Закон Божий

Минск: ООО "Гетман", З-19 1990.

 

По благословению
Патриаршего Экзарха всея Беларуси
Митрополита Минского и Слуцкого Филарета

 

 

 

 

О БОГЕ.

Бог есть Высочайший и Всесовершеннеший Дух. В существе Своем Бог непостижим не только для нас грешных, но даже для Святых Ангелов. Из людей никто не видел Бога и видеть не может. Знаем же мы о Боге только то, что Он Сам открыл нам о Себе, чтобы мы веровали в Единаго Истиннаго Бога и поклонялись Ему.

И мы веруем, что Бог Один по существу, но Троичен в лицах. Первое лицо Пресвятой Троицы— Бог-Отец, второе лицо—Бог-Сын и третье лицо — Бог-Дух Святый, Троица Единосущная и Нераздельная.

Мы веруем, что три лица Пресвя­той Троицы равны между Собою. Они имеют одинаковыя Божеския достоинства, одинаковыя силу и честь. Как Бог-Отец есть Истинный Бог, так и Бог-Сын есть Истинный Бог, так и Бог-Дух Святый есть Истинный Бог.

Но три лица Пресвятой Троицы имеют различие между Собою. Так: Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Бог-Сын рождается от Бога-Отца. Бог-Дух Святый исходит от Бога-Отца.

Мы веруем, что Бог — Творец всего видимаго и невидимаго. Он Один —Промыслитель о всем сотворенном.

Бог не имеет ни начала ни конца Своего бытия. Он всегда был, есть и будет. Поэтому Бога мы называем Вечным.

Бог находится везде и все Собою наполняет. Нет места, где бы Его не было. Поэтому Бога мы называем Вездесущим.

Бог все может сделать. Для Него нет ничего невозможнаго. Поэтому Бога мы называем Всемогущим.

Бог в высшей степени Добрый. Он всегда делает только одно добро. Поэтому Бога мы называем Всеблагим.

 

БОГ — ТВОРЕЦ ВСЕГО.

Было время, когда ничего не было. Был только один Бог. Бог по Своей благости восхотел сотворить разумных существ, чтобы они блаженствовали и прославляли Своего Творца. Сначала Бог сотворил мир невидимый, а потом видимый. Мир невидимый — Ангелы; мир видимый — все, что мы видим. Всемогущий Бог все творил одним Своим словом из ничего. Как Он сказал, так и сделалось. Как Он повелел, так и совершилось.

АНГЕЛЫ.

Ангелы — это духи безтелесные. Всеблагий Бог даровал им разум и свободную волю. Все они были сотворены добрыми и все находились в блаженном состоянии.

Но один из самых близких к Богу Ангелов (Денница) возгордился и перестал повиноваться воле Божией. Чрез это он был удален от Бога. Его называют диаволом. Диавол соблазнил многих и других Ангелов. Они последовали его примеру и вместе с ним были свергнуты с неба. Они стараются делать только зло. Их называют злыми духами. Злые духи соблазняют и людей на зло.

Безчисленное же множество Ангелов остались верны Богу. Они добры. Они настолько утвердились в добре, что не могут уклониться от него. Они святы. Они охраняют людей от зла и направляют их к добру. Каждому человеку дается Богом Ангел-хранитель. Он заботится о человеке и охраняет его от зла во всю его жизнь.

 

СОТВОРЕНИЕ МИРА.

Видимый нами мир Бог сотворил в шесть дней. Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы. Свет Он назвал днем, а тьму—ночью. Это и был первый день. Во второй день Бог сотворил твердь, или видимое нами небо. В третий —отделил воду от земли и повелел земле произвести растения. В четвертый—солнце, луну и звезды. В пятый—рыб и птиц. В  шестой —животных и, наконец — человека. В шесть дней Бог окончил все дела Свои. В седьмой же день Бог почил (перестал творить) от всех дел Своих. Он благословил и освятил этот день. Поэтому седьмой день называется субботою, что значит: покой или отдых.

Окончив творение, Бог не перестал заботиться о мире. Бог непрестанно промышляет о всем созданном Им, особенно же о человеке. Поэтому мы Бога называем Промыслителем. Мы же как создания Его должны всецело подчиняться Его Божественной воле и свято соблюдать Его заповеди.

 

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Прошло довольно много времени. Люди размножились, развратились и забыли Истиннаго Бога. Они стали делать себе идолов и стали поклоняться им. Но Промыслитель Бог не допустил род человеческий до полной гибели. Он избрал одного праведнаго мужа Авраама. Чтобы сохранить веру Авраама, Бог поселил его вдали от язычников в земле обетованной. Бог часто являлся Аврааму. Он обещал ему, что из его потомства произойдет Спаситель. От Авраама произошел народ еврейский, которым сначала управляли патриархи (старшие в роде), потом судьи и затем цари. Из царей особенно замечательны Давид, который написал псалтирь, и сын его Соломон, который построил храм Истинному Богу в Иерусалиме вместо скинии (храма переноснаго, устроеннаго, как палатка, еще Моисеем по Божию повелению). Из рода Давидова и произошел Спаситель мира Господь Наш Иисус Христос.

Чтобы евреи не забывали Истиннаго Бога и чтобы помнили о Спасителе, Бог посылал к ним пророков. Пророки — это святые люди, которые учили народ почитать Истиннаго Бога, возвещали людям волю Его и предсказывали будущее. Они предсказывали о Христе Спасителе и этим утверждали веру и надежду людей на избавление.

Из пророков замечательны: Моисей, чрез котораго Бог дал народу еврейскому свой закон (десять заповедей); Илия, который был взят живым на небо; Елисей; Исайя, который предсказал, что Спаситель родится от Девы; Даниил, который предсказал о времени Рождества Христова.

 

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

(8 сентября.)

Когда приближалось время родиться Спасителю, в Галилейском городе Назарете жило благочестивое семейство — Иоаким и Анна.   Родом они происходили от Давида. Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, а детей не имели. Долго скорбели они, что у них не было детей, и усердно молили   Бога, чтобы Он даровал им дитя. Они даже дали обещание, если у них родится дитя, то они отдадут его на служение Богу. Бог услышал молитву Иоакима и Анны: у них родилась дочь, которую они назвали Мариею.

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.

(21 ноября.)

Когда Марии исполнилось три года, праведные родители Ея, Иоаким и Анна, привели Ее в Иерусалимский храм. Там они оставили Ее на служение Богу. В храме встретил Марию первосвященник и ввел Ее во Святое Святых, куда сам мог входить только однажды в год. Живя при храме, Св. Дева Мария соблюдала строгий пост, подолгу пребывала на молитве, любила читать книги Священнаго Писания и занималась рукоделием.

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ.

(25 марта.)

Святая Дева Мария жила при Иерусалимском храме до четырнадцати лет. На пятнадцатом году по закону Моисееву Ей следовало возвратиться к Своим родителям. Но праведные Иоаким и Анна уже умерли. Тогда священники поручили Ее восьмидесятилетнему старцу Иосифу (дальнему ея родственнику) с тем, чтобы он заботился о Ней. Иосиф жил в городе Назарете. Он занимался плотничеством. Поселившись в доме Иосифа, Св. Дева Мария занималась домашними работами и рукоделием. Особенно же Она любила читать книги Священнаго Писания и молиться. Однажды, когда Она читала Священную книгу, явился к Ней архангел Гавриил и сказал: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышняго». Святая Дева Мария сказала ангелу: «как это может случиться, когда Я не замужем?» Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, почему и рождаемое будет свято и назовется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет по слову твоему». Тогда ангел отошел от Нея.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

(25 декабря.)

Когда надлежало родиться Христу Спасителю, евреи находились под властию римлян. В это время римский царь Август приказал сделать народную перепись. Для этого каждый еврей должен был итти в город, из котораго он происходил родом. Святая Дева  Мария и Иосиф родом происходили от Давида, из города Вифлеема. Поэтому они отправились в город Вифлеем. В Вифлееме собралось так много народу, что Иосифу и Марии негде было остановиться. Тогда они вышли за город и расположились в вертепе (вертеп — это пещера, куда в ненастную погоду загоняли скот). В эту ночь Марии настало время родить. Она родила Сына, Спасителя мира, спеленала Его и положила в ясли.

В то время когда родился Спаситель, пастухи Вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг их осиял свет и явился им Ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет радостию для всех людей: в Вифлееме родился Спаситель мира. Вы Его найдете в знакомом вам вертепе. Он там лежит в яслях». После сего на небе явилось множество Ангелов, которые славословили Бога. Они пели: "слава в вышних Богу, и на земле мир; к людям благоволение (Божие)". Пастухи пошли в пещеру; там они увидали Божественнаго Младенца и поклонились Ему.

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

(2 февраля.)

В сороковой день по рождении Спасителя Святая Дева Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса во храм. В храм встретил Господа Иисуса благочестивый старец Симеон. Ему было обещано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя. Симеон взял на руки Младенца Иисуса и произнес: "ныне отпускаешь (из этой жизни) раба Твоего, Владыко, по слову (по обещанию) Твоему с миром; ибо глаза мои увидели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свете к просвевщению язычников, и славу народа Твоего Израиля".

 

ИОАНН  КРЕСТИТЕЛЬ — ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ.

Иоанн Креститель был великий постник. Он родился за несколько месяцев ранее Господа Иисуса Христа. Родители его были праведные старцы Захария (священник Иерусалимскаго храма) и Елисавета. Иоанн долго жил в пустыне. Там питался он акридами (саранчей) и диким медом. Одежду же он носил самую простую — из верблюжьих волос и подпоясывался ремнем.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он по повелению Божию вышел из пустыни на реку Иордан проповедовать людям о приближении царства небеснаго. Он увещевал людей покаяться и креститься. Многие приходили к нему, каялись во грехах своих. Они получали от него наставления, и крестились в реке Иордан. Иоанн Креститель приготовлял людей к принятию Спасителя, поэтому он называется Предтечею.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

(6 января.)

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пришел на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн же, считая себя недостойным, сказал Господу Иисусу Христу: «Я должен креститься от Тебя». Но Христос сказал ему: "оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Тогда Иоанн   крестил Его. Как только Христос вышел из воды, раскрылись над Ним небеса, Дух Божий сошел на Него в вид голубя и был слышан с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой  возлюбленный, в Котором все Мое благоволение». Праздник крещения Господня иначе называется Богоявлением, потому что при крещении Господнем явились людям все три лица Пресвятой Троицы: Бог Отец говорил с неба, Сын Божий крестился, Дух Святой сошел на Крещаемаго в виде голубя.

 

УЧЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

Господь Иисус Христос словом и Своим примером показал нам, как мы должны жить. Он в Своей нагорной беседе дал нам девять заповедей. Этими заповедями Господь указал, каким должен быть христианин, чтобы войти в Царство Небесное. Он учил о том, что Бог—Отец Небесный, гораздо более заботится о нас, чем мы сами. Поэтому мы не должны чрезмерно заботиться о мирском, житейском, а во всем уповать на Бога; любить Его всей душой и сердцем; ближних же своих (всех людей) любить так, как самих себя. Господь учил, что мы должны любить не только ближних своих, но и врагов, и прощать им обиды; не осуждать других, чтобы и нас не осудили; прежде чем приступить к молитве, мы должны со всеми примириться. Все добрыя дела, как-то: подачу милостыни, молитву, пост—мы должны совершать не для того, чтобы видели люди, т.е. напоказ, а втайне. Всеведущий же Бог, видящий тайное, воздаст нам явно.

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

(6 августа.)

Когда приближалось время страданий Господа Иисуса Христа, Он благоволил   явить Свою Божественную славу. Он взял Своих любимых учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и там пред ними преобразился. Когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег. Пред Ним предстали Моисей и Илия и говорили с Ним о предстоящих Его страданиях и смерти. Тогда Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь: позволь нам построить здесь три сени (палатки). Одну Тебе, другую Моисею и третью Илии». Когда Петр говорил это, вдруг светлое облако осенило их, и был из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение. Его слушайте!» Ученики испугались и упали, как мертвые, но Господь подошел к ним, прикоснулся к ним и сказал: "встаньте и не бойтесь!". Они встали, взглянули и уже никого не видели кроме Господа Иисуса. Он стоял пред ними в Своем обыкновенном вид. Когда они сходили с горы, Господь повелел им не разсказывать никому о том, что они видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ.

Однажды Господь Иисус Христос учил народ и исцелял многих больных. Это видели благочестивыя матери. Они стали приносить к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и благословил их. Ученики же Его не допускали их. Господь заметил это и сказал: «не препятствуйте детям подходить ко Мне потому что их есть царство небесное». Истинно говорю вам: «кто не будет как дитя, тот не войдет в него». И обняв детей, Господь возложил на них руки и благословил их.

 

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ.

(Вербное Воскресенье.)

За шесть дней до Пасхи Господь Иисус Христос со Своими учениками пришел в Вифанию. Оттуда Он отправился в Иерусалим. За ним шло много народа. Когда они вошли на гору Елеонскую, то Он, обратившись к Петру и Иоанну, повелел им итти в ближайшее селение и привести к Нему ослицу и осленка. Они так и сделали. Привели ослицу и осленка и покрыли их своими одеждами. Господь сел на осленка. Многие постилали свои одежды по дороге, другие же, срезав ветви с деревьев, бросали по дороге и кричали: «Осанна Сыну Давидову!.  Благословен грядый во имя Господне: Осанна в вышних!» Прибывши в Иерусалим, Он вошел во храм. Здесь приступили к Нему слепые и хромые, и Он  исцелял их. Даже грудныя дети, находившияся в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!». Первосвященники и книжники вознегодовали и сказали Ему: "слышишь, что они говорят?". Господь же сказал им: «а разве вы не читали в Писании: «в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь».

 

ИУДА ПРОДАЕТ ГОСПОДА.

В среду после торжественнаго входа Господа, сребролюбивый ученик Его Иуда Искариотский решил продать Господа. Он пришел к иудейским архиереям и сказал им: "что дадите мне, и я предам вам Его?". Те дали Иуде тридцать сребренников. После этого Иуда искал удобнаго случая, чтобы предать Господа Иисуса.

 

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.

В четверг вечером, накануне Своих страданий Господь Иисус Христос вместе с двенадцатью учениками пришел в Иерусалим. Он вошел с ними в дом, в котором была приготовлена Ему большая убранная комната для празднования Пасхи, и здесь возлег с ними за стол (евреи вкушали пищу за столом полулежа). Потом, сняв с себя верхнюю одежду, Он опоясался полотенцем, налил воды в умывальницу и Сам начал омывать ноги ученикам и отирать их. Омыв ноги, Он опять надел верхнюю одежду, возлег   за стол и сказал: «знаете ли, для чего я это сделал? Я дал вам   пример.  Если Я — Господь и   Учитель ваш — омыл вам ноги, то и вы должны друг другу омывать ноги». Затем Он приступил к совершению Пасхи. Окончив ветхозаветную Пасху, Господь установил таинство причащения (новозаветную Пасху). Он взял квасный хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов!». Потом, взяв чашу с виноградным вином, благословил ее и, воздав хвалу Отцу Своему, подал ученикам и сказал: «пиите от нея  вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов!» Причастив учеников Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание».

 

МОЛИТВА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В САДУ ГЕФСИМАНСКОМ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ.

После Тайной вечери Господь вместе с учениками Своими пошел к горе Елеонской. Подойдя к горе, Он вошел с ними в Гефсиманский сад и сказал им: "побудьте здесь и молитесь". Отошел немного от них и, преклонив колена, Он так усердно молился, что капли кроваваго пота падали на землю. Окончив молитву, Он подошел к ученикам, но они уже спали. Тогда Он сказал им: «что вы спите? встаньте и молитесь». И когда Он говорил с ними, уже приближался Его предатель, Иуда Искариотский. За ним с зажженными факелами шло множество народа, воинов и слуг архиерейских. Они были вооружены мечами и копьями. Иуда, обратившись к ним, сказал: «Кого я поцелую, Того берите». И тотчас, подойдя к Господу Иисусу, сказал: «радуйся, Равви!» (учитель) и поцеловал Его. Господь же сказал ему: «друг! зачем ты пришел?» Тогда воины подошли и, связав Его, взяли.

 

СУД НАД ГОСПОДОМ У ПЕРВОСВЯЩЕННИКА КАИАФЫ.

В четверг около полуночи, воины привели Господа Иисуса Христа в дом первосвященника Анны, а потом Каиафы. У Каиафы собрался весь синедрион (верховное судилище) из первосвященников, книжников и старейшин иудейских. Они осудили ни в чем неповиннаго Господа на смерть за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. Затем воины вывели Его во двор первосвященника. Здесь окружили Его архиерейские слуги, смеялись над Ним, били Его по голов и щекам. Они закрывали Ему глаза, ударяли по лицу и спрашивали Его: «Христос скажи, кто ударил Тебя». Он молча и с терпением переносил все это.

 

СУД У ПИЛАТА.

В пятницу рано утром первосвященники и старейшины иудейские привели Господа Иисуса к римскому правителю Пилату. Пилат видел, что Господь Иисус Христос неповинен, старался освободить Его. Народ же, подговоренный фарисеями и начальниками иудейскими, настаивал, чтобы он предал Его смерти. Тогда Пилат приказал воинам бить Его. Воины взяли Господа, привели Его во двор, привязали к столбу и бичевали Его. Потом одели Его в багряницу, на голову надели терновый венец, в правую руку дали трость и стали над Ним насмехаться. Становясь пред Ним на колени, они говорили:«радуйся, Царь Иудейский!». Они брали трость и били Его по голове.   Затем Пилат велел вывести страждущаго Господа Иисуса к народу. Он думал, что народ сжалится над  Ним. Но   народ кричал: «распни, распни Его»!  Тогда Пилат, боясь возмущения народа предал Господа Иисуса на смерть.

 

РАСПЯТИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА,

ЕГО КРЕСТНЫЯ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ.

После осуждения Господа Иисуса на смерть, воины повели Его на лобное место. Они дали Ему нести крест Его. Когда пришли на лобное место, там распяли Господа Иисуса и двух разбойников, одного по правую сторону, а другого по левую. Господь же со креста молился за своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, они не знают, что делают». Народ, начальники, первосвященники, книжники и старейшины их, стоявшие при кресте, издавались над Ним. Они говорили: «других спасал, пусть спасет Себя, если Он действительно Христос, Божий Избранник». Даже один из распятых разбойников злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, остановив его, сказал: «неужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо за наши дурныя дела, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Господу Иисусу, сказал: «помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое!» И Господь сказал ему: «истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю».

 

СМЕРТЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

В пятницу в шестом часу (по нашему в двенадцатом), когда был распят Господь Иисус Христос, вдруг солнце померкло, тьма покрыла всю землю, и все пришли в ужас. В девятом же часу (по нашему в третьем) страдания Господа Иисуса становились нестерпимыми, и Он громко воскликнул: "Боже мой, Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?". Затем Он  сказал: «жажду!» Тут стоял сосуд с   уксусом. Один  воин омочил губку в уксусе, надел ее на трость и поднес  к устам  Его. Он же, вкусив уксуса, сказал: «совершилось!». Потом громко воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» и, преклонив голову умер. И вот церковная завеса разодралась надвое, сверху до низу, земля так потряслась, что камни распадались, гроба открывались, и многие умершие воскресли и пришли во Иерусалим. Сотник и стерегущие Господа Иисуса, видя такия  великия  знамения, говорили: «воистинну Он был Сын Божий».

 

ПОГРЕБЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

Поздно вечером, в пятницу, пришел к Пилату тайный ученик Господа Иисуса Христа Иосиф Аримафейский. Он просил у Пилата тело Господа, чтобы похоронить Его. Пилат позволил. Тогда Иосиф вместе с другим тайным учеником Господа сняли тело Его со креста. Они обвили Его чистым полотном (плащаницею), помазали благовониями и похоронили близ Голгофы в саду Иосифа в новом каменном гробе (в пещере).

В субботу рано поутру иудеи выпросили у Пилата военную стражу, чтобы охранять гроб. Гроб же запечатали.

 

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

На третий день после смерти Господа Иисуса, Он воскрес — ожил — стал жить и в теле своем. Он возстал во всем величии Божества Своего. После Его воскресения, сделалось сильное землетрясение, Ангел Господень сошел с неба, отвалил от входа во гроб камень и сел на нем. Вид его был, как молния, одежда его была  бела,   как снег. Стерегущие же увидев ангела пришли в трепет и ужас и пали на землю, как мертвые. Когда стражи пришли в себя, то побежали в город и объявили первосвященникам о всем случившемся. Те же, вместе со старейшинами иудейскими сделали совещание. Они подкупили воинов, дали им довольно денег и сказали: «говорите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали». Воины, взяв деньги, пошли и говорили всем так, как их научили.

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

(В сороковой день после воскресения.)

В течение сорока дней по воскресении Господь Иисус Христос часто являлся ученикам Своим.

В сороковой день Он в последний раз явился им в Иерусалиме. Он дал им наставление, затем вывел их из Иерусалима на Масличную (Елеонскую) гору и, поднявши руки, благословил их. Когда же благословлял их, стал отдаляться от них, поднимаясь от земли на небо. Ученики, смотрели на Него, пока светлое облако не скрыло Его от них. Тогда им явились два Ангела, которые сказали, что Господь Иисус придет так же, как они видели Его восходящим на небо. Апостолы возвратились с великою радостию в Иерусалим. Там непрестанно пребывали на молитве, ожидая сошествия на них Святаго Духа.

 

СОШЕСТВИЕ СВЯТАГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ.

(В пятидесятый день по Воскресении Господнем.)

В десятый день по вознесении Господа приходился еврейский праздник Пятидесятницы. В Иерусалим, по случаю этого праздника, собралось много людей из разных стран. Апостолы же рано поутру собрались в горницу на молитву. В третьем часу утра (по нашему в девятом) вдруг послышался шум с неба, как бы от сильнаго ветра. Дух Святый сошел на них в виде огненных языков. Они исполнившись Духа Святаго, стали прославлять величие Божие на разных языках, которых прежде не знали. Тогда апостола Петр   обратился к народу с проповедью о Господе Иисусе Христе. Более трех тысяч человек уверовало в Господа и крестилось.   После этого апостолы разошлись по разным странам с проповедью о Христе.

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

(15-го августа.)

Однажды, Пресвятая Богородица пребывала на молитве в саду Гефсиманском. Там явился ей архангел Гавриил и сказал, что чрез три дня последует Ея успение. Она с радостию приняла эту весть от архангела, но сожалела только о том, что не может проститься с апостолами, которые находились на проповеди в разных странах. Тогда ко дню Ея кончины чудесным образом собрались в Иерусалиме все апостолы, кроме апостола Фомы. Пресвятая Богородица, возлежа на одре Своем, как-бы засыпая, умерла. Вдруг необыкновенный свет наполнил весь дом. Сам Господь, окруженный Ангелами, сошел и принял душу Ея. Апостолы же похоронили тело Ея. На третий день после кончины Ея, Она явилась апостолам на воздухе и сказала: «радуйтесь! Я всегда буду молиться за вас (христиан) пред Господом».

 

ОБРЕТЕНИЕ И ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

(14-го сентября.)

В 326 году по Рождестве Христовом благочестивая царица Елена прибыла в Иерусалим. Она желала отыскать тот крест, на котором был распят Господь. По указанию одного престарелаго еврея, на горе Голгофе из земли были вырыты три креста. Они походили один на другой, так что нельзя было узнать, какой был Крест Господень. Тогда решили возложить кресты попеременно на покойника, котораго проносили мимо. Возложили один, другой,   наконец третий. Когда был возложен третий, умерший воскрес. По этому   чуду узнали, какой крест Христов. Туда собралось много христиан и каждый желал видеть и поклониться Животворящему Кресту Господню.   Тогда Иерусалимский   патриарх Макарий, взойдя на высокое место, несколько раз поднимал Животворящий Крест Господень. Все собравшиеся видели его и поклонялись святому воздвизаемому Кресту Господню.

 

О МОЛИТВЕ.

К кому мы должны обращаться с молитвой

 Все мы люди немощны, слабы и греховны и все нуждаемся в помощи. Один Бог Всесовершенный и Святой. Он промышляет (заботится) о всех и о каждом из нас. Он Любвеобильный Отец наш, а мы дети Его. Только Он Один Всемогущий может все нам дать. Только Он Один Всеведущй знает, что необходимо нам для нашей жизни. Поэтому в своих молитвах мы должны обращаться к Богу. Мы должны прославлять Его, как Творца и Промыслителя, благодарить Его за Его милости к нам и просить Его о своих нуждах. Молитвы по своему содержанию разделяются: на хвалебныя, благодарственныя и просительныя.

 Где должны мы молиться. Молитва церковная и домашняя.

Молиться Вездесущему Богу мы можем на каждом месте. Но так как церковный храм или церковь есть место особеннаго присутствия Божия, то, главным образом, в него мы и должны собираться на молитву, как в дом Божий. Молитва в храме называется —церковною, молитва дома—домашнею.

Когда мы молимся в храме, должны быть внимательны и усердны в молитве так, как бы мы находились на небе вместе с Пресвятой Богородицей, Святыми Ангелами и Святыми угодниками Божиими.

Когда и как мы должны  молиться.

 Святые на небе непрестанно славословят Господа. И мы должны постоянно прославлять Своего Творца Бога, и всегда обращаться к Нему с молитвою. Но так как мы состоим из души и тела, то прославлять Бога должны душой и телом. Свою внутреннюю молитву мы должны сопровождать особыми внешними знаками, например: крестным знамением, малыми, поясными и земными поклонами, стоянием, наклонением головы и т. п. Внутренняя молитва в соединении с наружной и одна внутренняя молитва приятны Богу. Одна же наружная молитва не угодна Богу. Она прогневляет Его. Кроме того, приступая к молитве, мы должны со всеми примириться, не иметь ни с кем вражды, а быть со всеми в мире и любви.

Каждый день обязательно мы должны молиться утром, вечером (отходя ко сну), пред принятием и после принятия пищи и пред каждым добрым делом.

На утренней молитве мы должны благодарить Бога за то, что Он сохранил нас во время ночи, и просить Его, чтобы Он сохранил нас в наступающий день и даровал нам все необходимое для нашей жизни.

На вечерней молитве мы должны благодарить Бога за то, что Он сохранил нас во время дня, и просить Его, чтобы Он сохранил нас во время ночи.

В молитвах пред принятием и после принятия пищи мы должны просить Бога, чтобы Он освятил пищу нашу во здравие нам, и благодарить Его за то, что Он даровал нам необходимую пищу для жизни.

В молитве перед началом каждаго дела мы должны просить Бога,  чтобы  наши дела послужили на пользу нам и ближним нашим.

Как мы должны проводить праздничные дни.

Воскресные и праздничные дни мы должны проводить свято. В эти дни мы обязательно должны присутствовать за церковными службами в храм Божием, совершать дела милосердия, дома — вести благочестивыя беседы и читать священныя книги.

Кроме Бога, к кому мы должны обращаться с молитвой.

В своих молитвах мы должны также призывать Божию Матерь, Ангелов, Святых угодников, как ходатаев пред Богом за нас грешных. К святым угодникам Божиим причисляются: пророки (они предсказывали будущее), апостолы (ученики Господа Иисуса Христа, которых Он послал на проповедь), мученики (они приняли мучения и смерть за веру), святители, преподобные, безсребренники, блаженные и праведные.

Св. иконы.

Во время молитвы нам напоминают о Боге, Божией Матери, об угодниках Божиих и об Ангелах святыя иконы. На них изображается Безплотный Бог в том виде, в каком Он являлся людям. Так, Пресвятая Троица изображается в виде трех странников. В таком виде Бог явился Аврааму. Бог-Отец изображается в виде старца. Таким Он явился пророку Исайи. Сын Божий изображается в виде отрока на руках Пресвятой Богородицы, — в виде проповедника, поучающаго народ, или в виде распятаго на кресте, в виде воскресшаго и т. п. Дух Святой изображается в виде голубя. В таком виде Он явился при крещении. Дух Святой изображается также в виде огненных языков. Таким Он сошел на апостолов в пятидесятый день после  воскресения Господа Иисуса Христа.

Ангелы изображаются в виде юношей с крыльями. Крылья означают то, что Ангелы могут быстро исполнять волю Божию.

Молясь пред иконами, мы поклоняемся не дереву и краскам, а тем Святым, которые на них изображены. Те иконы, чрез которыя совершаются чудеса, называются чудотворными.

Первый образ Пресвятой Богородицы был написан Апостолом Лукою. Этот образ чудотворный (На иконах Божией Матери  пишутся четыре буквы. Эти буквы означают: Митир Феу— Матерь Божия.). Он сохранился до нашего времени. Господь же Иисус Христос отобразил Свой лик на полотенце для больного князя Авгаря. Господь отер полотенцем Свое лицо. На полотенце запечатлелся Его лик. Этот Нерукотворенный Свой образ Господь отослал больному князю Авгарю. Князь Авгарь, помолившись пред Нерукотворенным образом Спасителя, исцелился от болезни (На иконах Спасителя, в венце, пишутся три буквы. Эти буквы означают: сущий, вечный.).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ.

Во время молитвы мы полагаем на себе крестное знамение или крестимся. Креститься мы должны правильно, с благоговением и с верой в наше спасение чрез крестную смерть Господа Иисуса Христа. Кто же крестится небрежно, тот прогневляет этим Бога и радует бесов.

Как мы должны складывать пальцы для крестнаго знамения и креститься.

Креститься мы должны так: три перста, или пальца правой руки (большой, указательный и средний) сложить вместе, пальцы же (безымянный и мизинец) пригнуть к ладони. Такое сложение перстов называется троеперстным. Правильно сложенными перстами мы должны осенять себя крестным знамением так: сперва мы должны  полагать их на лоб, потом на грудь, на правое и затем на левое плечо.

Значение троеперстнаго сложения.

Три перста, сложенные вместе, означают нашу веру в Пресвятую Троицу, Единосущную и Нераздельную. Два перста, пригнутые к ладони, означают нашу веру в два естества Господа Иисуса Христа — Божеское и человеческое. Положением перстов на лоб мы выражаем свою веру в то, что Бог просветит наш ум. Положение же перстов на грудь, на правое и на левое плечо означает нашу веру в то, что Бог укрепит наше сердце в добре, а наши дела направит на пользу нам и ближним нашим.

Значение поклонов.

Во время молитвы мы также должны класть поклоны поясные и земные ( Во время литургии мы должны полагать земные поклоны во время пения: Тебе поем... и во время явления Святых Даров при возглашениях: Со страхом Божиим и верою приступите, и при последнем явлении Св. Даров при возглашении: Всегда, ныне и присно. Наклонять же главу мы должны во время чтения Евангелия, во время великаго выхода (в средине Херувимской песни) и когда диакон возглашает: „Главы ваши Господеви преклоните".), а также в известное время преклонять голову. Поклоны означают наше усердие, смирение и благоговение пред Богом, пред Пресвятой Богородицей, пред угодниками Божиими и пред Ангелами. Наклонением главы мы выражаем свое благоговение и внимание к тому, что слышим.

Благословение священника.

Когда мы принимаем благословение от священника или архиерея, то должны поклониться ему, руки же свои сложить крестом, положив правую руку на левую, ладонями вверх. Чрез благословение преподаются нам милости Самого Господа Иисуса Христа. Благословляющие же персты складываются так, что они изображают собою буквы IС ХС, которыя означают: Иисус Христос.

 

молитвы

 

Начальная.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Испрашивание благословения. 

Господи! благослови.

 

Испрашивание помощи.

Господи! помози мне.

Господи! помоги мне.

Господу    Иисусу.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь.

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам  Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва эта читается кратко так: Господи! помилуй.

Во имя—в честь, в славу. Помози—помоги. Иисус — Спаситель. Чрез крестныя страдания и смерть Его верующие спасаются — получают доступ в Царство Небесное. Ради—для, по. Аминь — истинно, правда. Христос —Помазанник. У евреев помазанниками  назывались цари, первосвященники и пророки. Господь же называется Христом, как царь, первосвященник и пророк.

 

 

 

 

Мытаря. 

Боже, милостив буди мне грешному.

Боже, будь милостив ко мне грешному.

 

Троекратное поклонение Г. И. Христу.

Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и  припадем Христу Цареви нашему Богу.

Приидите поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся Царю нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем на землю пред Христом, Царем нашим Богом.

Приидите, поклонимся и припадем на землю пред Самим Христом, Царем и Богом нашим.

Хвалебная песнь  Серафимов.

Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

Свят, свят, свят Господь воинств небесных, небо и земля полны Твоею славою.

Мытарь — сборщик податей. Собирая подати, мытари брали лишнее и это присвоивали себе. Господь Саваоф— Господь сил, воинств небесных. Буди—будь. Исполнь — полны.

 

 

 

 

 

Молитва праведного Иова.  

Буди имя Господне благословенно от ныне и до века.

Пусть будет прославляемо имя Господне теперь и всегда (вечно).

Благоразумного разбойника.

Помяни мя Господи, егда придеши во царствии Твоем.

Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство.

Хвалебная Богу. 

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава (прославление) Тебе, Боже наш, слава (хвала) Тебе.

Молитва эта читается кратко так: Слава Богу.

Духу Святому; она же перед учением.

Царю Небесный, утешителю, Душе истины, Иже везде сей и вся исполняяй Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Боже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий,   источник всякаго добра и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякаго греха и спаси, милосердый, души наши.

 

Другая молитва перед учением.

Преблагий Господи! ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Те6е, нашему Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Премилосердный Господь! пошли нам благодать Духа Твоего Святаго, которая бы дала нам понятливость и укрепила душевныя наши силы, чтобы мы, слушали со вниманием преподаваемое нам учение, выросли Тебе нашему Создателю, во славу,   родителем  же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Буди—будь. Ныне— теперь. Мя - меня.  Благословен — прославлен. От ныне и до века—всегда, вечно. Егда—когда. Царь Небесный—Дух Святый. Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном царствует над миром. Душе—Дух. Сый—сущий, пребывающий. Везде сый—повсюду пребывающий. Исполняяй—наполняющий. И вся исполняяй— и все  наполняющий. Наполняя Собою все, Дух Святой дает нам все для жизни, для тела и души. Сокровище—хранительница, источник. Благий — добрый. Сокровище благих — источник всякаго добра. Ны—нас. Скверна—грех.Преблагий— премилосердный. Ниспосли—пошли. Благодать Святаго Духа — невидимая спасительная сила Духа Святаго; помощь Божия. Дарствующаго — дающаго. Смысл — понимание. Душевныя наши силы—душевныя наши способности (ум, сердце и воля). Дабы—чтобы. Внимая — понимая. Возросли — выросли. Церьковь—общество людей, правильно верующих в Господа Иисуса Христа. Отечество—страна, где мы родились и живем, наше государство.

 

 

 

Трисвятое. 

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый всесильный, Святый безсмертный, помилуй нас.

Хвалебная Пресвятой Троице.

 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и теперь, и всегда, и вечно. Аминь.

 

Пресвятой Троице.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый посети и исцели не­мощи наша имене Твоего ради.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), прииди и уврачуй болезни наши, для прославления Твоего имени.

Молитва Господня (она же перед принятием пищи).

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство и сила и слава, во веки веков. Аминь.

Отец наш, который находишься на небесах! Да святится имя Твое. Да приидет царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас. И не введи нас в соблазн. Но избавь нас от лукаваго. Потому что Твое есть царство, сила и вечная слава. Аминь.

Крепкий — сильный.   Слава — честь, хвала. Век - столетие. Владыка — Господин, властитель. Безсмертный—неумирающий, вечный.    Ныне—теперь. Присно—всегда.  Во веки веков — вечно.   Беззаконие — грех. Посети—приди.     Ради—для. Иже—который. Да—пусть. Святитися— прославляться. Да святится имя Твое—пусть прославляется имя Божие (нашими словами и делами и всеми людьми). Да приидет царствие Твое — пусть придет Твое царство (мира, любви и правды), т.е. чтобы Сам Царь Небесный царствовал над нами. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли—пусть исполняется Твоя воля на земл, как на небе ангелами и святыми. Насущный—необходимый для существования. Даждь—дай. Днесь—на сей день. Хлеб наш насущный даждь нам днесь— дай нам сегодня хлеб, необходимый для существования, т.е. дай нам сегодня все необходимое для нашей жизни. Для тела: пищи, одежду, здоровье и жилище; для души: святое причастие и слово Божие. Лукавый—диавол. Остави—прости. Долги—грехи.  Якоже—как, так как. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — прости нам грехи, как и мы прощаем согрешившим против нас. И не введи нас во искушение— и не допусти нас до соблазна, ведущаго ко греху. Но избави нас от лукаваго—но избавь нас от зла, от диавола.

 

 

 

Другая молитва перед принятием пищи.  

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.

Господи! глаза всех обращены к Тебе с надеждою, Ты каждому в свое   время даешь пищу, раскрываешь Твою щедрую руку, и оказываешь милость всякому живому существу.

Молитва после принятия пищи.

 

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ: не лиши нас и небеснаго Твоего царствия.

Благодарим   Тебя, Христос Бог наш, что Ты напитал нас земными Твоими бла­гами (пищею); не лиши нас и небеснаго Твоего царства.

Архангельское приветствие Пр. Богородице.

 

Богородице Дево, радуйся, благо­датная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Богородица-Дева! Радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою; прославлена Ты между женщин и прославлен рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ.

Очи — глаза. На Тя — на Тебя. Уповают— Обращены с надеждою. Во благовремении—своевременно, когда нужно. Отверзаеши — открываешь, раскрываешь. Всяко животное—все живущее. Благоволения — милости. Тя—Тебя. Яко—что. Земныя блага—все, что Бог создал на пользу человека, для его питания. Благодатная—получившая от Бога особую благодать, милость. Благословенна—прославленная. Плод чрева—родившийся от Нея младенец (И. Христос). Яко—потому, что. Спас - Спаситель.

 

 

 

Хвалебная песнь Пресв. Богородице; она же после учения.

 

Достойно есть яко воистину   блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Совершенно справедливо прославлять Тебя, как Богородицу, всегда блаженную и святейшую и Матерь Бога нашего. И мы прославляем Тебя, истинную Богородицу, честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, родившую без болезни Бога Слово.

 

Молитва после учения.

 

Благодарим Тебе,   Создателю, яко сподобил нас благодати Твоея; воеже внимати учению. Благослови наших  начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Создатель! благодарим Тебя за то, что Ты удостоил нас Твоей милости, чтобы понимать учение. Благослови (награди) наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.

Достойно—справедливо. Яко—как. Блажити — прославлять, восхвалять. Тя — Тебя. Присноблаженную—всегда счастливую. Пренепорочную—Самую чистую, святую. Без истления—без болезни. Бога Слова—Сына Божия, т.е. И.Христа. Сущую—настоящую, истинную. Яко—что. Сподобил—удостоил. Благо—милость. Воеже—чтобы. Внимати—понимать. Благослови — награди. Благо — добро. Подаждь—подай. Крепость—здоровье.

 

 

 

 

Молитва за Царя.

 

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов нашему православному Императору Николаю Александровичу  и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Молитва за живых.

 

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго, родителей моих, сродников, начальников, наставников, благодетелей и всех православных  христиан.

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго, родителей моих, сродников, начальников, благодетелей и всех   православных христиан.

 

Молитва за умерших.

 

Помяни, Господи, усопших раб Твоих (имена их) и всех  усопших сродников и благодетелей моих и прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царство Твое Небесное.

Господи! помяни души усопших (умерших) рабов Твоих (имена их) и всех усопших родственников и благодетелей моих, и прости им все грехи их вольные и невольные и дай им Царство Твое Небесное.

Молитва св. покровителю. Моли Бога о мне, святый (ая) отче(мати) (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому (ой) помощнику(це) и молитвеннику(це) о душе моей. Моли Бога о мне, святый (ая) отец(мать) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю,  к скорому(ой) помощнику(це) и молитвеннику(це) о душе моей.

Достояние—наследство, имущество, владение. Благоверный—правоверный, православный. Сопротивный—противник, враг. Жительство-жилище, общество, государство (здесь разумеется вся Русская земля). Отец духовный (духовник)—священник, которому мы исповедуем грехи свои. Усопший—умерший. Согрешения вольная— грехи, сделанные по своей воле. Согрешения невольная — грехи, сделанные без намерения или по неведению. Даруй—подай, пошли. Яко—потому что. Аз—я.

 

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВ.

Начальная молитва.

В начальной молитве мы обращаемся Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Духу Святому, к трем Лицам Пресвятой Троицы, как Единому Триипостасному Богу.

Читая эту молитву, мы выражаем свою готовность провести день во славу Божию.

Начальною эта молитва называется потому, что, востав от сна, ею мы должны начинать день, а также потому, что должны читать ее пред началом каждаго добраго дела.

К начальным молитвам также принадлежать: молитва на испрашивание благословения: Господи! Благослови, и молитва на испрашивание помощи: Господи! помози мне.

Господу   Иисусу.

В молитве Господу Иисусу мы обращаемся ко второму Лицу Пресвятой Троицы.

Читая эту молитву, мы просим Господа Иисуса Христа, чтобы Он помиловал нас (простив нам грехи) не за какия-либо заслуги наши, а по молитвам Пресвятой Богородицы и всех Святых. Сознавая свою греховность, мы должны обращаться с этой молитвой к Господу как можно чаще.

Эта молитва называется Иисусовой потому, что в ней мы обращаемся к Господу Иисусу Христу.

Мытаря.

В молитве мытаря мы обращаемся к Богу.

Читая эту молитву, мы сознаем свою греховность пред Богом и просим, чтобы Он был милостив к нам грешным.

Молитвой мытаря она называется потому, что так молился мытарь. Помолившись так с искренним раскаянием грехов своих,  он получит прощение от Бога. Эта молитва взята из притчи Господней о мытаре и фарисее.

Однажды Господь Иисус Христос сказал следующую притчу: «Два человека пришли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей молился в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю, из всего, что я приобретаю, отдаю десятую часть». Мытарь же, стоя вдали, не осмелился даже поднять глаз своих кверху, а ударяя себя в грудь говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику». Говорю вам, что этот пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, так как всякий возвышающийся унизится, а унижающий себя возвысится».

Троекратное поклонение И. Христу.

В троекратном поклонении Господу  Иисусу Христу мы обращаемся ко второму лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию.

Читая эту молитву, мы призываем всех верующих и все наши душевный и телесныя силы к поклонению Господу Иисусу Христу, как Царю и Богу.

Троекратным поклонением эта молитва называется потому, что ею мы призываемся трижды поклониться Господу Иисусу Христу.

Хвалебная песнь Серафимов.

Хвалебной песнию Серафимов мы обращаемся с прославлением к Пресвятой Троице.

Читая эту молитву, мы прославляем Пресвятую Троицу, как Единаго Триипостаснаго Бога, словами Серафимов. Так прославляют они Бога. Это удостоились слышать святой пророк Исайя и святой апостол Иоанн Богослов.

Так как эта молитва взята из прославления Бога Серафимами, то она называется Серафимскою песнию.

Молитва праведного Иова.

В молитве праведнаго Иова мы обращаемся к Господу Богу.

Читая эту молитву, мы прославляем имя Господне и желаем, чтобы имя Господне прославлялось вечно.

Молитвой Иова она называется потому, что так молился Иов. Иов был праведный человек. Он был богат. Имел семь сыновей и три дочери. Он жил счастливо. Господь же, чтобы показать твердую веру его в Истиннаго Бога, допустил диавола отнять у Иова все, что он имел. Однажды все имущество его погибло. Стада его угнали разбойники, а все остальное попалила молния. Дети его погибли под развалинами дома. Самого его постигла тяжкая болезнь—проказа. Он лежал за городом на пепле и черепками скоблил свой гной и струпья. Жена его приходила к нему и роптала на Бога. Иов же в страданиях своих прославлял Бога. Он произносил: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. За это Бог благословил Иова более прежняго. Он выздоровел. У него родились семь сыновей и три дочери. Богатства же его умножились вдвое против прежняго.

Благоразумнаго разбойника.

Молитвой благоразумнаго разбойника, мы обращаемся к Господу Иисусу Христу.

Читая эту молитву, мы просим Господа Иисуса Христа вспомнить о нас в Его царстве небесном.

Так как с этой молитвой обратился один из распятых с Господом Иисусом Христом разбойников, который и получил прощение грехов и царство небесное, то она и называется молитвой благоразумнаго разбойника.

Хвалебная Господу Богу.

В хвалебной молитве мы обращаемся к Богу.

Читая эту молитву, мы прославляем Бога и благодарим Его за Его милости к нам. Она предваряет ряд прочих молитв. Ее же мы должны читать при окончании занятий и при получении радостной вести. Коротко она читается так: Слава Богу.

Эта молитва называется хвалебной потому, что ею мы прославляем Бога.

Духу Святому.

В молитве Духу Святому мы обращаемся к третьему Лицу Пресвятой Троицы, воспоминая Его сошествие на апостолов. В этой молитве третье Лицо Пресвятой Троицы мы называем: Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, Вездесущим, Всеисполняющим, Сокровищем благих, Подателем жизни и Благим.

Читая эту молитву, мы просим Духа Святаго, чтобы Он пришел и вселился в нас, очистил нас от грехов и спас души наши, даровав нам вечную жизнь в Царств Небесном.

2-я пред учением.

В молитв пред учением мы обращаемся к Господу Богу, называя Его Премилосердым и Создателем.

Читая эту молитву, мы просим Господа ниспослать нам благодать Духа Святаго, дающую понятливость и укрепляющую душевныя и телесныя наши силы. Мы просим этой помощи от Бога для того, чтобы мы возрастали во славу Божию, родителям нашим на утешение, Церкви и родине своей на пользу.

Так как эту молитву мы должны читать пред учением, то она и называется молитвою пред учением.

Трисвятое.

В молитве трисвятое мы обращаемся к трем Лицам Пресвятой Троицы. К первому Лицу мы обращаемся словами: Святый Боже, ко второму—Святый Крепкий (Сильный, который победил диавола), к третьему—Святый Безсмертный (дающий вечную жизнь). Словами же: помилуй нас, мы обращаемся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы, как к Единому Триипостасному Богу.

Читая эту молитву, мы просим Пресвятую Троицу помиловать нас.

Молитва трисвятое называется так потому, что слово «Святый» повторяется три раза, и сама молитва произносится трижды. Молитва эта называется также Ангельскою песнию Пресвятой Троице потому, что она получена от ангелов. Однажды в городе Константинополе произошло сильное землетрясение. Народ собрался на площадь, где было совершено молебствие. Во время молебствия один мальчик невидимою силою был поднят на небо. Когда же он невредимым предстал пред народом; то разсказал, что он слышал на неб, как Ангелы славословили Бога. Они пели: Святый Боже, Святый крепкий, Святый Безсмертный. Изумленный этим народ стал произносить эта слова, прибавляя к ним: помилуй нас, и землетрясение прекратилось.

Хвалебная  Пресвятой Троице.

В хвалебной молитве Пресвятой Троице мы обращаемся к трем лицам Пресвятой Троицы: Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Читая эту молитву, мы прославляем Пресвятую Троицу. Словами же: и ныне и присно и во веки веков, мы выражаем, что прославление Пресвятой Троицы, совершаемое нами теперь, будет совершаться всегда и вечно.

Молитва эта называется хвалебной потому, что в ней прославляется Пресвятая Троица. Она также называется славословием Пресвятой Троице.

Пресвятой  Троице.

В молитве Пресвятой Троице сперва мы обращаемся ко всем трем Лицам вместе так: Пресвятая Троице, помилуй нас. Затем мы обращаемся к каждому лицу отдельно, называя первое Лицо Пресвятой Троицы Господом; второе—Владыкою, третье—Святым.

Читая эту молитву, сперва мы просим у всех трех Лиц Пресвятой Троицы помиловать нас. Затем, обращаясь к каждому Лицу Пресвятой Троицы отдельно и выражаясь различно, мы просим об одном — об избавлении нас от грехов. Этого же мы просим не по заслугам каким-либо нашим, а для прославления имени Единаго Триипостаснаго Бога.

Молитва Пресвятой Троице называется так потому, что в ней мы обращаемся к Пресвятой Троице.

Молитва Господня.

В молитве Господней мы обращаемся не к первому только Лицу Пресвятой

Троицы—Богу Отцу, а ко всем трем лицам Божиим, как Единому Богу во святой Троицы поклоняемому. Его называем Отцом Нашим, как нашего Творца и Промыслителя.

Читая эту молитву, мы взываем к Богу, как дети к Единому для нас всех людей Отцу Небесному. Взывая к Нему, мы молимся от лица всех и за всех, поэтому и произносим: "Отче наш", а не «Отче мой». Затем просим Бога, чтобы имя Его прославлялось всеми, чтобы пришло царство мира, любви и правды, чтобы воля Его исполнялась людьми так же, как Ангелами и Святыми на небе. Потом просим у Бога всего, необходимого для нашей жизни,—и прощения грехов, избавления от соблазна и от диавола. В конце молитвы мы прославляем Бога. Итак в начале этой молитвы мы призываем Бога, затем просим Его и в конце молитвы прославляем Его.

Эта молитва называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос апостолам (ученикам Своим), когда они просили Его научить их молиться. Они же передали ее всем христианам. Эту же молитву мы должны читать перед принятием пищи.

Другая молитва перед принятием пищи.

В молитве пред принятием пищи мы обращаемся к Господу Богу.

Читая эту молитву, мы выражаем свою надежду в то, что Бог по Своей милости даст нам пищу (все необходимое для нашей жизни).

Эту молитву мы читаем пред вкушением пищи, поэтому она называется молитвой пред принятием пищи.

Молитва после принятия пищи.

В молитве после принятия пищи мы обращаемся к Господу Иисусу Христу.

Читая эту молитву, мы благодарим Господа,  что Он напитал нас земными благами и просим, чтобы Он не лишил нас Царства Небеснаго.

Архангельское приветствие Пресвятой Богородице.

В архангельском приветствии Пресвятой Богородице мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии с тем самым приветствием, с которым к Ней обратился Архангел Гавриил, а именно: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Читая эту молитву, мы приветствуем Пресвятую Деву Марию словами архангела, называя Ее самой счастливейшей среди всех жен, так как из Нея произошел плод Благословенный, Господь Наш Иисус Христос, Спаситель душ наших.

Эта молитва называется архангельским приветствием Пресвятой Богородице, потому что так приветствовал Ее Архангел Гавриил при Благовещении.

Хвалебная песнь Пресвятой Богородице.

В хвалебной песне - Пресвятой Богородице мы обращаемся к Божией Матери, как ближайшей молитвеннице за нас грешных пред Сыном Своим, Господом Иисусом Христом. В этой молитве мы называем Божию Матерь: Присноблаженною, Пренепорочною, Честнейшею.

Читая эту молитву, мы вполне справедливо прославляем Пресвятую богородицу, как Самую счастливейшую и непорочную из жен, Мать Бога Нашего, Истинную Богородицу. Поэтому мы и величаем Ее честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов.

Эта молитва называется хвалебной песнью Пресвятой Богородице, потому что в ней прославляется Пресвятая Богородица.

После учения.

В молитве после учения мы обращаемся к Богу.

Читая эту молитву, мы благодарим Бога-Создателя Нашего за то, что Он был милостив к нам, подав нам помощь понять учение. Затем просим у Него милостей (здоровья и сил), как нашим наставникам, родителям и учителям, так и нам самим продолжать учение.

Так как эта молитва читается после учения, то она и называется молитвой после учения.

Молитва за Царя.

В молитве за Царя и Отечество мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, называя себя людьми Его, достоянием Его и жительством Его.

Читая эту молитву, мы просим Господа спасти нас и даровать нам милость. Государю Императору нашему просим, чтобы Господь даровал ему победу над врагами, нас же сохранил бы Своим крестом.

Эта молитва называется молитвою за Царя и отечество, потому что в ней мы молимся за Царя  и всех людей нашего государства.

Молитва за живых.

В молитве за живых мы обращаемся к Господу.

Читая эту молитву, мы просим Господа сохранить жизнь духовнаго отца нашего, родителей, родственников, благодетелей и всех православных христиан и ниспослать на них милость.

Так как в этой молитве мы молимся за живых, то и молитва эта называется за живых.

Молитва за умерших.

В молитве за умерших мы обращаемся к Господу.

Читая эту молитву, мы просим Господа о прощении грехов умершим сродникам, благодетелям и т. п. и о даровании им царства небеснаго.

Так как в этой молитве мы молимся за умерших, то и молитва эта называется—за умерших.

Молитва Св. Покровителю.

В молитве Святому покровителю мы обращаемся к Святому, в честь котораго нам дано имя.

Читая эту молитву, мы просим Святаго покровителя своего, как скораго помощника и молитвенника, помолить Бога о душах наших.

Молитва Святому покровителю называется так потому, что в ней мы обращаемся к Святому угоднику, имя котораго мы носим. Он покровительствует нам. Он всегда готов скоро помочь нам.