Выступление на конференции: Международные аспекты военной реформы и российское общество.

Военная реформа задумывалась руководством государства как одна из основных реформ новой демократической России, так как исторически (и практически) мгновенно изменились внешние и внутренние возможности государства и сам мировой расклад сил.

Военной реформой занимались все кому не лень. О реформе Армии докладывали все министры обороны России, при чем все констатировали ее несомненные успехи и практическое ее окончание именно под их командованием.

В современной России вечная тема военной реформы стала объектом политических спекуляций, "борьбы рейтингов" и государственных попыток одновременно проводить и не проводить ее.

Этот фактор становится особенно ясным при обращении к высказываниям и документам высших должностных лиц государства. Так, например, в своем последнем ежегодном Послании Федеральному Собранию России Президент Российской Федерации Владимир Путин выделил проведение военной реформы в качестве одной из приоритетных задач государства.

Осенью прошлого года Министр обороны РФ выступил с докладом "Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации", в котором изложил основные взгляды руководства Министерства обороны на ход военной реформы и особенности строительства Вооруженных Сил в обозримой перспективе.

В своем докладе, Министр обороны констатировал, что Российские Вооруженные Силы находятся на пороге нового этапа развития, и выделил основные достижения и приоритеты военной реформы.

К достижениям военной реформы он отнес следующие:

1. В ходе военной реформы была сформирована полноценная правовая база развития Вооруженных Сил.

2. Создана система политического контроля и заложены основы системы общественного контроля над деятельностью Вооруженных Сил РФ.

3. Осуществлены основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах, обеспечившие повышение эффективности системы управления.

4. Завершилось основное сокращение численности Вооруженных Сил РФ.

5.Произошла адаптация российской военной политики к новым глобальным реалиям.

6. Произошли изменения в системе комплектования Вооруженных Сил.

7. Созданы предпосылки для развертывания современной системы социального обеспечения военнослужащих.

8. Сформирована новая система взаимодействия с другими силовыми структурами России, в рамках которой ВС РФ являются центральной частью военной организации России.

9. Сформирована новая система военно-политических обязательств России перед своими союзниками, соответствующая мировому праву.

10. Установлены партнерские отношения с США и НАТО на уровне Вооруженных Сил.

Окончательный вывод Министра обороны РФ этой части доклада был таков:

"Несмотря на значительные объективные и субъективные сложности в процессе осуществления военной реформы, удалось обеспечить достаточную управляемость процессов и сохранить боеспособность Вооруженных Сил. Это во многом обеспечило возможность существенно усилить в начале ХХI века международную роль и статус России в перспективе нового тысячелетия, а также сохранить территориальную целостность страны.

В целом можно констатировать, что масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы завершены.

На повестке дня новый этап - необходимо приступить к строительству современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок, исходя из заново осмысленных национальных интересов, места России в мире и степени реальности угроз национальной безопасности страны".

Итак, вывод - военная реформа закончена, и мы приступили к модернизации силовой сферы государства.

Эти выводы представляются профессионалам поспешными, поверхностными и продиктованными политической конъюнктурой, и наше мнение таково, что собственно военная реформа еще и не начиналась.

Вспомним, что целью любой реформы, в том числе и военной, является формирование нового и более высокого качества военной организации государства.

К сожалению, мы сегодня можем констатировать, что эта задача руководством России и ее Вооруженных Сил не решена.

Более того, результатом реформы стало катастрофическое ухудшение всех боевых возможностей Армии, снижение ее боеспособности и боеготовности, и в целом, снижение уровня национальной безопасности России.

Но, поскольку темой доклада не является детальный анализ военной реформы в России, то мы остановимся только на ее международном аспекте.

Для уяснения оценки этого аспекта руководством государства и Вооруженных Сил, мы отсылаем вас к справочным материалам в специальном справочном блоке полной версии доклада. Они по-своему интересны и информативны и мы обращаем на это внимание аудитории. Хочу сказать, что со многими выводами Министерства обороны, касающихся в основном внешних оценок, мы вполне согласны и придерживаемся еще более жестких позиций, но по оценкам внутренней сферы военной реформы мы имеем, в основном просто противоположное мнение.

В плане заявленной темы, нам представляется, что интересным может стать наша оценка самых значимых составляющих международного аспекта реформы, то есть речь идет о тех вопросах, которые собственно и интересуют международную общественность.

К таким аспектам мы относим вопросы: ядерного сдерживания; военного присутствия; миротворчества; борьбы с терроризмом; партнерских и союзнических отношений и некоторые другие.

Вопросы ядерного сдерживания

В своем докладе Министр обороны РФ констатирует: "Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в число допустимых военных инструментов за счет реализации "прорывных" научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно "чистое" С точки зрения последствий его применения. С другой стороны, расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может стимулировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных держав, стремящихся создать инструмент гарантированного сдерживания возможных враждебных действий со стороны развитых государств".

Военная доктрина РФ предусматривает вариант применения ядерного оружия первой, в условиях невозможности нанесения необходимого ущерба противнику и срыва агрессии другими способами. ВС РФ должны быть готовы к действиям в условиях угрозы ядерного нападения и, при необходимости, уметь применять ядерное оружие поля боя.

Таким образом. Россия снижает "ядерный порог" и честно объявляет об этом.

Главный вывод таков - Россия сохраняет свою способность к нанесению уничтожающего ядерного удара даже в ответно-встречном варианте, по любому противнику, на любом удалении, и при любой системе его противоракетной обороны. Россия сохранит эту свою способность всегда.

Вопросы военного присутствия

Относительно масштабов присутствия военной мощи СССР в мире военное присутствие России сегодня выглядит достаточно скромным.

Сегодня разного рода военные контингенты России несут службу и дислоцируются в следующих государствах и регионах мира: Беларусь, Украина, Молдавия (Приднестровье), Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан. Киргизия, Узбекистан, Сирия, Сьерра-Леоне. Особое военное стратегическое значение имеет Калининградский стратегический район, так как практически весь этот балтийский российский анклав имеет то или иное военное предназначение.

В этой сфере существуют одновременно две базовые тенденции: первая тенденция имеет сократительную направленность; вторая тенденция направлена на расширение зарубежного военного присутствия России

Тенденция к сокращению обозначена прямым уходом России уже после 2000 года из Боснии и Косово в Европе, из Камрани во Вьетнаме; и из Лурдеса на Кубе. Хочу сказать сразу, что практически мгновенная утрата позиций России в этих регионах является ничем не оправданной серьезной стратегической ошибкой политического и военного руководства России.

Кроме того, под давлением наших "союзников по борьбе с международным терроризмом" - США, постоянно провоцируются и проводятся попытки ликвидации военного присутствия России в Грузии и Таджикистане. Нам представляется, что эти попытки будут обречены на провал всегда, так как эти точки имеют для России стратегическое значение.

Вторая тенденция также имеет две составляющие. С одной стороны - Россия не может не реагировать на новую дислокацию системы передового базирования США и развертывание их вооруженных сил в странах Восточной Европы, в Грузии и в Центральной Азии. Таким ответом стало развертывание военно-воздушной базы ВВС России в Узбекистане (Кум).

С другой стороны, не прекращаются попытки США и Англии втянуть Россию в непосредственное участие в боевых действиях их коалиции в Ираке, и как нам представляется, эти попытки будут настойчиво (и безуспешно) повторяться.

В целом, группировка ВС РФ и их присутствие за рубежом будет зависеть, в том числе и от изменения стратегической группировки ВС США и хода борьбы с международном терроризмом.

Вопросы миротворчества

Миротворческие контингенты ВС РФ несут службу в Абхазии, Осетии и Таджикистане.

Если в Абхазии и Осетии российские войска несут собственно миротворческую функцию, разделяя собой стороны конфликта, то в Таджикистане они являются практической опорой конституционного строя, и единственной преградой афганскому наркотрафику в Россию и Европу.

Роль российских миротворцев в этих регионах исключительно велика. Только прямое военное присутствие боевых контингентов России обеспечивает относительный мир в этих регионах.

Вопросы борьбы с терроризмом

Сегодня вопросы борьбы с международным, а точнее с исламским терроризмом, приобрели абсолютно приоритетное значение. Во взаимоотношениях держав, практически только эта область является взаимно понятной областью международного сотрудничества, так как очевидно, что терроризм есть общий враг человечества. Не раскрывая вопросов о причинах порождающих это жуткое явление социального изуверства, хочу остановиться на существе некоторых коллизий связанных с "борьбой наций" с ним.

Главная из этих коллизий, это проблема двойных стандартов, так как очевидно, что до сих пор, ослабление геополитических соперников терроризмом, является одной из основных геополитических технологий, применяемых США и Англией к России. Примеры у всех на виду, от "невыдачи" этими государствами вождей "чеченского сопротивления" и предоставления им политического убежища, и настойчивых призывов к "диалогу с Масхадовым и Басаевым", до прямой "сдачи" американцами сотрудников российских спецслужб, устранивших опасного террориста и военного преступника в Катаре.

Вторая коллизия связана с элементарной, но патологической жадностью НАТО и вообще Западной Европы, и их настойчивыми попытками бороться с терроризмом чужими руками. Мы имеем в виду инициативу Генсека НАТО Дж. Робертсона о придании Вооруженным Силам России функции системы борьбы с международным терроризмом, которая, с дуру, была поддержана прежним руководством Генерального Штаба ВС РФ, но сегодня, к счастью, дезавуирована.

Последние трагические события в Беслане, связанные с гибелью сотен детей в захваченной террористами школе, и реакция мирового сообщества на эту трагедию, привели к ряду решений российского государственного руководства по ужесточению борьбы с террором. Так Министр обороны РФ и Начальник Генерального Штаба ВС РФ заявили о готовности России к нанесению превентивных и мощных ударов по базам террористов, как на своей национальной территории, так и по базам находящимся на территориях других государств.

      В целом, военная реформа в России должна предусматривать создание действенной системы борьбы с терроризмом, притом, что Армия может подключаться к ней в случаях требующих широкого применения мощных сил и средств и в качестве крайней меры.

Вопросы партнерских и союзнических отношений

Многосторонние партнерские отношения России в военно-политической сфере и официально оформленные в этом качестве представлены структурами: советом "Россия - НАТО", Шанхайской организацией по сотрудничеству (ШОС), Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Такие инициативы как, например, "Партнерство во имя мира" имеют скорее ознакомительно-декларативный характер. Это значит, что совместные военные учения проводятся главным образом с целью ознакомления военных структур НАТО и США с инфраструктурой и территорией России, на которой они (возможно) будут воевать с нами потом.

Настойчивые декларации Буша и Блэра о "стратегическом партнерстве Запада и России в борьбе с международным терроризмом" дальше деклараций практически не развивались.

Наиболее динамичное развитие происходит в рамках ОДКБ. Так, например, на сентябрьском форуме глав государств СНГ в Астане, были внесены предложения по внесению существенных изменений в структуру военной части Организации. Предложено ликвидировать Штаб по организации военного сотрудничества и Центр борьбы с терроризмом, и сформировать Совет безопасности СНГ, что, безусловно, сделает Содружество более дееспособным и в военно-политическом плане.

Реальные и потенциальные точки (зоны) военно-политических конфликтов в ареале России остались старые, это: Кавказ (Грузия); Азия (Таджикистан).

Потенциальной зоной военно-политического конфликта является вся Российско-Китайская граница.

В целом.

Если сегодня анализировать отношение общества к военной реформе, то оно единодушно и категорично отрицательное.

Жизнь в России стала более опасной, а ее силовая сфера стала однозначно менее дееспособной.

Международные аспекты военной реформы в России волнуют наше общество только с этой точки зрения. Эти волнения связаны с упованием на то, что Армия (в очередной исторический час) своей грудью прикроет население и спасет Россию от неминуемо надвигающейся войны, и с опасением, что она это сделать не сможет.

Эти волнения связаны также и с тем, что общественность России все больше разочаровывается в способности и желании мирового сообщества делать что-либо решительное, но разумное для борьбы с мировым злом терроризма, а его несомненный лидер Запад-США готовы чем-то существенным пожертвовать для этого, или, хотя бы не зарабатывать на мировом (и собственном) горе.

В этом плане, свертывание военного присутствия России за рубежом расценивается российским обществом как свидетельство слабости государства и утрата им ведущей роли в мире, что в целом отрицательно сказывается на самочуствовании нации.

Военная реформа в ее сегодняшнем виде, это обманутые ожидания Армии и общества.

 Военную реформу необходимо осуществить и это задача и государства и общества.

 Военная реформа России будет, безусловно, действием перманентным и нам предстоит большая работа, чтобы сделать Армию современным, сильным и престижным институтом государства, профессиональной государственной военной корпорацией, руководствующейся законом и профессиональной военной этикой.