Глава 28. СИБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
В апреле 1998 года я был в Омске и позвонил в Новосибирск Николаю Вальдемаровичу
Бордюгу, директору Сибирского Кадетского Корпуса, и выразил желание их посетить.
Николай Вальдемарович откликнулся с энтузиазмом и сказал, что моё посещение
очень к стати, так как в субботу 11 апреля кадетский корпус отмечает годовщину
клуба «Новосибирское Военно-Патриотическое Объединение «Мужество, Героизм и
Воля»», на основах которого и был основан Сибирский Кадетский Корпус.
Я выехал ночным поездом из Омска 10 апреля и утром приехал в Новосибирск и нанял
такси, который доставил меня в корпус по адресу улица Красногорская 54.
Официальная дата открытия Сибирского Кадетского Корпуса – 14 мая 1992 года,
когда мэрия Новосибирска вынесло историческое постановление № 324 о создании
специализированной городской школы «Сибирский Кадетский Корпус», который
является первым кадетским корпусом, основанном в Сибири в послереволюционный
период. К сожалению он не может быть названным «Первым», так как это имя
принадлежит Первому Сибирскому Корпусу Императора Александра I основанном в 1813
году в Омске. Регулярные занятия в корпусе началось с сентября 1992 года. В 2000
году в штат корпуса входят: директор, 5 заместителей, около 50 преподавателей,
23 офицера-воспитателей и около 20 технических работников.
Знамя Сибирского Кадетского Корпуса
Сибирскому Кадетскому Корпусу были выделены два здания упраздняемой
школы-интерната № 150, на месте которой и было организовано кадетское учреждение
и детский дом № 4, воспитанники которого, в возрасте от 6 до 10 лет и по сей
день учатся в здании корпуса. Я обошёл с директором всё здание корпуса, которое
содержится в исключительной кадетской чистоте и порядке, особенно комнаты
приюта, которые оборудованы со вкусом для маленьких мальчишек.
В Сибирский Кадетский Корпус поступают годные по состоянию здоровья и прошедшие
испытание по физической подготовке (бег на короткую и длинную дистанции),
математике и русскому языку (контрольные работы). Программа дополнительного
образования включает в себя «дополнительный кадетский компонент» (расширенная
программа дисциплин по направлениям: «Военная история», «Культура», «Здоровье»,
«Хозяин»); бесплатные кружки различных профилей (военно-технические,
музыкальные, художественные, спортивные). Также проводится парашютная,
легководолазная, горно-туристическая, шлюпочная подготовка.
Особенно интересно отметить программу шлюпочных походов в летний период и лыжные
походы зимой. Шлюпочной программой руководит классный воспитатель кадетского
корпуса Бахтияр Хадиматович Артыкметов («Хадиматыч»). Хадиматыч - офицер запаса
, капитан-лейтенант Военно-Морского Флота. В 1977 году закончил Севастопольское
морское инженерное училище. Полтора года отслужил на «Китенке» (подводной лодке
первого поколения), следующие восемь – на «Щуке» (последнее поколение атомных
подлодок). Участвовал в пяти автономных походах по три-четыре месяца каждый.
Служил на Тихом океане, ходил в Охотское, Японское, Берингово моря.
Морское дело требует особой подготовки. Помимо обучения кадет морской азбуке,
Хадиматыч немало времени проводит с ними на спортивных площадках, в бассейне.
Изучают историю отечественного флота, биографии знаменитых флотоводцев,
военно-морских кампаний и кругосветных путешествий русских моряков. Юным морякам
приходится учиться оказывать первую помощь, «выживать» в сложных условиях,
ориентироваться на суше и на море, вязать морские узлы, учится флажному
семафору. Главная же учёба начинается с приходом лета, когда на берегу Обского
водохранилища организуются сборы. В течении полутора месяца лагерной жизни
кадеты ходят под парусом и на вёслах на знаменитых «ЯЛах-6». Знамениты эти
шестивесельные шлюпки тем, что используются на отечественных судах как самые
быстроходные и устойчивые для различных целей – сообщении с берегом и другими
кораблями, перевозка десанта, спасение утопающих, доставка продуктов. Но главным
образом шлюпки эти используются для обучения моряков. На «шестёрках»
устраиваются и спортивные соревнования вплоть до чемпионатов мира.
Не менее почётную миссию придумали для «Ялов» организаторы проекта «Аргонавты
Сибири» - Андрей Михайлович Некрасов и Виктор Степанович Цой. Этот проект был
специально разработан для специального морского класса Сибирского кадетского
корпуса. Идея заключалась в следующем: на трёх шлюпках новосибирские аргонавты в
течение четырёх лет совершат путешествия по крупным рекам Сибири, пройдя по пути
русских первопроходцев. Проект включает и археологическую разведку в местах
стоянок аборигенов, заброшенных городищ купцов-промышленников, казачьих
острогов. Общая протяжённость маршрута по рекам и сухопутью – 14.000 километров.
Свой первый серьёзный маршрут Клуб юных моряков прошёл по водам Обского моря.
Весной 1993 года отряд высадился в деревне Новопичугово, где 400 лет назад были
разбиты войска хана Кучума. Результаты этих походов выявились не только в
физическом прогрессе участников но и в улучшении успеваемости по
общеобразовательным дисциплинам. Частично была изжита «курёшка».
Свою третью навигацию аргонавты «покоряли» Иртыш и шли на трёх парусно-весельных
ялах («Беляна», «Красотка», «Голубая») по путям , проложенным дружиной Ермака
Тимофеевича. Через Тару-городок, к устью Вагая, где воздвигли девятиметровый
крест на месте гибели вольного казака, мимо речки Сибирки, где некогда стояла
столица Сибирского ханства – Старая Сибирь, давшая имя всей той земле, что лежит
от Урала на западе до Яблонового хребта и Амура на востоке.
Парад Сибирского Кадетского Корпуса в Новосибирске
После осмотра здания кадетского корпуса, я был приглашён в кабинет директора,
где участвовал на интервью местного телевидения. Затем, по расписанию дня, был
кадетский парад на площади корпуса. На площади стояли: танк Т-32, 76-мм пушка
СИС-3, миномёты (82-мм и 120-мм), морские торпеды, с которыми сибирские кадеты
были уже хорошо знакомы. Меня пригласили, как почётного гостя, на помост, на
котором красовался двуглавый орёл. Я стал рядом с тремя генералами:
генерал-лейтенантом Н.В.Бордюгом, директором корпуса, генерал-майором А.Ф.
Бахваловым, заместителем директора, и В.И. Рейзлином, приехавшему из Томска.
Перед нами выстроились около 400 кадет в традиционной кадетской форме. Директор
сказал речь, в которой подчеркнул значение кадетского воспитания и о важной роли
кадет в восстановлении новой России. Директор предложил произнести речь и мне.
Имея уже опыт в таких торжествах, я обратился к сибирякам с речью, в которой
упомянул особенность кадетской дружбы, которая остаётся на всю жизнь. А также о
том, что на них возложена особенная надежда в восстановлении Великой России, в
чём я им завидую.
Автор с генералами Бордюком, Бахваловым и Рейзлином
Перед нами прошли парадным маршем духовой оркестр и все роты кадет. Я никогда не
мечтал, что мне придётся принимать парад, да ещё стоя рядом с тремя генералами!
По окончанию официальных церемоний, директор корпуса предложил мне сделать
экскурсию в город и познакомиться с достопримечательностями Новосибирска.
Осмотрели красивый центр города, собор и стадион, а затем поехали в парк, где
выставлена военная техника.
Памятник Героям Отечественной Войны в Новосибирске
Вернулись в кадетский корпус. Поужинали и поехали на вокзал в сопровождении
генералов Николая Вальдемарович Бордюга и Андрея Фёдоровича Бахвалова, с
которыми у меня наладилось дружеское взаимоотношение. Я с удовольствием провёл
день в кадетской атмосфере и только жалел, что не удалось это удовольствие
растянуть на более долгий срок!