Миссионеры с рю Пюто...


В связи с активизацией масонства в России

 

В последнее время средства массовой информации в России уделяют все большее внимание масонству. Диапазон мнений широк. Одни утверждают, что масонство это миф, и готовы говорить на эту тему лишь в ироническом стиле 1. Другие в принципе согласны с этим, но считают проблему более серьезной: “Масонофобия — это своего рода идеологическое помешательство... сродни бреду ревности: все логические построения ревнивец учел, нет только одного — фактов”; таких людей надо “лечить” 2,утверждает московский психиатр М. Буянов. Третьи, вопреки первым двум, выпускают хвалебные книги 3 о важной роли масонства в истории и культуре, в том числе в русской; “Известия” сообщают, что “Пушкин был масоном. Он гордился своей принадлежностью... Масонство помогло Пушкину перейти от детского атеизма к христианству...” 4. Четвертые тоже считают масонство влиятельным, но столь вездесущим, что в любых отрицательных явлениях ищут именно масонские происки 5...

Для поисков истины лучше всего обратиться к самим масонским источникам. Недавно, следуя этому принципу, я напечатал две главы: о социально-политическом фундаменте того явления, которое правый фланг называет “жидо-масонским заговором”; и о роли масонства в русской эмиграции (см. мюнхенский журнал “Вече” № 4243; первая часть также в “Нашем современнике” № 12, 1991). [ (176) ] Сейчас хотелось бы продолжить эту тему в новом аспекте и на ином уровне, воспользовавшись одной из публикаций в московской газете “Политика”.

В этой газете было помещено интервью с М.В. Гардером 6. В эмиграции он известен как автор международно-политических обзоров и бывший полковник французского Генштаба. Теперь мы узнали, что он к тому же “самый старший: и в пребывании, и в звании” в заграничном русском масонстве и “второй номер французского масонства “шотландского устава”” — это течение считает себя религиозным, в отличие от атеистического “Великого Востока”.

Главная ложа ордена, который возглавляет Гардер, расположена в Париже на рю Пюто (8, rue Puteau). Именно по этому адресу масоны через радио “Свобода” призвали (22.3.91) жителей СССР устанавливать контакт для вступления в их организацию. Ведущая радиопередачи ф. Салказанова сразу заверила слушателей, что разные “лживые измышления” о масонстве “могли возникнуть только в мозгу кретина” (перекличка с мнением психиатра М. Буянова здесь не случайна: он тоже частый автор радио “Свобода”). Представители ложи подчеркнули, что “главная цель масонов — способствовать моральному, духовному усовершенствованию общества”. Считая образцом такого совершенства США, они напомнили что, “в основу США... с самого начала были заложены масонские принципы”. Поэтому, заявили они, сегодня “Россия более других стран нуждается... в масонах”, ибо “то, к чему сегодня стремится страна, соответствует масонским принципам”. Более того: нет “сегодня иной, чем масонство структуры, способной обеспечить формирование настоящих граждан; этого не сможет сделать Церковь... этого не смогут сделать и новые политические партии, которым еще не хватает... демократической зрелости”. “Сегодня всем понятно, в том числе и советским руководителям, если они хотят приступить к реформам, — что распространение масонства в России представляет собой реальный шаг, ведущий к духовному и материальному благосостоянию”.

С целью “способствовать распространению масонства в России” и отстроить там “масонскую структуру” — на рю Пюто и была создана ложа “Александр Сергеевич Пушкин”. Ибо, как напомнили масоны, устраивать новые ложи самим нельзя: только под руководством уже существующих. В конце передачи Салказанова дважды, по буквам, повторила адрес и выразила надежду, что писать по нему будут и женщины: “можно будет создать русскую женскую ложу”.

Прежде чем дать оценку этому призыву процитируем еще один документ, связанный все с тем же адресом. В 1924 г. масон первой эмиграции Н.П. Вакар писал своему шефу 7:

“23 января... в храме на rue Puteau состоялось Собрание, посвященное “прославлению Сатаны”.., Это подлинно был не то сатанинский Акафист, не то миссионерская проповедь сатаниста. Речь была именно так построена не только с внутренней, но и с внешней стороны (каждый абзац кончался напевным ритурнелем “О, Satan, Frere des hommes”!) [“О, Сатана, Брат людей”].

...в “докладе” была и “историческая” и “философская” часть. В этой области докладчик обнаружил существенное невежество, однако заявил, что “сатана... поборник человеческого права против божественной деспотии”, “истинный источник света”, и т.п. Указав, что за так называемую “божественную любовь” человеку естественно платить Богу ненавистью и злобой, сообщив, что “сатана это и есть человечество”, проповедник закончил гимном Сатане, приспособив для этого известные стихи Бодлера. Вывод из проповеди для слушателей мог быть только один: ПРИДИ, ПОКЛОНИСЬ И ПРОСЛАВЬ...

В заключительном слове Досточтимый Мастер Ложи поблагодарил брата Humary за “интересное и захватывающее” сообщение и... подчеркнул присутствующим и вновь посвященным братьям “истинно масонский характер” заслушанного “доклада”...”.

В этой связи “ошеломленный” Вакар ставит вопрос: есть ли это “некая программа, сознательно и намеренно проводимая в Братстве частью братьев; либо... проявление цинической распущенности и духовного хулиганства”?

К сожалению, ответ масонского начальства на это письмо Вакара нам неизвестен. Попытаемся поискать его сами.

* * *

Нет сомнения, что масонство — влиятельнейшее движение Нового времени, которому нынешний мир во многом обязан своим духовным состоянием. Оно возникло в виде тайного ордена в идейном пространстве между религиозной Реформацией и атеистическим Просвещением — как неоязыческая религия Разума, противоборствующая “реакционному” влиянию Церкви и стремящаяся к переделке общества на “прогрессивных”, рационально-космополитических началах. (Поэтому даже католическая Церковь в 1738 г. запретила своим прихожанам вступать в ложи под угрозой отлучения 8...)

Постепенно внутри масонства возникли разные “послушания”, от мистических до атеистических, ставящие акцент на разных сторонах этой программы. И соответственно влияние масонства в Новое время можно рассматривать и на духовном уровне, и на политическом.

Что касается политики, то масонские источники уже давно не скрывают, что масонами были и лидеры “буржуазных революций”, и многие вожди социалистических партий, и создатели Лиги Наций (затем ООН), и множество президентов США. Свое мнение, что в Февральской революции 1917 г. масоны “никакой роли не сыграли”, М. Гардер мог бы уточнить по французскому масонскому словарю: там сказано, что “большинство членов Временного правительства было масонами” 9. Причем тогдашнее масонство в России отпочковалось в основном от того послушания во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: “Мы не просто антиклерикальны, мы противники всех догм и всех религий... Действительная цель, которую мы преследуем, крушение всех догм и всех Церквей” 10.

Достигнув на Западе своей цели (т.е. победив влияние католической Церкви и атомизировав общество), масонство утратило политическую агрессивность. Похоже, теперь оно превратилось, как шутят сами масоны, в “бюро взаимопомощи функционеров”. Ибо тайные организации нужны были для прихода к власти в сословном консервативном обществе, но для ее осуществления в демократии необходимы и достаточны деньги (хотя и сейчас подлинные структуры власти все еще предпочитают оставаться закулисными; в последнее время их идеологию по установлению “Нового мирового порядка” называют “мондиализмом”). Кроме того, идеи масонства (нравственный “плюрализм”, отход от христианского понимания истории) стали общепринятыми в западном мире (в СССР сходное развитие произошло и без масонских структур: так называемое “западничество”). Поэтому сегодня не столь уж важно, масон такой-то политик или не масон; интереснее рассмотреть духовную суть масонства (и тем самым его наследия), а также его место в общем русле апостасии (отхода от Бога) человечества.

Но, приступая к анализу этого уровня масонства, следует сделать замечание: он требует уже не социально-политических фактов, а историософских и религиозных категорий. И здесь масонские источники могут нам помочь лишь яркими иллюстрациями, но не выводами.

Темная духовность масонства заметна уже в его мрачной атрибутике, в мстительных ритуалах с “мертвецами” в гробах (см. иллюстрации в переизданном в Москве двухтомнике “Масонство в его прошлом и настоящем” 11). Еще темнее внутренний смысл масонской символики. Уже для своей родословной масоны словно нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина, строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (иногда его называют Адонирамом). С последними двумя образами связаны главные ритуалы масонства.

Так, “Храм Соломона — исток развития всех других масонских символов, которые объединены воедино образом храма”, — пишет масонский словарь. Саму свою деятельность масоны называют “построением храма Соломона” (подразумевая под этим как бы построение земного рая); в этом аллегорический смысл термина “вольные каменщики”. “Особенный культ символики, связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах. ...в некоторых к постоянному оформлению относится модель Храма” 12.

Но согласно святоотеческому учению, выраженному на основе Священного Писания задолго до появления современного масонства, в этом Храме воссядет царем не кто иной, как антихрист — посланец сатаны, “человек греха, сын погибели... в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фес., 2:3-4)...

Кроме того, уже из Ветхого завета следует, что антихрист произойдет из колена Данова — именно это колено связано в Библии с будущим носителем зла (Быт. 49:17-18; Иерем. 8:16) и оно единственное, которое не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Откр. 7:4-8). И вот в масонстве главная фигура поклонения, строитель храма Хирам, происходит именно из этого колена по матери: она была “из дочерей Дановых” (2 Пар. 2:14), — спокойно отмечает указанный масонский словарь. Не удивительно, что в некоторых вариантах масонской легенды о Хираме его происхождение прямо связывается с ангелом, взбунтовавшимся “против божественной деспотии”.

Причем культ Хирама в масонстве доходит до того, что даже создано своего рода “анти-евангелие” об убийстве Мастера завистниками; “анти” — потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его смерть; в некоторых ложах имеются искусно сделанные макеты трупа.

На этом фоне можно лучше понять и смысл масонского “посвящения” (посвящаемого на четверть часа оставляют “под землей”: в темной комнате наедине с “трупом” или черепом), которое скрепляется обязательством хранения тайны под угрозой смерти. В “Вестнике объединения масонских лож”, к которому принадлежит М. Гардер, такое посвящение трактуется в смысле “влияния духовного порядка, источник которого... должен быть обязательно “не-человеческого происхождения””; “ритуал может обладать, в известном смысле, магической силой, способной оказать эмоциональное воздействие на психику посвящаемого”; “мы много раз были свидетелями настоящей трансмутации — этой конечной цели всякого подлинного посвящения, происшедшей в некоторых из наших братьев” 13.

Примерно так же обращение в масонство толкует иностранный масонский авторитет Эндрес: это “эзотерическая связь с нематериальным... Посвящение — это изменение состояния собственной души” 14 (выделено в оригинале). Фаустовская аналогия с продажей души здесь напрашивается сама собой. (Интересно отметить, что и Гете, автор “Фауста”, был масоном.) А из масонского словаря узнаем, что в одном из масонских ритуалов “Хирам духовно возрождается в посвящаемом” 15...

Характерно, что масоны избегают уточнять, какому “Высшему Существу” они поклоняются, называя его “Великим Строителем (или Архитектором) Вселенной”. Это обстоятельство, как и отказ от троичного понимания Бога, облегчает возможность Его подмены (сознательной или скрытой) другим “существом”, ибо как раз на роль “архитектора” и претендует сатана, вознамерившийся соперничать в этом деле с Богом. Масоны и сами впадают в ту же гордыню соперничества, утверждая, что “в христианстве неправильно переведен новозаветный призыв “metanoiete” словом “покайтесь”... Метанойя, древняя цель мистерий, означает не покаяние, а “инакомыслие”” 16. И в цитированной радиопередаче “Свободы” масоны это не преминули подчеркнуть: “Занимаясь поисками истины... масоны не признают никаких попыток ограничить эти поиски. Масон — это человек, свободный от предрассудков и догм...”.

Возможностей для такой подмены Бога дьяволом в символике масонства много. Тот факт, что так называемое “религиозное” масонское послушание имеет в своих “алтарях” Библию, — ничего не значит, ибо “если брат при вступлении в ложу, принимая обязательство, кладет руку на Библию, то это нисколько не обязывает его по отношению к содержанию Библии”, — пишет Эндрес; поэтому “многие ложи заменяют Библию книгой с белыми страницами” 17...

Так что описанное Вакаром поклонение сатане — это лишь одно из проявлений внутренней сути масонства. Только многие масоны, пожалуй, “не ведают, что творят”: для многих из них сатана не носитель зла, а “истинный источник света и разума”... В этой связи можно вспомнить, что имя сатаны — Люцифер, “светоносный” (он способен принимать облик “светоносного ангела”). Именно этот “свет” входит в масона во время ритуала посвящения. Именно этот “свет просвещения” масонство несет с самого начала своей деятельности. Этот “свет” излучает и пятиконечная “пылающая' звезда, которая “относится к общепринятым символам масонства”, имеет связь с традицией каббалы и с ““печатью Соломона”, которой он отметил краеугольный камень своего Храма” 18, — объясняет масонский словарь. (Быть может, она была принята большевиками непродуманно, но символика духовного родства между масонством и коммунизмом получилась впечатляющая: [ (177) ] ведь и коммунисты претендовали на построение похожего “храма” рая на земле, только в их терминологии он назывался не “Новым мировым порядком”, а “Новым миром”). Уже цитированный выше Эндрес, знаток масонских символов, подчеркивает, что как пятиконечная, так и шестиконечная звезда (тоже масонский символ, связанный с храмом Соломона) имеют это общее и главное свойство: они излучают “свет”, который восходит к древней вавилонской астрологии 19.

Некоторые защитники масонства признают в нем сатанинские тенденции, но готовы отнести это “лишь к таким ложам, которые для того и ведут борьбу с религиями, для того и говорят: “долой Распятого”, чтобы утвердить свою религию и свое господство, ибо светлый масон никогда так поступать не будет...” 20. Как можно видеть, разница между атеистическим и “религиозным” масонством состоит лишь в том, что первое прямо заявляет о своем отрицании и духовного мира, и христианских ценностей; второе же имеет и “положительную” программу, выбирая себе в духовном мире иной объект поклонения и утверждая его “совместимость” с христианством. Иногда это делается в такой форме: “Мы вольнодумцы, вы верующие... Одержимые духом исследования, мы слуги Сатаны. Вы хранители истины, вы служители Бога. Эти два учителя друг друга дополняют. Они нужны друг другу...” 21, — писал в “Письме Римскому папе” видный масонский деятель А. Лантуан...

Переубедить же людей, принявших “посвящение” очень трудно: они будто чем-то заворожены и существуют в иной системе этических и эстетических координат (даже трупная символика их не отвращает). Это подтверждает и Гардер, чувствуя в масонстве “какую-то такую атмосферу... это сон, но сон сознательный” и “если вы действительно поддаетесь музыке вот этого сна, который вы переживаете, то это что-то в вас меняет”... Характерна в этом отношении апология масонства в брошюре А. Клизовского (переизданной сейчас стотысячным тиражом в Риге); вряд ли автор сознавал, что скорее мог напугать, чем успокоить своих оппонентов такими аргументами:

“Точно известно, что орден масонов, так же, как родственный ему по духу и учению орден Розенкрейцеров, находились в связи с Источником Света, Руководителями нашей планеты, Старшими Братьями человечества”. Их цель — “будущий земной рай”, причем “даже отрицательные явления Великими Зодчими Мира, Старшими Братьями человечества, обращаются в нашу пользу и в нечто положительное...”. Так, “существующее в природе хищничество есть тот кнут, который погоняет ленивых и слабых. В человеческом царстве природы хищные щуки для того и существуют, чтобы понуждать мягкотелых карасей развивать наблюдательность, самодеятельность и другие положительные качества, и когда эти качества будут развиты, исчезнет надобность в кнуте...”. В мире происходит “отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время, как зрелые плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к Источнику Света, незрелые не видят этого Света. Для духовно созревших людей наши Невидимые Руководители, Старшие Братья человечества, становятся реальностью, становятся осязаемыми и даже видимыми, но для пребывающих во тьме Они фантазия... В. Иванов [автор антимасонских книг. — М.Н.] ...знает о существовании на земле наших Руководителей, обитающих на нашей планете, Старших Братьев человечества, но он называет их... темной сатанинской силой... С Ивановыми нам не по пути” 22...

Хотелось бы надеяться, что и большинству Ивановых окажется не по пути со “Старшими Братьями человечества”...

* * *

Чтобы убедительно проанализировать эти проблемы нужна книга, а не статья. Но и в статье эта тема останется незавершенной, если не сказать, почему масонов часто связывают с термином “жидо-масонский заговор” Эта проблема мне кажется гораздо сложнее, чем тому же Клизовскому, который в сущности утверждает то же, что и Иванов (чьи книги содержат много неточностей и преувеличений), и лишь считает это явлением положительным.

Масонско-еврейский союз прежде всего объясняется совмещением социально-политических интересов масонства и еврейства. При возникновении современного масонства в XVII в. иудеи нигде не имели равноправия, поэтому они с самого начала устремились в ложи, проповедовавшие стирание религиозных и национальных различий. Масонство стало “отдушиной” и путем в общество особенно для тех евреев, кто тяготился нравами гетто, но не желал креститься. Все это хорошо видно в исследовании Я. Каца 23, как и то, что по мере укрепления масонства у власти и занятия в нем ключевых постов евреями, они (добавим: в сочетании со своей финансовой силой) стали пользоваться масонством для достижения своего равноправия, — а это им виделось на пути дехристианизации и демократизации мира. Достаточно привести в виде примера (из масонских энциклопедий) таких высокопоставленных масонов-евреев, как Ротшильды; вождь Всемирного Еврейского Союза А. Кремье; еврейские лидеры в Великобритании — барон М. Монтефиоре, в Италии — Э. Натан и др. (многие из них занимали также важные политические посты). Но этот “заговор” давно завершился: его плод — западная секулярная демократия.

Однако совпадение целей масонства и еврейства имеет не только социально-политические причины, но и духовные. На этом уровне “заговор” продолжается, и теперь еще меньше его участников осознают его конечную цель. Чтобы ее уточнить — придется вернуться к значению Храма Соломона и колена Данова (из которого происходит Хирам), ибо в этих символах совпадение судеб еврейства и масонства завершается на эсхатологическом уровне.

Так, по святоотеческому учению 24, антихрист появится именно в еврейском народе, потому что евреи не приняли вселенского Мессию-Христа и все еще ждут своего, национального земного Мессию-царя. Как подчеркивает Еврейская энциклопедия — “представление о земном Мессии, ...начиная с конца первого столетия христианской эры... является официально признанным в иудаизме... Его назначение — избавить евреев от власти языческого мира, низвергнуть правителей-язычников и основать собственное царство” 25; под язычниками здесь понимаются все неевреи, в том числе христиане. Этим и воспользуется антихрист: придет именно таким Царем Израильским, воссядет в восстановленном Храме Соломона [ (178) ] (2 Фес. 2:3-4) и будет править миром на основе той материалистической идеологии, которую предлагал сатана Христу в пустыне (хлеб и зрелища). Впрочем, об этом предупредил евреев и Сам Христос: “Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете” (Иоанн 5:43).

И указание на колено Даново, в котором появится антихрист, тоже “несомненно еврейского происхождения”; оно основано на многих еврейских источниках и “находится в связи с еврейским представлением о происхождении Мессии со стороны матери из этого колена” 26, — отмечает Еврейская энциклопедия. (Еврейские ученые вычислили это колено в “фалашах”, которые в 1991 г. были вывезены из Эфиопии в Израиль в ходе операции “Соломон”...) [ (179) ]

В этой теме антихриста заключается вся драма человеческой истории, религиозной осью которой стала судьба еврейского народа: устами своих пророков он предсказал пришествие Мессии, но отверг Его, впав в материалистический соблазн (шовинизм, расизм — его разновидности как превознесение плоти своей нации). Этому соблазну, впрочем, есть вполне научное объяснение: евреи не признали неземных ценностей, предложенных Христом, поскольку в иудаизме не было четкого понятия о бессмертии души; все ценности они видели лишь в земном мире... Ведь и Христа они обрекли на распятие, отдав предпочтение “разбойнику”, не по злому умыслу, а опятьтаки из земного соблазна, “не ведая, что творят”: им нужнее был революционер (разбойник) в борьбе против господства римлян 27...

Многозначительный прообраз этого материалистического соблазна дан в Ветхом Завете: “золотой телец”, которому евреи стали поклоняться, уже зная истинного Бога. Этим, пожалуй, объясняется и их знаменитое “чутье” к деньгам — этой “крови” материально-экономической жизни человечества; и тот факт, что уже задолго до Христа евреев было в рассеянии больше, чем в Палестине: они селились вдоль денежных артерий мировой торговли — “денежных силовых линий”, как пишет об этом “чутье” видный современный банкир и политик Ж. Аттали. Он отмечает в этой связи “почти абсолютное, но совершенно ненамеренное, тысячелетнее господство евреев в международных финансах”, длившееся до XI-XII вв. И в дальнейшем, хотя они больше не являются единственными финансистами, “их власть остается могущественной” 28, — пишет он.

Таким образом, злоупотребление свободой повторялось в Божием творении на всех уровнях: и в падшем ангеле, который, возгордившись, стал сатаной; и в богоизбранном, “осевом” народе истории, который истолковал свою избранность националистически, отверг вселенскость Христа и стал носителем той же материалистической гордыни... В этой схеме масонство — зримая структура втянутости европейской цивилизации в этот материалистический соблазн вокруг еврейской “оси”. Еще более широкое русло апостасии, конечно, складывается из злоупотреблений свободой каждым человеком...

Эта гордыня может проявляться в самых разных формах. Прот. Сергий Булгаков, которого в антисемитизме упрекнуть никак нельзя, писал, что “в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль [имеется в виду еврейство, а не страна. — М.Н.] представляет собой лабораторию всяких духовных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское человечество” 29. Например — социализм; не случайно М. Бубер считал, что именно еврейский народ “создал мессианский идеал, который впоследствии превратился, опять-таки при решающем вкладе евреев, уже измельчав и обретя конечность, в то, что названо социализмом” 30. Поэтому евреи играют столь заметную роль и в космополитическом “малом народе” (о причине чего размышляет глубоко уважаемый нами И. Шафаревич в “Русофобии”, но без должного историософского масштаба еще не приходит к убедительному объяснению). И в упомянутых мондиалистских структурах евреи играют сегодня важную роль; в частности впечатляет война в Ираке 1990-1991 гг., где как предполагает крупнейшая еврейская газета на русском языке “Новое русское слово” — речь шла “не о наказании, а о превентивной войне... Довод о том, что необходимо во что бы то ни стало — пусть военными средствами, если нет других — предупредить появление у Саддама ядерного оружия, — ... активно отстаивало мощное произральское лобби в Вашингтоне” 31...

Только в рамках христианской историософии становится понятным как подлинный масштаб проблемы антисемитизма, так и то, что именно христианин не может впадать в плотский антисемитизм, понимая всю духовную глубину еврейского вопроса... Тема еврейского лжемессии-антихриста для русского человека не может быть занимательной “мифологией”, это трагический смысл развивающегося мира. И поскольку русский народ стал носителем христианского мессианизма как следования Мессии-Христу (русская идея), — этот конфликт двух мессианизмов и проявляется более всего в русско-еврейском столкновении... [...] [ (180) ]

Таким образом, возвращаясь к основной теме — лишь в отрыве от христианских критериев добра и зла можно оправдывать “добрые намерения” масонства. Уже новиковское масонство XVIII в. — как и все Просвещение несло в себе тот самый “свет” Люцифера, тоже вряд ли осознаваемый тогдашними “просветителями”. Можно согласиться с масонами с рю Пюто: немалая часть русской знати вступила тогда в ложи (только не надо спекулировать именем Пушкина: это был лишь короткий соблазн его молодости, преодоленный в зрелом возрасте).

В этом впуске масонского “света” в Россию можно видеть самый отрицательный духовный аспект Петровских реформ [ (181) ], что и стало одной из причин болезни общества, приведшей к революции... Россия может возродиться лишь при условии полного пересмотра этого идейного багажа — невзирая на титул “Петра Великого”. Сегодня и в СССР чуткие историки приходят к выводу, что многие его реформы назрели сами собой и могли быть проведены с меньшим насилием и меньшими духовными потерями для России: это “был вызов национальной традиции, духовным ценностям и всему укладу жизни русского народа... И если позднее в русской духовной и культурной жизни произошло возрождение, то произошло оно не благодаря петровским реформам, а вопреки им”, поскольку им “так и не удалось до конца подавить и уничтожить национально-религиозный идеал святой Руси” 32.

Только Россия имела в человеческой истории такой национальный идеал, и если она не вернется к нему, если он станет лишь достоянием истории, — в мире будет установлен материалистический “Новый мировой порядок” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Характерно, что один из американских идеологов этого нового порядка в своей нашумевшей статье называет его “концом истории” — имея в виду окончательную, наилучшую общественную модель...

О “конце истории” под названием Апокалипсис он, кажется, не ведает. А ведь признаков этому столько, что даже кардинал Ратцингер недавно провел параллель между американским “Новым мировым порядком” и приходом антихриста. С другой стороны, авторитетный любавичский раби в Нью-Йорке возвестил, что падение коммунистического режима в России и празднование еврейской Хануки в Кремле — означает “скорое пришествие еврейского Мессии” 33...

Статья закончена, но события обгоняют написанное: тем кто поспешит обрести “свет” с рю Пюто, уже не нужно ехать в Париж. Французский журнал “Экспресс” 34 (17.1.1992) в статье “Масоны завоевывают Восток” с удовлетворением сообщает об открытии многих лож в странах Восточной Европы, при покровительстве новых правительств (это не удивительно: из статьи узнаем, что, например, в Чехословакии масонами были отец и дядя нынешнего президента В. Гавела, дядя министра иностранных дел Динстбира...).

Журнал пишет, что благодаря популяризации масонства по радио “Свобода” во французские ложи стали приходить письма из Вильнюса, Баку, Киева. В 1991-1992 гг. в России, — как подчеркивает журнал: в обстановке “абсолютной секретности” и “тщательного отбора”, — были открыты ложи “Северная звезда” (от “Великого Востока Франции”), “Новиков” (от “Великой Ложи Франции”, в дни августовского “путча”), ложа “Гармония” (от “Великой Национальной Ложи Франции”). На март 1992 г. запланировано открытие еще одной атеистической ложи — “Свободная Россия” (в начале года в ней было 28 человек), а летом — отпочкование ордена “Великий Восток России”.

О целях этого ордена можно судить по заявлению главы французского “Великого Востока”, который обеспокоен “стремлением церкви осуществить новую евангелизацию” в России (ТАСС, 9.9.91). Эту обеспокоенность следует принять во внимание, ибо “по оценке авторитетного энциклопедического ежегодника “Quid”, в 1990 г. во Франции “около 100 депутатов и сенаторов и 10 членов французского правительства” — масоны “Великого Востока” (то же сообщение ТАСС).

Как можно видеть, у М. Гардера в России намечается солидная конкуренция. Хочется надеяться, что моя статья поможет хотя бы кому-то из соотечественников сделать правильный выбор.

Ноябрь 1991 г. (дополнения: март 1992 г.)

Напечатано в “Вестнике Германской епархии Русской Зарубежной Церкви” (Мюнхен. 1992. №№ 2-3), затем: “Русский Восток” (Иркутск. 1992. №№ 18-19); в сокращении: “Русский вестник” (Москва. 1993. № 1). Первый, краткий вариант — в газете “Политика” (Москва. 1991. № 16).

1 Радио России, 12.08.91, радиопрограмма “Выбор”. № 13.
2 Буянов М. Масонофобия // Новое время. Москва. 1991. № 36.
3 Напр.: Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. Москва, изд-во “Прогресс”. 1990; Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, изд-во “Виеда”. 1990; Бакунина Т. “Вольные каменщики” и “Знаменитые русские масоны”. Москва; и др. (см. “Русскую мысль”. Париж. 1992. 31 янв. С. 11).
4 Кедров К. Покаяние Пушкина // Известия. 1992. 10 февр. С. 3.
5 Напр.: Фомичев В. Призраки или масоны? // Пульс Тушина. Москва. 1991. № 12.
6 Орден. Интервью с М.В. Гардером // Политика. Москва. 1991. № 11. Сент. Следует отметить, что в № 16 “Политика” опубликовала, в виде возражения Гардеру, и краткий вариант данной статьи “Миссионеры с рю Пюто”.
7 Цит. по сборнику документов из Гуверского архива, составленному Ю. Фельштинским: Николаевский Б. Русские масоны и революция. Москва, изд-во “Терра”. 1990. С. 186-189.
8 New catholic encyclopedia. Washington. 1967. Vol. VI. P. 134, 139. Правда, этот же источник сообщает, что в послевоенное время католики пытаются идти на “экуменический диалог” с масонами.
9 Dictionnaire universel dc la franc-maconnerie. Paris. 1974. P. 1166.
10 Chevallier P. Histoire de la franc-maconnerie francaise. Paris. 1975. P. 61.
11 “Масонство в его прошлом и настоящем”. Москва. 1991.
12 Lennhoff Е., Posner О. Internationales Freimaurerlexikon. Wien-Munchen. 1932 (Nachdruck 1980). S. 1567-1568.
13 Вестник объединения русских лож Д. и П. Шотландского Устава. Париж. 1961. № 6. С. 10; № 7. С. 29; 1962. № 9. С. 7.
14 Endres F.C. Die Symbole des Freimaurers. Hamburg. 1977. S. 94.
15 Dictionnaire universel... P. 627.
16 Endres F.C. Op. cit. S. 81-82.
17 Ibid. S. 41-42.
18 Lennhoff E., Posner O. Op. cit. S. 204, 483, 809, 1192-1193.
19 Endres F.C. Op. cit. S. 85-86.
20 Клизовский А. Указ. соч. С. 24-25.
21 Lantoine A. Lettre au Souverain Pontife. Paris. 1937. P. 53,169-170.
22 Клизовский А. Указ. соч. С. 4, 7, 13, 25, 27, 32.
23 Katz J. Jews and Freemasons in Europe 1723-1939. Harvard University, Cambridge. 1970.
24 См. на эту тему, напр., брошюры: Молчанов Б., прот. Антихрист. Джорданвиль. 1976; Молчанов Б., прот. Эпоха апостасии, Джорданвиль. 1976.
25 Еврейская энциклопедия. СПб. Т. X. С. 908.
26 Там же. Т, II. С. 768; Т. VII. С. 6-9; см. также: Аверинцев С. Статья “Антихрист” // Мифы народов мира. Москва. 1987 Т. 1.
27 См. об этом: Антоний (Храповицкий), митрополит. Христос Спаситель и еврейская революция. Берлин. 1922.
28 Attali Jacques. Un homme d'influence. Sir Siegmund Warburg. Paris. 1985. P. 23, 25.
29 Булгаков С., прот. Гонения на Израиль // Вестник РХД. Париж. № 108-110. С. 72.
30 Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим. 1979. С. 48.
31 Косинский И. Непостижимая война // Новое русское слово. Нью-Йорк. 1991. 11 янв. С. 3.
32 Иоанн (Экономцев), иеромон. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху // Вестник РХД. Париж. 1990. № 158. С. 12, 20.
33 Chanukah Around The World // The Jewish Press. New York. 1991. 6 December; Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF), Auslandsjournal, 15.6.92.
34 Les francs-macons a la conquete de l'Est // L'Express. Paris. 1992.17 Jan.