ОБСУЖДАЕМ КОНЦЕПЦИЮ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

проект

КОНЦЕПЦИЯ
Национального проекта формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских военных училищ и кадетских корпусов страны

(Федеральной целевой Программы развития кадетского образования
на 2008 - 2018 годы)

I. Определения, используемые в Концепции

В Концепции Национального проекта (Федеральной целевой Программы развития кадетского образования на 2008 - 2018 годы) используются следующие определения.

"Национальная элита" - лучшие представители российского общества, составляющие слой, осуществляющий функции управления государством (его институтами), развития науки, экономики, культуры и сферы безопасности страны.

"формирование национальной элиты" - постоянный процесс воспитания, подготовки, отбора и назначения руководящих кадров государства во всех сферах его функционирования, продолжающийся от отбора и поступления ребенка в учреждение кадетского образования, до завершения им карьеры государственного служащего.

"Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.

Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

"Учреждения кадетского образования" - учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:

  • федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств;
  • регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;
  • муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

"Непрерывное профессиональное образование государственной службы" - система учреждений профессионального образования государственной службы, получение образования в которых позволяет его воспитанникам получать профессию государственной службы, занимать соответствующие должности в системе государственной или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течении всей своей трудовой деятельности.

К системе непрерывного образования профессиональной государственной службы относятся:

  • учреждения кадетского образования;
  • институты государственной службы правительств субъектов российской Федерации;
  • институты профильного профессионального образования государственной службы федерального уровня;
  • Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

"Кадетское движение России" - совокупность общественных организаций выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности.

В состав кадетского движения России входят:

  • Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов;
  • землячества выпускников одного учреждения кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;
  • региональные и межрегиональные объединения кадет;
  • общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования России.

и так далее….

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

(В том числе обоснование необходимости, места и роли кадетского образования и его соотнесенности с другими видами образования в системах образования и государственной (военной и гражданской) службы Российской Федерации)

III. Основы государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

  • Цели и задачи кадетского образования
  • Идея кадетского образования и эталон выпускника (сумма знаний, умений, навыков, нравственных и физических характеристик)
  • Общие подходы к кадетскому образованию (срок обучения 7-8 лет, ежегодное месячное пребывание в летних лагерях, начиная с 6 класса 1-2 недели зимний лагерь, последние два курса - стажировка в органах власти, или в войсках, формы дипломов и так далее.)
  • Состав классов, курсов и корпусов их состав и штатное расписание
  • Воспитательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию
  • Образовательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию
  • Профессиональный образовательный компонент кадетского образования
  • Требования к сертификации и лицензированию учреждений кадетского образования и их учебно-материальной базе
  • Общий порядок взаимодействия учреждений кадетского образования в Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, региональными и местными властями

IV. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

V. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

VII. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Срок реализации Программы - 2009 - 2019годы.

Этапы реализации Программы:

  1. Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: май - июнь 2008 года)
  2. Разработка общей Концепции национального проекта (Концепции кадетского образования и государственного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы) и представление ее Президенту России (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов)
  3. Проведение эксперимента на базе 1-2 СВУ Минобороны РФ, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009 - 2010 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации).
  4. Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы - до 2009 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2010 года; строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны - с 2008 года).
  5. Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет).
  6. Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению - по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы.

Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России - с 2017 -2019 года.

VIII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам

IX. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

X. Предварительная оценка эффективности Программы

  • Целевые индикаторы и показатели
  • Социальные эффекты
  • Отсроченные социально-экономические эффекты от реализации программных мероприятий

XI. Предложения по участию федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за разработку и реализацию Программы

XII. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

XIII. Предложения по направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

XIV. Предложения по механизмам разработки мероприятий Программы

XV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Приложения:

№ 1 Проект государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

№ 2 Предложения по порядку работы, составу и компетенции рабочей группы по разработке и внедрению системы кадетского образования в России

№ 3 Предложения по созданию системы подготовки и переподготовки командного и преподавательского и воспитательного состава учреждений кадетского образования

№ 4 Предложения по проведению эксперимента по отработке системы кадетского образования на одном (нескольких) субъектах Российской федерации

№ 5 Предложения по формированию государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов государственной гражданской (военной) службы.

№ 6 Предложения по информационному и организационному сопровождению Проекта

***

Все вышеперечисленные пункты структуры Концепции и ее понятийный аппарат являются лишь предварительными соображениями и подлежат критическому, но конструктивному осмыслению, обсуждению и профессиональной разработке.