Глава 28. СИБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

В апреле 1998 года я был в Омске и позвонил в Новосибирск Николаю Вальдемаровичу Бордюгу, директору Сибирского Кадетского Корпуса, и выразил желание их посетить. Николай Вальдемарович откликнулся с энтузиазмом и сказал, что моё посещение очень к стати, так как в субботу 11 апреля кадетский корпус отмечает годовщину клуба «Новосибирское Военно-Патриотическое Объединение «Мужество, Героизм и Воля»», на основах которого и был основан Сибирский Кадетский Корпус.
Я выехал ночным поездом из Омска 10 апреля и утром приехал в Новосибирск и нанял такси, который доставил меня в корпус по адресу улица Красногорская 54.
Официальная дата открытия Сибирского Кадетского Корпуса – 14 мая 1992 года, когда мэрия Новосибирска вынесло историческое постановление № 324 о создании специализированной городской школы «Сибирский Кадетский Корпус», который является первым кадетским корпусом, основанном в Сибири в послереволюционный период. К сожалению он не может быть названным «Первым», так как это имя принадлежит Первому Сибирскому Корпусу Императора Александра I основанном в 1813 году в Омске. Регулярные занятия в корпусе началось с сентября 1992 года. В 2000 году в штат корпуса входят: директор, 5 заместителей, около 50 преподавателей, 23 офицера-воспитателей и около 20 технических работников.

  
Знамя Сибирского Кадетского Корпуса

Сибирскому Кадетскому Корпусу были выделены два здания упраздняемой школы-интерната № 150, на месте которой и было организовано кадетское учреждение и детский дом № 4, воспитанники которого, в возрасте от 6 до 10 лет и по сей день учатся в здании корпуса. Я обошёл с директором всё здание корпуса, которое содержится в исключительной кадетской чистоте и порядке, особенно комнаты приюта, которые оборудованы со вкусом для маленьких мальчишек.
В Сибирский Кадетский Корпус поступают годные по состоянию здоровья и прошедшие испытание по физической подготовке (бег на короткую и длинную дистанции), математике и русскому языку (контрольные работы). Программа дополнительного образования включает в себя «дополнительный кадетский компонент» (расширенная программа дисциплин по направлениям: «Военная история», «Культура», «Здоровье», «Хозяин»); бесплатные кружки различных профилей (военно-технические, музыкальные, художественные, спортивные). Также проводится парашютная, легководолазная, горно-туристическая, шлюпочная подготовка.
Особенно интересно отметить программу шлюпочных походов в летний период и лыжные походы зимой. Шлюпочной программой руководит классный воспитатель кадетского корпуса Бахтияр Хадиматович Артыкметов («Хадиматыч»). Хадиматыч - офицер запаса , капитан-лейтенант Военно-Морского Флота. В 1977 году закончил Севастопольское морское инженерное училище. Полтора года отслужил на «Китенке» (подводной лодке первого поколения), следующие восемь – на «Щуке» (последнее поколение атомных подлодок). Участвовал в пяти автономных походах по три-четыре месяца каждый. Служил на Тихом океане, ходил в Охотское, Японское, Берингово моря.
Морское дело требует особой подготовки. Помимо обучения кадет морской азбуке, Хадиматыч немало времени проводит с ними на спортивных площадках, в бассейне. Изучают историю отечественного флота, биографии знаменитых флотоводцев, военно-морских кампаний и кругосветных путешествий русских моряков. Юным морякам приходится учиться оказывать первую помощь, «выживать» в сложных условиях, ориентироваться на суше и на море, вязать морские узлы, учится флажному семафору. Главная же учёба начинается с приходом лета, когда на берегу Обского водохранилища организуются сборы. В течении полутора месяца лагерной жизни кадеты ходят под парусом и на вёслах на знаменитых «ЯЛах-6». Знамениты эти шестивесельные шлюпки тем, что используются на отечественных судах как самые быстроходные и устойчивые для различных целей – сообщении с берегом и другими кораблями, перевозка десанта, спасение утопающих, доставка продуктов. Но главным образом шлюпки эти используются для обучения моряков. На «шестёрках» устраиваются и спортивные соревнования вплоть до чемпионатов мира.
Не менее почётную миссию придумали для «Ялов» организаторы проекта «Аргонавты Сибири» - Андрей Михайлович Некрасов и Виктор Степанович Цой. Этот проект был специально разработан для специального морского класса Сибирского кадетского корпуса. Идея заключалась в следующем: на трёх шлюпках новосибирские аргонавты в течение четырёх лет совершат путешествия по крупным рекам Сибири, пройдя по пути русских первопроходцев. Проект включает и археологическую разведку в местах стоянок аборигенов, заброшенных городищ купцов-промышленников, казачьих острогов. Общая протяжённость маршрута по рекам и сухопутью – 14.000 километров. Свой первый серьёзный маршрут Клуб юных моряков прошёл по водам Обского моря. Весной 1993 года отряд высадился в деревне Новопичугово, где 400 лет назад были разбиты войска хана Кучума. Результаты этих походов выявились не только в физическом прогрессе участников но и в улучшении успеваемости по общеобразовательным дисциплинам. Частично была изжита «курёшка».
Свою третью навигацию аргонавты «покоряли» Иртыш и шли на трёх парусно-весельных ялах («Беляна», «Красотка», «Голубая») по путям , проложенным дружиной Ермака Тимофеевича. Через Тару-городок, к устью Вагая, где воздвигли девятиметровый крест на месте гибели вольного казака, мимо речки Сибирки, где некогда стояла столица Сибирского ханства – Старая Сибирь, давшая имя всей той земле, что лежит от Урала на западе до Яблонового хребта и Амура на востоке.
   

Парад Сибирского Кадетского Корпуса в Новосибирске

После осмотра здания кадетского корпуса, я был приглашён в кабинет директора, где участвовал на интервью местного телевидения. Затем, по расписанию дня, был кадетский парад на площади корпуса. На площади стояли: танк Т-32, 76-мм пушка СИС-3, миномёты (82-мм и 120-мм), морские торпеды, с которыми сибирские кадеты были уже хорошо знакомы. Меня пригласили, как почётного гостя, на помост, на котором красовался двуглавый орёл. Я стал рядом с тремя генералами: генерал-лейтенантом Н.В.Бордюгом, директором корпуса, генерал-майором А.Ф. Бахваловым, заместителем директора, и В.И. Рейзлином, приехавшему из Томска. Перед нами выстроились около 400 кадет в традиционной кадетской форме. Директор сказал речь, в которой подчеркнул значение кадетского воспитания и о важной роли кадет в восстановлении новой России. Директор предложил произнести речь и мне. Имея уже опыт в таких торжествах, я обратился к сибирякам с речью, в которой упомянул особенность кадетской дружбы, которая остаётся на всю жизнь. А также о том, что на них возложена особенная надежда в восстановлении Великой России, в чём я им завидую.


Автор с генералами Бордюком, Бахваловым и Рейзлином

Перед нами прошли парадным маршем духовой оркестр и все роты кадет. Я никогда не мечтал, что мне придётся принимать парад, да ещё стоя рядом с тремя генералами!
По окончанию официальных церемоний, директор корпуса предложил мне сделать экскурсию в город и познакомиться с достопримечательностями Новосибирска. Осмотрели красивый центр города, собор и стадион, а затем поехали в парк, где выставлена военная техника.


Памятник Героям Отечественной Войны в Новосибирске

Вернулись в кадетский корпус. Поужинали и поехали на вокзал в сопровождении генералов Николая Вальдемарович Бордюга и Андрея Фёдоровича Бахвалова, с которыми у меня наладилось дружеское взаимоотношение. Я с удовольствием провёл день в кадетской атмосфере и только жалел, что не удалось это удовольствие растянуть на более долгий срок!
 

<< Назад