Чиковани Владимир Окропирович
Председатель Совета Старейшин Открытого
Содружества Суворовцев, Нахимовцев и
Кадет России. Выпускник Тбилисского НВМУ 1956 г.
Академик МАДЕНМ при ЮНЕСКО.
Генерал- лейтенант.

Выступление на заседании государственного Оргкомитета
по подготовке празднования 70 летнего юбилея образования
СВУ и НВМУ под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина.

(15 августа 2013 г. 10ч.26 мин. г. Москва. Дом Правительства РФ)

Уважаемый Дмитрий Олегович!
Уважаемые коллеги и боевые друзья!

Позвольте мне высказать слова благодарности, за то внимание, которое Президент и Правительство Российской Федерации оказали нам - ветеранам суворовцам и нахимовцам и делу возрождения и продолжения традиций кадетского движения, которое стало для нас смыслом всей нашей жизни!

Я благодарен, также, за честь, оказанную мне - выпускнику Тбилисского НВМУ 1956 года, выступить в начале нашего заседания, и расцениваю это как ёще один шаг в начавшемся потеплении Российско-Грузинских отношений.

В различные исторические периоды, кадетское воспитание и образование то сворачивалось, то развивалось с новой силой и в больших масштабах по сравнению с предыдущим. Объяснялось это характером власти, приходом к управлению страной, то прогрессивных и заботящихся о будущем страны, то никчемных правителей, а также в зависимости от государственных задач, выдвигаемых историческим временем. Но опыт этой формы воспитания и образования молодежи в России накоплен значительный, возраст которому более 300 лет.

1. Результаты кадетского воспитания и образования
в дореволюционной России

Истоки кадетства России заложены, императором Петром Первым, который для решения проблемы нехватки "государственных мужей и грамотного работного люда", в Москве, 21 января 1701года основал Школу математических и навигацких наук - первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, имевшее целью подготовку артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. Была, также, образована сеть учебных заведений, состоящая из 160 цифирных, гарнизонных, епархиальных, ремесленных, для подьячих и медиков школ.

"...Я довольно учинил, что многие школы математические устроены, А для языков велел по епархиям и губерниям школы учинить, и надеяся, хоть плоды я не увижу, но оные в том моем Отечеству полезном намерении не ослабеют".

Но история расценила по-своему. После смерти (25 января 1725г.) Петра I, работу школ перестали контролировать, и они постепенно стали закрываться.

Осталась Навигацкая школа, которая просуществовала до 1753 года. Однако, идея кадетских корпусов, возникшая при нем и вызревавшая вместе с укреплением дворянского абсолютистского государства, во времена царствования Анны Иоанновны была практически реализована.

Екатерина II создала своими указами - 8 кадетских корпусов, но после её смерти лучшие из них стали закрываться.

В результате военной реформы Д. А. Милютина (1861 год) кадетские корпуса были свернуты и превращены в военные гимназии, но после гибели Александра II и восшествия на престол Российской империи Александра III, кадетские корпуса были восстановлены и начался долгий период их процветания.

Вплоть до революции 1917года, кадетские корпуса были обеспечены Высочайшим покровительством, особенно после назначения Великого князя Константина Константиновича Романова попечителем всех кадетских корпусов. Его авторитет был высок. Его называли "Отцом всех кадет". Он ведал кадетским образованием, как важной отдельной ветвью системы образования России.

От того времени нас отделяет несколько веков, но на протяжении каждого из них кадетское образование и воспитание подрастающего поколения, проявляя жизнестойкость, проходит красной нитью через смену правителей, режимов власти, реформ и перестроек, как необходимое условие пополнения общества качественным людским ресурсом, обеспечивающим существование самого государства.

Кадетские корпуса были востребованы, так как они с этой благородной задачей справлялись достойно. Блестящее российское общество, в исторически обозримый период, которому завидовала тогдашняя Европа, сплошь состояло из выходцев пажеских и кадетских корпусов.

Отечественная война 1812 г. явила миру имена выдающихся офицеров и генералов, воспитанников кадетских корпусов. Это генералы и офицеры сухопутных полков, артиллерии, инженерных войск, принявших участие в войне с Наполеоном в 1812-1815 гг.

Большинство из них, окончивших кадетские корпуса в конце XVIII века, к 1812 г. уже имели опыт участия в боевых действиях с Турцией и Наполеоном, в переходе А.В. Суворова через Альпы. Но были и такие, кто вступил в Отечественную войну сразу после окончания кадетских корпусов.

В Отечественной войне 1812 г. принимали участие выпускники Первого Его Императорского Величества, 2-го Петра Великого кадетских корпусов, Пажеского корпуса, Дворянского полка, Корпуса чужеземных единоверцев, Императорского Военно-сиротского дома, Горного, Шкловского (Смоленского, Гродненского), Морского кадетских корпусов. Воспитанники кадетских корпусов и приравненных к ним военно-учебных заведений закрытого типа в 1812 г. составили 28 процентов офицерского состава Русской армии.

Подводя итог этому историческому периоду времени, можно сказать, что Российская кадетская система образования и воспитания дала известных миру выдающихся государственных деятелей, военачальников и флотоводцев:

  • Святой Русской Православной церкви Иоанн Шанхайский,
  • Священнослужитель Архимандрит, Настоятель Троице - Сергиевой Лавры: Кавелин Л;
  • Премьер Правительства России: Горчаков М.И.
  • Полководцы: Румянцев П.А., Кутузов М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С., Корнилов Л.Г., Каледин А.М., Нестеров П.Н.
  • Адмиралы флота: Ушаков Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак А.В.
  • Поэты и писатели: Пушкин А.С., Даль В.И., Бестужев А.А., Куприн А.И., Бенедиктов В.Г., Рылеев К.Ф.
  • Композиторы: Римский-Корсаков Н.А., Мясковский Н.Я., Скрябин А.Н.
  • Мореплаватели - открыватели новых земель и континентов: Лазарев И.П., Беллинсгаузен Ф.Ф., Крузенштерн И.Ф.
  • Живописцы: Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А.

На примере их жизни и служению Отечеству воспиталось не одно поколение молодёжи России.

Не случайно, дошедшее до нас количество Кадетских корпусов, действовавших в Российской империи от ее западных границ до Камчатки, к началу XIX столетия составляла 105 единиц. К 1917 году их осталось 35.

2. Результаты воспитания детей в Суворовских, Нахимовских, специальных
и подготовительных школах советского времени

В Советском Союзе, создание Суворовских и Нахимовских военных училищ, связано убыванием генофонда страны в результате внешней интервенции, Гражданской и Великой Отечественной войн, которые унесли миллионы жизней взрослого населения и породили большое количество бездомных детей. В связи с этим возникла проблема сирот, которых необходимо было одевать, кормить, обучать и воспитывать.

Опыта у революционной России практически не было. Макаренковские и "ШКИД"овские школы были единичны и к началу войны были упразднены.

Был и опыт создания в 1921-1922 годах Красного кадетского корпуса в Азербайджане, в городе Баку (150 человек в возрасте от 8 до 18 лет) и Военно-трудовой школы в Бухарской Народной Советской Республике в городе Фергана (100 человек). Но в Наркомпросе РСФСР и в РККА отнеслись к этому начинанию как к вредному в педагогическом и политическом отношении, и оно было свёрнуто.

Дореволюционные кадетские корпуса были упразднены, и в 1923 году покинули свою историческую Родину - Россию. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой армией, и продолжить их функционирование в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль). Это ещё одна история жизнестойкости русского кадетства. По рассказам И.Н.Андрушкевича, Мордвинкина, Лермонтова и других кадет русского зарубежья происходило следующее. Советская власть уничтожила кадетские корпуса как белогвардейские и лишила их Родины, но они как учебные заведения продолжили свою деятельность на чужбине. Пришли в Сербию фашисты уничтожили кадетские корпуса уже как русских. А они опять продолжили свою жизнь в Европе и в Америке. Последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году!

В тридцатые годы начали появляться подготовительные и специальные школы, которые готовили молодёжь для службы в авиационных, артиллерийских и флотских подразделениях Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1937 году были созданы, по типу кадетских корпусов, Военно-музыкальное училище, артиллерийские, затем, военно-морские и военно-воздушные спецшколы. В спецшколах ребята получали серьезную военную подготовку и когда, в 1941 году, началась война, тысячи мальчишек из этих школ целыми подразделениями добровольно вступили в ряды Красной армии. Многие из них в боях сложили головы, также как и их пращуры - кадеты, в Отечественной войне 1812 года, отстаивая родную землю от иностранной агрессии.

Ветеран Великой отечественной войны подполковник Соколов рассказывает:

"Трудно сейчас сказать, сколько фашистских танков подбили из своих 45-миллиметровых пушек наши мальчишки, сколько уничтожили врагов… Я то и дело сообщал об этом через свою РБС на командный пункт батальона. Пленные немцы не верили, что стреляли дети! Даже если на орудие, на дот шли несколько вражеских танков, ребята продолжали стрелять, подбивая танки - один за другим. Видимо, в этом возрасте плохо ощущаешь реальную опасность и не веришь в смерть".

Тяжёлые для страны времена заставили руководство страны вернуться к созданию школ, подобных кадетским, для сохранения генофонда страны, уничтожаемого войной и беспризорностью.

После стратегической победы Советских войск на Курско-Орловской дуге, Правительством страны, было принято решение о создании различного рода государственных детских учреждений. А именно:

9 Суворовских (по 500 человек каждое со сроком обучения 7 лет), 23 специальных ремесленных (по 400 человек, для мальчиков -12, для девочек -11, со сроком обучения 4 года), специальные детские дома (на 16300человек) и дома ребёнка (на 1750 детей), и 29 детских приёмников-распределителей (на 2000 человек). Таким образом, ежегодно в эти учебные заведения предполагалось принималось 37750 человек.

В Постановлении СНК ССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года говорилось о необходимости создания Суворовских военных училищ и других детских учебных заведений, целью которых было: "... для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны 1941-1945 г.г., а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в борьбе с фашистскими оккупантами...".

В разъяснении, как суворовские учебные заведения должны были создаваться, говорилось однозначно - "по типу старых кадетских корпусов". И это в советское то время! Ученым пришлось даже подводить под эту сталинскую фразу целую теорию, которая в аргументации, в итоге, свелась, к российскому историческому опыту!

В связи с чем, уместно привести указ Императрицы Анны Иоанновны, изданный в августе 1731:

"...учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек дворянских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как российских, так и эстляндских, лифляндских провинций; которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажскому действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам.

А так как не каждого человека природа к одному воинскому делу склонила, и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, для чего: иметь учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцеванию, музыки прочих полезных наук.

И на содержание того корпуса и учителей прочих расходов определяем сумму 30 000 рублей.

Штат как офицерам, учителям, прочим служителям определяю из вышеписанной суммы по достоинству жалованье и к тому способный дом приискать, и на всем том немедленно донесть для известия всему дворянству. Историки говорят, что под эти цели был выделен целый Дворец князя Меншикова. Вернёмся к выше названному Постановлению. О серьёзности и непосредственном участии Советского Правительства в программе создания суворовских училищ, говорит следующий пример.

Привожу выдержки из стенограммы беседы М.И. Калинина с Заместителями начальников Суворовских училищ по политической части, произошедшей в Кремле 10 мая 1944г.

На этой встрече участвовал Отец, присутствующего здесь, члена нашего Оргкомитета генерал- майора Владимирова Александра Ивановича -

Владимиров Иван Владимирович, (1897), выпускник Алексеевского училища 1916 года, поручик Императорской армии, полковник Советской армии, заместитель начальника отдела Суворовских военных училищ Народного Комиссариата Обороны.

Его сын генерал Александр Владимиров, суворовец Московского СВУ 1963г. Выпуска -Почетный Председатель Общероссийского и Московского содружеств суворовцев, нахимовцев и кадет,- Президент Коллегии военных экспертов;- Член Совета по национальной стратегии;- Кандидат политических наук, генерал-майор, продолжил дело отца - является одним из ведущих теоретиков и организаторов кадетского движения России.

Его внук Александр - выпускник Московского СВУ 2009 года, а правнучка Лиза заканчивает Московский девичий кадетский корпус. Налицо замечательная российская династическая преемственность поколений.

 

В беседе с полковником И.В. Владимировым, М.И. Калинин говорит следующее:

"Суворовские училища, должны быть вроде старых кадетских корпусов. Кадетские корпуса были неплохими учреждениями, окончившие их имели право поступать в высшие учебные заведения. Конечно, 90% кадет шло в военные училища, потому что все воспитание толкало их к этому. Да там и учились сыновья военных, так что с этой стороны было тяготение к военной службе".

Далее:

"Я спрашивал кого-то из военных о возможности поступления воспитанников суворовских училищ в наши гражданские высшие учебные заведения, Возможно, что сейчас этот вопрос неактуален, так как это дело будущего. Я стою за то, чтобы суворовцам давали возможность поступать и в гражданские высшие учебные заведения. Я не вижу опасности, что они уйдут от вас, а если и уйдут, то значит - у человека не образовалось военного призвания"

Вот и связь времён: мысли Михаила Ивановича полностью совпадают со словами Анны Иоановны о необходимости воспитания кадет, в нашем случае суворовцев, для служения Отечеству на военном и гражданском поприщах.

За военный и послевоенный периоды было создано: 19 Суворовских военных училищ:

Август1943 год:

Краснодарское суворовское военное училище в г. Майкопе,
Новочеркасское суворовское военное училище в г. Новочеркасске,
Сталинградское суворовское военное училище в г. Астрахани,
Воронежское суворовское военное училище в г. Воронеже,
Харьковское суворовское военное училище в г Чугуеве,
Курское суворовское военное училище в г. Курске,
Орловское суворовское военное училище в г. Ельце,
Калининское суворовское военное училище в г. Калинине,
Ставропольское суворовское военное училище в г. Ставрополе,

Октябрь 1944:

Горьковское суворовское военное училище,
Казанское суворовское военное училище,
Куйбышевское суворовское военное училище,
Саратовское суворовское военное училище,
Тамбовское суворовское военное училище,
Тульское суворовское военное училище

Июль 1953: Минское суворовское военное училище.

Август 1955: Ленинградское суворовское офицерское училище

В это число входят училища для детей пограничников:

Кутаисское и Ташкентское суворовские военные училища НКВД.

Три Нахимовские военно-морские училища - для детей моряков:

Тбилисское ( Октябрь1943), Ленинградское(1944), Рижское (1945).

Созданные для детей сирот военные учебные заведения с честью справились с поставленной задачей - воспитали поколение военных и гражданских, людей составивших, в то историческое время элиту советского общества. Подсчитано, что суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 72 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; пять министров, пятерых заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; несколько десятков тысяч офицеров Армии и Флота; трех космонавтов; трёх губернаторов; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

История повторяется. К примеру, простой человек, вряд ли сможет увидеть бывших воспитанников этих детских военных училищ в таких известных на весь мир персонах, как премьер-министр Евгений Примаков (Бакинское ПУ ВМФ, 1943-1945), министр иностранных дел Игорь Иванов (Московское СВУ, 1963), министр просвещения Эдуард Днепров (Ленинградское НВМУ, 1958), министр культуры Юрий Мелентьев (Саратовское СВУ, 1950), министр обороны Белоруссии Леонид Мальцев (Минское СВУ), губернатор Московской области Борис Громов (Саратовское СВУ), Олимпийский чемпион-тяжелоатлет Юрий Власов (Саратовское СВУ, 1953), Олимпийский чемпион - боксер Валерий Попенченко (Ленинградское СВУ), герои-космонавты Владимир Джанибеков (Ташкентское СВУ), Роман Романенко (Ленинградское СВУ), Юрий Глазков (Ставропольское СВУ), герой - гидронавт Юрий Филипьев (Тбилисское НВМУ), герой военно-морской лётчик Тимур Апакидзе (Ленинградское НВМУ).

Всего, в советский период, в центральной части страны и во всех республиках, вместе с названными училищами, действовало 75 специальных и подготовительных закрытых военизированных школ.

В 1956 году ЦК партии и Правительство посчитали, что свою роль эти учебные заведения выполнили и их начали сокращать, объединять, реформировать и т.д.

С 1958 по 1963 году, решением Генерального секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С. было сокращено количество суворовских и нахимовских военных училищ, почти на 30% Срок обучения в них был уменьшен, сначала с семи до трех, а потом до двух лет. Какой-то период времени, система оставалась устойчивой, но продолжала терять государственную востребованность, особенно после развала СССР. Дальше создание подобных школ носило стихийный ведомственный характер.

3. Опыт работы кадетских учебных заведений современной России.

Распад советской системы внес изменения в, казалось бы, устоявшийся уклад жизни этих учебных заведений, хотя к 1991 году из суворовских - оставалось 9, а из нахимовских 1 училище. Остальные постепенно переставали существовать или становились детскими домами со своими пороками. В связи с разрушением института власти, безработицей и административным хаосом в стране неимоверно выросло число беспризорников и детей, отбившихся от родителей. В прессе озвучивалась цифра - более 3 миллионов. Создалась ситуация, когда вновь потребовались школы, подобные кадетским.

Началось их стихийное возрождение на ведомственном уровне. К 2011году, в Российской Федерации из сохранившихся и созданных вновь Суворовских, Нахимовских училищ, Кадетских корпусов и школ стало действовать - 135. Их ведомственная принадлежность выглядит следующим образом:

Министерство обороны - Суворовских -8, Нахимовское -1, Кадетских корпусов -3, Президентских кадетских -3, Школы с первичной лётной подготовкой-9, Пансиона воспитанниц -1, Военно-музыкальное училище -1, Всего (26).

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Кадетских корпусов - 10,

Министерство внутренних дел: Суворовских-6, Лицеев и колледжей-10

Министерство юстиции - 2,

Федеральная пограничная служба - 2,

Налоговая полиция - 1.

Министерство образования - Кадетских школ интернатов 80, (Кадетских школ 150) В том числе кадетских казачьих корпусов - 8.

Географическое расположение кадетских училищ не менее интересно - это такие крупные города, как: Москва(9), Санкт-Петербург(12) и его пригороды

- Пушкин, Петродворец, Кронштадт, Павловск. Далее: Астрахань, Тверь, Тула, Рязань, Белгород, Калининград, Владимир, Иваново-Вознесенск, Смоленск, Воронеж, Елабуга, Тамбов, Ростов, Туапсе, Дербент, Махачкала, Владикавказ, Назрань, Грозный, Краснодар, Новочеркасск, Ставрополь, Саратов, Омск, Томск, Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Челябинск, Кемерово, Ачинск, Чита, Чебоксары, Красноярск, Иркутск, Уссурийск, Улан-Удэ, Якутск, Владивосток.

Представлены практически все регионы России, что естественно накладывает на правительственные территориальные органы обязанность более полно заниматься этими необычными до вузовскими кадетскими учебными заведениями.

Нынешняя востребованность этих учебных заведений в Российском обществе, как и раньше, очень высока. Приемные экзамены, показывают, что число школьников, желающих поступить, на одно место доходило до 29 человек!

Сравним - в 1922 году в Бакинский Красный кадетский корпус на 120 вакансий было несколько тысяч юношей.

4. Заключение

Мы - ветераны кадеты с удовлетворением докладываем Вам, что в результате пятилетних усилий общественных организаций суворовцев, нахимовцев и кадет, жесткой борьбы с чиновниками за сбережение национальной суворовской военной школы и создание системы кадетского образования в России, как системы подготовки ее служилого слоя и национальной элиты с детства - наше святое кадетское дело начинает побеждать.

Сегодня мы имеем следующие успехи:

1.Президент, Правительство и Министр обороны России лично поддерживают усилия суворовцев, нахимовцев и кадет, создающих систему кадетского образования, а кадетского движения России, как наиболее патриотическую и ответственную составляющую ее гражданского общества.

Согласно распоряжения В.Путина, мы участвуем в работе Оргкомитета под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ по празднованию 70-летия СВУ, Д.О.Рогозина а также в Общественном Совете при Министре обороны РФ.

2. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Минобороны уже участвуют в Парадах Победы в Москве и всех областных городах, и это, мы думаем, навсегда.

3. Все СВУ переданы в ведение Главкома Сухопутных войск РФ, то есть у них появился прямой начальник, получили начальников училищ в ранге полковник-генерал, гражданские директора уволены. Все офицеры-воспитатели носят офицерскую форму.

4. 29 декабря 2012 года принят Федеральный Закон ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", в котором появилась 86 статья, в которой (впервые за 70 лет) статуировано положение суворовских военных училищ и кадетских корпусов, как организаций, имеющих цель подготовку несовершеннолетней молодежи к государственной службе на военном и гражданском поприщах.

5. На состоявшихся 4 марта сего года слушаниях в Государственной Думе по вопросу кадетского образования, наша Концепция кадетского образования в России принята как основная и рекомендована к обсуждению и работе. Было заявлено, что Минобороны будет стремиться к унификации учебных планов, стандартов обучения в СВУ, НВМУ и КК всех уровней.

Минобороны согласно с тем, что бы эти учреждения кадетского образования были бы сформированы в каждом субъекте Российской федерации, притом, что Министерство обороны согласно финансировать их на 20%. Сегодня в нашу суворовскую военную школу возвращается ее собственно военная суть.

Таким образом, феномен Кадета в его постоянном возрождении. Жизнестойкость кадетства проходит сквозь толщу исторического времени.

Секрет в том, что кадетская система образования, как никакая другая, продуцирует патриотический нравственный слой общества, и государство каждый раз возвращается к этой системе, как к спасительной, когда тает генофонд страны и наступают трудные времена.

Российские Кадеты в 1812 году участвовали в разгроме и изгнании Наполеона с Российской земли. В 1941 году сыны полков, партизанских отрядов, юнги флотов (будущие суворовцы, нахимовцы) участвовали в уничтожении фашизма, дошли до Берлина и там победоносно закончили Великую Отечественную войну, а затем восстанавливали порушенное войной народное хозяйство. Следующее поколение суворовцев и нахимовцев, в период "холодной войны с США" создавало Ракетно-ядерный щит Родины, осуществило выход в космос и запуск на космическую орбиту первого человека Земли. Последующее поколение суворовцев и нахимовцев выполняло интернациональный долг по защите социалистических интересов в Афганистане.

Мудрые правители всегда понимали значение для страны Кадетских корпусов. В годы их правления страной, выпускники-кадеты всегда были востребованы, так как, составляя лучшую часть российского общества, они самоотверженно и успешно помогали решать государственные задачи, выдвигаемые историческим временем.

Позвольте, мне как Старейшине нашей многотысячной общественной организации суворовцев, нахимовцев и кадет, поблагодарить Президента и Правительство России, всех членов нашего Оргкомитета под Вашим руководством, Дмитрий Олегович, и выразить надежду, что сегодняшнее заседание в здании Правительства Российской Федерации, с участием представителей силовых, правоохранительных и гражданских министерств даст новый исторический импульс кадетскому движению во благо России!!!

Благодарю за внимание!