Александр Владимиров Тезисы доклада на круглом столе Совета Федерации
|
"Основой феномена русского кадета, и основой образования и воспитания русских кадет, является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему". Игорь Николаевич Андрушкевич Выпускник XXVвыпуска Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса, Председатель Аргентинского Объединения Выпускников Русских Кадетских Корпусов За Рубежом |
Свое выступление начну с искренних благодарностей от кадетского движения России:
- Прежде всего, в адрес Комитета по обороне Совета Федерации и его председателя Виктора Алексеевича Озерова.
Комитет весьма своевременно пригласил на совет представителей авторитетных государственных ведомств и общественных организаций, заинтересованных в дальнейшем развитии кадетского образования в России.
- Особая благодарность Общественному совету при Минобороны России.
Комиссия по военному строительству Общественного совета во главе с Рафаэлем Миргалиевичем Тимошевым выделяет в приоритетное направление развитие кадетского образования для нынешней и будущей судьбы Вооруженных Сил России.
- Принципиальную поддержку кадеты России ощущают от Министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу и Статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Александровича Панкова.
- Наша признательность Общественной палате Российской Федерации, где Комиссия по развитию науки и образования под председательством Любови Николаевны Духаниной приняла решение о создании Рабочей группы по разработке Государственного стандарта кадетского образования.
- Огромная благодарность кадетам-ветеранам и руководителям кадетского движения, которые в современный период истории неустанно работали над достижением двух главных целей кадетского движения России:
Первая цель - Спасение национальной суворовской военной школы - с честью достигнута - при поддержке нашего Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, с помощью Минобороны России и благодаря самоотверженной борьбе наших кадет-ветеранов.
Вторая - развитие системы кадетского образования как начальной профессиональной подготовки к государственной гражданской и военной службе. И создание на этой основе системы воспитания национальных элит с детства. Эту задачу мы решаем сегодня как главную.
- И, конечно же, наше спасибо за гостеприимство и прекрасную подготовку круглого стола и самого Первого Московского кадетского корпуса, его директору генерал-майору Владимиру Яковлевичу Крымскому.
Поистине символично. Первый в России кадетский корпус, созданный в сентябре 1993 года по инициативе, непосредственном участии и на средства ветеранов-суворовцев и нахимовцев России и кадет Русского Зарубежья, по праву носит имя "Первый" и сегодня является лучшим.
***
В этой уважаемой аудитории мне не надо подробно убеждать в значении кадетского образованияи детально говорить о его возможностях.
Но, тем не менее, в таком фундаментальном деле как кадетское образование, мы постоянно помним, что стоим "на плечах гигантов".
Россия всегда в своей истории обращалась к кадетскому образованию в самые напряженные отрезки своей истории.
Так было при Петре I, так было при всех Романовых в Имперский период.
Так было в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны.
Так есть и сегодня - в период борьбы новой России за свое место в мире как великой державы и великой цивилизации.
Кадетам России сегодня 314 лет, свое начало мы считаем с момента создания Петром Великим в январе 1701 года Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве, притом, что Первый Шляхетский кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году.
Это значит, что мы на 75 лет старше, чем Североамериканские соединенные штаты (Основаны в 1776 году)1 .
Все 314 лет кадеты России всегда составляли ее национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников составивших славу России в военном деле, государственном управлении, культуре, искусстве, в войне и мире.
Нельзя не сказать и о том, что двое кадет стали Святыми Русской Православной церкви
История кадет России за все 314 лет никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в истории России завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, родилась новая Россия.
Имперский период, создавший 32 кадетских корпуса, давших России плеяду выдающихся людей и закончившийся Гражданской войной в 1918 году 2 .
Этот период сменился периодом Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей Лозунг всегда звучал так - "Рассеяны, но не расторгнуты!" и новой их организацией в русских кадетских корпусах Версаля (функционировал до 1964 года) и Белой Церкви, который был прерван Германским фашизмом в 1943 году.
Советский период истории кадет связан с образованием в 1943 году системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ "типа старых кадетских корпусов", чье 70-летие российские кадеты широко отметили вместе с Армией и страной в 2013-2014 годах, и который дал Отечеству 77 Героев Советского Союза и России, несколько федеральных министров, трех академиков РАН, трех космонавтов и тех губернаторов, около тысячи генералов (в том числе пять генералов армии, двенадцать командующих стратегическими объединениями и заместителей Министра обороны), несколько десятков тысяч старших офицеров, десятки мастеров спорта, олимпийских и мировых чемпионов, деятелей культуры и искусства.
Сегодня кадеты России переживают период своей новейшей истории, который должен поднять их на новый уровень профессиональной пригодности, патриотического воспитания и официального признания властью и обществом в качестве патриотической и профессиональной опоры нации, при сохранении главной исторической задачи кадет - беспорочно служить Отечеству с детства и всю жизнь.
В целом, кадеты своей жизнью и служением Отечеству доказали:
***
За прошедшие 314 лет, кадетское образование в России знавало как времена взлета, так и периоды упадка и недопонимания его государственного значения.
Сегодня негативное отношение к кадетскому образованию в основном успешно преодолевается.
Это подтвердили реальные дела, осуществленные нами после этапных, знаковых Парламентских слушаний в Совете Федерации 22 февраля 2007 года.
Кратко напомню, что удалось сделать совместными усилиями.
22 года назад в стране еще не звучало само слово "кадетский корпус".
Сегодня в России действуют около 100 учреждений кадетского образования (кадетских корпусов и кадетских училищ ведомств и регионов), а число кадетских классов насчитывается сотнями, и это наш общий несомненный успех.
Нашими общими усилиями была спасена суворовская военная школа России, в том числе, путем удаления из власти и с занимаемых высоких должностей ее противников.
В 2012 году, впервые за 70 лет существования кадетского образования в стране, удалось обосновать, подготовить и включить в федеральное право статью 86 в Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
В 6-ти пунктах этой статьи определены легитимные права на создание и деятельность учреждений кадетского образования всех типов (президентские кадетские, суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса).
На базе исторического опыта и современной воспитательной практики и на основе общественной кадетской инициативы, ведется научно-теоретическое обоснование и разработка фундаментальных принципов и стандартов кадетского образования, выстраиваются перспективы его дальнейшего развития (участникам круглого стола вручен текст "Основ Концепции и Государственного стандарта кадетского образования").
Резко выросла популярность и востребованность кадетского образования в российском обществе.
Таким образом, в стране последовательно создаются необходимые условия для формирования федеральной системы кадетского образования, как основы воспитания служилого слоя (национальных элит) России с детства.
Исходя из сказанного можно сделать вывод:
совместные усилия государственных ведомств и общественных организаций дают основания утверждать, что кадетское образование в стране возродилось, устояло и готово к дальнейшему развитию.
***
Однако коренной перелом в стратегическом развитии кадетского образования еще не наступил.
Сегодня нет правовых определений самого кадетского образования.
Его учреждения не имеют соответствующего статуса и возможностей для успешного решения уже поставленной им Законом об образовании основной цели: "Подготовка несовершеннолетних к несению государственной гражданской и военной службы".
Кадетское образование не получило пока официальный статус начального профессионального образования государственной военной и гражданской службы.
Его финансирование ведется по общему принципу "подушевого финансирования", рассчитанного на общее среднее образование учащихся в общеобразовательных школах, а не на подготовку воспитанников учреждений кадетского образования готовящих младших специалистов государственной службы
Более того, предпринимаются попытки упразднения учреждений кадетского образования (например, в Москве и Воронеже) когда сначала под любым предлогом убирают директора кадетского корпуса, потом на его место назначается "доверенная дама", затем корпус "расширяется на несколько неуспешных школ", а его кадетам предлагают самим покупать кадетскую форму, самим оплачивать программу дополнительного образования и ночевать дома.
Само кадетское образование подменяется созданием кадетских классов.
Однако кадетские классы не могут обеспечить полноценного кадетского образования, так как кадетский класс есть структура кадетского воспитания, а не образования.
Такая тенденция в принципе недопустима, так как это ведет к неоправданному упрощению и разрушению кадетского образования как такового, превращая его в "карнавал".
В ряде регионов, несмотря на инициативу общественности, создание учреждений кадетского образования блокируется из-за предвзятой отрицательной реакции некоторых чиновников.
Неприемлемо и то, что часть кадетских учреждений создается экспромтом, без включения их в систему кадетского образования страны, а их учебные планы и воспитательный процесс формируются произвольно, часто просто неадекватны самому существу кадетского образования, чего нельзя допускать в принципе.
Кадровый состав учреждений кадетского образования комплектуется произвольно, обоснованной системы их отбора, переподготовки и аттестации нет.
В итоге, несмотря на то, что в России уже функционирует значительное число учреждений кадетского образования, но системы кадетского образования они не образуют из-за предвзятой позиции Минобрнауки и нежелания как следует заниматься этим важнейшим государственным делом.
Кадетское образование (кроме Минобороны РФ) - бесхозно, в Минобрнауки и его региональных министерствах не существует департаментов кадетского образования, поэтому за него и его эффективность никто не отвечает.
Нам представляется, что далее такое положение дел с кадетски образование в стране не допустимо, так как у России есть только один неиспользованных ресурс развития - ресурс профессионального, патриотического и нравственного управления, который может формироваться только с детства.
Поэтому, основное экономическое обеспечение кадетского образования - это вовсе не "подушевое финансирование", средства родителей и спонсоров, а это средства государственного бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (федерального, регионального) заказа на их подготовку и размещение по соответствующим должностям и номенклатурам, согласно с заключаемым контрактам между воспитанниками кадетского корпуса и самим кадетским корпусом и профильными учреждениями высшей профессиональной школы и соответствующими органами и структурами (институтами) государственной власти.
Получение профессиональных знаний и навыков по специальностям государственной службы и необходимых компетенций осуществляется:
Обязательными атрибутами и компонентами кадетского образования являются:
***
Юные кадеты - это кадровый потенциал России, от которого в будущем во многом зависят национальная безопасность, крепость государственного суверенитета и мощь страны.
Поэтому от органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней так требуется постоянная забота об учреждениях кадетского образования и их воспитанниках.
Нельзя не сказать и том, что, основа кадетского движения - ветеранские общественные объединения выпускников учреждений кадетского образования разных поколений - нуждаются в признании и в неформальном искреннем шефстве государства и его реальном партнерстве.
В целом
Кадетское образование в России должно быть и стать:
Для этого необходимы:
1) дальнейшее развитие кадетского образования, улучшение его качества и эффективности, трансформация существующего дополнительного довузовского образования в начальное профессиональное образование государственной гражданской и военной службы;
2) формирование национальной системы подготовки новогослужилого слоя России с детства на основе кадетского образования и системы учреждений кадетского образования;
3) творческое и ответственное отношениеорганов государственной власти, министерств и ведомств федерального и регионального уровней подчинённости; их безусловная нацеленность на формирование служилого слоя России с детства; их последовательные, настойчивые и неотступные усилия при решении этой важнейшей государственной задачи;
4) радикальное улучшение работыобщественных объединений ветеранов - выпускников учреждений кадетского образования, всемерная помощь им со стороны органов власти всех уровней и создание условий для их участия в патриотическом воспитании кадет непосредственно в учреждениях кадетского образования и в российском обществе.
Все это и есть основные направления работы по развитию кадетского образования в России.
***
Для выполнения вышеперечисленных задач кадетскому образованию и общественному движению необходимы законодательные и организационные основы, отвечающие потребностям государства, современным вызовам и угрозам его национальной безопасности и задачам развития.
Мы хорошо осознаем, что успешно решить задачу стратегического развития кадетского образования в Российской Федерации, возможно только на основе непрерывного и хорошо отлаженного общественно-государственного партнерства.
Инструмент такого партнерства -
постоянно действующая рабочая Группа по кадетскому образованию, имеющая соответствующие полномочия и сферу ответственности.
Мы готовы, при методическом руководстве и организационной помощи Комитета по обороне Совета Федерации и Минобороны России, оперативно подготовить проект Положения о Группе по кадетскому образованию и, в тесном сотрудничестве с Министерством образовании и науки, Общественной палатой РФ и Общественными советами заинтересованных министерств и ведомств, взять на себя организацию работы Группы по кадетскому образованию.
***
Исходя из вышеперечисленных задач, кадетское образование и общественное кадетское движение России должны получить необходимые государственные гарантии, законодательные основы и необходимые условия для своего стратегического развития, отвечающего современным задачам и целям национальной стратегии России.
Мы убеждены, что при том огромном внимании к кадетам со стороны нашего государства и его надежде на них, и при любви к ним всего российского общества, как к своим любимым и достойным детям, мы все вопросы развития кадетского образования в России способны решить, решить эффективно и быстро.
С тем, чтобы опора государства - его служилый слой, его государственные служащие и национальные элиты, воспитывались в любви к России, в готовности и способности служить Отечеству с детства, воспитываясь в Вере, Чести, Любви, Добре и Красоте в системе учреждений кадетского образования России.
Благодарю за внимание
1(назад)Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 - Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.
2(назад) За все время
своего существования Кадетские корпуса и лицеи Российской империи дали
России выдающихся государственных и общественных деятелей:
Политики: канцлер Горчаков А. М.
Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов
И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.;
Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С.
О., Колчак А. В.;
Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн
А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.;
Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин
А. Н.;
Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн
И. Ф.;
Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А
Святые Русской Православной Церкви - адмирал Ушаков Ф. Ф. - выпускник
Шляхетского КК;
Иоанн Шанхайский и Сан-францисский - выпускник Полоцкого КК