Александр Владимиров
Вице-президент Коллегии военных экспертов,
Член совета по национальной стратегии,
Старший научный сотрудник ИЭ РАН,
кандидат политических наук,
генерал-майор.

Наука Диалектика и основы национального развития России

       Несмотря на то, что сегодня основную часть Философии - Диалектику уже почти никто не изучает, отменить действия ее законов невозможно ни даже приказом по Министерству образования, ни тем, что эти законы государственной власти неизвестны, а их воздействие на нашу жизнь ни власть, ни наше общество не замечают.

       Тем не менее, очевидно, что "этот мир устроен не нами,…" и это только подтверждает правоту того, что написано в другом важном и интересном документе: "незнание законов, не освобождает нас от ответственности за их соблюдение".

       Как известно, одним из основных законов Диалектики, является закон "отрицания отрицания", который, наряду с законами "единства и борьбы противоположностей" и "перерастания количества в качество", является основным универсальным законом развития мира.

       Постараемся разъяснить "работу" этого закона на его классическом (еще Гегелевском) примере, развития живой системы: "стебель-колос-зерно" и новый цикл "стебель-колос-зерно), но уже на другом, новом, по спирали развития, уровне.

       Так что же в этой системе и кого отрицает(?), и что важнее "стебель, колос или зерно" - ответить однозначно невозможно, так как:

  • во-первых, на каждом этапе развития каждая из его составляющих абсолютно необходима и естественна, так как каждая часть предопределяет появление следующей, каждая следующая стадия развития не "отрицает" предыдущую, а является ее продуктом и основой последующей, в точном соответствии с его, субъекта развития, генетической программой;
  • во-вторых, в развитии живого организма "отрицание отрицания" условно, так как каждый этап развития незаменим ни одним другим, так как при нарушении естественной последовательности развития неизбежно вырождается и гибнет весть вид;
  • в-третьих, сначала надо необходимо определиться с тем, что важнее для внешнего наблюдателя или потребителя, что для них является конечным продуктом развития, и в чем для них заключается его ценность

       Для нашей работы важен сам предмет развития, который нужно воспринимать таким, каким и для чего его создала мать-природа.

       Очевидно, что со временем эта цепь (детерминированная, то есть заранее определенная природой, последовательность) развития будет давать другое качество самого субъекта развития, так как природа будет учитывать все его неизбежные и жизнеспособные мутации, в данном случае, злака как зерновой сельскохозяйственной культуры.

       При этом развитие может идти эволюционным естественным путем учета всех мутаций с преобладанием негативных основ, заложенных в самой природе данного вида (сорта, породы), его генетических пороков, а так же и негативного влияния внешних условий его существования, что неизбежно приведет сам субъект развития (вид) к вырождению и гибели, так как его место в экологической нише неизбежно займет боле жизнестойкий субъект живого мира того же вида.

       Но в случае учета (использования) в развитии объекта его собственной генетической мощности и позитивных мутаций, особенно в условиях серьезной профессиональной селекционной работы, мы всегда, даже в условиях неблагоприятной внешней среды, получим тот продукт, который даст новый улучшенный сорт злака (породу домашнего животного), который бы соответствовал новым природным условиям и потребностям самих селекционеров,

       Именно так, в целом, идет естественное эволюционное развитие всей живой природы.

       Все сказанное справедливо и в отношении человека, который является частью живой природы, как ее часть и "венец творенья", и всего человеческого социума вообще, как ее биологического вида и "царства".

       Из сказанного мы делаем следующие выводы:

  • развиваться может только та живая сущность, которая имеет ген развития имманентно присущий его природе;
  • развитие предполагает наличие объекта развития, то есть того "что развивается" и субъекта развития, то есть того "что или кто развивает";
  • стихийное и неуправляемое развитие вида может привести к его вырождению и гибели;
  • исключение из жизнедеятельности субъекта развития одного из естественных этапов его развития может привести к гибели его вида;
  • управление развитием социума, как постоянная работа над улучшением качества условий его бытия, может обеспечить его выживание и исторический успех.

       Обращаясь к теме работы, сформулируем естественные вопросы: "кто в нации может нести ген ее развития и кто может быть фактором ее развития?".

       Применительно к человеческому социуму и его части - нации, логика этих ответов может иметь следующий вид:

       Факторами развития человеческого социума (и его части - нации) являются:

  • сама природа человека как "социального животного" с его собственным генетическим кодом и его генетическое стремление к выживанию и царствованию в природе;
  • сам социум, его часть нация - носитель культуры, традиции и национальных ценностей, как ген сохранения и развития;
  • среда природного обитания, как система стимулов к труду во имя жизни;
  • социальна среда жизнедеятельности, как система стимулов к воспроизводству;
  • основные институты социума (государства и общества), как система факторов, создающих условия бытия;
  • важнейшим фактором развития человеческого социума (нации) является его непосредственный стимул к жизни, как понимание целей и задач своего предназначения на этой Земле и в этой Жизни.

       Кроме этих достаточных условий развития человеческого социума, должно быть и необходимое его условие.

       Диалектика определяет, что таким условием является - обязательное наличие противоречия, как двигателя развития.

       Философия и конкретно ее наука Диалектика (Гегель) определяют, что "Внутренние противоречия есть основа саморазвития всего сущего", в том числе, и в главном - в сфере бытия человеческого социума.

       Таким образом, законы бытия суровы - все, что не развивается, то умирает.

       Очевидно, что этот основополагающий и универсальный принцип развития человеческого социума справедлив и к России как его части.

       Нам представляется, что современное бытие России как нации и части человеческого социума происходит в эпоху перемен, то есть в эпоху смены основных парадигм (или базовых схем) во всех или первоначально в основных сферах бытия.

       Анализ позволяет нам выявить и сформулировать основные противоречия исторического момента бытия нации, в первую очередь, исходя из существа новых факторов развития Человечества.

Новые факторы развития Человечества

       1. Основным субъектом геополитики становятся цивилизации. Цивилизационный фактор становится все более нарастающей силой, оказывающей влияние на все мировые, региональные и даже локальные дела, он так же определяет основные правила игры сегодняшней мировой политики (геополитики), внося в нее свои собственные, всенарастающие коррективы. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.

       Особенностью современного состояния отношений ведущих цивилизаций мира является их растущая взаимная некомплиментарность, связанная с общей несовместимостью их ценностных основ, и которая рельефно проявляется в росте цивилизационных напряжений практически во всех точках их соприкосновений.

       Взаимная некомплиментарность основных цивилизаций - Русской Православной, Исламской, Китайской, и Западной имеет тенденцию к обострению их отношений от конкуренции вплоть до прямой конфронтации. Причиной нарастания цивилизационного антагонизма является беспрецедентная, агрессивная и силовая экспансия в мир ценностей Западной цивилизации руководимой США.

       2. Все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: Американского фундаментально-либерального; Китайского фундаментально-шовинистического; "Исламского" фундаментально-радикального.

       Притом, что России пока еще не удалось стать основой собственного геополитического проекта, поэтому она до сих пор является лишь "территорией освоения" другими геополитическими проектами.

       3. Настойчивое стремление США и их ближайших союзников выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации, и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.

       4. Явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а так же нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия ("цветущей цивилизационной сложности").

       5. Появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.

       6. Основные Вызовы национальной безопасности России внешнего характера так же связаны с двумя глобальными тенденциями: всеобщей глобализацией всех сфер планетарного бытия, а так же "диффузией этносов и рас".

       Первая - "глобализация" смертельно опасна возможностью окончательной утраты Россией собственной идентичности и национального суверенитета, и автоматического перевода России в разряд "сопутствующих и обеспечивающих" государств,

       вторая - "диффузия этносов и рас" неизбежно приведет к образованию "первичного расового бульона" как источника формирования новых этносов и наций, и страшна возможностью окончательной утраты российским суперэтносом своего исторического месторазвития (что мы уже наблюдаем в Западной Европе), а значит и его "исторического свертывания" уже в обозримом будущем.

       В этом глобальном процессе явственно проглядывается одновременно "ирония Истории" (по Гегелю) и ее месть, так как, очевидно, что например, "стирание" коренной цивилизации континента Америки, гонимым жадностью пришлым этносом "нежелающих платить налоги" европейских пассионариев и строительство "царства Свободы и Демократии" на пространствах уничтоженных народов целого материка, сегодня сказывается уничтожением Европы как "колыбели цивилизации, прогресса и свободы" пришлыми этносами другой цивилизации - Исламом.

       Нам представляется, что Европа уже смирилась с этой перспективой и сегодня, за щитом демагогии "политкорректности, демократии, толерантности и глобализма", скрывает собственную неспособность к выживанию в прямой борьбе за свое цивилизационное христианское будущее.

       Более того, она системно расчищает поле собственной гибели, уничтожая у себя все и всякие (правовые, идеологические и силовые) основы для такой борьбы.

       Нельзя не признать, что при этом Запад склоняет Россию, следовать тем же, ведущим к гибели, "политкорректным и толерантным демократическим" путем, чем, собственно говоря, наша власть с упоением и занимается.

       7. Эти глобальные негативные тенденции планетарного развития сопровождаются исчерпанием природных ресурсов и катастрофически ухудшающейся экологией обитания человека, а так же все ускоряющимся процессом "порчи" цивилизации и ростом цивилизационных напряжений во всех регионах и на всех континентах планеты. Очевидно дальнейшее нарастание взаимных территориальных претензий и дальнейшее разрушение существующей системы международно-признанных национальных границ.

       8. Явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе, как состояние войны всех против всех.

       Сегодня все крупнейшие геополитические игроки находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за "прорыв" в постиндустриальную эпоху и "информационное общество", за контроль над источниками ресурсов и недопущения к ним альтернативных центров силы, и за свое цивилизационное выживание.

       При этом главным аргументом в этой войне является только совокупная мощь государства, олицетворенная в ее экономике и вооруженных силах.

       9. Проблемы глобальной экологии, международной преступности и терроризма, истощение источников минеральных ресурсов, плодородных почв и питьевой воды, проблемы вопиющего неравенства уровней жизни людей различных регионов мира, и рост цивилизационных, расовых и этнических напряжений на всех континентах - ужесточают условия выживания Человечества и выдвигают категорический императив взаимосодействия всех государств и народов Земли ради сохранения цивилизации людей, в качестве его основной повестки дня.

       Тем не менее, несмотря на то, что сегодня выявилась общность глобальных интересов выживания Человеческой цивилизации, а также появляется понимание того, что в условиях усиления глобальных угроз выживанию всех, безопасность так же должна быть всеобщей - современный мир таков, что совсем неизвестно может ли он быть опять объединен общим делом спасения человечества.

       Похоже, что сегодня все цивилизации готовы и борются за свое выживание в одиночку.

       В целом

       Мы считаем, главное содержание современной эпохи состоит в том, что:

       дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будет определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики, в процессе смены Человечеством технологического уклада своего бытия.

       Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь - порождают новую диалектику его развития.

О противоречиях внутри Человечества

       В этой работе мы коснемся только некоторых из них, и то, только на уровне констатаций и тезисов, относящихся исключительно к социальной сфере бытия

Противоречия в области цивилизационных отношений

       Основным противоречием является - борьба основных Цивилизаций за самосохранение, лидирующее место и роль в современном и будущем мире.

       Это противоречие образовано в результате исторического и насильственного разделения Человечества и его основных цивилизаций, на:

  • Цивилизации лидеров, то есть успешных, богатых и сильных наций, провозгласивших вечность своего доминирующего положения и право управления основным миром - Запад;
  • Цивилизации (нации) обреченных на роль обеспечивающего персонала - мировых фабрик - Китай, Индия, Бразилия или держателя ресурсов - Россия, Монголия;
  • Цивилизации (нации) изгои, как специально создаваемый субъект "устрашения наказанием" - Ислам.

       Эта констатация позволяет нам предположить, что эти противоречия будет разрешаться путем преодоления такого (и сегодня насильно навязываемого миру) разделения человечества, так как все основные человеческие цивилизации, кроме собственно Запада, с такой исторической предопределенностью не согласны.

       В целом, субъектом и объектом противоречий и развития являются цивилизации.

       Стимулом их развития, есть их инстинктивное и организованное стремление к выживанию.

       Надо признаться, что другого способа преодоления этих противоречий, кроме войны мы пока не видим.

       Согласно теории войны - война есть вечная форма существования и состояния социума, которая всегда разрешается победой более сильного и началом формирования проигравшим условий своей победы в новой войны, что и есть мотив и предпосылка к развитию.

       При том, что, согласно теории войны, война цивилизаций - это есть война смыслов, в которой побеждает не та сторона, которая выигрывает пространство, ресурсы или даже приходит к управлению, а та, которая захватывает будущее.

       Захват будущего происходит постоянно и проводится методами силового недружественного поглощения одних цивилизаций другими, а конкретно - слабых или слабеющий более сильными и жизнеспособными.

       Захват будущего, в парадигмах общей теории войны, осуществляется в формах:

  • операций по изменению национального сознания и экспансии своих ценностных основ и культурных начал, с одновременным силовым захватом плацдармов контроля Евразии - Афганистан, Европы - Косово, Среднего Востока - Ирак, это стратегия США;
  • неспешным наполнением чужого национального пространства своим физически присутствием, при общекультурной толерантности - Китай;
  • наполнением чужого национального пространства своим физическим присутствием с одновременным вытеснением коренных этносов и их культур из их исторического местаразвития, в том числе методами политического ислама и террора, это стратегия Ислама.

       В этом плане, наверное, важнейшим фактором развития человечества является закон войны, который гласит, что "В процессе истории человечества и при взаимодействии частей его социума любого уровня, все безнравственное и порочное, несмотря ни на его силу, ни на очевидные первоначальные успехи, в конечном счете, обречено на поражение и гибель", что, является хотя и слабым, но, все таки утешением.

Противоречия в области мировых тенденций развития социума

       А. Противоречие между реальной глобализацией информации, капитала и торговли и интересами непосредственных производителей ресурсов и товаров.

       Противоречия между интернациональным характером мировых связей и национальными интересами производителей всего сущего.

       Напомню, что основы философии и политической экономии советского времени, основным противоречием эпохи революций (конец 19 века - середина 20 века) выявляли "Противоречия между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения его результатов".

       Это противоречие вело социум к развитию через классовую борьбу.

       Надо сказать, что стараниями марксистов-большевиков, первоначально так и было.

       Сегодня, в области глобальных и цивилизационных взаимодействий этот тезис может звучать и раскрываться таким образом.

  1. Основным противоречием современной эпохи является: "Противоречия между национальным и общественным характером производства человечеством материальных благ и частнособственнической формой их присвоения и распределения".
  2. Субъектом развития мира теперь являются деньги и воля их владельцев.
  3. Владельцы денег формирую заказы на производство благ таким образом, что все их производители вынуждены конкурировать в направлении уменьшения издержек производства, а, конкретно, в направлении необходимости поддержания ими прогрессирующего состояния национальной нищеты.
  4. Сегодня это привело социум к перманентной внешней и внутренней нестабильности и войне.

       Б. Противоречия между "свободным перетоком трудовых ресурсов", неуправляемой миграцией населения и интересами коренных народов, замещаемых в местах их исторического обитания пришлыми этносами.

       Это противоречие будет проявляться и сказываться неизбежным усилением национальных движений, стремлением к национальной самодостаточности и отторжением "всего пришлого".

       В. Противоречия между организаторами и владельцами глобального рынка потребления и формирования ими социума в качестве его части и человечества потребителей, с одной стороны - и интересами человечества в воспитании нравственного человека-творца, сохранении института национальных традиций, Семьи и национальной идентификации, с другой.

       Это противоречие будет проявляться в неприятии основной массой населения Земли и абсолютным большинством ее наций, навязыванию им общих стандартов жизни и потребления Запада в качестве единственного правильного эталона бытия.

       Надо сказать, что у Запада, как цивилизации лидера, основателя и собственника торговой модели бытия, сегодня уже нет сил, средств и ресурсов произвольно менять менталитет народов в свою пользу и к своей выгоде, его моральное превосходство исчерпано.

       Запад использует свое несомненное превосходство в информационной, экономической и военной мощи только в интересах удержания своих позиций в мире ценой и методами вооруженной борьбы и поддержки, угодных ему режимов, что есть несомненное свидетельство начала его заката как лидера Человечества.

       Борьба остальных цивилизаций с ним сегодня носит эпизодический, инстинктивный, осторожный, нерешительный и не скоординированный характер.

       В целом

  1. Основным противоречием и основанием развития человеческого социума является естественное (инстинктивное) стремление цивилизаций к самосохранению и лидерству, основанное на осознании цивилизациями неслучайности и ценности своего исторического предназначения и исторической судьбы.
  2. Основным полем борьбы цивилизаций являются их ценностные основы.
  3. Основной формой решения цивилизационных противоречий, является война за сохранение или экспансию и победу ценностных основ каждой отдельной цивилизации.
  4. Эти основные противоречия будут проецироваться на бытие всех уровней человеческого социума, от нации и до личности.
  5. Последствия этих проекций, как борьба цивилизаций (наций) за собственное самосохранение, будет определять и уже определяет существо противоречий внутри их самих и сформированных в них наций.

       Существующая парадигма человеческого бытия - торжество денег, торговли, сферы услуг и примата прав - над сферой труда, производства, идеей и приматом обязанностей.

       Суть изменений бытия человечества - в переходе к парадигме (базовой схеме) торжества примата труда, ресурсов, идей и обязанностей над сферой услуг и прав.

       Нам представляется очевидным, что дальнейшее торжество "торговли, услуг и прав" будет способствовать реализации закона "конкуренции" и разгонять все основные цивилизации от решения задач совместного сохранения, выживания и развития к попыткам выживания в одиночку, что, в конечном счете, грозит Человечеству смертью, в том числе и как биологического вида.

       Нельзя не отметить, что это вывод никак не согласуется с опасением либералов о том, "что если не они, то технический прогресс, движимый частной инициативой и милостью кредиторов, остановится"

       В то же время, торжество в человеческом социуме примата труда, ресурсов, идей и обязанностей, будет способствовать его развитию, основанному на законе "кооперации", что только и даст человечеству возможность объединить усилия в борьбе за свое выживание.

       При этом нельзя не констатировать ту данность, что если темпы технического прогресса несколько замедляться, то платить эту дань неизбежным неравенством людей, миллионами их жизней, уже не придется, а прорывы в будущее вполне способны формировать и организовывать объединенные нации.

       Человечеству как биологическому виду и планетарному социуму - некуда спешить.

       Его технический и нравственный прогресс должен быть направлен на улучшение земной экологии и качества жизни всех людей всех наций, а не приводить к чреватому всеобщей гибелью социальному неравенству, возможностям и желанию одних людей хорошо жить за счет других.

       Таким образом

       Субъектом развития Человечества являются его основные цивилизации.

       Борьба цивилизаций и стоящих за ними ценностей, парадигм бытия и наций, будет составлять существо развития человечества, всех его частей, и его движущую силу.

О субъектах развития нации

       Под субъектом развития нации мы понимаем ту самодостаточную часть ее социума, инициативными действиями и трудом которой улучшается качество ее бытия, нация эволюционно развивается, достигает признанных успехов и авторитета в мире и среди других народов.

Запад

       Основной субъект развития нации на Западе - свободный собственник.

       Это ученый, имеющий возможности реализовать (продать) свою идею, это предприниматель, имеющий возможность развивать свое дело, так как ему видится полезным, это финансист, имеющий возможность вкладывать деньги в те проекты, которые для него предпочтительны, и так далее.

       Конечно, можно утверждать, что "свобода" всегда условна, но, тем не менее, этот свободный собственник принимает решение о своей судьбе сам и использует обстоятельства жизни в целях реализации этого решения.

       Государство есть несомненный субъект развития - оно создает условия и к свободе собственника и к формированию обстоятельств, стимулирующих развитие.

       В конечном счете, выигрывают все, так как все члены и структуры социума нуждаются в развитии, если они, конечно, не стали частью системы предназначенной для чего-то другого.

       Основные условия развития - свобода личности (и предпринимательства) и создаваемые государством рамки этой свободы, определение и стимулирование направлений развития.

       Чем плотнее, доверительней, доброжелательней и более безопасно сотрудничество граждан и власти, тем быстрее и качественнее развитие всех.

       Именно такая парадигма устроения собственного социума исторически позволила Западу создать необыкновенную мощь практически во всех сферах его бытия и стать лидером Человечества.

       Тем не менее, произошедшая абсолютизация монетаризма, выгоды любой ценой, виртуализация собственности и полное презрение к остальному миру - сделала Запад мировым паразитом, чем он, несмотря на множество содержащихся в нем правильных вещей, на самом деле и является.

       Важным является констатация того, что Запад не заинтересован в развитии остального мира, так как в этом случае эксплуатируемое им мировое поле других цивилизаций будет сокращаться.

       Сегодня внутренней движущей силой развития Запада является его страх перед сокращением потребления населением принадлежащих ему стран, так как это практически сразу и неизбежно обрушит всю систему его жизнеустроения.

Россия

       Очевидно, что если противоречие есть источник развития социума, то субъект развития должен быть его самодостаточной частью.

       Кто сегодня в России являются субъектами ее развития, и в чем суть внутренних развивающих противоречий?

       Исторически, в силу многих, в том числе и непреодолимых причин, основным субъектом развития России всегда было государство, а в нем, его правящая элита.

       Не углубляясь в исторический экскурс, обосновывающий этот тезис, скажем прямо, что в дни трагедий, бед и войн за выживание нации, только этот ресурс организованной мобилизации и позволил России состояться в качестве великой державы, суперэтноса и особой цивилизации.

       Выдающиеся личности, которыми богата история России, безусловно способствовали ее развитию, притом, что наибольшую пользу нации они приносили, будучи вписанными в систему существующей власти.

       Более того, природная инициатива и предпринимательство русского народа, пассионарностью и трудами которого Россия расширялась, становилась мощнее и достигла имперского величия, востребовались государством ровно до такого предела, который бы не колебал его основ.

       Все модернизации были авторитарными и тотальными, то есть только путем тотальной мобилизации", "одним могучим рывком" и с помощью "наших неисчислимых сил".

       Надо ли говорить, что при этом уничтожалась лучшая, творческая и самая пассионарная часть нации, что привело к неизбежному снижению творческого и развивающего потенциала нации, вырождению ее генофонда и национальному краху, дважды постигшему Россию в 1917 и в 1991 годах.

       Главную роль в этих модернизациях всегда играла государственная бюрократия, которая, если подгонялась примером и властью вождя, силой страха неизбежной личной ответственности или чрезвычайными обстоятельствами возможной национальной гибели, была достаточно эффективна.

       При этом сам народ, в качестве субъекта национального развития властью даже не рассматривался, а его свобода в качестве основы развития нации была всегда ограничена или запрещалась официально.

       Государство и сегодня является очевидным субъектом развития нации.

       Но, как нам приходится констатировать, сегодня этого уже не достаточно.

***

       Исторической и национальной особенностью России является феномен самоспасения нации, когда в минуты особых кризисов в условиях "быть или не быть России", ее народ самоорганизовывался и соборно принимал единственно правильное решения, которое было обязательно для добровольного выполнения всей нацией, от правителя до крестьянина.

       В истории России такую роль играли Земские Соборы, которые никогда не принимали ошибочных решений, но всегда определяли пути преодоления беды и направления дальнейшего развития страны.

       Эта констатация позволяет нам сделать вывод, что в современной России субъектом ее развития должен и может стать ее самоорганизованный в систему прямого народовластия народ.

Субъекты развития и развивающие противоречия России

       Возникает естественный вопрос - достаточно ли для позитивного и долговременного развития России этих двух (Государство и самоорганизующийся Народ) субъектов ее национального развития?

       Чтобы ответить на этот вопрос важно возможно точно определиться с качествами самого Государства, то есть его способностью быть основным субъектом национального развития, и качеством самого Народа, который может и должен стать самостоятельным субъектом национального развития.

Государство, как субъект развития России

       Парадокс ситуации заключается в том, что власть не может (не хочет и не приспособлена) быть субъектом национального развития, а является только основным собственником национального достояния и субъектом его поглощения, не отдавая нации ничего для ее прокорма, развития и достойной жизни.

       Исключение составляет кучка олигархов, существующих при власти как специальная система "доения и битья", которых всегда можно "раскулачить по свистку" и понимающие это олигархи, тихо молчат и делают "все, что скажет власть".

       При этом власть устраивает ее нынешнее положение, характерное комфортностью и безнаказанностью паразитирования на народе.

       Система и характер существующей власти таков, что она не способна ни к национальноразвивающему целеполаганию, ни к организации самого процесса управления страной.

       Современная бюрократическая система сама себя улучшать не может, она порочна генетически, в том числе и потому, что подменила собой все и любые части социума, и их потенциалы, как источники саморазвития нации, и никому ничего национально-полезного делать не дает.

       Феноменами существующей политической власти России являются:

  • монопольное владение собственностью и историческим достоянием нации;
  • ее толерантность ко всем народам и нациям кроме государствообразующего русского народа;
  • ее практическая договоренность о путях развитии России с Западом, Китаем и Исламом, то есть со всеми основными субъектами геополитических взаимодействий, кроме собственного народа(!);
  • ее практическая работа, по факту направленная на - увеличение потенциала национального сопротивления и на распад страны, на радикальное сокращение рабочих мест и принудительную люмпенизацию населения страны, на снижение качества всей социальной жизнеобеспечивающей сферы и утрату контроля над национальными пространствами.

       Именно поэтому она все больше воспринимается нацией в качестве чужеродного элемента внешнего управления, направленного на недружественное поглощение России.

       Трагедия России в том, что, при официальном отказе от государственной идеологии, она руководствуется ложной идеологией "свободного рынка", у руководства страны и ее политического класса нет понимания того, в каком обществе мы живем, и куда (кроме как в Европу) нам следует двигаться.

Человек и Народ, как субъекты развития России

       Может ли быть субъектом развития нации ее "организованный в общество народ"?

       Вопрос отнюдь не праздный.

       Ответ, как бы лежит на поверхности - "да, конечно может", но так ли это на самом деле?

       Представляется очевидным, что народ, как просто сумма многих "рядом живущих" людей ни к какому позитивному и развивающему целеполаганию и труду неспособен, и может существовать, только будучи кем-то управляемой массой.

       Принципиально другая ситуация возникает в том случае, если народ будет состоять из самодостаточных личностей и самоорганизуется в Общество (гражданское общество), которое и должно сформировать его собственное национальное государство, как набор властных институтов принуждения и коррекции национального бытия.

       Но и тогда остается вопрос - кто в этом гражданском обществе может быть субъектом развития, за которым пойдет гражданское общество, и во исполнение целей которого будет формироваться, и действовать национальное государство?

       Поэтому обратим свое внимание к социальной структуре нашего гражданского общества.

       Анализ социального состава и стратификации российского общества, на предмет выявления субъекта развития нации - удручающ.

       Не вдаваясь в подробности, скажем прямо - социальная структура России примитивна и не имеет фундаментальных основ социальной структуризации.

       Политическое и социальное пространство страны таково.

  1. Высшая политическая власть страны и незначительная численно, и полностью зависимая от власти категория, так называемые, олигархи - крупные, подручные и назначенные властью собственники, чья собственность имеет уже не национальную природу и качество.
    Это "монетократия" - абсолютная власть нескольких десятков владельцев огромных, полученных внеправовым путем, денег и собственности; владеющих Россией как своей собственностью и по своему произволу; и создающая государственные механизмы, обеспечивающие свою вечность у власти.
    Является абсолютным монополистом во всех сферах жизнедеятельности нации и единственным субъектом национального развития России, осуществляемого в своих собственных интересах.
  2. Собственно органы государственного управления и обслуживающий их интересы, специально культивируемый властью слой нанимаемых властью работников во всех сферах функционирования нации, включая абсолютно подручные системы политической надстройки, социальной сферы, информации и правоохранения.
    Это механизмы, обеспечивающие царствование высшей политической власти и современного политического истеблишмента, и быть самостоятельным субъектом национального развития не способны.
  3. Средние собственники, численностью не более 10% от всего народа, которые, по определению и есть тот социальный слой, который и должен составлять субъект развития нации, но не способный на эту роль по своей малочисленности и бесправию.
    Это безусловно героические люди, но все-таки больше "допускаемый антураж демократии" чем социальная или политическая сила, и быть самостоятельным субъектом национального развития не способны.
  4. Абсолютное большинство населения страны (почти 80%) - неорганизованные, неструктурированные общности полностью зависимых от власти потребителей, не имеющие собственности и четко выраженных корпоративных интересов, не способные их сформулировать и навязать государству для исполнения.
    Это значит, что сегодня Человек-гражданин России и ее Народ самостоятельными субъектами развития нации быть не способны.
    Это источник эксплуатации и неравенства, и субъект "государственного рабства".

       В этом социальном "бульоне" в одинаково бесправном и безсобственном состоянии находится вся бюджетная сфера нации, все крестьянство и мелкий бизнес, все работники культуры, искусства, врачи, учителя, инженеры, ученые и офицерский корпус России, то есть практически все те, кто по определению должен составлять основу среднего класса страны, и успешно выполняет эту социальную функцию в более благополучных странах, но которая сегодня играет роль российского пролетариата.

       При этом основная часть российского общества уже сегодня представляют собою общество потребителей, неспособных к формулированию других требований к государству, кроме сугубо экономических и материальных, то есть требований "Хлеба и Зрелищ", что, в конечном счете, привело к гибели все великие цивилизации Древности.

       По определению, общество потребителей бесплодно, оно не имеет собственных созидателей, оно есть общество проедателей национальньго достояния России, данного народу Богом, историей и трудом наших предков.

       Это значит, что:

  • во-первых, основой социальной стратификациии нации должна быть, четко зафиксированная и имеющая вещно-финансовое значение частная собственность;
  • во-вторых, в сегодняшнем своем состоянии ни Человек - гражданин страны, ни Народ России самостоятельными субъектами развития нации быть не могут;
  • в-третьих, единственным самодостаточным субъектом развития России является ее антинациональная власть.

       В целом:

  • в России практически нет обозначенных, масштабных и имеющих свое корпоративное существо социальных слоев и страт;
  • нет целей и дел, способных их сложить и объединить нацию и власть единым общим делом;
  • нет воли и желания власти строить и формировать такие слои и страты в интересах развития нации;
  • власть активно и преднамеренно поддерживает российское общество в состоянии государственной недееспособности.

       Ставка на подручную политическую систему и собственную партию привело власть к ставке на борьбу с оппозицией, а конкретно, с любым инакомыслием.

       Другими словами, здесь очевидно играет непонимание диалектики национального развития российской властью: современная политическая "демократическая" власть России повторяет ошибку большевиков, сделавших стратегическую и ошибочную ставку на классовую борьбу, которая по определению предназначена не для развития, а для захвата и удержания власти и проигравших саму возможность естественного национального развития.

       Сегодня это не только не привело власть к успеху или, хотя бы, к "поискам разума", но усугубило ее и так абсолютное всевластие - почти диктатуру в стране, что еще ухудшило возможности страны к развитию, и ее исторические шансы на выживание.

       Узурпация властью всех функций и рычагов управления страной привело к тому, что в России сегодня нет классов и значимых социальных слоев, чьи интересы могли бы быть представлены, например, даже в виде парламентских партий, и способных претендовать на самостоятельный субъект национального развития.

       Это значит, что нынешняя власть никого кроме себя не представляет, это даже не "представительная демократия", а власть "монетократии" называющей себя "суверенной демократией".

       Представляется очевидным, что в России нет социальной почвы даже для "классической демократии" а существующая игра "в демократию", называемая "разделение властей", есть только прикрытие всевластия "монетократии" России.

       Нельзя не видеть, что существующее государство, ее политический класс делает все возможное, чтобы в России не создался иной, кроме его "самого любимого", субъект развития нации.

       Попытка власти сделать источником развитии нации силовые структуры государства, сырьевой блок экономики страны и все новые "инновационные" инициативы - по определению ошибочны, так как эти структуры и инициативы могут играть только обеспечивающую роль процесса национального развития.

       Законы бытия суровы - все, что не развивается, то умирает.

       Закон Диалектики "отрицания отрицания", как закон определяющий "спиралевидность" развития, то есть повторение его этапов, но на более высоком уровне и в новом качестве, остался в России практически не выполняем.

       В то же время, абсолютизация властью законов диалектики "перерастания количества в качество" и "единства и борьбы противоположностей", а также злоупотребление ею своими полномочиями во всех сферах бытия социума привело к практическому уничтожению всех "противоположностей" правящему режиму и исчезновению того "творческого меньшинства" (по А.Тойнби), которое всегда и везде было мотором национального развития.

       По вине власти, развитие социума не прирастало позитивным изменением его основ, качества и структуры, а оставалось на старом уровне, уровне который исторически доказал свою конечную порочность и неспособность к естественному национальному развитию.

       Это исключало естественный процесс эволюционного развития России, приводило только к революциям и силовым модернизациям, что всегда укрепляло лидирующую роль самого государства, усугубляло подчиненную роль самой нации и приводила к массовому физическому истреблению лучших ее представителей.

       Сегодня это привело нацию к положению, когда закон "отрицания отрицания" может звучать так - "отрицание властью развития нации (как организованного в государство народа) через ее позитивное саморазвитие и конструктивное преодоление противоречий ее бытия, ведет к отрицанию нации как субъекта истории человеческого социума".

       Очевидно, что без преодоления этого положения, как пути к собственной гибели, у России не может быть будущего.

***

       Нам представляется очевидным, что источником развития России должен и обязан стать свободный и самодостаточный Человек - ее гражданин, чем он пока не является.

       Очевидно, что и Человек и Народ - хотят жить достойной жизнью, хотят международного признания и реальных успехов, хотят гордиться своей историей, государством и силой явного великодержавия страны.

       В то же время, они уже практически смирились с положением изгоя в собственной стране и со своим рабством у собственной власти.

       Другими словами, гражданин России все еще находится в рабстве у своего государства, и государство это положение устраивает.

       Серьезность и опасность такой ситуации усиливается тем, что это рабское положение устраивает и большинство народа, чей менталитет и психология все еще остается "пролетарской" (напомню классику: "у пролетариата нет ничего, кроме его цепей" и ему нельзя жалеть тех, кто имеет эти цепи - собственность, поэтому - "разрушим мир до основанья, а затем, мы свой, мы новый мир построим, кто был никем, то станет всем), так как ничего другого он в своей истории и не видел.

       Народ только наблюдал как его руками сильные - власть "отбирали у всех все и делили между собой", и это происходит сегодня также как и сто лет тому назад, при этом народ тогда, как и сегодня, оставался ни с чем.

       Человек, не видящий интереса в своем развитии, как в возможности получать и приумножать блага исходящие от наличия и владения им его частной собственностью - субъектом развития нации быть не может, так как это ему лично не необходимо.

       Человек и народ без личной собственности, и без будущего не дееспособны, их удел перманентная депрессия, социальная апатия и эпизодический бунт, именно поэтому всегда столь "бессмысленный и беспощадный", так как им терять нечего в буквальном смысле этого слова.

Что делать?

       Мы убеждены, что необходимо:

       Первое. Менять тип государственности и его стиль управления, с господства власти над нацией, на честное служение народу.

       Второе. Менять ментальность нации и социальную структуру общества.

       Для этого:

  • сделать народ свободным и предприимчивым;
  • обеспечить свободу слова и творчества нации в ее интересах, а не в интересах отдельных социальных групп и меньшинств;
  • заинтересовать народ в развитии страны через развитие и достижение достойного уровня жизни каждого ее гражданина;
  • обеспечить и организовать работу по самоорганизации народа и переходу страны к системе прямого народовластия.

Как это сделать?

       Первое. Дать нации цель, определить предназначение России, сформулировать направления ее развития и ее Национальную стратегию.

       Второе. Сделать народ России собственником ее национального богатства на частнособственнических вещно-финансовых началах, с тем, чтобы каждый гражданин страны был заинтересован в умножении своей конкретной личной собственности, как основы своей личной свободы и развития, и передаче этого умноженного своим следующим поколениям.

       Этот процесс должен осуществляться при контроле самого народа за рамками, масштабом и мерой частной собственности и ее рациональным использованием в интересах общества.

       Третье. Сделать гражданское общество, его мнение, возможности и интеллект - главной движущей силой развития.

       Четвертое. Новый тип государственности должен базироваться на широчайшей инициативе и ответственности народных Советов, организованных на местах самим народом и без всякого партийно-политического обрамления.

       Пятое. Планомерно изменить социальную структуру общества, тем самым создать социальную почву реальной демократии и народовластия в России, основанные не на "демократии собственности и рынка" как на Западе (что привело ее к вырождению и конечному краху), но основанные на российских ценностях Правды, Справедливости, Долга, честного Труда, Достоинства и Пользы обществу.

Заключительные выводы

       Очевидно, что на бытие России и на формирование ее исторического будущего будут накладывать свой отпечаток все противоречия современной эпохи цивилизационного характера и глобального уровня, их надо учитывать и иметь в виду в качестве важных деталей, особенностей и фона стратегической обстановки, влияющих на бытие нации и прямо и косвенно.

       Тем не менее, наша судьба в наших руках.

       Нам представляется, что субъектами развития России должны быть -

       1. Гражданин России - наделенный собственностью, самодостаточный и организованный в гражданское общество.

       2. Гражданское общество, как общество уважающих себя, любящих свою страну и имеющих свою позицию граждан, готовых и способных ее защищать, и представлять своему государству для исполнения.

       А в нем, пассионарное "творческое меньшинство" (по А. Тойнби), как экспертное сообщество и "ум, честь и совесть нашей эпохи", способное эти задачи сформулировать, спроектировать и обеспечить их выполнение.

       3. Государство, с другим типом государственной власти и идеологии.

***

       Источниками развития России являются противоречия между субъектами ее развития, между целями и обстоятельствами национального бытия.

       1. Движущей силой развития России является ее война за выживание как великой державы и особой цивилизации.

       2. Движущей силой развития России является противоречие между общественным характером производимых благ и частнособственнической формой их присвоения и распределения, при полном игнорировании запросов и нужд нации.

       3. Движущей силой развития России является противоречие между характером и системой государственной власти и существом интересов, ожиданий и предпочтений нации.

       4. Движущей силой развития России является противоречие между великой и славной тысячелетней историей великой нации, ее возможностями и предназначением, и той исторической могилой, в которую ее заводит сегодняшняя власть и рабская ментальность вечного пролетария.

       В целом

  • Нация, власть которой ведома чуждой нации идеологией и проводящей активную антинациональную политику - обречена.
  • Нация, собственность которой находится в руках бюрократии, нежелающей развития нации - обречена.
  • Нация, власть которой решает задачу личного обогащения за счет нации - обречена.
  • Нация, в данном случае, Россия, у которой сегодня нет дееспособных субъектов национального развития исторически обречена.
  • Нация, власть которой не может не только "инновациировать" ее бытие, но и, как показало это "горящее лето", даже поддерживать необходимый уровень управления государством - обречена.
  • Нация, творческое меньшинство которой обречено на борьбу за свое физическое выживание и, во имя этого, на работу исключительно в интересах "монетократии" - обречена.

       Мы считаем, что Россия не может смириться с такой перспективой.

       Поэтому наши выводы просты как выстрел - что бы выжить, надо создать дееспособные субъекты национального развития.

       Для этого:

  1. Россия должна создать другую политическую систему и другой тип государственной власти.
  2. Создать слой собственников (средний класс) сразу не удастся, но сформировать условия его появления необходимо. Эта задача должна решаться прямо с революционной решительностью.
  3. На этой основе необходимо сформулировать новую систему высших внутренних определенностей нации, составляющих существо национальной социальной среды и определяющих существо взаимоотношений человека, власти и общества.
  4. Ждать пока средний класс окрепнет, станет субъектом развития России и начнет ее действительно развивать - нельзя.
  5. Задачи основного субъекта развития России должен и может взять на себя самоорганизованный народ, путем создания новой государственности России на основе прямого народовластия, которое и позволит совершенствовать развивающую субъектность новой государственной власти и своих граждан.
  6. Идеалом развития социума нам представляется - соперничество между собственниками и согласие социальных страт с новой парадигмой национального развития, предложенной гражданским обществом и проводимой его государством.

       Мы считаем, что успех самого развития будет прямо зависеть от того, сможет ли свободный российский человек, свободно самоорганизовываться, и сумет ли эта самоорганизованное общество навязать свои предпочтения своему государству или создать новую политическую систему и государственную власть, ориентированную и предназначенную для реализации принятой (подготовленной) нацией Национальной стратегии развития.

***

       Нам представляется, что изложенная выше, основанная на незыблемых основах Диалектики, концепция развития России, реализация которой приостановит деградацию нации, достаточно реальна и инструментальна.

       Других, вариантов просто нет, а все альтернативы, включая сегодняшнюю симуляцию деятельности власти - гибельны.

       Без народа как частного собственника, субъекта развития нации и его самоорганизации мы никогда не построим современную и честную экономику, не изменим ментальность населения как "гордого своими цепями раба", мы будем продолжать проедать и разворовывать свое достояние и погибнем, к радости всех наших врагов, и не в бою за правое дело, а просто и бесславно сгинем.

       Мы убеждены, что в условиях почти полной предопределенности национального краха вынуждены будут меняться и власть и народ.

       Вероятно, власть будет стараться меняться в сторону большего профессионализма и ответственности, не меняя при этом своей сути.

       Народ - в сторону большей социальной активности и в направлении прямого народовластия.

       Тем не менее, у России больше нет исторического времени ждать и надеяться на то, что "власть очнется", а "народ проснется", очевидно, что делать это им самим будет непросто.

       Задачей гражданского общества и его экспертного сообщества, является - взять на себя труд создания основ новой государственности России и ответственность формирования новой политической реальности, способной решать задачи выживания и развития страны.

       Мы не претендуем на полноту изложения проблемы.

       Мы предлагаем обществу развернуть дискуссию по существу затрагиваемых проблем, с целью выработки рекомендаций и алгоритмов действий в предлагаемых направлениях, и консолидации нации вокруг Общего дела выживании России.