ИЗВРАЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

В статье "Великая смута" ("Наша Страна", номер 2120 от 23.3.I99I), как пример сегодня извращаемых понятий, перечисляются: Россия, государство, вооруженные силы, символика, рыночное хозяйство, мировой порядок. В статье утверждается, что извращение хотя бы этих шести понятий автоматически ведет к извращению и всех остальных понятий, связанных с общественной и государственной жизнью нашей страны, что и является коренной причиной сегодняшней великой смуты.

Конечно, с течением времени все понятия подвергаются тем или иным изменениям, но все же эти изменения никогда не должны полностью отменять изначальный смысл эволюционирующих понятий. Только традиция, то есть прямая передача, обеспечивает правильность понимания и толкования всех общественных понятий, развивающихся в истории. Однако, с наступлением эпохи модернизма, и муссируемых в его рамках революций, появилась необходимость подрезать корни всех традиций, в том числе и традиций касающихся общественных понятий и концепций. Естественная эволюция, без отрыва от корней, сменилась противоестественными революциями, успех каковых полностью зависел именно от подрезания корней.

Сама по себе политика является суммой акций, в конечном итоге направленных на сохранение или на изменение отличительных культурных ценностей, своих собственных, или враждебных (см. "Макроистория", "Наша Страна" номер 1915, от II.4.1987), в том числе и понятий и концепций. Революционные искажения понятий и концепций необходимы для коренной перестройки — или для уничтожения — той или иной цивилизации. Так, Французская революция породила ряд классических концептуальных искажений (и одновременно сама была порождена ими). Для оправдания своего антирелигиозного и антимонархического духа, она выдвинула новое, Фальшивое понятие республики, как политического строя не только противостоящего монархии, но и являющегося агностическим. Так как политический строй республики был по своему первоначальному замыслу публично-авторитарным, то стало необходимым исказить полностью и понятие авторитарности. Затем, было искажено понятие демократии: она превратилась из вырождения республики (согласно определению всей классической науки, начиная с Аристотеля) не то в ее синоним, не то в ее совершенствование. С той выгодой для исказителей, что демократия, в отличие от подлинной республики, допускает полное отсутствие авторитарности, или авторитарность непубличную, концентрирующуюся за партийными кулисами. В свою очередь, диктатура превратилась из чисто республиканского временного учреждения, вводимого в моменты кризиса легитимной верховной властью республики на строго ограниченный срок, в синоним тирании.

Максимальным искажением любого политического понятия является конечно, его упразднение. Этот способ широко практиковался в Фараоновском Египте, когда даже стирались имена предыдущих Фараонов и описания их дел, высеченные в храмах и гробницах. По окончании Второй Мировой войны, диктатом победителей было упразднено имя Пруссии, с тех пор не Фигурирующее больше нигде. Точно так же, восстановление прежде упраздненных геополитических названий тоже является важным политическим актом. Так, Менахэм Бегин впервые после почти двух тысячелетий снова употребил названия Самарин и Иудеи (хорошо нам известные по Евангелиям), по отношению к Трансиордании.

Упразднение имени "Россия" происходило постепенно. Первым этапом упразднения было искажение, когда в июле 1918 года была "принята" первая "конституция" РСФСР, но еще без уточнения, какая это часть бывшей России. Однако, до конца 1922 года в дипломатической области продолжает официально употребляться имя "Россия", иногда с добавлением "советская", по отношению ко всей территории советского государства. Сам Ленин, даже в своих последних выступлениях, употребляет выражение "советская Россия". Лишь в конце 1922 года (29 декабря) вводится официально название "СССР", решением представителей коммунистических партий "четырех республик" (РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья). Это и был так называемый "договор о союзе"! Однако, сама компартия продолжает называться "Российской" до 1925 года. Так был проделан ловкий трюк. Название "РСФСР" вначале являлось как бы синонимом "России" или, вернее, "Российского Государства". Только вместо "государства" было поставлено слово "республика", в соответствии с его выше указанным тенденциозным толкованием Французской революцией, и добавлены слова "Федеративная" и "социалистическая". Слово "Федеративная" давало возможность применения варианта меньшего искажения, с включением в случае нужды в РСФСР не только "четырех республик", но и всех остальных частей бывшего Государства Российского. Однако, после победы коммунизма в гражданской войне и в войне с Польшей, был принят вариант максимального искажения, когда "Федерация" стала, наравне со своими бывшими частями, частью нового "союза", в котором уже имени "Россия" больше не было.

Однако, Россия, как историческое и культурное понятие, продолжала и продолжает существовать. На Западе это имя всегда сохранялось, даже в применении к советскому государству. Не удалось полностью стереть это имя нашей страны и в самой стране. Поэтому, сегодня делается "шаг назад": Имя снова реабилитируется, но уже в полностью искаженном смысле.

Совсем недавно я случайно встретился в Буэнос-Айресе с одним молодым интеллигентом, приехавшим из Москвы. Он меня спросил: "Вы откуда из Союза?" Я ему ответил, что я "не из Союза", а русский, родившийся заграницей, в Югославии, сын белых эмигрантов. Тогда он меня спросил, откуда мои родители. Я ему ответил, что отец из Вильны, а мать из Харькова. На что он мне возвестил: "Так вы литовец". Я ему сказал, что среди моих предков не было литовцев, хотя род моего отца и жил в течение пяти веков около Вильны, в соседстве с литовцами (и с поляками, и с евреями). "Значит вы белорус, а не русский", пришел он, наконец, к заключению. После чего, я его спросил: "Почему некоторые великороссы хотят узурпировать для себя монопольное право пользоваться именем "русские", отказывая в этом праве белорусам и украинцам? Это все равно что, если бы баварцы отрицали за пруссаками право называть себя немцами, или арагонцы не разрешали баскам считать себя испанцами, или даже эльзасцы не считали корсиканцев Французами". Тогда ни Гоголь, ни Достоевский, ни многие другие славные наши соотечественники, а в наши дни ни Солоневич, ни Шафаревич, не имели бы права быть и называться русскими.

как имя государства, впервые упоминается в международных дипломатических документах в 945 году, в тексте грамоты от "Константина и Романа, христолюбивых царей, Ингору, правителю Росии". (С одним "с"). Вдова Игоря, святая Ольга тоже именуется "правительницей Росии". Игорь, сын Рюрика, родился в Новгороде, а святая Ольга была псковитянкой, но столицей их государства (второй по счету) стал Киев. После крещения России при святом Владимире, Россия становится именем 61-ой метрополии Константинопольской церкви, с епархиями расположенными от Новгорода на севере, до Тмутаракани на юге, от Владимира Волынского на западе, до Ростова на Востоке.

— это совокупность вещественных изображений и обозначений отвлеченных понятий, также служащих для опознавания между собой членов принадлежащих к одному и тому же сообществу, и для одновременного отмежевания от иных сообществ. Это понятие происходит от греческого глагола "симбалеин", который можно перевести, как "собирать в кучу" (буквально: "бросать вместе"). В древности члены одного и того же рода или общества разделяли между собой части какого-нибудь предмета, например круга, которые затем для опознавания прилаживались друг к другу. Государственная символика сигнализирует не только об общей принадлежности всех живущих в данный момент сограждан к одному и тому же государству, но также и об их соборной солидарности со всеми предыдущими поколениями граждан этого же государства. Именно поэтому на Флаге молодого Государства Израиль изображена звезда царя Давида, чтобы публично засвидетельствовать перед своими и перед чужими о своей исторической преемственности, восходящей в глубину веков. Поэтому государственная символика никак не может быть партийной или сектантской символикой, так как партии и секты всего лишь части (иногда незначительные) всего общества. Государственная символика не должна подвергаться переменам, искажающим ее смысл, чтобы не разрывать связь поколений. Поэтому, любые предложения о частичном сохранении традиционной символики, да еще в искаженном виде, нарушают историческую соборность, и в конечном итоге являются провокационными.

Само государство, ввиду такой его общей принадлежности всем гражданам бывшим, настоящим и будущим —, является как бы их общим знаменателем. Суть государства заключается в его субсидиарности, то есть в исполнении только лишь тех Функций, которые не могут действенно исполнять отдельные лица, семьи или их группы. Такими первичными субсидиарными Функциями в истоках государства были суд и война. Вторичной субсидиарной Функцией были общественные работы, как, например дороги между отдельными поселениями, которые никто кроме государства не мог или не хотел делать. В рамках этих Функций была охрана рынков, и путей к ним, чтобы свои и чужие граждане могли беспрепятственно на них торговать. Сами города огораживали своими стенами эти рыночные площади (форумы, агоры), которые одновременно служили и местом для вечевых собраний. Экономическая свобода связана со свободой политической. Суть рыночного хозяйства заключается в государственной охране и обеспечении рыночной свободы, без участия самого государства в рыночных сделках и без претензий государства эти сделки направлять. В Финансовой области государство ограничивается "чеканкой", то есть обеспечением подлинности денег, но не имеет права быть Фальшивомонетчиком.

Ни суд, ни вооруженные силы государства никак не могут пользоваться партийной или сектантской символикой, так как они представляют всех граждан. Их символика должна быть исторически традиционной, надвременной, интегрирующей и соборной. А также и неповторимо собственной, самобытной, а не копией чужих символов.

Самобытность символики говорит об оригинальной самобытности и самого государства, в ряду всех других государств. Только такая самобытная государственная индивидуальность, в ряду общечеловеческой семьи государств и народов, может привести к созданию действительно нового мирового порядка. Превращение же всех государств мира в стандартно-однородные образования не даст никакого порядка, а приведет к ракообразной нивелировке мира и к ликвидации политического и культурного плюрализма в мире.

(2125,27.4.1991)

Читайте следующую главу

ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ