СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Основная цель - обеспечение безопасности развития России, гарантированное обеспечение внешнего и внутреннего суверенитета страны в любых условиях и при любых изменениях обстановки.

Основная задача государства в военно-политической сфере заключается в недопущении любого вида агрессии против России и ее союзников, в случае ее осуществления - гарантированной защиты суверенитета, целостности и других жизненно важных интересов страны и ее союзников.

Государство должно быть готовыми и иметь все необходимые средства для того, чтобы обеспечить стратегическое сдерживание любого потенциального агрессора и вне зависимости от вида самой агрессии.

Такая политика сдерживания должна быть основана на способности России, ее Вооруженных Сил и других структур, участвующих в организации обороны, обеспечить, если это потребуется, своевременный перевод страны с мирного на военное время, стратегическое развертывание для отражения агрессии любого вида и масштаба, на любом стратегическом направлении, на их способности нанести агрессору ущерб, при котором он откажется от поставленных целей.

Стратегический анализ военно-политической обстановки в мире

Сложившаяся новая геополитическая ситуация, связанные с ней сложные, а порой и трудно прогнозируемые коллизии, возникающие в военно-политической и стратегической обстановке, потребовали от руководства практически всех ведущих государств пересмотра военных доктрин, стратегических концепций, принципиальных взглядов на военное строительство и применение вооруженных сил.

Россия не стала исключением. Перенос основных акцентов в международных отношениях из области политики и идеологии в сферу экономических интересов позволил Российской Федерации перейти к налаживанию взаимодействия с Западом на основе формирования если не общих, то достаточно близких стратегических интересов, которые проявились в ходе контртеррористической операции в Афганистане, создания нового формата отношений с США и НАТО.

Взаимная ответственность и растущая зависимость от глобальных финансово-торговых связей будет объективно и все больше сдерживать конфликты между великими державами - Соединенными Штатами, Европой, Китаем, Индией, Японией и Россией.

Мы считаем, что вероятность того, что конфликт между великими державами может перерасти в мировую войну в настоящее время меньше, чем в любой период прошлого столетия. Тем не менее, в случае возникновения конфликта с участием одной или более великих держав последствия могут быть значительными.

В то же время обстановка в мире остается весьма сложной и динамичной, и имеет тенденцию к усилению глобальной, том числе, военно-политической нестабильности.

Сегодня, в развитии внешней военно-политической сферы России, все более отчетливо проявляются новые негативные тенденции.

Несмотря на адаптацию российской внешней и военной политики к современным глобальным политическим реалиям, несмотря на качественно новый уровень политических отношений с Соединенными Штатами Америки и другими развитыми западными государствами, рост процесса глобализации в международных отношениях и сопряженные с ними геоэкономические интересы государств выдвигают на первый план учет фактора неопределенности.

Этот фактор объективно расширяет сферу приложения военной силы и сохраняет ее высокую востребованность как эффективного и действенного средства парирования новых вызовов и угроз, таких, как борьба с международным терроризмом, торговлей наркотиками, организованной преступностью, пиратством и так далее.

Более того, очевидный прогресс в области современного вооружения (увеличение радиуса действия новых ракет, авиационных и морских систем доставки зарядов, возросшая разрушительная сила конвенциональных боеприпасов и внезапность их применения) обеспечивает неуязвимость тем, кто владеет современным оружием, и создает условия, провоцирующие упреждающее применение военной силы.

Для наиболее развитых государств мира характерна тенденция ускоренного развития своей военной организации, с тем, чтобы обладать возможностями по ведению войны с любым противником, обладающим высокотехнологичным оружием. В них осуществляется разработка, накопление и практическое апробирование научно-технических достижений в военной области. Результатом таких действий станет колоссальный качественный скачок в развитии вооружений, в формах и способах вооруженной борьбы, способный привести уже в 2020-2025 годах к новой революции в военном деле.

Становится реальностью осуществление международных операций по применению вооруженных сил вне традиционных военно-политических организаций, в рамках коалиций, сформированных на временной основе, вне всякого права, и проводимых под предлогом "гуманитарных операций".

В политике ряда стран прослеживается крайне опасная, подрывающая глобальную и региональную стабильность тенденция по превращения ядерного оружия из инструмента сдерживания в оружие поля боя.

Невозможность обеспечения своей национальной безопасности в рамках существующего международного права вызывает стремление многих государств к обладанию оружием массового поражения в любых его формах и приобретения его любым путем, а так же использование методов ведения террористических войн на территориях их противников.

Опаснейшей негативной тенденцией планетарного уровня является, стремление Соединенных Штатов Америки навязать международному сообществу однополярную модель мироустройства, реформировать в своих интересах деятельность важнейших международных институтов, таких как ООН, ОБСЕ, АСЕАМ и использовать в одностороннем порядке военную силу.

США обладают сегодня решающим превосходством над Россией и остальным миром в экономике, информационной сфере и вооруженной силе, особенно в сфере информационных и высокоточных средств войны, сопоставимых с эффективностью ядерного оружия. Они готовы, пользуются, и будут пользоваться достигнутым превосходством исключительно в зависимости от собственных интересов и решений.

Практически последним препятствием к их абсолютной глобальной гегемонии является ядерная мощь России.

Мы считаем, что, к сожалению, скрытое военно-политическое противостояние России и США продолжается, и, по инициативе США, будет только нарастать.

Нам представляется, что дальнейшее ослабление России, последовательное уничтожение ее боевой мощи и стратегической дееспособности, а также меры по установлению контроля над ее ядерными объектами и средствами ядерного сдерживания сегодня являются повесткой дня американской стратегии.

Кроме того, можно предполагать, что ведущие мировые державы будут продолжать поддерживать дезинтеграционные процессы в России и СНГ, с целью завладения ресурсами планетарного развития, имеющихся на их пространствах.

В целом, спектр глобальных военно-политических угроз включает:

  • военно-политические конфликты, вызванные геоэкономическими и информационными войнами за ресурсы развития;
  • военно-политические конфликты вызванные "новым национализмом", все более принимающие этно-религиозный, расовый и цивилизационный характер;
  • неконтролируемое расползание оружия массового поражения;
  • конфликты, вызванные социально-экономическими причинами и катастрофической региональной демографией;
  • международный терроризм;
  • выход из рамок существующего мирового права и самовольное присвоение себе права самостоятельно применять военную силу собственным решением, игнорируя и прямо нарушая Устав ООН, государствами и группами государств, считающими себя выше принятых мировым сообществом норм поведения в этой сфере;
  • конфликты, вызванные территориально-пограничными спорами;
  • международное пиратство на морях;
  • деятельность преступных международных сообществ по торговле наркотиками, людьми, человеческими органами, оружием и так далее.

В этих условиях фактор военной силы был, и будет оставаться неотъемлемым элементом международных отношений, а иногда важнейшим или даже определяющим их фактором.

Несмотря на это, оценка развития военно-политической и военно-стратегической ситуации в мире дает нам основание считать, что ни одна из существующих ныне конфликтных ситуаций в различных районах мира пока не создает прямой угрозы военной безопасности Российской Федерации.

Одержать вооруженным путем победу над Россией по-прежнему невозможно.

Тем не менее, Россия должна поддерживать имеющийся потенциал стратегического сдерживания на уровне "способности нанесения гарантированного заданного ущерба" потенциальному агрессору, не формируя при этом ощущения непосредственной военной угрозы, в первую очередь у своих соседей.

Притом важно осознать, что ядерное оружие России, будучи безусловной основой стратегического сдерживания, не является тем оружием, которым можно победить противника на нашей национальной территории. Сегодня нельзя уповать только на наш ядерный щит и необходимо заняться не только модернизацией Стратегических ядерных сил, но и решать проблемы непосредственной обороны территории страны, что предполагает другую парадигму проведения модернизации силовой сферы государства, включающую в себя необходимость усиления внимания к совершенствованию Сил Общего Назначения, формированию иррегулярной (войска территориальной обороны, казачество) территориальной компоненты Вооруженных Сил России и совершенствованию структур управления государством в мирное и военное время

Мы считаем, что в современных условиях, национальная оборона страны, стратегическая направленность ее развития и военная политика России должны обеспечить предотвращение вооруженных столкновений с другими государствами. Эта задача достижима через: формирования дееспособных систем региональной безопасности; формируемые через договорные процессы и обоюдные более низкие уровни вооруженности; установление партнерских и союзнических отношений между государствами и их вооруженными силами; распределение и взаимное ограничение зон ответственности и военной активности; выполнение совместных научных, миротворческих, учебных, патрульных и других задач.

Главным фактором, определяющим сегодня международный статус государства и степень его мирового значения, а так же важнейшими условиями успеха национальной стратегии государства в военно-политической сфере, являются:

  • исключительно и только совокупная национальная мощь России, олицетворяемая в ее военной организации, наиболее ярко в Вооруженных Силах, и готовность высшего политического руководства государства к ее применению;
  • способность и готовность страны, ее народного хозяйства и населения к ведению войны;
  • профессионализм и решительность политического руководства России и ее офицерского корпуса;
  • и общая установка нации на победу в войне и ее готовность к большим мобилизационным напряжениям.

Проблемы военной безопасности носят системный характер и их решение требует максимального учета условий военно-политической обстановки в мире и возможности страны по обеспечению функционирования национальной военной организации.

Военная организация России должна быть компактна, мобильна и адекватна угрозам ее безопасности.

Структура, состав и численность всех компонентов военной организации, а также степень их подготовки и готовности к решению этих задач по предназначению должны отвечать современным требованиям вооруженной борьбы и возможностям государства по реализации этих требований.

Сегодня военная организация России не в полной мере отвечает таким требованиям.

Следует признать, что за последние несколько лет процесс принятия решения в военной области, в интересах военной безопасности приобрел рациональные формы, но в то же время далек от совершенства.

Главные задачи военной реформы: формирование нового качества военной организации России и ее Армии; создание профессионального офицерского корпуса и добровольно-контрактного корпуса младших командиров (сержантского состава); а так же формирование новой модели взаимоотношений Армии и Общества - пока еще не решены.

Государственная идеология воинской службы до сих пор не сформирована.

Правительство сделало Армию заложницей рынка и пока еще целеустремленно ухудшает жизнь солдат и офицеров, а не улучшает ее. Самый уязвимый пункт обороны страны - практическая нищета офицерского корпуса.

Негативными тенденциями сегодняшнего состояния Вооруженных Сил, является "оторговление" военной службы, утрата ее престижа у населения страны, обнищание и люмпенизация офицерского корпуса.

В государстве отсутствует система гражданского контроля над силовой сферой государства, и система личной ответственности руководителей за качество и последствия принимаемых решений и действий, что резко снижает эффективность любых решений в области национальной обороны. Существующая "прозрачность" военного бюджета, хотя и является определенным шагом на пути к эффективному гражданскому контролю, носит характер "мнимой величины", так как Федеральное собрание страны не имеет возможности контролировать процессы формирования и расходования военного бюджета государства.

Крайне отрицательным фактором, фактически парализующим все решения и проекты в области национальной обороны, является существующая система принятия и реализации высших государственных решений, при которой практически все решения и законодательные акты в сфере национальной обороны страны, принимаются исходя из абсолютно порочного для стратегии принципа "стоимости проекта", а не единственно верного (для стратегии) принципа "учета стратегических эффектов проекта".

Мы имеем много нерешенных вопросов по определению существа современных войн, критериев и параметров военной безопасности и военной опасности и, как результат - отсутствие прагматичных подходов к поиску путей по устранению противоречий между потребностями военной организации в решении задач мирного и военного времени и возможностями государства по их обеспечению.

Мы считаем, что решение задач военного строительства не может быть полным без: осмысления места и роли Вооруженных Сил и других войск в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, их функций, задач и форм их применения; направлений их строительства и развития; их экономики; а также нового прочтения понятий "война", "национальная оборона" и "военная организация страны"; а также позитивного решения всего комплекса военно-гражданских отношений в стране.

Национальная безопасность и национальная оборона

Мы считаем, что военно-политические аспекты национальной безопасности необходимо рассматривать с учетом того, что, в XXI веке и далее, основные коллизии в области глобальной безопасности будут связаны с цивилизационными напряжениями, геоэкономическими и информационными войнами, в рамках которых наиболее существенными для национальной безопасности и развития России являются: "исламский фактор"; направленность развития и политики Китая; стремление или не стремление США поддерживать собственное абсолютное мировое лидерство и силой насаждать "демократию и рынок" во всем остальном мире; а так же направленность развития и стратегии самой России.

Современное международное взаимодействие все более носит силовой характер, и одним из последних и самых весомых аргументов в современной политической жизни по-прежнему остается военная сила.

В этой обстановке, особое значение для России приобретает ее национальная оборона, как силовая основа ее суверенности и возможностей реализации целей ее национальной стратегии.

Под системой национальной обороны России мы понимаем совокупность ее национального достояния: духовно-нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциалов; присущую государству систему политических, экономических, производственных, информационных, научных, образовательных, правовых, общественных и других национальных институтов и структур; а также органов государственного управления и военной организации страны - само наличие, эффективность и взаимодействие которых, гарантированно обеспечивает реализацию Стратегии национальной безопасности и развития России в области ее военно-политической безопасности и ее обороноспособность.

Национальная оборона России:

должна соответствовать ее задачам, месту, роли и возможностям в современном мире; и быть адекватной существующим и будущим вызовам ее национальной безопасности; одновременно оставаясь посильной для страны, неопасной для демократических основ ее государственности; и способной безусловно обеспечить защиту и благоприятные условия для реализации национальных стратегических целей и интересов России, а также ее комфортное цивилизационное бытие.

Очевидно, что вопрос национального выживания заключается в том, как создать такую систему национальной обороны, а это значит, что национальная оборона страны, как система, и есть тот объект, на формирование которого должна быть направлена государственная военная реформа России, и та сфера, которая должна формироваться всеми ресурсами нации.

Современное прочтение понятия "война"

Анализ глобальных геополитических изменений, войн и военных конфликтов конца XX начала XXI века позволяет сделать вывод о том, что природа войны как социального явления не изменилась и ее существо по-прежнему составляет насилие.

В то же время, изменилось содержание современной войны, а ее цели сегодня достигаются не вооруженными, а другими и внешне ненасильственными средствами.

Современная война часто невидима, не осязаема как радиация, и ее как бы практически нет, но война идет, так как - люди гибнут, государства рушатся и народы исчезают. Из истории человечества в первую очередь исчезают именно те государства и народы, которые, даже погибая в ней, упорно не замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны.

Современная война - это социальный процесс, характеризующийся целенаправленной и ведущейся любыми средствами, борьбой субъектов геополитики за утверждение их победившей части в новой роли и статусе, и за возможность формирования ими новой картины мира и последующее управление им.

Масштабы войны и ее ожесточенность зависят исключительно от решительности политических целей сторон.

Цель войны - не столько уничтожение противника, сколько перераспределение любыми средствами ролевых функций государств.

Собственно вооруженная борьба - есть только крайняя, предельно насильственная форма войны, применяемая для окончательного закрепления ее результатов

Признаки войны - это постоянные и перманентные изменения состояния суверенитетов и потенциалов сторон, в ходе которых одна из них явно утрачивает национальный суверенитет и теряет свой совокупный потенциал (сдает свои позиции), а другая - явно наращивает свой.

Сроки войны уже не определяются официальной, признанной мировым сообществом фиксацией победы. В идущей сегодня мировой войне сроки не определяются потому, что сама война имеет перманентный (постоянно идущий) характер.

Война всегда заканчивается не миром, а победой одной из сторон, в то время как военный конфликт может быть урегулирован, то есть "снят", так как победа в нем необязательна.

В результате войны - победитель получает все, а побежденный получает шанс своего национального выживания, сохранившись в новой роли, в роли и качестве объекта эксплуатации и территории освоения.

Современная война может носить как прямой - вооруженный, так и непрямой - сетевой характер.

Новыми операционными средствами войны являются современные геополитические информационные и экономические технологии. Они носят тотальный характер, позволяют достигать спланированных и ожидаемых результатов войны, и ее стратегических эффектов.

Применение этих технологий вызывает необходимость: своевременного выявления их признаков и масштабов; их идентификации в качестве агрессии и угрозы национальной безопасности России; распознавания применяющей их стороны; немедленной и адекватной реакции нации на эти новые виды агрессии.

Средствами войны так же являются - "рои" иностранных и находящихся под их контролем национальных негосударственных структур гражданского общества страны - которые своим наличием, общим количеством в теле осваиваемого государства и официально невозбраняемой в каждом отдельном случае деятельностью, в своей совокупности и результате - расшатывают единство нации, подрывают ее доверие к собственной власти, меняют ментальность национальных элит и приоритеты деятельности национальных властных институтов, превращая государство в среду, готовую для его комплиментарного поглощения геополитическим оппонентом, которому, к тому же, невозможно предъявить обвинение в агрессии.

В современной войне ее объектом становится не столько собственно вооруженная или экономическая составляющие государства, сколько его культура, национальные ценности и образ жизни, так как только они и делают нацию и государство тем, чем они есть в истории человечества, их изменение и есть главная задача современной войны.

Главным "призом" войны является расширение не столько геополитического и экономического "ресурсного поля", сколько расширение комплиментарного (дружественного) ценностного ареала победителя, так как только взаимная комплиментарность наций (то есть дружественная совместимость ценностных основ их бытия) дает тот благожелательный (благоприятный) внутренний и внешний климат их международного (взаимного) сосуществования, и является лучшей гарантией от взаимных агрессий, что, в свою очередь, улучшает шансы нации на историческое выживание, а в обратном случае - ухудшает их.

Правота этих констатаций подтверждается состоянием глобальной военно-политической безопасности и всей цепью "цветных революций" на постсоветском пространстве последнего времени.

Эти новые особенности современной войны требуют осмысления и учета в качестве факторов, оценка которых по определенным критериям, позволит выявить как факт и вид агрессии, так и определить (а затем и объявить) состояние государства, в котором оно реально находится в результате этой агрессии.

Этот анализ и определенность позволит государству своевременно перейти к необходимому набору мобилизационных государственных практик и усилить готовность государства к войне, в соответствии со степенью реальной угрозы ее национальной безопасности и необходимым (допустимым) степеням мобилизационного напряжения народного хозяйства и всей нации в целом.

Сегодня, в зависимости от условий складывающейся обстановки, и в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории страны или в отдельных её местностях могут устанавливаться, следующие особые правовые режимы:

  • режим террористической опасности;
  • режим контртеррористической операции;
  • режим чрезвычайного положения;
  • режим военного положения (военного времени).

Тем не менее, настоятельной потребностью государства является:

  • разработка системы основных критериев для определения уровня и степени военной опасности и угрозы национальной безопасности страны;
  • определение вариантов обстановки и ее показателей в качестве критериев идентификации войны, определения времени и обстоятельств ее безусловного начала;
  • определение новых трактовок понятия "агрессия", уточнение случаев, обстоятельств и деталей обстановки автоматически приводящих к применению Вооруженных Сил России;
  • разработка и введение системы определяющей последовательность и порядок повышения степени готовности государства к отражению угроз национальной безопасности страны;
  • случаи, последовательность и порядок применения Вооруженных Сил России и других структур военной организации страны по степеням угрозы национальной безопасности России, а так же порядок введения системы особых положений страны и применения мобилизационных практик государства.

Кроме того. Изменение характера вооруженной борьбы должно привести к изменению подходов, базовых схем и методик подготовки Вооруженных Сил России и вводу в практику их боевой, оперативной и стратегической подготовки, и применения новых теоретических подходов к вооруженной борьбе.

Эти новые подходы должны основываться на разработке теорий, возможностей и практической боевой работе войск по формированию их нового качества и способности:

  • решения задач отражения агрессии и победы в локальных конфликтах в приграничных районах группировками войск национального и коалиционного состава мирного времени;
  • формирования функциональных зон ответственности разнородных группировок войск на театре (стратегическом направлении), обеспечивающих наше безусловное стратегическое доминирование;
  • создания условий "прозрачности" поля боя на оперативно-стратегическую глубину;
  • создания и применения оружия на основе "искусственного интеллекта";
  • формирования возможностей эффективного информационного воздействия на противника и защиты от его аналогичных систем;
  • создания возможностей ведения дальнего огневого боя - нанесения глубоких, выборочных и точечных ударов оружием массового и обычного поражения;
  • формирования условий осуществления и применения "доминирующего" стратегического маневра на ТВД;
  • создания системы и функционированию "сфокусированного", гибкого и целенаправленного материально-технического обеспечения;
  • создания систем глобальных сетевых систем связи разведки и управления;
  • объединения возможностей и систем ударных и оборонительных сил;
  • переход к принципам информационного превосходства и массирования различных видов воздействий и их результатов (а не массированию сил и средств), и приведения противника в стойкое состояние общей государственной недееспособности и "шока", с одновременным эффективным противодействием аналогичным действиям противника.

Такая работа должна быть организована Советом безопасности России во взаимодействии с Правительством РФ, Министерством обороны РФ и национальным экспертным сообществом, и представлена Президенту России к середине 2006 году.

К исходу этого года должны быть разработаны и введены: система предупреждения государственных структур, экономики и населения о введении системы степеней угрозы; правила действий населения в соответствии со степенями угрозы национальной безопасности России с учетом конкретной специфики данного региона, населенного пункта, предприятия и пребывания в общественных местах, и пересмотрен План применения Вооруженных Сил и других войск России с одновременной отработкой и принятием Плана обороны страны.

Общие подходы к модернизации силовой сферы России.

Военную организацию страны и ее силовую сферу составляют: Вооруженные силы Российской Федерации; Специальные министерства и службы участвующие в обороне страны; структуры и силы, привлекаемые к обороне России.

Мы считаем, что модернизация военной организации России и ее строительство должна базироваться на логике следующих констатаций.

Строить свое будущее Россия может только в обстановке полной защищенности личности, общества и государства.

Судьба России и будущее мира прямо зависят от качества ее Вооруженных Сил.

Военная организация России и особенно ее Вооруженные силы должны быть готовы к действиям в условиях наихудшего варианта развития событий. Дальнейшее военное строительство должно осуществляться с тем, чтобы новое качество государства и Армии не допустило бы открытой войны на национальной территории России, а в случае ее развязывания - обеспечивало бы ее конечную победу в войне.

Военное строительство должно, в первую очередь и в основном, касаться формирования сущностных, генетических основ Армии, которые образуются - ее национальными историческими корнями, государственной идеологией воинской службы, реальным профессионализмом и внутренней корпоративной этикой ее офицерского корпуса, а так же контролем Общества над силовой сферой государства. Именно эти подходы, помноженные на новую техническую мощь, способны сформировать новое качество Российской Армии.

Система государственного руководства должна быть единой и обеспечивать эффективное управление страной и Вооруженными Силами России в мирное и военное время.

Военная организация государства должна развиваться как самодостаточная система, способная решать весь спектр задач военно-политической безопасности России.

Общество и государство обязаны осознать, что за безопасность нужно платить столько, сколько надо, так как структуры национальной безопасности, и самая мощная и дорогая из них - Армия, не "паразитируют" на "теле экономики", а вырабатывают тот единственный, не определяемый рыночной экономикой, но имеющий рыночную стоимость, продукт - Безопасность, которая только одна и способна дать шанс развитию всех сфер национального бытия и без чего невозможно никакое позитивное развитие и Государства, и Общества.

Армия должна заниматься исключительно своим прямым делом, то есть - в мирное время - учиться воевать, а в военное время - воевать успешно, и как войска - должна быть однозначно выведена из "рынка" и не являться его субъектом.

Модернизацию всей силовой сферы России и ее основных структур должно осуществлять государство в лице Президента-Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и специально уполномоченного государственного органа, которым не может быть само реформируемое министерство.

Можно констатировать, что сейчас в России нет государственно-организованных финансово-экономических, интеллектуальных, нравственных, и, самое главное, кадровых ресурсов и возможностей, для проведения столь необходимой для страны,

модернизации ее силовой сферы (существующие ресурсы или бездарно разбазариваются, или не востребуются вовсе), как нет и государственной воли к ней.

Но без ее проведения, Россия может навсегда лишиться возможности играть сколько-нибудь значимую роль в XXI веке и рискует оказаться в положении, и играть роль "прохожего в сенях" Европы и мира. Вопрос национального выживания заключается в том, как не допустить этого.

Поэтому, модернизацию силовой сферы государства необходимо проводить даже в этих условиях, придав ей статус программы государственного выживания.

Основы национального военного строительства

Основная цель - формирование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, способных гарантированно обеспечить военно-политическую безопасность страны в мирное и военное время, и как профессиональную государственную военную корпорацию, способную решать любой комплекс задач поставленных политическим руководством страны.

Вооруженные Силы России составляют основу военно-политической безопасности страны. Они являются основным средством, позволяющим государству относительно свободно оперировать в глобальном поле достигнутых ролей и менять имеющийся статус на другой, более соответствующий новым возможностям государства и его стратегическим целям, и имеют четко выраженные внешнюю и внутреннюю функции.

О внешней функции Вооруженных Сил РФ

Внешняя функция Вооруженных Сил РФ - гарантированное обеспечение геостратегического суверенитета и независимости страны, а также обеспечение защиты интересов России в сфере геоэкономики.

Она должна реализовываться на основе и через их интеграцию в региональные системы безопасности Европы, СНГ, и АТР, а также самодостаточность Вооруженных Сил России для решения этих задач.

В целом, выполнение внешних функций Вооруженных Сил должно обеспечиваться их способностью:

составом мирного времени - осуществляя стратегическое сдерживание, предотвратить агрессию, отразить ее и победить агрессора в боевом столкновении уровня военного конфликта высокой интенсивности, а также участвовать в одной-двух военных операциях в составе миротворческих сил ООН или СНГ тактического или оперативного масштабов;

составом военного времени - успешно вести одну региональную войну на одном-двух стратегических направлениях в приграничных с Россией районах.

Вооруженные Силы России должны быть готовы к выполнению всего спектра возникающих и новых задач.

Для выполнения этих задач Российская Федерация должна обладать соответствующим потенциалом Ядерных Сил, Сил Общего Назначения, а также Специальных Сил.

Военная доктрина РФ предусматривает вариант применения ядерного оружия первой, в условиях невозможности нанесения необходимого ущерба противнику и срыва агрессии другими способами. ВС РФ должны быть готовы к действиям в условиях угрозы ядерного нападения и, при необходимости, уметь применять ядерное оружие.

Россия сохраняет свою способность к нанесению уничтожающего ядерного удара даже в ответно-встречном варианте, по любому противнику, на любом удалении, и при любой системе его противоракетной обороны. Россия сохранит эту свою способность всегда.

О внутренней функции Вооруженных Сил РФ

Армия должна защищать Родину от всяких врагов, то есть, обеспечивая суверенитет государства и мирную жизнь его граждан от угроз "извне", Армия должна обеспечивать их безопасность и от унижения и разорения "изнутри".

По мнению русского генерала П. Краснова: "Армия должна уметь предупреждать эти болезненные вспышки; она должна иметь такое влияние на народ, чтобы одна мысль о существовании Армии - не допускала в душах и желания беспорядков".

Развязанная против России война международных террористических банд в Чечне и Дагестане, а так же действия Вооруженных Сил России против этой агрессии, еще раз подтвердили существование у ее Армии внутренней функции.

Вооруженные Силы России должны иметь четко прописанную и доктринально определенную внутреннюю функцию, сформулированную так, чтобы Армия не являлась угрозой демократическим основам государства.

Внутренняя функция Вооруженных Сил РФ заключается - в гарантированном обеспечении внутреннего суверенитета государства, внутренней стабильности и незыблемости конституционного строя и государственного устройства России.

Она должна реализовываться через безусловность их авторитета в обществе, основанного на понимании населением страны необходимости и важности решаемых ими задач, вере в их гражданскую позицию, надежность и честное имя, а также через их подконтрольность обществу и безусловную готовность исполнения конституционно законных приказов Верховного командования.

Мы считаем, что Армия - есть гарант конституционного строя России, притом, что функции Вооруженных Сил в решении задач внутренней безопасности государства должны быть строго ограничены и регламентированы конституционными нормами и законами Российской Федерации. В то же время, при крайней необходимости, когда масштаб террористических действий незаконных вооруженных формирований и бандитских сообществ будет угрожать основам российской государственности и территориальной целостности страны, они должны быть без колебания применены, так как Вооруженные Силы России могут оказаться единственной структурой, способной физически не допустить ее окончательного распада.

Вопросы комплектования Вооруженных Сил России

Основной принцип - Родине должны служить все, но оружие должно быть в руках лучших.

Комплектование Армии является для государства и общества больным и важным вопросом, а для части политических сил и предметом непрерывных спекуляций.

Сегодня общепризнанным подходом к комплектованию Армии, является применение призывного и контрактного методов, со все увеличивающейся контрактной компонентой и переходом к годичным срокам действительной воинской службы по призыву.

Анализ состояния дел в этой сфере говорит о том, что государство продолжает испытывать большие трудности с комплектованием Армии, как по призыву, так и по контракту.

Мы считаем, что решение этой задачи возможно при изменении подходов государства и взглядов общества на существо обязанностей своих граждан.

Представляется, что подходы к несению государственной, как гражданской и воинской службы гражданами страны, в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом:

  • Государство только тогда прочно, успешно и безопасно от разрушения извне и изнутри, когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции.
  • Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и, на своем уровне, умеют решать социальные и оборонные проблемы, проблемы безопасности.

Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает:

во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а так же предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации;

во-вторых, получение всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности - соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы.

  • Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы".
  • Это так же означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно, в том числе и в Конституции РФ, изменен на термин - "гражданская государственная служба", с одновременным изменением содержания этого понятия.
  • Введение обязательной гражданской государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России.
  • Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане.

Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить Отечеству - в Армии, в течение относительно короткого срока, или на гражданской государственной службе, в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии, и в системе государственных общественно необходимых работ.

  • Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры и в любой отрасли деятельности граждан.
  • Сам призыв на государственную военную, и гражданскую государственную службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом.
  • Вся гражданская государственная служба, как и вся экономика страны, должна иметь точно сформулированный военный мобилизационный аспект.

Место и роль Армии в обществе

Место и роль Армии в России уникально.

Россия исторически воевала почти всегда, поэтому ее слава связана, в первую очередь, с ее Армией и Культурой, которые и формировали российскую национальную генетику.

Вспомним: что реформы Петра I начинались с Армии и двигались ею; что Армия давала России новые кадры государственного управления; что ее наука, музыка, географические открытия и так далее, создавались во многом людьми военными; что именно Армия создавала великую империю, двигала, развивала, защищала и скрепляла Россию и как государство, и как цивилизацию; что именно Армия своим героизмом и жертвой помогала России делать ее самые важные выборы, формирующие всю историю и судьбу нации.

Именно с Армией связаны самые славные, но и самые горькие страницы нашей национальной истории. Кроме того, практически каждая российская семья кровно связана с Армией, так как в ней кто-то из родных или погиб, или служил, или служит сейчас.

В ментальности российского народа прочно утвердился и существует сегодня образ Российской Армии как "народной защитницы" и "последней надежды".

Мы считаем, что Великая Россия состоялась, в том числе и потому, что сумела создать великую военную культуру. Наш национальный военный опыт насчитывает более полутора тысяч лет. За эти века, военная культура России впитала в себя опыт, в котором так или иначе, уже проявились все мыслимые и даже не осознанные еще нами, тенденции военного строительства.

Россия, начав "с седой древности" свое национальное, а затем и государственное строительство, прошла путь от "военной демократии" к "профессиональной армии" и от нее к "полчищам". Сейчас она переходит от "полчищ", то есть массовой мобилизационной армии, к смешанному принципу комплектования со все увеличивающейся добровольно-контрактной компонентой.

Россия и ее Армия свою за тысячелетнюю историю знали разные времена, взлеты и падения, но Армия всегда возрождалась и ее новое качество всегда было победоносным. Очевидно, что современная Россия не может быть успешной, не создав адекватной ее величию Армии, в которой всегда будет место ее лучшим сынам, ищущим славы в службе Отечеству.

Россия будет делать все возможное, для того чтобы: место и роль ее Армии в обществе всегда оставались заслуженно высокими, почетными и престижными; не делать свою Армию заложницей политических неудач власти; чтобы Армия имела возможности и обладала способностью всегда находиться на высоте решаемых государством задач.

Положение Армии в государстве и обществе прямо зависит: от признанной роли Армии в истории России; от внимания государства и общества к ней; от состояния военно-гражданских отношений и эффективности контроля над силовой сферой государства.

Военно-гражданские отношения и контроль над силовой сферой государства

Военно-гражданские отношения, это области отношений: между политическим режимом, то есть государственным строем и легитимной государственной властью и Армией как ее средством; Армией и Обществом; а также внутри Армии, где служат граждане этого Общества; отношения в Обществе по поводу Армии; между Армией и другими государственными структурами и структурами государственной власти; между Армией и территориями ее дислокации. В каждой такой области существуют свои проблемы, свои коллизии, свои уровни взаимоотношений.

Эти взаимоотношения прямо зависят от эффективности государства, как системы государственного управления и его экономического состояния, а также от того, какое внимание уделяет Общество и Государство позитивному решению проблем этих отношений.

Проблемы взаимоотношений Армии и Общества обнимают всю их шкалу и касаются вопросов:

  • функций, задач, комплектования и интегративной роли Армии в обществе;
  • государственной идеологии и этики воинской службы;
  • гражданского контроля над силовой сферой государства;
  • права, ответственности и социальной адаптации военнослужащих на территориях дислокации;
  • военно-патриотического воспитания населения страны и диалога между Обществом и Государством по вопросам военной сферы;
  • престижа воинской службы и вопросы поддержки Обществом своей Армии;
  • готовности Общества к серьезным мобилизационным напряжениям и так далее.

Это значит, что без позитивного решения проблемы взаимоотношений Армии и Общества в целом, невозможно будет провести разумную модернизацию силовой сферы, значит - невозможно будет проводить дальнейшее демократическое развитие России.

Представляется очевидным, что без своего рода "контракта" Государства и Общества по поводу Армии и военной безопасности по принципу: "хочешь безопасности - плати", и без осознания Обществом необходимости идти и на материальные издержки, во имя создания современной Армии, любое дальнейшее движение по пути развития России будет невозможно.

Желание Общества идти на эти издержки может возникнуть только при условии организации конструктивного диалога между Государством и Обществом по этим вопросам.

Начальным условием гармонизации отношений между Армией и Обществом является развитие конструктивного диалога Государства и Общества по вопросам модернизации национальной военной сферы.

Этот диалог должен сопровождаться: открытостью хода модернизации военной организации страны; формированием "точек роста и отсчета" - образцовых частей, гарнизонов, территорий, видов и родов войск, как моделей обкатки путей и методов реформирования; формированием позитивной компоненты информационной среды функционирования силовой сферы государства.

Конечной целью этого диалога должно стать - прямое участие Общества в процессах военного строительства и благожелательное общественное мнение, как основа благожелательного морально - нравственного государственного климата, в котором только и возможно успешное реформирование, а также быстрое и позитивное реагирование государственной власти на требования Армии и Общества, выражающееся в принятии соответствующих решений. Мы считаем, что это единственный и безальтернативный путь создания новой модели взаимодействия Армии и Общества.

Кроме того, военно-гражданские отношения, это отношения Граждан одного Государства.

Мы считаем, что военные и невоенные граждане государства, так или иначе, должны служить верой и правдой своему Отечеству, для этого они должны ясно обозначить и твердо заявить свои гражданские позиции, и требования к самому Государству, в том числе и к своей Армии.

Опыт нашей истории доказал, что военно-гражданские отношения могут стать как причиной развала Армии и Государства, так и источником их могущества.

Источником силы они могут стать только тогда, когда систему военно-гражданских отношений формирует Общество и навязывает ее Государству.

Основой сопряжения и гармонизации военно-гражданских отношений может стать только выношенная обществом национальная идея и стратегия России, ставшая основой государственной идеологии воинской службы.

Важнейшую роль в формировании позитивных военно-гражданских отношений, является контроль над силовой сферой государства.

Универсальным методом достижения эффективности всей силовой сферы государства, является учреждение правовой, институциональной и корпоративной систем контроля над ее становлением, функционированием и развитием.

Контроль над силовой сферой государства необходим, он является важнейшей составной частью государственности, частью военно-гражданских отношений и профессиональной военной деятельности.

Контроль может осуществляться в видах:

1. государственно-политического контроля, как части системы государственного управления;

2. собственно гражданского (общественного) контроля, как части системы военно-гражданских отношений;

3. внутреннего (корпоративного) контроля самих силовых структур, как основы этики их внутреннего руководства.

В России система контроля над силовой сферой государства должна стать важной частью национальной обороны и нашей государственности в целом.

***

В ЦЕЛОМ.

1. Центр тяжести государственных усилий в военном строительстве и модернизации Вооруженных Сил России, должен быть перенесен:

  • в плане развития группировок и инфраструктуры - за Урал, то есть - в Сибирь, на Дальний Восток и Тихий океан, а так же на нашу южную границу.
  • в плане развития средств войны: на развитие гражданского и военного космоса, средств разведки, связи, информационной войны, РЭБ, средств ведения боя в особых условиях, и средств стратегической мобильности; на качественное и количественное наращивание морской составляющей СЯС и их подвижных наземных комплексов; на формирование мощной объектовой ПВО и ударных ВВС; на создание группировок сил мирного времени, способных решать весь комплекс задач недопущения и отражения агрессии без дополнительного развертывания;
  • в плане международных переговорных процессов - на увеличение перечня действий и состояний зарубежных государств в различных сферах их функционирования, автоматически приводящих к состоянию войны и применению Вооруженных Сил России; на формирование принципиальных возможностей создания нужных нам военно-политических альянсов, а так же систем региональной безопасности с участием России; не вести переговоров, прямо или косвенно, ведущих к снижению или ограничению возможностей СЯС и к снижению возможностей России в проведения стратегического маневра в военно-политической сфере; на усиление миротворческой роли и деятельности России в мире;
  • в плане общеполитических государственных решений: на увеличение численности населения страны; на скорейшую разработку и принятие программ освоения и заселения пространств Сибири и Дальнего Востока; на воссоздание в этих регионах (и везде в пограничье России) казачества, как особого служилого сословия и иррегулярной части Вооруженных Сил России; а так же на сохранение способности ее экономики к самодостаточности, а государства и нации к большим мобилизационным напряжениям;
  • в плане общего облика Армии: на формировании Вооруженных Сил России как мощной региональной Евразийской военной силы с компонентами глобального воздействия; как совокупности добровольческой регулярной стратегически мобильной и качественной армии, территориальных военных формирований, организованного резерва видов вооруженных сил и иррегулярных (местных) военных компонентов, объединенных совокупностью профессиональных задач, и функционирующих в качестве государственной профессиональной военной корпорации; на строительство Армии как социально престижной организации, играющей мощную патриотическую и интеграционную роль в российском обществе;

2. В плане формирования внутренних констант Армии, основные усилия военно-политического руководства государства должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

  • главной задачей модернизации Вооруженных Сил России является - создание качественного профессионального офицерского корпуса и добровольно-контрактного корпуса младших командиров (сержантского состава) Армии. Профессионалы - офицеры и специалисты - младшие командиры, составляют костяк и основу Армии, только уровень их подготовки и обеспеченности определяет, в основном, уровень ее боеспособности, а значит и дееспособность силовой компоненты национальной обороны государства;
  • формирование государственной идеологии воинской службы и профессиональной военной корпоративной этики офицерского корпуса Армии, так как Армия в принципе может и должна быть верна только своему национальному государству, а значит, обязана разделять, поддерживать и основываться на его национальной идеологии;
  • выведение Армии (войск) из рынка;
  • создание новой системы прохождения службы офицерским составом и системы его государственного обеспечения, которые автоматически обеспечивали бы: приток добровольцев в Армию; отбор и продвижение по службе самых достойных и действительно лучших представителей офицерского корпуса России; и снимали бы проблему качества высшего командного состава и его формирования;
  • важнейшей задачей модернизации Армии, является реформирование сферы военного профессионального образования, а также сбережение и развитие армейской культуры, как базовых основ строительства современной Российской армии.

3. В плане решения части проблем экономического обеспечения модернизации Армии.

Очевидно, что модернизацию Армии России невозможно осуществить в рамках существующего военного бюджета государства.

Мы считаем, что это вопрос национальных приоритетов и времени, так как когда будут приоритеты - будут и деньги, и государство обязано их изыскать.

Для того, чтобы решить эту важнейшую для судьбы России задачу, государству необходимо пойти на ряд мер, обеспечивающих экономические условия ее реализации.

Такими мерами могли бы стать:

  • введение (принятие федерального закона) однопроцентного всеобщего военного налога;
  • выпуск облигаций целевого военного выигрышного внутреннего государственного займа, с обязательным его размещением среди основных хозяйствующих субъектов национальной экономики;
  • взятие государством целевого (для нужд военной реформы) беспроцентного кредита у собственного Центрального Банка в размере нескольких миллиардов долларов;
  • создания Фонда обороны России для аккумуляции добровольных пожертвований граждан и национальных экономических структур на цели безопасности страны.
  • Эти средства должны быть истрачены только на четыре государственные программы:
  • увеличение денежного содержания военнослужащих;
  • строительство служебного жилого фонда для офицерского корпуса Армии (первоначально только в нескольких военных округах);
  • выдачи беспроцентных кредитов для приобретения военнослужащими жилья в личную собственность, и погашаемых государством по мере их службы, с тем, чтобы военнослужащий, честно прослуживший России 25 лет, имел бы свою квартиру в месте, выбранном им самим, и государство списало бы (выплатило бы за него) этот кредит, в том числе и досрочно, тот есть в качестве поощрения за успехи и подвиги по службе;
  • реформы профессионального военного образования.

Естественно, что необходимо точное знание того, что есть (осталось) в Армии, что ей надо, и осуществлять многосторонний и жестокий контроль за качеством расходования выделяемых средств.

Модернизация силовой сферы государства будет, безусловно, действием перманентным и нам предстоит большая работа, чтобы сделать Армию современным, сильным и престижным институтом государства, профессиональной государственной военной корпорацией, руководствующейся законом и профессиональной военной этикой.

Совету безопасности и Правительству России, совместно с Парламентом и национальным экспертным сообществом, подготовить и к исходу 2005 года внести на мое рассмотрение набор необходимых регламентирующих документов и проектов законов по вопросам модернизации силовой сферы государства, и в 2006 году утвердить их.

Основы взаимодействия с международными военно-политическими союзами и соседними государствами

Следует отметить, что НАТО, несмотря на разнонаправленные тенденции развития последних лет, демонстрирует склонность к эволюции из Евроатлантической структуры - к Евроазиатской. Это объективно делает ткань отношений Россия-НАТО более плотной и сложной.

Тем не менее, Россия рассматривает НАТО как инструмент, еще сохраняющий способность, при определенных условиях, сыграть позитивную роль в деле безопасности Европы.

Национальным интересам России отвечает разумная трансформация существующей мировой системы безопасности (ООН) и формирование полноправных региональных систем безопасности в Европе, в СНГ и в АТР, как Региональных подсистем ООН, имеющих собственные (региональные) Советы Безопасности, и собственную (региональную) силовую компоненту, с полноправным участием в них России, и ее Вооруженных Сил.

Представляется целесообразным, в первую очередь, создание Региональных подсистем безопасности в Европе, на базе ОБСЕ и СНГ, со своими Советами безопасности и формирование их силовых компонент, в Европе - на базе НАТО и Вооруженных Сил РФ, в СНГ - на базе Системы коллективной безопасности Содружества, тем самым, интегрируя в единую систему оба военно-политических союза и снимая возможные коллизии их противостояния.

В средне срочной перспективе, представляется целесообразным создание Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности с силовой компонентой, первоначально сформированной на базе вооруженных сил России, США, Японии и, возможно, Китая.

В более отдаленной перспективе, представляется целесообразным интегрирование всех вышеперечисленных Региональных Систем Безопасности в Единую Евро-Азиатско - Тихоокеанскую Систему Безопасности.

Участие в этих региональных и Единой системах безопасности России и США как великих и ядерных держав - гарантов безопасности и взаимодействия, сделает работу этих систем эффективной и снимет все возможные коллизии и взаимные подозрения относительно "недружественных или агрессивных устремлений" любых участников или противников этих систем.

Мы уверены, что учреждение таких региональных систем безопасности станет существенным фактором стратегической стабильности мира.

Работа по трансформации НАТО в элемент стратегического партнерства с Россией предполагает тесное сотрудничество с альянсом в области миротворчества и гуманитарных операций. Это в принципе возможно тогда, когда НАТО примет вид только военной компоненты будущей региональной системы безопасности.

Более тесное взаимодействие России и НАТО в области стратегического диалога и военно-технического сотрудничества, может стать хорошей базой нашего сближения.

Новые возможности стратегически корректных и, возможно, партнерских взаимоотношений России и НАТО открываются сегодня с развертыванием конструкции их взаимоотношений по формуле "19 + 1".

При этом представляется крайне важным, четко разграничить области этого партнерства и, в соответствии с ними, и выстраивать необходимые уровни полномочий, участия и взаимной ответственности сторон.

При решении проблем коллективной безопасности (в том числе и в решении вопросов борьбы с международным терроризмом) - Россия должна иметь правовые полномочия как полноправный член Альянса, то есть она должна быть допущена во все необходимые планирующие и решающие структуры НАТО, и обладать правом вето по этой проблематике, и в рамках структуры "19 + 1".

Мы считаем, что в дальнейшем, необходима трансформация НАТО из военного оборонительного альянса, в союз безопасности.

Необходимо развернуть совместную работу по формированию "Основ коалиционной стратегии НАТО-Россия" и определить - общие основы, направления, принципы, задачи и общую структуру этого военно-политического союза и начать формирование международного правового военно-политического поля его деятельности в качестве силовой компоненты региональной системы безопасности ООН.

Организация Договора о Коллективной Безопасности СНГ (ОДКБ) должна развиваться в направлении формирования больших возможностей обеспечения стратегической стабильности на пространствах СНГ и его оперативной совместимости с новыми структурами безопасности Европы.

Представляется важным передача этой организации полномочий по борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, и постепенным переподчинение Организации новым структурам Союзного государства.

Россия будет сохранять ровные отношения со всеми государствами постсоветского пространства, независимо от их ориентации на вступление в НАТО, Евросоюз или другие региональные организации.

Россия не будет считать их своими противниками и будет стараться проводить политику добрососедства, помощи в решении общих задач безопасности и плодотворного сотрудничества, в том числе и в военно-технической сфере.

В случаях грубого попрания соседними государствами суверенитета и национальных интересов России, она оставляет за собой право адекватной реакции.

Стратегия производственно-технического и технологического обеспечения обороны и безопасности страны

Основные цели - гарантированное обеспечение нужд национальной обороны;

  • обеспечение выживания ОПК и его формирование в новом формате;
  • обеспечить возможности полного перевооружения Армии России к 2016 году.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России является самостоятельным компонентом системы обеспечения национальной безопасности и составной частью оборонного потенциала государства.

ОПК страны предназначен для производственно-технического и технологического обеспечения обороны и безопасности страны, разработки и производства всей военной продукции.

В ОПК входят промышленные предприятия общего и целевого назначения, научно-исследовательские институты, КБ, испытательные полигоны и центры, другие организации.

ОПК России включает в себя всю оборонную промышленность (авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, радиоэлектронную, средств связи, обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии), а также ядерно-оружейный комплекс атомной промышленности и систему органов государственного управления указанными отраслями.

Основными проблемами ОПК являются: старение дорогостоящей лабораторной базы; возрастное старение специалистов предприятий ОПК; низкий уровень заработной платы и отсутствие стимулов у молодежи для работы на предприятиях ОПК; развитие в России представительств ведущих зарубежных предприятий ОПК и отток отечественных специалистов в эти фирмы; практически бесплатная передача интеллектуальной собственности в эти представительства; отсутствие четкой системы учета интеллектуальной собственности и системы вознаграждений за ее разработку; отсутствие постоянно-действующего государственного координирующего органа (ВПК времен СССР); разрушение организаций, системно анализирующих развитие отраслей ОПК (ЦНИИРЭС, НИИАС, ЦНИИХМ и т.п.); отсутствие внятной концепции в потребностях ОПК на ближайшую и долгосрочную перспективу; непродуманная приватизация ряда предприятий ОПК, приведшая к разрушению необходимых технологических связей для создания и производства ВВТ; использование приватизации в конкурентной борьбе третьих стран с отечественными производителями ВВТ; отсутствие влияния государства на рост цен на сырье и материалы, приводящее к удорожанию продукции военного назначения; отсутствие внятной политики в потребном объеме мобилизационных мощностей и безусловном выделении средств на их содержание.

Основы государственной военно-промышленной политики в отношении ОПК

Основная цель военно-промышленной политики России - создание к 2015-2020 году оборонно-промышленного комплекса нового формата и гарантированное обеспечение нужд национальной обороны.

Анализ геостратегического положения России, современных угроз ее безопасности, а также особенностей войн XXI века показывает, что сегодняшней России необходим принципиально другой ОПК.

Прежде всего, необходима гибкая научно-производственная система, способная разрабатывать и производить широкую гамму вооружений и военной техники, необходимую для действий вооруженных сил в конфликтах различной направленности и интенсивности.

Производство должно быть способным выпускать мелкие серии экономически выгодных образцов ВВТ и, одновременно, готово осуществить, при необходимости, серийное и массовое производство.

Формирование нового формата ОПК немыслимо без решающей роли государства.

В разработке и осуществлении технологической модернизации ОПК государству принадлежит ведущая роль и поэтому его современная военно-промышленная политика России должна основываться на новых подходах.

Необходимо увеличить горизонт предвидения в военно-техническом планировании. Для чего перейти к дальнесрочному (более чем на 10-15 лет) прогнозированию и планированию военно-технического развития страны, как основы выполнения ОПК России своей главной задачи - полного перевооружения ее Армии и Флота к 2016 году.

В отличие от традиционной программы вооружения, дальнесрочный стратегический план-прогноз перевооружения по своей сути и содержанию должен стать системным документом. Для чего необходимо перейти от оперирования отдельными образцами (комплексами, системами), планируемыми к разработке, закупкам или ремонту, к комплектам основного вооружения и военной техники перевооружаемых (вновь вооружаемых, довооружаемых) воинских формирований.

Планируемая динамика обновляющей части системы вооружения должна соответствовать динамике вывода из строя (утилизации) заменяемого вооружения.

План-прогноз этого уровня не может рассматриваться отдельно от плана целенаправленной (соответствующей замыслу перевооружения) реструктуризации российского оборонно-промышленного комплекса, предусматривающей освоение новых технологий и производств, создание необходимых научно-промышленных коопераций.

Одновременно следует планировать и развитие соответствующей военной инфраструктуры, системы тылового обеспечения, кадров.

Формирование государственной военно-промышленной политики необходимо осуществлять на базе четкого представления о военно-стратегической цели перевооружения Армии и согласованным с этой целью военным и оборонно-промышленным строительством страны в целом.

В целях поддержания Россией своей способности эффективно решать военно-политические задачи, и формирования на базе отечественного ОПК локомотива ее научно-технического прогресса, государство должно выступать:

  • субъектом определения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности;
  • заказчиком и потребителем продукции и услуг военно-технического назначения;
  • экспортером вооружений и военной техники на мировой рынок;
  • собственником казенных и стратегически важных предприятий ОПК;
  • субъектом формирования и управления мобилизационными ресурсами предприятий ОПК;
  • наиболее заинтересованным субъектом и источником финансирования критических технологий и долгосрочных научно-технических программ;
  • организатором программно-целевого подхода к материально-техническому обеспечению военной безопасности и плановому характеру управления деятельностью ОПК.

Вполне очевидно, что эти необходимые государственные функции существенно ограничивают пределы хозяйственной самостоятельности предприятий ОПК. Поэтому для эффективной хозяйственной практики в этих условиях необходим постоянный политический диалог и сотрудничество органов власти с оборонно-промышленным сообществом.

Эти подходы к военному и промышленно-технологическому обновлению силовой сферы государства следует объединить в единой Государственной программе обеспечения военной и оборонно-промышленной безопасности России в XXI веке.

Прямые задачи государства по формированию нового формата ОПК

  1. Основной задачей государственной промышленной политики в отношении ОПК, является повышение спроса на эффективную продукцию оборонно-промышленного комплекса.
  2. Государство обязано инвестировать свой ОПК и определять затраты на него в качестве общефедеральных, обязательных инвестиционных затрат.
  3. Включить системы военно-технического сотрудничества в контур программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники.
  4. Развивать интеграционные процессы в области создания ВВТ для стран-членов СНГ.
  5. Повысить скоординированность федеральный целевых и иных программ выполняемых за счет федерального бюджета.
  6. Осуществлять рациональную интеграцию России в мировое технологическое пространство.
  7. Управлять инвестиционными потоками и создать механизмы межотраслевого перетока капиталов.
  8. Препятствовать распылению государственных ресурсов и способствовать повышению эффективности их использования за счет объединения работ по созданию наиболее значимых образцов ВВТ в рамках комплексных целевых программ (КЦП).

В этих целях:

  • на этапе формирования КЦП жестко устанавливались только конечные цели (например, создание конкретного образца ВВТ с заданными тактико-техническими требованиями), общий объем финансирования, сроки выполнения основных этапов, а также основные программные мероприятия;
  • создавать эффективные системы управления программами, структура, полномочия и ответственность которых определяются необходимостью достижения конечной цели, при этом должна быть обеспечена самостоятельность органа управления в принятии решений по установлению номенклатуры и объемов выполнения работ, необходимых для достижения конечной цели;
  • непрерывно финансировать программы путем выделения финансовых ресурсов в фонд программы (без "обнуления" неиспользованных средств в конце года);
  • добиваться возможности коммерциализации получаемых в результате выполнения КЦП техники и технологий двойного применения;
  • объединение в рамках КЦП всех стадий жизненного цикла ВВТ, включая и утилизацию, что создаст возможность для оптимизации расходов по жизненному циклу образцов вооружения и военной техники.

Управление комплексной целевой программой должен осуществлять специальный орган управления, который реализовывал бы на практике все доступные сегодня организационно экономические механизмы.

  • Приобретать в собственность ключевые предприятия ОПК и вводить на них, и на выводимых из него предприятиях, новые технологии, имеющие ключевое значение для развития промышленности страны и ее международной конкурентоспособности.
  • Обеспечивать опережающее научное обеспечение и сопровождение развития ОПК.
  • Создать необходимое правовое поле развития ОПК.

Основные направления развития оборонно-промышленного комплекса России

Очевидно, что созданный в 70-80-х годах научно-технический задел в ОПК фактически исчерпан, а нового, достаточного для создания ВВТ очередных поколений, не накоплено.

Технологическое пространство в мире интенсивно развивается, идет его организационное развитие, которое позволяет военно-ориентированным корпорациям захватывать значительные сегменты рынка военной и гражданской продукции.

Так, в результате большого количества мега-слияний компаний среди ведущих головных военных подрядчиков США, произошла концентрация значительного числа фирм в несколько огромных военно-промышленных компаний, многие из которых представляют собой конгломераты, вовлеченные в различные виды военного производства. Завершившись в основном на уровне головных исполнителей, процесс концентрации военного производства продолжается на уровне субподрядчиков, прежде всего, в секторах военной радиоэлектроники и информационных технологий.

Аналогичные процессы развиваются и в Западной Европе. Мощные транснациональные корпорации активно создают новые технологии, развивая и агрессивно расширяя собственное технологическое пространство.

Очевидно, что без принятия государственных решений и усилий, отставание отечественного вооружения от уровня ВВТ развитых в военном отношении стран будет нарастать.

***

Россия не имеет права допустить своего решающего отставания от уровня развития военно-промышленных комплексов и вооружений ведущих мировых держав.

Критерием дееспособности и развития ОПК России является его способность гарантированного обеспечения нужд национальной обороны.

Основные элементы государственной военно-промышленной политики должны стать каркасом новой федеральной государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса на 2006-2015-2025 годы, и основой формирования его нового формата.

Новый формат ОПК определяется следующим требованиям к нему:

  • эффективности, позволяющей решать задачи технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках выделенных в федеральном бюджете ассигнований;
  • мобильности, позволяющей осуществлять быстрые структурные изменения ОПК в соответствии с изменением внутренних и внешних политических и экономических условий;
  • высокой мобилизационной готовности, позволяющей быстро перейти, в случае необходимости, на условия военного времени и способности к высоким мобилизационным напряжениям;
  • адаптивности, позволяющей органично приспосабливаться к динамично меняющимся объемам Государственного оборонного заказа;
  • оперативности, позволяющей своевременно реагировать на потребности войск в средствах вооружения и военной техники;
  • управляемости, позволяющей Министерству обороны РФ, как государственному заказчику ВВТ, влиять на направления развития ОПК;
  • предсказуемости, лежащей в основе программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники;
  • инновационности, обеспечивающей неуклонное наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциалов в интересах создания продукции как военного, так и гражданского назначения.

К основным направлениям развития ОПК до 2015 года и далее так же относятся:

  • освоение перспективных материалов с качественно новыми свойствами, позволяющими снизить вес изделий на 30-40 % и увеличить ресурс в 4-7 раз;
  • освоение субмикронных технологий в электронной промышленности;
  • внедрение технологий производства перспективных двигательных установок (ракетных, газотурбинных, ядерных и др.) с повышением экономичности, увеличением надежности и ресурса, снижением массы и удешевлением стоимости.

Активная государственная политика должна позволить сохранить роль и место России в мировом технологическом пространстве и обеспечить конкурентоспособность ее ОПК.

***

Альтернатива формированию ОПК в новом формате и современном "технологическом" облике существует только в виде закупки ВВТ за рубежом, что представляется для России абсолютно неприемлемым.

Сегодня вопрос стоит так: либо государство осуществляет реальные меры, направленные на обеспечение решения задач воссоздания высокотехнологичного комплекса (модернизированного ОПК), либо необходимо объяснить обществу причину нарастающего расхождения между объявляемыми ценностями развития и результатами.

Необходима новая программа реструктуризации ОПК, основанная не на обособлении военного сектора, а встраивании его основной части в гражданский сектор, диверсификации деятельности, выработке механизмов использования интеллектуальной деятельности и вовлечению её в хозяйственный оборот.

Программа должна строиться в тесной увязке с реформой ВС РФ, ГПВ, федеральными целевыми программами. Необходимо при подготовке новой программы привлечь организации, общественность и специалистов (экспертов), которые способны дать новые подходы, идеи и видение решения проблем.

Необходима законодательно-правовая поддержка, связанная с реструктуризацией и поддержкой высокотехнологичного комплекса промышленности. Конкретная тематика и необходимые тексты законодательной поддержки могут быть отработаны на этапе формирования программы реструктуризации.

Неотъемлемой частью программы должен стать комплекс мер по удержанию и развитию лидирующих позиций на мировом рынке оружия, международного научно-технического сотрудничества, повышению качества труда, как важного источника финансирования оборонной промышленности и высоких технологий. Должны быть выработаны и приняты решения по мобилизационной подготовке.

Государством должна быть выработана кадровая политика, направленная, прежде всего, на сохранение и развитие научных школ, ОПК в частности, решению проблем жилья молодёжи, подготовке кадров рабочих специальностей.

Для восстановления высокотехнологичного сектора промышленности необходима структура управления соответствующая поставленным задачам и наделённая полномочиями.

Оборонно-промышленный комплекс России был, есть и должен стать фактором, обеспечивающим стратегическую стабильность и развитие нации.

Правительству и Парламенту РФ, РАН, совместно с Лигой оборонных предприятий и экспертным сообществом - разработать и к середине 2006 года представить на утверждение Совета безопасности России необходимую номенклатуру документов по формированию нового формата отечественного ОПК и новой государственной военно-промышленной политики, с перспективой их ввода к исходу 2006 года и из расчета их бюджетирования в новом формате с 2007 года