КИЕВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское СВУ)

      В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) и на основании директивы Генерального штаба Красной Армии от 27 сентября 1943 года началось формирование Харьковского (Киевского) Суворовского военного училища в городе Чугуеве, Харьковской области.
      В 1943 году город Чугуев, освобожденный от немецко-фашистских оккупантов, представлял собой удручающее зрелище. Всюду были видны следы недавних боев, остатки заграждений из колючей проволоки и частые таблички «Не ходить - мины». Здания лежали в развалинах, городское хозяйство разрушено. К тому же город продолжал подвергаться воздействию вражеской авиации. И это тяжелое, бедственное положение делает особенно ощутимым и трогательным теплое, заботливое отношение городских властей, партийной и комсомольской организаций, всех жителей города о вновь создаваемом училище, о детях, которые будут в нем воспитываться.
      Для училища было выделено лучшее здание города, расположенное на высоком берегу реки Северский Донец, на площади имени В.И. Ленина. Это трехэтажное здание, украшенное кирпичным узором, с башней в центральной части было построено еще в девятнадцатом веке специально для военно-учебного заведения. Здание, как и весь город, носило следы недавних боев. Стены во многих местах были пробиты снарядами, правый его угол был совсем разрушен, окна зияли черными проемами. На площади перед зданием была могила неизвестного советского воина, погибшего в боях за город.
      Срочно начались ремонтные работы, для которых выделили все необходимое. Напряженно трудились рабочие-ремонтники: приводились в порядок стены, крыша, водопровод, отопление, монтировалось освещение, стеклились окна. Одновременно оборудовались 20 учебных классов, 10 спален на 50 человек каждая, клуб на 300 мест, спортивный зал, манеж для верховой езды, медицинский пункт, кухня-столовая и другие помещения. Работа кипела, масштабы ее расширялись с каждым днем. Рабочие, сами жившие в холодных бараках, отстроили для суворовцев настоящий дворец, светлый, просторный.
      Успешно решались и вопросы обеспечения училища партами, шкафами, классными досками и другой школьной мебелью. В короткие сроки училище было обеспечено учебниками, тетрадями, школьно-письменными принадлежностями, учебными приборами и учебно-наглядними пособиями. Тщательно, со вкусом, и исходя из задач суворовских военных училищ, собиралась библиотека.
      Так, усилиями населения города, его партийными, советскими и комсомольскими организациями, были созданы все необходимые условия, обеспечивающие нормальную жизнь и учебу воспитанников.
      Наряду с созданием учебно-материальной базы осуществлялось комплектование училища офицерами, сержантами, солдатами, рабочими и служащими.
      Прибывшие в училище для прохождения дальнейшей службы офицеры, как правило, имели боевой опыт, их грудь украшали боевые ордена и медали, большинство из них в прошлом проходили службу в военных училищах, работали преподавателями институтов и техникумов, учителями средних школ. Некоторые офицеры были после ранений и продолжительного излечения в госпитале.
      20 сентября 1943 года в командование училищем вступил гвардии генерал-майор Еремин П.А. Это событие зафиксировано в приказе №1 - первом приказе в истории училища: «Сего числа прибыл в город Чугуев и вступил в командование Харьковским Суворовским военным училищем».
      Петр Антонович Еремин - боевой генерал, участник первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени и медалью «XX лет РККА», член КПСС, преподавал тактику в военной академии имени М.В. Фрунзе, командовал дивизией, перед прибытием в г. Чугуев возглавлял военное пехотное училище.
      На должность заместителя начальника училища по политической части прибыл подполковник Ширяев Николай Григорьевич, участник боев с немецко-фашистскими захватчиками, имевший большой опыт организации и проведения партийно-политической работы в мирное и военное время.

ЗАМЕСТИТЕЛИ НАЧАЛЬНИКА УЧИЛИЩА ПО УЧЕБНОЙ ЧАСТИ

      Большой жизненный путь прошел и подполковник Педан Лаврентий Семенович, прибывший на должность заместителя начальника училища по учебной части. Он имел высшее педагогическое образование, преподавал в институте, работал в горкоме партии, после призыва на действительную военную службу семь лет преподавал в военно-политическом училище, а с начала войны был назначен в действующую армию на должность комиссара пехотной дивизии.
      Всего прибыли в училище и приступило к выполнению своих служебных обязанностей 50 офицеров, из которых 28 участвовали в боях, а 16 офицеров имели правительственные награды. Кроме того в училище прибыло 64 сержанта и рядовых. Все они сразу включились в подготовку к новому учебному году, начало которого было назначено на 1 декабря 1943 года.
      Часть преподавателей общеобразовательных дисциплин пригласили для работы в училище из числа учителей школ города Чугуева. От жителей города также набрали штат рабочих и служащих, которые своим трудом обеспечивали учебно-воспитательный процесс.
      Первые группы воспитанников прибыли 18 ноября 1943 года. К 19 декабря в училище уже находилось 500 воспитанников. Они приехали в училище из Харьковской, Ворошиловградской, Московской, Тульской, Воронежской и Курской областей, - мальчики в возрасте от 8 до 14 лет. Среди воспитанников были: 253 человека, родители которых погибли на фронтах войны и в партизанских отрядах, 194 - детьми военнослужащих и партизан, сражающихся с немецко-фашистскими захватчиками, 53 - детьми партийных и советских работников. Внешний вид и душевное состояние большинства прибывших воспитанников производили жалкое впечатление: худые, изможденные, в разорванной, не по росту одежде и обуви, лица были не по возрасту серьезными, глаза испуганные, движения робкие, - дети, познавшие ужасы войны, видевшие зверства фашистов, расстрелы своих родных и близких, сами стояли на грани гибели.

КОМАНДИРЫ РОТ

      Среди воспитанников прибывших в училище, было 39 мальчиков, в поведении которых чувствовалось знакомство с военными порядками: они вели себя уверенно, быстро осваивались с жизнью в училище, помогали другим, особенно малышам. Это были дети - участники войны сыны полков и партизанских отрядов. «Фронтовики», как они себя называли, были одеты в солдатскую форму или носили партизанский знак отличия - красную полоску на головном уборе. У девяти из них на груди сверкали правительственные награды. Вот имена юных героев: Костя Кравчук, Ваня Гринев, Феликс Лебедев, Миша Левченко, Сережа Николаев, Федя Симоновский, Вениамин Абрамов, Вася Чумак, Толя Федоров. Все они вызывали у своих сверстников восхищение и добрую зависть. Но особое внимание уделялось тринадцатилетнему герою - Косте Кравчуку, на груди которого сиял орден Красного Знамени. Этой высокой боевой награды Костя Кравчук был удостоен «за сохранение двух полковых знамен частей Красной Армии в период оккупации города Киева». В сентябре 1941 года два истекавших кровью красноармейца, передали пионеру Косте Кравчуку боевые знамена своих полков, наказывая беречь их как зеницу ока. И Костя Кравчук сберег боевую святыню. Когда фашистские войска были изгнаны из Киева, он передал знамена военному коменданту города полковнику Ивашкину. Впоследствии под этими знаменами вновь сформированные полки громили врага.
      Восхищал ребят и подвиг юного партизана Сережи Николаева. На его глазах фашисты расстреляли родителей. Придя в партизанский отряд, Сережа выполнял различные задания командиров: ходил в разведку, доставлял донесения, участвовал в боях, минировал дороги. На одном из заданий С. Николаев установил мину, на которой подорвалась немецкая автомашина с фашистскими солдатами, - 25 гитлеровцев нашли свою смерть. За эту операцию Сережа Николаев был награжден медалью «За боевые заслуги».
      Среди поступивших ребят было неграмотных 57 человек, окончивших первый класс школы - 93, второй класс - 88, третий -102, четвертый -110, пятый класс- 47, шестой класс - 3. Все воспитанники, прибывшие с освобожденной территории, во время немецко-фашистской оккупации в школе не занимались и поэтому не могли продемонстрировать знания за тот класс, который они закончили.
      И вот экзамены прошли. Мальчики были зачислены в училище.

      В результате кропотливой работы офицерско-преподавательского состава училища 29 ноября 1943 года был составлен штатный расчет рот воспитанников с закреплением за ними офицерского и сержантского состава:
   1 рота, четвертый класс - командир роты капитан Смирнов И. Я.
   2 рота, третий класс - командир роты капитан Петрик Ф. Д.
   3 рота, второй класс - командир роты капитан Гойко И. П.
   4 рота, первый класс - командир роты капитан Крылов М. Н.
   5 рота, старший приготовительный класс, командир роты старший лейтенант Кохко Н. П.
   6 рота, младший приготовительный класс, командир роты старший лейтенант Мельниченко В. М.
      24 ноября 1943 года в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин и секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Ф. Горкин подписали грамоту Президиума Верховного Совета СССР о вручении училищу Красного Знамени.
      В память даты подписания Председателем и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР Грамоты о вручении Красного Знамени училищу день 24 ноября директивой начальника штаба Киевского военного округа от 5 сентября 1964 года объявлен как ежегодный праздник Киевского Суворовского военного училища.
      30 ноября 1943 года было закончено формирование училища, воспитанники оделись в суворовскую форму. Эта форма преобразила ребят: они сразу подтянулись, стали аккуратней, почувствовали свою принадлежность к армии, им было радостно и приятно, на лицах сияли улыбки, может быть, впервые за долгое военное время. Воспитанники старались по нескольку раз попадаться на глаза офицерам, отдавать честь, просили дать какое-нибудь задание. Казалось, нет такого дела, с которым не могли бы справиться эти дети. Они охотно убирали классные помещения, расставляли мебель, приносили со склада учебники, заправляли кровати. Нельзя передать ту радость, безмерное счастье, которыми были озарены лица детей, надевших суворовскую форму.
      А 1 декабря 1943 года издан приказ по училищу, в котором говорилось: «В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», Харьковское Суворовское военное училище считать сформированным 1 декабря 1943 года... Сего числа начать плановые занятия с воспитанниками училища».
      Утром 1 декабря 1943 года личный состав училища построили для торжественного развода на занятия. Начальник училища гвардии генерал-майор Еремин П. А. поздравил воспитанников с началом учебного года, выразил благодарность партии и правительству за сердечную заботу о юном поколении и призвал личный состав училища ответить на эту заботу упорным трудом, хорошей учебой и высокой дисциплинированностью.
      12 декабря 1943 года личный состав училища впервые увидел свое Красное Знамя - символ воинской чести, доблести и славы. Глядя на Знамя, суворовцы с особой силой почувствовали свою принадлежность к Вооруженным Силам нашей страны. Церемония вручения Красного Знамени и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР проходила в праздничной, торжественной обстановке. Находясь в строю, суворовцы с восхищением и гордостью смотрели, как член Военного Совета Харьковского военного округа генерал-майор Крайнов от имени Наркома Обороны СССР вручил Красное Знамя и Грамоту начальнику училища гвардии генерал-майору Еремину П.А. В ответном слове начальник училища сказал, что Красное Знамя всегда будет напоминать суворовцам об их священном долге упорно учиться, овладевать военным делом, преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, не щадя своей крови и самой жизни. Слушая эти слова, суворовцы понимали, что они должны продолжать и умножать традиции тех, кто под красными знаменами сражался на фронтах Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков.
      Праздник закончился торжественным маршем: суворовцы впервые отдавали честь своему Красному Знамени. Это было волнующее зрелище, оставившее след в жизни каждого суворовца первого набора. Основное внимание в училище с самого начала уделялось учебе. Все преподаватели работали самоотверженно и увлеченно, стремясь отдать суворовцам не только свои знания, но и свое сердце, свою любовь, свое трудолюбие.
      Капитан Каменский А. Е.- боевой офицер, получивший на фронте тяжелое ранение, опираясь на костыли, тяжело дыша и делая частые остановки, проводил уроки вдохновенно, увлеченно, интересно. Затаив дыхание, слушали его суворовцы. После уроков, он снова шел к суворовцам, чтобы помочь им быстрее восполнить пробелы в знаниях.
      Преподаватель математики капитан Бачманов Д. М. постоянно испытывал боль от ран, полученных на фронте, но любовь к детям, желание как можно больше сделать для их учебы и воспитания вели его на уроки.

ЗАСЛУЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ

      Старший преподаватель географии Антонович К.Е. излагал материал о странах и континентах так, будто он только что вернулся оттуда после длительного путешествия, - говорил образно, зримо, занимательно, вызывая восхищение воспитанников.
      Майор Чигринец Д.Р. очень интересно проводил уроки русского языка и литературы, развивая мысли и чувства суворовцев, способствуя правильному и грамотному литературному языку.
      В тесном контакте с преподавателями работали командиры рот и офицеры-воспитатели. В 1943-1944 гг. в приказах по училищу неоднократно отмечалась успешная работа: командиров рот майоров Гойко И.П. и Митина М.В., капитана Смирнова И.Я., офицеров-воспитателей капитанов Егорова Б.К., Резника А.Н., Бобренко И.П., ст. лейтенантов Шелест М.Е., Войнилович У.В., Баринова Н.Т., Васильева Я.П., Ильницкого А.К. и др.
      Большим авторитетом у офицерско-преподавательского состава и у суворовцев пользовался офицер-воспитатель ст. лейтенант Лаврентьев Н.И., человек с педагогической жилкой, умевший к каждому подобрать свой ключик. Он "возился" с суворовцами с утра до позднего вечера и в результате во взводе все учились только на «четверки» и «пятерки».
      У всех вызывало восхищение работа офицера-воспитателя капитана Куц А.Е., который для своих 25 воспитанников был и командир, и отец, и мать, и нянька, если хотите. Он заботливо присматривал, чтобы каждый из них и умылся как следует, и ботинки почистил, и за обедом съел все, и уроки приготовил, и чтобы спал спокойно. И вместе с тем изо дня в день постепенно прививал воспитанникам любовь к армии, элементы воинской дисциплины, уважение к труду, чувство обязанности. В каждого воспитанника капитан Куц А. Е. вкладывал частицу своей души и сердца. И многие его воспитанники, даже вначале отстающие, становились передовиками и отличниками, гордостью училища.
      Добрая память об этих людях, офицерах и преподавателях, сохранилась до сих пор у выпускников первого набора. Один из них, ныне полковник-инженер Проскупов Е. Ф. вспоминает: «Нас учили терпеливо, учили многому, но самое главное в том, что из нас хотели сделать хороших людей. А это было под силу только хорошим людям».
      В училище был оборудован летний лагерь в окрестностях с. Малиновка, Чугуевского района. Училище выезжало туда с целью оздоровления суворовцев, их физической закалки и изучения предметов военной подготовки. В лагере проводились военные игры, военизированные походы, спортивные соревнования по общим и военно-прикладным видам спорта.
      В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и усиления воинского воспитания суворовцев в сентябре 1944 года все шестнадцать преподавателей, работающих в училище по вольному найму, были зачислены на действительную военную службу. Всем было присвоено воинское звание "младший лейтенант административной службы".
      Становление училища, организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса осуществлялись в трудных условиях. Не хватало учебников, наглядных пособий, учебных приборов, реактивов, химической посуды, мебели. Особенно остро ощущалась нехватка преподавателей общеобразовательных предметов. Так например, даже в 1945 году недокомплект преподавателей составил 24 человека, из них только преподавателей русского языка и литературы - 10 человек.
      Электроэнергия для освещения подавалась в училище только с 17 до 23 часов от динамомашины, приводимой в движение тракторным мотором. В каждом классе висело по одной лампочке и освещенность была слабой. К тому же мотор часто ломался и училище погружалось в темноту. С 23 часов электроэнергия отключалась, зажигались коптилки и керосиновые лампы. Бывали срывы в подаче воды, поэтому в туалетных комнатах стояли умывальники, а на кухне - бочки для воды. Трехэтажное здание училища имело печное отопление, но дров не хватало. Офицеры, сержанты, рабочие и служащие училища сами занимались заготовкой дров. Эти трудности понятны. Нелегко было всей стране - шла война.
      В училище все чаще и чаще приходили радостные письма, сообщающие суворовцам о фронтовых победах. Такие письма быстро становились достоянием всех. Но продолжали приходить и письма, приносившие печальную весть о гибели отцов и братьев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками. И тогда слышались приглушенные рыдания, слова утешения офицеров и товарищей.
      Личный состав училища жил жизнью страны и стремился всеми силами оказать помощь фронту, ускорить разгром ненавистного врага. В этих целях в середине марта 1944 года офицеры, преподаватели, рабочие и служащие училища собрали 22 тысячи рублей и передали их на постройку самолета «Юный суворовец». Этот патриотический шаг был высоко оценен ВКП(б) и Советским правительством.
      7 апреля 1944 года в 5 часов утра в училище была получена благодарственная телеграмма Верховного Главнокомандующего:

Начальнику Харьковского
Суворовского военного училища
гвардии генерал-майору Еремину.
Заместителю начальника училища
по политической части
полковнику Ширяеву.
Парторгу училища майору Гурову.

        Передайте воспитанникам, офицерам, преподавателям и вольнонаемному составу Харьковского Суворовского военного училища, собравшим 22000 рублей на строительство самолета «Юный суворовец», мой боевой привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.

     Победоносное наступление советских войск на фронтах Великой Отечественной войны, самоотверженный труд офицеров и преподавателей благотворно влияли на учебу и дисциплину суворовцев. Они работали много, прислушивались к каждому совету преподавателей и офицеров. Такая система обучения и воспитания прививала суворовцам настойчивость, упорство, целеустремленность.
      Офицеры и преподаватели не только заботились о том, чтобы их питомцы получили глубокие и прочные знания, но и стремились привить суворовцам интерес к будущей военной службе, выработать у них уже с детских лет те нравственные и военные качества, которые необходимы будущему офицеру.
      День победы Советского Союза над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне был встречен в училище с особым ликованием. На торжественном построении училища зачитали приказ Главнокомандующего, а в заключение состоялся суворовский парад победы.
      В городе Чугуеве училище находилось четыре года. За это время оно сложилось организационно, окрепло материально и выработало определенные методы учебно-воспитательной работы.
      В целях создания более благоприятных условий для обучения и воспитания суворовцев Харьковское Суворовское военное училище Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 17 мая 1947 года было переименовано в Киевское Суворовское военное училище и переведено в город Киев.
      Приказ об этом событии был зачитан личному составу училища на вечерней поверке и вызвал всеобщее ликование. Непосредственная подготовка к переезду в Киев началась 25 июня 1947 года после окончания учебных занятий. Переезд осуществлялся с 5 по 7 июля. В г. Киеве училище было размещено на территории Печерского района в трехэтажном здании, построенном в 1915 году. Это здание с прилегающей к нему территорией обеспечивало все необходимое для организации жизни, быта и учебы суворовцев.
      По прибытии училища в Киев личный состав занялся благоустройством помещений и подготовкой к новому набору мальчиков. До 1947 года набор в училище не производился и численность воспитанников оставалась неизменной, а обучавшиеся суворовцы ежегодно, после сдачи экзаменов, переводились в очередной класс, постепенно продвигаясь к выпускному.
      Следующий набор (после первого набора при формировании училища в 1943 году) был проведен в августе - сентябре 1947 года. Приняли 80 воспитанников 1935 - 1938 гг. рождения, с образованием два - четыре класса.
      Начался первый учебный год нового набора и последний учебный год суворовцев набора 1943 года. Наступала долгожданная и радостная пора - время первых выпускных экзаменов.
      Экзамены на аттестат зрелости, как они тогда назывались, проходили в июне 1948 года в торжественной обстановке. Экзаменационную комиссию возглавлял начальник училища генерал-майор Томашевский А. М. Членами комиссии были заместители начальника училища по политической и учебной части, старшие преподаватели и преподаватели всех предметов, выносимых на экзамены. Экзамены проводились в присутствии представителя отдела народного образования Совета депутатов трудящихся Печерского района г. Киева.
      Суворовцы-выпускники показали на экзаменах глубокие и прочные знания. Ответы отличались четкостью и уверенностью. Чувствовалось, что пять суворовских лет сделали свое дело: из робких мальчишек выросли эрудированные, обладающие военными навыками юноши.
      23 августа 1948 года в училище был проведен первый торжественный выпуск. Личный состав училища построили на строевом плацу. Впереди выпускники, одетые в форму курсантов пехотных и танковых училищ. Под звуки оркестра на середину строя выносят Знамя училища.
      Начальник училища генерал-майор Томашевский А. М. в торжественной тишине зачитывает приказ о первом выпуске суворовцев, о зачислении их курсантами Ленинградского и Северо-Кавказского военных пехотных училищ и Ульяновского гвардейского танкового училища. После этого командир выпускной роты капитан Наместников С.В. вызывает выпускников для принятия присяги. К столу один за другим подходят Михаил Баринов, Виталий Гирко, Вадим Бердников, Виктор Хабибулин, Юрий Опенько... В наступившей торжественной тишине каждый из них громко произносит священные слова присяги на верность Родине и собственноручной подписью скрепляет свою священную клятву.
      Начальник политического отдела училища подполковник Пилянкевич Н. Н. от имени командования поздравляет выпускников с успешной сдачей экзаменов и с принятием военной присяги. В ответ гремит мощное «Ура». Оркестр играет Государственный гимн СССР.
      После доклада начальника училища вручаются аттестаты зрелости. Каждый выпускник, чеканя шаг, подходит к начальнику училища, получает аттестат, а затем, опустившись на колено, прощается с Красным Знаменем училища.
      Вместе с первым выпуском успешно сдало экзамены на зрелость и Киевское Суворовское военное училище.
      Первый успешный выпуск воодушевил педагогический коллектив училища на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы с суворовцами по всем направлениям.
      В этом плане плодотворно работали сами и осуществляли руководство предметно-методическими комиссиями старшие преподаватели подполковник Чегринец Д.Р., майоры Господарчук А.Д., Досыч В.В., Егоров С.В., Иванов Н.И., Макаров А.Г., Смокотнин А.Л., Цуканов И.И.
      Преподаватели истории подполковники Дремов П.Г., Науменко Г.М. капитаны Абакумов В.И., Чекалов Г.П., решая общеобразовательные и воспитательные задачи в процессе обучения, стремились полнее использовать возможности этого предмета для воинского воспитания суворовцев.
      Преподаватели русского языка и литературы подполковник Шарапов М. И., майоры Косенко Д. И., Копленко В. Г., Муратовский К. А., капитаны Высоцкий В. А., Никольский Ф. И. большое внимание уделяли изучению со своими воспитанниками произведений, важных с точки зрения военно-патриотического воспитания.
      На уроках математики, физики, химии, географии в тесной связи с изучением программного материала решались задачи военно-прикладного характера. Особенно поучительна в этом плане работа преподавателей майоров Бублик А.И., Москалюк А.В., Беланова А.Н., Ковган А.А., Черныш В.Н., капитана Антоновой Е.В.
      Умело сочетали изучение иностранного языка с воинским воспитанием суворовцев преподаватели майоры Ермольев Ю.В. и Копачинская Т.А.
      Уроки биологии преподавателей капитана Тополева П.Г. и ст. лейтенанта Золотых Е.М. были хорошей школой воинского и трудового воспитания суворовцев. При училище имелся небольшой, но хорошо возделанный опытный участок, на грядках которого трудом суворовцев выращивались различные культуры.
      Офицеры-воспитатели на уроках по предметам военной подготовки и в процессе изучения программного материала развивали у суворовцев интерес к будущей военной профессии, стремление посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах СССР. Так например, офицеры-воспитатели Герой Советского Союза майор Ворончук А.Я., майоры Береза М.Г., Бобренко И.П., Голинский Н.А., Минаев М.В., Романец А.И., Романов П.А., Степанченко А.Я., Яровой А.Г. и др., проводя занятия по тактической подготовке, содержание изучаемой темы иллюстрировали героическими эпизодами из Великой Отечественной войны, из своей боевой практики. В процессе отработки темы эти офицеры-воспитатели создавали обстановку, которая требовала от суворовцев проявления инициативы, дисциплинированности, смелости, умения преодолевать трудности.
      Руководство работой офицеров-воспитателей осуществляли командиры рот подполковники Родин И.И., Мельниченок П.П., Табаченко Д.П., майоры Ильницкий А.К., Остапенко В.Д.
      В старших классах в каждой роте создавался стрелковый кружок, а в младших особое внимание уделялось проведению военных игр. Организуя военные игры, офицеры рот добивались развития у суворовцев таких качеств как инициативность, способность принимать решение, умение применяться к местности, а также воспитания у них дружбы, товарищества, взаимной выручки.
      Во внеклассное время суворовцы занимались ездой и осуществляли конные прогулки. Этими занятиями в разное время руководили лейтенант Кравченко И.М., а затем майор Калюжный Е.Р. Под их руководством многие суворовцы в совершенстве овладевали искусством верховой езды.
      В целях военно-патриотического воспитания суворовцев во внеклассное время использовались их встречи со старыми большевиками, активными участниками революционной борьбы. Большой интерес у воспитанников вызвали встречи с товарищами А.И. Афанасьевым - рабочим Путиловского завода, Е.Г. Горбачевым - участником революционных событий 1905-1907 годов в Киеве, М.В. Калиновским - участником Февральской революции, И. А. Захаровым - участником выступления рабочих на Ленских приисках в 1917 году.
      В учебно-воспитательный процесс вносила свой вклад и библиотека училища. В ее фондах в середине 50-х годов было почти 60000 книг, подобранных с учетом требований учебных программ по общеобразовательным предметам и военной подготовки. Библиотека проводила большую работу с воспитанниками, устраивались читательские конференции, встречи с писателями, обсуждение книг, выставки новых поступлений и т. д.
      Физическая подготовка и спорт рассматривались педагогическим коллективом училища как важнейшее звено в подготовке суворовцев к службе в Вооруженных Силах в офицерском звании. В ротах, во внеклассное время, работали спортивные секции под руководством офицеров-воспитателей. Суворовцы, достигшие высоких показателей по различным видам спорта, сводились в общеучилищные секции, где продолжали совершенствовать свое мастерство. В масштабе училища функционировали секции гимнастики, легкой атлетики, плавания, бокса, стрельбы, баскетбола и шахматно-шашечная. В каждой секции занималось от 25 до 80 суворовцев. Особенно популярными среди суворовцев были секции бокса, возглавляемые Героем Советского Союза капитаном Ю. Сироткиным и секция фехтования, руководимая мастером спорта, двенадцатикратным чемпионом округа по эспадрону майором К. Чернышенко. Работа спортивных секций всегда сочеталась с массовыми спортивными соревнованиями, которые проводились по всем видам спорта во взводах, внутри рот и между ротами в масштабе училища.
      На первой летней спартакиаде в 1949 году киевские суворовцы в командном зачете по всем трем возрастным группам второе место. Они всего лишь на одно очко отстали от победителей - суворовцев Тамбовского училища.
      В 1951 году на второй летней спартакиаде суворовских и артиллерийских подготовительных училищ суворовцы-киевляне заняли первое место.
      Этот успех в спорте, несомненно, большая заслуга всего коллектива преподавателей физической подготовки и тренеров: Героя Советского Союза Сироткина, Чернышенко, Надеждина, Зимогляд, Кустовского, Погребняк, Агафоновой, начальника физической подготовки и спорта подполковника Альтман И.Я.
      За годы, прошедшие после первого выпуска, итоги экзаменов на аттестат зрелости и результаты зачисления выпускников в военно-учебные заведения постоянно были высокими.

Гена Шпаликов (1937-1974 гг.) вып. 1955 г., будущий киносценарист (фильмы: “Мне двадцать лет”, ”Я шагаю по Москве”, “Ты и я” и др.)

      В 1951 году Киевское училище по результатам проверки комиссии Управления военно-учебных заведений Военного Министерства Союза ССР по всем показателям вышло на первое место среди суворовских военных училищ. Приказом военного министра СССР училище было награждено Почетным переходящим призом, состоящим из Красного Знамени и бюста А. В. Суворова. 27 ноября 1951 года училищу была вручена эта высокая награда. На торжественном собрании личного состава начальник Управления военно-учебных заведений генерал-лейтенант В. И. Морозов зачитал приказ Военного Министра Союза ССР Маршала Советского Союза А. М. Василевского о том, что за лучшие успехи в учебной и воспитательной работе среди суворовских военных училищ Советской Армии, Киевскому Суворовскому военному училищу присуждается Почетный приз Военного министерства, а всему личному составу объявляется благодарность и выделяется 50000 рублей для премирования.
      В 1951 -1953 годах суворовцам и офицерам училища была оказана большая честь - участвовать в военных парадах на Красной площади в Москве. Дважды, в 1951 и в 1952 годах, училище участвовало в первомайском параде войск Московского гарнизона.
      Для совершенствования трудового воспитания суворовцев большое значение имело введение в штат училища в декабре 1952 года инструкторов по слесарному, столярному и переплетному делу и создание соответствующих мастерских, в которых наряду с "изучением программного материала, осуществлялось изготовление учебно-наглядных пособий как для нужд училища, так и для школ города". Например, в 1955 году суворовцы изготовили и передали детскому саду и школе № 52 большую партию учебно-наглядных пособий.
      Много труда вложили суворовцы в благоустройство училища, в создание спортивной базы. В 1955 году было полностью закончено ситроительство стадиона училища, вокруг установлены скамейки, посажены деревья и кустарники.
      В середине 50-х годов произошло окончательное становление училища. Это был результат упорного и настойчивого труда всего личного состава, офицеров и преподавателей, рабочих и служащих.
      Образец такого труда наиболее полно проявился в работе офицера-воспитателя капитана Бровкина А.Д., в аттестации которого говорится: "Капитан Бровкин А.Д., приняв в 1953 году очень слабое отделение, вывел его в число передовых. 20 суворовцев окончили учебный год на «хорошо» и «отлично»..."
      Решающий вклад в становление и дальнейшее совершенствование работы училища внесли начальники училища - основные организаторы учебно-воспитательной работы - гвардии генерал-майор Еремин П.А., генерал-майоры Визжилин В.А., Томашевский А.М., Поцелуев И.А., Герой Советского Союза генерал-майор Уманский Т.Ф. Они много и плодотворно трудились над сплочением коллектива и мобилизацией его на решения стоящих перед училищем задач.
      Большую помощь начальникам училища оказывали их заместители по политической и учебной части, люди, хорошо знающие специфику политико-воспитательной и учебной работы с суворовцами. Заместители начальников училища по политической части - начальники политических отделов подполковник Ширяев Н.Г., полковники Булычев М.И., Пилянкевич Н.Н., Гудимов В.М., заместители начальников училища по учебной части - начальники учебных отделов полковники Педан Л.С., Иванченко С.М., внесли большой вклад в дело организации и совершенствования учебного процесса, в повышение методического мастерства преподавателей. Все эти офицеры-коммунисты, составляющие руководящее ядро училища, своим трудолюбием, организаторскими способностями, умением создать коллектив и опереться на него, смогли в кратчайший срок решить сложную задачу - создать военно-учебное заведение нового типа, способное давать качественное пополнение военным училищам, готовящим офицеров для Советских Вооруженных Сил.
      В 1955-1958 годах училище было привлечено для участия в эксперименте по созданию суворовских офицерских училищ.
      В 1956-1958 годах офицерское училище произвело три выпуска. Выпускникам присваивалось воинское звание «лейтенант» и они направлялись для дальнейшего прохождения службы в войска.
      За три года существования суворовского офицерского училища стало ясно, что сочетать в стенах одного училища по существу два совершенно различных военно-учебных заведения очень трудно. Эксперимент был прекращен.
      В соответствии с директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками от 21 января 1958 года Киевское Суворовское офицерское училище с 20 октября было реорганизовано в Киевское Суворовское военное училище. Курсантов первого и второго курсов были переведели для доучивания в Одесское и Московское высшие общевойсковые командные училища. Курсанты третьего курса были выпущены из училища с присвоением им воинского звания «лейтенант».
      В шестидесятые годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ: изменены сроки обучения и порядок их комплектования. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1964 года и приказом Министра обороны СССР от 30 января этого же года Киевское Суворовское военное училище, как и другие суворовские училища, было переведено с семилетнего на трехлетний срок обучения. В училище стали приниматься юноши в возрасте 15-16 лет, успешно закончившие восемь классов школы. Выбор военной профессии стал самостоятельным и осознанным. Поступающие в училище проходили медицинскую комиссию на предмет их годности к военной службе и сдавали экзамены по русскому языку, математике и иностранному языку.
      Суворовцы, зачисленные в училище до 1964 года, продолжали доучиваться по старому учебному плану с семилетним сроком обучения. Их последний выпуск был произведен в 1970 году.
      С 1969 года училище было переведено на двухлетний срок обучения. Этот срок обучения сохранялся до закрытия училища в 1992 году
      Семидесятые годы в истории училища начались своеобразно. Возникла масса трудностей, связанных как с переходом на двухлетний срок обучения, так и с необходимостью срочной интенсификации всего учебно-воспитательного процесса, предопределенной требованиями к советской средней школе.
      В 1970 году начальником училища назначается генерал-майор Кауркин Иван Иванович.
      Фактически заново была создана спортивная база училища.
      В 1981 году на четырнадцатой спартакиаде суворовских и нахимовского военных училищ, сборная команда Киевского Суворовского военного училища после долгого перерыва занимает первое место и награждается Переходящим призом спортивного комитета Министерства обороны СССР. Спортсмены училища завоевали 68 медалей, из них 38 "золотых", 17 "серебряных" и 13 "бронзовых".
      Абсолютно лучший результат на спартакиаде показал суворовец Лифарь Игорь, выигравший четыре "золотых" и одну "серебряную" медаль. Суворовец Хиценко Андрей завоевал четыре "золотых" медали. Кандидатами в мастера спорта СССР стали суворовцы Лифарь Игорь, Хиценко Андрей, Кацюк Юрий, Стариков Олег, Озип Андрей, Савран Валерий, Лукашевич Александр, Разумцев Станислав, Доценко Александр.
      В совершенствовании физической подготовки суворовцев и развитие спорта в училище внесли огромный вклад председатель спортивного комитета училища Герой Советского Союза полковник А.Д. Щеблаков, начальник физической подготовки и спорта училища майор С.М. Бычихин, преподаватели физической подготовки заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпиады в Мехико, двукратный чемпион мира и Европы майор Б.М. Гуревич, мастер спорта международного класса капитан В.Я. Бурлаченко, капитан В.А. Крятов, тренеры прапорщики мастера спорта И.И. Зацепин, А.А. Чумак и В.Н. Лычко, служащие СА Н.А. Хиценко и В.Ф. Зимогляд.
      Успехи в спорте способствовали созданию общего настроения личного состава училища на достижение высоких показателей в учебно-воспитательной работе.
      Тысячи выпускников Киевского Суворовского военного училища в разных уголках нашей Родины и за ее пределами, выполняя интернациональный долг, несут военную службу во всех видах вооруженных сил и родах войск. Широк диапазон воинских званий и должностей бывших суворовцев: от лейтенанта - командира взвода, до генерал-лейтенанта. Многие выпускники училища служат в аппарате Министерства обороны СССР и военных округов, работают в военных научно-исследовательских институтах, преподают в военных академиях, институтах, высших училищах.
      Выпускник училища 1951 года Ковтунов Александр Васильевич ныне генерал-лейтенант. Генерал-майорами стали Золотарев Иван Григорьевич, Поповкин Всеволод Николаевич, Богданов Владимир Алексеевич, Мокроус Анатолий Иванович, Лычкатый Виктор Митрофанович, Давиденко Виктор Николаевич, Борисов Александр Сергеевич.
      Орденом Красное Знамя награжден полковник Куприянов Константин Васильевич (вып.1949 г.). Орденом Красная Звезда награждены капитан Харченко Анатолий Григорьевич (вып.1951 г.), лейтенант Мишин Николай Михайлович (вып.1953 г.), капитаны Акулиничев Николай Константинович и Хмель Алексей Иванович (оба вып.1970 г.), старшие лейтенанты Амосов Александр Николаевич, Борзило Владимир Андреевич, Федин Владимир Владимирович (вып.1975 г.) Майор Чмутов Виктор Петрович (вып.1965 г.), награжден орденом Знак Почета. Медаль, «За боевые заслуги» вручена капитану Старожуку Юрию Викторовичу (вып.1967 г.). Старший лейтенант Щетинин Виктор Иванович (вып.1975 г.), награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красная Звезда.
      Многие из выпускников добились высоких ученых степеней кандидатов и докторов наук, получили ученые звания доцентов и профессоров и посвятили себя военно-научной и преподавательской работе.
      В училище сложились суворовские династии Лебедевых, Ковтуновых, Федорченко. И все они высоко несут звание суворовца - выпускника Киевского Суворовского военного училища.
      Первой в истории училища сформировалась суворовская династия Лебедевых. В ноябре 1943 года в училище прибыл Феликс Лебедев, имея неполных 14 лет. На груди мальчишки сверкала награда - медаль «За боевые заслуги». Уже после войны, обучаясь в училище, суворовец Феликс Лебедев за участие в боях был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Об учебе в Киевском Суворовском военном училище Феликс Павлович вспоминает: «Безусловно, суворовское училище оставило глубокий след в моей жизни. В училище я приобрел знания, навыки и качества, которые очень помогли мне в дальнейшей жизни и службе в армии». После окончания Ульяновского гвардейского танкового училища имени В.И. Ленина служил в войсках. Затем окончил инженерный факультет академии бронетанковых войск и опять продолжал службу в войсках. В 1963 году переведен на преподавательскую работу в Калининское высшее инженерное училище. Служба полковника Ф.П, Лебедева отмечена двенадцатью орденами и медалями и среди них вьетнамские орден «Боевой подвиг» третьей степени и медаль «За солидарность в борьбе с американским империализмом». Полковник Ф.П. Лебедев всегда с честью и достоинством выполнял свой патриотический и интернациональный долг.
      На примере отца воспитывались и сыновья - Сергей и Игорь, которые, как и отец, мечтали служить Родине в Вооруженных Силах. Старший сын Сергей Феликсович Лебедев окончил училище в 1971 году с "золотой" медалью и был направлен для дальнейшей учебы в военный инженерный Краснознаменный институт имени Можайского, который окончил в 1976 году. Сейчас служит в войсках, имея воинское звание капитан-инженер. Младший сын Игорь Феликсович Лебедев также избрал профессию офицера - он курсант Калининградского высшего инженерного училища. Семья Лебедевых прочно связала свою жизнь с профессией вооруженного защитника Родины.
      Основателем суворовской династии стал и полковник Федорченко Алексей Николаевич, окончивший Киевское суворовское военное училище в 1953 году. «В училище у меня сформировалось все то, - пишет Алексей Николаевич,- что помогло мне в дальнейшем стать коммунистом и офицером». Суворовец, курсант, офицер А.Н. Федорченко постоянно учится и применяет свои знания на практике в войсках. Он закончил пехотное училище, затем военную академию имени М.В. Фрунзе, служит в войсках. Алексей Николаевич привил своему сыну не только тягу к военной профессии, но и чувство любви к Киевскому Cуворовскому военному училищу. В 1975 году Игорь Федорченко становится суворовцем. «Уже через год, - пишет отец, - мы не узнавали своего сына. У него появилась самостоятельность, дисциплинированность, серьезность.»
      Особое место занимает суворовская династия Ковтуновых.. В разное время началась и в разных концах нашей необъятной страны проходит военная служба Ковтуновых: отца - генерал-лейтенанта и двух сыновей - лейтенанта и курсанта. Но есть в ней одно общее - все они начинали свою службу в Киевском Суворовском военном училище. В училище Саша Ковтунов прибыл в 1943 году. До этого был в детском доме: отец воевал, мать после ранения находилась на лечении. После окончания училища в 1951 году Александр Ковтунов становится курсантом Одесского Краснознаменного пехотного училища имени К.Е. Ворошилова. После окончания училища служит в войсках командиром взвода на Дальнем Востоке. В 1964 году с отличием заканчивает Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1972 году - Академию Генерального штаба. Но и теперь постоянно работает над собой, ибо твердо убежден, что: кто не растет - быстро отстает. А в армии сегодня отставать нельзя. Вместе с опытом и знаниями приходили успех, продвижение по службе. У своих сыновей Александр Васильевич воспитал интерес и любовь к военному делу, вырастил их настоящими патриотами своей Родины. Оба сына пошли по пути отца и успешно закончили Киевское Суворовское военное училище. Сергей - в 1976 году, а младший, Михаил - в 1981 году. Оба брата связали свою дальнейшую учебу с Харьковским высшим танковым командным училищем. Так служит Родине в Вооруженных Силах суворовская династия Ковтуновых. Глава этой династии, генерал-лейтенант Александр Васильевич Ковтунов по праву может гордиться своими сыновьями. Они достойны отца, комсомольца пятидесятых годов.
      Воспитанники Киевского Суворовского военного училища - офицеры, генералы, командиры и начальники, преподаватели и ученые - все они на всю жизнь остаются суворовцами: работают творчески, инициативно, с полной отдачей, постоянно пополняют свои политические, военные, технические знания. А главное, всем им свойственно высокая ответственность за порученное дело.
      В 1992 г. Киевское Суворовское военное училище прекратило свое существование.

Воспоминания о Тульском и Киевском СВУ

Пантюх В.П.

      Большое окно во всю стену светилось неоновой лампой, подрагивая холодным светом льда и сводя напрочь все мои жалкие попытки сохранить остатки сна. Да, этот негодяй Морфей никак не жаждал заключить меня в свои объятья, хотя еще накануне казалось, что после долгих утомительных «Халло! Как дела?» и других обязательных, но ни к чему не обязывающих «Ля-ля - тополя» с моими немецкими, швейцарскими, австрийскими и пр. коллегами мне только было бы добраться до подушки, и как когда-то в детстве, обезножив и выдохшись, сняв тяжелые яловые сапоги, вытянуться под одеялом.
      Мюнхен! Сколько же раз я был в этой баварской столице? Она могла бы стать родной за эти … прошедшие, пролетевшие, ускользнувшие 20 лет - ан нет, не стала!
      Жизнь странная штука и не всегда поддается логическому объяснению. Вот в Туле я практически и не жил: я имею в виду в самом городе. Что можно было запомнить 10-ти лет от роду, тем более, что в первый и одновременно последний год в этом старинном русском городе нас, новобранцев - суворовцев начальной седьмой роты, в увольнение самостоятельно-то и не пускали. Так нет же, на всю жизнь запал он мне в душу, как родной и каждый раз, проезжая рядом или упоминая название, я чувствую какое-то внутреннее волнение и ощущаю себя кадетом-туляком, несмотря на то, что именно на нашей роте, на мне, всего лишь через год учебы, в 1960 году, Тульское Суворовское военное училище злым роком в лице Никиты Х. было вычеркнуто из списков жизни страны.
      В памяти тогда остались, как вспышки софитов, отдельные картинки, контрастом врезавшиеся в мозг после чистой, ухоженной цветущей Риги, которая служила сборным пунктом нам, прибалтийскому взводу, набранному с Восточной Пруссии, Литвы, Латвии и Эстонии. Первое, что бросалось, это были огромные газеты, которые ветер носил в преддверии наступающей осени по улицам и трамвайным путям.
      Уже позже, при посещении Ясной Поляны, хорошо помню темный металлический крюк для подвешивания окороков прямо над тем местом в подвале, где Левушка Толстой, должно быть, прятался от докучавшего ему своими заботами семейства и в отчужденности писал свой многотомник «Война и мир». Там же я долго стоял перед зеленым придорожным холмиком без надгробия и надписей, пораженный простотой правды о смерти и небытии, о том, что все остается людям и ничего невозможно взять с собой туда… назовись кем хош, хоть Львом, хоть египетским фараоном.
      Любовь к иностранным языкам, ставшая впоследствии одной из определяющих моей профессиональной жизни, уходит корнями также в Тульское СВУ и связана с молоденькой тульской учительницей по фамилии Вуль. Ей полностью удалось опровергнуть на моем живом примере аксиому, что насильно мил не будешь. Немецкий прививался нам исключительно силовым путем, три раза в день, пять дней в неделю, и особенно по четвергам, когда от подъема до заката под угрозой наказания запрещалось говорить по-русски.
      Киев, куда перевели нашу тульскую роту в шестой класс по среднешкольному отсчету, поразил меня пастельными тонами зданий, утопающих в зелени каштанов и чистотой. Более мягкий климат, неярко выраженная зима, другой, менее суровый, как сейчас модно говорить, менталитет украинцев, как мне тогда казалось, как-то сказывался и на порядках в Кв СВУ, резко контрастируя со спартанским бескомпромиссным стилем предыдущей жизни и учебы. Наша теперешняя рота оказалась сборной из туляков, киевлян и ленинградцев с голубыми погонами пограничного СВУ. Вскоре всем срочно пришлось учить «ридну мову» Тараса Григорьевича, так как уже через месяц, в октябре, мы стояли на одной из славных площадей Крещатика и тянули тонкими голосами «Рэвэ та стогне Днипр шырокый…».
      Само училище поражало в первую очередь своей, я бы сказал, приспособленностью и комфортностью для выполнения поставленных перед ним задач. Здесь было буквально все, что могло быть угодно детской и отроческой душе. Огромный многоэтажный корпус буквой «Ш», средняя часть которого образовывала букву «Т», что позволяло, в случае необходимости практически весь день не выходить на улицу. Большой стадион с примыкающими к нему конюшней и спортивными комплексами киевского ВО, а также наш собственный круглогодичный бассейн завершали картину. Да, чуть не забыл о самом главном: Сад (с большой буквы). Он простирался, как мне казалось, на многие километры и упирался в Днепр в районе Русановки там, где теперь поставили памятник обороне Киева, когда немцы не стали штурмовать его через потом нами взорванный укрепрайон, а обошли город и взяли его с тыла. Человека средней полосы в саду поражало по тем временам обилие южных фруктов, особенно груш, вишни, черешни и грецких орехов.
      Наибольший след в душе и памяти за годы учебы в столице Советской Украины оставила атмосфера города: его культура, дух, обычаи, традиции. Одним словом все то, что нематериально и накапливалось годами, если не столетиями и насквозь пропитано сединой веков этого уникального места, созданного для жилья и процветания, в противовес заносчивой Византии, которую по теперешним временам там что-то часто путают с Московией.
      С благодарностью вспоминаю Русский Драматический театр и сверхмодную в начале 60-х «Варшавскую мелодию» с Адой Роговцевой в главной роли. Само собой разумеется, что в 15 лет я был влюблен в нее по уши, и до сих пор сохранил самые теплые чувства к этой великой русской актрисе.
      В Киевском музее изобразительного искусства мы «дневали и ночевали», слушая интереснейшие лекции о Кипренском, Боровиковском, Шагале, а потом выступали в качестве гидов на немецком языке, проводя друг друга по залам. Мне, помню, достался Тарас Григорьевич Шевченко, и я как-то неуклюже рассказывал о его «захалявной» книженции.
      Только теперь я понимаю, что именно этот город дал мне чувство сопричастности к многогранной истории великого народа, напичканной примерами высоких, амбициозных, часто непонятных стремлений и их крушением, противоречивых сочетаний твердости духа и стремлением к компромиссу, доброты и жестокости, азиатской хитрости и детского добродушия. Жизнь опять учит нас, что историю нельзя приукрашивать, переписывать или, что еще хуже, замалчивать. Ее надо знать во всех ее проявлениях и противоречиях. На наших уроках истории мы не только переживали, но и проживали жизнью наших героев и я до сих пор знаю, что Вещий Олег - это не только воин, ходивший более 1000 лет тому назад «на Вы» на Царьград и прибивший свой щит на врата Константинополя, но и варяг, подло умертвивший перед этим своих друзей-викингов Аскольда и Дира, правивших до него в Киеве.
      Киевский князь Георгий, к примеру, он же Юрий Долгорукий, он же основатель Москвы и памятник в центре столицы, оказывается был известен своим современникам, главным образом, как подлый политик и садист, ненавидимый горожанами до такой степени, что они даже не позволили похоронить его в черте Киева.
      Все это вспоминаю к тому, что я в настоящее время меньше всего ожидал от своей киевской Alma Mater слабой исторической памяти и стремления переписать историю набело. Сложно передать все мысли, чувства, да и, что греха таить, и слова, которые стали комом в горле недавно при посещении того, что осталось от моего училища и где на месте портретов наших славных советских маршалов висит нескончаемая вереница гетманов «Скоропадских»…

Читать другие главы книги "Суворовские, нахимовские..."