Святые равноапостольные

Кирилл и Мефодий,

Первоучители славян

Профессор Николай Д. Тальберг


Просветителями славян были Святые братья Кирилл и Мефодий. Отец их, Лев, занимал должность помощника военачальника в Салониках, откуда и сам был родом. По некоторым данным Лев был славянином, мать их гречанкой. Задолго до жизни Св. братьев г. Солунь был окружен славянскими племенами, которые без успеха пробовали захватить самый город. Близкое соседство греков и славян оказывало на оба племени взаимное влияние. Понятно, что Св. братья могли с детства знать хорошо славянский язык, тем более, что их отец был славянин. В то время (начало 9-го века) в Византии господствовали еще иконоборцы и в Солуни занимали епископскую кафедру. Не страшась возможности потерять свой пост, Лев с семьей, сохранял благочестие и истинную веру.

В семье с раннего детства выделялся младший сын Константин (род. 827г.). Он всех поражал своей памятью и превосходил в учении. Особенно прилежно изучал труды св. Григория Богослова, но не мог всего постигнуть. Горячо молился отрок о просветлении. В 842 г., после смерти отца, Константин на 15 году был приглашен в Царьград, в качестве сверстника к шестилетнему императору Михаилу, для оказания на него доброго влияния. В столице, Константину удалось совершенствоваться в науках, к чему он так стремился.

В это время патриархом был ученый монах Св. Мефодий, родом сицилиец, пострадавший за Православие и чтимый, как исповедник. Он при дворе устроил высшую школу для поднятия образования. Константин учился у выдающихся ученых, среди которых был Лев Философ, ранее митр. Солунский, и будущий знаменитый патриарх Фотий. С последним Константин особенно сблизился и его влияние сказалось на дальнейшей жизни Святого. Константин был назначен библиотекарем при Св. Софии и ему открывалась блестящее положение при дворе и возможность женитьбы на дочери сановника. Но все это было ему чуждо. Рукоположенный в 850 г. во священники, он вскоре оставил Царьград и удалился в монастырь на Мраморном море. Но скоре его возвратили в столицу и назначили учителем философии в придворной школе. По желанию кесаря Варды, Константин вступил в прения с низвергнутым патр. Иконоборцем Иоанном Грамматиком, считавшим себя непобедимым в спорах. Константин оказался победителем.

Около 851 года Константин Философ был отправлен к сарацинам и вел в Багдаде прения с тамошними мудрецами. Их более всего интересовали вопросы о Св. Троице и о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы Марии. После того, как Константин победил сарацин в спорах, была попытка его отравить, но Господь охранил его. Эта миссия расширила его знания в изучении религий и языков, особенно арабского, и была ему хорошей подготовкой к главной его апостольской деятельности.

Старший из сыновей Льва, Мефодий был по нравственным качествам подобен своему брату. Он обладал величавой наружностью. Царь, зная достоинства Мефодия, назначил его в 843 году воеводой (князем) в Струмской области в Македонии. Прослужив около 10 лет и познав суету мирской жизни, он решил искать высшего удовлетворения в тиши иноческой келии. Он удалился в обитель на горе Олимп. В одном из ее монастырей подвизался некоторое время знаменитый подвижник Феодор Студит. Мефодий предался молитве и книжным занятиям. К нему присоединился затем брат Константин. Они, подвизаясь аскетически, расширяли, вместе с тем, свои знания. По воле Божией, Св. братья подготовили себя к будущей просветительной работе.

Когда они пребывали в обители, к имп. Михаилу явились послы от хазар. Племя это, урало-чудского происхождения, с 3г-о века обитало по берегам Каспийского моря, вблизи устья Волги. В то время хазары властвовали до Днепра и даже доходили до Оки. Они были язычниками, мусульманами и, в меньшей степени, евреями и христианами. В конце 8-го века среди них усилилась иудейская религия, которую исповедовали знатные вельможи и “каганы” (князья). Хазары издавна поддерживали дружеские отношения с Византией и теперь (в 858 г.) они просили прислать им исповедников византийской веры для состязания с евреями и сарацинами. Император отправил в эту миссию Константина и Мефодия. По пути Св. братья пол года прожили в тогдашнем греческом Крыму — Херсонесе (Корсуни). Константин основательно постиг еврейский язык, читал самарянские книги. Нашел он Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами. Св. братья обрели мощи Св. Климента, папы Римского (3-го епископа Рима, сосланного на работы в каменоломнях Инкермана и утопленного в море около 100 г. После Р.Хр.).

В хазарской земле Св. братья показали превосходство христианства и крестили до 200 человек. Миссия их продолжалась три года. После возвращения в Царьград, Константин остался при церкви Св. Апостолов. Мефодий, отказавшись от предложенного епископства, стал игуменом Полихрониева монастыря. Во время хазарской миссии патриархом был Фотий.

В конце 862 года моравский князь Ростислав отправил послов к имп. Михаилу 3-му. Он указывал, что его народ принял христианство, но никто не разъяснил ему веру на понятном языке и просил прислать учителя для просвещения моравов на славянском языке. Выбор царя и патр. Фотия остановился на Св. братьях. Имп. Михаил в беседе с ними подчеркивал знание ими, как солунянами, славянского языка. Они перед отъездом составили славянскую азбуку. Предполагается, что основой Кирилло-Мефодиевской азбуки была разговорная речь византийских славян, дополненная македонским и моравским говорами.

К этому времени Моравия входила в состав империи Карла Великого, который первый позаботился об ее крещении. По его желанию, епископы Зальцбургский и Пассауский отправили туда миссионеров. Но богослужения и проповеди на немецком языке были непонятны населению. Князь Ростислав, хотя и посаженный на престол внуком Карла Великого, королем Людвигом Немецким, сочувствовал национализму народа и боролся с чужеродной властью. В 855 году он отложился от германского императора и его устраивала миссионерская деятельность не западная, католическая, а из Византии.

Св. братья прибыли в Моравию весной 863 года. Они привезли с собой, кроме азбуки, часть переводов Св. Писания и богослужебных книг. Обосновавшись в Велеград (Девине), они продолжали переводы, установили богослужения на славянском языке, создали школы и поучали народ, который с радостью внимал их проповеди. Появление греческих проповедников на земле, считаемой немцами своей, не нравилось германским епископам и папе. Именно в это время очень обострились отношения папы Николая 1-го с патр. Фотием. Папа приказал Св. братьям прибыть в Рим. Пробыв в Моравии три года, они пустились в путь. По пути они задержались в Паннонии. Тамошний князь Коцель, племянник Ростислава, учился у них по славянским книгам. Оттуда с ними отправились в Рим 50 учеников, в дополнение к тем, которых они взяли с собой из Моравии. В Венеции Св. братья встретились с враждебным к ним отношением западного духовенства. Последнее, ссылаясь на Пилатовы надписи на Кресте Христовым, признавало церковными языками только греческий, латинский и еврейский. Пришлось иметь с ними прения, подобные тем, которые имели место и в Моравии.

Прибыв в Рим в конце 867 года они не застали в живых папу Николая 1-го. Новый папа Адриан 2ой, более мягкий, с почетом встретил их, привезших мощи св. Климента, которые были положены в церкви его имени. В Риме, с одной стороны, были довольны успехами христианства в Моравии, с другой же стороны, не одобряли введение славянского языка в богослужения. Вообще, при изучении отношения пап к деятельности Св. братьев в славянских землях, надо учитывать общую политику Рима. Перемены отношения к их деятельности зависели от того, каковы в то или иное время были отношения Рима с Византией, и кого из наследников Карла Великого в данный момент поддерживали папы. Когда Св. братья прибыли в Рим, в Царьграде царствовал Василий Македонянин, а патриарх Фотий, ненавистный Риму, был заменен Игнатием. Последний был настроен к Риму примирительно. Болгары тяготели к Византии и вопрос с ними был в стадии рассмотрения. Папа в то время поддерживал западных Каролингов и ему было важно доброжелательство моравского князя, враждовавшего с восточно-немецкими Каролингами.

Папа Адриан отнесся хорошо к Св. братьям и привезенные ими ученики были поставлены в диаконы и священники. Тогда же Мефодий стал иеромонахом. Папа и его совет, выслушав доводы Константина, утвердили введенные им в славянских странах порядки. Последовало разрешение совершать часы и божественные службы на славянском языке. Константин вскоре заболел и, приняв схиму с именем Кирилла, преставился через 50 дней, в феврале 869 года. Он был торжественно погребен в церкви св. Климента в Риме.

Вскоре после смерти брата, Мефодий посвященный во епископа Моравии и Паннонии, был отправлен папой в последнюю страну. Об этом просил князь Коцел. Болгария к тому времени уже подчинялась церковно Византии. В Моравии же воцарился Святополк, друживший с немцами и выдавший им своего дядю Ростислава. Папе было важно привлечь на свою сторону князя Паннонии и моравский народ. Он прислал грамоты с разрешением применять славянский язык за богослужениями, с тем только, чтобы Апостол и Евангелие читались сначала по латыни, а потом по-славянски. Мефодий поселился в г. Мосбурге у Блатенского озера и его работа сначала развивалась успешно. Но вскоре на него повел яростную кампанию еп. Зальцбургский, считавший Паннонию в своей юрисдикции. По его распоряжению Мефодий был схвачен и в начале 871 года заточен в Швабии. Там он просидел два с половиной года. Только тогда — опять по причине общей политики — новый папа, Иоанн 8-ой (с 872), решился заступиться за него. Он доказывал епископу Зальцбургскому правоту Мефодия и то, что Паннония, как часть Иллирии, находится в непосредственной юрисдикции Рима. Мефодий был освобожден в конце 873 года или начале 874. В 874 году он был уже в Моравии и вновь поселился в Велеграде.

Миссионерская работа его распространялась также и на Краковскую Польшу, частично подчиненную Святополку, и на Чехию. Семена его попадали в Словакию, в Прикарпатскую Русь, в Сербию и в Словению. Немецкие епископы продолжали борьбу с Мефодием, находя поддержку у коварного Святополка. Они донесли папе, что Мефодий не исповедует католического учения о происхождении Духа Святого и от Сына, не признает папской власти, отчего и устанавливает славянскую службу. В 879 году папа вызвал Мефодия в Рим. Выслушав его перед лицом епископов, папа сообщил Святополку, что моравский архиепископ признан “православным во всех церковных учениях” и он возвращает его в Моравию. Наряду с этим был поставлен викарным епископом в г. Нитру немец Вихинг, посланный Святополком и не сочувствовавший Мефодию.

По своем возвращении, Мефодий ощутил тяжесть положения. Против него был князь, еп. Вихтинг и прочие немцы. Чувствуя приближение кончины, Святитель усилил работу по переводу священных книг. Он имел уже подготовленных помощников. Святыми братьями были переведены все книги Священного Писания (кроме Маккавейских), Номоканон, Патерик, Часослов, Служебник, избранные чтения Нового Завета, Паремейник, Чины таинств и др. В 882 году архиепископ Мефодий ездил в Царьград к царю Василию Македонянину. В то время патриархом был снова Фотий. Святитель Мефодий преставился в Велеграде 6-го апреля 885 г,. назначив своим преемником Горазда моравлянина, почитаемого народом.

Сразу после его кончины, еп. Вихтингом, при поддержке Святополка, были воздвигнуты гонения против учеников Св. Мефодия. Новый папа Стефан 5-ый был тоже противником святого дела. Еще не зная о кончине Мефодия, папа писал Святополку: “Мы весьма удивились, что Мефодий предан лжеучению, не назиданию, вражде, а не миру, и, если это так, то лжеучение его мы совершенно отвергаем.” Ученики Святителя — Горазд, Климент и Наум — подвергались заточениям, издевательствам и, вместе с 200 священниками, были изгнаны из Моравии в 886 г. При внуке Святополка положение в Моравии улучшилось. Папой тогда был Иоанн 9-ый, враждовавший с немцами и нуждавшийся в поддержке славян. Но в 907 г. окончилось бытие Моравии, разделенной между чехами и венграми.

В Болгарии ученики Св. Мефодия были приняты с большой радостью. Царь Борис-Михаил был ученик Св. Мефодия и своим крещением в 866 г. помог насаждению христианства в стране. В 886 г., по политическим соображениям он просил Рим прислать в Болгарию способных учителей веры. Но в 870 г. он окончательно примкнул к восточному Православию. Борис желал иметь национальную Церковь, а не зависимую от Византии. Приход учеников Мефодия был ему особенно важен. Они развили широкую просветительную деятельность на славянском языке. Св. Климент, объезжая страну, понятно для народа проповедовал слово Божие, разъяснял заповеди и догматы. Св. князь Борис удалился в 893 г. в монастырь, где и скончался.

При его втором сыне Симеоне, правившем по воле отца, Св. Климент был поставлен епископом. Св. Климент подготовив достойных людей, поставил многочисленных священников, диаконов, чтецов. Царь Симеон известен тем, что в 907 г. прекратил церковную зависимость от Царьграда и объявил митрополита Леонтия патриархом болгарской Церкви. Это был золотой век православной национальной культуры Болгарии. Позднее она опять попадает под власть Византии. Болгария, как просвещенная православная страна имела большое значение для зарождавшегося христианства на Руси.

Из Моравии христианство перешло в Богемию (Чехию). Этому способствовал брак Святополка с богемской княжной. В 874 г. богемский князь Боривой и его супруга Людмила была крещены в Велеграде Св. Мефодием. Святитель лично трудился в Чехии. В Праге были воздвигнуты церкви Св. Климента и Св. Георгия. После кончины Боривоя в 894 г., Чехия, в лице Св. Людмилы и ее внука Св. Вячеслава, имела двух преданных православию членов династии. Оба они приняли от родственников мученическую смерть. Св. Вячеслав был убит братом Болеславом, главой языческой партии. Последний старался истреблять христиан, пока германский император Оттон 1-ый не принудил его оставить их в покое. При кн. Болеславе 2-ом Благочестивом христианство восторжествовало, но как католическое. В 967 г. в Праге была учреждена католическая епископия. Епископом был поставлен славянин Дитмар, знавший славянский и латинский языки. Народ некоторое время боролся за православие. Но после разгрома в 1097 г. Сазанской обители, оплота православия, эта вера сохранилась только в народных глубинах.

В древней Польше было время, когда богослужения совершались на славянском языке и по восточному обряду. Польский князь Мечислав женился на дочери Болеслава 1-го чешского и крестился. Позднее же, женившись на княжне католичке, он признал власть папы. Славянское богослужение было заменено латинским. В 1025 г. этот король изгнал из Польши православных священников и монахов.

Для судеб России было особенно важно, что великое дело Св. Кирилла и Мефодия закрепилось в близкой к ней Болгарии, передавшей ей православную славянскую культуру.

Возможность проповедовать новым христианам исповедание веры на понятном им языке способствовала скорому и прочному восприятию Христова учения русским народом.

Н. Тальберг

Go top the top


 

Миссионерский Листок # A21

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 1998 and Published by
Holy Protection Russi
an Orthodox Church
2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА

Редактор: Епископ Александр (Милеант)

(Kyrill_and_Methody_r.doc, 10-18-98)