О ФЕНОМЕНЕ РУССКОГО КАДЕТА
Происхождение выражения "кадет"В некоторых современных языках словом кадет обозначают младшую категорию любой профессии или занятия. Например, в испанском языке так называют несовершеннолетних членов спортивных клубов и самую низшую должность в администрациях частных фирм, приблизительно в смысле нашего выражения "мальчик на побегушках". Слово "кадет" французского происхождения и по своему общему смыслу обозначает "младший". В свою очередь, это французское слово происходит от уменьшительного "капдет" на гасконском наречии, производимого от латинского "капителлум", что буквально значит "маленький капитан" или "маленький глава". Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах, а также и дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины. Соединение во Франции этих "кадет" в роты или в специальные школы, для военной подготовки, при одновременном всеобщем образовании, и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в разных странах и в разные эпохи также назывались "военными гимназиями", "кадетскими школами", "военными лицеями" и "училищами". Впервые это слово встречается в Указе короля Людовика XIV, от 1682 года, об учреждения первых кадетских школ: "Учреждение кадетских рот. Во время стольких славных кампаний, король, учитывая необходимость располагать многими офицерами, основал во многих местах своего королевства роты молодых людей, сыновей дворян или людей дворянского сословия, которым дал имя кадет. Их обучали всем военным упражнениям. Когда их считали пригодными для командования, их назначали офицерами в армию. Эти роты, так же как и другие школы, в которых обучали военному искусству, постоянно поставляли очень хороших подданных". В музее "Дорогой корпус" российских кадет в Париже сохранялась гравюра, на которой был воспроизведен этот документ 1682 года, подписанный королем Людовиком XIV, содержащий текст его Указа об учреждении первых кадетских рот во Франции. На гравюре изображена медаль "Militae Tirosinium" (обучение военному делу). На одной стороне медали, под изображением короля Людовика XIV, надпись: "Ludovicus Magnus Rex Cristianissimus". На другой стороне изображены две походные палатки, со строем кадет, перед которыми стоит группа офицеров. Снизу надпись по-латыни: "Nobiles educati munificencia principia". (Журнал "Кадеты", номер 3, май 1948 года, Париж). Знаменательно, что в данном случае, в самый момент создания кадетских корпусов, обучение военному делу отождествляется с воспитанием начал великодушия.Munificencia происходит от munus, что значит дар, подношение, а educare в латинском языке значит воспитывать, буквально "выводить на питание". Первоначально, сложный глагол educare обозначал вывод на пастбище домашнего скота, exducare. Латинский глагол "ducare", водить, соответствует греческому глаголу "агогеин", содержащемуся в слове "педагогика", буквально "ведение детей". Понятие "питания" содержится и в русском слове "воспитание". Однако, сбор дворянских детей в военные соединения, для их обучения военному делу, в России начался раньше, чем во Франции. Уже в 15 и 16 веках в России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали участие, в качестве вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки и являются прямыми отечественными предшественниками русских кадетских корпусов. Значит, хотя слово "кадет" и взято из французского языка, сама идея создания специальных военных соединений (корпусов) для обучения детей впервые возникла в России. Этот исторический факт тоже является своего рода символической предпосылкой для правильного понимания этого исключительного русского явления, каковым является наша система кадетского воспитания. Затем, через 19 лет после основания кадетских рот во Франции, Император Петр Великий основал в России в 1701 году Морскую кадетскую школу, под названием "Школа навигацких и математических наук". В 1732 году Императрица Анна Иоанновна основала первый русский армейский кадетский корпус. Историческое происхождение идеи кадетского воспитанияНикакое общество не может обойтись без воспитания молодежи, если оно хочет быть культурным обществом, то есть обладать культурой и сохранять и развивать эту культуру. Конечно, от специфического характера каждой культуры будет зависеть и специфический характер её педагогики, как это наглядно видно на примере тех трёх культур, из которых развилась, в основном, наша современная цивилизация. Древние Израиль, Греция и Рим обладали весьма различными культурами, но все они придавали исключительное значение педагогике, каждая в своем духе и в своем направлении. В Израиле воспитание и образование имели ярко выраженный религиозный характер, в Риме - военный и юридический, в Афинах - гуманитарный и гимнастический. Древняя Греция даже обозначала культуру и воспитание словами с общим корнем. Понятие и смысл воспитания выражались словом "педагогика", ведение детей ("педагогус" - ведущий детей, от "педос", дети, и "агогос", ведущий, от "аго", веду). Культура, "педия", в свою очередь выводилась из "педагогики". Согласно Платону, первым источником "педии" ("культуры") является Бог, ибо "Бог является педагогом мира" ("Ho Theos paidagogei ton kosmon", "Законы", Х, 897 b). Первоначальным источником педагогических концепций, на которых основываются кадетские корпуса во всем мире, были древние Афины, из которых эти концепции распространились почти на всю Древнюю Грецию. Иногда говорят, что источником этой системы кадетского образования была афинская демократия. Однако, афинская демократия была лишь последним этапом в истории афинского полиса. Система же публичных гимназий в Афинах зародилась гораздо раньше, хотя она продолжала существовать и в последний, демократический период Афин. Кроме того, эта система распространилась в своих основных характеристиках практически на всю Грецию, а затем и на весь эллинистический мир. В Афинах же зародилось и название "лицей", каковым обозначаются кадетские корпуса в некоторых странах. В Афинах существовали три публичные гимназии, одна из каковых неофициально называлась лицеем (в греческом произношении "ликеем"), ибо она находилась напротив статуи Аполлона Ликийского. (Ликия была одним из регионов древней Греции. Она находилась на юго-западном побережьи Малой Азии, напротив острова Родос. В ней находился город Миры, называвшийся посему Миры Ликийские, где затем был епископом Святой Николай Чудотворец.) При этом лицее, Аристотель основал в 335 году до Р. Х. свою философскую школу. Эти общественные гимназии (буквально: места для гимнастических упражнений) играли важную роль в греческой системе воспитания, ибо "с точки зрения общественного интереса, самой важной целью воспитания было обеспечить государству в этих юношах здоровых воинов, одновременно крепких и красивых, мужественных и проворных… Под тенью гимназий велись ученые рассуждения, а дружба, этическую ценность которой ни один народ не понял так хорошо, как эллинский, воспламеняла души и подстрекала их соперничать в добродетели и в науке".(Немецкий учёный Ernest Kurtius. Перевод на испанский язык: HistoriadeGrecia. Буэнос-Айрес, 1962. Том 2, стр. 244. Перевод с испанского мой. И. А.). При этом необходимо подчеркнуть, что в Афинах, колыбели демократии, гражданские добродетели были неотделимы от добродетелей воинских, как это символически еще недавно было и в некоторых швейцарских кантонах, где право голосовать имели только лишь отбывшие воинскую повинность вооруженные граждане, с кинжалом в руках. Этот же историк подчеркивает, что целью воспитания в Афинской демократии было "сохранение унаследованных обычаев… и мирной силы традиций, опирающихся на религию и на многие остатки древних учреждений, для того, чтобы сохранять общество на своих старых фундаментах". (Там же). Таким образом развилось понятие цивилизации, противостоящей варварству. Цивилизация "совершенствует и украшает в одинаковой пропорции и тело и душу". Эрнест Куртиус продолжает: "Равновесие между телесным и духовным бытием, гармоничное совершенствование всех сил и всех инстинктов природы для греков были делом воспитания. Поэтому крепость, ловкость, сноровка, сила, непринужденность и свобода, великодушие и жизнерадостность, присутствие духа… были не менее важными, чем духовная культура, острота понимания, умелость в искусствах муз".(Там же.Том 1, стр. 448). Однако такое воспитание не ограничивалось некоторым числом семейств, и не было предоставлено само себе. Во всей Греции были организованы государством общественные гимназии, "с большими участками для упражнений, в тени от солнца, окруженные галереями и рядами деревьев, обыкновенно расположенными за городскими стенами, но под их юрисдикцией". (Между прочим, на развалинах Помпеи, вне самого города, вблизи от амфитеатра, сегодня можно ясно видеть контуры построек и прочих структур такой общественной гимназии). "Всякий, кто хотел пользоваться уважением и влиянием между своими согражданами, должен был провести значительную часть своей жизни в гимназиях. Только там можно было приобрести выправку, которой отличается хорошо воспитанный человек… это было единственное отличие человека, призванного участвовать в общественных делах… Это усилие восторженных юношей достичь собственной личной ценности сдерживалось тормозом строгой дисциплины, так как закон следил за упражнениями, требуя строгого регламента, послушания старшим и отказа от эгоистических капризов… нигде не признавалась голая сила, и никому не позволялось участвовать в праздничных играх без предварительного подчинения регулярному воспитанию".(Там же.Том 1, стр. 449). Возможно, что на систему афинского образования оказали некоторое влияние сохранявшиеся на острове Крите остатки Минойской цивилизации, в составе которой находились и Афины до своей самостоятельности. Некоторые историки предполагают, что, более чем за тысячу лет до Аристотеля, Минойская цивилизация на Крите стала "культурной моделью для соседних регионов", в том числе "благодаря долголетнему обучению своей молодёжи гимнастике и морскому делу".(Emily Vermuele, Grece in the Bronze Age, 1964. Цитировано по изданию на испанском языке "Grecia en la edad de bronce", Mexico, 1996, стр. 161).На некоторые дисциплины образования в Афинах несомненно также могли косвенно как-то повлиять и системы обучения других древних цивилизаций, в первую очередь Месопотамской и Египетской, а затем также, возможно, и соседнего с греками (и находящегося с ними в этническом родстве) Хеттского государства в Малой Азии. (Ключевский отмечает, что "в области государствоведения особое значение принадлежит Египту, бывшему школой ряда крупных деятелей античного мира:Пророка Моисея, греческих законодателей Ликурга и Солона, историка Геродота, философа Пифагора). Затем, уже при образовании двойной греко-римской цивилизации, на военные аспекты этого образования, возможно, оказали некоторое влияние и этрусские педагогические традиции. Во всяком случае, римляне обозначали свое военное образование этрусским словом "тиросиниум", каковое затем снова всплывает через много веков в латинском тексте королевского указа Людовика XIV о создании во Франции кадетских рот. (У этрусков существовали жреческие школы разных профилей, в первую очередь строительного искусства, земледелия и искусственного орошения, а также астрономии, метеорологии, зоологии, ботаники и орнитологии. Возможно, что известная римская "коллегия понтификов", буквально "мостостроителей", в своих истоках имела некую связь с этрусскими школами инженеров путей сообщения. Во всяком случае, всем известно, что римляне имели прекрасных мастеров путей сообщения, создавших в Римской Империи непревзойденную систему имперских дорог. См.: Werner Keller, Denn sie entzuendeten das Licht. По-испански: Historia del pueblo etrusco.Barcelona, 1973, стр. 87). Все культуры и цивилизации обращали значительное внимание на педагогические проблемы, ибо без воспитания молодежи не может обойтись никакое развитое общество. Однако, именно в Афинах система воспитания молодежи впервые в истории человечества возымела ярко выраженный политический характер. Дело в том, что афинский полис, как государственная структура, был своего рода нововведением в истории цивилизаций. Полис обладал определенной структурой, которая требовала осуществления определенных функций в рамках определенных условий политической игры, иногда довольно сложных. Политические решения в полисе окончательно принимались на вече (в агоре), а не при дворе монарха или в палатке вождя или в политическом комитете. Кроме того, эти решения на вече нуждались в воспитании не только меньшинства, предлагающего те или иные варианты решений, но также и большинства, высказывающего свое утверждение или неутверждение этих предложений. В Аргентине это кратко и выпукло выразил президент конца 19-го века ФаустиноСармиенто, сказавший, что в современных государствах народ является сувереном, но этого "суверена надо воспитывать". Таким образом, существовала реальная необходимость общего воспитания этого "суверена", каковой теоретически должен был быть своего рода окончательным политическим арбитром. Кроме того, в Афинах образование молодежи впервые было организовано вне жреческих институций, в отличие от почти всех других древних стран. Однако, это отнюдь не обозначало разрыва с религией и с религиозными обрядами, а лишь функциональное разделение в симфонии, как бы в предвозвещение закона о Симфонии Императора Юстиниана, более чем через целое тысячелетие. Однако, помимо политического и мирского характера воспитания молодёжи в Афинах, его отличительной чертой был интегральный, целостный характер. Сам Аристотель посвящает определению такого воспитания восьмую главу своей "Политики", откуда мы и берём следующие цитаты. Цельное и полноценное и воспитаниеГреческая идея воспитания заключается в том, что оно должно быть целостным, интегральным, то есть полноценным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом "всего в меру, ничего чересчур". Этими частями были, в первую очередь, грамматика, гимнастика, музыка и рисование. Аристотель говорит: "Четыре предмета обыкновенно преподаются: чтение и писание, гимнастика, музыка, а также иногда на четвертом месте и рисование". Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как идейное, интеллектуальное, художественное, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое. Интеллектуальное воспитание в Греции осуществлялось в значительной мере путем изучения классической литературы, каковое сопровождалось музыкой, так же как и спортивное воспитание. Аристотель утверждает, что обучение музыке не должно быть препятствием для "военной и гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической". В другом месте он описывает, к чему должно стремиться музыкальное воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предупреждает, что "нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело".(Это соответствует общему положению эллинской культуры, цитируемому Аристотелем:"Мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности"). Аристотель предупреждает против чрезмерной атлетической подготовки и критикует спартанцев за то, что "они доводят до скотского состояния детей, путем тяжелых трудов", делая их таким образом "пригодными для выполнения только лишь одной из функций гражданина". Аристотель делает различие между "дисциплинами утилитарными в жизни и дисциплинами, направляющими к добродетели, то есть не утилитарными". Он особенно защищает не утилитарные дисциплины, которые он связывает с досугом и с играми: "Сама природа старается не только хорошо работать, но также и хорошо пользоваться досугом, каковой является началом всех вещей". (Досуг по-гречески - "схола", откуда происходит и наше "школа"). Что касается игр, "они не являются целью нашей жизни, но предназначены для отдыха"."Необходимо ввести игры, выбирая подходящие моменты, чтобы ими пользоваться и употреблять их как лекарство, так как они вызывают движение настроения, которое ведет к уменьшению напряжения, и посредством такого удовольствия происходит отдых". Здесь Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного воспитания: "Значит очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству". И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, несколькими строчками ниже Аристотель объясняет: "Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек". Таким образом, эта система целостного воспитания была органической частью политического строя Афинской демократии. Воспитание против вырожденияВ свою очередь, Платон считал, что, ввиду стихийности процессов политического и общественного вырождения в Афинской демократии, тормозить это вырождение поэтапно бессмысленно, а надо повернуть его вспять к первоначальной учредительной добродетели. Единственным действенным инструментом для этого является педагогика, то есть обязательное воспитаниеи обучение детей и молодёжи. ("Педагогика это - наука о воспитании и обучении детей, молодёжи", определяет Владимир Даль). Педагогика имеет своей целью в первую очередь воспитать добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина, а затем и хорошего правителя (а не "дилетанта", по-гречески "идиота", как затем скажет Аристотель). Интересно, что именно на эту необходимость ссылается Указ Людовика XIV о создании кадетских рот: для "поставки очень хороших подданных". В своем Седьмом письме из Сицилии и в своем последнем труде "Законы", Платон пространно перечисляет необходимые качества государственных правителей. Платон считает, что для этого необходимо формирование и просвещение хороших правителей, с помощью соответствующей подготовки желающих. По-видимому Платон считал возможным делать такой выбор дальнейшего высшего обучения уже во время второго трёхлетия в гимназии, ибо он рекомендует изучать в этот период более углублённо три предмета: математику, геометрию и астрономию, но не всем, а лишь немногим. (Законы, 818 а). Вообще, Платон уделяет много внимания периодам обучения и воспитания и учёту возраста детей, для организации их воспитания. При этом, он делить всё время воспитания на несколько периодов. Платон сперва устанавливает два дошкольных трёхгодичных периода. В течение этих первых шести лет жизни ребёнка, его воспитание должно полностью осуществляться в рамках семьи, под руководством, главным образом, матери и няни. Первый трёхлетний период "не малый жизненный срок, чтобы начать жить хорошо или плохо" (Законы, 792 а), когда нужно достичь "кротости" ребёнка, чтобы он мог "принимать с радостью справедливые компромиссы"."Правильная жизнь ничуть не должна преследовать лишь удовольствия и не должна избегать огорчений... Душевная форма детей трёх, четырёх, пяти и даже шести лет нуждается в играх, хотя уже необходимо принимать меры, без их унижения, чтобы они не становились капризными. Не надо вызывать гнева в душах детей чрезмерными наказаниями, ни приучать их к непостоянству путём поблажек. В этом возрасте... нужно следить за порядком среди детей и не допускать их плохого поведения". (Там-же). Лишь после исполненных шести лет, надо отделять мальчиков от девочек. С этого возраста "преподаватели должны обучать мальчиков верховой езде, стрелять из лука, метать копья, кидать из пращи". Однако, девочки, если они этого захотят, тоже могут добровольно тренироваться в этих упражнениях. В течение этого начального четырёхлетнего учебного периода, необходимо двойное воспитание: физическое и душевное. Первому способствует гимнастика, второму музыка. Затем наступают два средних трёхлетних учебных периода, соответствующих нашей средней школе, в течение которых дети обучаются языку, литературе, игре на лире, арифметике, геометрии и астрономии. "Математические и астрономические знания способствуют обучению детей построениям, походам и военным кампаниям, а также администрации домашнего хозяйства, и вообще делают их более полезными и смышлёными". (Там-же, 819 с). Таким образом, эти три обязательных учебных периода продолжаются всего десять лет, и должны кончится к 16-летнему возрасту. Платон отмечает, что "не допустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или сокращали это время учёбы, установленное законом". (810 а). Затем, молодой человек должен отслужить воинскую повинность, и лишь после этого он имеет право получить гражданство. Если молодой человек, став гражданином, хочет в будущем "быть настоящим защитником (стражем) законов", он должен дополнительно углубить свои знания, чтобы "действительно знать правду о законах и быть в состоянии изучать эту правду теоретически и уметь прилагать её на практике". (Законы, 966 а). Платон настаивает, что тот, кто не сумеет полностью овладеть всеми этими дисциплинами, "и, после созерцания их философской взаимосвязи, не сумеет их прилагать, в соответствии с навыками и законами, и не будет в состоянии дать их определение, он никогда не сможет стать правителем всего государства, а должен быть лишь помощником правителей." (968 а). Верховными правителями государства могут стать только лишь просвещенные кандидаты, получившие полное среднее воспитание, а затем и высшее обучение. Другими словами, Платон вводит воспитательный ценз для политиков. Однако Платон подчеркивает, что невозможно предписывать законом точные знания, которыми они должны обладать: "Бесполезно предписывать, с помощью писаных законов, точное время, необходимое для передачи каждого знания". Те граждане, которые к своим тридцати годам уже получили и ассимилировали это высшее образование, могут быть кооптированы правителями в свои помощники. Лишь достигнув пятидесятилетнего возраста, эти помощники смогут сами стать правителями, но, для этого, они должны быть не только компетентными, но также и порядочными (седьмое письмо Платона из Сицилии). Почти тысячу лет после этого указания Платона, святой император Юстиниан Великий включил его, как одну из необходимых предпосылок для достижения "благой симфонии" (благосозвучии), ведущей к народному благополучию, при отделении государства от Церкви. Платон предлагает структурно обеспечить законами свою педагогическую систему, как основу устойчивости хорошего государственного строя. В своем конституционном проекте, подробно разработанном в "Законах", он предвидит должность специального начальника всех учебных заведений, который должен строго следить за исполнением этой педагогической системы, на всех уровнях, без допущения изменений или отступлений. Некоторые комментаторы Платона даже называют такого начальника "первым министромв правительстве Платона". Более того, вся государственная система предлагаемая Платоном структурно связана с педагогической системой, и посему эта политичекая модель Платона даже может быть названа "педагогической моделью". Интересно, что, согласно Платону, первым источником педагогики является сам Господь Бог, ибо "Бог является Педагогом космоса", а не только его Законодателем. (Платон.Законы, 897). Известный эллинист Вернер Йегер (WernerJaeger) считает, что именно это утверждение Платона сблизило древнюю греческую философию с тогдашними восточными религиозными мировоззрениями и способствовало зарождению и развитию эллинистической культуры, как симбиозу эллинской и других тогдашних культур. От слова "педагогика" происходит греческий термин обозначающий "культуру": "педия" (???????). Значит, от "воспитания детей" в конечном итоге зависит и сама культура. Вернер Йегер обращает внимание на то обстоятельство, что восточные отцы Христианской Церкви переводят слова Ветхого Завета "пророк говорит", как "пророк воспитывает". Кадетское воспитание в РоссииКак уже было сказано, Император Петр Великий основал в 1701 году "Школу навигацких и математических наук", являющуюся первым русским кадетским корпусом. В 1732 году Императрицей Анной Иоанновной был основан первый армейский кадетский корпус. Всего в России в 18-ом веке было основано 4 кадетских корпуса, в 19-ом веке 22 кадетских корпуса, и в 20-ом веке, до Первой Мировой войны, 4 кадетских корпуса. Затем, во время Гражданской войны, на территории Русской Армии, под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, было основано еще 2 кадетских корпуса, которые частично были сводными корпусами. Значит, в России было всего 32 кадетских корпуса. Кадеты составляли основу служилого слоя России и доказали государственную дееспособность и эффективность кадетского образования и воспитания и явились основой её могущества. Необходимо отметить высочайшее внимание всех Императоров России к вопросам образования и воспитания кадет, недаром Генерал-Инспектором всех кадетских корпусов был назначен Великий Князь Константин Константинович, который занимался кадетами постоянно и лично. В ходе гражданской войны, четыре кадетских корпуса эвакуировались из России с Русской Армией. Сводный корпус всех этих корпусов просуществовал в изгнании в Сербии до 1944 года, а кадетский корпус в Версале до 1964 года. Все остальные кадетские корпуса в России были после 1917 года закрыты, и многие их воспитатели и воспитанники подверглись гонениям со стороны новой власти. Однако в процессе Второй Мировой войны, под конец 1943 года, в СССР было открыто несколько суворовских и нахимовских училищ, по образцу бывших кадетских корпусов, при участии бывших воспитателей императорских кадетских корпусов. Значит, прямая передача кадетских традиций всё-таки не была полностью прервана, хотя и была значительно повреждена. Кроме того, в Русском Зарубежье тоже сохранилась в значительной мере прямая цепь передачи кадетских традиций. В 1992 году состоялась историческая встреча русских кадет зарубежья с суворовцами и нахимовцами России. Эта встреча привела к тому, что сегодня эти оба кадетских крыла слились воедино, на благо России. В 2007 году на Первом Съезде кадет России, ставшим Общекадетским съездом было статуировано кадетское движение России и, на основах и традициях Объединений Русских кадет за рубежом, создан Всероссийский Союз кадетских объединений "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России". В 2010 году XXI Съезд Объединений русских кадетских корпусов за рубежом в Белграде официально утвердил суворовцев и нахимовцев России как своих исторических преемников. Так была восстановлена трехсотлетняя цепь передачи кадетских традиций. Все это, несомненно, является своего рода историческим феноменом. После 1992 года, в России возник процесс стихийного (спонтанного) открытия средних учебных заведений под названием кадетских корпусов. До сих пор открыто, согласно некоторым данным, более 100 учебных заведений под таким названием. Многие из них, конечно, имеют мало общего с прежними имперскими кадетскими корпусами, но в данном случае само по себе стремление к восстановлению кадетской системы воспитания, несомненно, является знаменательным. Съезды Объединений выпускников русских кадетских корпусов за рубежом дважды обращались в своих Резолюциях к высшим политическим руководителям России, с просьбой и петицией восстановить должность Генерал-Инспектора всех Кадетских Корпусов, независимо от того, в бюджете какого министерства они состоят, подразумевая при этом, что эту должность будет исполнять Генерал-суворовец. Мы надеемся, что, в своем развитии, суворовская военная школа современной России выйдет и на этот уровень. Существование почти в течение трех веков в России многочисленных кадетских корпусов выработало сложную педагогическую систему кадетского воспитания, с большим практическим опытом в этой области. Таким образом, сложилась законченная педагогическая доктрина, которая, несомненно, является ценной и для будущего. Можно вкратце перечислить некоторые основные концепции этой русской педагогической доктрины: 1. Основой образования и воспитания русских кадет является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему. 2. Тщательный отбор воспитателей и тщательная разработка общей программы, предметов обучения и общих педагогических структур и норм в кадетских корпусах. 3. Главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских корпусов в частности, является не только обучение, но также и воспитание молодежи. Воспитание по-испански обозначается словом "эдукасион", в котором латинский корень "вести" соответствует такому же греческому корню в слове "педагогика". Другими словами, целью воспитания является достичь хорошего "поведения" молодежи и юношества. Обучение хорошему поведению и хорошим навыкам полностью возможно только лишь в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение наукам и ремёслам может происходить в любом возрасте. 4. Такое воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении внешней и внутренней дисциплины. В латинском языке само слово дисциплина неразрывно связано по смыслу со словом "ученик" (discipulus). 5. Однако, достижение хорошего воспитания и хороших навыков с помощью одной лишь дисциплины невозможно. Для этого необходимо укрепление общих религиозных и нравственных верований и традиций в юношестве и установление цельной системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях и традициях. Поэтому в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах существовали системы так называемых "заповедей", в которых выпукло и в краткой форме резюмировались эти верования, традиции и концепции, главным образом идейного и патриотического характера. Главными из них были "12 Заповедей Товарищества" Великого Князя Константина Константиновича. Особенное значение имеют Заповеди 4, 5 и 6: "Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестие во имя товарищества остаётся бесчестием." Затем, уже в Эмиграции, Директор Первого Русского Корпуса, генерал-лейтенант Б. В. Адамович составил "67 Заветов" кадетам, из которых нужно особенно отметить 6-ой Завет: "Помнить, чьё мы имя носим". 6. Помимо этого, обращалось большое внимание на манеры поведения, каковые отражали не только идейные и нравственные установки, но также эстетические и гигиенические правила. Многие правила хорошего поведения тесно связаны с нравственной, психологической и физической гигиеной. 7. Обращалось особенное внимание на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, а также и способности формирования идей и концепций. Кроме того, развивались способности для выработки положительных предложений и принятия правильных решений. 8. В области обучения обращалось особенное внимание на ясное понимание общего смысла отдельных наук, а не на зубрёжку их деталей. 9. Среди наук особенное место выделялось для двух иностранных живых языков, которые в течение семилетнего срока обучения должны были быть освоены полностью. Кроме того, изучались основные понятия латинского языка, чтобы можно было с помощью словаря переводить основные тексты. Также требовалось достаточно хорошее владение основными историческими познаниями. 10. Воспитание и обучение в кадетских корпусах имели одной из главных целей отбор и тренировку лучшихчеловеческих ресурсов страны, для служения государству и народу. Посему принцип селекции лежал в основе не только принятия в эти учебные заведения, но и во всей их педагогической программе. Эта селекция должна была вести к достижению русскими кадетами высокой общей культурности. 11. Русская кадетская педагогическая система основывалась не только на общих методологических принципах, но также и на специфических коренных русских идейных и мировоззренческих началах. В этом заключается её уникальность и превосходство. Подтверждение превосходства жизньюРезультаты развития такой системы кадетского воспитания в России сказывались весьма положительно со всей очевидностью в течение всех трёх веков её существования. Известный автор исторических романов генерал П. Н. Краснов особенно отмечает, что успехи русской Армии во время войны с Пруссией при императрице Елизавете Петровне, впервые в истории занявшей Берлин в 1760 году, в значительной степени были обязаны офицерам, учившимся в Первом Кадетском корпусе, основанном императрицей Анной Иоанновной в 1732 году. Затем, во время Великой Отечественной войны 1812 года, офицеры-кадеты были стержнем Русской Армии, начиная с её Главнокомандующего Генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова. Неудачные реформы по "разжижению" военной составляющей в кадетских корпусах в середине XIX века привели к серьёзным затруднениям во время войн на Кавказе. Восстановление подлинного кадетского воспитания императором Александром III, с возвращением кадетским корпусам их традиционного имени, привело к новому расцвету педагогической системы России. Эта система дала России и всему миру блестящую плеяду великих творцов культуры, искусства и науки, что само по себе является исключительным случаем в истории человечества. Уже Императрица Екатерина II назвала Первый кадетский корпус "Рассадником великих людей России". Заветы генералиссимуса А. В Суворова и заповеди и педагогические нормы Великого Князя Константина Константиновича были славным завершением этой русской педагогической системы, несомненно, лучшей в мире, как в этом смогла удостовериться миллионная Русская эмиграция, рассеявшаяся по всему миру и увидевшая воочию все другие системы. Новое поколение кадет в России, выпущенное Суворовскими и Нахимовскими училищами, еще раз подтвердило превосходство русской кадетской системы воспитания, даже при её неполном применении. В свою очередь, кадеты русских кадетских корпусов в Русском Зарубежье доказали то же самое. Кроме того, русские зарубежные кадеты, как последние представители Русского воинства за рубежом, оказались единственной, кроме Русской Православной церкви заграницей, организованной институцией, вернувшейся органически в Россию. Русская Церковь и Русское Воинство являются двумя основополагающими учредительными институциями России. Русские зарубежные кадеты исполнили завещание своего любимого педагога и патриота России полковника П. Барышева, которым заканчивается его стихотворение "Русский кадетский корпус на чужбине": Ряды кадет на Русь пойдут И честь молитвой и любовью Гнезду родному отдадут. После закрытия в Русском Зарубежье последнего русского Кадетского корпуса в 1944 году, прошло уже 68 лет. За это время, русские зарубежные кадеты практически всё время выпускали несколько периодических журналов и вестников и организовали в разных странах мира 21 кадетский съезд. Всегда обращенные лицом к России. До сегодняшнего дня их сильно поредевшие ряды продолжают сохранять свой кадетский строй и свою кадетскую организацию, все члены которой сегодня имеют более чем восьмидесятилетний возраст. Игорь Андрушкевич Кадет XXVI выпуска Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса Буэнос-Айрес, июль 2012 г. |