В.Михайлов

Порочные противоречия "глобализованного" мира *

Все политические структуры, существовавшие в истории человечества, были, в конечном итоге, всегда обречены на гибель, по той простой причине, что все дела рук человеческих являются временными и непостоянными. Даже наивысшие человеческие организации, а именно человеческие культуры или цивилизации, тоже подлежат этому неминуемому закону, что дало повод некоторым мыслителям вывести неправильное заключение о их предопределенной жизненной длительности. Например, немецкий историософ Освальд Шпенглер, в своей нашумевшей после Первой Мировой войны книге "Закат Запада" (Der Untergang desAbendlandes), прямо предопределяет жизненный срок каждой цивилизации сроком в приблизительно 800 лет, что конечно является натяжкой, не выдерживающей серьезного сопоставления с исторической действительностью.

В этом заключается основная предпосылка, как для истории, так и для историософии: обе эти дисциплины, если они действительно хотят быть научными дисциплинами, а не идеологической публицистикой, должны постоянно сверять все свои предположения и рабочие гипотезы с экспериментальными результатами истории. Например, сегодня очевидно, что все исторические теории и предсказания марксизма оказались на поверку ложными. (К сожалению, это не принимается во внимание многими бывшими марксистскими публицистами, которые и дальше продолжают схоластически пользоваться антинаучной марксистской терминологией, в которой они были воспитаны).

Указанные соображения являются необходимыми также и при анализе политических явлений и процессов. В первую очередь, очевидно, что любой анализ, исходящий из представлений о практической нескончаемости тех или иных политических явлений, несостоятелен, как это наглядно было продемонстрировано в случае марксистских и нацистских "предсказаний" их собственного будущего, а сегодня и в случае вещаний о якобы уже наступившем "конце истории". Во вторую очередь, также очевидно, что представления о заранее предопределенной длительности политических явлений в не меньшей мере тоже ведут к неправильным заключениям. Другими словами: все политические явления и процессы ограничены во времени, но сроки этих ограничений не предопределены, а зависят от непредвидимого взаимодействия разных факторов, в том числе и от свободной воли людей.

Однако, и в таких рамках, для политического анализа можно установить некоторые методологические приемы. Одним из таких методов является попытка установления изначальных противоречий, лежащих в истоках любой политической структуры. От характера дальнейшего исторического развития этих противоречий зависит в немалой мере и жизненность всей системы. Если это развитие будет вести к углублению и к заострению прирожденных противоречий, то несомненно произойдет ускорение темпов для наступления кризиса или даже коллапса данной системы. Если же, наоборот, изначальные противоречия системы будут удерживаться в первоначальных рамках и ограничениях, или даже будут в той или иной мере преодолеваться, то жизненность такой системы будет более обеспеченной.

Возможно, что именно это и имел в виду Николо Макиавелли, когда он утверждал, что жизненность политических систем зависит от их способности возвращаться на свои истоки. Ибо, если собственные противоречия каждой системы являются ее неотъемлемой частью, то именно в ее истоках эти противоречия бывают зажатыми в тисках творческих положительных мероприятий, перспективно предлагающих разрешение назревших необходимостей. Если же в дальнейшем эти изначальные противоречия будут как бурьян слишком разрастаться, то в таком случае само историческое существование данной системы будет зависеть от решения и умения эти противоречия коренным образом подрезать и преодолеть, не ограничиваясь "косметическими" и поверхностными "перестройками".

Все эти вышеотмеченные соображения сегодня невольно приходят на ум, при любой попытке серьезно разобраться в современных бурных переменах в международном положении.

Современная всемирная политическо-экономическая система, вульгарно называемая "глобализованным миром", до сих пор подвергалась критическому анализу главным образом с экономической стороны, что естественно, учитывая "примат" экономических критериев как в марксизме, так и в либерализме. В "Кадетском письме" тоже делался критический анализ экономических противоречий в современном мире. Например, в передовице номера 23, от апреля 2000 года, было указано:

"Дальнейший рост сильно развитых стран, путем лихорадочного производства быстро бракуемых товаров, за счет энергетических и сырьевых запасов Земли, при прогрессирующем загрязнении природы и повреждении мирового климата, нерационален и неэтичен. Расхождение в экономическом росте между т. н. "отсталыми" и "развитыми" странами продолжает ускоренно увеличиваться. Бывший директор Международного валютного фонда, Мишель Камдессю, заявил в конце 1999-го года: "Растущая пропасть между богатыми и бедными и между самыми цветущими и самыми обездоленными нациями является величайшей пыткой нашего времени". Президент Всемирного Банка Джеймс Вольфензон отметил, что половина мирового населения (три из шести миллиардов человек) живут на средний доход ниже двух долларов в день. 700 долларов в год, почти в сорок раз меньше дохода богатых стран... Сегодняшние статистические подсчеты увеличивающегося роста производства быстро устаревающих товаров, в рамках так называемой "новой глобальной экономики", без одновременного учета их списываемых амортизаций, страдают несомненными неувязками. Но, именно на основании такого увеличивающегося производства быстро списываемых товаров потребления, чрезмерно растут (пока что) номинальные цены на акции средств производства, а следовательно и спекулятивные прибыли и спекулятивные капиталы, концентрация каковых затем ведет к искажениям политической жизни отдельных стран и всего "глобализированного" мира. Больше того, повышение цен акций на активы так называемой "новой технологии" на самом деле в значительной мере относится не к реализованным материальным "активам", а к прогнозируемым будущим достижениям и прибылям, на основании "новых идей". Сегодняшнее расхождение между инфляцией активов и инфляцией товаров потребления является проявлением глубоких противоречий всей этой глобальной системы, чреватых опасными последствиями."

Как сказано, этот анализ "Кадетского письма" был опубликован в начале апреля 2000 года, когда биржевой показатель цен на промышленные акции Dow Jones стоял на уровне 10.800. Сегодня, в октябре 2001 года, он упал почти до 9.000. За то же самое время показатель т. н. "новой технологии" упал еще гораздо больше.

"Кадетское письмо" также неоднократно указывало и на политические противоречия "глобализованного мира". В статье "Многосторонняя симметрия", в "Кадетском письме" № 24, от третьего квартала 2000 года, было обращено внимание на некоторые политические ассиметрии современного мира. А передовица 26-го номера, от первого квартала текущего года, так прямо и называлась: "Противоречия на рубеже тысячелетий".

Однако, кроме этих двух видов противоречий - экономических и политических сегодня необходимо особенно отметить также и противоречия стратегического характера в центре глобализованного мира, касающиеся в первую очередь долгосрочного геополитического планирования.

Как было отмечено в передовице "Кадетского письма" № 18, от декабря 1998 года, "самой подходящей меркой" для такого планирования по-видимому являются "библейские пятидесятилетия" ("семь годовых седьмиц"). А посему и политический анализ современных процессов необходимо делать исходя из подобных сроков.

Более пятидесяти лет тому назад, 18 августа 1948 года. Совет Безопасности США утвердил директиву 20/1 "Цели США в отношении России". Директива ясно провозглашает долгосрочность политического планирования: "Мы не связаны определенным сроком для достижения наших целей". Директива выдвигает по отношению к России два требования:

"а). Надолго обеспечить военную беспомощность России;

б). Обеспечить ее значительную экономическую зависимость от внешнего мира".

Директива затем подчеркивает, что "мы должны добиться осуществления наших целей независимо от идеологической основы любого режима" в России. "Все эти цели, - указывает эта директива - мы обязаны навязать если не мытьем, так катаньем".

Всегда было очевидно, что эта директива была инспирирована русофобскими фундаменталистами, инфильтрировавшимися в структуры долгосрочного планирования США, пользуясь благоприятной политической конъюнктурой в начале "холодной войны" с коммунизмом. Тогда многие русофобы автоматически стали т. н. "советологами", в согласии с поговоркой, что "на безрыбье и рак рыба".

Однако, сегодня дальнейшее влияние этих фундаменталистов на курс реальной политики США может заострить до парадоксальных размеров глубокие противоречия всего этого долгосрочного планирования, которое обречено на катастрофические провалы в случае дальнейшего политического дальтонизма некоторых его вдохновителей. Особенно учитывая этическую и политическую неприемлемость любой религиозно-культурной дискриминации в период провозглашенных Хантингтоном "столкновений цивилизаций".

Причем, эти русофобские фанатики являются также и прямыми виновниками многих сегодняшних международных затруднений, ибо именно они настаивали, что нужно повсеместно (на Кипре, в Афганистане, в Боснии и Герцеговине, в Чечне, на Косове и. т. д.) использовать исламских фанатиков и террористов в борьбе с православными народами, якобы на пользу интересов США. Однако, православные народы нигде не угрожают интересам США, а скорее наоборот, чего нельзя сказать про исламских фундаменталистов. Во всяком случае, вооружать последних самым совершенным оружием было очевидной грубой ошибкой.

В связи с этим, нельзя не отметить, что выше указанные противоречия в стратегическом планировании требуют также спешного и коренного пересмотра обобщающей концепции так называемого "турецкого кордона" или "Великой Турции", от Пакистана до Боснии, включая "Великую Албанию." Сегодня уже очевидно, что этот бред ослепленных антиправославной ненавистью фанатиков может обернуться очень опасными последствиями. То же самое можно сказать и про наивные надежды на глубокий раскол мусульманского мира на турецкую и арабскую части, ибо в обеих частях имеются фундаменталисты.

В заключение, еще необходимо указать и на этические или нравственные противоречия в сегодняшнем глобализованном мире, каковые в свою очередь усугубляют все остальные, выше отмеченные, противоречия. Эти нравственные противоречия в конечном итоге сводятся к принципиальной беспринципности в большой и малой политике, в рамках так называемого "неомакиавеллизма" (частично выводимого из неправильного понимания самого Макиавелли). А также и в применении разных мерок по отношению к разным народам и к разным случаям, под стыдливым и довольно прозрачным прикрытием дурманящего околпачивания "средствами массовой информации". "Мерзость перед Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро". (Притчи Соломоновы, глава 20, стих 23).

Вообще, сама по себе политика отнюдь не является только лишь технологией разных манипуляций и махинаций, лишь для вида прикрываемых идеологическим пустословием, в которое сегодня уже никто не верит. Это уже затупившееся оружие.

Ведь, в "религиозно-культурных столкновениях" никак невозможно избежать духовно-нравственных критериев, в конечном итоге оказывающих психологическое влияние на человеческие массы не в меньшей мере, чем любая пропагандная агитация.

 

__________________________________

"Кадетское письмо". Вестник Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине №29 (октябрь-декабрь) 2001г.

e-mail: kadetpismo@hotmail.com