Александр Владимиров
Почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений и
Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет
Член Совета по национальной стратегии
кандидат политических наук,
выпускник Московского СВУ
генерал-майор в отставке

проект

Основы Концепции и
Государственного стандарта кадетского образования
в России

Общероссийский Союз кадетских объединений России "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет"

Региональная Благотворительная Ветеранская общественная организация "Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет"

ВАРИАНТ 2007 ГОДА
Краткая рабочая версия

Основы Концепции кадетского образования в России

Анализ современного состояния дел в сфере воспитания граждан России сегодня позволяют сделать следующий ряд неутешительных констатаций.

  1. Национальной системы воспитания граждан страны не существует и государство самоустранилось от руководства этой важнейшей сферой национального бытия.
  2. Образование оторвано от воспитания.
  3. Воспитание не имеет своей официальной идеологической основы, а национальная информационная сфера практически вся порочна.
  4. Приоритеты рыночных отношений, внедряемые в бытие нации самим государством, сказываются на воспитании граждан России, их нравственности и общей культуре населения - гибельно.
  5. Практически единственным институтом российского общества, который прямо и непосредственно занимается воспитанием народной нравственности является Русская Православная Церковь.
  6. В итоге, сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы.
  7. Государство, испытывая "кадровый голод" пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что на наш взгляд, является практикой порочной, так как одни из этих институтов российского общества не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторван от реальной практики и жизни населения страны (то есть образование без воспитания и патриотической социализации), другие - просто никак не образованы и выращиваются в духе уличных манифестаций.

Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны - ущербны и эффективно решить проблему формирования национальных элит России не способны.

При этом представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

  1. Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ.

В целом

Сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на состоянии национальной безопасности, темпах и качестве развития России.

Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества.

О необходимости создания системы подготовки национальной элиты и ее начальной ступени - системы кадетского образования России

Основные посылки

1. Анализ развития мира в последние 20 лет, которые были полны примеров исторических крахов одних сильных государств (как это было, например - в СССР, Югославии, Ираке) и появления "спровоцированных независимостей" других государств (например - Косово) позволяет сделать выводы о том, что жизнеспособность и независимость нации прямо зависят от:

во-первых, ее готовности противостоять внешним попыткам изменить (извне и изнутри) ее национальное бытие и образ жизни;

во-вторых, главное, от способности и готовности политических элит нации руководить этой борьбой не сдаваясь, и не предавать свою нацию (как, например - в СССР, Югославии, Ираке).

2. Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

3. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально, нравственно и ответственно управлять бытием державы.

4. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни, и мер социального обеспечения.

Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации, составной части профессионального образования государственной гражданской и военной службы.

I. Определения, используемые в Концепции и Государственном стандарте кадетского образования

В Концепции используются следующие определения

"Национальная элита" - лучшие представители российского общества, составляющие слой, осуществляющий функции управления государством (его институтами), развития науки, экономики, культуры и сферы безопасности страны.

"Формирование национальной элиты" - постоянный процесс воспитания, подготовки, отбора и назначения руководящих кадров государства во всех сферах его функционирования, продолжающийся от отбора и поступления ребенка в учреждение кадетского образования, до завершения им карьеры государственного служащего.

"Кадетское воспитание" - воспитание, получаемое учащимися и в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, и призванное:

  • формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;
  • давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;
  • вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;
  • ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;
  • вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.

"Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование, включающее компоненты основ военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования или совместно с началами профессионального образования государственной военной и/или гражданской службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства .

Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

"Учреждения кадетского образования" - учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:

  • федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств;
  • регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;
  • муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

При этом учреждения кадетского образования федерального и регионального уровней дают своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, а учреждения муниципального уровня предназначены для получения воспитанниками углубленных основ патриотического (кадетского) воспитания.

***

Согласно направлениям выполнения задач своего предназначения, учреждения кадетского образования могут быть отнесены к следующим основным типам.

Первый тип, это - учреждения кадетского образования, которые дают своим воспитанникам основы подготовки государственной службы, формируют основы служилого слоя государственной службы России, и могут быть отнесены к сфере начального профессионального образования государственной службы.

К первому типу учреждений кадетского образования относятся:

  • суворовские военные училища, нахимовское военно-морское училище, военно-музыкальные училища, кадетские корпуса видов Вооруженных сил Министерства обороны РФ, которые, кроме решения остальных социальных и воспитательных задач своего предназначения, в качестве главной задачи - дают своим воспитанникам раннюю профессионализацию, в направлении их последующей обязательной государственной военной службы.
  • кадетские корпуса МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, МИД, ФТС и так далее - дающие своим воспитанникам раннюю профессионализацию и определяющие их дальнейшую обязательную государственную службу согласно профилю своих ведомств-учредителей.
  • часть кадетских корпусов субъектов Российской Федерации избранных для подготовки специалистов государственной (муниципальной) службы в интересах своих регионов.

Второй тип, это - учреждения кадетского образования, которые предназначаются для решения социальных задач кадетского воспитания, коррекции поведения и судеб воспитанников, их государственно-национальной патриотической и социализации, и могут быть целиком отнесены к национальному "социальному пакету".

Ко второму типу учреждений кадетского образования относятся:

  • кадетские корпуса Министерства обороны РФ общего профиля;
  • основная масса кадетских корпусов (школ-интернатов) субъектов Российской Федерации.

Предлагаемая Концепция кадетского образования, главным образом, относится к учреждениям кадетского образования Первого типа.

Государственные образовательные стандарты разных типов учреждений кадетского образования должны существенно различаться своим содержанием и направленностью.

Механизмы взаимодействия учреждений кадетского образования с образовательными учреждениями высшей школы и учреждениями профессионального образования высшего уровня прописываются для каждого их вида и типа индивидуально.

***

"Непрерывное профессиональное образование государственной службы" - система учреждений профессионального образования государственной службы, получение образования в которых позволяет его воспитанникам получать профессию государственной службы, занимать соответствующие должности в системе государственной или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течение всей своей трудовой деятельности.

К системе непрерывного образования профессиональной государственной службы относятся:

  • учреждения кадетского образования;
  • институты государственной службы правительств субъектов Российской Федерации;
  • институты профильного профессионального образования государственной гражданской и военной службы федерального уровня;
  • Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Военная академия Генерального штаба РФ.

"Кадетское движение России" - совокупность общественных организаций выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности.

В состав кадетского движения России входят:

  • Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов, образуемые в каждом учреждении кадетского образования;
  • Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;
  • Региональные и межрегиональные объединения кадет;
  • Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования России.

***

II. Кадетское образование как основа системы формирования нового служилого слоя России

Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально и ответственно управлять бытием державы.

Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения.

Такая система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

Концепции кадетского образования - базовые подходы

  1. Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также сертифицированные кадетские корпуса и другие равных им учебные учреждения Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, имеющие федеральный или региональный статус - образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы.
  2. Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.
  3. Государственное кадетское образование - есть самостоятельный вид и система начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России, в его системе профессионального образования государственной гражданской и военной службы.
  4. Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.
  5. Кадетское образование обеспечивается: специальным правовым полем; собственной вертикалью исполнительной власти и собственной системой органов кадетского образования федерального уровня; собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава; собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями; собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой, а также специальную учебную и воспитательную инфраструктуру; в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней.
  6. В основы новых Государственных регламентов кадетского образования должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее.
  7. Контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.
  8. За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы - Минобрнауки, профильные министерства (например:МВД, Минюст, ФТС, РЖД, Минтруда и т.д.) и субъекты Российской Федерации.
  9. Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.
  10. Система учреждений кадетского образования (увеличение числа учреждений, расширенный прием и учеба в них молодого поколений граждан России) может стать частью социального пакета для министерств, ведомств и регионов России, особенно в период кризиса и проведения радикальной военной реформы.

Основной комплекс идей Концепции кадетского образования

В основе Концепции кадетского образования лежит следующий комплекс идей

  • Создание системы воспитания национальных элит, как служилого слоя России, с детства, осуществляется на базе учреждений кадетского образования (суворовские военные училища Минобороны и кадетские корпуса силовых структур и субъектов Российской Федерации) страны.
  • Формирование на базе учреждений кадетского образования единого ствола системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.
  • Разделение общего ствола национального кадетского образования на собственно военный ствол (суворовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур) призванный служить основой профессиональной подготовки офицерского корпуса России, и собственно гражданский ствол (кадетские корпуса федеральных министерств и субъектов Российской Федерации), призванный служить основой формирования корпуса профессиональных чиновников гражданской государственной службы.
  • Военный ствол кадетского образования - дает выпускникам суворовских военных училищ и кадетских корпусов федеральных силовых структур полное среднее образование и начальное профессиональное образование военной службы и, по выпуску, квалификацию сержанта командира отделения-заместителя командира взвода.
    По окончании училища, выпускник зачисляется согласно своему выбору и государственной разнарядке Минобороны (поступает вне конкурса без экзаменов) на второй курс военного училища, и, в последующем, в обязательном порядке продолжает служебную карьеру на военном поприще в составе офицерского корпуса России. В случае не поступления выпускника в военное училище, он автоматически (по прибытии в часть), начинает действительную военную службу в качестве сержанта, и продолжает ее в течение срока определенного условиями поступления в СВУ (или КК), или контрактом в военном округе (Виде ВС РФ) своего предназначения (например, 4-6 лет). Эти выпускники формируют основу корпуса профессиональных младших командиров и, в дальнейшем, могут делать служебную карьеру на военном поприще в собственно сержантской вертикали или, после учебы, в составе офицерского корпуса России. Возможно принятие воинской присяги и заключение соответствующего контракта на службу в составе Вооруженных Сил РФ при выпуске из суворовского училища или кадетского корпуса.
  • Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов-выпусников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста.
  • Разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, в формате его профессиональной военной и профессиональной гражданской компонент, а так же его программного обеспечения, сертификации самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической базы, и подготовки преподавательских кадров.
  • Разработка и введение самостоятельного Положения и Кодекса учреждения кадетского образования и их воспитанников.
  • Создание системы связи учреждений кадетского образования со своими выпускниками, путем обязательного создания в каждом учреждении его Совета ветеранов-выпускников.
  • Создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России.
  • Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны.
  • Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны.
  • Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных Национальных проектов.

Представляется целесообразным рассматривать суворовское (нахимовское) и кадетское образование равнозначным начальному профессиональному образованию государственной (в том числе военной) службы в Российской Федерации.

Учреждения кадетского образования осуществляют подготовку несовершеннолетних граждан, преимущественно мужского пола, к поступлению в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого они находятся (либо на соответствующие специальности других учебных заведений, как в случае с кадетскими учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, правоохранительных или налоговых органов).

Кадетские корпуса создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации в установленном порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции учредителя и по согласованию с ведомствами, реализующими государственную политику в сфере общего и начального профессионального образования, защиты прав и здоровья детей, а также по согласованию с органами власти тех субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается разместить создаваемое образовательное учреждение кадетского типа.

III. Основы Государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

Базовые подходы

Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

Особенности воспитания в учреждениях кадетского образования РФ

  1. Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми образовательными учреждениями специального (собственного) интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе.
  2. Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.
  3. У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) - служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит применительно к этому назначению, а также согласно распределения в профильные учреждения высшей школы, согласно желания выпускника и качества его успеваемости.
  4. Система воспитания кадет носит специальный характер, центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель.
  5. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
  6. Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, и кадетской корпоративной принадлежности.
  7. Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников по гендерному признаку, с детства и в условиях общежития.
  8. Условия жизни воспитанников в учреждениях кадетского образования определяются:
    • полным государственным пансионом их содержания и специальным военизированным образом жизни кадет;
    • строго регламентируются практически военными уставными взаимоотношениями старших и младших;
    • имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;
    • предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
    • распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и Церемоний;
    • предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких, как несение народов по расположению, уборку территории, столовой и кухни.
  9. В образовательный процесс введены некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей с особым вниманием к физической, строевой и военной подготовке.
  10. Меры поощрений и взысканий применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания носят специфический военный характер.
  11. Регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских Уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.
  12. Непосредственный контроль и управление процессом воспитания суворовцев и кадет лежит на освобожденных ответственных лицах: "офицерах-воспитателях", проходящих специальную методическую подготовку и в большинстве случаев - прошедших подобную школу воспитания в суворовских училищах.

***

"Идея" кадетского образования как основа ее Государственного
образовательного стандарта

Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе "кадетского образования (национальной кадетской школы)", притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать идея "кадетского образования".

Чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня, в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Система кадетского образования - должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Базовая "идея" кадетского образования подразумевает наличие реестра собственных требований к процессу и качеству образовательного процесса.

1.Воспитательная компонента кадетского образования

Воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать готовку и воспитание своих питомцев как:

  • граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и "установленными на добро" людьми;
  • государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;
  • безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
  • духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
  • свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом - не любой ценой;
  • активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;
  • людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее;
  • личностей, с раннего возраста приученных к четкой организации своей деятельности, с дисциплинированным и организованным складом ума и характера.

Воспитание в учреждениях кадетского образования должно:

  • строится на исторических традициях русской армии, кадетских ценностях и этике служения Отечеству; на традициях дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших; способности к формированию выражения собственного мнения и учете мнений товарищей; а также личной ответственности и сознательной дисциплины;
  • учащиеся должны обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;
  • обеспечивать воспитание в них "критического нравственного чутья", то есть, основанного на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях, умения отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
  • обеспечивать воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;
  • обеспечивать воспитание уважение к личности, ее правам и обязательном понимании важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, и необходимости их выполнения;
  • обеспечить привитие кадетам с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, уставным и нравственным требованиям, при развитии и возвышении чувства чести и собственного достоинства.

2. Общеобразовательная компонента кадетского образования

Общеобразовательная компонента кадетского образования является базовой и должна строиться в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

Притом подразумевается, что ее выпускники, кроме необходимого набора базовых образовательных, прикладных и специальных дисциплин, должны:

  • получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
  • получать, на примере нашей национальной истории, полное представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
  • получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на Россию и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о современном состоянии зарубежной и национальной научной и художественной мысли, и так далее…

Единые программы базового образования общего среднего и специального образования, на которых основывается кадетское образование, должны реализовываться в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования кадет, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, с целью недопущения снижения общего уровня их образования, выявления индивидуальных талантов воспитанников, а также созданием условий их развития.

3. Система кадетского образования в своей профессиональной части

должна готовить своих питомцев как специалистов начального профессионального уровня общего профиля, в соответствии ведомственной подчиненностью и со сложившимися традициями, а так же в соответствии с определенными федеральными и региональными заказами на подготовку работников специальностей государственной службы.

***

Базовые подходы к новому Государственному образовательному стандарту кадетского образования
(на примере обучения в суворовских военных училищах)

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.

1. Учреждения кадетского образования комплектуются, в основном из детей военных и государственных служащих (а так же их сирот) и должны:

  • прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга;
  • давать им полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, дающее кадетам: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории и литературы, основ православного религиозного воспитания; необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а так же аргументировано и логически точно выражать ее хорошим русским языком;
  • давать им первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а так же навыки системного анализа и формировать способности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации;
  • развивать их способность к труду, самостоятельной подготовке, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером и организатором действий коллектива;
  • отличные знания иностранных языков (переводчик-референт 1-2 иностранных языков);
  • знание основ этикета и правил хорошего тона;
  • прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;
  • базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
  • высокий уровень физической и психологической подготовки;
  • общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;
  • навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;
  • для суворовцев - общие навыки управления коллективами (к примеру, воинскими коллективами на уровне командира отделения - заместителя командира мотострелкового взвода);
  • для кадет гражданских учреждений кадетского образования - базовые знания и навыки в работе по специальностям гражданской государственной службы.

2. Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

3. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет.

4. По окончании девятого класса и получении сертификата о получении неполного среднего образования, воспитанником, его родителями (попечителями) и командованием училища должен решаться вопрос о продолжении получения им образования:

  • в обычном учреждении среднего (специального) образования;
  • или продолжения обучения в суворовском военном училище при обязательном условии поступлении в учреждения военного (гражданского) профессионального образования, на основании собственного выбора и качества учебы, а также на предвидения (основе) договора с конкретным образовательным учреждением.

5. При решении о поступлении воспитанника по окончании суворовского военного училища в учреждение среднего (высшего) военного образования и в соответствии с собственным желанием и договором, на последнем курсе обучения он может быть приведен к Воинской Присяге.

6. В ходе обучения должен быть предусмотрен ежегодный выезд воспитанников в оздоровительные летние лагеря длительностью не менее одного месяца, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка).

7. В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.

8. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию, а ее завершение должно оформляться соответствующим сертификатом профессионального образования.

9. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на первые (вторые) курсы учреждений базового образования государственной (гражданской и военной) службы.

10. Система получения первичного (начального) военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

О подборе и подготовке кадров учреждений кадетского образования

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования.

Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь.

Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

Нам представляется, что в России и даже в регионах должны быть созданы методические центры и Центры повышения квалификации командного и педагогического состава учреждений кадетского образования.

***

О программах и учебных планах учреждений кадетского образования

Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7-8летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобрнауки РФ.

Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

***

Об исполнительной вертикали кадетского образования

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе.

Нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

***

О роли и месте общественных объединений кадет
в системе кадетского образования в России

Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.

Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот лет и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Объединения насчитывают около 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность.

Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса.

В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского образования и качеством образования и воспитания в них.

В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях

В целом

В системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

  • генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
  • профессионального экспертного сообщества;
  • нравственного стержня и идеологического наставника;
  • кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;
  • хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
  • основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
  • общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;
  • системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;
  • системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции всегда и независимо от решений органов власти.

***

Приложение

Подлежат разработке

  • Цели и задачи кадетского образования
  • Идея кадетского образования и эталон выпускника (сумма знаний, умений, навыков, нравственных и физических характеристик)
  • Общие подходы к кадетскому образованию (срок обучения 7-8 лет, ежегодное месячное пребывание в летних лагерях, начиная с 6 класса 1-2 недели зимний лагерь, последние два курса - стажировка в органах власти, или в войсках, формы дипломов, сертификационных документов по профессии, формы договоров выпускников с органами власти, с учреждениями среднего и высшего профессионального образования и так далее.)
  • Воспитательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию (включая перечень обязательных основных ежедневных и праздничных Ритуалов и Церемоний)
  • Образовательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию (по типу существующих ГОС)
  • Профессиональный образовательный компонент кадетского образования
  • Типовой учебный план кадетского корпуса
  • Требования к сертификации и лицензированию учреждений кадетского образования и их учебно-материальной базе
  • Состав классов, курсов и корпусов их состав и штатное расписание
  • Порядок создания учреждений кадетского образования
  • Порядок подбора, назначения и подготовки кадров для учреждений кадетского образования
  • Общий порядок взаимодействия учреждений кадетского образования в Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, региональными и местными властями
  • Федеральный и региональный заказ на подготовку специалистов государственной службы в учреждениях кадетского образования