Господа кадеты

Псковский кадетский корпус просуществовал 35 лет и являлся одной из важных примет города в конце XIX - начале XX века.

Псковский кадетский корпус был создан 21 июля 1882 года в соответствии с указом императора Александра III на основе существовавшей с 1876 года Псковской военной гимназии. Просуществовал он до июля 1917-го, когда в связи с приближением к городу линии фронта Первой мировой войны псковских кадетов эвакуировали в Казань.

За эти тридцать пять лет учебное заведение подготовило немало офицеров, приобрело богатую историю и сформировало собственные традиции. Сегодня опять обсуждается вопрос о воссоздании в Пскове кадетского корпуса. Хочется надеяться, что это действительно произойдёт, и звание "псковский кадет" будут с гордостью носить современные мальчишки.

1 Здание Псковского кадетского корпуса было построено в 1780-е годы. Первоначально оно было двухэтажным и предназначалось для размещения местных органов власти ("присутственных мест"). В 1824 году его передали Псковскому военно-сиротскому отделению - учебному заведению для солдатских детей. Впоследствии здесь располагались последовательно сменявшие друг друга военно-учебные заведения: Псковский полубатальон кантонистов (1827 год), училище военного ведомства (1858 год), военная прогимназия (1868 год), военная гимназия (1876 год) и, наконец, Псковский кадетский корпус (1882 год). Третий этаж и боковые крылья здания были построены в 1854-1859 годах.

2 В конце XIX - начале ХХ века около здания кадетского корпуса был разбит небольшой сад. Его благоустройством занимались сами кадеты.

3 Двое мужчин в форме Министерства народного просвещения. Воспитателями в кадетских корпусах служили исключительно офицеры, но отдельные предметы могли вести как военные, так и гражданские педагоги. Вторые носили на службе форму "своего" ведомства: мундиры и сюртуки тёмно-синего цвета. Именно в такие сюртуки одеты стоящие у решётки сада мужчины. У одного в руке можно рассмотреть папку или книгу - вполне обычная для педагога деталь.

4 Извозчики являлись одним из основных видов городского транспорта. По данным за 1897 год, в Пскове их было около 500. Однако услуги извозчиков стоили довольно дорого. Согласно таксе, утверждённой губернскими властями в 1901 году, поездка в течение часа обходилась седоку в 50 копеек, если же плата рассчитывалась по расстоянию, она могла составлять: из центра города в Петровский (ныне Плехановский) посад - 20 копеек, из центра на железнодорожный вокзал - 30 копеек и т.д. Офицер-воспитатель кадетского корпуса в 1890-е годы получал 1200 рублей в год, т.е. 100 рублей в месяц. Ездить на извозчике каждый день было в принципе возможно, но очень накладно.

5 Уличный фонарь. Установка фонарей с электрическими лампами началось в Пскове с 1906 года, хотя вопрос о них поднимался отдельными местными общественными деятелями ещё в 1880-е годы. Однако электрические фонари довольно долго соседствовали с более старыми керосиновыми фонарями.

Материал подготовил Андрей Михайлов, д.и.н., научный сотрудник Северо-Западного отдела Научно-
исследовательского центра военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Псковский корпус

Согласно законодательству Российской империи, правом на поступление в число кадетов (от французского cadet - младший) обладали почти исключительно сыновья офицеров, не младше 10 лет, которые затем, на протяжении всего 7-летнего срока обучения, жили в интернате при корпусе и обеспечивались всем необходимым за государственный счёт.

Приём абитуриентов осуществлялся по старшинству разрядов: в первый входили сироты генералов и офицеров, убитых на войне или умерших от ран, полученных в боях, во второй разряд - круглые сироты офицеров, которые потеряли родителей в мирное время, в третий - сыновья кавалеров ордена св. Георгия всех степеней и т.д. Замыкали список просто сыновья офицеров, военных священников и чиновников военного ведомства. Дети гражданских чиновников и не служивших дворян на казённые вакансии в корпус не принимались.

Возможность отправить мальчика в корпус представлялась многим офицерам настоящей удачей, а исключение ребёнка из него (скажем, за плохую учёбу) становилось семейной катастрофой. Впрочем, руководство кадетских корпусов хорошо понимало ситуацию и к исключению воспитанников прибегало редко.

Юноши, успешно прошедшие курс кадетского корпуса, переводились в военные училища, по окончании которых получали первый офицерский чин подпоручика и распределялись по родам войск и частям.

"Честный слуга, преданный Государю и Отечеству"

Программы корпусов носили общеобразовательный характер. Среди изучаемых предметов были: Закон Божий, русский язык и словесность, чистописание, французский и немецкий языки, история, физика, математика, рисование, черчение и т.д. Много внимание уделялось также гимнастике.

Внутренняя организация и воспитательная система отличались военизированным характером: воспитанники делились на роты и отделения с офицерами во главе, подчинялись строгой дисциплине, назначались на дежурства по ротам и классам и т.д.

Специальная "Инструкция по воспитательной части для кадетов Псковского кадетского корпуса" гласила: "Кадет воспитывается для того, чтобы из него вышел прямой, твёрдый и честный слуга, преданный своему Государю и Отечеству".

Сплочённость кадетов не исключала такого явления, как "цук" - некоторое притеснение старшими кадетами младших и, одновременно, приобщение новичков к корпусным традициям.

Окончивший Псковский кадетский корпус в 1913 году А.В. Булгаков вспоминал: "Легкий цук существовал только во 2-й роте и был вполне осмысленным, так как приучал кадетов к вежливости по отношению к старшим. Если какой-либо кадет позволял себе известную вольность или запанибратство по отношению к старшему его возрасту, то после обеда, с разрешения дежурного офицера… дежурный по роте вызывал провинившегося в "музыкалку", и, отрапортовав о своём прибытии, виновный выслушивал обвинительный акт, после чего подвергался в зависимости от проступка соответствующему взысканию".

Кадетский бал

Военные педагоги считали, что во время отдыха от учёбы кадеты должны не бездельничать, а развиваться физически и умственно. Поэтому если экскурсии, чтение серьёзной литературы поощрялись, то к "лёгким" развлечениям отношение было настороженным, даже враждебным. Кадетам, даже старшего возраста, абсолютно запрещалось посещение публичных маскарадов, танцевальных вечеров и, конечно, ресторанов. В цирк, синематограф, театр можно было ходить лишь в сопровождении воспитателей или старших родственников (во время отпуска).

Строгость и аскетизм кадетского режима, конечно, не исключали праздников. Выпускник Псковского кадетского корпуса А. Булгаков писал в своих мемуарах: "Три раза в году, на Масленицу, 14 ноября и 16 декабря, бывали балы, привлекавшие массу гостей… Помещения 1-й и 2-й рот превращались в артистические уборные и танцевальные залы, каждый со своим оркестром от стоявших в Пскове полков, классы же превращались в гостиные разных эпох и стилей, в зимние сады со множеством зелени… В спальнях устраивались буфеты с изобилием разных бутербродов, пирожных, фруктов и прохладительных напитков".

Кадеты старших классов (16-17-летние юноши), конечно, влюблялись, ухаживали за девушками, мечтали и переживали, как и положено в юные годы. Объектом воздыханий многих из них были воспитанницы Мариинской женской гимназии, которая располагалась как раз напротив корпуса (на Ивановской улице - ныне улице Гоголя).

* * *

Кадетский корпус в Пскове действовал до июля 1917 года, когда в связи с приближением к городу линии фронта (шла Перовая мировая война) его эвакуировали в Казань. В период революционных потрясений и Гражданской войны псковским кадетам пришлось перенести немало тягот и лишений. Некоторые из них стали участниками Белого движения, другие, напротив, избрали службу Советской России.

"Обаяние мундира"

К носимой форме, как к символу единой, военной корпорации, кадеты относились с особым пиететом. Один из воспитанников Псковского корпуса, Б. Ждан-Пушкин написал для корпусного журнала "Пскович" статью под выразительным заглавием "Обаяние мундира", в которой есть такие строки: "Я тоже ношу такой же мундир… я тоже принадлежу к той же тесной братской семье, мы все вместе, мы все заодно". При этом запрещалось носить мундиры, сшитые из собственного материала, так как это было бы "неделикатностью по отношению к товарищам и именно тем, которые не могут себе позволить замену казённых вещей более ценными".