Владимиров Александр Иванович

Президент Коллегии военных экспертов,
старший научный сотрудника ИЭ РАН,
кандидат политических наук,
генерал-майор

Доклад

на заседании совместного круглого стола ИЭ РАН и Секретариата ОДКБ
"Тенденции развития военно-политической обстановки в Евразийском регионе и концепция развития системы коллективной безопасности ОДКБ".

20 апреля 2012 года, Институт экономики РАН, Москва

"ОДКБ, как основа системы безопасности
Евразийского союза: общие подходы"

Уважаемые коллеги!

Позволю себе несколько констатаций общего плана, представляющихся нам и, надеюсь, всем участникам конференции ясными и совершенно понятными, но, с точки зрения методологии, абсолютно необходимыми.

Первое. Формирование Евразийского союза на постсоветском пространстве, является единственно-верным и необходимым геополитическим проектом России способным придать ей и членам ЕВРАС новый импульс позитивного развития.

Второе. Евразийский союз, как любое национальное или международное объединение, должен обладать способностью самостоятельно решать вопросы безопасности своих членов, для чего должен иметь, имманентно (то есть, по определению) ему присущую, собственную систему безопасности, встроенную в аналогичную международную систему.

Третье. Создание СБ ЕВРАС неизбежно будет сопровождаться попытками наших стратегических оппонентов по ее деструкции.

Четвертое. Создание системы безопасности ЕВРАС есть дело тонкое, небыстрое и крайне ответственное.

Пятое. Сама тема формирования системы безопасности Евразийского союза является не только крайне важной темой национальной стратегии России, серьезной и трудной организационной задачей, но и крайне актуальной научной проблемой.

Поэтому, для того, чтобы раскрыть тему о системе безопасности Евразийского союза, важно обратиться к вопросам теории.

Считаю, что наиболее полно и корректно эти вопросов могут раскрыться в парадигме Основ общей теории войны.

Также представляется, что в плане и в интересах раскрытия темы наиболее важными являются понятия:

В плане теории - "система", "безопасность", "пространство безопасности" и другие понятия, связанные с этими категориями;

В плане общих вопросов организации международной безопасности - "иерархия систем безопасности", а также вопросов "кто, кому и кем приходится" в вопросах международной безопасности сегодня и так далее.

Мы считаем, что только после того, как будут раскрыто существо этих категорий и рассмотрены эти вопросы, можно будет начинать отвечать на вопросы - "что такое Система безопасности Евразийского союза", "место и роль ОДКБ в формировании этой системы, а также рассматривать все другие вопросы, связанные с этой проблемой.

В своем докладе мы не будем касаться вопросов экономических, правовых и всех других, кроме военно-политического, аспектов создания Евразийского союза.

***

1. Краткий анализ интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Анализ интеграционных процессов на постсоветском пространстве выявил некоторые устойчивые тенденции этих процессов, позволил определить основные направления и современную специфику их формирования.

Первое. Стало ясно, что стремление к интеграции, как способу нахождения лучших условий национального развития и существования, для всех государств на постсоветском пространстве, является доминирующим.

Второе. Во всех государствах постсоветского пространства интеграционные процессы протекают в одних и тех же сферах национального бытия и функционирования государств.

Третье. Интеграционные процессы осуществляются в добровольном порядке и в соответствии с интересами государств постсоветского пространства и со скоростью, определяемой возможностями и стремлением к интеграции каждого конкретного государства.

Четвертое. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве протекают на фоне переустройства мира и формирования его новой архитектуры, в условиях, когда сами государства, как субъекты международных отношений, еще не определились в области своих стратегических национальных целей, а при оценке ситуации в парадигме общей теории войны - практически, в условиях войны.

Пятое. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве одновременно протекают в двух не сходящихся стратегических направлениях.

1. Направление - российско-центричное, то есть, ориентированное на Россию при признании ее несомненного лидерства, представлено проектами и структурами - СНГ СГРБ, ЕврАзЭС (Таможенный союз, ЭП), ОДКБ, ЕВРАС.

При этом самым перспективным является проект создания ЕВРАС.

В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства, отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле евразийство понимается как "философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфессиональной группы

В условиях однополярной глобализации ускоренная интеграция постсоветского пространства ядром стран России, Казахстана и Белоруссии становится вопросом выживания]. Через экономическую интеграцию формат Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, интеграционные процессы двигаются в сторону конфедеративного политического союза - Евразийского Союза.

2. Направление - европо-центричное, или российско-центробежное, то есть, ориентированное на "европейскую интеграцию и без России".

Такими альтернативными интеграционными проектами являются: ГУАМ,

Центрально-азиатское экономическое сообщество, СДВ, БЧС.

Представляется, что данные образования носят дезинтегрирующий характер для постсоветского евразийского объединения и этим препятствуют формированию многополярного мира.

Чаще всего дезинтеграционные для России проекты поддерживаются элитами постсоветских стран, которые не заинтересованы в образовании наднациональных сообществ и передаче части властных полномочий.

Эти объединения образуются в рамках стратегии по созданию "санитарного кордона" как метода дестабилизации постсоветского пространства.

Шестое. Трудности интеграционных процессов на постсоветском пространстве (и становления ЕВРАС) заключаются, в том числе:

  • в разном масштабе и историческом опыте государств региона;
  • в разном уровне экономической и военной состоятельности государств постсоветского пространства;
  • в разном осознании необходимости и направлений интеграционных процессов национальными элитами государств СНГ;
  • в неопределенности национальных предпочтений правящих режимов (национальных элит - куда и с кем идти), важнейшие решения принимаются не по принципу - как будет лучше народам, а как физически выгоднее правящему клану;
  • в сильном влиянии депрессивных регионов на сам процесс интеграции, на его эффективность и даже общую направленность;
  • в сильном влиянии на все сферы бытия и общую направленность развития народов местного национализма и политического ислама, в некоторых государствах постсоветского пространства;
  • в наличии и некой хаотичности формирования "по интересам" международных объединений государств на постсоветском пространстве, отсюда - взаимная борьба существующих "международных бюрократий, и так далее

Седьмое. Оценка стратегической обстановки а парадигме общей теории войны говорит об исторической необходимости ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве в их российско-центричном направлении.

Этот вывод основывается на логике развития стратегической ситуации в сторону развязывания Западом вооружённой интервенции против Ирана и региональной войны на всем арабском Востоке, а так же на оценке возможных негативных последствий этой войны для стран СНГ и России в частности.

Эти последствия, в том числе, определяются формированием антропопотоков, то есть неуправляемых потоков беженцев и миграции людей из районов войны на Север, то есть, на постсоветское пространство.

Общая теория войны признает анторопопотоки в качестве абсолютного геостратегического оружия (то есть оружия, против которого нет, или пока еще не найдено, защиты), так как они способны не только существенно влиять на состояние политической стабильности отдельного государства или бытие целого региона, но и, со временем, создавать новую цивилизационную - геополитическую реальность.

Нам представляется, что политическое руководство и национальные элиты государств и регионов, через которые и в которые будет направляться основная часть этих антропопотоков, а это, в том числе, государства СНГ регионов Кавказа и Средней Азии, должны хорошо понимать, что все это непосредственно угрожает им самим, и как руководителям своих стран, так и их коренным народам.

Дело в том, что всем этим беженцам и мигрантам (даже и единоверцам) будет все равно - какой веры, какого качества и какой политической или религиозной ориентации будут руководители и даже народы тех государств, куда они придут - они будут слушать только своих вождей и формировать ту новую власть, которая будет устраивать их, а все прежнее (и государственное, и национальное и культурное) будет обречено на свёртывание, уничтожений и даже на физическую смерть.

Важным является и то, что от этих "новых жителей" местному руководству и даже населению регионов этой экспансии будет невозможно бороться физически, то есть скрыться в горах, вести против них партизанскую войну, так как они будут везде, и их, пришлых, может быть физически больше, чем коренных, и им будет нечего терять.

Мы считаем, что понимание объективности этого процесса политическим руководством государств СНГ, должно предопределять их стремление к безопасности (в том числе и личной) в союзе с другими государствами СНГ и, в частности, в союзе с Россией, а значит, и их заинтересованность в ОДКБ.

Восьмое. Даже при безусловном приоритете, для всех государств постсоветского пространства, экономической выгоды от интеграции, практически единственной организацией полезность и актуальность которой практически понимается всеми субъектами СНГ, является ОДКБ.

В этом плане именно ОДКБ является двигателем интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Сегодня только в ОДКБ существует идея, способная стимулировать межгосударственную интеграцию и разделяемая всеми ее участниками, это идея - необходимости безопасности для существования и развития.

2. Теоретические основы формирования Системы безопасности Евразийского союза

Знание теоретических основ любого дела представляются нам обязательными, так как, по собственному опыту работы в высших органах государственной власти, знаю, что произвольное понимание основных категорий, составляющих основу принимаемых стратегических решений и планов, автоматически приводит к непониманию высшим политическим руководством страны сущности предмета управления.

Это незнание всегда приводит к ошибочному целеполаганию, принятию порочных стратегических решений и к ухудшению качества управления страной.

Поэтому представляется важным рассмотреть и дать трактовки основным понятиям, формирующим саму проблему - создание системы безопасности ЕВРАС, таким понятиям как: "система", "безопасность", "национальные интересы", "пространство безопасности", а также рассмотреть другие понятия, связанные, как непосредственно с этими категориями, так и с самой проблемой.

"Система"

Понятие "система", в определениях Большой Советской Энциклопедии может быть ведена к нескольким основным трактовкам.

  • "Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство".
  • Понятие Система имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как Система или ее часть.
  • Социальные Системы - особый класс материальных живых Систем, которые образуют чрезвычайно многообразные по своим типам и формам системы социума, начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономической структуры общества и т.д.
  • Основные системные принципы:
    • целостности (принципиальная несводимость свойств Систем к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого;
    • зависимость каждого элемента, свойства и отношения Системы от его места, функций и т. д. внутри целого;
    • структурности (возможность описания Системы через установление её структуры, т. е. сети связей и отношений Системы;
    • обусловленность поведения Системы поведением её отдельных элементов и свойствами её структуры;
    • взаимозависимости Системы и среды (Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия),
    • иерархичности (каждый компонент Системы в свою очередь может рассматриваться как Система, а исследуемая в данном случае Система представляет собой один из компонентов более широкой Системы),
    • множественности описания каждой Системы (в силу принципиальной сложности каждой Системы её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определённый аспект Системы) и др.

Такое достаточно внимательное обращение к понятию "система", представляется нам важным потому, что разработка всей проблематики формирования ЕВРАС и вопросов качества его функционирования, могут прямо зависеть от того, насколько адекватно эти вопросы будут рассматриваться и решаться с учетом этих свойств и принципов функционирования ЕВРАС, как системы.

"Безопасность"

Существует множество трактовок понятия "безопасность".

Приведем две, наиболее употребимые трактовки, притом, что - первая из них является энциклопедической и более широкой, а вторая взята из Концепции национальной безопасности Российской Федерации и является более узкой.

1. "Безопасность - это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития".

2. "Безопасность - состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз".

Нам представляется, что первый вариант трактовки понятия "безопасность" является более общим и корректным.

В то же время, несмотря на то, что вторая формулировка этого понятия, связанная с понятием "жизненно-важные интересы", считается в России официальной, тем не менее, с точки зрения здравого смысла и, особенно, в свете основ общей теории войны, представляется нам (и объективно является) недостаточно корректной.

Очевидность этого утверждения явствует уже из того очевидного факта, что жизненно-важные интересы разных субъектов социума различны до диаметральной противоположности, а поэтому их безопасность не может составлять основу, скажем национальной или международной безопасности, то есть безопасности социума тех масштабов, которые, в плане нашей темы, только и могут быть предметом рассмотрения.

Поэтому и в этом плане представляет несомненный интерес обращение к понятию "национальный интерес", как понятию, формирующему основу понимания категории "национальная безопасность" и "международная безопасность".

"Национальные интересы"

Мы считаем, что в парадигме общей теории войны, то есть без принятого деления национальных интересов на "жизненно-важные", просто "важные" или любые другие:

"национальный интерес", есть - существующая, исторически сложившееся и осознанная нацией, система постоянных состояний, обстоятельств и условий, определяющих бытие нации, гарантирующих ее выживание и относительную безопасность, формирующих место и роль нации в мире, ее суверенность и национальное достояние, а также способствующих ее позитивному развитию и исторической вечности.

О новом прочтении понятия "национальная безопасность"
на примере России

Очевидно, что жизнеспособность и развитие России, реализация ею своего цивилизационного потенциала и предназначения, прямо зависит от её способности обеспечить свою национальную безопасность.

Нам представляется, что национальная безопасность, понимаемая сегодня, в целом, как реакция государства на сегодняшние и даже будущие угрозы национальным интересам, ведет страну в тупик, в "окоп" и к изоляции.

Мы считаем, что только мощное развитие всех сфер национального бытия ведет к реализации базовых целей национальной стратегии России, а значит и к обеспечению ее национальной безопасности.

Именно поэтому, наш девиз "БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ".

Базовые вечные цели национальной стратегии России диктуют необходимость ее перехода от существования в парадигме "поисков безопасности и национальных интересов", к функционированию государства и общества в парадигме "развития".

Основной принцип согласования парадигм "развития" и "безопасности" заключается в диалектике принципа "безопасность через развитие, и - развитие через безопасность", что должно стать базовым принципом и подходом к управлению державой.

При этом цели развития национальной стратегии являются целями государственной политики обретения Россией нового высшего качества, а цели преследующие недопущение ее выхода за пределы угрожающие самому бытию нации, являются целями политики ее национальной безопасности.

В этом плане важным является новое прочтение понятия "национальная безопасность", к примеру "национальная безопасность России".

Национальная безопасность России есть - формируемая государством, система внутренних и внешних условий бытия ее социума (народов) как состояние существования нации, гарантированно обеспечивающее реализацию ее базовых стратегических целей, то есть - ее самосохранение, позитивное развитие и историческую вечность, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

***

Мы убеждены, что все эти тезисы корректны и в отношении ЕВРАС.

В этой логике - национальные интересы членов ЕВРАС, а значит и самого Союза, как их совокупности, практически идентичны приведенному варианту трактовки национальной безопасности России.

Поэтому и в этой же логике - безопасность ЕВРАС (и его членов) заключается в обеспечении такого состояния внутренних и внешних факторов (условий) существования социумов, которые бы приводили к улучшению (а не ухудшению) качества Союза, как системы, а значит, в конечном счете, к улучшению качества жизни граждан его социумов на всем пространстве Союза.

"Система безопасности ЕВРАС"

Нам представляется, что в логике приведенных выше тезисов и утверждений, наша трактовка понятия "система безопасности ЕВРАС", может иметь следующий вид:

"Система безопасности ЕВРАС, это - совокупность (набор) функционально-связанных институтов (сил и средств) Союза, предназначенных для установления и поддержания внутренних и внешних условий бытия его социума (народов) гарантированно обеспечивающее реализацию их базовых стратегических целей".

***

Мы предлагаем проследить логику выявления форм и задач системы безопасности ЕВРАС на примере следования следующей цепи рассуждений.

Зададимся вопросом: "Может ли существовать безопасность социума в безусловно опасной среде, в принципе?"

Ответ очевиден: "Безусловно, нет. В опасной среде обитания никакой безопасности социума быть не может, и это касается всех и любых "сред", как условий бытия человека или субъекта социума, от экологии и до угрозы голода или иностранной вооруженной интервенции. В свою очередь, это значит, что, согласно основам теории войны - раз нет безопасности, то нет и развития".

Это значит, что одной из базовых задач системы безопасности объединений социумов, например, государств-членов СНГ, ОДКБ, ЕВРАС, является - сделать максимально безопасной социальную среду обитания субъектов своего Союза, их социумов и народов.

Так как одним из безусловных аспектов безопасности социальной среды является военно-политическая составляющая национального бытия, то, представляется очевидным, что одной из главных задач Системы безопасности ЕВРАС, является обеспечение военно-политической безопасности на всем его социальном пространстве.

При этом, мы считаем важным подчеркнуть, что здесь идет речь не о территории одного из членов ЕВРАС или его социальном национальном пространстве, а обо всем социальном пространстве Союза целиком.

"Социальное пространство ЕВРАС есть его пространство безопасности"

Процессы глобализации и необходимость интеграции государств постсоветского пространства, привели к необходимости формирования общего (единого, лишенного разделительных линий) пространства безопасности в регионе, обрисованном рамками постсоветского пространства и северо-восточной части Евразии.

Создание такого пространства являются важным условием международной и региональной безопасности.

Мы считаем, что формирование общего пространства безопасности ЕВРАС, это - работа его членов и институтов по созданию условий, при которых обеспечивается нейтрализация (снижение до приемлемого уровня) внутренних и внешних вызовов и угроз существованию социальных субъектов ЕВРАС, в интересах стабильного развития всех государств ЕВРАС на всем его социальном пространстве.

Что же такое социальное пространство ЕВРАС?

Социальное пространство ЕВРАС, это пространство в котором существует его социум, это - общая территория государств-членов Союза, как месторазвитие его народов, плюс и в совокупности с их национальной культурой, исторической ментальностью, социальными институтами и образом жизни.

В этой связи, нам представляется важным констатировать, что - социальное пространство ЕВРАС и пространство безопасности ЕВРАС - совпадают.

Мы убеждены, что создание общего пространства безопасности ЕВРАС необходимо и это пространство должно характеризоваться:

  • единством целей национального развития и безопасности государств-членов Союза;
  • общностью принципов государственной политики в сфере безопасности;
  • признанием неделимости безопасности;
  • взаимным уважением суверенитета государств их территориальной целостности и невмешательством во внутренние дела членов Союза;
  • высокой степенью связности самого социального пространства.

Согласно основам общей теории войны, "связность" социального пространства Союза, как качество и характеристика (показатель) его устойчивости, в том числе, определяется согласием всех его членов с целями союза, а также общей и взаимной комплиментарностью их отношений.

Таким образом для Системы безопасности ЕВРАС (далее СБ ЕВРАС) формируется новый класс задач:

  • совмещение национальных социальных пространств разного уровня в единый союз (семью, систему безопасности) народов (государств), объединенных едиными целями выживания и развития, во взаимо-со-действии с членами этого Союза;
  • построение общего исторического будущего;
  • обеспечение безопасности социального пространства Союза.

Еще раз подчеркну, что при постановке и реализации этих базовых задач, все социальное пространство ЕВРАС становится его пространством безопасности.

Это значит, что - основная задача СБ ЕВРАС не только недопущение агрессии и защита от нее, не оборона территории членов Союза, но, и главным образом, обеспечение безопасности его социального пространства.

В этом плане, нам представляется важной дальнейшая разработка темы соответствия пространства безопасности ЕВРАС и его зоны ответственности.

Надо сказать, что свой ответ на этот вопрос мы пока еще не сформировали.

Поскольку ЕВРАС формируется в качестве международной региональной системы безопасности, то представляется важным рассмотреть вопрос о том, каково же его место в системе признанных международных организаций по безопасности и коллективной обороны.

3. Общие вопросы организации международной безопасности

История вопроса появления систем международной безопасности может быть прослежена на примерах создания и деятельности таких международных организаций по безопасности как Священный союз, Лига наций, ООН.

Но поскольку применительно к нашей теме опыт деятельности Священного союза и Лиги наций представляется не актуальным, то все дальнейшие рассуждения мы будем строить на примере ООН.

ООН, на сегодняшний день, является единственной, основной, действующей и имеющей планетарный масштаб международной организацией по безопасности.

Кроме того, общепризнанно, что ООН является главным актором регулирования международного права и международных отношений, и является самым авторитетным международным органом, живым примером для всех существующих и будущих международных объединений.

Цели и принципы, заложенные в Уставе организации, служат основой для любого типа международных отношений современности, и ни один из субъектов международного права не может выйти из поставленных рамок даже при наличии многостороннего соглашения.

Сегодня ООН является наиболее весомой гарантией мира и стабильности.

Многие другие международные организации существуют и функционируют в рамках тех же предписаний, установленных ООН.

Организации вроде ОБСЕ, ЕС, НАТО и другие, в совокупности со специализированными организациями, ООН формируют консолидированную структуру, призванную реализовать на практике принципы и задачи, поставленные последней.

ООН и другие международные организации также выполняют правотворческие функции. Принятые в рамках этих организаций конвенции и другие универсальные нормативные акты формируют полноценную систему международного "законодательства" и охватывают большой спектр вопросов общей важности, в том числе и вопросов международной безопасности.

Мы можем выделить несколько аспектов, характерных для основных существующих международных объединений.

1. Все международные объединения, так или иначе, преследуют цели безопасности своих членов.

2. Центральная роль в разработке и реализации международно-правовых механизмов в рамках международных организаций по безопасности принадлежит государствам.

Именно государства, являясь первичными субъектами международных отношений, создают, вносят изменения и имплементируют международно-правовые нормы, и регулируют правосубъектность международных организаций.

Другими словами, степень развитости и эффективности международного права, в том числе и в вопросах безопасности, непосредственно зависит от желания государств, в нашем случае, от государств-членов ЕВРАС.

3. ООН является организацией государств (объединенных наций), а не организацией организаций.

4. Все региональные международные объединения по безопасности (НАТО, СНГ, ОБСЕ, ОДКБ и т.д.) не являются членами ООН, в то же время могут выполнять поручения и задачи ООН, но не подотчетны ООН и безответственны перед мировым сообществом.

5. Тенденции развития систем международной безопасности прослеживаются в следующих направлениях их развития:

  • ООН - теряет эффективность и авторитет, так как полностью подчинена США, по сути, является инструментом их стратегии;
  • НАТО - расширяет зону своей ответственности и стремиться превратиться из региональной - атлантической, в военно-политический союз с глобальной ответственностью и присутствием.
    В перспективе может стать военной компонентой ООН или заменить ее собой;
  • ШОС - почти неизбежно примет вид системы безопасности Евразии;
  • ЕВРАС - возможно (неизбежно) станет системой безопасности для постсоветского пространства и, возможно, для зоны северо-восточной части Евразии;
  • Создание систем региональной безопасности может быть продолжено явочным порядком вплоть до создания в каждом регионе мира собственной организации-системы безопасности.
  • Не исключено формирование региональных организаций по безопасности, имеющих отчетливый идеологический, этнический и религиозный оттенок.
  • Не исключено появление зональных, отраслевых, региональных негосударственных организаций - систем безопасности, создаваемых транснациональными корпорациями и частным капиталом

О специфике международных объединений по безопасности

Все существующие сегодня организации (системы) международной безопасности созданы для обеспечения безопасности своих членов, поддержания международной стабильности и недопущения агрессии и так далее.

В тоже время все эти международные организации можно разделить в соответствии с их функциональной предназначенностью.

Системы и организации международной безопасности - пример ООН, ОБСЕ

В своих основных (уставных) документах

  • Декларируют необходимость поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии
  • Их Уставы и структуры не содержат прямых механизмов военно-политического сотрудничества
  • Не имеют постоянных и дееспособных органов военного управления
  • Не проводят непосредственного военного планирования
  • Не имеют собственных вооруженных сил, за исключением малочисленных миротворческих контингентов

В целом, ООН и ОБСЕ не могут вести самостоятельную войну, и не предназначены для ее ведения

Международные организации по военно-политическому сотрудничеству - пример НАТО, ОДКБ

В своих основных (уставных) документах:

  • Декларируют необходимость принятия совместных мер по вооруженной защите членов Союза и созданию коалиционных группировок
  • Их Уставы и структуры содержат прямые механизмы военно-политического сотрудничества
  • Имеют органы военного управления
  • Проводят непосредственное военное планирования
  • Имеют собственные вооруженные сил контингенты

В целом, НАТО и ОДКБ могут вести самостоятельную войну, и предназначены для ее ведения.

В целом

В целях улучшения качества деятельности Объединенных наций по обеспечению безопасности развития мира в области военно-политической безопасности, представляется целесообразным

Сохранить ООН как основную международную организацию по безопасности планетарного масштаба, но реформировать ее таким образом, чтобы все имеющиеся и вновь создающиеся региональные организации по безопасности:

  • были статуированы в качестве подсистем ООН;
  • имели четкие зоны своей региональной ответственности;
  • несли бы юридическую отнесенность перед ООН и мировым сообществом за состояние безопасности в своих регионах;
  • имели возможность организовывать взаимодействие через ООН по выполнению задач безопасности в своих регионах.

4. О Евразийском союзе, как собственной системе безопасности постсоветского пространства

Путь построения и развития ЕВРАС может включать несколько этапов:

  1. Формирование формального согласия и подписание юридически-обязывающего Акта.
  2. Разработка и реализация совместных и обоюдовыгодных проектов в разных областях существования государств.
  3. Достижение устойчивой и комплементарной ментальности различных членов Союза, вплоть до устойчивой идентификации их политических лидеров и граждан с членством в ЕВРАС.
  4. Формирование ЕВРАС как самостоятельного и полноценного мира в системе взаимно-уважаемых миров (а не как самостоятельного центра силы).

В рамках этих этапов, представляется возможным, определить некоторые приоритетные направления деятельности, как основы базовых решений и дел по формированию ЕВРАС.

К ним относятся:

  • Выравнивание уровней понимания проблемы общей исторической судьбы
  • Выравнивание уровней жизни населения государств-членов Союза
  • Формирование разных пространств социальной сферы Союза, с приоритетом развития институтов культуры и информационной сферы на основе русского языка
  • Формирование обоюдного комплиментарного к строительству общей исторической судьбы, национального менталитета
  • Подготовка служащих и работников формирующихся наднациональных структур, и т. д.

При этом самым важным, необходимым и пороговым фактором формирования ЕВРАС, является становление и отладка механизмов его Системы безопасности.

Этот тезис представляется нам особо важным и актуальным, так как согласно Основам общей теории войны, любое позитивное развитие любых субъектов социума может происходить только в условиях безопасности этого процесса, и эту безопасность обеспечивает и вырабатывает в качестве своего продукта, в основном, система безопасности этого социума.

Общеметодологические основы построения и функционирования ЕВРАС, как системы региональной безопасности постсоветского пространства

  1. Создание ЕВРАС является жизненной потребностью формирующих Союз государств постсоветского пространства. Позитивное развитие и успешное историческое будущее этих государств вне Союза представляется проблематичным, или даже невозможным.
  2. ЕВРАС должен стать и быть системой безопасности своих членов.
  3. Построение стратегии ЕВРАС и его системы безопасности должны проистекать - не в качестве ответа на чужие стратегии (их надо только понимать и учитывать), а исходя из собственных стратегических целей и возможностей
  4. Члены ЕВРАС не имеют права открывать и вести военные действия против государств-членов Союза, а также становиться, по собственному политическому решению, стороной войны государства не члена Союза, других военно-политических или международных альянсов.
  5. Безопасность ЕВРАС обеспечивается балансом основных измерений безопасности:
    • военно-политическим;
    • экономическим;
    • экологическим;
    • гуманитарным.
  6. Основные направления политики обеспечения военно-политической безопасности на пространстве ЕВРАС:
    • Самодостаточность для выполнения уставных (поставленных) задач:
    • Миротворческая деятельность на пространстве ЕВРАС;
    • Борьба с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконной миграцией на пространствах ЕВРАС;
    • Многостороннее военное сотрудничество в целях становлении пространства безопасности ЕВРАС.
  7. Основой системы безопасности ЕВРАС должна стать ОДКБ.

5. ОДКБ, как основа системы безопасности Евразийского союза

Нам представляется, что существует целый ряд вопросов, без представления ответов на которые строить действительно эффективную систему региональной безопасности трудно.

Мы считаем, что будущее России прямо зависит от того:

  • состоится или не состоится ЕВРАС как геополитический проект России на постсоветском пространстве и как ресурсно и технологически обеспеченное (самодостаточное) интегрированное "постсоветское" ИВЯ, включающее население порядка 300 миллионов человек, образующее свой собственный внутренний и быстро развивающийся рынок, и способное уже через 10-20 лет обеспечить хотя бы 10-15% мирового ВВП;
  • будет ли оно обеспечено собственной (интегрированной) эффективной системой военно-политической безопасности, и собственной наднациональной политической структурой.

Представляется очевидным, что если этого не произойдет, то ни ЕВРАС, ни Россия уже никогда не смогут стать основными игроками на любых мировых полях в XXI веке, а значит и не станут мировыми центрами силы.

Здесь есть несколько главных вопросов, ответы на которые дадут возможность выявить и определить, сформулировать и продекларировать новые основы функционирования ОДКБ, и определить его будущие рамки, возможные новые задачи, а, значит и новые походы к его строительству, предназначению, структуре.

  1. Сможет ли ЕВРАС в обозримом будущем сформироваться в самостоятельное Интернационализированное Воспроизводственное Ядро?
  2. Будет ли у Союзного государства России и Беларуси своя военная организация, и как она будет соотноситься с ОДКБ?
  3. Сможет ли ОДКБ вырасти до основы системы военно-политической безопасности ИВЯ ЕВРАС?
  4. Как ИВЯ ЕВРАС будет соотноситься с ИВЯ ШОС?
  5. Чем ШОС является сегодня, и чем он может стать в обозримом будущем?
  6. Будет ли в обозримом будущем создана система безопасности ШОС?
  7. Как соотносится и чем является ОДКБ относительно ШОС?
  8. Как ОДКБ современного вида может (или будет) соотноситься с ВС КНР?

Очевидно, что на эти и другие подобные вопросы такого доктринального плана может ответить только высшее руководство государств и наука.

Но насколько мы знаем, сегодня нет, не только ответов на них, но нет прямой постановки этих вопросов перед нашей наукой.

В этом плане уже сегодня уже стала очевидной:

Во-первых, недостаточность теоретической и организационной проработки проблем формирования ЕВРАС, как системы региональной безопасности постсоветского пространства, а также порочность мнения свести безопасность Союза к исключительно военно-политическому аспекту, действиям и силам исключительно ОДКБ;

Во-вторых, недостаточность сугубо организационно-политических и сугубо военно-технических аспектов деятельности ОДКБ, как основы СБ ЕВРАС;

В-третьих, необходимость четко определять - какие органы ЕВРАС будут вести работу и отвечать за свою часть безопасности членов ЕВРАС, и всего Союза в целом;

В-четвертых, необходимость формирования Совета безопасности ЕВРАС как главного стратегического целеполагающего и координирующего органа деятельности всех подразделений и членов Союза в области регионального развития и безопасности.

В-пятых, необходимость создания постоянно-действующего Экспертного совета ЕВРАС и ОДКБ, как независимой экспертной структуры, предметно и штатно занимающейся проблематикой строительства, развития и безопасности Союза.

В-шестых, представляется важным создание Международного института стратегических проблем Евразии, имеющего задачу обучения вопросам стратегического руководства и управления будущих руководителей и персонала национальных и формируемых наднациональных структур (международных) структур.

Важные стратегические констатации аксиоматического плана

Нам представляется очевидным, что формирование ЕВРАС в качестве организации безопасности постсоветского пространства и новой системы региональной безопасности северо-восточной части Евразии, должно учитывать существующую стратегическую ситуацию и геостратегический расклад, в качестве стратегической аксиомы.

Эту стратегическую аксиому мы представляем в логике следующих утверждений, которые необходимо знать, понимать, но об этом вслух не говорить.

Первое. В условиях окружения Западом с Запада и Востока и Китаем с Юго-востока, найти свое достойное место в мире Россия и ЕВРАС могут только тогда, когда будут иметь и проводить собственную стратегию.

Второе. Для России спасения от Китая не существует, ни при попытках противостояния ему в любой области своими силами, ни при попытках формирования ею антикитайского альянса с США (НАТО) или участвуя в любых других американских (Западных) антикитайских союзах.

Третье. Китаю сегодня не нужно завоевывать Россию физически, так как она уже есть его стратегический тыл и успешно решает вопросы тылового обеспечения мировой китайской экспансии.

Четвертое. США жизненно необходимо сделать Россию исключительным стратегическим тылом Запада в войне с Китаем, для чего они успешно приватизировали ее национальные ресурсы, сформировали подручный им политический режим и формируют на национальных пространствах России и соседей Китая целую сеть своего военного присутствия и военных плацдармов, так как без этого они воевать не смогут.

Если война Запада с Китаем состоится, то она будет вестись именно с этих плацдармов, на территории России и по воле ее политического руководства.

Пятое. Если Китай примет решение на физический (вооруженный) захват наших пространств, то противостоять его агрессии не возможно физически, так как у России для этого нет армии, а наносить ядерные удары по Китаю, это значит наносить их по себе.

Шестое. Главной задачей российской политики и дипломатии, а также ЕВРАС, является - установление дружественных связей с Китаем и поддержание их возможно долго, а лучше всегда. Только комплементарное и взаимополезное сотрудничество с Китаем даст возможность позитивного развития России и другим членам ЕВРАС.

Седьмое. Главным условием установления атмосферы дружеского доверия России (ЕВРАС) с Китаем является - проведение собственной и самостоятельной, а не прозападной политики во всех сферах их существования.

Восьмое. Организация стратегического взаимодействия с Китаем, является основной и постоянной задачей всех структур ЕВРАС, России и ОДКБ

***

Главное утверждение, которое должно быть закреплено во всех документах ЕВРСАС и являться темой всех и любых международных дискуссий.

ЕВРАС создается:

  • не для борьбы с другими цивилизациями;
  • не как инструмент войны цивилизаций;
  • а в качестве стратегического инструмента развития, то есть в целях формирования внутренних и внешних условий развития всех его членов.

Мы убеждены, что любые действия политического и военного руководства России и ЕВРАС, игнорирующие эту стратегическую аксиому или не следующие ей - обрекают нас всех - или на медленной цивилизационное угасание, или на исторически быструю гибель, притом, что одним из вариантов истории России может стать ее существование в статусе части Китайской Федерации.

***

В целом

Мы убеждены, что безопасность членов ЕВРАС и всего Союза может и должна быть институализирована в результате реализации следующих подходов и действий.

Первое. Политическое руководство государств СНГ должно выработать решение по формированию ЕВРАС, как основного интеграционного проекта на постсоветском пространстве.

Одновременно должен быть определен алгоритм изменения всех ранее созданных интеграционных объединений с участием государств-членов ЕВРАС (например, дорожная карта перерастания СНГ в ЕВРАС).

При этом основной переговорной платформой может стать институт СНГ.

Второе. ЕВРАС должен стать системой международной (региональной) безопасности для всего пространства Союза и для каждого из его членов, и быть признанным ими, в том числе и в этом качестве.

Третье. ЕВРАС должен формироваться и статуироваться в качестве системы безопасности постсоветского пространства и новой системы региональной безопасности северо-восточной части Евразии, и должен иметь свою сферу и зону ответственности.

Четвертое. ЕВРАС должен быть оформлен в результате подписания специального Акта (соглашения) о безопасности в котором будут официально продекларированы его цели, принципы, задачи и сам факт создания, как системы региональной безопасности на постсоветском пространстве и зоне северо-восточной части Евразии.

Пятое. ОДКБ должна стать военно-политической компонентой ЕВРАС, имеющей собственные органы военного управления и планирования, а также силы, средства и контингенты воинских формирований.

Шестое. ЕВРАС и ОДКБ должны содержать в своих основополагающих документах все правовые и организационные аспекты, присущие им, как собственно системам международной (региональной) безопасности, так и институтам (органам) обеспечения военно-политической безопасности ЕВРАС собственно военными (вооруженными) методами, а также содержать в себе юридическую, взаимную и солидарную ответственность членов союза, по выполнению их уставных (договорных) обязательств.

Седьмое. Институализации ЕВРАС в качестве международной (региональной) системы безопасности (организации по безопасности региона постсоветского пространства) может быть осуществлена - в результате официальной декларации по факту создания Союза (например, Актом-соглашением о безопасности на постсоветском пространстве), и закреплена признанием ЕВРАС в качестве региональной подсистемы ООН ее Генеральной ассамблеей.

Восьмое. При выполнении функций обеспечения безопасности Союза и его членов, ЕВРАС в качестве системы региональной безопасности - подсистемы ООН, будет должен взаимодействовать со всеми другими международными организациями по безопасности, такими как НАТО, ОБСЕ, собственно ООН, а также с заинтересованными в сотрудничестве национальными государствами Евразии.

Мы уверены, что учреждение таких региональных систем безопасности станет существенным фактором стратегической стабильности мира.

Представляется естественным, что основой этой системы безопасности на постсоветском пространстве, так или иначе должна стать, ведомая Россией, Организация Договора о коллективной безопасности.

Притом, что Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) должна развиваться в направлении формирования больших возможностей обеспечения стратегической стабильности на пространствах ЕВРАС и его оперативной совместимости с новыми структурами безопасности Европы.

Представляется так же важным передача этой организации полномочий по борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, и постепенным переподчинение Организации новым структурам ЕВРАС.

Все это есть абсолютно доктринальные вопросы, которые и должны быть отражены в Военных доктринах ЕВРАС, государств-членов Союза и России.

***

В заключении, подчеркну еще раз.

Сегодня только ОДКБ обладает идеей, способной стимулировать межгосударственную интеграцию и разделяемой всеми ее участниками, это идея - необходимости безопасности для существования и развития.

Сегодня только ОДКБ успешно формирует свою рабочую и боевую структуру, и приближается к тому, что будет физически способен успешно решать возлагаемые на него задачи.

Сегодня именно ОДКБ является двигателем интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Пожелаем его руководителям успехов в деле обеспечения безопасности нашего региона, а всем государствам участникам ОДКБ, новых успехов в решении национальных и общих задач развития.

Благодарю за внимание.