Назад Оглавление Вперед

ЭКСПОРТ ПО МАТРОСКИНУ


           Кот Матроскин Э. Успенского - величайший экономист всех времен

      и народов! Даже половина  его  знаменитой фразы - это квинтэссенция

      разумной внешнеторговой политики.

           Итак, вот оно, это изречение кота Матроскина:

           "Чтобы купить  что-либо  нужное,  надо  продать  что-то ненуж-

      ное..."

           Конгениально! Итак, задача упрощается. Мы вспомнили, что внеш-

      няя торговля - это дорога с  двусторонним  движением.  Мы  покупаем

      (это импорт) и продаем (это экспорт).

           Причем, прежде чем перечислять, что хочется  нам, надо сначала

      вспомнить, что можем предложить мы. У нас любят говорить, что  мы -

      неограниченный рынок сбыта.  Извините,  не надо путать свой аппетит

      со своей платежеспособностью. Никого не интересует,  сколько мы хо-

      тели  бы  или  могли бы потребить - и так ясно, что много. Вопрос в

      том, сколько мы можем оплатить. Классики марксизма (или их перевод-

      чики на русский) оказали всем нам медвежью услугу, внедрив в массо-

      вое сознание термин "рынки сбыта". До сих пор подсознательно многие

      считают, что частные предприниматели только тем и озабочены, как бы

      побольше произвести и сбыть с рук всем желающим (то есть нам), что-

      бы удовлетворить  их  все  возрастающие  потребности. Как кочегары,

      забрасывающие лопатами уголь в топку.

           Вовсе не  так. Частные предприниматели контролируют рынки сбы-

      та, потому что на них получается прибыль. Если частные предпринима-

      тели могут вложить свои капиталы в какое-то дело без производства и

      сбыта товаров, но прибыльное, они это делают, не думая. Товары про-

      изводят и продают (а не "сбывают"), только когда без этого не полу-

      чишь прибыли. Это мы  ходим на рынок, чтобы нам сбыли товар  - про-

      давцы ходят туда за зарплатой, а их хозяева - за прибылью.

           Как говорил, наверно, Конфуций:  "И  страж у ворот не свободен

      от желаний,  но его желания можно  не принимать во  внимание". Даже

      если он этого не говорил - ограничим (пока) наши желания  и посмот-

      рим, что можем предложить мы.

           Итак,  первая  группа: наши товары и услуги, экзотические  для

      иностранцев. Много  ли у нас  этого добра? Уральские самоцветы - не

      уникум в современном мире, как некоторые ошибочно думают, и малахи-

      товые шкатулки режет  сейчас не Данила-мастер, а черный, как сапог,

      умелец из африканской глубинки. Заирский малахит  гораздо лучше ос-

      татков уральского, да наш, увы, уже и порядком поистрачен. Не слиш-

      ком дорогой, но  интересный камень родонит, который был на колоннах

      исторической станции  метро  "Маяковская",  в  начале 90-х ободрали

      вандалы, при участии какой-то сволочи из администрации метрополите-

      на. И что вы думаете? Сейчас  его заменяют похожим, но вовсе не та-

      ким мрамором. Нет родонита, кончился он в стране! Янтарь еще есть в

      Калининградской области, но он есть и в Германии, и в Прибалтике.

           То есть  наш список экзотических  товаров не очень велик, и он

      примерно соответствует экспортным возможностям России 17-го века, а

      кое в чем и сильно  сократился.  Нет у нас сейчас речного  жемчуга,

      маловато кречетов  и черных соболей.  А если товар не экзотичен, то

      нам приходится при его экспорте конкурировать. Внутри страны мы мо-

      жем избежать конкуренции просто - пошлинами, тарифами, другими спо-

      собами. А вне - если мы  пытаемся продать то, что кроме нас продают

      и другие - можем только конкурировать, то есть предлагать свою про-

      дукцию того же качества по той же цене, сокращая издержки.

           У нас есть туристические возможности. Хотят молодые японцы (и,

      наверно, японские разведчики) участвовать в ралли  по таежным доро-

      гам Дальнего Востока - почему не торговать этими путевками? Но даже

      англичане, например,  предпочитают  больше  принимать туристов, чем

      ездить сами. Во всех развитых странах введен такой порядок: турфир-

      ма имеет право отправить своего  гражданина  за  рубеж, только если

      обеспечила приезд иностранца.  Поэтому  по туризму мы сколько полу-

      чим, столько и потратим. Да и  мода на Россию прошла, и вернется не

      скоро. Ни гор у нас, ни парковых лесов - болота, да осины, да елки.

           В Шотландии  можно токующего глухаря сфотографировать с десяти

      метров (есть такой вид туризма), на Аляске- как  медведь лососей из

      водопада ловит. А у нас? У нас богатая история, но  маловато памят-

      ников, слишком часто пылали наши деревянные  города  (если  кто  не

      знает, то  в пределах Садового  кольца Москва до сих пор наполовину

      деревянная). Судя по московскому метро, иностранных туристов сейчас

      здорово поубавилось.Помню, еще до Олимпиады по "Комсомольской-коль-

      цевой" всегда  одновременно  гуляло  по две-три группы американских

      сушёных старушек, щелкая фотокамерами мозаики на  потолке, а сейчас

      это редкость.

           Хотя, конечно, кое-что  в  России есть. Одна панорама ледохода

      на наших  реках - настолько  сильная эмоция, что многие не пожалели

      бы денег, чтобы на это посмотреть, жаль, что наши турфирмы до этого

      еще не догадались.

           Но это все по  государственным  масштабам мелочи. Многое у нас

      недоиспользуется, но все это в пределах сотен миллионов долларов. А

      экспортируем мы ныне на 50 млрд. долл.

           На самом же деле только то,  что не понадобится ни нам, ни на-

      шим детям и внукам,  или хотя бы то, что в обозримом  будущем будет

      для них доступно, можно рассматривать в  качестве экспортного това-

      ра.

           "Купил - нашел, продал - потерял". Ведь что такое что-то "про-

      дать"? Это  значит - отдать чужому дяде или  свои ресурсы, или свой

      труд. А зачем нам это нужно?  Только  если  рассчитываешь  получить

      взамен что-то такое, что тебе нужно больше, чем отдаваемое.

           Так давайте и посмотрим, ориентируясь на сложившуюся структуру

      экспорта, сколько можно продавать, отняв от  нынешнего экспорта то,

      что нельзя продавать ни в коем случае.

           Вернусь к данным об  основных  товарах нашего экспорта за 1994

      год (взято из ежегодника Госкомстата за 1995 год). Всего мы продали

      тогда на  50 млрд. долларов, примерно таков наш  экспорт и в другие

      годы, в том числе и  сейчас.  Повторюсь:  конечно, приводимые цифры

      условны - у нас еще значительный экспорт в страны СНГ - до четверти

      от нижеприводимого, и за достоверность данных из таблицы тоже никто

      не поручится, так  как велика доля контрабанды и декларируемые цены

      часто занижены экспортерами.



                                   Таблица 4



           ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ, ДАЮЩИЕ СВЫШЕ 500 МЛН. ДОЛЛ. ЕЖЕГОДНО



      ЭКСПОРТНЫЙ ТОВАР:                      СТОИМОСТЬ, млн. долларов США

      Сырая нефть                            9245

      Нефтепродукты                          3370

      Природный газ                          7942

      Уголь                                  585



      Черные металлы, ферросплавы,           4840

      прокат, полуфабрикаты

             Из них:

      Полуфабрикаты из железа и стали        1606

      Прокат                                 1433



      Медь                                   921

      Никель                                 677

      Алюминий                               2367

      Машины, транспортное оборудование      I860

      Легковые автомобили                    631

      Продукты неорганической химии          1132

      Аммиак                                 3889

      Органические химические соединения     1141

              (метанол и т. д.)

      Удобрения минеральные                  1182

      Круглый лес                            716

      Пиломатериалы                          594

      Целлюлозно-бумажные материалы          819

      Рыба и дары моря                       1625



           Эта таблица достаточно показательна для периода  90-х годов. К

      настоящему времени структура экспорта примерно та же, только легко-

      вых машин поменьше. Есть еще экспорт оружия, но он сильно колеблет-

      ся по годам - в пределах 2-7 млрд. долл.

           Перед тем, как  решить, что мы можем продавать. проще сказать,

      что мы ни при каких обстоятельствах не можем экспортировать. Попро-

      буем оценить,  что мы не  можем, при разумной политике, вывозить, и

      выбросим эти виды экспортных  товаров  из списка. Посмотрим, что же

      останется "в сухом остатке".



Назад Оглавление Вперед