ОБСУЖДАЕМ КОНЦЕПЦИЮ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ |
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Уважаемые коллеги! Мы убеждены, что основное национальное достояние России составляют ее граждане, причем граждане, определяемые не в качестве "населения этой страны" и не просто "образованные граждане", а граждане - хорошо образованные и просвещенные патриоты, способные и желающие не только участвовать в процессе развития державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобиться, и с оружием в руках, что дается практически только их воспитанием. В свою очередь, это значит, что должны быть выработаны не только общие подходы по воспитанию и образованию граждан России с детства, что подразумевает наличие государственного заказа на таким образом образованных, воспитанных и социализированных граждан страны, но и разработаны новые государственные образовательные стандарты, способные помочь нам всем выполнить эту важнейшую задачу, хотя, надо сказать прямо, до сих пор этот заказ никто ни в количественном, ни в качественном виде прямо не сформулировал. Наверное, в этой аудитории не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания. Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации. Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования. В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ, а их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин. Таким образом, правда жизни заключается в том, что существующая в России система образования:
Это значит, что существующий государственный образовательный стандарт как "норма, образец и мерило" - ущербен и порочен. Нам представляется, что это есть, если не сказать еще более резко, - стратегическая ошибка. В целом. Нам представляется, что Россия и ее государственная власть, лично отвечающая за состояние и качество образования и воспитания своих граждан, не имеет права на подобные стратегические ошибки и обязана принять исчерпывающие меры к исправлению этой ситуации, в том числе - путем разработки и гласного и широкого обсуждения новых государственных образовательных стандартов и новых воспитательных компонент в них. Это значит, что наряду с разработкой государственного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой образования России, в целях подготовки участников образовательно-воспитательного процесса к их активному участию в общественной и культурной жизни страны. В целом, нам представляется, что в новом государственном образовательном стандарте, для всех типов и уровней образования должны быть определены их общие (и частные) идеологические основы как "идея школы", реализация которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге, с детства формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически социализированных достойных граждан России, что должно резко улучшить качество самой школы и возможности позитивного развития нации. "Идея" национальной школы как основа
государственного Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе "национальной школы", притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать "идея школы". Мы убеждены, что для того чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня, в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся. Наше самое общее видение "идеи" национальной школы таково. Национальная школа - должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому. Это значит, что национальная школа должна готовить своих питомцев как:
Такая базовая "идея" национальной школы подразумевает, что ее выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин, должны:
В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в России была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство". Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности. С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс. В этом плане, нам представляется важным осознание государством и российской общественностью, что в современной школе и существующей системе светского образования ни один предмет обучения не воспитывает патриотизм и нравственность учащихся прямо и непосредственно. В целом. Это значит, что формирование и внедрение в практику новых воспитательных констант национального образования должно составлять самостоятельный раздел национального проекта "Образование", и эта работа должна быть развернута быстро, осуществляться и финансироваться в плановом и приоритетном порядке. Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается. К сожалению, приходится констатировать, что ответственные работники Минобрнауки РФ и функционеры от педагогики пока еще этих тенденций не поняли и мер к исправлению ситуации принимать не хотят, и наша задача состоит также и в том, чтобы заставить их это сделать. Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия. Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ. О воссоздании национальной системы
воспитания граждан России В ходе своей встречи с прессой 14 февраля Президент России В. В. Путин выделил в качестве неотложной и приоритетной национальной задачи - достижение принципиально другого уровня (высшего и качественного) управления государством Дословно он сказал следующее: "… нужно менять качество управления, принципиально менять качество управления" (Из ответов Президента России В. В. Путина журналистам в ходе пресс конференции 14 февраля 2008 года.) Закономерен вопрос: "кто и каким образом сможет, и будет принципиально изменять к лучшему управление государством?". Также закономерно выглядит и ответ на это вопрос: "изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть - образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества". Нам представляется совершенно корректным следующее аксиоматическое утверждение: национальные элиты России должны специально готовиться с детства и являться результатом специального воспитания, образования и отбора, а не появляться неведомо откуда и из неведомых политических или молодежных движений. Анализ современного состояния дел в сфере воспитания граждан России сегодня позволяют сделать следующий ряд неутешительных констатаций.
В целом. Президент России абсолютно прав, сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы. Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества. Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации. О необходимости создания системы
подготовки национальной элиты и ее Основные посылки 1. Анализ развития мира в последние 20 лет, которые были полны примеров исторических крахов одних сильных государств (как это было, например - в СССР, Югославии, Ираке) и появления "спровоцированных независимостей" других государств (например - Косово) позволяет сделать следующие выводы: во-первых, жизнеспособность и независимость нации прямо зависит от ее готовности противостоять внешним попыткам изменить (извне и изнутри) ее национальное бытие и образ жизни; во-вторых, главное, от способности и готовности политических элит нации руководить этой борьбой не сдаваясь, и не предавать свою нацию (как, например - в СССР, Югославии, Ираке). 2. Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия. Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны. 3. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально, нравственно и ответственно управлять бытием державы. 4. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни, и мер социального обеспечения. Исторические примеры и образцы
эффективного решения проблемы Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной. Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса "естественного отбора". Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи - с отсутствием оного. При анализе истории вопроса и кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии - политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., … Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт: она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще. И именно это все и дало России наше великое прошлое. Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть - тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом - успешны. Так было. Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения. Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты - дворянство, переставало служить Отечеству "не щадя живота своего", и становилось рантье. Так было в конце XIX века - когда дворянство, развратившись необязательностью службы "ушло в себя", а государством правили жаждущие богатства и славы "разночинцы", явления подобного свойства мы наблюдали и в советское время, к сожалению подобное есть и сегодня. В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава - в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы. Основа Армии - ее офицерский корпус "служит", а не "зарабатывает" и его жизнь ориентирована на "служебный рост" как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны. Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный Госплан. Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует. Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России - не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать. Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности. Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере - обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как практически весь высший эшелон власти - политические назначенцы, средний эшелон, как правило, - их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня обеспечен кадрами крайне слабо. Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру. Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем. Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалось и воспитывалась государством с детства системе Кадетских корпусов. Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских (и нахимовского) училищ, и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения), и кадетских корпусов Минобразования и субъектов Российской Федерации (более 80). О системе СВУ и КК Министерства обороны России Суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашем Отечестве в 1943 году. За шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, десятая часть которых отдала свои жизни защищая свободу и независимость Отечества. Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Мы гордимся кадетами - Секретарем Совета Безопасности России Московским суворовцем Игорем Ивановым и Горьковским кадетом народным артистом России Герардом Васильевым; академиком Владимиром Кадышевским; Ташкентским кадетом летчиком космонавтом дважды Героем Советского Союза Владимиром Джанибековым; генералами армии Константином Кочетовым, Виктором Казанцевым и Валентином Бобрышевым; генерал-полковниками Героями России Борисом Громовым и Владимиром Булгаковым и еще многими сотнями выдающихся кадет России. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде. *** Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении, главным образом в связи с моральным и физическим износом учебной и жилой инфраструктуры, нерешенностью вопросов оплаты и престижности труда постоянного состава учебных заведений, неясностью статуса и нечеткостью их предназначения, а также отсутствием соответствующих государственных (и даже ведомственных) образовательных стандартов В то же время, нельзя не отметить, что в сегодня принимаются серьезные меры к улучшению качества учебной и жилой инфраструктуры СВУ и КК Минобороны, решаются вопросы позволяющие говорить о начале воссоздания национальной суворовской школы России. О современном состоянии кадетского
образования Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Иордана. Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно. Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем. Кроме этого, в системе Минобрнауки и субъектах Российской Федерации существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся. Как следствие, имеют место:
Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами. В России сегодня нет юридических основ строительства и функционирования кадетских корпусов и вообще учреждений кадетского образования, Закон РФ "Об образовании" вообще не содержит такого понятия как "кадетских корпус", а только "школа-интернат" Практически все существующие учебные заведения, которые вполне условно можно отнести учреждениям кадетского образования, являются плодом решений Правительств субъектов Федерации или местного самоуправления, принимаемых самостоятельно, и абсолютно произвольно. В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя "кадетскими", который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться "кадетским", как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа. Семинар руководителей образования и директоров кадетских корпусов (кадетских школ и кадетских классов) организованный Минобразования РФ на базе кадетского корпуса в Белой Калитве осенью 2007 года показал, что практически все участники семинара и родительская общественность России не имеют четкого представления о том, что такое кадетский корпус, и что он должен дать своим воспитанников и их детям, притом, что все без исключения верили в то, что кадетские корпуса и классы - есть лучшее из всего имеющегося в системе Минобрнауки РФ. Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия. Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ. В то же время как создание учреждений кадетского образования в регионах не обязательно и зависит только и исключительно от энтузиазма родительской общественности, и продвинутости местных властей, например, в Москве уже шестнадцать прекрасных кадетских корпусов Правительства Москвы (с конкурсом 40 человек на место) и департамент кадетского образования, а в Московской области или Свердловской области кадетских корпусов нет ни одного. Таким образом, системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях. *** В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным Национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации. О Национальном проекте формирования
национальной элиты России Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России. Общие определения, константы и подходы "Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства. Кадетское образование является первичным профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации "Учреждения кадетского образования" - учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:
Основные константы кадетского образования в России Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также кадетские корпуса Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации - образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы. Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.
Базовые подходы к новому государственному
образовательному Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.
Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка). В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового образования государственной (гражданскойи военной) службы. Таким образом система получения первичного военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. О подборе и подготовке кадров учреждений кадетского образования Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям. Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования. Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени. Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь. Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них. О программах и учебных планах учреждений кадетского образования Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности. Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет. Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7-8летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей. Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобразования РФ. Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам. Этапы реализации проекта
Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России - с 2017 года. Реализация этой программы должна составить существо работы всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь - профильных комитетов Государственной думы и министерств Правительства РФ, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобрнауки России, субъектов Российской Федерации, а так же объединений выпускников суворовских, нахимовских и специальных военных училищ и кадетских корпусов России. Кто это все должен и будет делать В настоящее время настала пора плотно работать над разработкой теории кадетского образования, над созданием его юридических основ и государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы России. Так сталось, что в этой работе мы может рассчитывать пока что только на самих себя и тех жителей Москвы и граждан России, которые разделяют нашу уверенность в том, что без профессионального, нравственного, патриотически и государственно ориентированного служилого слоя - Россия не сможет разумно развиваться и достичь целей совей Национальной стратегии - обеспечить достойную жизнь своих граждан, свой исторический успех и историческую вечность. Сегодня создана Рабочая группа по Кодетскому образованию Общественной Палаты по образованию города Москвы, которая имеет План своей работы. Я прошу всех, кто разделяет наши идеи включиться в разработку:
Очевидно, что такая работа требует профессиональных знаний в области права, педагогики и администрирования, поэтому наша особая надежда на то, что на наш призыв откликнутся специалисты и ученые, профессионально работающие в этих областях. Наша задача создать проекты документов для их представления Правительству Москвы (Президенту и Правительству России) к исходу 2008 года, понимая, при этом, что кроме нас эту работу делать никто не будет, а если будет, то это будет другое образование и другие стандарты, чего мы допустить не имеем права. Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит. Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов. Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе. Другими словами, нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России. Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус. Уважаемые коллеги! В настоящем докладе мы коснулись только одного аспекта государственного строительства, а именно создания системы формирования служилого слоя России. Мы убеждены, что предлагаемые Вашему вниманию и вниманию высшего руководства столицы и страны некоторые базовые направления формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего, в частности - формирование нового национального проекта по созданию системы подготовки национальной элиты России с детства на базе суворовских и нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны, есть корректный и эффективный способ выращивания новых поколений строителей нашей великой державы и ее нового служилого слоя - что, на наш взгляд и есть инновационные подходы к этой проблеме. Представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления и бытия державы. Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России, с детства восприявшая наши национальные ценности и воспитанная на наших исторических традициях, должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы нравственного государственного патриотического кадетского воспитания, которое она получит в СВУ и КК. Сегодня интересы успешного развития России требуют, чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать, в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта. Это есть основная часть гарантий успеха Национальной стратегии развития России и залог исторической вечности нашего Отечества. Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы. Я, как профессиональный стратег и ветеран-суворовец, видел свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания, и внимание руководства государства, Москвы и российской общественности. Нам представляется, что наш Форум может просить Мэра Москвы возглавить проект создания системы кадетского образования в столице России в качестве примера и образца для всех регионов страны, и сделать его безусловно приоритетным для соответствующих структур Правительства Москвы и ее Префектур, а в его реализации опираться на мощь институтов гражданского общества и общественных организаций кадет России. Если мы вместе не решим эти задачи, то мы как нация будем обречены на дальнейшее культурное "дичание" даже в условиях сплошного Интернета и компьютерной грамотности, и дальнейшее исчезновение из истории Человечества. Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и успеха, который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет российское общество и требует сама жизнь. Благодарю за внимание. Председатель Общероссийского союза кадетских объединений "Открытое Содружество
суворовцев, нахимовцев и кадет России", 12 марта 2008 года, г. Москва |