ПРОГРАММА КУРСА ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ

  1. Политика и культура возникают совместно в человеческой истории. Идея государства, его происхождение. Высший вид сожительства: «Синекия» (соборное объединение для общего сожительства нескольких племен, с общими верованиями и общей властью, осевших на общей территории). Верования. Игра и ритуал. Общий проект. Чтобы жить и быть лучше (Сократ) и чтобы иметь «самодостаточную и хорошую жизнь» (Аристотель). Политика это техника, искусство и наука. Три вида политической мысли (практическая, теоретическая, идеологическая). Политика как наука.
  2. Государство в истории. Два основных первоначальных вида государства: А). Большие централизованные государства, с главной функцией создания и поддержания мелиорации на громадных территориях (в Мессопотамии и в Египте). Б). Маленькие государства (полисы), с главной функцией судебного арбитража и обороны, на маленьких территориях (в Греции и в Италии). Классическая классификация Платоном и Аристотелем государственных форм: три правильные формы (монархия, аристократия, полис или республика) и три искаженные (тирания, олигархия, демократия). Кризис греческих полисов. Империя Александра Великого и эллинистические монархии. (Выражение "полис" одного корня с русскими словами полнота, племя, полк. Оно было переведено Цицероном на латинский язык словом "республика").
  3. Римская республика (буквально "общее дело"). Особенности ее политического строя: публичная (не законспирированная, гласная) авторитарность (т. е. право на вето) сената и авгуров, пожизненные сенаторы, «курсус гонорум» (ступенчатое восхождение на выборные должности). Смешанный монархическо-аристократическо-народный строй: «Сенат и народ римский»». Проблемы связанные с превращением Римского полиса в Империю ("urbe" в "orbe").
  4. Христианство и государство. Новые идеи привнесенные Христианством: Творение, смысл истории, персона (личность), свобода. Возникновение Христолюбивого Воинства. Христианское государство. Православный царь = нотариус Вселенской Церкви. Идея размежевания Церкви и Государства в рамках «Благой симфонии» (Благосозвучия).
  5. Политическое развитие на Западе. Церковь и государство. Отход от симфонии. Раскол 1054 года. Папоцезаризм, абсолютизм. Появление идеологий, надуманных для оттеснения религиозных верований. Иллюминатство, рационализм, экономический (Адам Смит) и политический (граф Монтескье) либерализмы, социализмы. Французская революция.
  6. Социализм в истории (по И. Шафаревичу). "Коммунистический манифест" Маркса. Материализм. Социал-демократы. История коммунистической партии до 1917 года.
  7. Политическое развитие России с 9-го по 15 век. Зарождение правовой монархии. В Новгороде, вече «решает, само по себе, призвать князя, дабы он правил по праву». Равновесие (в разных соотношениях, в Новгороде, Киеве и Суздале) трех элементов власти: князя, веча и аристократии (старшей дружины, Боярской думы). Местоблюститель князя Игоря (сына призванного а Новгород князя Рюрика), князь Олег, провозглашает в Киеве принцип легитимности верховной власти. Игорь - первый великий князь. Византия впервые именует Русь в дипломатических документах «Россией» в 945 году. Крещение Руси в 998 году. Владимир Святой возвещает, что население Руси стало «народом». Согласно летописцам, сам Владимир Святой является первым "самодержцем". При удельной междоусобице, единство одной единственной легитимной общерусской династии не допускает окончательного расчленения страны, даже под татарским игом и несмотря на вызванные этим игом западные интервенции. Собирание Руси Москвой. Глава Русской Церкви, митрополит Киевско-Владимирский переносит свою кафедру в Москву. Московский великий князь: «хозяин Земли Русской». Иван Третий свергает татарское иго в 1480 году и восстанавливает независимость (самодержавие) России.
  8. Политическое развитие России в 16-ом и 17 веках. Конституционные реформы Ивана Грозного. Православное царство. Венчание и миропомазание на царство в 1547 году. Административное и судебное самоуправление. Создание в 1550 году совершенно нового в мире государственного учреждения: Земского Собора («конгресса»), включающего в себя царя. Боярскую думу, церковное, военное и гражданское руководство, и представителей от местных самоуправлений. Православная Вселенская Церковь, представленная Восточными Патриархами, учреждает в Москве «Патриарха Великия, Малыя и Белыя Руси», при сыне царя Ивана Грозного, царе Федоре Иоанновиче, в 1589 году. Земский собор 1613 года восстанавливает легитимную власть: Михаил Федорович Романов, племянник царя Федора Иоанновича -«природный и законный царь».
  9. Политическое развитие России 18 и 19 веках. Конституционные реформы Петра Великого (упразднение Патриаршества, Земского Собора и Боярской Думы и учреждение Правительствующих Синода и Сената). Политическо-административные реформы после Петра. Появление иллюминатства и гностицизма. Декабристы. Западники и славянофилы. Радикальные течения. Марксисты. Почвенники. Крестьянский вопрос. Реформы (Император Александр II, Царь Мученик и Столыпин). Политические партии после 1905 года и их антигосударственный заговор, синхронизируемый законспирированными центрами, зависящими от заграницы.
  10. Катастрофа 1917 года. Гражданская война, военный коммунизм. "Интернациональная диктатура пролетариата". "Грабь награбленное». Ограбление Русской Церкви и русского народа, якобы для финансирования "пролетарской интернациональной революции". Концлагеря. НЭП. Раскулачивание, расказачивание, коллективизация, пятилетки и чистки. 2-я Мировая война. Послевоенный период. Гулаг. Разрушение церквей. Коррупция. Коллапс коммунизма.
  11. Кульминация западно-европейского и северо-американского политического либерализма в систему «представительной демократии», обобщающую номинальные (т. н. «конституционные») монархии, неореспублики (типа США) и промежуточные смешанные режимы (типа «Пятой республики» во Франции). Олигархия политических партий, закулисно координируемых и объединенных общей макроидеологией, несмотря на номинальные расхождения по второстепенным вопросам. Монополия партий не только на право выдвижения кандидатов на выборные должности, но также и на глобальное политическое представительство.
  12. Современное положение в мире. Международные организации, идеологические блоки и союзы. Соотношение сил и международная политика ведущих сил в мире. Разные «геометрические» теории геополитического равновесия в мире. Экономические и информационные гегемонии. +

(Программа для старших классов Гимназии ОРЮР .(Организации Российских Юных Разведчиков), в Буэнос Айресе, в 1970 -1980 годы).

("Кадетское письмо" № 27. апрель 2001 г)