ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА 24-30 ЯНВАРЯ 2007 Г. №2 (6102)

КОНФЛИКТ СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ

Напряжённость в российско-белорусских взаимоотношениях если и спала за последние дни, то явно не до самой нижней отметки. О том, как это может отразиться на деятельности ЕврАзЭС, ОДКБ и других межгосударственных объединений на постсоветском пространстве, основными членами которых являются Россия и Беларусь, размышляют эксперты "ЛГ".

Александр ВЛАДИМИРОВ, вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор:

Последний нефтегазовый конфликт между Россией и Беларусью создаёт принципиально новую ситуацию во всех интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Курс, взятый белорусским руководством, ударил по намечающейся экономической интеграции государств СНГ и привёл к тому, что некоторые члены ЕврАзЭС - экономического объединения государств СНГ - будут теперь долго раздумывать: как впредь поступать в отношении возможных подобных демаршей других государств и уже в ближайшее время реагировать на экономические и политические действия Александра Лукашенко. И неизбежно будут искать альтернативу России и Беларуси как партнёрам, а это могут быть или Европа с США или Китай.

Всё это не может не отразиться на всей системе отношений между государствами Содружества, их лидерами и структурами. Ведь именно ЕврАзЭС, а также ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) сегодня наиболее полно отражают стремления народов и государств Содружества к интеграции. Белоруссия - безусловно, важный участник ОДКБ, и любые действия, ведущие к выходу из этой организации, направленные на её дискредитацию или на сближение доселе дружественной нам республики с НАТО, - заведомо контрпродуктивны и стратегически ошибочны.

Руководство Беларуси ведёт разговор только об экономике, не затрагивая пока тему совместной обороны. И это неслучайно: правящий класс Белоруссии хорошо понимает, что есть вещи, с которыми можно как-то "играть" (например, с нефтяной трубой, ценами на энергоресурсы), и есть вещи, в известном смысле священные, не подлежащие пересмотру, тем более в одностороннем порядке. Договор о коллективной безопасности - по сути, становой хребет СНГ. Не думаю, что Белоруссия предпримет в отношении ОДКБ какие-то шаги, сходные с действиями руководства этой республики в экономической сфере. Тем не менее вопросы остаются…

Беларусь непосредственно граничит с государствами, входящими в блок НАТО, и, разумеется, играет важную стратегическую роль в деле реализации вышеупомянутого Договора. Вооружённые силы этой республики - современная армия, способная решать задачи по обеспечению внутренней стабильности государства и как следствие поддержке этой стабильности и на пространствах всего СНГ. В Беларуси размещены очень важные части инфраструктуры коллективной обороны Содружества: ПВО, системы обнаружения, связи и другие.

Однако если вопрос, связанный с членством Беларуси в ОДКБ и с российским военным присутствием на её территории, и будет поднят нашими соседями, то это нужно будет воспринимать спокойно, поскольку, думается, никаких радикальных действий в этом смысле, скорее всего, не последует. В кризисной ситуации во взаимоотношениях России и Беларуси наше руководство должно очень взвешенно и аккуратно подходить ко всему комплексу проблем и тщательно продумывать свои шаги. Мы должны, разумеется, предупредить Беларусь о сумме негативных стратегических эффектов, которые могут вытекать из решений Александра Лукашенко. Всякая попытка выйти из ОДКБ любого государства СНГ неизбежно приведёт к изоляции этого государства и к необходимости принимать им самим дополнительные меры чрезвычайно затратного характера. Создать свою самодостаточную инфраструктуру для решения всего комплекса задач обороны страны ни одно государство (даже Россия) в одиночку сегодня не может.

Нужна работа по недопущению развития и разрастания этого экономического и политического конфликта, дабы он никоим образом не проникал в стратегическую оборонительную сферу. Для этого нужно усиливать роль ОДКБ на пространствах СНГ, понимая, что базовая схема функционирования Содружества связана с формированием его мощного производственного ядра, обеспеченного собственной военной компонентой. Будущее всех государств СНГ и самого этого объединения во многом будет зависеть от того, сумеем ли мы совместно создать такой экономически самодостаточный комплекс, который бы получил импульс инновационного развития. Можем ли сделать этот комплекс эффективным, можем ли обеспечить ежегодный рост производства на 8, 10, 15 процентов, с тем чтобы понемногу выйти на параметры, хотя бы однопорядковые с показателями стран Общего рынка? От ответов на эти вопросы напрямую зависят безопасность наших государств, уровень жизни наших народов, политическая стабильность в странах Содружества и во всём мире.

В итоге конфликт сыграл на руку только нашим "заклятым друзьям" из НАТО, для которых любое ослабление нашего Союза и России - подтверждение необходимости дальнейшего расширения и "дружественного поглощения" постсоветского пространства, а также оправдание чудовищных расходов на содержание брюссельской бюрократии.

Впрочем, представляется, что все текущие и будущие шаги белорусского руководства не должны восприниматься нами как экспромт. Всё сложнее и хуже, и мы можем дожить до продажи продуктопроводов и земли под ними то нам, то Западу. И даже до введения виз. Всё это похоже на продуманную стратегию балансирования между Европой и Россией. Такая стратегия успешна, когда она проистекает из "узкого места" взаимосвязей наших "больших" миров (например, из раздутой проблемы "транзита энергоносителей"). Нам надо быть к этому готовыми и как можно скорей придумать, как ситуацию не "разрулить", а существенно изменить, причём придерживаясь принципа "ничего личного…".