Некоторые выводы из анализа катастрофы в ряде штатов США и Новом Орлеане связанной с тайфуном "Катрина"

Анализ действий властей США и населения городов и штатов, ставших жертвами тайфуна "Катрина", позволяет сделать ряд выводов относительно:

  • собственного реального состояния и эффективности США как федеративного государства;
  • качества государственной внутренней политики проводимой и "демократами" и "республиканцами" в течение всей новейшей истории страны,
  • а также сделать выводы прогнозного характера относительно последствий этой катастрофы применительно к развитию внутриполитических и, отчасти, внешнеполитических процессов этого государства.

В свою очередь, анализ этих событий поможет сформулировать некоторые важные выводы относительно наших внутрироссийских проблем такого же характера.

Поскольку фактологическая канва событий общеизвестна, позволим себе остановиться только на основных составляющих их оценки.

Прогнозирование

Прогнозирование развития тайфуна "Катрина" и его катастрофических последствий для конкретных районов США было исполнении своевременно, то есть заранее, и оставляло достаточно времени политическому руководству федерального (Белый дом), регионального (губернаторы штатов) и местного (мэры городов и муниципальных образований) уровней для принятия необходимых решений, и даже для выполнения необходимых конкретных шагов по снижению уровня последствий прогнозируемой катастрофы.

Точность прогнозов была чрезвычайно высокой, а перечень основных сценариев развития катастрофы как природного стихийного бедствия оказался практически исчерпывающим, притом, что было специально подчеркнуто, что самым главным поражающим фактором будет "не ветер и волны, а затопление местности в связи с возможным прорывом дамб".

Однако. Никто не пытался спрогнозировать реакцию населения пострадавших районов, властей всех уровней и действия людей в соответствии с этими сценариями.

Это специальное "социальное непрогнозирование", как нам представляется, стало следствием всеобщей (национальной) уверенности в том, что:

во-первых, США как государство настолько могуче, что способно справиться с любыми трудностями в мире, а уж на своей национальной территории - и подавно;

во-вторых, что само население этой великой демократической империи само способно справиться с бедой и сделает все от него зависящее, чтобы "выйти из грядущих испытаний с честью".

Как оказалось, обе эти, никогда и никем не оспариваемые (а наоборот, всемерно насаждаемые властью), идеологемы оказались ложными, что, как нам кажется, впоследствии неизбежно скажется негативно в чрезвычайно важной для США проблеме - проблеме их национальной идентичности.

Основные решения

Основные решения по парированию последствий стихийного бедствия сводились: к эвакуации населения из районов бедствия; к сохранению жизни и здоровья той части населения, которая не сможет или не пожелает эвакуироваться, путем его сосредоточения в официально определенных и безопасных местах, и, в целом, могут быть признанными как адекватные обстоятельствам.

В тоже время, эти решения не могли быть реализованы качественно, так как изначально никто не ставил вопроса о критериях их эффективности, то есть вопросы: что, как, какими силами, в какие сроки и кто делает(?) не ставились, а если и звучали, то критерии их выполняемости не определялись.

Другими словами, никто из руководства региона (города) не знал, например, что значит "провести эвакуацию города" - это значит: вывезти его весь: вывезти тех, кто хочет; вывезти тех, кто может сам; вывезти тех, кто сам не может, и так далее. Это означало только то, что брошены были как раз те, кто "не мог", и их никто в расчет и не брал, и никто за это не отвечал.

Те же проблемы были и с укреплением дамб, и с обеспечением общественной безопасности в городе и на стадионе Нового Орлеана, и с обеспечением населения водой, и так далее.

Эвакуация населения

Эвакуация населения из предполагаемых районов стихийного бедствия была характерна массовостью, и прошла в целом организованно: в течение трех суток было эвакуировано около 1.5 млн. чел., притом, что основным средством эвакуации служил личный транспорт.

Тем не менее, около полумиллиона людей эвакуировано не было.

Основная масса небелого и бедного населения не была эвакуирована только потому, что у них физически не было денег, чтобы оплатить свою собственную эвакуацию, притом, что принудительная эвакуация не предусматривалась.

Практически вся бедная и небелая часть населения пострадавших районов оказалась брошенной на произвол судьбы.

Обеспечение безопасности населения оставшегося в районах бедствий

Обеспечение безопасности мест концентрации населения в районах стихийных бедствий было просто неорганизованно.

Силы городской полиции использовались крайне неэффективно, в том числе и потому, что, по заявлению начальника полиции города "полицейские тоже люди и им надо было спасать свои семьи".

Усиление сил правопорядка в Новом Орлеане за счет сил и средств штата и центра не предусматривалось.

Отсутствие надлежащей организации безопасности наиболее страшным образом отразилось на состоянии реальной безопасности жителей города, сконцентрированных на крытом городском стадионе, на котором верховодили преступники, превратившие беженцев в своих рабов, а сам стадион в филиал "концлагеря".

Действия властей и населения

Необходимо отметить, что до прихода тайфуна к берегам США действия властей на всех уровнях осуществлялись: в условиях мирного времени и вне непосредственной опасности для жизни населения и отправлению исполнительских функций самих властных структур; при наличии достаточного времени для планирования мер снижения негативных эффектов стихийного бедствия и их надлежащего исполнения; при безусловной ресурсной обеспеченности всех действий властей по парированию негативных последствий стихийного бедствия.

Тем не менее.

Действия власти на федеральном уровне
может быть охарактеризовано как "безответственность и самоустранение".

Только на третий день после катастрофы начали осуществляться конкретные меры организационного плана, связанные, в основном к привлечению к ликвидации последствий Армии и укреплению дамбы, но и то без видимого общего федерального и единого замысла всех остальных работ и действий.

Речь даже не идет о посещении районов катастрофы высшими руководителями государства, речь идет об общей неготовности центра к каким-либо ответственным действиям до начала и непосредственно с первыми часами стихийного бедствия.

Соседние регионы не готовились к масштабным потокам беженцев и не имели намерений существенно помогать им, все свелось - к воде, одеялам, спортзалам и первой медицинской (в основном психиатрической) помощи.

Проблемы длительного размещения масс беженцев, их временного трудоустройства и социального обеспечения не ставились, и руководством соседних штатов не готовились.

В целом, У любого независимого наблюдателя сложилось твердое впечатление об общей неспособности руководства и населения США к национальной мобилизации и защите своей национальной территории, в том числе и от стихийных бедствий.

Представляется очевидной неспособность руководства США справляться с комплексом даже прогнозируемых угроз и вызовов национальной безопасности и внутренней стабильности страны.

Действия власти на местном уровне

характеризовались фатализмом, безволием, безответственностью и отсутствием организации.

Действия населения

Действия населения, оставшегося в районах стихийных бедствий характеризуется:

с одной стороны, как безвольным созерцанием собственного конца и неспособностью к серьезной самоорганизации; с другой - как агрессивный, доходящий до прямых преступлений, крайний индивидуализм, имеющий явную этническую и расовую окраску.

Общие выводы

1. Самым страшным выводом из этой новой "Американской трагедии" является факт национального американского аморализма, так как - изначально никто не хотел "тратиться на людей":

  • федеральные власти - не хотели (не считали нужным) тратиться или даже контролировать работы по поддержанию дамб и предварительную организацию снижения негативных последствий этой явной и неизбежной катастрофы, и не имели необходимого на федеральном уровне планирования;
  • региональные власти - не хотели тратиться на укрепление дамб, на организацию эвакуации и поддержание жизнеспособности оставшихся в городе людей, и не имели соответствующих планов;
  • местные власти районов - не хотели тратиться на оповещение, эвакуацию, и защиту оставшегося населения своих районов;
  • руководители предприятий (хозяйствующие субъекты) - не хотели тратиться на эвакуацию немощных и обеспечение доступности продовольствия и воды;
  • население пострадавших районов и привыкшее к "халяве" - не хотело тратиться даже на усилия нравственного порядка, так как не видело соответствующих примеров в своей текущей жизни, в которой всегда "побеждает сильнейший";
  • так называемое "гражданское общество Америки" - не хотело тратиться на самоорганизацию жителей пострадавших районов и на заблаговременный контроль действий властей;
  • церковь, несмотря на все ее американское многообразие, самоустранилась от "бед народных", и так далее.

2. Именно поэтому, самые основные проблемы и вопросы национального бытия, выявленные катастрофой, оказались сегодня под пристальным взглядом американского общества и всего мира:

  • почему не удалось избежать трагедии;
  • правильно ли живет Америка;
  • одна или единая ли в ней нация;
  • о чем говорит и к чему может привести Америку этот новый "опыт о неравенстве человеческих рас"
    (Так называется работа французского исследователя 19 века Ж. Гобино, в которой он доказывал, что основной расой, несущей человечеству прогресс, является белая раса. Гобино Ж. А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас. - "Одиссей"; М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2000);
  • для чего и какая нужна Америке власть;
  • почему так случилось;
  • есть ли гарантия, что это не повторится в будущем, так как природные катаклизмы неизбежны;
  • как жить в этой "благословенной стране" дальше;
  • может ли быть "такая Америка" претендовать на идеологическую и культурную гегемонию в мире и быть абсолютным мировым лидером, и так далее.

3. В целом, нельзя не констатировать следующего.

Во-первых, представление о беспредельной мощи США оказалось мифом.

Выявилось, что США как федеративное государство является плохо управляемой системой, в которой Центр имеет слабое представление о существе управления субъектами федерации в интересах всей нации.

Во-вторых, США, конечно, способны ликвидировать последствия стихийного бедствия.

В-третьих, США постараются сделать необходимые выводы из случившегося, и все виновные в нем будут названы по именам и наказаны.

Очевидно, что резко вырастет функциональная готовность государства и районов потенциальных бедствий к природным катастрофам, и уже все следующие тайфуны будут соответствующим образом встречаться и "организационно оформляться", а государство выделит для этого необходимые силы и средства.

В-четвертых, очевидно, что путь создания в США суперминистерства национальной безопасности не привел к ожидаемому результату, так как управление в кризисный период на федеральном уровне практически отсутствовало, что означает только одно - в США нет системы кризисного управления страной как постояннофункционирующей системы (подсистемы) государственного управления.

В-пятых, нам представляется, что даже при принятии любых, даже самых исчерпывающих мер, американская нация уже никогда не будет прежней.

Интересы власти и общества различны и это принципиальное расхождение обнаружено народом в драматический момент современной национальной истории.

Нация будет теперь уже всегда помнить: как "собственные власти ее бросили"; и как они "все не равны и несвободны".

В-шестых, неизбежной представляется и переоценка населением основных американских национальных ценностей, основанных на примате индивидуального выживания и индивидуального успеха любой ценой, и развертывания по этой теме серьезной общенациональной дискуссии.

В-седьмых, также неизбежно углубление внутриполитических противоречий, притом, что основными направлениями дифференциации станут - статусные, экономические, этнические и расовые различия.

Эта тенденция стратификации американского общества будет нарастать как в масштабе нации, так и на уровне этнических общностей, что не может не сказаться усилением его радикализации.

В-восьмых, несмотря на любые усилия администрации США по снижению негативных внутриполитических последствий бедствия, и, с каждым тайфуном, все более полную подготовку государства и территорий к их последствиям, внутриполитический кризис неизбежен и находящаяся сегодня у власти Администрация - обречена, то есть ее уже не изберут.

В-девятых, неизбежный серьезный внутриполитический кризис в США, накладывающийся на их явные ошибки в геостратегии ("Иракский вопрос"), а также не имеющие пока ответа проблемы взаимоотношений США с Россией и Китаем, может заставить руководство страны обратить больше внимания на собственное внутреннее развитие, то есть развитие самих США, и несколько снизить свою внешнеполитическую активность.

В то же время, очевидная недопустимость для США даже временной утраты мирового лидерства будет побуждать их руководство к компромиссным решениям в сфере геостратегии, с тем, чтобы переложить практически на любые "дружественные плечи" свое "мировое бремя" в Ираке, возможно в Иране, Корее и Белоруссии.

В-десятых, в то же время, Администрация США неизбежно столкнется с необходимостью отвлекать свой народ от нерешаемых внутриполитических проблем "новой опасностью", которая, очевидно для Америки, может быть только внешней, и ею сплачивать нацию.

Таким образом, представляется очевидным вхождение США в полосу (период) внутренней нестабильности, которая не может не привести к их общему ослаблению, имеющему длительный стратегический характер.

Некоторые выводы для России

  1. Нельзя не констатировать, что масштабные стихийные и сравнимые с ними техногенные бедствия, уже являются непременными составляющими общей геостратегической обстановки.
  2. Сезонная периодичность стихийных и техногенных бедствия для России, вызываемых катастрофически ухудшающимся состоянием инфраструктуры и усугубляющихся невниманием к ним государства и человеческим фактором, способно привести к ситуации, когда проблемы прямого выживания целых регионов станет основным существом повестки дня нации, и основным заданием для населения страны, национальной экономики, МЧС и Армии.
  3. Очевидно, что масштабы бедствий и необходимость огромных затрат усилий и ресурсов наций на их предотвращение и ликвидацию последствий, неизбежно приведет к тому, что эта сфера деятельность власти будет объективно занимать все большее место в политической жизни государств, а ее оценка населением стран будет выявляться в качестве одного из критериев дееспособности власти, а значит и ее политической поддержки.
  4. Нам представляется, что Президент России, Совет Безопасности и Правительство РФ должны внимательно изучить как опыт действий США и других государств, подвергшихся массовым бедствиям, так и провести детальный анализ соответствующих аспектов жизнедеятельности страны, и принять ряд немедленных мер по недопущению накапливанию негативных факторов национального бытия, способных резко ослабить внутреннюю безопасность нации и затруднить ее функционирование во внешней сфере.
  5. Представляется минимально необходимым:
    • представление нации стратегии национальной безопасности и развития России, утверждающей в качестве национальной идеологии примат ценностей коллективного существования, семьи, честного труда, достойной жизни населения страны и нравственного управления державой;
    • скорейшее формирование системы кризисного управления страной, системы оповещения населения, а также разработка алгоритмов и правил действий власти и нации в периоды кризисов;
    • проведение комплекса исследований как по тематике предвидения, недопущения катастроф и прогнозирования их последствий, так и по темам обеспечения эвакуации населения его выживания и восстановления территорий бедствий, а также - порядка действий органов власти и населения в кризисных ситуациях;
    • развертывание сети центров и программ обучения власти и населения по действиям в условиях кризиса;
    • разработка правовых и организационных основ перехода (перевода) регионов и народного хозяйства страны, включая субъекты экономики, находящиеся в частной (акционерной) собственности, на мобилизационные режимы функционирования;
    • формирование региональных центров кризисного реагирования, а, в идеале, и центров регионального (федерального, национального) выживания.
  6. Некоторые выводы относительно внешней сферы существования России.
    • Отвлечение колоссальных средств для нужд собственной национальной безопасности и национального выживания могут снизить темпы развития государств Европы и США, и даже развернуть во внутрь часть их внешнеполитической активности.
    • Возможно перенацеливание части средств и функций НАТО на плановую и непосредственную организацию борьбы со стихией и ликвидацию последствий катастроф.
    • В целом, США будут все более ослабевать внутренне, что не может не привести: к усилению общей непредсказуемости политических действий Америки; к поиску ею новых альтернатив развития.
    • В случае быстрого нарастания симптомов внутренней, а значит и геостратегической слабости США, мы можем столкнуться с совершенно новым раскладом планетарных сил, связанным с определенным "вакуумом силы". Очевидно, что ни Китай, ни НАТО или Евросоюз на роль "нового мирового полицейского" претендовать не будут, а для России эта роль просто опасна и не нужна. Это значит, что мы должны уже сейчас думать о нашем месте и роли в новой мировой архитектуре.

Нам представляется, что складывающаяся новая геополитическая обстановка будет способствовать:

  • возможности проведения Россией своей собственной более тонкой и широкой геостратегической игры;
  • росту ее возможностей более твердого отстаивания наших национальных интересов;
  • и выигрышу исторического времени для собственной модернизации и наращиванию национальной мощи.