ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС

Ужасное, можно сказать катастрофическое, экономическое положение в нашей стране еще больше усугубляется отсутствием каких бы то ни было перспектив правильных органических мер для его радикального преодоления.

Причины катастрофы сегодня уже очевидны: полное банкротство социалистической экономической доктрины. Причем, даже шведский вариант разжиженного социализма тоже потерпел Фиаско, как это на днях было подтверждено рядом авторитетных анализов. Однако, социали­стическая экономическая доктрина и причины ее провала часто истол­ковываются неправильно. Например, больше всего говориться об отсут­ствии рынка, о центральном планировании, о государственном регулиро­вании экономики, как об основных причинах провала социалистическо­го хозяйствования. Но, все эти отрицательные явления являются всего лишь логическими последствиями отчуждения частной собственности, в пользу государства, или, вернее, в пользу партократов и бюрократов, узурпирующих государственную власть. Такое смешение первопричины с ее последствиями мешает найти правильные пути для исправления положения. Говорится много о рынке, говорится об уничтожении цен­трального планирования, но об основной, коренной причине катастрофы говорится мало. Этой основной, коренной причиной катастрофы является ликвидация    хозяев в нашей стране. (Ликвидация хозяев стала возможной лишь после ликвидации Хозяина, Государя. Без Хозяина нет настоящих хозяев, без Государя нет настоящего Государства.)

Следовательно, основной, коренной предпосылкой для преодоления экономической катастрофы в нашей стране является восстановление в ней хозяев. Пути и способы этого восстановления и являются одновре­менно путями и способами преодоления катастрофы. Однако, ясности в этих вопросах, к сожалению, до сих пор нет. Дело, конечно, не в одном только лишь невежестве в этой области "инженеров душ", захвативших "масс-медиа" для искажения коллективного сознания, а, скорее всего, в их материальной в этом заинтересованности. Дело в том, что "инженеры душ" соучаствуют, вместе с партократами и бюрократами, в пользова­нии отчужденным от граждан имуществом, под видом "управления" им. И хотя такое управление с макроэкономической точки зрения в высшей степени непроизводительно и нерентабельно, с микроэкономической точки зрения для самих управляющих и направляющих оно в высшей степени рентабельно. Более рентабельно, чем при хозяевах частниках. Кроме того, такое управление чужим имуществом дает сильную реаль­ную власть всем "управителям" и, вследствие этого, помогает им сохранять и власть политическую.

Все говорят, что для успешных экономических реформ необходима юридическая устойчивость. Однако, помимо юридической устойчиво­сти, необходимо также и наличие соответствующего политического строя, который бы не допускал власти партократов и бюрократов над имуществом граждан, ни в виде владения этим имуществом, ни в виде управления им, ни в виде регулирования им. Изначальная природа го­сударственной власти состоит в судебном арбитраже и в руководстве обороной, хотя сегодня она объемлет также и социальную страховку тех слоев населения, которые сами не в состоянии обеспечить ее себе. (См. мою статью "Государство", в номере 2034, от 29.6.1989). Другими словами, сущность государственной власти заключается в ее субсидиарности, то есть в делании государством только лишь того, что ни отдельный человек, ни семья, ни промежуточные общественные образования не в состоянии удовлетворительно (и рентабельно) сделать.

В чем должна выражаться эта субсидиарность в области экономики? Макроэкономически она должна выражаться в первую очередь в обеспечении индивидуальных прав на собственность, в обеспечении внешней и внутренней безопасности рынка, образуемого гражданами-хозяевами и их обществами, и в обеспечении подлинности и постоянной ценности циркулирующих на рынке денег. Народное хозяйство можно I сравнить с подходящим на дрожжах тестом, а Функцию го­сударства с поддержанием благоприятных для этого внешних условий, Однако, как только государство начнет мешать ложкой подходящее само по себе тесто, вместо того чтобы ограничиться предотвращением сквозняков и холода вокруг теста, то тесто не только прекратит свое под хождение, но и упадет. Микроэкономически, государство должно обеспечивать свободное хозяйствование граждан, заключающееся в производстве товаров и услуг, от ущемлений со стороны государства или других обществ. Экономика должна находиться в равновесии, но это равновесие должно быть динамичным, а не статичным, для увеличения производительности, по крайней мере, в соответствии с увеличением населения и в соответствии с увеличением его жизненных потребностей, но без нарушения экологического равновесия.

Когда еще не было бумажных денег, государства обеспечивали подлинную ценность денег путем чеканки монеты. Чеканка не была созданием денег, так как государство не могло создавать ни золота, ни серебра, ни меди, а могло всего лишь свидетельствовать вес и пробу металлов употребленных в сплаве монеты. Когда вес и проба (то есть реальная цена) соответствовали номинальной цене монеты, она ценилась выше других монет. Так было с афинской драхмой, ставшей в древности главной монетой в бассейне Средиземного моря. Так случилось и с золотой монетой императора святого Константина Великого, прозванной "солидум", то есть солидной, так как само римское государство давало солидное (солидарное) поручительство в подлинности веса и пробы золота в этой монете.

Сегодня бумажные деньги уже в большинстве случаев потеряли связь с золотым покрытием, хотя иногда имеют покрытие в других, более твердых, валютах. Для нашей страны, эта возможность золотого покрытия сегодня уже потеряна, так как все наше золото оказалось негласно ликвидированным. Несколько лет тому назад, "Наша Страна" предлагала ввести золотое покрытие для рубля, как начало одновременной всеобщей денежной реформы. Однако, имеется еще другой способ для введения солидной денежной системы. Это тот способ, который применила в июле 1948 года Западная Германия: постоянное жесткое ограничение количества денег в обращении. Рост количества денег зависит от роста производства товаров и услуг. Тогда в Германии была введена новая денежная единица, и в один воскресный день все ее жители получили по сорок новых немецких марок на душу. Все предприятия и учреждения (частные и государственные) получили через неделю еще по сорок марок на каждого служащего. Кроме того, все ранее накопленные сбережения в банках были конвертированы в новые марки, из расчета одной немецкой марки за десять рейхсмарок. Автор этих строк тогда жил в Баварии и тоже получил свои сорок новых марок. Старые деньги потеряли всякую ценность. Однако, весь секрет этой реформы заключался не в самой перемене денег, а в твердом установлении количества денег, без какой бы то ни было возможности для государства или для эмиссионного банка выпускать добавочное количество денег, что было запрещено законом. Таким образом, хотя немецкие марки и были бумажными, то есть сами по себе ничего не стоящими, их ценность заключалась не только в их обязательном курсе и хождении на территории ФРГ, но и в их редкости: их количество было жестко ограниченно. Вследствие этого, очень быстро стало создаваться соответствие между количеством денег и количеством товаров и услуг. Больше того, по мере увелич­ения количества товаров и услуг, количество денег сразу не увеличивалось, так что арифметическое соответствие между этими величинами сдвигалось, выражаясь в падении цен. Причем, это произошло буквально в течение дней и недель, на глазах у всех. Лучше всего это можно проследить за весь этот период на примере цены доллара. Доллар тогда стоил кажется больше десяти немецких марок, затем его цена упала до четырех-пяти марок, затем до двух, а сегодня она колеблется между 1,60 и 1,80 марок за доллар.

Однако, необходимой предпосылкой для этого был запрет государст­ву печатать для себя деньги. Государство с этого момента могло тратить только лишь те деньги, которые оно было в состоянии изъять у населения путем налогов. Другими словами, государственный бюджет не мог иметь никакого дефицита. Конечно, со временем дефицит все же появился, но только лишь как часть долгосрочных капитальных вкладов, и он покрывался добровольными кредитами получаемыми от населения, но ни в коем случае не от эмиссионного банка.

Именно такая структура обеспечивала статическое равновесие, или внешнюю макроэкономическую рамку. Динамическое же развитие экономики было дано не государством, а частными хозяевами. Го­сударство лишь постаралось, чтобы этих хозяев было побольше, и чтобы им мешали поменьше.

Конечно, в случаях послевоенных Германии и Японии, также как и в случае послесоциалистической России, было полностью нарушено всякое равновесие в хозяйстве. Вследствие этого, в Германии и Японии политической воле их народов (а не только государству) пришлось принимать в области экономики учредительные меры, или, вернее, восстановительные. Были расчленены на части крупные промышл­енные монополии, были предоставлены кредитные и налоговые льготы для новых начинающих мелких предпринимателей. Но, самое гла­вное, были приняты юридические меры для восстановления частной собственности тех граждан, которые ее потеряли в процессе войны (путем бомбардировок или выселений из отнятых у Германии земель). Специальный "закон выравнивания тягот" ("Lastenausgleichgesetz ") рас­пределял более или менее поровну между всеми гражданами вызванные войной имущественные потери, путем налогов на граждан ничего не потерявших и путем пропорциональных субсидий гражданам потеряв­шим свое имущество.

У нас в стране говорится об "отсутствии капиталов". Однако, капиталом являются вся земля, все постройки и все предприятия на территории нашей страны. Капитал этот был марксистским тоталитаризмом номинально переписан на абстрактные понятия "народ" и "государство". Его нужно вернуть конкретным гражданам в их част­ную собственность: землю крестьянам земледельцам полностью, кварти­ры и дома живущим в них, предприятия частично служащим и рабочим, частично всему населению и тоже лишь частично группам граждан согласным взять на себя хозяйничание в них, на свой собственный риск. (Эти вопросы подробно разработаны в "Программе для России", в номере 2034 "Нашей Страны", от 29.6.1989).

В заключение можно резюмировать три коренных направления необ­ходимых экономических реформ: I. Установление новой денежной системы с твердым и неизменяющимся количеством денег, при отсутствии дефицита государственного бюджета. 2. Возвращение народу (т.е. гражданам) всех конфискованных у народа капиталов. 3. Отменение всех законов, регламентов и норм дающим право бюрократам или партократам "направлять" хозяйствование граждан.

(2156,30.11.91)

Читайте следующую главу

КОНСТИТУЦИЯ