее офицерский корпус "служит", а не "зарабатывает" и его жизнь ориентирована на "служебный рост" как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны.

Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный Госплан.

Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует.

Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России - не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать.

Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере - обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как практически весь высший эшелон власти - политические назначенцы, средний эшелон, как правило, - их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня обеспечен кадрами крайне слабо.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру.

Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем.

Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалось и воспитывалась государством с детства системе Кадетских корпусов.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских (и нахимовского) училищ, и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения), и кадетских корпусов Минобразования и субъектов Российской Федерации (более 80).

О системе СВУ и КК Министерства обороны России

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашем Отечестве в 1943 году. За шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, десятая часть которых отдала свои жизни защищая свободу и независимость Отечества.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

***

Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении, главным образом в связи с моральным и физическим износом учебной и жилой инфраструктуры, нерешенностью вопросов оплаты и престижности труда постоянного состава учебных заведений, неясностью статуса и нечеткостью их предназначения, а также отсутствием соответствующих государственных (и даже ведомственных) образовательных стандартов

В то же время, нельзя не отметить, что в сегодня принимаются серьезные меры к улучшению качества учебной и жилой инфраструктуры СВУ и КК Минобороны, решаются вопросы позволяющие говорить о начале воссоздания национальной суворовской школы России.

Тем не менее, в существующем виде Суворовские военные училища Министерства обороны России, по объективным причинам, не могут качественно выполнять свое предназначение, и в существующей парадигме (базовой схеме) существования практически не реформируемы.

Необходима полномасштабная реформа этой системы.

О современном состоянии кадетского образования
системы Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации

Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобрнауки и субъектах Российской Федерации существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся.

Как следствие, имеют место:

  • разные программы воспитания и обучения;
  • разные методы и способы воспитания и обучения;
  • разные цели и задачи воспитания и обучения;
  • разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;
  • разное финансирование;
  • разные штаты;
  • разный уровень преподавания и разное качество образования;
  • разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления;
  • воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами.

В России сегодня нет юридических основ строительства и функционирования кадетских корпусов и вообще учреждений кадетского образования, Закон РФ "Об образовании" вообще не содержит такого понятия как "кадетских корпус", а только "школа-интернат"

Практически все существующие учебные заведения, которые вполне условно можно отнести учреждениям кадетского образования, являются плодом решений Правительств субъектов Федерации или местного самоуправления, принимаемых самостоятельно, и абсолютно произвольно.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя "кадетскими", который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться "кадетским", как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Семинар руководителей образования и директоров кадетских корпусов (кадетских школ и кадетских классов) организованный Минобразования РФ на базе кадетского корпуса в Белой Калитве осенью 2007 года показал, что практически все участники семинара и родительская общественность России не имеют четкого представления о том, что такое кадетский корпус, и что он должен дать своим воспитанников и их детям, притом, что все без исключения верили в то, что кадетские корпуса и классы - есть лучшее из всего имеющегося в системе Минобрнауки РФ.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ.

В то же время как создание учреждений кадетского образования в регионах не обязательно и зависит только и исключительно от энтузиазма родительской общественности, и продвинутости местных властей, например, в Москве уже шестнадцать прекрасных кадетских корпусов Правительства Москвы (с конкурсом 40 человек на место) и департамент кадетского образования, а в Московской области или Свердловской области кадетских корпусов нет ни одного.

Таким образом, системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях.

***

В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным Национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации.

О Национальном проекте формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских, нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны

Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

Общие определения, константы и подходы

"Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства, с пятого по одиннадцатый (двенадцатый) классы.

Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

"Учреждения кадетского образования" - учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, в ходе семилетнего цикла обучения при полном пансионе интренатного типа, к ним относятся образовательные учреждения:

  • федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств;
  • регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;

Организованные на муниципальном уровне кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации не дают своим выпускникам сертифицированных форм кадетского образования, при обязательном получении ими военно-патриотического (кадетского) воспитания.

Основные константы кадетского образования в России

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также кадетские корпуса Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации - образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы.

Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

  1. Государственное кадетское (суворовское) образование, должно быть самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.
  2. Кадетское образование, есть - государственная система начального профессионального образования государственной службы в России.
  3. Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.
  4. Кадетское образование есть образование государственное, оно формируется на базе суворовских, нахимовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, а также сертифицированных кадетских корпусов и других равных им учебных учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, имеющих федеральный или региональный статус.
  5. Кадетское образование обеспечивается:
  • специальным правовым полем;
  • собственной вертикалью исполнительной (попечительской) власти и собственной системой органов кадетского образования федерального уровня;
  • собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава;
  • собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями;
  • собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой, а также специальную учебную и воспитательную инфраструктуру;
  • в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней.
  • в основы новых регламентов должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее…
  1. Контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.
  2. За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы - Минобрнауки, профильные министерства (например: МВД, Минюст, ФТС, РЖД, Минтруда и т.д.) и субъекты Российской Федерации.
  3. Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

Этапы реализации проекта

  1. Презентация Концепции национального проекта состоялась на Первом Съезде кадет России 22 - 23 сентября 2007 года в г. Москве.
  2. Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: май - август 2008 года)
  3. Разработка общей Концепции национального проекта, нового Государственного образовательного стандарта кадетского образования и представление их Президенту России (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов)
  4. Проведение эксперимента на базе 1-2 СВУ Минобороны РФ, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009 - 2010 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации).
  5. Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы - до 2009 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2010 года; строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны - с 2008 года).
  6. Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет).
  7. Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению - по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы.

Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России - с 2017 года.

Реализация этой программы должна составить существо работы Комитета по образованию Совета Федерации России, Государственной Думы, всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь - профильных комитетов Государственной думы и министерств правительства РФ, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобрнауки России, субъектов Российской Федерации, а так же объединений выпускников суворовских, нахимовских и специальных военных училищ и кадетских корпусов России.

Кто это все должен и будет делать

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе.

Другими словами, нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

С уважением,

Председатель Общероссийского союза кадетских объединений

"Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России",

выпускник Московского СВУ 1963 года,

генерал-майор Александр Владимиров