МАТЕРИАЛЫ IV СЪЕЗДА КАДЕТ РОССИИ В ХАБАРОВСКЕ И ВЛАДИВОСТОКЕ
Вступить в МССНКСкачать и заполнить бланк заявления, приложить 2 фотографии 3х4 и обратиться к Мосолову М.В. Сделать сайт www.kadet.ru стартовой страницей
КАДЕТСКИЙ КЛУБ
Зарегистрировано:
2727
вход
регистрация
Главная
О МССНК Историческая справка, Положение о Знамени, координаты и телефоны офиса
ФОТО
ЛЕТОПИСЬ
Фотолетопись обновлена 08.04.17
История Содружества и кадетского движения в фотографиях, фоторепортажи.
ФОТО
ГАЛЕРЕЯ
Фотогалерея обновлена 26.05.16
Архивные фотографии выпускников, передаваемые в Содружество и присылаемые на почтовый ящик сайта, а также фотографии из сети по тематике сайта
БИБЛИО
ТЕКА
Библиотека
Более 150 Мгб уникальной информации, полученной со всего мира.
Разделы: вера, история, литература, публицистика
Особая благодарность за предоставленные материалы Объединению русских кадет за рубежом, а также Ананьеву Б.В. и Беликову В.Д.- владельцам библиотеки БеЛКа
Личные
страницы
Личные страницы
Александра Владимирова, Владимира Кошелева, Вадима Южного, Игоря Андрушкевича, Владимира Проскурнина, Сергея Даркова, Николая Шахмагонова, Леонида Резника
ВИДЕО Смотрите видеоматериалы по кадетской и патриотической тематике
(страница обновлена 20.11.2012)

МУЗЫКА Кадетские песни, вальсы и марши (обновлена 24.09.2013 Добавлен марш ОрСвЕкСВУ со словами)
Гостевая
книга
Приглашаем в новую версию гостевой книги
СУВЕНИРЫ На сайте вновь создана страничка сувениров. В офисе МССНК можно заказать и приобрести значки, сувениры с кадетской символикой, погоны, книги
ПОЭЗИЯ Стихи кадет на разные темы
Добавлены новые стихи Шахмагонова
Пресса
о кадетах
ПАМЯТЬ Обновлены страницы Памяти 25.04.2015
ТАК КАДЕТ ИЛИ КАДЕТОВ?Правильно говорите и пишите слово КАДЕТ

"Никакие уставы, никакие условия обществ не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет..."
Федор Глинка, 1-го кадетского корпуса выпуска 1803 г., писатель и поэт.

 
икона дня
подсказка При нажатии на икону смотрите
[Жития] [Иконы] [Молитвы] [Храмы] [Святыни]

Смотрите наши сувениры

Магнит НВМУ-70-3
БЕСОГОН №94 Есть ли выход из исторического лабиринта Ельцин Центра. Какой истории там учат. И как в девяностые распродавали оборонные заводы и корабли за бесценок
БЕСОГОН №95 CCСР распался, что дальше? Поговорим о внешних и внутренних угрозах России. Кто, как и зачем пытается сделать с Россией то же, что и с СССР. Война уже идёт
БЕСОГОН №96 Украина - зеркало или опыт?

Вышел в свет второй том книги Н.З. Кунца "Гордость кадетского братства
при использовании материалов книги ссылка на источник обязательна


Сайт русской патриотической газеты

Читайте на нашем сайте книгу "СУВОРОВСКИЕ, НАХИМОВСКИЕ...", изданную к 60-летию образования Суворовских военных и Нахимовских военноморских училищ, пусть краткая и недостаточная информация об ваших училищах в этой книге возбудит у вас желание написать воспоминания о суворовских и нахимовских годах

Повесть Бориса Изюмского "Алые погоны" (1948 года издания) с сайта Юрия Рудика

Прекрасной юности незабываемые дни
Воспоминания ветеранов-суворовцев:
Теренченко Н.И. "Я СУВОРОВЕЦ"
Теренченко Н.И. "МЫ БЫЛИ СУВОРОВЦАМИ"
Дарков С.К. "Кадетские записки суворовца N***"
Романов Б.Г. РУБИМ МЫ ЗДОРОВО
Интервью с суворовцем Александром Андрейченко
Миленин Е.П. Воспоминания суворовца
Резник Л.А. Детство и юность в погонах.
Медведев Д.В.ПАРАД
ФЕДЮШКИН В.Г. ВОСПОМИНАНИЯ

Стихи Свердловского кадета БОРИСА НЕСТЕРЕНКО на его странице на сайте Стихи.ру (вирусов нет)

Стихи Ленинградского кадета ЮРИЯ КРИВОЦЮКА (ВИЛЬНЮССКОЕ СОДРУЖЕСТВО КАДЕТ)

ЮМОР
ВНУК КАДЕТА

Коды наших баннеровКоды наших баннеров

Читайте с 1-го по 16-й номера кадетского журнала украинских кадет

Пресса о кадетах
В. Хорохордин УРОК ПАМЯТИ

В. ХОРХОРДИН,
руководитель ШОКК-школы при 2-м Московском кадетском корпусе
Урок памяти

Этот рассказ адресован всем, кто уже проводил, проводит или готовится провести «Уроки Памяти» в своей школе. Уверен, что среди читателей «ШБ» таких энтузиастов принципиально новой формы проведения занятий по истории нашего Отечества много, и их число будет увеличиваться.
Убежден, что такая форма изучения прошлого России должна превратиться если не в основную, то, во всяком случае, в полноправную форму проведения уроков, которые будут строиться не только как диалог между учителем и учеником («диалог по вертикали»), но и как обмен мнениями между самими учениками («диалог по горизонтали»),
Почему?
Я собирался дать ответ на этот вопрос в самом конце своего рассказа. Но не буду держать читателя в напряжении и дам ответ - хотя бы в самом первом приближении - сразу. Дело в том, что наши ученики стремительно, прямо на глазах, умнеют. Начиная с шестого и кончая выпускными классами, они уже переросли упрощенные схемы подачи материала по различным сюжетам нашей истории в учебниках. Не буду останавливаться на причинах объективного и субъективного характера, которые обусловили этот феномен. Скажу только, что и школьные преподаватели, и библиотекари, а главное - все мы - родители - весьма чувствительно столкнулись с тем, что даже самые лучшие учебники, рассчитанные на «среднестатистического» ученика, вызывают у «потребителей» острое желание осмыслить поданный исторический материал поглубже, подискутировать с принципами отбора фактов и разобраться в убедительности авторских выводов.
Хорошо это или плохо - предмет отдельного разговора.
Но такова данность, обусловленная современной российской действительностью. И вряд ли с этим будут спорить историки, обществоведы и «гуманитарии» в целом.
Не берусь ничего сказать в этой связи о «естественниках», но смею предположить, что с учетом стремительного стирания граней между «природоведческими», «точными» и «общественными» науками, начавшегося в конце XX века, ситуация у них выглядит не намного проще.
Теперь - о главном.
В последние дни прошлого года в стенах Второго Московского кадетского корпуса состоялся «Урок Памяти», посвященный Русско-турецкой войне 1877-1878гг.
Оговорюсь сразу - пусть вас не пугает столь специфическое название учебного заведения. Здесь с 6 по 9 классы учатся самые обычные дети современной России. В основном это подростки, которые попали в кадетскую школу-интернат № 69 (так звучит второе официальное название этого государственного образовательного учреждения) из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, неполных и многодетных семей.
Так что проблемы, которые нужно было решить при подготовке и проведении «Урока Памяти», те же самые, которые придется решать всем, кто пойдет по нашему пути.
Итак, все началось с того, что после блистательного выступления нескольких воспитанников корпуса на общегородских исторических чтениях, посвященных памяти А.В. Суворова, ребят заинтересовала личность «белого генерала» — Михаила Дмитриевича Скобелева, которого современники называли «полководцем, равным Суворову». Вопрос на занятиях по истории русской армии и кадетских корпусов (есть такая дополнительная образовательная программа в школе-интернате) был поставлен абсолютно конкретно: почему о Скобелеве в школьных учебниках сказано так мало, хотя его имя свято почитается в братской Болгарии, за освобождение которой от пятивекового турецкого ига он и его солдаты проливали свою кровь?
Дальше - больше.
На занятиях в Школе Офицерской Культуры для кадет (есть и такое новообразование во Втором кадетском корпусе, сокращение дети придумали сами - ШОКК) перед воспитанниками был поставлен вопрос, на который нигде в имеющейся литературе нет ответа: почему именно памятник Скобелеву в Москве был разрушен большевиками в числе первых?
В поисках ответа мы связались с «Союзом друзей Болгарии» - Международной общественной организацией, созданной в ноябре 1991 года с целью содействия сохранению и развитию традиционных связей народов России и Болгарии во всех сферах жизни.
И тут начали твориться маленькие и большие чудеса - в самом прямом и буквальном смысле этого слова.
Оказалось, что поисковая инициатива воспитанников Второго Московского кадетского корпуса полностью вписывается в программу мероприятий, посвященных 125-летнему юбилею Освободительной русско -турецкой войны 1877-1878 годов. На заседании «Союза друзей Болгарии» его руководящие сотрудники -последний посол СССР в Болгарии и он же - первый посол Российской Федерации в этой стране В.В. Шарапов, а также вице-адмирал К.Г. Лемзенко выразили готовность всячески помочь в поиске кадетами исторической правды о событиях тех лет.
Потом директор корпуса Ю.Г. Галанин, полковник запаса, ветеран Космических войск, одним словом, человек, совсем не расположенный к мистике, вдруг начал обнаруживать в самых укромных местах своего кабинета книги о войне 1877-1878 гг., изданные в Болгарии, и нашел даже непонятно как попавшую в видеотеку корпуса кассету с фильмом о генерале Скобелеве под названием «Тайна белого генерала». Я не шучу - это происходило зачастую буквально на моих глазах. И тогда мы подумали, что действительно ребята предлагают дело, угодное Богу (директор настаивал на Высших Силах и Судьбе).
Как бы то ни было, явно потрясенный происходящим, он предложил расширить рамки поиска ответов на заданные кадетами вопросы и подал идею провести специальный двухчасовой «Урок Памяти» под девизом «Братья-славяне -дружба навеки».
Окончательно убедились мы в богоугодности нашей работы, когда оказалось, что в день, когда кадеты собрались возложить цветы к памятнику героям, павшим под Плевной в ходе Русско-турецкой войны, там уже намечено было провести торжественную церемонию «поминовения усопших, безвременно погибших, и наших братьев, положивших живот свой на поле брани» с участием Владыки Орехово-Зуевского Алексия и представителей Болгарского подворья, Русской патриархии, Посла Болгарии и других болгарских дипломатов, сотрудников нашего Министерства иностранных дел, роты почетного караула, курсантов военных училищ - и прочая, и прочая... Нас там явно не ждали, но приняли радушно. Цветы мы возложили и выглядели в целом вполне достойно. Хотя, вернувшись в корпус, долго не могли придти в себя - слишком много «совпадений»...
Мы уже не удивились, когда буквально за день до начала «Урока Памяти» заместитель директора по воспитательной работе майор В.В. Панченко случайно узнал, что в Московском музее изобразительных искусств им. Пушкина вот-вот закроется выставка, которую развернул Военно-исторический музей из болгарского города Плевна. Там представлены уникальные экспонаты - ружья, ятаганы, сабли, шашки, мундиры, но главное - десятки железных, медных и оловянных православных крестиков, которыми буквально усеяна болгарская земля в местах самых кровавых столкновений русских солдат с турками.
Прах героев смешался с землей, но крестики продолжают светить нам из темной глубины.
Самодеятельные художники рисовали карту театра военных действий и портреты полководцев. Друзья кадет из Фонда «Связь поколений» помогли организовать выставку фотографий и репродукций исторических картин, отражавших события тех дней. Но главное - сами ребята с энтузиазмом засели за учебники, ринулись в поиски нужного материала по библиотекам, заставили родителей и близких пойти в архивы.
И это было самое главное чудо - всем хотелось восполнить невнятицу и скудость текстов в учебнике результатами собственных изучений документальных источников.
Так и решили строить урок - докладывать только тексты из документов тех лет и делать краткие выводы из них.
Единственная трудность - если докладывать все, что было приготовлено, то это заняло бы, по приблизительным подсчетам, 270 минут, то есть около пяти часов подряд.
Решили выбрать самое интересное, хотя мнения по этому поводу разделились. И, честно говоря, и теперь еще остались обиженные на то, что им не дали слова или не дали договорить до конца. Они даже не подозревают, что свой главный урок они выполнили на «отлично» - и притом задолго до намеченной даты!
Перед «Уроком Памяти» каждый выбрал себе героя, «в роли» которого он должен был выступать.
Саша Кокин и Миша Авдеев решили говорить от имени Царя-Освободителя Александра II. Они нашли уникальное воспроизведение полного текста Манифеста о начале войны с Османской Портой от 12 апреля 1877 года и документы о трагической личности монарха, который пал жертвой террористов и собственного понимания чести и достоинства русского человека, возведенного Провидением Господнем на высочайший трон. Саша Чекмарев нашел и доложил на Уроке интересные материалы о генерале М.И. Драгомирове и форсировании Дуная. За честь генерала И.В. Гурко сражались Артем Штепа и Саша Атаманов. Труднее всех пришлось, пожалуй, Захару Белоусову и Васе Куприянову - они должны были рассказать о генерале Н.Г. Столетове, который командовал болгарскими ополченцами, а оказалось, что написано о нем
в учебниках настолько мало, что можно сказать - ничего. «О брате его - Александре Григорьевиче, знаменитом физике и основателе физической лаборатории в Московском университете -есть обширная литература. А вот о Николае Григорьевиче - только несколько слов в энциклопедиях и редких книгах по истории войн», - жаловался чуть ли не со слезами на глазах шестиклассник Захар.
К сожалению, это была далеко не первая и не последняя несправедливость, с которой столкнулись кадеты при внимательном чтении наших учебников и книг на историческую тему.
На занятия в ШОКК - школе, которые проходили после уроков, они приносили целую коллекцию «ляпов» - ошибок в именах, названиях, датах, нагромождение смысловых противоречий, выписанных из текстов на сюжеты из войны 1877-1878 гг. - и это был поистине ШОК для всех! Но самое главное - в учебниках практически ничего не говорилось о великом подвиге самопожертвования русских солдат, которые по велению души пришли спасать своих братьев по православию от поголовного истребления турками. Одновременно кадеты учились не следовать за текстом слепо, не заучивать его, а искать в нем смысл, логику, историческую правду.
Конечно, больше всех повезло генералу-от-инфантерии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, с которого, собственно, и началась вся эта история. Его на «Уроке Памяти» представляли сразу четыре воспитанника - Витя Ермаков, Паша Дубовицкий, Женя Почивалов и Алеша Заборовский. Могло быть и больше (практически готовы отвечать были все), но честь представить результаты собственных поисков выпала именно им. В итоге мы нашли свой вариант ответа на вопрос о причине внешне необъяснимой вражды большевистской власти к Скобелеву: Михаил Дмитриевич олицетворял собой «белое» дело - то есть дело православия, дело чести и долга по отношению к царю - помазаннику Божию, дело спасения Святой Руси.
В ходе подготовки к «Уроку» были сделаны и свои мини-открытия.
Игорь Шичкин и Алексей Форый прочитали свою композицию- монтаж из отрывков писем с фронта, которые писал в окопах на Плевне простой русский офицер Януарий Кобылянский. Слушать эти чудом сохранившиеся в одном из российских архивов простые слова, написанные более ста лет назад и адресованные только «своим», было неимоверно тяжело и страшно. Но одновременно наши сердца переполнялись гордостью за русских воинов, которые гибли под градом пуль, мерзли и мокли в изрытой разрывами снарядов земле, страдали от голода и жажды, но стояли насмерть, верные воинскому долгу и чести.
Сенсационно прозвучал рассказ Сергея Куликова и Саши Шкутова о русском разведчике - Петре Дмитриевиче Паренсове, который после освобождения Болгарии почти год работал в должности военного министра в переходном правительстве и формировал новую болгарскую армию. Кадеты читали собранные ими в болгарских изданиях отрывки из донесений Паренсова ( он действовал под именем «Пауля Паульсона») о том, как помогали ему болгарские братья, а также привели слова болгарского исследователя Атанаса Бендерева о том, что «в мировой военной истории не было аналогичного примера такого самоотверженного и бескорыстного добывания и предоставления разведывательной информации русским, как это делали болгары - по доброй воле, основываясь на своем понимании патриотического долга».
В конце «Урока Памяти» Андрей Павлов, а также Аня Митина и Мария Ярцева (в корпусе учатся несколько девушек-кадет), прочитали стихи о русско-турецкой войне, написанные по горячим следам тех событий, а также стихотворение неизвестного автора, строки из которого были высечены в сентябре 1944 года советскими воинами на мраморной стене мавзолея русских героев в городе Плевне:
Вдали от русской Матери-земли
Здесь пали вы за честь Отчизны милой,
Вы клятву верности России принесли,
И сохранили верность до могилы.
Вас не сдержали грозные валы
Без страха шли на бой святой и правый.
Спокойно спите, русские орлы.
Потомки чтут и множат вашу славу.
После этого хоровая группа кадет лихо исполнила «Солдатушки, бравы ребятушки», а духовой оркестр кадетского корпуса грянул «Славься!» Михаила Ивановича Глинки.
Собственно, тут и можно было бы поставить точку.
Я ответил на вопрос, почему современным и самым перспективным видом урока отечественной истории я считаю тщательно подготовленные «Уроки Памяти», которые ведутся в форме свободного диалога - «по вертикали» и «по го-ризонтали».
В самом деле, разве хоть в одном учебнике мы можем встретить четкую и однозначную оценку характера Русско-турецкой войны как Священной войны во имя спасения наших братьев по вере и по крови? А ведь в Манифесте Царя-Освободителя, в приказах Главнокомандующего войсками Великого Князя Николая Николаевича, в воспоминаниях «белого генерала» Скобелева и в письмах офицера-окопника Кобылянского, которые были найдены и озвучены самими кадетами, об этом говорится четко и однозначно.
Дальше. Разве не убедились кадеты в итоге собственных поисков и изучения источников, что кровавое дело войны тоже можно и нужно делать чистыми руками? Ведь жертвовать собой во имя спасения от мучительной гибели и пыток целого братского славянского народа, в том числе тысяч детей, стариков и женщин - это поистине святое и богоугодное дело. Русский воин не громил мечетей, не убивал и не подвергал бесчеловечным расправам «неверных». Он остановился, верный приказу, в нескольких десятках километров от колыбели православия - Храма Святой Софии, превращенного османами-завоевателями в мечеть. Мы победили и не дошли совсем немного до легендарного Константинополя, ставшего столицей турецкой империи Стамбулом. Почему? Да, главным образом, потому, что наши солдаты перешли Дунай не в силу геополитических расчетов, а по велению православной души. Нам было важнее всего освободить братьев -болгар, а не приобрести новые земли.
Об этом «русском феномене» тоже не говорится ни слова в современных учебниках. Зато об этом горячо говорили современные русские кадеты. И приводили в доказательство документы тех лет.
Почему же им приходилось выявлять Истину в мучительных спорах, тратя столько усилий в ее поисках? Почему вообще так «не повезло» духовной истории русско-турецких войн на страницах новейших школьных учебников истории, не говоря уже о советских? Это тема для других Уроков Памяти.
Тем более, что спор по вопросу о смысле жизни, смерти и оправданности ратного самоможертвования не прекращается на протяжении многих веков. Его вел целый сонм великих мыслителей. Этот яростный спор вели в самый разгар войны 1877-1878 гг. Федор Михайлович Достоевский (кстати, выпускник кадетского корпуса) и «непротивленец» Лев Николаевич Толстой. Они остались каждый при своем мнении и не пришли к однозначному ответу.
Но зато он есть в Священном Писании. Не случайно на воздвигнутом в самом сердце Москвы памятнике гренадерам, павшим в сражении под Плевной, вылиты в бронзе слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
И еще - ответ есть в тех документах, которые легли в основу своеобразного Кодекса кадетской чести и которые наши кадеты знают почти наизусть, хотя написаны они были почти 200 лет тому назад:
«Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником.
Ты не отступишь перед врагом.
Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла.
Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову»... И, наконец:
«Ты будешь любить страну, в которой родился».
Вот почему мне кажется самым главным - и последним в контексте данного рассказа - чудом, которое проявилось в ходе подготовки и проведения «Урока памяти», - это то, что Урок Памяти и Братства славянских народов был проведен именно в стенах Кадетского корпуса. Дело в том, что в числе его учредителей - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, а на нарукавных нашивках кадетов значится гордое «МЧС России». Дело спасения России и нуждающихся в помощи ближних и собратьев - их профессиональный долг. Вот почему они восприняли русско-турецкую войну как систему военных действий, предпринятых во имя Спасения невинных жертв среди мирного населения, как общеславянскую по своим масштабам спасательную операцию.
В заключение приведу мудрое пророчество умершего в послереволюционной эмиграции воспитанника одного из российских кадетских корпусов С. Двигубского: «Будущим строителям новой России придется много подумать о том, чтобы суметь воссоздать тот слой общества, который в прошлом целиком участвовал в жертвенном служении России, в создании ее славы и могущества».
На Уроках Памяти мы, строители новой России, пытаемся воссоздать этот «слой общества».
Кадетам выпала высокая честь быть первыми.
Но нас, единомышленников, должно становиться с каждым днем все больше. Вместе - мы победим. По отдельности, врозь, - мы погибнем.
Об этом говорят наши Уроки Памяти и Братства славян
 
Если Завещание не вызывается, настройте Adob Flash Player
См. фотографии сайта
Участие в акции 1 канала «ПОД ЗНАМЕНЕМ ПОБЕДЫ» 19.04.2013

Интернет-газета для кадета

Сайт РОО Московские суворовцы

Сайт Дальневосточного Союза Суворовцев, Нахимовцев и Кадет России

Пошив формы для кадет
Сайт Василия Левченко "Кадетская энциклопедия" Сайт Cоюза Кадет Урала



Сайт KM.RU Новости без купюр

Сайт выпускников Киевского СВУ


СЛАВЯНКА
Сайт выпускников Питерской КАДЕТКИ

Сайт телеканала ЗВЕЗДА
Сайт выпускников Уссурийского СВУ

Сайт «Они защищали Отечество»

Сайт Нахимовского ВМУ

Сайт Минского СВУ

Информационный  портал журнала Русский Дом Журнал для тех, кто любит Россию



Официальный сайт Екатеринбургского суворовского военного училища

Военный шансон
ПРИГЛАШАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сайт кавказского кадета из Ростова на Дону - очень интересный сайт
Заслуженный артист России Ян Осин

Отличный патриотический ресурс


Фонд содействия кадетским корпусам


Яндекс цитирования

Поиск по сайту
● "Кадетский вестник России" №6.
● "Кадетский вестник России" №5.
● "Кадетский вестник России" №4.
● "Кадетский вестник России" №3.
● "Кадетский вестник России" №2.
● "Кадетский вестник России" №1.
● Кадетское письмо №1
Сайт Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет. kadetrossii@mail.ru