Глава 23. НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ



В Санкт-Петербурге я бываю часто, но посетить первый раз Нахимовское военно-морское училище мне удалось только в декабре 1995 года. С начальником училища, контр-адмиралом Николаем Николаевичем Маловым, я встретился первый раз на XIV Кадетском Съезде (в 1994 году) в Пенсильвании и решил его навестить во время моей поездки в Россию в декабре 1995 года. На крейсере “Аврора” я уже побывал во время моей первой поездки в марте 1991 года, когда и познакомился с командиром крейсера капитаном Алексеем Алексеевичем Юдиным, который нам показал корабль и затем пригласил в свою каюту на чашку кофе.
В ноябре 1996 года, во время очередной поездки в Петербург, мне опять удалось навестить Нахимовское училище. По душам побеседовал с Николаем Николаевичем Маловым.
Николай Николаевич разрешил мне посетить классы, и я прослушал урок по радиоэлектронике. Урок был на тему резонансовых контуров, применяемых в радиопередатчиках и радиоприемниках. Эта тема меня очень интересует, так как я применяю резонансовый контур в своих разработках в вихретоковых приборах. Поэтому мне особенно было интересно прослушать этот урок. Был приятно поражён высоким уровнем преподавания и активным участием и энтузиазмом кадет. В конце урока преподавательница предоставила мне несколько минут времени, и я вкратце объяснил, что я кадет XVI выпуска Зарубежного корпуса в Сербии, а также рассказал о моём отце, который учился до революции в Санкт-Петербурге. Кадеты проявили большой интерес к моему короткому выступлению и попросили меня опять посетить их и поговорить о зарубежных кадетах и их традиция.



                            
Начальник Нахимовского
Училища адмирал Н. Н. Малов                  Автор с начальником Нахимовского Училища

Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге было основано 21 июня 1944 года под названием “Ленинградское нахимовское военно-морское училище”, а в ноябре 1991 года было переименовано в ”Нахимовское военно-морское училище”. Училище было названо в честь выдающегося адмирала русского флота - героя Наварина, Синопа и Севастополя. Для многих поколений моряков его служба, верность долгу, преданность Родине стали примером. Адмирал Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 года в селе Городок в районе города Вязьмы. Этот день отмечается как двойной праздник: день образования училища и день рождения Нахимова. Адмирал Нахимов был знаменитым русским флотоводцем. Окончил Морской кадетский корпус. В 1822 году на фрегате “Крейсер” совершил знаменитое кругосветное путешествие. Участник Крымской войны (1853-1856). Разгромил турецкую эскадру в Синопском сражении, в котором проявил свой талант флотоводца. С февраля 1855 года возглавлял героическую оборону Севастополя.
Училище расположилось в здании, построенном по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева в честь 200-летия города Санкт-Петербурга как городской училищный дом в память о Петре Великом. В результате успешной разработки проекта этого здания Дмитриев в 1908 году в возрасте 30 лет был избран главным архитектором Санкт-Петербурга, а впоследствии стал академиком архитектуры. Шпиль здания венчает бронзовая галера под Андреевском флагом, а главный фасад здания украшает бронзовый бюст Петра I с уникальной для России надпись: “Отцу отечества”, выполненный по рисункам художника А. Н. Бенуа. Над убранством внутренних помещений трудились всемирно известные художники Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский. Здание было построено для реального училища имени Петра Великого.
    
Нахимовцы на параде в Петропавловской крепости                       Нахимовцы в классе

Нахимовское училище было предназначено для воспитания сыновей воинов, погибших на фронтах Второй Мировой войны и подчиняется главнокомандующему Военно-Морским Флотом России, который руководит им через начальника Управления военно-морского образования. Сейчас в училище принимаются дети военнослужащих, проходящих службу в отдалённых местностях, и дети, у которых один из родителей погиб при исполнении служебных обязанностей.
Первоначально училище приняло в свои стены воспитанников в возрасте от 10 лет. Срок обучения достигал 8 лет, но постепенно сократился до двухлетнего. Этот срок оказался недостаточным для подготовки нахимовцев к обучению в высших военно-морских училищах, и с 1994 года училище полностью перешло на трёхлетнее обучение. Сейчас в него принимаются юноши в возрасте 14-15 лет после окончания 8 класса средней школы, изучающие английский язык.
Занятия на первом курсе начинаются 1 августа с выездом в учебный лагерь, который расположен в живописном месте на берегу Нахимовского озера в 100 километрах от Санкт-Петербурга, недалеко от границы с Финляндией. Экологически чистое место площадью в 4 квадратных километра в сосновом лесу, чистое и спокойное озеро около 12 километров длиной и обилие различных ягод создают хорошие условия для занятий и отдыха. Здесь “новички” изучают основы военно-морского дела, устройство шлюпки, ходят по озеру на вёслах, занимаются физической и строевой подготовкой. В конце лагеря проходит торжественное посвящение в нахимовцы, когда они надевают парадную военно-морскую форму и им вручаются ленточки к бескозырке с золотой надписью “Нахимовское училище”. В этот день проводятся спортивные состязания, шлюпочные гонки, встречи с ветеранами.
С 1 сентября занятия начинаются в Санкт-Петербурге. Учебный год разделяется на 4 квартала, между которыми нахимовцам предоставляется каникулы. После завершения учебного года и переводных экзаменов нахимовцы 1 курса в течение двух недель проходят морскую практику на кораблях Военно-Морского Флота. Нахимовцы 2 курса проходят морскую практику в течение 2-4 недель. Они изучают устройство корабля, его оружия и механизмов, дублируют корабельных специалистов на вахтах. Под руководством офицеров училища нахимовцы занимаются штурманской подготовкой, учатся определять местонахождение корабля и прокладывать его курс. Первокурсники совершают походы по Балтийскому морю в границах России. Второкурсники участвуют и в дальних походах. Так, в 1993 году они участвовали в походах с посещением Финляндии, Дании, Англии, а в 1994 году - в походах с посещением Франции, Болгарии, Греции. Путь их пролегал по Средиземному морю и Атлантическому океану.
В повседневной жизни все нахимовцы сводятся в роты, состоящие из 4 взводов. В каждом взводе 25-30 нахимовцев. Во время классных занятий взвод представляет собой учебный класс. Во главе учебного взвода стоит офицер-воспитатель. Весь офицерский состав училища имеет опыт службы на кораблях и в частях Военно-Морского Флота. В училище имеются 2 спортивных зала и зимний плавательный бассейн, стрелковый тир. Самодеятельность пользуется большой популярностью училища. В хоре поют почти все нахимовцы. Хор часто выступает на телевидении, в лучших концертных залах России и за рубежом.
Выпускники, имеющие в период обучения отличные оценки, получают золотую медаль, и их имена заносятся на мраморную доску почёта. После окончания училища выпускники без сдачи вступительных экзаменов направляются в высшие военные училища Вооружённых Сил России. Ежегодный выпуск составляет около 200 человек.
Ежегодный выпуск из училища проходит как большой праздник. На него прибывает Главнокомандующий (или его представитель) Военно-Морского Флота России, ветераны, родители.
Некоторые занятия и ритуалы проводятся на борту исторического корабля российского флота крейсера “Аврора”. 1-го сентября 1945 года крейсер “Аврора” был передан училищу как учебная база. 26 июля 1992 года адмирал В. Е. Селиванов на крейсере “Аврора” вручил училищу Андреевский флаг. Крейсер “Аврора” вступил в ряды Российского Императорского флота в 1903 году. Участвовал в Цусимском сражении в Русско-японской войне. Во время революции крейсер сделал холостой выстрел 25 октября 1917 года, подав сигнал начала атаки Зимнего Дворца, и таким образом крейсер стал “легендарным героем революции”, в роль которого его вознесла советская пропаганда. Во время осады Ленинграда 130-миллиметровые орудия были сняты с крейсера, и девять из них были установлены на Вороньей горе в районе Дудергофа, образовав артиллерийскую батарею “А”, которая с большим успехом отбивала атаки немецких танков, когда они пытались прорваться в Ленинград. Десятое баковое орудие, которое сделало выстрел по Зимнему Дворцу, было установлено на бронепоезде “Балтиец”. Сейчас, как и раньше, на “Авроре” отбивают “склянки”, и под звуки горна поднимается опять на флагштоке Андреевский флаг, который был первоначально поднят на “Авроре” в день её рождения.


Крейсер «Аврора» на фоне Нахимовского Военно-Морского Училища в Санкт-Петербурге

Училище является уникальным, единственным в России учебным заведением, где с 14-летнего возраста обучаются юноши-флотоводцы 21 века. В 1996 году Россия празднует 300-летие Российского Флота. Поэтому в этой главе приведу некоторые интересные факты о Российском Флоте.
Историческими словами императора Петра Великого начинается Указ Боярской Думе от 20 октября 1696 года: “Морским судам быть”, следствием которого Россия стала великой морской державой. В начале были привлечены иностранные специалисты, которые постепенно были заменены гражданами России. Для подготовки морских специалистов уже в 1701 году в Москве указом Петра I создаётся первое учебное училище, предназначенное для “... математических навигационных, то есть мореходных хитростных искусств учения”. Это учебное заведение - бывший Морской кадетский корпус. Теперь это высшее военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге и поныне сохраняет статус передового учебного заведения.
В 1703 году в устье Невы основывается новый город - Санкт-Петербург. Чтобы обеспечить долгожданный выход к Балтийскому морю, спешным порядком строится военно-морская база, торговый порт. Создаётся военно-морская крепость на острове Котлин - Кронштадт. В 1712 году Санкт-Петербург становится официальной столицей России. Сюда перемещается центр кораблестроения. Сооружаются верфи для строительства крупных кораблей. В Петербург переводится Навигационная школа, и 1 октября 1715 году создаётся Морская академия. Город на Неве превращается в центр военно-морской науки в России. Царским указом Павла I 20 августа 1798 года создаётся в Петербурге училище корабельной архитектуры, которое готовило специалистов не только строителей судов, но и знающих машинное дело.
В 1759 году выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов выдвинул идею создания в России “мореплавательской академии как высшего учебного и научного учреждения”, задача которого была бы подготовка людей высокограмотных в математике, астрономии, гидрографии, механике, которые способствовали бы развитию и безопасности мореплавания. По предложению выдающегося русского мореплавателя и учёного адмирала И. Ф. Крузенштерна 29 января 1827 года открылся при Морском корпусе офицерский класс, чем было положено начало академической подготовке офицеров в российском флоте для повышения теоретической подготовки по точным и прикладным наукам. С этого года фактически берёт своё начало существующая и поныне Военно-морская академия. Преподаватель физики и электротехники Минного офицерского класса в Кронштадте Александр Степанович Попов создал систему радиосвязи, которая имела громадное значение для развития военной техники связи. Питомцем флотских учебных заведений был выдающийся русский кораблестроитель, механик и математик, академик Алексей Николаевич Крылов. Он был автором фундаментальных трудов по теории корабля, магнитных и гироскопических компасов.
В ходе событий 1917 года практически все специальные военно-учебные заведения были расформированы из-за недостатка флотских офицеров, перешедших на службу советской власти. Сохранилось только Морское инженерное училище. В сентябре 1918 года в Петрограде открылись курсы для подготовки командного состава, которые начали свою работу в здании Морского корпуса.
В августе 1937 года в Севастополе создаётся Черноморское военно-морское училище имени адмирала Нахимова. В 1948 году открывается инженерное училище в Пушкине и Севастопольское высшее военно-морское училище в 1951 году, которое вскоре сосредоточилось на подготовке инженеров-энергетиков для атомного подводного флота. В 1948 году основано Высшее военно-морское училище подводного плавания. Идея создания подводного корабля пришла крестьянину Ефиму Никонову ещё во времена Петра Великого. Пётр понял важность идеи и повелел строить такое судно. 3 марта 1720 года опытное судно было заложено на Галёрном дворе Санкт-Петербурга, который стал родоначальником российского подводного кораблестроения.
Подготовка будущих офицеров Российского Флота по многим специальностям проводится сейчас в семи высших военно-морских училищах. Пять из них расположены в Санкт-Петербурге, по одному - в Калининграде и Владивостоке. Достигнув уровень командира корабля, офицер флота имеет возможность продолжить обучение в течение 2-3 лет в Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова в Санкт-Петербурге. Некоторая часть старших офицеров может продолжить образование в Академии Генерального штаба в Москве. Обучение длится два года. Закончившие это учебное заведение командуют крупными соединениями флота.

Группа Зарубежных кадет с нахимовцами у здания Нахимовского Военно-Морского Училища

Сейчас в условиях реформы перед руководством Военно-Морского Флота России стоит ответственная задача приведения системы военно-морского образования в соответствие с требованиями военной доктрины и реальных нужд флота. Выполнение задач по сдерживанию возможного противника пока ещё актуально. Интересы России требуют надёжной охраны территориальных вод и экономических зон, защиты судоходства, зон рыболовства. Это определяет необходимость военно-морского присутствия флота России во многих районах мира. Несомненно, только усилиями хорошо подготовленных офицеров могут быть выполнены столь сложные задачи.

Примечание: Некоторые данные в этой главе были заимствованы из следующих источников:
1. “Вахтенный Журнал”. “Андреевский Флаг”, Москва, 1994 г.
2. “Гардемарин” Типография “Морской газеты”, Кронштадт, 19 мая, 1994 г.
3. “Нахимовское Военно-Морское Училище”, Н. Н. Малов.
“Кадетская Перекличка”, №55-56, декабрь 1994 - Март 1995 г.
4. “Система Военно-Морского Образования в России”, Н. Н. Малов.
“Кадетская Перекличка”, №57, Июль 1995г.
 

<< Назад